Летом 1655 г. в Вологодском крае шли проливные дожди, хлеб не созревал и убирать его было нельзя. Грозил голод. Народ вспомнил, как прп. Галактион еще при жизни святой молитвой своей вместе с народом избавил страну от засухи. Поэтому все стали просить архиепископа Маркелла идти крестным ходом ко гробу преподобного и здесь молиться. Архиепископ согласился, и когда народ молился при гробе святого, небо прояснилось, заблистало солнце и настало ведро. В память этого чуда установлен крестный ход в монастырь. Он совершается в праздник обители, в день Святого Духа. Аврамий Мирожский, преподобный Преподобный Аврамий был первым игуменом первого Псковского монастыря. Св. Нифонт, архиепископ Новгородский (1129–1156; память 8/21 апреля), поставленный на святительский престол из иноков Киево–Печерского монастыря и потому ревновавший о процветании монашества в своей епархии, основал в городе Пскове, принадлежавшим тогда к епархии Новгородской, монастырь в честь Преображения Господня. Монастырь устроен был на окраине города, в Завеличье, то есть за рекою Великой, при впадении в нее с левой стороны речки Мирожки, и посему в прежнее время он назывался то Мирожским, то Завеличским. Монастырь был «превелик зело и честен». Святитель богато украсил его, пожертвовав средства на его устроение и содержание, и собрал многочисленную братию «на славословие Божие». Главным украшением новосозданной обители, нет сомнения, был каменный собор ее в честь Преображения Господня, сложенный из плитняка и расписанный превосходной живописью. Игуменом новой обители св. Нифонт поставил «единаго от братии, честнаго и свята» — прп. Аврамия. Никаких сведений ни о ранней жизни подвижника, ни об управлении им обителью не сохранилось. Надо думать, что свой монашеский искус прп. Аврамий прошел в каком–нибудь монастыре, может быть в Киеве, где ранее подвизался и сам св. Нифонт, а может быть в одном из древнейших монастырей Новгорода. Недолго, по–видимому, управлял преподобный Спасо–Мирожской обителью: скончался он в 1158 г. 24 сентября. Мощи его почивают под спудом в Спасо–Преображенском соборе. Память прп. Аврамия Мирожского чтится местно. Никандр Псковский чудотворец, преподобный

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

о свв. стр. 4. Печер. Патер.). Пр. Корнилия и ученика его Аврамия палеостровских Пр. Корнилий палеостровский родился в городе Пскове, принял в зрелом возрасте иноческий сан, странствовал по многим монастырям и наконец, ища уединения, избрал себе на Онежском озере остров Палий, иначе Вспалье, и поставил там хижину. По причине пожаров и опустошений, производимых раскольниками в Палеостровской обители, не сохранилось достоверных сведений о времени пришествия пр. Корнилия на остров Палий. Принимая во внимание то, что до преп. Лазаря, как говорит его завещание, не было на Онежском озере ни монастырей, ни церквей, приходим к убеждению, что подвиги основателя палеостровской пустыни относились к концу XIV и к началу XV века. Красота местоположения острова Палия весьма сильно понравилась пр. Корнилию. Действительно трудно найти уединение более полное и более красивое, как Палий остров; остров не велик, доступ к нему возможен только в одном месте; с вершины отвесной скалы его открывается панорама всего Онежского озера, во всей дикой красоте. Только в начале весны караван соловецких богомольцев заходит к мощам пр. Корнилия, затем круглый год не бывает в пустыни ни богомольцев, ни посетителей. Так бывает в настоящее время; можно поэтому судить, что было тут в конце XIV века! Вот на таком-то острове жил пр. Корнилий для подвигов поста и молитвы. Красота местоположения и благочестивая жизнь отшельника привлекали к нему ревнителей отшельнической жизни, которые поселились на острове. Преподобный устроил для них кельи и построил храм Богоматери; это было началом Палеостровского Рождественского монастыря. Пр. Корнилий построил и другой храм – теплый во имя пророка Илии и учредил общежитие. Бедна Онежская страна хлебом, но остров Палий мог питать без затруднения своих пустынников рыбою: заливы в берегах острова и теперь еще изобилуют особенным родом рыбы, сообщающим острову свое имя – палий-рыба. Пр. Корнилий, управляя обителью, часто отходил для уединенного моления в устроенную самою природою пещеру, у подошвы горы на том же острове. В последнее же время своей жизни он пребывал в ней постоянно, посвящая время молитве и подвигам поста. Нося тяжелые железные вериги, в молитве и посте кончил он дни свои в пещере около 1420 года. После пр. Корнилия начальником обители был ученик его пр. Аврамий, который перенес из пещеры мощи своего учителя пр. Корнилия. Аврамий также проводил подвижническую жизнь; о нем в рукописных святцах сказано: «преп. Аврамий, игумен рождества Богородицы Палеостровский, новгородский чудотворец». Мощи обоих начальников обители Палеостровской почивают под спудом в храме Рождества Богородицы (Ист. слов. о свв. стр. 140. – Ист. Росс. иер. ч. 4, стр. 451). 