В то время пришел боярский сын Афанасий. Тронутый до глубины души примером добродетельной жизни иноков, Афанасий вскоре поселился в их обители и сам принял монашеский образ с именем Аврамия. Боголеп поручил его руководству Мартирия. Случилось, что Аврамий впал в тяжкий недуг, грозивший ему смертью. Но после данного им обета – по совету Мартирия сходить в Тихвин помолиться Пречистой Деве перед чудотворною ее иконою, болящий инок получил исцеление. В чувстве глубокой благодарности к Пресвятой Деве Аврамий решил посвятить себя служению в честной Ее обители. Оставив монастырь преподобного Сергия, Аврамий пошел в монастырь Тихвинский, где архиепископом Новгородским Пименом, в то время полагавшим начало той обители и распределявшим братию по службам, был поставлен ключехранителем церковным, чтобы всегда быть первым и последним при чудотворной иконе Царицы Небесной за проявленную на нем неизреченную милость Ее. Это произошло в 1560 г. в царствование царя Ивана Васильевича Грозного. Преподобный Мартирий, ожидая возвращения Аврамия и раздумывая о нем и о святом месте его пребывания, увидел однажды во сне, будто бы над Тихвином высится огненный столп, а на самой вершине его блещет явленная икона, к которой он устремлялся, чтобы приложиться. Видение это возбудило в душе Мартирия пламенное желание посетить самому обитель Тихвинскую и пред иконою Царицы Небесной молить, чтобы Владычица указала, не шумен ли, не мятежен ли путь его настоящей жизни в избранном монастыре, и куда укрыться ему для совершенного безмолвия. Он начал готовиться к исполнению этого намерения и тайно склонил одного боголюбца разделить с ним подвиг будущего жития в пустыне. Его останавливала лишь мысль, не противно ли будет воле Божией исполнение такого желания. С горячими молитвенными слезами просил он указания свыше, и вот явился в келье блаженный Михаил, объявляя, что он должен идти в пустыню один. Веруя, что повеление это давалось ему от Бога, преподобный тайно вышел из монастыря и за 60 верст от него, углубясь в едва проникаемую дебрь, ископал себе малую пещерку близ скудного источника воды, и в новом месте посвятил себя молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не раз и не два приходило к ним множество монахов, но и они не более успели в их обращении. В один же день епископ сидел со своим причтом, вспомнив о блаженном, сказал бывшим при нем: «Не знаю подобного совершенного мужа, который бы в мое время (сейчас) для всякого благого дела столько же украшен был, как господин Аврамий, всеми добродетелями, какие любит Бог». Клирики сказали ему в ответ: «Действительно, Христов он раб и совершенный подвижник». Епископ же продолжал говорить им: «Намереваюсь рукоположить его в языческое селение, потому что терпением своим и любовью в состоянии он будет обратить жителей к Богу». И восстав немедленно, вместе с причтом приходит к Аврамию. Когда взошли и приветствовали его, епископ начал говорить ему о селении и просить его, чтобы шел туда. Аврамий, выслушав, весьма опечалился и говорит епископу: «Позволь мне, отец, оплакивать беззакония свои, потому что несовершен и немощен я для такого дела». Епископ опять стал говорить ему: «Силен ты благодатью Христовой, не поленись исполнить это послушание». Блаженный отвечает: «Умоляю твое преподобие, помилуй несовершенство мое и позволь мне оплакивать бедствия свои». Епископ говорит ему: «Вот, все ты оставил, возненавидел мир и все, что в мире, распял себя самого, однако же, все это совершив, не имеешь послушания». Услышав это, Аврамий заплакал и сказал: «Кто я, мертвый пес, и что такое жизнь моя, чтобы так подумал ты обо мне?» Но епископ говорил ему: «Вот, сидя здесь, спасаешь ты себя одного, а там по благодати Божией многих можешь спасти и обратить к Богу. Посему разочти сам в себе, которая награда больше: та или эта, себя ли одного спасти или вместе с собой спасти и многих других?» Блаженный же, продолжая плакать, сказал: «Воля Господня да будет! Но ради послушания иду». Епископ, выведя его из кельи, взял с собой в город и, рукоположив его, отослал с радостью в сопровождении причта. Блаженный же дорогой молился Богу, говоря: «Видишь немощь мою, Человеколюбивый и Благий, пошли благодать Твою и помощь мне, чтобы прославлялось имя Твое святое».