Грабежом, насилием и душегубством ознаменован был весь их путь. Это были люди, принадлежавшие к последнему разряду народа, вскормленные в разбоях. От этих первых крестоносных дружин, подданные греческой империи претерпели, по мнению известного историка крестоносных походов Мишо, более, чем сами турки от их первых подвигов 21 . А чтобы объяснить себе, каким образом от чисто внешних столкновений могло доходить дело до усиления религиозного разъединения, для этого нужно вспомнить, что все эти толпы шли под знаменем веры и невольно заставляли смотреть на себя, на всякий свой неодобрительный поступок с религиозной точки зрения, равно как и они со своей стороны во всяком обнаружении недоброжелательства к себе православных видели вражду к их доброму святому делу, к их религиозному принципу, словом к их вере . Они без сомнения очень хорошо знали постановление клермонского собора, что всякое насилие, сделанное воинам креста, должно быть наказываемо проклятием. Правда, дальнейшие дружины крестоносцев вели себя несравненно лучше своих предшественников, но уже нельзя было истребить из умов православных предубеждений против крестоносцев – латинян. О другой стороны вождям крестоносных дружин нельзя было вполне удержать буйную толпу солдат и самом удержаться в пределах умеренности 22 . Кроме того греки, испугавшись многочисленных полчищ, наводнивших их империи опасаясь за свою самостоятельность, выводимые из терпения буйством и грубостью крестоносных дружин, старались тайно, а иногда и явно всячески вредить им 23 ; гибли благодаря отчасти и их действиям целые армии, как например, во 2-м крестовом походе огромная армия Конрада III и стотысячная армия Людовика VII 24 . Возникало множество мелках ссор и стычек и в результат выходило то, о чем сказано выше, т. е. латиняне смотрели на греков, как врагов дела Божия, православные же видели в латинянах только людей, преданных делам тьмы, богохульно прикрывающих знамением креста величайшие преступления. Среди таких двоякого рода столкновения массы православных и латинян хорошо узнали друг друга и, разумеется, не могли не поражаться тем контрастом, какой существовал почти во всем между ними, как плод совершенно различной исторической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Но Катон, подозревая, что Каутин хочет посмеяться над ним, решительно отверг его предложение. Когда же Каутин увидел, что его унижают и оскорбляют, он притворился больным, вышел ночью из города, дошел до короля Теодобальда и известил его о смерти святого Галла. После того как король и те, которые находились при нем, об этом услышали, король созвал епископов в городе Меце, где они и рукоположили в епископы архидиакона Каутина 483 . Когда же пришли послы пресвитера Катона, Каутин был уже епископом. Затем по приказанию короля ему были переданы те клирики 484 и все то, что они принесли из церковного имущества; кроме того, были выделены епископы и слуги, которые должны были его сопровождать. После этого его отправили в Клермон. Клирики и горожане приняли его любезно, и он стал епископом клермонским. Позже между епископом и пресвитером Катоном возникла вражда, так как никто никогда не был в силах уговорить Катона, чтобы тот подчинился своему епископу. Вот почему разделились и клирики: одни подчинились епископу Каутину, другие – пресвитеру Катону, и все это приносило им большой вред. Видя, что Катона нельзя склонить к подчинению никакими доводами, епископ Каутин лишил и его, и его приближенных, и всех тех, кто ему сочувствовал, церковного имущества, оставив их бедными и беспомощными. Однако некоторые из них переходили на его [Каутина] сторону и вновь получали то, что они потеряли. 