22-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Жизнь земная, говорил он, – война, а для войны нужны оружия, нужны познания опытные: так для брани духовной нужно учиться многому у опытных свв. мужей; нужно от них узнать, какое духовное оружие полезно в каком случае; от них же можем хорошо узнать и врагов наших». Аврамий усердно трудился и в кельи по своему доброму изволению, трудился и по монастырю, с точностью исполняя поручаемые ему дела. Видя добродетельную жизнь Авраамия, игумен убедил его принять сан священства. С принятием нового сана еще более воспламенилась ревность Аврамия, так что со дня своего посвящения до самой кончины он добровольно не пропускал ни одного дня без совершения божественной службы. Игумен поручил ему должность духовника и дозволил принимать к себе желающих слушать его наставления. Уже более 30 лет пр. Аврамий прожил в обители, и ничто не возмущало его покоя. Наконец и для него настало время огорчений и испытаний: зависть людская не оставила в покое даже и этого великого подвижника. Его познания внутренней, духовной жизни человека, его наставления и назидания привлекали к нему многих, как из духовных, так и из мирян, так что почти все жители города приходили слушать его поучения. Это обстоятельство возбудило против преподобного некоторых из священников города Смоленска, и даже из числа монастырской братии нашлись у него некоторые завистники. He зная, чем укорить его, они вымышляли на преподобного разные клеветы и наносили ему разные огорчения. Завистники возбудили против него даже самого игумена: «я за тебя отвечаю пред Богом, говорил он подвижнику, ты же для чего принимаешь на себя неподобающее тебе звание учительства и привлекаешь к себе такое множество народа?» Целых пять лет терпел пр. Аврамий неприятности, наконец должен был удалиться в Смоленск. Здесь он поселился в бедном «монастыре св. креста»; но и туда к нему приходило много народа, так как граждане хотели насладиться его богомудрым учением. Много приносили пожертвований преподобному, который употреблял их в пользу монастыря и храма, или же раздавал нищим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И всегда сиял сей дивный свет благочестия среди нечестия людского, и взирали на него души, грехом помраченные, и невольно привлекал их к себе этот дивный свет, и сколько грешников обратилось на путь покаяния только потому, что видели пред собой дивные образцы христианских добродетелей!.. Из бесчисленных примеров такого обращения вот один, рассказанный преподобным Ефремом Сириным . В окрестностях того города, близ коего подвизался в затворе преподобный Аврамий, находилось селение, в котором жители – все до одного – были идолопоклонники. Сколько ни посылал туда епископ проповедников слова Божия – все они, не стерпев оскорблений, возвращались без успеха. Наконец Бог внушил епископу рукоположить преподобного Аврамия во пресвитера и послать в это селение. Нелегко было склонить смиренного затворника на этот подвиг; долго Аврамий отказывался: «Прости меня, отче святый, – говорил он, – позволь мне оплакивать свои грехи, а такое дело мне не по силам». Но епископ настаивал на своем: «Вот, – говорил святитель: – ты и мир оставил, и все мирское возненавидел, и все добродетели исправил, а послушания не имеешь... Рассуди сам: затворившись в келлии, ты спасаешь себя одного, а там, при помощи Божией, обратишь многих ко Господу и спасешь их». – Аврамий заплакал... «И кто я, пес умерший, что ты так высоко думаешь обо мне?! – сказал он епископу. – Но если так Богу угодно, то за послушание иду». – Тогда епископ посвятил его в сан иерея и отпустил в упомянутое селение. Горько было преподобному видеть, как его пасомые преклоняли колена пред идолами! «Единый безгрешный Боже, – так со слезами молился он, – не презри Твоих созданий!» Немедленно приступил он к построению храма Божия на средства, оставшиеся после его родителей. Скоро храм был отстроен и благолепно украшен. При освящении церкви преподобный пролил пред Господом слезную молитву о своей заблуждающейся пастве: «Собери, Господи, рассеянных людей Твоих, введи их в сей храм Твой и просвети их душевные очи к познанию Тебя, единого