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В Ростове христианство возросло не иначе, как орошенное кровью искреннего проповедника своего. Феодор и Иларион, первые Епископы Ростова, принуждены были бежать из Ростова от ярости язычников, и первый имел некоторый успех только около Суздаля 63 . Св. Леонтий, один из учеников пр. Антония киевопечерского, прибыл в Ростов, нашел также сильное сопротивление в закоренелых язычниках. Они выгнали его из города, и ему надобно было вооружиться апостольским терпением для веры. Оставшись за городом, он ласками привлекал к себе сперва детей и стал учить их. Старые язычники опять взволновались, окружили Леонтия, дыша яростью, но кроткое слово веры на сей раз столько имело успеха, что многие крестились. Однако и после того язычники не раз вооружались на святителя, и наконец умертвили его. Ростовская Летопись так говорит о плодах подвигов св. Леонтия: «Леонтий убо святый просвети крещением град Ростов» 64 . Св. Симон, говоря, что многие из Печерского монастыря взошли на кафедры епископские, пишет: «Первый ростовский Леонтий священномученик, его же Бог прослави нетлением, и се бысть первопрестольник, его же невернии, много мучивше, убиша; и се третий гражданин небесный бысть руськаго мира с онема Варягома (убитыми при Владимире), венчався от Христа» 65 . Мученическая кончина св. Леонтия и вместе с тем насаждение христианства в Ростове последовали ок. 1070 г 66 . Преемнику Леонтия св. Исаии надлежало еще много трудиться, чтобы распространять христианство в Ростовской области. И сей подвижник печерский путешествовал по разным местам ее с проповедью о Христе. Плодом трудов его было обращение многих идодолопоклонников. Подвиг его окончился в 1089 году 67 . Известен и еще ростовский проповедник веры, пр. Аврамий. Житие его говорит, что при нем в чудском конце Ростова стоял идол Велеса и что Аврамий сокрушил идола тростью, данною в видении Иоанном Богословом. Трудно определить время, когда это было, но сан архимандрита, которым облечен был Аврамий, и князь Владимира суздальскаго, с которым имел он сношение, показывают, что это было не прежде Владимира Мономаха (1113–1125 г), и следов. при Мономахе еще так крепко стояли за Велеса, что для сокрушения его нужна была чудесная помощь Апостола Иоанна 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Оба брата трудились здесь за плату, которую за обоих получал брат, впавший в блуд; он ходил ежедневно в город и тратил ее на прихоти, а другой брат во весь день постился, ни с кем ничего не говорил и спокойно проводил время в работе. Прочие работники, видя каждый день, что он не ест, ничего не говорит, но всегда умом внимает себе, сказали об образе жизни его святому авве Аврамию. Великий Аврамий призвал к себе труженика в свою келью и спросил его: “Откуда ты, брат, и какое у тебя занятие?” Тот во всем открылся ему и присовокупил, что он трудится для брата, чтобы Бог, видя труды его, спас брата. Чудный Аврамий, выслушав все от брата, сказал ему: “И Бог даровал тебе душу брата твоего”. Как скоро отпустил от себя Аврамий брата и он только вышел из его кельи, то услышал вопль брата своего: “Любезный брат, возьми меня с собой в пустыню, да спасусь я!” Он немедленно взял его и, удалившись в пещеру, недалеко находящуюся от святого Иордана, заключил его в ней. Спустя немного времени брат, впавший в грех , много потрудясь по Боге духом, отошел ко Господу, а оставшийся брат по данной клятве оставался в пещере, чтобы тут же умереть самому. Инок, оставшийся в пещере по смерти брата, в ней и скончался. Он угодил Богу и предузнал свою кончину. Незадолго до его