Но несмотря на неблагодарность потомков, идея борьбы за Животворящий Крест, которая была осмыслена Мартиной и озвучена Ираклием перед солдатами во время персидской войны 623–628 годов, оставалась актуальной на протяжении трех веков непрерывных византийско-арабских войн, вплоть до Никифора II Фоки (962–969) и Иоанна I Цимисхия (969–976). Эта идея делала Константинопольскую империю в глазах германских королей и племен форпостом христианства на пути агрессивного магометанства. О присутствии крещеных германцев, готов-тетракситов, а также гепидов как в войсках предшественников Ираклия, так и в его собственной армии свидетельствует хотя бы тот факт, что незаконный сын императора, рожденный еще до брака с Мартиной, возможно, от готской женщины, носил готское имя Аталарих. Если бы готы не продолжали служить империи, причем служить с доблестью, Ираклий не стал бы называть своего отпрыска готским именем, а дал бы ему римское или греческое имя даже несмотря на привязанность к любимой женщине. Три столетия спустя германский император Оттон II (973–983) в своих обращениях к Василию II (976–1025) признавал его своим старшим братом. В эпоху Алексея I Комнина (1081–1118) идея первенства Константинополя в деле борьбы с сарацинами повлияла на идеологию англосаксов, скандинавов, норманнских и франкских рыцарей, служивших Византийской империи. Это обстоятельство может в некоторой степени служить обоснованием предположения Питера Франкопана о том, что проект Первого Крестового похода в действительности был рожден не под сводами Клермонского собора, а в портиках Влахернского дворца [Francopan 2012: 71-89]. Ибо не с колокольни Клермонского собора, а из окон Влахернского дворца маленькая принцесса Анна Комнина созерцала в марте 1091 году зарево пожарищ, зажженных печенегами вокруг константинопольских стен, которые успешно обороняли в августе 626 года от аваров и славян гвардейцы Ираклия и Мартины. Воспоминания Анны Комниной о рыцарях крестоносцах, которых она видела в детстве при дворе своего отца [Lilie 1987: 49-148], красноречиво свидетельствуют о том, как могла воспринимать готов и гепидов, служивших в армии Ираклия, императрица Мартина во время своего участия в персидской кампании на южном Кавказе.

http://bogoslov.ru/article/6192254

Вспомни ученика своего, которого любил ты редкой любовью и освободи меня от терзающей меня лихорадки”. Сказав это, он собрал маленькие веточки, которые верующие разбросали вокруг могилы Святителя в его честь, и, поскольку они были зеленые, вложил их в рот, разжевал и проглотил их сок. В этот день малярия его не беспокоила, а позднее он так окреп здоровьем, что ни разу больше у него не было озноба. Я слышал это из его собственных уст. И нет сомнения, что Тот, Кто воскресил Лазаря, Он силой Своей совершает чудеса и на могилах рабов Своих. Примечания Святитель Галл, последователь святителя Квинтиана (см. гл. 4) на кафедре Клермонской, стал его преемником в 525 году, а умер в 551; поминают его 1 июля. Святитель Галл был родным дядей святителя Григория, братом его отца, его святитель Григорий знал лично, хотя ему было только 13 лет, когда святитель Галл преставился. Король Феодорик (Тьерри I, умер в 534 году) и король Хильдебер (умер в 558 году) были оба сыновьями короля Кловиса и после смерти последнего в 511 году разделили его королевство с двумя другими братьями. Феодорик правил в северной его части (включая Треве или Тир, Кельн и другие части современной Германии), где в VI веке все еще сильным было язычество. Более поздние главы “Жития Отцов” частично описывают христианскую миссионерскую деятельность среди тамошних язычников. Супругой Феодорика была Сувегота, дочь святого короля Сигизмунда (см. “Историю франков”, III, 5). Базилика св. Лаврентия, в которой был погребен свят. Галл, была на небольшом расстоянии от кафедрального собора в Клермоне; очевидно, еще в давние времена была разрушена, и могила свят. Галла утеряна. Эпитафия на смерть Святителя была написана христианским поэтом Фортунатом (Кармина, Ï IV, 4). 