истинного Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Князья ростовские, относясь с уважением к отцу Аврамию, предоставили особые преимущества основанному монастырю: давали много имения на монастырское строение и деревни на содержание иноков. Видя возрастание и процветание монастыря, Ростовский епископ, посоветовавшись с князьями, возвел Аврамиев монастырь на степень архимандритии, а преподобного Аврамия поставил в архимандриты. С того времени преподобный Аврамий стал еще усерднее подвизаться и прилагал труды к трудам. Жизнь его была повседневным подвигом молитвы и труда на пользу братии. Он колол дрова для пекарни, стирал одежды иноков, носил воду для кухни — везде был первым и всех поучал терпению и смиренномудрию своим благим примером. Он служил для братии живым образцом смирения и послушания, произвольной нищеты и целомудрия, мудрости духовной и любви ко всем ближним. Благодать Божия, ясно почившая на преподобном, его твердая вера и непрестанная молитва постоянно ограждали его от наветов диавола, который, не терпя благочестивой жизни его и помня свое прежнее поражение при сокрушении идола, с яростью восставал на него и строил ему разные козни. Почил преподобный в глубокой старости и погребен был учениками в созданной им обители в храме Богоявления. При внуке Мономаха, великом князе Всеволоде Георгиевиче (1176–1212), обретены нетленными мощи преподобного Аврамия. В 1551 году царь Иоанн Грозный перед походом на Казань обходил святые места. В Богоявленском Аврамиевом монастыре ему показали тот жезл, которым преподобный Аврамий сокрушил идола Велеса. Посох царь взял с собой в поход, а крест оставил в обители. Возвратившись после покорения Казанского ханства, Иоанн Грозный приказал построить в Аврамиевой обители новый каменный храм в честь Богоявления с четырьмя приделами и прислал туда книги и иконы. Преподобный Аврамий канонизирован до Собора 1547 г. В Уставе церковных обрядов, совершавшихся в Московском Успенском соборе (октябрь 1634 г.), говорится: «Октября в 29 день, Аврамию, Ростовскому чудотворцу; трезвон средний, а поют по уставу с полиелеосом». Октябрь 31 Спиридон и Никодим, просфорники Печерские, в Ближних Пещерах почивающие, преподобные

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

† Преставление пр. отца нашего архимандрита, Смоленского чудотворца. Он родился в г. Смоленске от богатых и благочестивых родителей. Св. Аврамий с ранних лет был определен в училище, где обратил на себя внимание дарованием и необыкновенной любознательностью. В свободное от занятий время он любил ходить в церковь , где прекрасно пел и читал. Еще юношей он стал обнаруживать склонность к уединенной и благочестивой жизни. Родители предлагали ему, как единственному наследнику, вступить в брак, но он отклонил их предложение. По смерти своих родителей, вскоре затем последовавшей, он, следуя примеру святых, жития которых любил читать, раздал свое имущество церквам, монастырям и бедным, оделся в рубище и стал ходить по городу, как нищий и юродивый, прося Бога указать ему путь ко спасению. Вскоре, по внушению Божьему, он поступил иноком в обитель Богоматери, находившуюся в 6 верстах от Смоленска, на месте, называвшемся «Селище» (ныне здесь находится село Богородицкое и здесь указывают место пещеры, где подвизался пр. Аврамий, и остатки посаженного его руками дуба). С терпением и кротостью молодой инок ревностно исполнял все подвиги послушания, проводил время в посте и молитве, украшал себя иноческими добродетелями и прилежно занимался изучением Свящ. Писания, житий и поучений свв. подвижников и святоотеческих творений. Изучая все это, пр. Аврамий извлекал назидательные уроки не только для себя, но и для других, искавших у него назидания. Окружив себя писцами, он с помощью их составлял и переписывал новые сборники назидательных статей. Будучи вместе с тем поэтом и художником, преподобный нередко изливал свои благочестивый думы и чувства и в стихотворной форме. Посвященный в сан пресвитера и избранный духовником, преподобный, украсив себя «иерейской лепотою», ни одного дня не опускал без совершения литургии и проповедания слова Божьего. Он явился столь искусным проповедником, что его наставления привлекали к нему многих слушателей. Целыми толпами шли к нему духовные и миряне, чтобы насладиться его богомудрыми беседами и уврачевать свои язвы душевные.