За 30 вёрст от Успенской обители, на берегу небольшого озера, нашёл он красивое место и стал здесь подвизаться отшельнически. Спустя несколько времени ученики узнали о месте, куда скрылся любимый учитель, и пришли умолять его, чтобы возвратился к ним в обитель. Преподобный согласился только на то, чтобы остались при нём некоторые из учеников. Для них построил он храм в честь положения пояса Богоматери; с помощью набожных людей вскоре устроилась здесь общежительная обитель. Она называлась великой пустыней Аврамиевой 269 . Убегая многолюдства, Аврамий удалился на р. Вочу. – Ученики нашли его здесь и стали ставить около его хижины кельи. Любящий отец благословил им построить храм в честь собора Богоматери. Образовалась и здесь обитель, для которой Аврамий назначил в игумена ученика своего иеромонаха Пафнутия. Преподобный ещё раз скрылся от учеников своих. В 13 верстах от Вочской обители он нашёл себе такое место, где пребывание его более, чем где-нибудь, могло иметь последствия благодетельные. Он поселился под горой, на которой был «Чудский городок»; это было гнездо старого Чудского суеверия; здесь нужно было много света и силы небесной, чтобы рассеять остававшийся мрак язычества. Когда собрались сюда ревнители духовной жизни, Аврамий с любовью основал на Чудском городке храм в честь покрова Богоматери; сам на старческих плечах своих носил землю для укрепления крутого берега и ревностно трудился вместе с учениками при устроении обители. Скоро в новой Покровской обители оказалось до 100 человек братии. Чудное действие производит на сердца община подвижников благочестия. «Бедный, посетив обитель иноков, говорит святой Златоуст, идёт из монастыря с утешением для бедности; посещает иноков богатый и возвращается от них лучшим, с здравыми понятиями о вещах; когда приходит к ним облечённый саном, пропадает здесь вся надменность; здесь и волков обращают в агнцев; если загорелось в ком желание вести подобную прекрасную жизнь, – пока горячо в тебе это желание, спеши к ангелам и разгоришься ещё более» 270 . Таково было значение Аврамия в Чудской стороне! Он сам жил уединённо под горой; но сюда приходили к нему ученики для исповедания помыслов своих; сюда же приходили и окрестные жители и получали полезные наставления. Чухломская страна чтила его, как своего просветителя. За год до кончины передал он управление обителью ученику своему Иннокентию и остальное время проводил в совершенном безмолвии. Причастившись св. Таин, он мирно почил 20 июля 1375 года. Мощи его почивают под спудом, в приделе храма, посвящённом его имени 271 . Праздник Галичской иконе Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Феодор и Иларион, первые епископы Ростова, принуждены были бежать из Ростова от ярости язычников, и первый имел некоторый успех только около Суздаля. Св. Леонтий, один из учеников пр. Антония Киево-Печерского, прибыв в Ростов, нашел сильное сопротивление в закоренелых язычниках. Они выгнали его из города, и ему надобно было вооружиться апостольским терпением для веры; оставшись за гордом, он ласками привлекал к себе сперва детей и стал учить их; старые язычники опять взволновались, окружили Леонтия, дыша яростью: но кроткое слово веры на сей раз столько имело успеха, что многие крестились. Однако и после того язычники не раз вооружались на святителя, и, наконец, умертвили его. Ростовская летопись так говорит о плодах подвигов св. Леонтия: «Леонтий убо святый просвети крещением град Ростов». Св. Симон, говоря, что многие из Печерского монастыря взошли на кафедры епископские, пишет: «первый ростовский Леонтий священномученик, его же Бог прослави нетлением, и се бысть первопрестольник, его же невернии, много мучивше, убиша; и се третий гражданин небесный бысть русскаго мира с онема варягома (убитыми при Владимире), венчався от Христа». Мученическая кончина св. Леонтия и вместе с тем насаждение христианства в Ростове последовали около 1070 г. Преемнику Леонтия, св. Исаии надлежало еще много трудиться, чтобы распространить христианство в ростовской области. И сей подвижник печерский путешествовал по разным местам ее с проповедью о Христе; плодом трудов его было обращение многих идолопоклонников. Подвиг его окончился в 1089 году. Известен и еще ростовский проповедник веры, пр. Аврамий. Житие его говорит, что при нем в чудском конце Ростова стоял идол Велеса, и что Аврамий сокрушил идола тростью, данной в видении Иоанном Богословом. Трудно определить время, когда это было: но сан архимандрита, которым облечен был Аврамий, и князь Владимира суздальского, с которым имел он сношение, показывают, что это было не прежде Владимира Мономаха (1113–1125 г.), и, следовательно, при Мономахе еще так крепко стояли за Велеса, что для сокрушения его нужна была чудесная помощь апостола Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

21-е † Преподобного Аврамия Смоленского Блаженный Аврамий, как повествует о нем ученик его Ефрем 180 , родился в Смоленске от богатых и благочестивых родителей; родитель его пользовался уважением за услуги, оказанные в суде; и отец и бать были набожны. Они имели 12 дочерей, но ни одного сына; долго молились о даровании сына, раздавая милостыню по церквам, и наконец молитва их была услышана. Сын молитв воспитан был в страхе Божием и учении книжном, и сам с юности любил ходить в храм Божий. Родители очень желали, чтобы единственный сын их вступил в брак: но юноша отказался, чувствуя в себе влечение к иноческой жизни; к тому же родители скоро умерли; по смерти их, сын, раздав имущество монастырям, церквам и бедным, ходил в рубище, моля и Бога указать ему путь спасения, и скоро, по влечению внутреннему, поступил «в монастырь пресвятой Богородицы, что в пяти верстах от Смоленска, на месте называемом Селище» 181 . Здесь, облеченный в иночество, проходил он разные послушания и трудился от всей души. В 1177 г. в Смоленске совершилось чудо. Ослепленные владимирцами князья Мстислав и Ярополк Ростиславичи, братья владетельного князя смоленского, на пути в южную Россию усердно молились св. мученикам Борису и Глебу в их Смядынском монастыре и в день убиения св. Глеба (5 сент.) прозрели 182 . Это не могло не утешить такого раба Божия, каким был Аврамий. – Он любил переноситься мыслию к святым местам, где Господь Иисус проводил земную жизнь и запечатлел любовь свою в людям крестною смертию; в жизни же Спасителя поучался, чего можно ожидать праведным людям от мира грешного и где их защита? Тогдашний смоленский князь Роман, сын св. князя Ростислава, любил просвещение: завел в Смоленске училище, где учились не только по славянски, но даже по греческим и латинским книгам 183 . Бл. Аврамий ревностно читал отеческие сочинения, особенно Златоустого и Ефрема Сирина , также – жития святых: Антония, Евфимия, Саввы, Феодосия восточных, Феодосия печерского и других, стараясь по возможности усвоять душе своей мысли и чувства святых 184 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В обители отца Феодосия, общих житий начальника, два брата решили между собою всю жизнь не разлучаться, так чтобы и по смерти оставаться вместе. Два сии инока в монастыре были советниками для других, проводя высоконравственную жизнь. По зависти спасению, враг рода человеческого воздвиг на одного из сих братий брань блуда. Брат невозмог стерпеть брани сей, решил оставить монастырь и идти в мир. Товарищ начал его умолять, дабы он оставил это намерение, погубляющее все труды, и лишующее мзды, но тот оставался непреклонен, требуя или идти обоим в мир, или одному. Видя непреклонность брата в его