Не хотя сего слышать и бегая чести, он ушёл из монастыря в «незнаемые страны»,– по благословенно Божьему пришёл в город Ростов, где начал обитать, составив себе жалую «колибицу» или келью при озере. К нему начали приходить для духовных собеседований благоразумные и богобоязненные люди, а некоторые желали и жить с ним, почему и, не желая, он стал начальником иноков. Вдав себя на большие подвиги и чудес обогатився благодатию, т. е. удостоившись дара чудотворений, Аврамий сокрушался духом и проливал слезы о того, что в Ростове прелесть идольская ещё росла в нечестивых душах, именно – что Чудской конец города, омрачённый деянием бесовским, покланялся каменному идолу Велесу, в котором жил злой бес, творивший злым своим омрачением мечты и страшилища христианам, так что путём близь него никто не смел ходить. Видя таковую прелесть в несмысленных людях и возревновав ревностью Илииной, Аврамий обратился с молитвой к Богу, чтобы Он дал ему силу разорить многокозненного идола; но Господь, искушая веру святого и готовя ему большее прославление, не внял его молитве: Аврамий пытался разорить жилище бесовское и не мог, ибо «не дадяше близь себе приити окаянный той волшебством своим». Когда (после напрасных попыток) Аврамий сидел в скорби, видит он идущего к нему некоего старца, благоговейного образом. Встретив его, взаимно с ним приветствовавши и взяв от него благословение, Аврамий начал спрашивать его: откуда идёт и коей есть страны, и получил в ответ, что он родом от Царяграда и пришлец на его (Русской) земле. На взаимный вопрос старца: для чего сидит скорбный близь сего многострастного идола окаянного Велеса, Аврамий рассказал ему, как просил у Бога помощи на разорение идола и не был услышан в своей молитве. Тогда старец сказал Аврамию: если хочешь, отче, получить желаемое, то иди к Царюграду и там отыщи в городе дом Иоанна Богослова и войди в дом его и помолись образу его,– не выйдешь из него тощ, но получишь желаемое, а если не пойдёшь в дом Иоанна Богослова, то не получишь желаемого.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

«Возьми эту трость мою, сказал старец, иди к Велесу и ударь ею идола со словами: во имя Господа Иисуса Христа повелевает тебе Иоанн богослов сокрушиться». – Сказал и стал невидим. Аврамий исполнил волю апостола, и идол рассыпался. На месте, где явился евангелист, Аврамий построил храм во имя евангелиста: поныне в 4 вер. от Ростова, на берегу р. Ишни, стоит древний деревянный храм Иоанна богослова, как напоминание потомству о благодеянии апостола к стране. 522 – На месте разрушенного истукана преподобный построил храм в славу Богоявления Господня и основал при нем монастырь. –Язычники не раз собирались сжечь обитель Аврамиеву: но сила Божия и терпение Аврамия победили злость людей. По убеждениям Аврамия многие язычники крестились. Преподобный старался действовать особенно на юность языческую: он учил детей грамоте, крестил их и потом постригал в монашество. – Когда умножилось число иноков: Аврамий при помощи благотворителей построил на место малого храма просторный и приобрел для него книги, иконы и утварь. Преподобный подавал собою пример инокам: сам участвовал во всех трудах братии, работал в хлебне, рубил дрова, мыл власяницы для братии. Епископ предложил кн. Владимиру учинить обитель Аврамия архимандрией и Аврамий почтен был саном архимандрита. Святой ревнитель святой веры не миновал и после того преследования злых людей: по ложному доносу, будто он отыскал богатый клад, взяли его под стражу и представили во Владимир клязменский. – Кротость и искреннее благочестие его избавили его от истязаний: кн. Владимир нашел донос клеветою злобы и невежества. Оправданный Аврамий более прежнего стал быть предметом любви и уважения. Наконец почил он в глубокой старости и погребен был учениками в созданной им обители. Таково древнее известие о преп. Авраамии! По этому повествованию, сличаемому с летописями, подвиги св. Аврамия против Велеса надобно отнести ко времени, следовавшему за кончиною св. Леонтия, а не к 990 г. как показывали иные. Владимир на Клязме, где был преп. Аврамий на суде кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобный Леонтий Киликиянин сорок пять лет провел в обители, почти постоянно пребывая в храме и внимая себе. Он неусыпно бдел над своими помыслами и хранил себя от худых мыслей, чувств и желаний. Преподобный