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Никакие ночные страхи и козни врагов невидимых не могли поколебать душу мужественного воина. Однажды поселянин подошел к той горе и неожиданно нашел пустынника, черпавшего воду из источника: по дозволению преподобного он обещался тайно приносить ему по одному хлебцу в неделю, ибо запас сухарей у него уже истощился. Но это и обнаружило убежище дивного пустынника. О нем и его чудной иконе 122 услыхал, и галичский князь Димитрий Федорович и едва упросил преподобного посетить Галич. Пр. Аврамий достиг Галича озером на небольшом корабле, который прислал ему князь, и встречен был духовенством и народом при входе в город; набожный князь встретил Св. Икону в Спасском соборе. Здесь преподобный отпел молебен Богоматери с водоосвящением, и многие больные получили исцеление. Благочестивый князь решился устроить обитель в честь успения Богоматери на месте явления чудотворной иконы, и дал Аврамию на то и средства. Давно князь чувствовал нужду в устроении обители в пределах своих владений, и как обрадовался он, что Господь послал в эту страну подвижника Аврамия. Озеро, на берегу которого поселился Аврамий, называлось Чудским. Это уже показывает, с какими людьми пришлось иметь дело пр. Аврамию. Чудь галичской страны хотя уже знакома была с христианством, но поверхностно и слабо; обычаи и нравы были грубы, язычество еще жило в сердцах и открывалось в делах; волхвы давней старины для многих более значили, чем чистая св. вера. Посему была нужда явить славу христианства грубой чуди и особенным чудом и человеком великого духа. Аврамий боролся в чудской стране и с нуждами обители, и с грубостью поселян. Он часто собирал к себе суеверов и убеждал их расстаться с суевериями, указывая на величайшие чудеса, совершившиеся в христианстве и на те, которые во множестве совершились от Св. Иконы, принесенной им. А еще чаще молился он за них пред иконою Богоматери. И не бесплодны были труды его! Те, которые получали исцеление от иконы Богоматери, и сами искренно убеждались в превосходстве Св. веры и других убеждали в том же.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда старец о. Серафим окончил чтение докладной записки сх. Мартиниана, то дал знак, чтобы о. Аврамий сказал от себя, что он знает; тот поднялся и стал говорить в защиту о. Алексия так: «О. Алексий, в прошлом 1911 году мне исповедывал и даже написал сие «Имя Иисус Божественное – Иисус есть истинный Бог», при этом читал символ веры : «Верую во единого Бога...», читал св. Евангелие от Иоанна, 20 гл., 31-й стих, где в конце текста сказано: «верующе во имя Его», – чего же еще от него требовать? На сии слова о. Аврамия сх. Мартиниан возразил так: «Вы оправдываете о. Алексия и говорите, что он читал и св. Евангелие, где заповедуется о вере во имя Его, вот здесь-то и кроется его хитрость, он исповедует веру во имя Сына Божия «Иисус», и тут же говорит: имя «Иисус» Христово не Бог». – О. Аврамий поспешно сказал: «Я этого не слыхал от о. Алексия», то [сх.] Мартиниан напомнил ему сие, говоря: «Что вы батюшка говорите. Смотрите мы стоим пред св. образом нашего Бога и Спасителя, да к тому же, что тут же пред нами и другой свидетель», – и указывая на духовника иеросхимонаха Измарагда, –» Вы помните, как вы в прошлом году 11 июля призывали меня к себе в келью, где были вы, о. Измарагд и о. Алексий, то тогда он не один раз, а несколько говорил: «Имя «Иисус» Христово не Бог», а я говорил, тогда и теперь говорю, что Божие имя Иисус неотделимо от существа Божия, и потому мы и говорим имя «Иисус» есть Бог, или, имя «Иисус» Христово, есть Сам Господь Иисус Христос. Кроме сего, раньше о. Алексий говорил мне и другим о Божием имени Иисус, называя Его именем, равным имени Иисуса Навина, посредствующим в молитве, как икона, простым, буквальным». После сего о. Аврамий замолчал, но другой защитник о. Алексия, сх. Мефодий, обратившись к сх. Мартиниану, сказал: «Да какое нам дело до о. Алексия; это дело монастыря, мы должны повиноваться о. игумену; ведь о. Алексий не отлучен», тогда на сие сх. Мартиниан сказал: «Здесь дело касается веры. Рецензией инока Хрисанфа и свободными выражениями о. Алексия вводится ересь. Тут опасность, нам надо держаться учения Св. Церкви. Над нашей верой православной, ни игумен, ни Патриарх, ни какая власть не имеют права – вводить ересь, надо держаться Св. Церкви и указания на книги святоотеческие, и на выписки в текстах их Св. Писания». [Сх.] Мартиниан сказал: «Согласно Св. Писания верую и исповедую имя «Иисус» Христово I югом, а богохульную рецензию отвергаю». В это же время подошел к старцу о. Серафиму монах Владимир и сказал: «Благословите мне почитать письменное объяснение о книге о. Илариона в о рецензии инока Хрисанфа по Священному и святоотеческому Писанию и что окажется согласным Св. Писанию, то признаем правильным и будем держаться св. истины дружно и единомысленно». Старец о. Серафим благословил и о. Владимир начал читать сперва из книги отца Илариона «На горах Кавказа», говоря [по пунктам].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

