Такова общая картина. Но среди древнерусских духовников встречались и учительные люди, умевшие стать выше других, не ниже уровня, требуемого церковью. В нашей истории имеются примеры духовников, увлекавших и привлекавших народ своим красноречием и книжностью. Памятником учительной деятельности других остаются поучения и послания к духовным детям, а также произведения, касающиеся духовнической практики. Сейчас мы приведем примеры учительных духовников в древнерусской обстановке, а потом разберемся в дошедших до нас духовнических литературных произведениях. В конце XII и начале XIII вв. в Смоленске прославился своей учительностью духовник инок Аврамий, Житие которого со слов очевидцев и по собственным воспоминаниям написано его учеником Ефремом 560 . Сын благородного и благочестивого отца, Аврамий был рано отдан учиться грамоте и «не... унываше отроча, яко прочая дети, но и скорым прилежанием извыча». Жениться он не захотел и принял монашество, а после смерти родителей роздал бедным свое наследство. Он предался чтению книг и подвигу юродства. Жизнеописатель отмечает, за какими книгами преподобный проводил дни и ночи. Он читал жития восточных подвижников: Антония, Илариона, Евфимия, Саввы и Феодосия и уносился своею мыслью к месту их подвигов, в святую землю. Но любимыми его книгами были творения святых Ефрема Сирина , Иоанна Златоуста и Феодосия Печерского . Из отрывков прочитанных писаний преп. Аврамий составляет сборники, переписывая их собственною рукою или же при помощи писцов. Кроме того он умел писать иконы и нарисовал две – страшный суд и мытарства. Своим образованием и дарованиями Аврамий, как замечает Житие, значительно превосходил всех невежд, взимающих сан священства. Он поселился в Богородицком монастыре, называемом Селище, в шести верстах к востоку от Смоленска и скоро прославился своей учительностью. По настоянию игумена, также человека книжного, Аврамий принял сан священника и получил право на исповедь. Это было в княжение Мстислава Романовича (1197–1214). В загородный монастырь из Смоленска пошли теперь многие на исповедь, и послушать учителя. Его успехи вызвали зависть у монахов монастыря и у городских священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Здесь же при мощах архимандричья шапка преподобного Аврамия, невысокая, шитая золотом, с горностаевой опушкой. – Здесь же медный крест, часть того жезла, которым Аврамий сокрушил Велеса; остальная же, большая часть, взята царём Грозным в Москву 388 . «Ревнитель Апостолов, преподобный! ты удостоился беседовать с Богословом и, получив от него жезл, сокрушил Велеса и, истребив козни, привёл неверных к Христовой вере. Ныне же моли Христа Бога за почитающих память твою». «Источником благодатной воды явился ты, блаженный Аврамий! подай мне источник слёз, да омою страсти души моей и убелю почерневшую душу мою светом покаяния» 389 . 380 См. далее о св. Мавре и Анфусе. Сами обстоятельства времени показали, что к блаженной Анне не относилось правило Гангрского собора, строго осуждавшего за то, «аще какая жена ради мнимого подвижничества вместо обыкновенные женския одежды облечется в мужския». Прав. 13. К тому же собор осуждал собственно гордых Евстафиян. Он осуждал не одежду, а гордость раскола, выдумавшего свой устав. Евстафияне были такие же гордые фанатики своего устава, как Русские раскольники. Созомена , ист. 3, 14. Epistola Synodica gangrensis ар. Beveregium. 381 Ркп. житие пр. Аврамия, старшее, писано не позже XIV в. (опис. муз., стр. 212, 598. 600. Синод. б. 556). Оно с малыми переменами – в прологе и ч.-минее 29 окт. Второе ркп. житие нач. словами: «еже дивитися святых трудам добро» (опис. муз., стр. 208) писано во второй половине XVI в. Третье житие, с выписками из ч.-минеи св. Димитрия и следованной псалтыри – в Валаамском уставе и писано не раньше 1706 г. Как второй повествователь дополнял первого, так третий – второго. Первое житие и отличия второго напеч. в памяти, стар. Рус. литтер. 1, 221–225. 382 По второму житию Аврамий прежде Ростова жил на Валааме и здесь пострижен. Третье житие прибавляет, что Аврамий Чухломский язычник Иверк крещён с именем Аверкия на Валааме «в обители Св. Троицы». Но как не заметить, что на Валааме монастырский храм посвящён Преображению Спасителя? Не трудно видеть и то, что Иверк – простонародное название Аверкия, а смелый сказатель на имени, неправильно понятом, построил сказание о крещении язычника Иверка на Валааме.