Леонтий был нищелюбив: он радовался, когда приходил к нему бедный и просил у него милостыни. При подаянии милостыни он отличался особенностью: если нищий был слепым, старец подавал ему из рук; если же он был зрячим, то клал монету или на стол, или на скамью, или на ступенях церковных и тот отсюда уже брал подаяние. Когда спросили старца: «Почему ты, отец, не подаешь из рук?» – он отвечал: «Не я это подаю, но Владычица моя Пресвятая Богородица: Она и меня питает, и этих нищих и убогих» 449 . Преподобный Аврамий жил в VI веке и был игуменом Новой киновии Пресвятой Богородицы Марии. Впоследствии, как достойный муж, он из настоятелей был избран на святительскую кафедру и сделался епископом Ефесским. Истинный подвижник, Аврамий достиг высокой степени нравственной чистоты и святости и исполнен был благодатных даров. Он отличался необычайною любовью к ближним, особенно к подвижникам, ревновал об их душевном благе и спасении; заботился и о временных их нуждах и потребностях. Так, он посылал зимнюю одежду подвижнику Илиотской лавры Феодосию, узнав, что тот таковой одежды не имеет. Из ревности о спасении ближних для споспешествования их нравственному преуспеянию Аврамий устроил две обители: в Святой Земле на Елеонской горе киновию Византийцев (или Византийскую) и в Константинополе монастырь, известный под именем Аврамиева, сделавшийся потом славным между цареградскими обителями. Преподобный Аврамий славился опытностью в управлении и руководстве других в духовной жизни. В «Луге» он называется пастырем опытным и кротким, называется даже великим. Из благодатных даров Аврамий особенно проявлял прозорливость. Так, когда он узнал, что из двух иноков, поклявшихся никогда не разлучаться друг с другом и работавших при возведении Византийской обители, один стал вести распутную жизнь, а другой усилил свои подвиги, весь день постился, ни с кем не говорил, чтобы спасти брата, Аврамий успокоил его и сказал: «Даровал тебе Бог душу брата», что вскоре и сбылось 450 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Успенская обитель процвела и стала многолюдною. Ревнители подвигов Аврамия являлись каждый день. Устроив совершенно обитель, преподобный учредил в ней строгое общежитие и назначил игуменом ученика своего Порфирия. Усматривая готовность и усердие братии в выполнении всех требований общежительного устава, Аврамий однажды тайно скрылся из монастыря, любя уединение. За 30 верст от Успенской обители, на берегу небольшого озера он нашел живописную местность и стал здесь подвизаться отшельнически. Спустя несколько времени ученики узнали о месте, где скрылся их учитель и пришли умолять его, чтобы возвратился к ним в обитель. Но Аврамий согласился только на то, чтобы остались при нем некоторые из них. По просьбе их, он устроил им храм в честь положения пояса Богоматери, а с помощью набожных людей устроил вскоре и общежительную обитель, которая стала называться великою пустынею Аврамиевою. Опять преподобный удалился из обители на р. Вочу, убегая многолюдства. Ученики нашли его и здесь и стали около его хижины ставить кельи. Как любящий Отец, – Аврамий благословил им построить храм в честь собора Богоматери. Итак, образовалась и на р. Воче обитель, для которой Аврамий назначил игуменом ученика своего иеромонаха Пафнутия. – Еще раз преп. Аврамий скрылся от учеников своих в 13 верстах от вочской обители он избрал такое место, где пребывание его более, чем где-либо, имело благодетельные последствия. Он поселился под горою, на вершине которой стоял Чудский город: это было гнездо старого чудского суеверия, до которого еще не достиг луч света Христова Евангелия; здесь нужно было много света и силы небесной, чтобы рассеять остававшийся мрак язычества. Преподобный решился посвятить себя на величайший подвиг апостольский. Когда собрались сюда ревнители духовной жизни, Аврамий со всею ревностью подвижника основал на чудском городке храм в честь Покрова Богоматери, испросив на то и разрешение и содействие князя Димитрия: сам на старческих плечах своих носил землю для укрепления крутого берега и вместе с учениками трудился при устроении монастырских зданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Геннадием 26 февраля 1814 г.». После возвращения о. Геннадия в Белые Берега о. Аврамий не покинул пустынного своего приюта и пребывал в Якимовичских лесах до 1824 г., когда вместе с