намерении, другой брат также решился идти в мир, дабы не оставить брата, но согласно взаимному соглашению, пребывать постоянно вместе. Ушедши из обители, один брат начал предаваться разврату и несмотря на увещевания другого, не желал опять возвратиться в монастырь. Тогда и другой брат, не желая нарушать взаимного решения, и потерять своего брата, также решился остаться в мире, оба начали снискивать себе пропитание поденною работою. (По-славянски: наим творяху). В это время строил монастырь о. Аврамий, к коему и обратились сии два брата для снискания работы. Один из братии не покидал распутного образа жизни, а другой постоянно пребывал в посте и безмолвии. Видя святой образ жизни, слуги доложили блаженному Аврамию о сем брате, как человеке весьма высоком по нравственным своим качеством. Тогда Аврамий призвал сего брата к себе, и узнал от него, что ради спасения своего брата он ушел из обители, и теперь для той же цели, оставаясь в мире, переносит все. Выслушав рассказ блаженный Аврамий сказал ему: Господь даровал тебе душу брата твоего, и только лишь, брат сей вышел от блаженного настоятеля, заблудший брат встретил другого брата, прося его идти в пустыню, дабы совершит свое спасение. Обрадованный брат отвел его тогда в одну из пещер близ Иордана, где затворил его, но недолго пребывал здесь обратившийся на путь истины, чрез несколько дней, после многих подвигов, поста и молитвы, он предал душу свою Господу. Тогда другой брат остался один в той пещере, дабы и ему скончаться там же, где умер брат его, что и исполнилось по прошествии десяти дней. 18 марта

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О существовании Сретенского монастыря упоминается в записях Николовспольской церкви. Златоустовский – по преданию, стоял между теперешней Семеновской улицей и Предтечевской, в саду бывшем Хлебникова. Об основании и упразднении его известий не сохранилось, но еще в XVII столетии на месте монастыря существовал «храм древян Иоана Златоустого клецкий в храме образ местной Иоанна Златоустог о, да образ Рождество Пресвятой Богородицы на празелени»; эта церковь упразднена в XVIII веке. Горицкий женский был расположен не далеко от Златоустовского на месте нынешней церкви Рождества Богородицы. По преданию, был основан внучкой св. Петра – княгиней Варварой, а в XIV веке св. архиепископом Феодором перенесен ближе к Кремлю, где теперь Рождественский женский монастырь. Спасо-Песковский, основанный в XIII столетии супругой благоверного князя Василька – Марией, упразднен в 1764 г. и присоединен к Иаковлевскому. До нашего времени уцелела соборная монастырская Спасская церковь , о которой сообщим ниже при описаний Спасо-Иаковлевского Димитриевского монастыря. Нине существующие монастыри. Богоявленский Аврамиев Богоявленский Аврамиев мужской монастырь, основанный во второй половине XI столетия преподобным Аврамием, стоит на восточной окраине Ростова, за чертой города, вблизи Кекинской фабрики 3 . Преподобный Аврамий был сын неизвестных родителей: пришел в Ростов не ранее 1070 года и, поселившись в небольшой хижине на берегу озера, стал понемногу просвещать язычников, населявших «чудский конец» города. Божией помощью Аврамий сокрушил главного идола «скотьего бога Велеса» и на месте капища основал святую обитель, в которой, по кончине своей, и был погребен. Св. мощи просветителя «чудских язычников обретены были в княжение Всеволода Юрьевича (1176–1212) и тогда же установлена была память преподобному 29 октября. Монастырь Аврамия с течением времени расширялся и украшался княжескими и царскими дарами. Царь Иоанн Васильевич Грозный в бытность свою в Ростове поклонялся мощам угодника и взял себе жезл, которым св, Аврамий сокрушил идола Велеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

