Когда Аврамий, слышавший о богоугодной жизни преподобного отца, узнал об этом, то чрезвычайно обрадовался и отправился к нему. Он получил высокое наслаждение от беседы со старцем; и после его боговдохновенных наставлений Аврамия охватило еще более горячее желание отвергнуться мира, чтобы служить Богу в иноческом чине. Он открыл свое намерение и желание преподобному Михаилу, сообщив при этом о себе, — откуда он, кто его родители, какое он получил воспитание, и почему он проживает в доме военачальника. Прозирая, что Аврамий явится сосудом Святого Духа, преподобный весьма полюбил его и долго поучал о спасении, сея в его сердце, как на удобренной почве, семена словес Божиих, дабы он принес сторичный плод добродетелей. В то время, как они вели духовную беседу, пришел навестить преподобного Михаила его племянник Никифор, военачальник Востока, который впоследствии был греческим императором [ 12 ]. Во время беседы со своим преподобным дядей, он заметил юношу Аврамия и спросил о нем старца, кто он такой. Святой сообщил ему всё касающееся Аврамия, а равно и о том, что последний желает быть иноком; с этого времени Аврамий стал известен Никифору. Спустя несколько дней преподобный Михаил возвратился из Константинополя в свою обитель; Аврамий же был не в состоянии пребывать более среди житейской суеты, но презирая всё мирское, увлекаемый стремлением к иночеству и любовию к преподобному, поспешно отправился к нему. Дойдя до Кименской обители, он упал в ноги святому старцу Михаилу, со слезами умоляя облечь его в иноческий образ и тем присоединить к избранному стаду словесных овец Христовых. Преподобный Михаил приветливо встретил Аврамия: не откладывая исполнение его просьбы и не посылая его в разряд испытуемых, преподобный Михаил немедленно постриг Аврамия с именем Афанасия, как уже опытного подвижника, ибо он замечал в нем горячую любовь к Богу. Хотя в той обители и не существовало обычая одеваться инокам после пострижения во власяницу, блаженный Михаил облек, однако, ею Афанасия, — как бы вооружая доблестного воина Христова в броню против супостатов; Афанасий умолял святого старца положить на него послушание — во всю неделю вкушать пищу только однажды.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Этот князь Андрей Михайлович по разделению Ростовского удела на мелкие уделы, был князь Андомский и может быть принимаем за современника игумену Аврамию Низкому 1480 . Если преподобный Аврамий не только получил от него вотчину, но и действительно подвергался его гневу и был у него на суде, то это должно будет значить, что та часть города Ростова, к которой причислялся Богоявленский монастырь, составляла долю князей Андомских (читателю известно, что столицы уделов разделялись между мелкими удельными князьями на доли или на части, так что каждый частный князь имел в общей столице удела свой долю). Путешествие игумена Аврамия Низкого в Константинополь с митрополитом Пимином представляет собой как раз подходящее объяснение того, как могла сложиться легенда о чудесном повелении преподобному Аврамию идти в Константинополь за тростью Иоанна Богослова 1481 . Наконец, и то обстоятельство, что преподобный Аврамий был родом из города Чухломы идёт именно к игумену Аврамию Низкому. Митрополит Пимин, которому в 1885г. сопутствовал в Константинополь Аврамий Низкий, очевидно, в качестве близкого к нему человека, тотчас после своего посвящения в митрополиты был на некоторое время заточён великим князем в Чухлому (в 1379г.): там он мог познакомиться и близко сойтись с родственниками Аврамия и через них- то последний и мог стать близким к нему человеком. Позднейшие легенды суть именно позднейшие легенды, и читатель, конечно, не найдёт ничего удивительного в том, что преподобный Аврамий, вовсе не быв основателем Богоявленского монастыря, превращается в его основателя. А если бы он этому удивился, то вот ему пример из истории монастыря, стоящего рядом с Богоявленским,– Ростовского