другими пустынножителями был взят Рославльским земским судом под стражу и, пробыв в тюрьме целый год, был выпущен на свободу. О жизни Аврамия в пустыне известно по преданию, что когда он встречался где-либо с женским полом, то всегда падал ниц на землю. Своею строгою жизнью он приводил в удивление сожительствовавшую с ним братию, а за свои вдохновенные и утешительные беседы с народом он получил прозвание «уст Божиих». «Каков был учитель, о. Геннадий, таков был и ученик его, старец Аврамий», замечает автор описания Свенской обители. Имя старца Аврамия встречается в поминальницах крестьян Даниловичского и Якимювичского прихода. Это дает основание предполагать, что старец Аврамий Якимовичских лесов и схимонах Аврамий Жиздринских лесов – одна и та же личность 11 . Последний имел большое значение в устройстве Белокопытецкого монастыря, находящегося в 10 верстах от Даниловичского прихода. Основательница этого монастыря, вдова подполковника Александра Евгеньевна Белокопытова, была дочь Вяземского помещика Якушкина и воспитывалась в доме своего дяди Богдана Михайловича Лыкошина, в с. Ахтырках, Бельского уезда. Выйдя в 1836 г. замуж за 60-летнего Мосальского помещика Белокопытова, она через 5 лет овдовела. В это время, в 7 верстах от ее сельца Петропавловского, жил в лесу пустынник, схимонах Аврамий, столетний старец, уважаемый народом. Александра Евгеньевна также веровала в праведность этого старца и обращалась к нему за советами. Однажды, будучи в ее доме, старец неожиданно указал в зале место, «где будет алтарь, где клиросы» церкви того монастыря, который выстроит хозяйка. Слова его исполнились. Сначала в усадьбе Белокопытовой, под руководством о. Аврамия, основалась община (1868 г.), превращенная в 1892 году в монастырь. Зосима, основавший впоследствии Одигитриевскую общину близ Москвы. Никита, уроженец г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный подавал собою пример инокам; сам участвовал во всех трудах братии, работал в хлебне, рубил дрова, мыл власяницы для братии. Епископ предложил князю Владимиру учинить обитель Аврамия архимандрией, и Аврамий почтён был саном архимандрита. Святой ревнитель святой веры не миновал и после того преследования злых людей: по ложному доносу, будто он отыскал богатый клад, взяли его под стражу и представили во Владимир Клязменский. – Кротость и искреннее благочестие его избавили его от истязаний: князь Владимир нашёл донос клеветой злобы и невежества. Оправданный Аврамий более прежнего стал быть предметом любви и уважения. Наконец, почил он в глубокой старости и погребён был учениками в созданной им обители. Таково древнее известие о преподобном Аврамии! По этому повествованию, сличаемому с летописями, подвиги св. Аврамия против Велеса надобно отнести ко времени, следовавшему за кончиной св. Леонтия, а не к 990 году, как показывали иные. Владимир на Клязьме, где был преподобный Аврамий на суде князя Владимира, построен Владимиром Мономахом 384 . – Сан архимандрита, которым почтён был Аврамий, становится известным с XII века, да и из того что до преподобного Игнатия, архимандрита Богоявленского, с 1261 года епископа, насчитывается по синодику только 7 настоятелей, преемников преподобного Аврамия, видно, что преподобный Аврамий скончался в самом начале XII века 385 . С другой стороны, когда св. Исаия прибыл (в 1077 г.) в Ростов, он нашёл в Ростове неутверждённых в святой вере, но не язычников. Таким образом подвиги преподобного против Ростовского язычества начались с 1073 года, а подвижническая жизнь в обители продолжалась долее 30 лет. Что же касается до известий, относящих преподобного Аврамия ко времени равноапостольного Владимира, то и доверяющие им находят в них явные вымыслы и произволы поздних времён 386 . При внуке Мономаха вел. князе Всеволоде Георгиевиче (1176–1212) обретены нетленными мощи преп. Аврамия 387 . Ныне они открыто почивают в серебряной раке, в каменном храме, построенном в 1553 году по распоряжению Грозного царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но в смоленском монастыре преп. Аврамий прожил недолго. Его успехи усиливали недоброжелательство городского духовенства. Почитатели Аврамия, а главное, его духовные дети приносили ему «утешение на потребу», даже больше потребы, и свои остатки преподобный употреблял на украшение монастырского храма или раздавал бедным. Городское