В то время пришел боярский сын Афанасий. Тронутый до глубины души примером добродетельной жизни иноков, Афанасий вскоре поселился в их обители и сам принял монашеский образ с именем Аврамия. Боголеп поручил его руководству Мартирия. Случилось, что Аврамий впал в тяжкий недуг, грозивший ему смертью, но после данного им обета, по совету Мартирия, сходить в Тихвин помолиться Пречистой Деве перед чудотворной Ее иконой, болящий инок получил исцеление. В чувстве глубокой благодарности к Пресвятой Деве Аврамий решил посвятить себя служению в честной Ее обители. Оставив монастырь преподобного Сергия, Аврамий пошел в монастырь Тихвинский, где архиепископом Новгородским Пименом, в то время полагавшим начало той обители и распределявшим братию по службам, был поставлен ключехранителем церковным, чтобы всегда быть первым и последним при чудотворной иконе Царицы Небесной за проявленную на нем неизреченную милость Ее. Это произошло в 1560 году, в царствование царя Иоанна Васильевича Грозного. Преподобный Мартирий, ожидая возвращения Аврамия и раздумывая о нем и о святом месте его пребывания, увидел однажды во сне, будто бы над Тихвином высится огненный столп, а на самой вершине его блистает явленная икона, к которой он устремлялся, чтобы приложиться. Видение это возбудило в душе Мартирия пламенное желание посетить самому обитель Тихвинскую и перед иконой Царицы Небесной молить, чтобы Владычица указала, не шумен ли, не мятежен ли путь его настоящей жизни в избранном монастыре, и куда укрыться ему для совершенного безмолвия. Он начал готовиться к исполнению этого намерения и тайно склонил одного боголюбца разделить с ним подвиг будущего жития в пустыне. Его останавливала лишь мысль, не противно ли будет воле Божией исполнение такого желания. С горячими молитвенными слезами просил он указания свыше, и вот явился ему в келлии блаженный Михаил, объявляя, что он должен идти в пустыню один. Веруя, что повеление это давалось ему от Бога, преподобный тайно вышел из монастыря и за 60 верст от него, углубясь в едва проникаемую дебрь, ископал себе малую пещерку близ скудного источника воды и в новом месте посвятил себя молитве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Видя возрастание и процветание монастыря, Ростовский епископ, посоветовавшись с князьями, возвел Аврамиев монастырь на степень архимандритии, а преподобного Аврамия поставил в архимандриты. С того времени Аврамий стал еще усерднее подвизаться и прилагал труды к трудам, предаваясь посту и молитве; он был образцом для всех, отличаясь смирением и показывал нелицемерную любовь ко всякому приходящему, равно к великому и малому. Исконный ненавистник добра, диавол, не оставил преподобного в покое, вооружился на него и творил ему огорчения и днем и ночью. Но огражденный Христовою благодатью и крестным знамением, Аврамий не страшился. Однажды, когда преподобный Аврамий в своей келье перед литургией, прочитав обычные молитвы ко святому причащению, хотел умыть руки перед отходом в церковь, диавол вошел в умывальницу, желая причинить преподобному неприятность. Уразумев присутствие нечистого духа в сосуде, преподобный взял честный крест, положил поверх сосуда, оградил сосуд крестным знамением и так оставил, долгое время не касаясь его. Бес, палимый крестною силою, мучился и не мог выйти из сосуда. У Ростовских князей тогда был обычай ездить за город на охоту и на обратном пути заходить в монастырь, чтобы помолиться в церкви и получить благословение от преподобного Аврамия. Так случилось и теперь. По обыкновению князья зашли в келью преподобного, но его там не случилось, ибо у него был обычай ежедневно трудиться на братию: то он колол дрова для монастырской пекарни, то мыл власяницы на братию, то носил воду в поварню. Услышав о приходе князей, он поспешил в келью, чтобы благословить их. Между тем князья, находясь в келье в ожидании преподобного, заметили сосуд, покрытый честным крестом, и недоумевали, чтобы это могло значить. Один из князей дерзнул снять с сосуда крест, чтобы благословиться им, — и бес тотчас вышел из сосуда, как дым черный и злосмрадный, так что устрашил всех присутствовавших. Когда преподобный приближался к келье, нечистый дух встретил его при входе и стал поносить Аврамия и грозить ему:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010