Петровского. Этот последний монастырь, несомненно, основан в период до-монгольский (см. выше), и, однако, житие царевича Ордынского Петра усвояет его основание этому последнему, причём говорит о деле с такими подробностями и с передачей таких деталей, что как будто автор жития был совсем непосредственным современником и очевидцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1633 году скончался Дионисий. Патриарх Филарет приказал привезти его тело в Москву, сам отпевал его и отправил назад в Лавру, где оно было предано земле 10 мая. О судьбе Аврамия Палицына известно то, что он умер в 1627 году, 13 сентября, проживши в Соловках семь лет. Из дел Соловецкого монастыря видно, что существовала царская грамота о его погребении, в которой он назван " присланным " . Это выражение в старину употреблялось о сосланных и дает повод заключить, что келарь Аврамий попал в Соловецкий монастырь недобровольно. Самое существование грамоты о погребении указывает, что он находился под каким-то особым надзором Должно быть, он подвергся опале, и так как отправка его в Соловецкий монастырь произошла вскоре после возведения Филарета на патриарший престол, то, вероятно, ссылка эта была делом Филарета, быть может припомнившего ему то время, когда он под Смоленском покинул посольство, поклонился Сигизмунду и, осыпанный милостями польского короля, вернулся в Москву. Келарь Аврамий оставил потомству повествование о событиях своего времени, посвятив большую часть его описанию осады Троицкого монастыря Сапегою и Лисовским. Сочинение это носит название " Сказание о осаде Троицкого-Сергиева монастыря от поляков и литвы, и о бывших потом в России мятежах " . Это сочинение составляет один из важнейших русских источников о смутном времени, хотя имеет недостатки. Оно в высшей степени загромождено многословием и в некоторых местах заключает в себе известия сомнительной достоверности: это тем естественнее, что келарь Аврамий не был очевидцем осады монастыря и писал по слухам и преданиям. Кроме того, нельзя не заметить, что сочинитель выставляет на вид важность собственного участия в делах, в особенности во время освобождения Москвы, известия этого рода невольно внушают сомнение, хотя, с другой стороны, при настоящем положении науки, нельзя доказать их недостоверности. КОММЕНТАРИИ: 1. Нет основания думать, чтоб это было следствием уважения царя к его личности, так как мы не знаем, чтобы при этом дан был по душе его какой-нибудь вклад или приказано было записать имя его в синодик. Напротив, царь приказал его похоронить зауряд с прочею братиею. (Грамота царя Михаила Федоровича к игумену Макарию о погребении присланного старца Аврамия Палицына на его обещании с прочею братиею.)

http://sedmitza.ru/lib/text/435636/

октября Acta Ss. Болландистов; наше место в нем гл. IV, , § 29 fin., отдельно самое место в Kalendaria Ассемани, III, 34). Продолжатель Амартола говорит о крещении болгар вслед за событиями, которые другие летописцы (Симеон Логоф.) относят к третьему году правления импер. Михаила. Он пишет следующее: «узнав, что болгарский народ удручается голодом, Михаил вместе с кесарем Вардою, снарядив поход, движется сушею и морем на болгарского князя Михаила [В древнем славянском переводе по сербской редакции так же, как в греческом тексте Муральта: «на Михаила кнеза бльгарскаго», см. Синод. рукоп. 148, л. 385 об. fin., по болгарской редакции: «на князи болгарьскии», которых имен нет и вместо которых ниже так же. как в греческ. тексте и сербск. редакции, один князь, Синод. рукоп. 732, л. 325.]