8. А во времена правления Агилы в Испании, господство которого легло тяжким бременем на народ, в Испанию вторглось войско императора 485 и захватило некоторые города. Агила был убит, а его королевство получил Атанагильд, который провел много сражений с войском императора, часто одерживая над ним победы, и освободил из-под власти греков ряд городов, незаконно ими захваченных. 9. Когда же Теодобальд стал уже взрослым, он взял в жены Вульдетраду 486 . Говорят, что этот Теодобальд был злым и когда сердился на того, кого подозревал в хищении своего имущества, он придумывал басню и рассказывал ее ему: «Змея нашла полный кувшин вина 487 , она вползла туда через отверстие и выпила все с жадностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

203 Cenlur.Magdeburg.XI. c.VIII. – loh.Bapt.Cotelerius. Monumenta Eccles. Giaecae, T.II. pag.108 et 138. – В начерт.Церк.Истор. Век IX отд.3. 204 По-гречески ρτος – хлеб поднявшийся, вскисший (Epist.Mich. Caerularii, in Basnagii Thesauro T.III. P.1 pag.277. – Начерт.Церк.Ист. Век XI). Опреснок в Еванг. называется ζομος. 206 Апол.1, на конце. – Св.Киприан, выхваляя верность и мужество своих пасомых, выдержавшнх лютое гонение Деция, говорил им: «Ваши уста, освященные небесным брашном, по вкушении Тела и Крови Господней, с ужасом отвращались от яств идольских, чтобы не оскверниться ими» (Liber de lapsis, в самом начале). Папа Геласий I, открыв в Риме Манихеев, кои принимая Тело Христово, не принимали Крови, предписал преподавать Таинство Евхаристии всем без исключения под обоими видами (Gennadius Massil. с.94.) 207 Собор Клермонский, воспретив преподавать народу liostias consecratas, Domini sanguine intinctas, явившийся в 11-м веке, правилом XXVIII постановил: Ne quis de allari communicet, nisi corpus separatim et sanguinem sumat. В 12 веке Пасхалии II предписывал (in Epistola 32 ad Ponlium Cluniaccns. Abbatem): in sumendo corpore et sanguine Domini dominicam traditionem servandam, пес ab eo, quod Christus praecepit et gessit, humana et novella institutione discedendum. – (Hisloria Eccles. N.T. Iacobi Ruttenstock, 1834. T.III. pag.250. Mansi. Tom.XX. p.1013. – Binterim " s Denkwordigk. T.IV. p.1. раз.186. – Histoire Ecclesiast. par. L " abbe Fleury, 1843. T.VI. I. 101 p.354). 208 Рассуждение – выдуманное и в ход пущенное Схоластиками 13-го века. Вот причины или повод к запрещению Чаши мирянам у Мабильона (Mabillon. Commentar. in Ordin. Bom § 9): periculum effusionis, piohibitio intinctionis, exempla infirmorum et infantium, haeresis eorum, qui alteram sine altera speciem поп valere sentiebant. Другие Схоластики умничаш: пе simplices in haeresim, illiciantur. – Однако, в 12 веке пзвеетные писатели: Ivo, Rupcrtus, Bernardus, Hugo a S.Victore, Pelrus Lombardus ct alii, tantum communionem sub utraque specie commemorant, eamque omnibus communem fuisse scribunt. (Hislor. Ecclesiast N.T. Iacobi Ruttenstock T. III. p.252).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Сведения о проповеди папы Урбана II сохранились в неск. источниках, но в каждом из них имеется особая версия. В самом раннем источнике - анонимном соч. «Деяния франков» (Gesta Francorum, ок. 1100) содержится только краткий пересказ проповеди. Подробнее она изложена в соч. Фульхерия Шартрского «Иерусалимская история» (между 1100 и 1105). Согласно Фульхерию, папа сначала обратился к клирикам и сказал о необходимости церковных реформ, о недопустимости симонии, об отлучении от Церкви воров и поджигателей домов (эта часть проповеди, вероятно, была составлена Фульхерием на основе постановлений К. С.; есть букв. совпадения). Во 2-й части проповеди папа говорил о нападениях турок и необходимости защитить вост. христиан. Всем, кто