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но благословения на это не было дано. Духовный отец писал: «Иди жить в общежительном монастыре». Преподобный Мартирий, не дерзая преслушаться опытного учителя, но, вместе размышляя о необходимости исполнить ранее данный обет, направился к Смоленску для поклонения чудотворной иконе Божией Матери, преподобным Аврамию и Ефрему, которых со слезами молил наставить его, что делать, как уготовать себе мир по Бозе. Преподобные Аврамий и Ефрем, представ Мартирию в сонном видении, успокоили его возвещением, что ему назначено жить в пустыне: «Где Бог благословит и Пресвятая Богородица наставит». Тогда, вспомнив бывшее ему прежде явление светозарного столпа и иконы над Тихвином, преподобный Мартирий уразумел значение этого указания и направился к этой обители, уверенный несомненно, что там Господь разрешить окончательно всякое его недоумение. Найдя в Тихвинском монастыре ученика своего Аврамия, Мартирий поместился в одной с ним келье и со смирением и покорностью истинного подвижника начал проходить тяжкие в общежительстве послушания, неотступно памятуя Господа, пришедшего в мир, «да не послужат Ему, но да послужит другим». О своем приходе в Тихвинский монастырь и пребывании там преподобный Мартирий повествует так: «Когда я пришел из Лук Великих на Тихвину к Пречистой Богородице, был там ученик мой Аврамий пономарем, пришедший ранее меня. Я начал жить с ним в одной кельи. Рассказал я Аврамию о пустынном жительстве и прибавил: «Брат Аврамий, я хотел только приучить себя к пустынножительству, чтобы идти в Поморье и быть вдали от людей, незнаемым ими». Аврамий не одобрил этого. «Не ходи, отче, ни в Поморье, ни куда еще, но иди в пустыню и в то место, о которых я скажу тебе. Шел я раз из церкви с книгою по монастырю темной ночью, направляясь к трапезе, посмотрел на небо в ту сторону, где та пустыня, и увидал на небе крест сияющий, как луч, усажен весь звездами над тем самым пустынным местом. Место это я знаю, оно непроходимо, стоит во мху. Иди на него и не ищи другого. Живи там, пока Бог повелит тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Владимира, построен Владимиром Мономахом . 523 Сан архимандрита, которым почтен был Аврамий, становится известным с 12 в., да и из того, что до преп. Игнатия архимандрита богоявленского, с 1261 г. епископа, насчитывается по синодику только 7 настоятелей преемников преп. Аврамия, видно, что преп. Аврамий скончался в самом начале 12 в. 524 С другой стороны когда св. Исаия прибыл (в 1077 г.) в Ростов: он нашел в Ростове неутвержденных в св. вере, но не язычников. Таким образом подвиги преподобного против ростовского язычества начались с 1073 г., а подвижническая жизнь в обители продолжалась долее 30 лет. Что же касается до известий, относящих преп. Аврамия ко времени равноапостольного Владимира: то и доверяющие им находят в них явные вымыслы и произволы поздних времен. 525 При внуке Мономаха в. к. Всеволоде Георгиевиче (1176–1212) обретены нетленными мощи преп. Аврамия. 526 Ныне они открыто почивают в серебренной раке, в каменном храме, построенном в 1553 г. по распоряжению грозного царя. Здесь же при мощах архимандричья шапка преп. Аврамия, не высокая, шитая золотом, с горностаевою опушкою. – Здесь же медный крест, часть того жезла, которым Аврамий сокрушил Велеса; остальная же, большая часть, взята царем грозным в Москву. 527 «Ревнитель апостолов, преподобный! ты удостоился беседовать с Богословом и получив от него жезл сокрушил Велеса и истребив козни привел неверных к Христовой вере. Ныне же моли Христа Бога за по читающих память твою». «Источником благодатной воды явился ты, блаженный Аврамий! подай мне источник слез, да омою страсти души моей и убелю почерневшую душу мою светом покаяния». 528 Преп. Спиридон и Никодим просфорники и пр. Анатолий – печерские Для христиан всех времен поучительно и отрадно видеть в числе угодивших Господу людей простых, некнижных. В них особенно видна сила той веры, которая, быв проповедана рыбарями, преобразовывает и возвышает умы и сердца, как никакая философия человеческая. В их примере видно, что истина Христова, живительная и чудодействующая, не составляет собственности какого-либо избранного класса людей, как бывает с мудростью человеческою, а она дана для всех людей и всеми может быть усвояема.