. Болгары, узнав об этом, были поражены как бы громом, и прежде сражений и битв отчаявшись в победе, предложили сделаться христианами и повиноваться императору и римлянам. Император же, крестив и восприняв князя их, нарек его своим именем [В славянск. перев. по болгарск. редакции: «нарек – именем» нет.], а также крестил и бояр его, введши в город» В славянск. перев. по болгарск. ред.: «в цариградь вьведь», по сербск.: «въвед в констянтинь град». (см. Хронику Амартола, изданную Муральтом, стр. 732. Этот же продолжатель Амартола вместе с концом летописи самого Амартола напечатан под именем Георгия монаха в Scriptores post Theophanem, по парижск. изд. наше место там стр. 584). Лев грамматик, как мы сказали, буквально повторяет сего продолжателя (он напечатан в приложении к летописи Феофана, парижск. изд. стр. 462). Симеон Логофет помещает у себя два рассказа, взятые из двух разных источников, именно один из источника неизвестного, другой из сейчас приведенного продолжателя Амартолова. Первый рассказ читается: «Когда еще Феодора содержала царство, Борис князь Болгарии, услышав, что владеет царством римским женщина, дает знать ей, что нарушит мирные договоры и пойдет на римлян войною. Но (императрица) отвечает ему: «и меня найдешь готовою выступить тебе на встречу, и надеемся покорить тебя своей власти; а если же и нет, то и в сем случае одержу над тобою верх, имея (на своей стороне) слишком явную победу, потому что ты одолеешь не мужчину, а женщину».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Ркп. служба «на память преп. отца нашего Аврамия смоленского чудотворца и ученика его Ефрема» молит преподобных: «молитеся Христови даровати православным людем избавление от поганских пленений... молите милостиво, да вас избавит от агарянских обстоятй 194 . Очевидно, эта служба составлена была под гнетом языческого татарского ига. Потому нет сомнения, что если не прежде, то в конце 13 века в Смоленске уже чтили память преп. Аврамия и ученика его 195 . В 1608 году смоленцы писали, что обещались они Господу и угодникам Меркурию, Аврамию и Ефрему стоять за дом Богоматери до смерти 196 . В каменном храме обители один придел посвящен пр. Аврамию. Но мощи его вовремя польского разгрома 1609 г., неизвестно где сокрыты 197 . Осматривая жизнь преп. Аврамия, видим в ней то труды и подвиги жестокие, то гонения и скорби от людей. Печальная картина! Ужели иному быть нельзя для праведника? «Нечестивые, говорил с скорбию страждущий Иов, возносят голос при звуке тимпанов и цитры и веселятся при гласе псалтыри. Протекают в удовольствии дни их и в минуту нисходят во гроб» ( Иов.21:12,13 ). Но нам христианам стыдно измерять земным счастием достоинство и жизнь человека. Нам сказал Спаситель, что просторная дорога – в ад, а до неба доходят тесным путем. Нам стыдно скучать долею бедности – и алчно жаждать удовольствий земных. Мы уже слышали, где слышит богач голос Авраама: «чадо! вспомни, что ты благоденствовал в жизни своей, а Лазарь бедствовал; ныне он здесь утешается, а ты страдаешь» ( Лк.16:25 ). Мы уже по стольким опытам знаем, как «блажен человек, который переносит искушения: прошедши испытания, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак.1:12 ). † Память о преп. Аврамие Печерском На старинной иконе печерских чудотворцев Антониевой пещеры пр. Аврамий назван игуменом; точно с тем же саном известен он в ркп. святцах. Если так: то он в 1396 г. похоронил подле гроба Феодосиева кн. Скиригайла – Иоанна, убиенного слугами в Вышгороде 198 . У Кальнофойского пр. Аврамий трудолюбивый почивает в пещерной трапезе 199 . Это дает право положить, что пр. Аврамий последнее время жизни своей подвизался в пещере и здесь после молитвы трудился над приготовлением всего нужного для пещерной братии, чем и заслужил название трудолюбивого.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