погибнут в походе, папа обещал немедленное отпущение грехов. Подчеркивалось, что участие в крестовом походе дает возможность тем, кто раньше сражались со своими братьями и родственниками, стать воинами Христа (Christi milites) ( Fulcheri Carnotensis Historia Hierosolymitana. I 1-3// Idem. Historia Hierosolymitana/Hrsg. H. Hagenmeyer. Hdlb., 1913. S. 122-138). У Роберта Монаха в «Иерусалимской истории» (1107 или между 1110 и 1118) речь папы была представлена как обращение к французам: сначала понтифик упомянул о красоте франц. земель, напомнил о славе франк. императоров Карла Великого и Людовика Благочестивого , потом воспел красоту Св. земли, подобной земному раю. По словам папы, французы воюют друг с другом потому, что у них слишком мало земли, им следует завоевать территорию нечестивого народа. Урбан II указал на святость Иерусалима, места Страстей Господних: тот, кто отправится в поход, чтобы освободить Иерусалим от неверных, очистится от грехов. Роберт Монах отмечал, что по окончании папской проповеди толпа стала кричать: «Это угодно Богу» (Deus vult), что впосл. стало девизом крестоносцев ( Roberti Monachi Historia Iherosolimitana. I 1-2//RHC, Occ. 1866. Vol. 3. P. 727-730). Согласно Бальдерику, архиеп. Дольскому, другу и покровителю Роберта Монаха, папа Урбан II начал проповедь со слов о том, как страдают христиане в Иерусалиме и Антиохии, как турки превращают христ. церкви в конюшни и поклоняются идолам в Храме Соломона. Папа призвал следовать примеру ветхозаветных израильтян и сражаться с язычниками, а не убивать друг друга. Епископам надлежит возвестить об этом в своих диоцезах, в проповедях призывать к походу на Иерусалим и молиться о победе ( Baldrici episcopi Dolensis Historia Jerosolimitana. I 3-4//RHC, Occ. 1879. Vol. 4. P. 12-15).

http://pravenc.ru/text/1841317.html

Религиозно-возбужденный крестоносец очами веры своей видит нередко и чудесные события, явно свидетельствовавшие об особенном божественном покровительстве походу. Роберт монах, например, рассказывает: « для того, чтобы верующие убедились, что их поход есть дело рук божеских, а не человеческих, в тот самый день, как мы слышали после от многих, когда все то происходило на соборе (т.е. Клермонском), молва о нем потрясла весь мир, так что на самых отдаленных островах океана сделалось известно, что на соборе был определен иерусалимский поход. Христиане вследствие того покрылись славою и исполнились радостью, а языческими персами и жителями Аравии овладели страх и печаль. Первые возвеличились духом, а последние побледнели и растерялись; небесная труба прогремела так, что все народы, враждебные христианам, пришли в трепет. Из всего этого явствовало, что предпринятое было делом не человеческой мысли, а Духа Божия, наполняющего собою весь мир» 183 . Необыкновенные небесные явления также замечаются крестоносцами и истолковываются в смысле божественных знамений, посылаемых для ободрения рати Господней. При столкновении с Кербогою, «нам, –рассказывает Раймунд Ажильский 184 , – явился на небе чудесный знак. В полночь над городом остановилась большая звезда; разделившись потом на три части, она упала на турецкий лагерь. Ободренные всем этим, наши» … и т.д. В затруднительные минуты, когда крестоносцам приходилось иметь дело с сильным и многочисленным неприятелем, Сам Бог является к ним на помощь со Своим непосредственным содействием. Незадолго до решительной битвы с Кербогою под Антиохией, когда чудесным образом обретенное копье возбудило в крестоносцах великую радость и уверенность в божественной помощи, эта помощь действительно является прямо с неба. Ночью, с западной стороны, огонь показывается на небе и, приведя всех в ужас, падает на турецкий лагерь, причем множество турок оказываются убитыми в своих палатках 185 . Пред началом битвы, епископ Адемарь, держа в правой руке святое копье обращается с краткой речью к крестоносцам, воодушевляя их на предстоящий подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