По В.М., пр. Аврамий жил в XII-XIV вв., по Х.М., – около 1073–1077 г. По Церковным песнопениям, он «из млада последовал Христу и Того ради любве все оставил», «постом и бдением изнурил тело» свое, «вся плотская мудрования умертвил» и «град Ростов куплею Святаго Духа обновил». Преподобный прибыл в Ростов, уже будучи иноком, и поселился в убогой хижине, на берегу озера Неро. Ростовская земля тогда была населена язычниками, и здесь преподобный много потрудился над распространением среди жителей истинной веры, извлекая «множество людей» «из нощи идолонеистовства» и «тьмы глубокия» и «к познанию благочестия возводя». Жезлом (рукояткой которого был крест), данным пр. Аврамии св. Иоанном Богословом, чудесно явившимся ему, он сокрушил идола Велеса, «того козни до конца искоренил» и на месте, где стоял идол, соорудил обитель Богоявления Господня, в которой и был настоятелем (см. Яросл. еп.); на месте же явления св. Иоанна Богослова (в 3 вер. от Ростова) св. Аврамий построил в его имя церковь (ныне там с. Богословское с деревянной церковью, построенной на средства Аврамиева мон. в 1687 г., в XVIII в. бывшей самостоятельной приходской, а с 1804 г., по малочисленности прихода, приписанной к соседней Юрьевской слободе, причт которой совершает в ней Богослужение раз в месяц). После этого преподобный еще более усилил свою проповедническую деятельность и «не по многом времени привел всех ко Христу и крестил от мала до велика». Между тем собранное преподобным братство, укрепляемое в подвигах его примером и назиданием, быстро умножалось. Хотя пр. Аврамий был начальником устроенной им обители, но он нес все труды братии. Угождая Господу день и ночь, пребывая в посте и молитве, он вместе с тем находил время для того, чтобы разделять с братией и ее труды, налагаемые уставом общежития, – работал с нею и для нее в пекарне и поварне, рубил дрова, мыл на братии власяницы и вообще ни в каком монастырском послушании не только не отставал от других, но везде был первым и всех поучал терпению и смиренномудрию своим благим примером.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Бедствия осады переносила и Москва; враги прекратили к ней всякий доступ, так что хлеб сильно вздорожал. Царь Василий и патриарх Гермоген 40 ] убедили келаря Троицкого монастыря Аврамия Палицына 41 ] продать по низкой цене часть хлеба из запасов в Богоявленском монастыре. Аврамий исполнил сие приказание; но спустя некоторое время цена хлеба опять сделалась весьма высокой. Царь и патриарх снова просили отпустить хлеб из лаврского подворья. Аврамий же опасался, что хлебные запасы истощатся очень скоро, но, уповая на милость Божию и призывая имя великого угодника Его преподобного Сергия, он исполнил просьбу царя. В житнице Богоявленского монастыря служил в то время некто Спиридон; нагребая хлеб, он заметил, что из щели, бывшей в стене, сыплется рожь; он стал ее отгребать — она потекла еще сильнее. Видя такое чудо, он рассказал о сем другим служителям и самому келарю; достойно удивления, что во всё время осады хлебные запасы в монастыре не умалялись, так что сим хлебом питались как все живущие здесь, так и многие приходящие. Наконец, разбитые несколько раз враги в страхе отступили от стен Троицкой обители 12 января 1610 года 42 ]. Тяжелое время переживала тогда вся русская земля: враги рассеялись по ней; одни из городов были осаждены, другие же не знали, что им делать, за кем идти и кого слушать; много крови пролили враги, русская земля погибала. В сие тягостное время большую пользу отечеству принесла Троицкая Лавра. Архимандрит ее Дионисий 43 ] и келарь Аврамий Палицын, собрав вокруг себя скорых и доброумных писцов, составляли увещательные грамоты и посылали их по городам. В сих грамотах архимандрит и келарь призывали всех русских людей