 Аврамий игумен, преставившийся в лето 6000 (492!), находящийся между святыми града Киева. – Неизвестный. Аврамий, игумен Всемилостивого Спаса, 2 Марта (у преосв. Сербия). -Неизвестный. Аврамий, Пенежский чудотворец, 21 Июня (в святцах с летописцем Московск. Духовн. Академии, л. 321). Может быть, основатель или один из настоятелей монастыря Похвалы Пресвятые Богородицы, который находился на Пенежском волоку Двинской области, в нынешней Архангельской губернии (Ист. Uep. V, 619  fin). Аврамий, игумен Спасский, иже в Ярославле, 23-го Сентября (в святцах гр. Уварова). В Ярославском Спасском монастыре игумены били со времени его основания в начале XIII века до начала XIV века, но между ними по имени известен только один – Прохор, поставленный в 1311-м году в епископы Ростовские (см. у Строева в Списках иерархов и настоятелей монастырей). Ряд архимандритов известен почти сполна, но между ними нет Аврамия (cм. ibid.). Агафия Всеволодовна, вел. княгиня, супруга вел. князя Владимирского Георгия или Юрия Всеволодовича, сыновья Георгиевы: Всеволод, Мстислав и Владимир, снохи его, жены двух первых его сыновей, Мария и Христина, и дочь его Феодора, погибшие при взятии Владимира Татарами 7-го (в каталогах ошибочно 3-го) Февраля 1238-го года (жена третьего сына Владимира, неизвестная по имени, вероятно, погибла при взятии Татарами Москвы, что было по пути от Рязани к Владимиру и при чем муж ее, сидевший в Москве на уделе, взят был Татарами в плен). Адриан, пустынник Соловецкий, живший в первой половине XVII века, – Патерик Соловецкий, стр. 77. Акакий, епископ Тверской, скончавшийся в Москве 14-го Января 1567-го года и погребенный в Тверском Желтковом монастыре. Александр, Переяславский епископ, новый чудотворец, 14-го Мая (у преосв. Сергия). – Неизвестный. Александр преподобный, Тверской чудотворец, 20-го Августа (у преосв. Сергия). – Неизвестный. Алексей. В Синодике недели православия, принадлежавшем Вологодской архиерейской кафедре и находящемся теперь в Петербургской Публичной Библиотеке, – Сборников Библиотеки, описанных А. Ф. лл. 156–170, между прочим возглашается вечная память «Алексею Ясину, убиенному за дом святые Богородицы и с дружиною (т. е. женою?) и сыну его Иоанну», – л. 167 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Память его празднуется 29 окт, и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых Время жизни прп. Аврамия в точности не известно. По одним сведениям, скончался он в 1010 г., по другим — в 1117 г. Родился он в городе Чухломе в Ростовском краю, в то время когда край этот был еще языческим, от языческих родителей. Имя его было Иверик. До 18 лет он был неподвижно больным.  О Христе он услышал впервые от новгородских и псковских купцов, посетивших его родителей, и дал обет креститься, если получит исцеление. Он исцелился и сейчас же оставил родительский дом. Семнадцать лет он странствовал, посетил Новгород и наконец в Свято-Троицком монастыре на Ладожском озере принял святое Крещение и постриг с именем Аврамий, — на одном из островов, окружающих Валаамский монастырь, где воздвигнут в прошлом веке Аврамиевский скит.  Через много лет, избегая славы человеческой, прп. Аврамий ушел в город Ростов и поселился около озера Неро. Здесь он. удостоился явления ему св. апостола Иоанна Богослова. Данным им жезлом преподобный, по воле св. Иоанна Богослова, в прах сокрушил идола Белеса. На этом месте он основал Богоявленский монастырь и был в нем настоятелем, разделяя труды братии и служа им примером своими подвигами и смирением. На месте же явления ему святого апостола преподобный воздвиг во имя его храм.  Много потрудился прп. Аврамий в деле просвещения и утверждения в святой Христовой вере Ростовского края.  Святые мощи его почивали нетленно в основанном им Богоявленском монастыре до наших дней. •  Святые мощи преподобного были обретены при Всеволоде Георгиевиче, внуке Владимира Мономаха. В 1551 г. обитель, где почивали мощи, посетил царь Иоанн IV Грозный перед походом на Казань и взял с собой посох преподобного, после похода по его повелению был построен в Аврамиевой обители новый каменный собор в честь Богоявления. Георгий Угрин, брат преподобного Ефрема Новоторжского (+ 1015) Память его празднуется 28 янв. вместе с братом его прп. Ефремом Новоторжским. Из жития прп. Ефрема (память его 28 янв.) известно, что он вместе с братьями переселился на Русь из Венгрии. Все трое поступили на службу к сыну равноапостольного Владимира — св. благоверному князю Борису. По приказанию князя Святополка Окаянного св. князь страстотерпец Борис был убит в 1015 г., вместе с ним погиб от рук убийц и св. Георгий Угрин. Прп. Ефрем нашел на месте убийства отсеченную голову брата. Честная глава была положена в одну гробницу с преподобным согласно его завещанию. Равноапостольный Великий князь Владимир, во святом крещении Василий (+ 1015)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Горячий любитель пустыни и безмолвия – раз принесший их в жертву благу и спасению других, до глубокой старости трудился над устроением обители, в назидании братии и приходящих и только уже предчувствуя приближение смерти, передал управление монастырем ученику своему Харитону, который состарился, во всем подражая ему. Время кончины пр. Евфимия неизвестно, но так как собеседник его пр. Александр, достигший глубокой старости, скончался еще в 1439 году, а Евфимий вышел из Каменного монастыря в пустыню прежде него и едва ли был его моложе, то по всей вероятности блаженная кончина пр. Евфимия последовала в начале второй половины XV века, не далее 1465 года. Ученик его блаженный Харитон более 40 лет продолжал труды своего наставника, старался во вссм ему подражать и украшенный святолепными сединами почил о Господе 11 апреля 7017 (1509) года. Монастырь их существовал до 1764 года. В 1662 году монастырь имел 113 дворов, а во время закрытия 530 душ. Настоятельство в нем было всегда игуменское. Ныне мощи преподобных Евфимия и Харитона почивают под спудом в приходской Вознесенской церкви. Память их совершается 11 апреля. В белозерских святцах 148 имя пр. Евфимия записано под 20 января, но вероятно это день тезоименитства, а не кончины его. Преподобные Аврамий и Коприй Печенгские По рукописному описанию святых 149 преподобные отцы Аврамий и Коприй иже у Спаса на Печенге Быша в лето 7000 (1492). Так как Комельский лес, в котором находилась их пустынная обитель, еще с половины XIV века начал привлекать к себе пустынножителей из разных мест, даже из далекой Греции и так как основанный в нем обители, кроме частых пожаров, подвергались еще нападениям и раззорениям от врагов, – то и не дошло до нас никаких сведений о том, откуда были родом и где пострижены в монашество преподобные Аврамий и Коприй. Не были ли они пострижениками монастырей Сильвестрова, Сергиева или Павлова, находившихся в том же Комельском лесу, не оставили ли они своих монастырей по причине многолюдства братии и по любви к пустынножительству? Известно только то, что в 1492 году они в первый раз пришли на рчку Печенгу в 20 верстах от Вологды и поселившись в здешнем, тогда глухом и непроходимом лесу, построили церковь Спаса Преображения, отчего и монастырь их получил название Спасского-Печенгского. Много надобно было подять трудов, много нужно было перенести нужд и скорбей, чтобы в пустом месте, не имея ни друзей, ни денег, устроить монастырь, завести в нем строгий во всем порядок и руководить собравшеюся братией не столько распоряжениями и приказаниями, сколько убеждениями и собственным примером, – но блаженные трудники не щадили себя и крепко подвизались для Господа до самой своей кончины. Монастырь их, имевший 227 душ крестьян, закрыт в 1764 году, а церковь обращена в приходскую. Мощи преподобных почивают в ней под спудом. По древним рукописным святцам память их 4 февраля 150 . Преподобные Авксентий и Онуфрий Перцевские