90 M. Brosset. Histoire de la Géorgie, vol. I. St.-Petersbourg, 1849, pp. 352—353. См. также: A. Dirr. Georgie. — Encyclopedie de iIslam, voi. II, pp. 139—140; W. E. D. Allen. A History of the Georgian People. London, 1932, pp. 95—97. 91 Этот эпитет появляется только во втором американском издании книги. Он представляется не очень удачным, так как о «победоносности» папы в данном историческом контексте можно говорить только после Крестового похода. Примечание научного редактора. 92 См.: D. С. Munro. Did the Emperor Alexius I Ask for Aid at the Council of Piacenza, 1095? — American Historical Review, vol. XXVII, 1922, pp. 731—733; J. Gay. Les Papes du XIe siècle et la chrétienté. Paris, 1926, p. 366; B. Leib. Rome, Kiev et Byzance... p. 180; L. Bréhier. Charlemagne and Palestine. — Revue historique, vol. CLVII, 1928, pp. 61—62; F. Dölger. Corpus der griechischen Urkunden, Bd. II, S. 43 (n. 1176). Ф. Шаландон (F. Chalandon. Histoire de la première croisade... pp. 17—18, 156) считает, что послы Алексея приезжали в Пьяченцу для возобновления переговоров о воссоединении церквей. В середине XIX века Ф. Палгрейв придумал фантастическую теорию, согласно которой греческие послы в Пьяченце были переодетыми агентами Боемунда Тарентского. См.: F. Palgrave. The History of Normandy and of England, vol. IV. London, 1864, pp. 509—510. Ср. также: R. B. Yewdale. Bohemund I, Prince of Antioch, p. 34, note 1. 93 H. SybeL. Geschichte des ersten Kreuzzuges. S. 182. 94 Оттенок модальности (частица if) появляется только во втором американском издании. Во французском издании соответствующая фраза выдержана без оттенков сомнения. Примечание научного редактора. 95 Анна Комнина. Алексиада, VI, 12, с. 199. 96 F. Dunchalf. The pops Plan for the First Crusade. — The Crusades and Other Historical Essays… pp. 48—49. 97 См.: D. C. Munro. Speech of Pope Urban II at Clermont, 1095. — American Historical Review, vol. ЧШ, 1906, pp. 231—242. 98 Весь предшествующий текст А. А. Васильева показывает, что личной заслугой Урбана II является не столько организация на Клермонском соборе движения, подготавливавшегося многочисленными причинами на протяжении XI века, сколько умение в нужный момент почувствовать настроение людей и направить его в нужном для себя направлении. Примечание научного редактора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

Петр Ломбард говорит (Sententiarum libri quat. Lib. 4, distinctio 23. De sacr. unctionis extremae): «Помазание больных совершается елеем, через епископа освященным». Несколько ниже он повторяет это: «Помазание (в таинстве св. елея) может совершаться только елеем, от епископа освященным». В таком виде до нас сохранились и свидетельства о западной литургической практике. Именно, об освящении елея при помазании совершенно не говорится по указанным выше причинам, тогда как само помазание больного елеем одинаково совершалось и епископами и пресвитерами, О епископе Непоциане Клермонском Григорий Турский повествует, что он единолично уврачевал св. елеем тяжко больного Артемия 80 . Карл Великий был помазан епископами; св. Адалард (по р. к.) еп. Гильдеманом; императрица Матильда была помазана елеем архиеп. Моргунтинским Вильгельмом 81 . Когда же епископы совершали помазание елеем больного совместно с пресвитерами, то, по свидетельству западных последований, они в этом случае предстоятельствовали и давали соответствующие