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И так как, по всей вероятности, оно написано около времени внесения Аврамия в святцы и именно несколько прежде, то должно быть относимо к концу XV – началу XVI века 1478 . Следовательно, жизнь Аврамия должно отодвигать от времени написания жития приблизительно не менее как именно во вторую половину XIV века. По житию преподобный Аврамий – архимандрит, а наш Аврамий Низкий – игумен; но житие ошибается или намеренно говорит неправду; в Следованной Псалтири, принадлежавшей митрополиту Даниилу (1522–1539) о преподобном Аврамии записано под 29 Октября: «в той же день преставление преподобного Авраамия игумена, бывшего у святого Богоявления в Ростове» (Рукопись МДА из Волоколамска 1 140). Это, очевидно, значит то, что Богоявленский монастырь, бывший во время процветания и, так сказать, самостоятельности Ростовского удела архимандритией Ростовской области, после подчинения удела Москве, что началось со времени Калиты († 1340), был лишён своего достоинства и низведён в ряд обыкновенных игумений (сейчас сказанное служит к новому подтверждению и того, что Аврамий жил не прежде Калиты). Житие повествует, что по оклеветанию беса Аврамий был привлечён на суд великого князя; но монастырь его находился не в области великого княжения, а в области одного из уделов. Следовательно, он подсуден был и мог быть привлечён на суд не великого князя, а одного из своих удельных, т. е. Ростовских, князей. Одна из служб преподобному Аврамию (о которых ниже) называет князя Андреем: «демон предстаёт тогда владущему князю Андрею». Между князьями Ростовскими мы действительно находим такого князя Андрея, который имел отношения к Богоявленскому монастырю и который может быть принимаем за современника игумену Аврамию Низкому. По житию, когда на суде у великого князя обнаружилась невинность оклеветанного Аврамия, первый дал ему многие имения и пр.; в сохранившейся до настоящего времени грамоте царя Алексея Михайловича Богоявленскому монастырю от 1650г. сообщается известие, что одно из имений монастыря – слободка Спасская, что бывало сельцо Спасское, есть «дача искони вечная» княгини Феодоры Михайловой с сыном её князем Андреем Михайловичем 1479 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Указатель 3 святых славянских, грузинских и праздников Божией Матери, ненаходящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах греческой и русской церквей (к III отделу дня). Абалацкой иконы Божией Матери, 7 и 20 июля и 29 ноября. Або , муч. грузинский, 8 янв. Авив , еп. некресский груз., 6 июля и 13 нояб. Авксентий пр., 12 июня. Аврамий мирожский, 24 сент. Аврамий , палеостровский, 21 авг. Аврамий печенгский, 4 февр. Аврамий печерский, трудолюбивый, 21 авг. Агапит маркушевский, 21 мая. Агафон преп. печерский, 28 авг. Адриан ионзенский, 5 мая Адриан ондрусовский, 26 авг. Адриан пошехонский, 5 мар. Адриан сестринский волоколанский. Акила печерский, 28 авг. Акиндин , архим. печерский, 28 авг. Александрийской иконы Божией Матери, 1 сент. Александр ошевенский, 20 апр. Алексий печерский затворник, 21 сент. Аммон печерский, 28 авг. Анфилохий глушицкий, 12 окт. Анфилохий епископ, 28 авг. Анания иконописец Антониевский, 17 июня. Анастасий диакон печерский, 22 янв. Анастасий печерский подвижник, 28 авг. Анастасий струнницкий, 29 авг. Анатолий затворник печерский, 31 окт. Анатолий другой затворник печерский, 28 авг. Ангелина бранкович, 10 декабря, 1 и 30 июля. Ангеляр , 27 июля. Андрей Боголюбский, вел. князь, 30 июня. Андрей , инок Иоасаф, князь белозерский, 10 сент. Андрей пр. тотем., 10 окт. Андроник основатель московского Андроникова мон., 13 июня. Анна , супруга в. к. Ярослава I, 4 окт. Анна княжна, Янка, 3 ноября. Антиохийской иконы Божией Матери, 28 мая. Антоний марткопский, 19 янв. Антоний дымский, 17 янв. Антоний заоникиевский, 23 июня. Антоний леохновский, 17 окт. Антоний краснохолмский, 17 янв. Антоний новгородский архиепископ, 10 февр. Антоний новгородский другой, 3 авг. Антоний черноозерский, 17 янв. Аркадий новгородский епископ, 18 сент. Антоний новоторжский преп., 11 июня. Арматийской иконы Божией Матери, 17 авг. Арсений новгородский, 12 июля. Арсений печерский трудолюбивый, 28 авг. Арчил царь груз, 21 июня. Акила диакон печерский, 28 авг. Ацкурской иконы Божией Матери, 15 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Феофан