духовенство лишилось, таким образом, значительной части своих доходов, а это еще более усиливало вражду к Аврамию. Против него повели дружную интригу смоленские священники и игумены. Житие упоминает только о трех лицах из духовенства, заступавшихся за невинного страдальца. Враги вооружали против Аврамия общественное мнение, как это делали и раньше, и кроме того стали клеветать епископу Игнатию: называли подвижника еретиком, обвиняли в чтении отреченных книг («голубинные книги» 562 ) и в нечистой жизни. Священники жаловались на то, что Аврамий привлек к себе их духовных детей и пользуется уважением среди оставшихся: «уже наши дети все обратил есть, говорили они, друзии же пророком нарицающе» 563 . Клеветники добились суда над Аврамием, и он с шумом приведен был по улицам Смоленска на владычен двор. Из описания самого суда в Житии выходит, что он был смесный, т.е. происходил при участии судей духовных и светских. На суде особенно ярко обнаружилась вражда духовенства к Аврамию. Бог умягчил сердце князю и властелем, рассказывает жизнеописатель, но игуменом и иереям «аще бо мощно жива его пожрети». Светские судьи признали его невинным, но его обвинителями явились «бесчинные попы, яко волы рыкающие», и игумены. Аврамий был осужден: ему было запрещено совершать литургию и, вероятно, принимать на исповедь. С двумя учениками его отправили в прежний монастырь (Селище), где он так много терпел. Рассказывал о пребывании Аврамия под запрещением, Житие отмечает интересные черты для характеристики епархиальной жизни того времени. Прежде всего, не смотря на запрещение, верующие не перестали ходить на исповедь к Аврамию. Потом, когда под влиянием его доброжелателя священника Лазаря (впоследствие епископа Смоленского) епископ Игнатий стал склоняться на сторону Аврамия и запретил духовенству гнать его, епископа не хотели слушать его подчиненные. Попы и игумены запретили всем ходить к преподобному и по дорогам к монастырю, где был Аврамий, поставили мечников. Мечники останавливали и грабили его посетителей, и это наводило страх на многочисленных почитателей преподобного. Впоследствии епископ совершенно примирился с Аврамием и поставил его игуменом своего ктиторского монастыря, и Аврамий по-прежнему принимал к себе на исповедь жителей Смоленска 564 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Аврамий в своем рассказе о событиях этого времени порицает Пожарского за его медленность и неспособность удерживать в войске порядок. Двинувшись наконец к Москве, Пожарский 14 августа остановился под Троицею. Дионисий служил молебен, кропил войско святою водою, и Аврамий, вместе с Пожарским, отправился к Москве. Если верить рассказу самого Палицына, то он больше всего способствовал успехам казаков, убедивши и воодушевивши их своим красноречием. Впоследствии, во время пребывания русского ополчения под Москвою, несколько раз возобновлялись недоразумения между земскими людьми и казаками. Казаки требовали жалование. Келарь Аврамий отправился к Троице, и архимандрит Дионисий с братиею, не имея денег, послали казакам в виде залога богатые церковные одежды, но казаки, тронутые этим, не взяли такого залога и дали обет не отходить от Москвы прежде, чем ее не очистят от поляков. В феврале 1613 года под Москвою происходил выбор нового царя. Аврамий Палицын, вместе с другими духовными, был отправлен в посольстве для приглашения новоизбранного царя на престол. Смуты улегались. На престоле сидел избранный государь, но, по молодости и по недавности своей власти, находился под влиянием бояр. В это время был восстановлен был печатный двор (типография) в Москве и предпринято печатание церковного требника. Дело это поручено Дионисию. Ему дали для работ двух монахов Троицкого монастыря, Арсения и Антония, и священника Ивана из монастырского Клементьевского села. Царь выбрал этих людей потому, что им известно было книжное учение, грамматика и риторика. Рассматривая напечатанный прежде " Потребник " (требник), Дионисий заметил в нем неправильности, а равным образом нашел в старых рукописных экземплярах много ошибок, вкравшихся в них от невежества. Таким образом, в конце многих молитв встречались неправильные выражения, имевшие смысл смещения лиц Св. Троицы савелианской ереси. В молитве, читаемой при водоосвящении, " Прииди, Господи, и освяти воду сию Духом Твоим святым " , прибавлялось " и огнем " .