кончины пришел к нему из лавры Каламонской старец и сказал ему: “Скажи мне, брат, ты долго безмолвствовал и подвизался: что же ты приобрел?” Брат отвечал ему: “Приходи через десять дней, и тогда я скажу тебе”. Спустя десять дней старец явился и увидел, что он уже преставился; причем нашел черепок с такою надписью: “Прости меня, брат, что я при совершении правила никогда не занимал ума своего земным”» 277 . Преподобный Иоанн Мосх . Это муж незабвенный в истории христианского подвижничества, как составитель известной ревнителям благочестия книги «Лимонарь, или Луг духовный». Через него, подобно как через инока Кирилла Скифопольского , Провидение сохранило для Церкви для назидания и душевной пользы чад ее имена, подвиги и высокие нравственные совершенства подвижников и пустынножителей Палестины, Сирии, Египта и других стран преимущественно VI века, а также много сведений о церковных и гражданских событиях и исторических лицах второй половины VI века и первой четверти VII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Усердно молился о них Аврамий пред иконою Матери Божией, чтобы наставил их Господь к познанию Своей истины и отвратил их от прелести бесовской. He бесплодны были молитвы и наставления Аврамия: окрестные жители искренно убеждались в превосходстве святой христианской веры, оставляли свои грубые обычаи, а также волхвования и чародейства; в то же время совершались многочисленные исцеления от иконы Богоматери, которые вразумляли самых закоренелых суеверов. Когда Успенская обитель достигла цветущего состояния и сделалась многолюдною, преподобный, назначив ей в настоятеля ученика своего Порфирия, сам тайно от всех удалился в пустыню. За 30 верст от Успенской обители, на берегу не большого озера, нашел он красивое место и стал здесь подвизаться отшельнически. Однако спустя немного времени узнала братия о тайном месте его подвигов и пришла умолять, чтобы возвратится в свою обитель; но не согласился на то любитель безмолвия, а только позволил остаться при себе некоторым из учеников, по усиленной их просьбе. Для них построил преподобный храм в честь Богоматери; и общим усердием и помощью окрестных жителей вскоре соорудились здесь и трапеза и кельи. Так образовалась обитель, которая твердо держалась общежительного устава, и называлась великою пустынею Аврамиевою. Во избежание славы, Аврамий удалился на р. Вочу. Ученики нашли его и там и стали ставить около его хижины кельи. Преподобный благословил им построить храм в честь собора Богоматери. Образовалась и здесь обитель, для которой игуменом преподобный избрал своего ученика, священно-инока Пафнутия, а сам снова скрылся для безмолвия и уединения. Он удалился за 70 верст от Галича, на утесистые берега Чухломского озера. Отшельники созданных им пустынь узнали об этом и толпами стеклись к своему прежнему наставнику. Образовалась и здесь обитель с храмом в честь Покрова Богоматери. В этой обители кончил дни свои преподобный в глубокой старости, 20 июля 1375 года. Аврамий причтен к лику святых в царствование Михаила Феодоровича, при патриархе Филарете. Покровская обитель, им построенная, ныне заштатный монастырь Костромской епархии. Мощи Аврамия почивают под спудом в соборной монастырской церкви. (Пролог. Ист. Росс. Иер. Ч. 3. Стр. 748. Русск. свв. Филарета, Архиеп. Черн. Слов. Ист. о свв. Стр. 4. Жит. свв. Муравьева).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ркп. служба «на память преп. отца нашего Аврамия смоленского чудотворца и ученика его Ефрема» молит преподобных: «молитеся Христови даровати православным людем избавление от поганских пленений... молите милостиво, да нас избавит от агарянских обстояний». 998 Очевидно, эта служба составлена была под гнетом язычества татарского ига. Потому нет сомнения, что если не прежде, то в конце 13 века в Смоленске уже чтили память преп. Аврамия и ученика его. 999 В 1608 году смоленцы писали, что обещались они Господу и угодникам Меркурию, Аврамию и Ефрему стоять за дом Богоматери до смерти. 