Разумовский Вот уже исполнился год со времени кончины члена государственного совета, действительного тайного советника Аврамия Сергеевича Норова. Благовременно вспомнить теперь об этой кончине, стать, так сказать, у постели болящего, и при свете Слова Божия проследить за приготовлением к вечности истинного сына православной Церкви, верного слуги царя и отечества. Я исполнил это, насколько мог, в полной надежде, что лица, коротко знавшие покойного Аврамия Сергеевича, сами восполнят то, что или ускользнуло от моего наблюдения, или же вовсе не могло быть мне известным. Аврамий Сергеевич скончался 23 января 1869 года, в 4 часа 25 минут по полудни, на 73 году своей жизни, и погребен в Сергиевской пустыни, в храме Воскресения Христова (в сооружении которого он принимал самое живое участие), на право, у самых царских врат, рядом с женою своею Варварою Егоровною, урожденною Паниной. Уже давно, со смерти жены своей, Аврамий Сергеевич преимущественно занят был приготовлением себя к вечности. Сергиевская пустынь была главным местом его молитвенных подвигов. Туда он постоянно приезжал один раз, а иногда и дважды в неделю, и после особой литургии по усопшей жене своей, возвращался домой; только болезнь и особенно важные дела по службе могли заставить Аврамия Сергеевича изменить своему правилу. В дни скорби своей он обыкновенно удалялся в пустынь и там жил иногда по целой неделе, подвизаясь в посте и молитве. В 1868 году здоровье Аврамия Сергеевича начало все более и более ослабевать; наконец он слег в постель. Болезнь приняла серьезный оборот, – надежды на выздоровление было мало. Это хорошо сознавал больной, и потому сам пожелал быть напутствованным св. таинствами церкви в жизнь вечную. В субботу, 18 января, в час дня, Аврамий Сергеевич был особорован. Таинство совершали: местный приходской священник Владимирской церкви о. Михаил Петропавловский, духовник Сергиевской пустыни иеромонах Марк и я, исповедовавший Аврамия Сергеевича только раз в году – в великом посту, да еще во время болезни его. Болящий сидел тогда на диване и не вставал; в левой руке держал свечу, а правою раскрывал грудь свою для помазания св. елеем. После отпуска, Аврамий Сергеевич, обратясь к присутствующим, смиренно, со слезами, произнес: «отцы, братия и сестры! простите, простите меня грешного… Помолитесь Господу, да вчинит мя, идеже Свет животный…» и поклонился всем низко.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Рассуждение Претерпевший же до конца спасется ( Мф. 10:22 ), – сказал Господь. Вера – единственный свет в терпении [букв.: свет терпению. – Пер.], так как терпение само по себе [то есть без упования – Пер.] представляет собой невыносимый мрак. Вера – яркая звезда, сияющая в этом мраке; вера смягчает остроту страданий; на своих крыльях держит она и носит всю тяготу терпения. Преп[одобный] Аврамий дает нам прекрасный пример стойкости в терпении. Скорби и досаждения, которые причинял ему диавол разнообразными искушениями и запугиванием, мало кого не побудили бы к тому, чтобы оставить одно место [подвигов] и перейти на другое. Но Аврамий не желал переселяться на радость злому бесу, но выстоял на своем месте и победил диавола. Епископ, правящий в тех пределах, послал Аврамия в языческое село, чтобы попытался он обратить живущих там людей в веру Христову. После неоднократных отказов Аврамий отправился-таки туда, сказав так: «Да будет воля Божия, иду ради послушания». Сначала построил он в том селе церковь . Затем перед лицом селян разрушил всех идолов. Но они, избив его до полусмерти, изгнали из своего села. Однако святой Аврамий с плачем пред Богом молился за тех людей, чтобы Господь отверз им очи сердца к познанию Христовой истины. Так это продолжалось в течение трех лет: язычники постоянно били его и поносили, а он неустанно молился за них Богу и не прогневался на них, «претерпевая в вере, аки камень твердый». И лишь спустя три года его труды и слезы, вера и прощение были вознаграждены. Вдруг проснулась [букв.: отверзлась. – Пер.] у тех селян совесть, и все они вкупе пришли к святому Аврамию, поклонились ему и приняли от него веру Христову. Созерцание Да созерцаю страшное наказание, которым [апостол] Павел покарал волхва (Деян. гл. 13), а именно: 1) как некий иудей-волхв удерживал проконсула Сергия [Павла] под своей темной властью; 2) как [апостол] Павел единым словом навел слепоту на