соединиться вместе и крепко стать против врагов земли русской и веры православной. Одна из таких грамот пришла в Нижний Новгород. В сие время там жил один благочестивый человек Козьма Минин; он любил часто уединяться в особой храмине и здесь наедине возносить Богу свои усердные молитвы. Однажды в сей храмине ему явился в сонном видении преподобный Сергий; великий чудотворец повелел Козьме собирать казну для ратных людей и идти с ними для очищения государства Московского от врагов. Пробудившись, Козьма в страхе стал размышлять о сем видении, но полагая, что собирание войска — не его дело, он не знал, на что решиться. Спустя немного времени преподобный вторично явился ему — но и после сего Козьма пребывал в нерешительности. Тогда святой Сергий в третий раз явился ему и сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

17 . Герасим – 1645–51. 18 . Гермоген – 1651–54. 19 . Иов – 1656. 20 . Феодосий – 1658–61. 21 . Павел – 1662–63. 22 . Сергий —1663—68. 23 . Антоний – 1668–73, 77–80. 24 . Гурий – 1681–86. 25 . Иоасаф – 1686–89. 26 . Феодосий – 1692–95. 27 . Иоасаф Иванисов 1697–99. 28 . Игнатий 1702–08. 29 . Иринарх Короб 1709–14. 30 . Пахомий – 1714–19. 31 . Лев Юрлов – 1720 – с 1727 епископ Воронежский. 32 . Иларион – 1727–33. 33 . Аврамий Галицкий 1734–44. По первому синодику По второму синодику 1. Феодосий. 1. Митрофан. 2. Аврамий. 2. Иларион. 3. Тит. 3. Антипа. 4. Алимпий. 4. Филипп. 5. Алексий. 5. Феодор. 6. Христофор. 6. Алексий. 7. Пимен. 7. Григорий. 8. Иов. 8. Герасим. 9. Герасим. 9. Иоанн. 10. Гермоген. 10. Игнатий. 11. Феодосий. 11. Иона. 12. Иона. 12. Дионисий. 13. Митрофан. 13. Алексий. 14. Иларион. 14. Борис схимонах. 15. Антипа. 15. Иов. 16. Филипп. 16. Матфий. 17. Феодор. 17. Алексий. 18. Алексий. 18. Вассиан. 19. Григорий. 19. Антоний. 20. Герасим. 20. Феодосий. 21. Иоанн. 21. Исаия. 22. Игнатий. 22. Даниил. 23. Иона. 23. Иона. 24. Дионистий. 24. Тарасий. 25. Алексий. 25. Иринарх. 26. Борис. 26. Иоасаф схимонах. 27. Иов. 27. Иоасаф. 28. Матвей. 28. Игнатий. 29. Алексий. 29. Пахомий. 30. Вассиан. 30. Иларион. 31. Антоний. На других листах синодика написаны ещё в дополнение: 32. Феодосий. 33. Исаия. 31. Феодосий. 34. Иона. 32. Паисий. 35. Тарасий. 33. Тит. По первому синодику По второму синодику 36. Феодосий. 34. Алимпий. 37. Игнатий. 35. Христофор. 38. Иоасаф Иванисов. 36. Пимен. 39. Иринарх Короб. 37. Гермоген. 40. Аврамий Галицкий. Состояние монастыря при архимандритах Горицкий монастырь, или Пречистая на Горицах, при архимандритах не отличался ни благоукрашением монастырских церквей, ни роскошью монастырских зданий. Время их управления монастырём было скорее временем собирания и умножения монастырских владений и числа вотчинных душ крестьян, коих в 1754 г. показывалось 5 000 17 . По выписи с книг князя Волконского 1627–29 г. 18 в Горицком значилось: 1 . Соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, а в ней придел Святого Николая Чудотворца;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

979 Patericon w Kiowe 1635 р. 89. Ркп. святцы: «преп. отец наш иерей Алипий иконописец преставился в л. 6600 (1092 г.) мес. августа в 17 д.» 980 Опис. к. лавры стр. 105. 289. 293. У Кальнофойского 11 «Святой инок Алипий лежит в гробе против церкви» (введения Богородицы во храм). 982 Древние святыни велик. Ростова соч. гр. Толстого стр. 21. 22. М. 1849. Иванчина–Писарева. Спасоандроников монастырь стр. 19. 