7. Святитель Григорий, нетленный чудотворец Лангрский Память 4/17 января († 539) Люди совершенной святости, которых длань Божества вознесла с земли на небо, суть те, что отличаются полной нестяжательностью, обогащены плодами благотворительности, украшены цветами целомудрия, увенчаны венцами мучеников или, наконец, те, чьим главным устремлением было соделать собственные тела храмами, способными принять Духа Святого и вознестись через то на вершины других добродетелей. И потому, став собственными притеснителями, препобеждая пороки в самих себе, подвергая себя мученическим трудам, они с триумфом заканчивают течение своей духовной брани, чего никто не в состоянии соделать без помощи Божией, без защиты щитом и шлемом Божественного споспешествования и чего человек не может достигнуть собственными силами, а относит к славе имени Божия, по слову Апостола: “Хваляйся, о Господе да хвалится” ( 1Кор. 1,31 ). Именно в этом искал блаженный Григорий собственную славу, он, который с высоты сенаторского своего сана снизошел до такого смирения, что, презрев все заботы сего мира, посвятил себя целиком трудам Божиим, храня Господа в сердце своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

И опять же, цитируя стих 43-го псалма: “Тебе ради умерщвляеми есмы весь день, вменихомся якоже овцы заколения” ( Рим. 8, 36 ). Ибо внутренним зрением своим видели они Господа Небесного, спускающегося на землю, не унижаемого смирением, но волей Своей смиряющего Себя ради спасения мира; видели они, что на Крест вознес Он не славу Божества, а жертву плоти, о нем предсказал Иоанн незадолго до того: “Се Агнец Божий, вземляй грехи мира” ( Ин. 1, 29 ). Они чувствовали своей плотью, как вбивают гвозди, когда, распятые страхом пред Ним и исполненные ужаса пред Божественным Судом, в тела свои не допускали ничего недостойного Его Всемогущества, следуя словам 118 псалма: “Пригвозди страху Твоему плоти моя, от судеб бо Твоих убояхся” (120). В них тоже горел тот яркий свет Воскресения, которым просиял ангел, отваливший от гроба камень, о нем упоминается в 16-ой главе от Марка: “И вшедша во гроб, видеша юношу седяща в десных, одеяна во одежду белу; и ужасошася” (5). Так и Иисус просиял, когда вошел нежданно, при закрытых дверях, к апостолам и когда, напитав их словами жизни, вознесся на Престол Небесный. Среди таких блаженный исповедник Иллидий имел в сосуде сердца своего то, что достоин был стать храмом Духа Святого. Собираясь написать нечто о жизни его, я прошу снисхождения у своих читателей. Действительно, не изучал я грамматику, не читал ученых мирских авторов, но подчинился настоянию блаженного Авита, епископа Клермонского, 57 который побудил меня написать труды для Церкви. Даже то, что я слышал в его проповедях или что он обязал меня прочитать не сформировали моего суждения, так как я не знал, как исполнить, именно он после песней Давида подвел меня к словам проповеди Евангелия, а потом к деяниям и посланиям апостолов. Именно от него узнал я об Иисусе Христе Сыне Божием, Который пришел, чтобы спасти мир и научился я относиться с достойным их уважением к Его друзьям, которые подняли крест сурового образа жизни и последовали за Женихом. Итак, обнаруживая всю дерзость моего невежества, я собираюсь как можно лучше рассказать то, что узнал о блаженном Иллидии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Второй монастырь, основанный святыми, был в Лауконе, где чаще жил преп. Лупикин; третьим монастырем обычно считается Романмутьер в Швейцарии. Король Хильперик – это, возможно, король бургундцев, который правил в Женеве в 476–477 гг.; его дочерью была св. Клотильда, супруга короля Кловиса. Монастырь Кондадиско процветал в течение многих столетий по своем основании. В средние века он был богатым землевладельцем, а его аббат занимал важное положение в феодальном обществе Запада. В XVIII веке монастырь был секуляризован, а его святыни осквернены во время Французской революции. В настоящее время это горный курортный городок Сен-Клод. (Его историю см. в “Истории аббатства и земли Сен-Клод” Поля Бенуа, Монтре-сюр-Мер, 1890, 2 тома.) Преп. Роман был погребен в обители, которую святые основали для своей сестры Иолы (не упомянутой в этом житии); это место, в нескольких километрах от Кондадиско, сейчас деревня Сен-Роман-де-Рош. Преп. Лупикин был погребен в Лауконе (сейчас село Сен-Лупикин). В этих местах, возможно, все еще почивают их мощи. Монастырь свят. Иллидия в Клермоне (разрушен во время Французской революции). Гравюра XVI века из монастыря Галликорум. 