http://sedmitza.ru/lib/text/435636/

Отбросив имена епископов Феодора и Илариона и князей Владимира и Бориса, мы перенесёмся с Аврамием в весьма позднее время. Он жил, во-первых, в то время, когда в Ростове была целая семья удельных князей. После св. Бориса при Владимире Ростов не имел своих удельных князей до начала XIII века, до 1207г., в котором он получил своего нового первого князя в лице Константина Всеволодовича, старшего сына великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Целая семья князей в Ростове является только с правнуков этого Константина Всеволодовича, детей его внуков Бориса († 1277) и Глеба († 1278), от сына Василия или Васильки, убитого Татарами в 1237г.). Во-вторых, преподобный Аврамий постригся в монахи, и первое некоторое время подвизался в Валаамском монастыре. Но Валаамский монастырь, как мы видели выше, основан в первой половине XIV века, именно – основатель его преподобный Сергий пришёл жить на Валаам в 1329 году. В житии не сказано, т. е. оно не знает, при самом ли Сергии постригся и подвизался Аврамий в Валаамском монастыре, или уже после его смерти, последовавшей, впрочем, в неизвестном году. Но, во всяком случае, он постригся в монастыре уже совсем устроенном и, следовательно, спустя то или другое довольно значительное время после 1329г. На основании второго, сейчас указанного признака, ранним пределом монашеской жизни Аврамия является конец первой – начало второй половины XIV века. После раннего предела мы не можем указать позднего до конца XV – начала XVI века, когда Аврамий является уже в святцах, о чём скажем ниже; но есть решительные основания полагать, что он жил именно во второй половине XIV века. В 1385г. митрополиту Московскому Пимину сопутствовал в путешествии в Царьград «Аврамей, игумен Ростовский, Низкий 1476 , и мы почти не сомневаемся, что этот Аврамий Низкий и есть наш преподобный Аврамий. Житие Аврамия, как всякому очевидно из нашей его передачи, в весьма значительной части своей есть не что иное, как воспроизведение устных позднейших легенд о нём; но чтобы легенды и притом слишком, так сказать, отважные и оригинальные могли сложиться, для этого нужно было пройти достаточному времени; между тем житие написано не позднее 1534 года, ибо одна летопись, писанная в этом году, упоминает о нём 1477 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

«Кто я, грешный, смиренно отвечал Аврамий, что возлагаешь на меня такое повеление, которое свыше моих сил. Воля Божия да будет о всех нас; ты же, как пастырь, помолись о вверенном тебе стаде, да послушает тебя Господь». Преподобный удалился в келью и, там затворясь, усердно помолился Господу, чтобы Он услышал молитву епископа и народа и послал бы дождь на землю. Едва он произнес эту молитву, как пошел обильный дождь и оросил сухую землю. Все увидели в этом силу молитв праведника, и стали высоко уважать его. Святитель Игнатий построил близ города новый «монастырь в честь положения ризы Богоматери», почтительно пригласил к себе пр. Аврамия и поручил ему настоятельство в новой обители. С любовью принял смиренный Аврамий предложение святителя и возблагодарил Господа, даровавшего ему служение Божией Матери. Он благолепно украсил новый храм богатыми завесами, иконами и лампадами. Уже не боялись приходить к нему желавшие послушать его сладких душеспасительных бесед, отовсюду толпами стекались к преподобному бояре и простолюдины, богатые и бедные, чтобы послушать его наставления. Много было желавших поступить в Аврамиеву обитель, но преподобный не всех принимал, и лишь после строгих испытаний, так что у него было только 17 братий. Радовался епископ, что нашел такого игумена своей обители, радовался и Аврамий, что снискал себе любовь святителя. Но непродолжительна была их общая радость. Вскоре в глубокой старости преставился епископ Игнатий; пр. Аврамий пережил духовного друга своего, еп. Игнатия. После его смерти, он еще более стал готовиться к исходу из сей жизни, молился день и ночь о том, чтобы непостыдно предстать ему пред страшное судилище Христово. Тоже напоминал и своим духовным чадам, прося не забывать его в своих молитвах. Пятьдесят лет подвизался пр. Аврамий в иноческой жизни и после краткой болезни предал Богу чистую свою душу, не позже 1220 года. Рукописная служба «на память отца нашего Аврамия, смоленского чудотворца, и ученика его Ефрема» молит преподобных: «молитеся Христови даровати православным избавление от поганских пленений...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010