распоряжения 82 . В другом направлении с 5 века разрешилась литургическая практика относительно епископов, как совершителей таинства св. елея, в восточной церкви. В «Апостольских Постановлениях», в отличие от свидетельства папы Иннокентия 1, право освящения елея предоставляется и епископу и пресвитеру 83 . Уже одним этим свидетельствуется, что восточной церкви была чужда мысль о предоставлении епископам исключительного права освящения елея. Не обнаруживалась такая тенденция и в позднейшее время. Поэтому в восточной церкви с первых времен епископы выступали совершителями таинства елеосвящения наряду с пресвитерами, т.е. у них не отнималось право совершения данного таинства, но и не предоставлялось исключительных полномочий на совершение одной какой-либо части таинства. И если епископы были совершителями таинства наравне с пресвитерами, то вполне понятно, что, когда с 7–8 веков в церкви постепенно вошло в силу и затем получило всеобщее признание седмеричное число совершителей таинства, то оно было применено и по отношению к епископам.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

. В ряде древних христ. памятников в числе апостолов от 12 упоминается Иуда Зилот. В перечне апостолов в Евангелии от Матфея (Мф 10. 3), содержащемся в кодексах h и gl (V и VIII/IX вв.) старолат. перевода Библии Vetus Latina, ап. Иуда Иаковлев назван Иудой Зилотом, а в кодексах а (IV в.), b (V в.), q (VI/VII в.) приводится чтение «Иуда Зилот и Фома». Большинство исследователей считают, что прозвище Зилот, принадлежавшее ап. Симону, было ошибочно атрибутировано И. и не является следом несохранившегося древнего предания о том, что И. был зилотом . Блж. Иероним Стридонский при составлении в кон. IV - нач. V в. Вульгаты заменил имя Иуда Зилот именем Фаддей. О тождестве этих апостолов он пишет в соч. «Против Гельвидия» ( Hieron. Adv. Helvid. 15//PL. 23. Col. 208-209). Наименование ап. Иуды Зилотом встречается также в перечне 12 учеников (Деян 1. 13) в старолат. Верчелльском, Веронском, Сен-Жерменском и Клермонском кодексах IV-IX вв., в эфиоп. версии раннехрист. соч. «Послания апостолов», написанного ок. 160 г. в М. Азии (Écrits apocryphes chrétiens. 1997. Vol. 1. P. 365), в «Хронографе 354 г.» (MGH. AA. T. 9/1. P. 133) и на мозаике в баптистерии Православных в Равенне сер. V в. ( Deichmann F. W. Ravenna. Weisbaden, 1969. Bd. 1. S. 118f; 1974. Bd. 2/1. S. 38f). В описании событий Тайной вечери (Ин 14. 22) из фрагмента копт. саидского текста Евангелия (III-VI вв.) относящееся к И. уточнение «не Искариот» заменено словом «Кананит». Иуда Фома В том же эпизоде (Ин 14. 22) в сир. Евангелиях из собрания У. Кьюртона (VII вв.) указан Иуда Фома, а в сир. Синайских Евангелиях (VII в.) - только Фома. Видимо, упоминание Фомы появилось под влиянием восточносирийской традиции, к которой относятся «Евангелие от Фомы» и «Деяния апостола Фомы», надписанные именем Иуды Фомы, а также сир. «Послание Иисуса к Авгарю». Появление у ап. Фомы 1-го имени Иуда представляет собой отдельную проблему. В апокрифических «Деяниях апостола Фомы» (Écrits apocryphes chrétiens. 2005. Vol. 2. P. 1331, 1340, 1356, 1366) и в гностических «Евангелии от Фомы» (Ibid. P. 33) и «Книге Фомы Атлета» (The Facsimile Edition of the Nag Hammadi codices. Leiden, 1974. [T. 2]: (Codex 2. P. 138) из Наг-Хаммади Иуда Фома является мистическим двойником Иисуса, на что указывает его прозвище Дидим (т. е. близнец), однако мн. исследователи возражают против попытки видеть в имени Иуды Фомы отголосок древней традиции, отождествлявшей Фому с И., братом Господним ( Bauckham. 2004. Р. 32-36; Écrits apocryphes chrétiens. 2005. Vol. 2. P. 1325-1327). Эволюция греческой традиции почитания И.