2. Святитель Иллидий, Клермонский чудотворец Память 5/18 июня († 385) Среди семян вечной жизни, которые Небесный Сеятель в поле с непаханой землей орошает водами, изливающимися из Божественного источника в его проповедях и которые оплодотворяет Своим учением, есть одно, о котором Он говорит нам: “Иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин” ( Мф. 10, 38 ). И еще Он говорит: “Аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает; аще же умрет, мног плод сотворит. Любяй душу свою, погубит ю; и ненавидяй души своея в мире сем, в живот вечный сохранит ю” ( Ин. 12, 24–25 ). Более того, разве не сказал апостол Павел, сей избранный сосуд: “Всегда мертвость Господа Иисуса в теле носяще, да и живот Иисусов в теле нашем явится” ( 2Кор. 4, 10 )? Поэтому исповедники Христовы, которым не выпадала доля мученическая во времена гонений, становились собственными своими преследователями; чтобы быть достойными Господа, они поднимали на себя кресты воздержания, а чтобы жить с Ним Одним, умерщвляли члены свои, помня о словах Апостола: “Живу же не ктому аз, но живет во мне Христосъ” ( Гал. 2, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

В пятом веке некоторые из православных западных пастырей начали причащать мирян под видом хлеба, напоенного вином, но такое причащение тогда же встретило обличение, как несогласное с древним обычаем причащать каждого приступающего к Евхаристии и тем, и другим видом таинства отдельно. В седьмом веке причащение одним видом хлеба снова появилось на Западе, но снова же обличено было на одном из соборов бракарских. То же самое встречаем мы и в одиннадцатом веке: против появившегося тогда обычая причащения мирян под видом только хлеба собор Клермонский (1095 г.) постановил, чтобы каждый причащаем был от алтаря Телом и Кровию раздельно, а причащение мирян под видом даже хлеба, напоенного вином, строго воспретила, дозволив такое причащение в случаях только крайней необходимости, например, в болезни. В то же время папа Пасхалий 2-й († 1118 г.) предписывал, чтобы в причащении соблюдали предание Господне и от заповеди Спасителя никто не отступал по человеческому новому постановлению, а больных причащали бы под видом вина. Тогда же и кардинал Гумберт, защищая пост в субботу и употребление в Евхаристии опресноков, свидетельствовал, что латиняне причащают мирян под обоими видами, каждым отдельно. Обычай причащать всех, исключая больных, под видом хлеба и вина, существовал на Западе, и в двенадцатом веке, но в подрыв его стал входить в употребление обычай причащать под видом хлеба, напоенного вином, а потом и под видом одного только хлеба. Этот последний обычай в течение тринадцатого века начал быстро распространяться по всему Западу, не смотря ни на сопротивление народа, не хотевшего лишиться Чаши, ни на обличение тогдашних богословов (Фома Аквинат). В четырнадцатом веке история едва уже замечает у западных причащение мирян под обоими видами, а в пятнадцатом веке собор Констанцкий решительно воспретил преподавать мирянам Чашу, хотя и сознавал, что причащение мирян под одним видом, а священнослужителей под обоими есть нововведение, противное установлению Евхаристии Спасителем и обычаю первенствующей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Одновременно с сим высылаю денежный перевод. Храни Вас Бог. В ожидании от Вас известия о получении сего и перевода, а также утешая себя имеющей быть вожделенной весточки из Москвы пребываю Ваш доброхот Иаков. 2/2–55 г. Я живу в сторожке, что близь Церкви с. Эдемского. Д. 5. Л. 51–51 об. Подлинник. Автограф. 4. 