1000 В каменном храме обители один придел посвящен пр. Аврамию. Но мощи его во время польского разгрома 1609 г., не известно где сокрыты. 1001 Осматривая жизнь преп. Аврамия, видим в ней, то труды и подвиги жесткие, то гонения и скорби от людей. Печальная картина! Ужели иному быть нельзя для праведника? «Нечестивые, говорил со скорбию страждущий Иов, возносят голос при звуке тимпанов и цитры и веселятся при гласе псалтыри. Протекают в удовольствии дни их и в минуту нисходят во гроб» ( Иов.21:12:13 ). Но нам христианам стыдно измерять земным счастием достоинство и жизнь человека. Нам сказал Спаситель, что просторная дорога – в ад, а до неба доходят тесным путем. Нам стыдно скучать долею бедности – и алчно жаждать удовольствий земных. Мы уже слышали, где слышит богач голос Авраама: «чадо! вспомни, что ты благоденствовал в жизни своей, а Лазарь бедствовал: ныне он здесь утешается, а ты страдаешь» ( Лук.16:25 ). Мы уже по стольким опытам знаем, как «блажен человек, который переносит искушения: прошедши испытания, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак.1:12 ). Память о преп. Аврамии На старинной иконе печерских чудотворцев Антониевой пещеры преп. Аврамий назван игуменом; точно с тем же саном известен он в ркп. святцах. Если так, то он в 1396 г. похоронил подле гроба Феодосиева кн. Скиригайла–Иоанна, убиенного слугами в Вышгороде. 1002 У Кальнофойского пр. Аврамий трудолюбивый почивает в пещерной трапезе. 1003 Это дает право положить, что пр. Аврамий последнее время жизни своей подвизался в пещере и здесь после молитвы трудился над приготовлением всего нужного для пещерной братии, чем и заслужил название трудолюбивого. Воспоминание о преп. Корнелии и Аврамии палеостровских

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И се есть человеческо число, яко человек той пагубник, зверь лютый объявился, якоже Апостол глаголет: явитися ему во свое ему время. Время же его на исполнение числа сего... Сатана своим сосудом Никоном на тот (1666) год веру здесь изгубил, а ныне и досталь истребили ученики его» (Мат. для ист. раскола, т. VII, стр. 422–423). Здесь Аврамий явственно высказал, что число лет 1666 сбылось на временах патриарха Никона . Аввакум протопоп о числе лет 1666 тех же был мыслей, как и Аврамий: в послании к некоему Иоанну он писал: «а отступление их указует дух истинный во Апокалипсисе в 13 главе, по числу зверя 666-му, и Книга о вере, глава 30» (Мат. для ист. раскола, т. V, стр. 227). Значит такое мнение о явлении антихриста разделяли почти все началовожди раскола, и о духовном приходе последнего антихриста, также о духовном приходе пророков Илии и Еноха, еще не было тогда у раскольников и речи, но полагали, согласно учению церкви, что антихрист и Пророки должны явиться чувственно. Аврамий, в том же послании к некоему боголюбцу, пишет: «Мнози глаголют от неведения божественного писания... на земли чувственно пророком Илии и Еноху не быти» (стр. 419). Также и Аввакум протопоп в послании к священнику Стефану: «Инии глаголют Илиино и Енохово и Иоанново пришествие быти в притчи, а не истинно. И то есть мудрование их вражда на Бога... Многие богословцы чувственно им глаголют быти, а не в притчи и гадании» (Мат. для ист. раск., т. V, стр. 216). Но по явлении Пророков надлежало наступить и кончине мира. А между тем 1666-й год и последовавшие за ним годы протекли благополучно, – Илия и Енох на обличение Никона, мнимого антихриста, не приходили и кончины мира не было. Тогда надлежало бы расколоучителям сознать свою ошибку, – признаться, что несправедливо они прилагали Апокалипсические числа 1000 и 666 к летам патриарха Никона и ко времени исправления Служебников. Они же, по своему ожесточению, сознаться в ошибке не захотели, – напротив, оставаясь при своем мнении, что патриарх Никон есть последний антихрист, зверь лютый, а число 1666 означает год пришествия антихристова и на нем, патриархе Никоне, исполнилось, тому же числу 1666 дали другое толкование относительно пришествия Пророков и кончины мира: они стали вести их исчисление не от лета воплощения Господня, а от лета Господня распятия, и чрез то отдалили приход пророков Илии и Еноха и кончину мира еще на тридцать и три года с половиною.