этого волхва; 3) как проконсул при виде сего чуда уверовал во Христа и крестился. Проповедь о славе имени Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но благословения на это не было дано. Духовный отец писал: «Иди жить в общежительном монастыре». Преподобный Мартирий, не дерзая преслушаться опытного учителя, но вместе размышляя о необходимости исполнить ранее данный обет, направился к Смоленску для поклонения чудотворной иконе Божией Матери, преподобным Аврамию и Ефрему, которых со слезами молил наставить его: что делать, как уготовать себе мир по Бозе. Преподобные Аврамий и Ефрем, представ Мартирию в сонном видении, успокоили его возвещением, что ему назначено жить в пустыне: «Где Бог благословит и Пресвятая Богородица наставит». Тогда, вспомнив бывшее ему прежде явление светозарного столпа и иконы над Тихвином, преподобный Мартирий уразумел значение этого указания и направился к этой обители, уверенный несомненно, что там Господь разрешит окончательно всякое его недоумение. Найдя в Тихвинском монастыре ученика своего Аврамия, Мартирий поместился в одной с ним келлии и со смирением и покорностью истинного подвижника начал проходить тяжкие в общежительстве послушания, неотступно памятуя Господа, пришедшего в мир, «да не послужат Ему, но да послужит другим». О своем приходе в Тихвинский монастырь и пребывании там преподобный Мартирий повествует так: «Когда я пришел из Лук Великих на Тихвину к Пречистой Богородице, был там ученик мой Аврамий пономарем, пришедший ранее меня. Я начал жить с ним в одной келлии. Рассказал я Аврамию о пустынном жительстве и прибавил: " Брат Аврамий, я хотел только приучить себя к пустынножительству, чтобы идти в Поморье и быть вдали от людей, незнаемый ими " . Аврамий не одобрил этого: " Не ходи, отче, ни в Поморье, ни куда еще, но иди в ту пустыню и в то место, о которых я скажу тебе. Шел я раз из церкви с книгой по монастырю темной ночью, направляясь к трапезе, посмотрел на небо в ту сторону, где та пустыня, и увидел на небе крест сияющий, как луч, усажен весь звездами, над тем самым пустынным местом. Место это я знаю, оно непроходимо, стоит во мху. Иди на него и не ищи другого. Живи там, пока Бог повелит тебе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В Халкидоне около 450 года существовала церковь во имя муч. Вассы, по свидетельству Феодора чтеца . (Четьи-Минеи. Месяц. Вост. А. Сергия, т. 2, замет. стр. 252). Пр. Аврамия смоленского Пр. Аврамий родился в Смоленске от богатых и благочестивых родителей. Они имели двенадцать дочерей, но у них не было ни одного сына; усердно молили они Бога, чтобы Он даровал наследника их роду и всему имению. Наконец молитва их была услышана: у них родился сын, при рождении которого было чудное видение матери: ей в сонном видении предстала светлая жена в белой одежде и вручила ей детище. Уже в самом отроческом возрасте видно было духовное направление отрока, который чуждался детских игр и любил более проводить время в молитве, часто посещая храм Божий. Когда Аврамий достиг возмужалости, родители хотели сочетать его браком, как единственного своего наследника, но юноша уклонился от брачных уз, чувствуя в себе влечение к иноческой жизни. Вскоре умерли родители Аврамия, он, раздав все оставшееся после них имущество по монастырям, церквам и бедным, ходил в рубище, моля Бога указать ему путь спасения. Наконец оставил свой родной город Смоленск и за пять верст от него постригся в обители Богоматери, на месте, называемом Селище. Здесь молодой инок проходил разные подвиги послушания и трудился от всей души. В 1177 году в Смоленске совершилось чудо, которое имело сильное влияние на душу Аврамия. Ослепленные владимирцами князья – Мстислав и Ярополк Ростиславичи, братья владетельного князя смоленского, на пути в Южную Россию, усердно молились свв. мученикам Борису и Глебу в их Смядынском монастыре и в день убиения св. Глеба прозрели. Пораженный этим чудом, св. Аврамий стал еще более благоугождать Богу. Мысленно он обходил все святые места, на которых пострадал за нас Господь, и те дальние пустыни Египта и Палестины, где спасались великие подвижники: Антоний и Савва, Иларион и Евфимий. Любя чтение, Аврамий ревностно читал отеческие сочинения, особенно Златоустого и Ефрема Сирина , также жития святых: Феодосия великого, Феодосия печерского и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010