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Среди окружавших город селений находилась одна весьма большая деревня [ 2 ], в которой все, от малого до великого, были язычники, и никого не находилось, кто бы мог обратить их к Богу. Многие пресвитеры и диаконы, будучи посылаемы туда епископом той страны, не отвратили их от идольского обольщения, потому что они не могли переносить всех, постигавших их, трудностей и оскорблений. Многие и монахи неоднократно пытались обратить язычников, но, ничего не успевая, оставляли их. Один раз епископ, беседуя с клириками своими, вспомнил блаженного Аврамия и сказал: — Я в своей жизни не видал такого человека, как Аврамий, — сего мужа, достигшего совершенства во всяком благом и Богоугодном деле. Клирики отвечали ему: — Да, Владыко, он Божий раб и инок совершеннейший. Епископ на сие сказал им: — Я желаю сделать его священником для сей деревни: он своим терпением и любовью в состоянии будет расположить к себе сердца их и обратить к Богу. И немедленно вместе с клиром он отправился к блаженному. Когда они пришли и поздоровались, епископ стал говорить Аврамию о той деревне и стал упрашивать его, чтобы он отправился туда. Услышав сие, Аврамий сильно опечалился и сказал епископу: — Отче святой! Прости меня: предоставь мне лишь плакать о грехах моих; я слаб и непригоден для сего дела. — Силою благодати Божией, — сказал на это епископ, — ты возможешь совершить сие: не ленись же на доброе послушание. Тогда блаженный сказал: — Умоляю твою святыню, оставь мое ничтожество, чтобы оплакивать мне мои беззакония. Епископ на это ответил ему: — Вот ты оставил мир и все, что в мире, возненавидел, сораспялся Христу и исполнил все Его повеления, но послушания не имеешь. Услышав сие, Аврамий прослезился горько и сказал: — Кто такой я? Пес смрадный, и что моя жизнь, если ты так помыслил обо мне? — Находясь здесь, — отвечал епископ, — ты спасешь одного лишь себя, а там, при помощи Божией благодати, спасешь и обратишь ко Господу многих. Тогда блаженный, плача, сказал: — Да будет воля Божия! Пойду ради послушания. Епископ, выведя его из келлии, ввел в город и, рукоположив его, с великою радостью отправил вместе с клиром в то селение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Так, 1620-й год считается годом первого возобновления монастыря. Старец Аврамий, услышав, что на Унжу прибывает делегация во главе с первым царем из рода Романовых Михаилом Федоровичем в знак благодарности в освобождении патриарха Филарета (отца Михаила Федоровича) из польского плена — монах Аврамий поспешил к Унжескому монастырю. При этом старец Аврамий получил царское благословение на устроение Желтоводской обители, а также разрешение на владение монастырем Макарьевской ярмонки. Первая половина 17 века для монастыря была связана и с будущим патриархом Никоном. В некоторых источниках говорится, что он принял монашеский постриг именно у нас. Но это — ошибка. Будущий патриарх был около 8 лет послушником, но по настоянию своих родителей женился и принял священнический постриг. Служил около 2 лет в Лыскове, по всей вероятности, именно в храме Рождества святого великого Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя Господня (единственного на тот период храма, но уже через пару десятилетий Лысково украсилось шестью церквами). Именно из Лыскова будущий патриарх Никона вместе с семьей перебирается в Москву; ибо тогда Лысково называлось царским селом, по принадлежности государю. Макарьевский монастырь перенес единственную осаду, будучи втянутым в боевые действия 1670 года. Когда банды разбойников со своим атаманом Разиным, вовсе не несли мир и свободу русскому народу, но — грабежи, убийства, татьбу. Досталось тогда от предшественников революционеров и нашему Макарьевскому монастырю. Воры ворвались в пустой монастырь, надругались над святынями, устроили погром, и покинули обитель, записав себя в долгий список святотатцев… В это же время создается Нижегородская епархия. Первым епископом избирается монах Филарет. По всей вероятности, он был родом из Лыскова. Подвизался долгое время в нашем монастыре, где и принял монашеский постриг. Обитель на Желтых водах стала для него родной. И он, будучи уже в старости, заповедал похоронить себя именно в своей любимой обители. Но когда он умер, то нашлись ослушники и погребли тело первого Нижегородского митрополита Филарета в Нижегородском Кремле, в Спасо-Преображенском соборе.

http://sobory.ru/article/?object=00889

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010