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Несколько времени Аврамий уединялся на горе, не знаемый никем; но после слух о нём и о чудотворной иконе дошёл до князя Галичского Димитрия Феодоровича, и он послал просить Аврамия с иконой к себе; Аврамий сначала отказывался, но, уступив вторичному молению князя, переехал на лодке Галичское озеро. Во вратах города встретил его весь священный собор со множеством народа, и сам князь с семейством; он взял икону на свои руки, внёс в соборную церковь и поставил на приличном месте. Перед иконой отпел молебен сам преподобный Аврамий со всем клиром, освятил воду и окропил ею князя и народ. Недужные со всего города принесены были перед икону Богоматери, и когда преподобный окропил их водой святой, и они приложились к иконе Богоматери, – все получили исцеление. На другой день преподобный рассказал князю о явлении иконы и о обетовании Божией Матери касательно устроения монастыря на месте явления. Князь пожертвовал имение на построение монастыря и содействовал скорейшему его окончанию. Сначала выстроена и освящена была церковь во имя Успения Богоматери, а по времени образовался при ней и монастырь, называемый ныне Городецкий Покровский. Посему и Галичская икона иногда называется Городецкой. 264 Ркп. житие пр. Аврамия – в июльской минее Сергиевой лавры 5, в импер. б-ке 710. Сочинитель жития говорит: «иноцы тоя обители принесоша мало нечто написано о житии преп. Аврамия, ветхо и издрано, аз же едва прочтох»; далее: «случися мне грешному Протасию быти в той обители и видящу чудеса. Пребывшу в монастыри том три лета, содержа жезл паствы». Итак, сочинитель игумен Чухломский Протасий. Едва ли это не тот же игумен Протасий, который в 1546 г. открывал мощи пр. Павла Обнорского и оставил записку о пр. Павле. См. окт. 7 д. 265 Ркп. житие: «бе же тогда в Галиче содержай град и землю Галичскую благов. князь Дмитрий Феодорович, внук благ. кн. Василия Константиновича, а Константин – четвёртый сын в. кн. Ярослава Всеволодовича» Далее сказано, что в. кн. Димитрий Иоаннович выгнал кн. Дмитрия Феодоровича из Галича и отдал Галич сыну своему кн. Юрию. См. родосл. книгу в времен. Моск. общ. ист. X, 73. 74.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Житие святого мученика Аврамия . Святой мученик Аврамий родился в Камской Болгарии, где ныне Казанская губерния, от магометанских родителей и потому был воспитан в правилах этой веры. Он был богатым купцом, но не жалел разделять прибытки свои неимущим. Раздавая многое из имения своего беднякам и нищим, он любил также принимать странников и посещать и утешать болящих. За такие добродетели Аврамия и за чистоту его сердца Господь призрел на него и привлек его к святой христианской вере. Благочестивому Аврамию приходилось слышать об евангельском учении Иисуса Христа, и вот, по действию благодати Божией, он так возлюбил это новое для него учение о высочайшей любви к Богу и ближнему, что не мог уже оставаться долее магометанином, а сделался истинным христианином, ревностным учеником Христовым и возымел желание проповедывать учение Христово своим соотечественникам. Во время ярмарки приехал он в самую столицу земли Болгарской, но не для торговли и прибыли, а для распространения Христова учения, учения кротости и терпения, любви к ближнему и к врагу. Озлобленные магометане, по невежеству своему, не могли потерпеть, чтобы единоверец их проповедывал новое учение, и всеми мерами старались отклонить святого Аврамия от его проповеди и заставить снова принять магометову веру. Первоначально они его уговаривали ласками, так как он был всеми любим за свою