18 февраля 1955 г. Дорогой Афанасий Григорьевич! Шлю Вашему почтенству добрый привет, и, если Вы оправились от болезни (гриппа) и благополучно здравствуете, – то сего мы Вам и желаем. Письмо Ваше от 3-х свят[ителей] с извещением о полученном Вами нашем переводе до нас дошло. Из него мы заключили, что наша радость о имеющем быть скором Вашем освобождении явилась преждевременной. И доколе, Господи? Был я в Коврове у о. Спиридонова, с которым 27 Д[екабря] ст. ст. совершал служение. Он мне поведал, что направляемые в его адрес Ваши письма доходят аккуратно. Я его просил, и он обещал выслать Вам календарь; а я посылаю Вам бандероль – книгу, по получении которой неукоснительно поставьте нас в известность. До слуха нашего дошло, что управляющий Владимир[ской] епархией П[реосвященный] е[пископ] Онисим, до сего тяжело болевший, начинает поправляться, делая выходы из келии во двор, чему мы весьма рады. Наш брат Василий Никанорович Капранов служит сторожем в Успенском соборе города Владимира. Ему от роду 72 ½ года. Ваш поклон Ивану Ивановичу мы передали. На днях меня письменно приглашал к себе в гости Феодор Павлович Клеев. У него во Владимире свой дом. Владимирскому Кафедральному собору года через 3 исполнится 800 лет. Возвратившийся из заключения диакон дер. Архангеловки Шавриков Александр Павлович 597 в духовное ведомство не пошел, а предпочел работать на строительстве маляром. Переведенный из Мурома в Суздаль пр[отоиерей] о. Илиодор, прослужив 1 ½ месяца на новом месте, умер 598 . У о. Ив. Петрова в с. Горках на днях померла матушка 67 лет. Я участв[овал] при погреб[ении] в селе Петрокове, что в 10-ти килом[етрах] от Волосова по направ[лению] к Юрьеву Польск[ому], служит о. Василий из с. Гориц. А села Кигилеева пр[отоиерей] Павел Альбинский покончил с собой (удав[ился]). В селе Усолье около г[оро]да служит священник о. Иосиф, быв[ший] при Архим[андрите] Исидоре послушн[иком] Спасо-Евфим[иевского] Сузд[альского] монастыря. Св[ященник] Иван Гаврилович Глазков ушел за штат. Есть у нас намерение быть на престольн[ом] празд[нике] памяти св[ятого] Великомуч[еника] Феодора Стратилата (8 февр[аля]) в сел[е] Антилохово Ивановской Епархии, на что да будет воля Божия. Теперь я читаю одновременно (хотя не в один момент) творения пр[еподобного] Феодора Студита , пр[еподобного] Исаака Сирина , (где встречаются таинственные места) и Мисальона, Епископа Клермонского (француза) 599 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

568 Святитель даже упоминает книги, которые были на приходе его отца: Собрание поучительных слов, при высочайшем дворе сказыванных придворным проповедником, бывшим потом епископом Псковским и Святейшего правительствующего Синода членом Гедеоном. . , слова Ж.Б. Массильона, епископа Клермонского, французского проповедника, выдержавшие в России в первой половине XIX в. несколько изданий, толкование воскресных Евангелий. См.: Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника : Собр. писем: Изне опубликованного. М.: Правило веры, 2001. С. 119–120. 577 В день перенесения мощей св. благоверного Великого князя Александра Невского и тезоименитства благочестивейшего государя императора Александра Николаевича, – в Вязниковском соборе. 30 августа 1864 г.//Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. С. 415. 579 Подробнее см.: Открытие общества православного церковного братства в слободе Мстере Вязниковского уезда//Владимирские епархиальные ведомости. 1865. Вып. 3. 15 января. С. 172–184; Заметка по поводу учреждения церковного братства в слободе Мстере//Там же. С. 191–196. 588 Феофан Затворник , свт. Два-три слова против раскольников//Созерцание и размышление: Краткие поучения. С. 309; См. также: При посещении г. Судогды, в соборе. 16 июня 1864 г.//Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. Владимир, 1869. С. 340. 600 Творения Святителя Игнатия: В 7 т. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1998.: Т. I-II: Аскетические опыты. Т. I. С. 445; Т. II. С. 8–9. 601 Лагутов Н.В. Методологические основы христианской психологии по трудам святителя Феофана Затворника //Угрешский сборник. Труды преподавателей Николо-Угрешской православной духовной семинарии. М., 2013. Вып. 3. С. 83–85. 