82. М. 1842 г. 984 В жизнеописателе виден современник. «Острижеся, говорит он об Аврамии, яко мнози ведят, св. Богородицы монастырь к востоку, Селише нарицают е». О том что Аврамий, пресвитер, каждый день совершал службу, говорит он так: «якоже и мнози ведят его бывша и до самое смерти». О сладости устных бесед его говорит: «сему мнози суть послуси». – Впрочем житие написано не прежде 1237 г. уже при монголах: потому что говорить: «поганых нашествия испроверзи... измаильтеские языки рассыпли». – Сокращение древнего жизнеописания в четьи мин. и в прологе 2 авг. Ефремово описание изд. в собеседнике 1858 г. со списка 1558 г. с множеством явных пропусков и ошибок писца, да и не все издано, без послесловия Ефремова. – В синод. б. ркп. 15 в 556. К сожалению, в писании блаж. Ефрема видно излишнее усилие говорит искусственно и многоречиво, а не сказано даже того, когда скончался пр. Аврамий. 985 Богородичный успенский монастырь на Селище был на рославской дороге, там, где ныне село Богородичное, он существовал в 1522 г. (Карам, 7. пр. 238. Опис. мон. 497). 988 Жизнеописатель не только здесь указывает на «жития и словеса» святых, но он делает потом выписки из жития пр. Саввы, из книги златая цепь, из повести духовного отца сыну. «Достойна же есть зде помянути слово, еже от жития пр. Саввы, о патр. иерусалимстем Илии... Пишет бо в златых чепех всея вселенные святой отец... И есть подобно помянутой повесть отца духовного к сыну». 989 В Смоленске после Ростислава († 1167 г.) были князьями Роман († 1170 г.) и Давид Ростиславичи, Давид постригшийся в смядынском монастыре († 1197 г.), Мстислав Романович до 1214 г., с 1214 Владимир Рюрикович (Новг. 4:20), с 1223 г. Мстислав Давидович † 1230 г. (Переслав. летоп. 76. 104) Преп. Аврамий иночествовал 50 лет; звание духовника и наставника поручено ему «при княжении великого и христолюбив. князя Мстислава смоленского», а скончался не позже 1220 г. (См. пр. 129–132). След. духовником он был при кн. Мстиславе Романовиче.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

(Список краткого жития, начало «Преподобный отец наш Аврамий бе родителю благочестиву сын», весьма много,– преосвященный Макарий, Истории т. I, издание 2 стр. 269, указывает их 12, у нас под руками из библиотек Академической и Лаврской – 8; списков среднего или действительного жития, начало «Еже удивлятися (удивитися) святых трудом добро», преосвященный Макарий ibid. указывает два, у нас под руками ещё один Лаврской библиотеки Указанное нами взаимное отношение двух житий совершенно явствует из их взаимного сличения. О пространном житии, представляющем собой позднейшее литературное произведение, скажем ниже). Передадим среднее или действительное житие преподобного Аврамия, по возможности близко держась подлинника и в нужных случаях воспроизводя его дословно. Аврамий, по мирскому имени неизвестный, родился в пределах Галичских, в городе Чухломе (ныне Костромской губернии), от благочестивых родителей. Наказанный от последних книжному учению и наученный благочестию, он пребывал в страхе Божьем от младых ногтей, ходя во всяком смирении и простоте, любя чистоту душевную и вместе и телесную. Ещё в юном возрасте оставил он родителей своих и мирской мятеж и, взяв крест свой, последовал Христу: всего себя хотя представить Богу, он пошёл искать в честных и чудотворных обителях жилищ святых. Обойдя и оглядев «места довольна», он пришёл в славный Великий Новгород, где оглядел «вся спасеная и чудотворная места многонародна суща и по Бозе живуща»; но помянув глас оный, еже бегати от человек и спастися, он захотел водвориться в пустыне и пришёл к великому озеру Ладожскому и там нашёл обитель, называемую Валаам, в которой и поселился для обитания. Полюбив удалённое от города место и видя устроение в братии, он просил игумена монастыря сподобить его ангельского образа, каковой по приказанию последнего и был на него возложен. В монастыре Валаамском, упражняясь во всяких монашеских подвигах, Аврамий пробыл «лета довольна»; но потом он начал быть почитаем и славим и от некоторых называться пастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010