добродетельную жизнь. Затем они стали грозить ему отнятием имения, но Святой Аврамий отвечал, что ради Христа Спасителя он готов лишиться не только имения, но не пожалеет и самой жизни своей. После таких безплодных усилий своих болгары, наконец, схватили Аврамия и заперли в темницу и там многими мучениями снова старались склонить его отказаться от веры Христовой, Но Святой Аврамий, познав Сладчайшего Иисуса, не мог возвратиться к невежественному магометанству. Тогда зверские болгары присудили его к смертной казни и 1 апреля 1229 г. умертвили доблестного поборника веры Христовой, отсекнув ему сперва руки, потом ноги и главу. Болгарские христиане погребли его на своем кладбище. Над гробом мученика вскоре стали совершаться чудесные исцеления, а весть о новом чудотворце достигла и до соседней земли Русской, и Великий Князь Георгий Всеволодович, победив тогда Болгар, потребовал выдачи мощей страстотерпца Аврамия. Нарочное русское посольство приняло св. мощи, которые и были с торжеством перенесены во Владимир 9 Марта 1230 года и положены в Успенском женском монастыре, основанном материей Великого Князя Георгия. При гробе мученика совершились тогда многочисленные исцеления 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Умилительную повесть рассказывает преподобный Ефрем Сирин о своем святом друге – преподобном Аврамие затворнике. Была у преподобного Аврамия племянница, сирота Мария. В семилетнем возрасте родные привели ее к святому дяде, который и поместил ее в соседней келье, так что между ними было окно, через которое Аврамий и обучал ее чтению слова Божия и молитвам. Малютка участвовала в молитвенных подвигах своего дяди и подражала его строгому воздержанию, а святой дядя сердечно радовался, смотря на ее усердие, кротость и любовь к Богу. Так жила она под руководством дяди двадцать лет, как прекрасная агница и чистая голубица. Но этому тихому счастью двух святых душ позавидовал ненавистник добра, диавол, и нашел себе усердного помощника в лице одного недостойного монаха. Часто хаживал он к преподобному Аврамию под видом беседы с ним и целый год подстерегал девушку, пока не обольстил ее... О, в какой ужас пришла бедная Мария, когда потеряла чистоту боголюбезного девства! Она растерзала свою власяницу, била себя по лицу и хотела задушить себя. «Умерла я теперь, – так говорила она, рыдая, – погубила я дни свои, погубила все свои труды и слезные подвиги, прогневала я Господа и убила себя! В какую горькую печаль повергла я преподобного дядю своего!.. Что я теперь? Посмешище диавола!.. К чему мне жить после этого? И что это со мной сделалось? Как я поддалась обману лукавого? Где теперь укрыться мне? Ах я несчастная! Где наставления дяди моего? Где уроки друга его Ефрема?.. Как я взгляну теперь в это окно, как заговорю со святым дядей? Не выйдет ли пламень из окна и не пожрет ли меня?.. Нет, уйду я отсюда, уйду туда, где никто не знает меня, – все равно я погибла теперь!..» И она ушла в город и поселилась там в одной гостинице. Между тем, преподобный Аврамий видит сон: большой страшный змий подполз к его келье, схватил и пожрал голубку... Проснулся блаженный и заплакал: «Господи! Ужели сатана воздвигнет гонение на Святую Церковь Твою? Человеколюбие, Ты един ведаешь, что значит видение сие». Прошло два дня и преподобный видит новый сон: змий входит в его келью, кладет голову к его ногам и расседается (трескается), а голубка оказывается живой и невредимой. Пробудился Аврамий и стал звать Марию: «Встань, что ты заленилась? Вот уже два дня не славословишь Господа?» Но ответа не было... Тогда понял преподобный, что видение касалось его племянницы, и горько заплакал старец: «Увы! Злой волк похитил агницу мою, – мое чадо попалось в плен!.. Спаситель мира, Господи! Возврати агницу Твою Марию в ограду жизни, чтобы старость моя не сошла с печалью во ад. Не презри, не отринь молитвы моей, Господи!..».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010