602 Митрофан (Волкодав), иером. Основы духовной жизни по славянскому «Добротолюбию». М.: «ОЛМА-ПРЕСС». 2002. С. 11–13. 604 Лагутов Н.В. Вклад святителя Игнатия (Брянчанинова) в христианскую психотерапию (душепопечение): теория и практика: доклад на научно-богословской конференции « Святитель Игнатий (Брянчанинов) : жизнь и духовное наследие (к 150-летию со дня преставления)», С. 2–5. URL: обращения 16.06.17); Творения Святителя Игнатия. Т. I. С. 168–175.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Кто был виноват в этом? Трудно сказать, невозможно даже. Можно ли было чем иным поднять так единодушно народную силу и, поднявши так, можно ли было сразу сдержать ее? К тому же высшие руководители общих дел, как папа и другие лица, слишком были увлечены общим порывом негодования, чтобы в то время хладнокровно обдумывать и реформировать такую непомерно огромную силу. Несчастная масса низших слоев уступила место государству и рыцарству, которые были охвачены тою же религиозною идеей, но в тоже время обладали хладнокровием, привычкой к битвам и силой воли, которую проявляли над воинством. IV. Великое крестоносное войско Единодушно поднялось дворянство во Франции на юге, на севере и в центре страны. Клермонский собор дал решительный толчок этому движению; и это движение отразилось на Фландрии, на Нормандии, и Немецкой империи. Здесь ревностно поднялся герцог Нижней Лотарингии Готфрид Бульонский, потомок Карла Великого, который и стал душою и главой отдельных войск крестоносной армии. Мужественный, добродетельный, религиозный и крайне умный человек, – Готфрид был образцом истого рыцаря того времени. Страшно сильный и отважный, – он ни в чем дурном не проявлял свою силу. Нет, он был тверд, честен, великодушен; жил скромно, воздержанно и в обращении со всеми держал себя крайне просто и внимательно. Глубокий, развитой ум его безмолвно подчинил ему всех союзников-крестоносцев, которые единодушно и охотно приняли его главным и единственным вождем союзных войск. Поступки его, слово его ценились войском, и все доверялись ему безусловно. Стоило герцогу бросить вызов высшему французскому и рейнскому сословию о помощи крестоносному войску, и все они предложили свое имущество для снаряжения воинов. К этому Готфрид прибавил свои средства и в несколько месяцев собрал огромное войско в 80.000 пехоты и 10.000 всадников. Через восемь месяцев после собора в Клермоне он уже выступил в поход. Насколько сильно Готфрид держал в подчинении свое войско, насколько оно уважало его, видно уже из того, что и в Венгрии, в Болгарии он всюду находил помощь и продовольствие в награду за целость страны и охрану жителей. А между тем не так давно те же люди встречали орды Петра Амиенского, Пексея, Голяка и др., как злейших врагов и вступали с ними в рукопашный бой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В «Истории франков» Григория Турского имеется, однако, детальное описание базилики, построенной на его родине в Клермоне, правда, еще в 5 в., до прихода туда франков, но в архитектуре галльских церквей ничего не изменилось после завоевания Галлии, поскольку строителями храмов были отнюдь не варвары: «В… Клермоне святой Намаций… построил церковь , которая стоит и сейчас и считается в городе первой. Ее длина – 150 футов, ширина под нефом – 60 футов, высота до потолка – 50 футов, впереди – круглая апсида, с двух сторон устроены приделы искусной работы, а все здание имеет форму креста. Окон в нем – 42, колонн – 70, дверей – 8. Стены у алтаря украшены мозаикой, составленной из различных пород мрамора. Через двенадцать лет после постройки здания блаженный епископ отправил в Италию, в город Болонью, пресвитеров за мощами святых Агриколы и Виталия» 970 . Для совершения крещения строились баптистерии, которые либо пристраивались к храму, либо представляли собой отдельно стоящие здания. До нас дошло лишь несколько церковных строений эпохи Меровингов – это баптистерии или крипты храмов, впоследствии радикально перестроенных и утративших свой первоначальный вид. Сохранились баптистерии 5 и 6 столетий в провансальских городах Эксе, Фрежюсе и Риэ, в которых, подобно современным им баптистериям Италии, использовались колонны, взятые из построек Античной эпохи. Баптистерий в Венаске, построенный на рубеже 6 и 7 вв., имеет своеобразные черты внутри него – апсиды с каждой из четырех сторон. Стены базилик и баптистериев Галлии эпохи Меровингов изнутри покрывались мозаиками и расписывались фресками по образцу церквей Италии и Востока. Они, очевидно, далеко уступали по художественным качествам мозаикам Равенны, но с достоверностью судить об этом невозможно, потому что все они утрачены, но о самом факте существования церковной живописи в Галлии 5 и 6 вв. можно судить по некоторым местам в «Истории» главного свидетеля эпохи Григория Турского . Рассказав о Клермонском кафедральном соборе, он затем описывает другой храм той же епархии – загородную базилику святого Стефана, построенную женой епископа Намация: в отличие от Римской церкви, в 5 столетии в Галлии еще не было введено обязательного целибата даже для епископата. Чтобы украсить базилику, она, по словам Григория, «взяла книгу, развернула ее на коленях и, читая старое писание его деяний, давала наставления художникам, что им изображать на стенах» 971 . При этом с ней однажды случилось такое характерное приключение: «Когда она так сидела в базилике и читала, пришел какой-то бедный человек помолиться и увидел ее. Так как она была одета в черное платье – ведь она была уже немолодой, – он подумал, что она из бедных, достал краюху хлеба, положил ей на колени и ушел. Она не пренебрегла даром бедняка… приняла его… с благодарностью и сберегла. Этот хлеб она предпочитала своей пище и употребляла его каждый день, при этом молясь» 972 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В эпоху расцвета (XI-XII вв.) аббаты К. контролировали более 200 мон-рей на территории совр. Франции, Англии, Шотландии, Италии, Испании и Португалии. К. стал одним из крупнейших европ. мон-рей: при аббате Петре Достопочтенном (1122-1156) здесь было от 300 до 400 монахов, не считая конверсов . К. неоднократно посещали Римские папы, напр., папа Урбан II незадолго до Клермонского Собора (1095). В мон-ре скончался и был похоронен папа Геласий II (1118-1119), здесь был избран на Папский престол Ги Бургундский, архиеп. Вьенны, принявший имя Каллист II (1119-1124). В 1245-1246 гг. в К. проходили переговоры папы Иннокентия IV и франц. кор. Людовика IX Святого , от которого папа добивался помощи в борьбе с имп. Фридрихом II . Церковь Клюни III. Литография Э. Саго (из кн.: Lorain P. Essai historique sur de Cluny. Dijon, 1839) Церковь Клюни III. Литография Э. Саго (из кн.: Lorain P. Essai historique sur de Cluny. Dijon, 1839) При Одилоне и Гуго I в основном оформился архитектурный ансамбль аббатства; в его состав входила главная монастырская церковь (т. н. Клюни III), к-рая до XVI в. была известна как крупнейший храм Европы. Покровителями К. считались апостолы Петр и Павел: в алтаре старой монастырской церкви, освященной в 981 г., хранились реликвии апостолов, подаренные монахами рим. мон-ря св. Павла (Сан-Паоло-фуори-ле-Мура). В «Liber Tramitis», описании монастырских обычаев (consuetudines) (2-я четв. XI в.), упоминается о мн. реликвиях, почитавшихся в К.,- о частицах Св. Креста и облачения Девы Марии, о мощах мучеников и др. При аббате Понтии (1109-1122) в К. из Иерусалима были доставлены еще одна частица Св. Креста и палец св. Стефана; при аббате Гуго V Анжуйском (1199-1207) монастырю была подарена часть мощей (глава) сщмч. Климента , еп. (папы) Римского. Среди важнейших святынь К. была рака с мощами св. Гуго I, находившаяся за главным алтарем монастырской церкви. Храмы К. славились пышным убранством. Так, по указанию аббата Пьера II де Шатлю (1322-1344) на главном алтаре Клюни III были установлены золотая статуя Девы Марии и серебряные изображения 8 святых, в т. ч. аббатов К.

http://pravenc.ru/text/1841528.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010