http://pravenc.ru/text/1237747.html

Личность и имущество крестоносцев, отправляющихся в поход, были неприкосновенными и находились под защитой Божьего мира (Treuga Dei). («Treuga Dei» на Клермонском соборе ставило целью обеспечение внутреннего мира общества посредством запрещения вооружённой борьбы между крестоносцами, начиная с пятницы и по вечер воскресенья этой же недели.) По призыву папы Урбана первыми в поход отправились фанатичные французские крестьяне под предводительством одного монаха. Армия крестоносцев уже вскоре превратилась в сброд, выражающий свою социальную неудовлетворённость в еврейских погромах. На Балканах войско рассеялось, и, после того как византийцы быстро переправили этих «крестоносцев» на вражескую территорию, турки учинили им безжалостную резню. Настоящий крестовый поход возглавили французские рыцари. В результате первого крестового похода рыцари в 1099 году заняли Иерусалим и перебили мусульманское население, невзирая на пол и возраст. Решающая причина первых военных успехов рыцарей-крестоносцев кроется в их методе боевых действий. В то время туркам была ещё неведома стремительная, осуществляемая в сомкнутом строю атака закованного в броню конного войска рыцарей, которое чуть ли не втаптывало в землю противостоящую пехоту и лёгкую конницу. Рыцари образовали Иерусалимское королевство, а затем в результате дальнейших завоеваний в Палестине и Сирии – новые графства и княжества. Военные завоевания сопровождались переносом на эти земли феодальных порядков, в том числе и созданием католической церковной иерархии. Эти территории до турецкого завоевания находились под протекторатом Византии. Несмотря на то что турки угрожали и Византии, греческая империя опасалась новых завоевателей – крестоносцев – не меньше, чем нехристиан. Больше всех от этих походов выиграли итальянские купцы, чьи расчёты оправдались. Торговые пути на Восток стали более надёжными, строились новые поселения. Купцы находились под защитой крестоносцев, полувоенное государство которых создало своеобразные организации, так называемые рыцарские ордена. Для ухода за больными рыцарями – членами орденов, защиты пилигримов и осуществления церковных функций сложились военные монашеские ордена. Членами орденов тамплиеров, иоаннитов и немецкого (тевтонского) рыцарского ордена были рыцари, давшие монашеский обет.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Эдмунд Кампион. Гравюра М. Лерха. 1631 г. (Британская б-ка) Во Франции, где 1-я провинция была основана в 1555 г., орден также пользовался поддержкой франц. королей (начиная с Генриха III (1574-1589) королевские духовники были, как правило, из числа И.), однако против его деятельности выступали Парижский парламент (высший суд) и Парижский ун-т, часто отстаивавшие позиции галликанизма . Орден поддерживали и нек-рые франц. прелаты, напр. Клермонский еп. Гийом Дюпра в 1550 г. подарил И. свой особняк в Париже, где в 1563 г. открылась иезуитская коллегия (с 1564 после судебного разбирательства, начатого по инициативе Парижского ун-та, недовольного популярностью бесплатного образования, предоставляемого И., коллегия стала называться Клермонской, а не «коллегией Об-ва Иисуса», т. е. вошла в состав ун-та; в наст. время - лицей Людовика Великого). В период религиозных войн во Франции И. часто обвиняли в подстрекательстве к религ. погромам, в частн. к Варфоломеевской ночи , хотя в наст. время исследователи опровергают эти обвинения. В 1594 г., после покушения на франц. кор. Генриха IV , совершенного Жаном Шастелем, бывш. воспитанником иезуитской коллегии, по решению Парижского парламента И. были изгнаны из Парижа и ряда областей Франции, хотя причастность ордена к покушению доказать не удалось. В 1603 г. запрет на деятельность И. был снят (орден пользовался покровительством кор. Марии Медичи и ее окружения); в 1608 г. по просьбе кор. Генриха IV на 6-й генеральной конгрегации была учреждена Французская ассистенция ордена, включавшая в себя 4 провинции (Аквитанскую, Лионскую, Тулузскую и Иль-де-Франс). После гибели короля в 1610 г. обвинения против ордена были возобновлены в связи с тем, что нек-рые иезуитские писатели (Х. де Мариана, Франсиско Суарес ) оправдывали в своих трудах тираноубийство, однако И. публично осудили эту теорию. С сер. XVII в. И. вели активную полемику с последователями янсенизма . Самым ярким моментом этой полемики стали «Письма к провинциалу» Б. Паскаля - сатирическое произведение, направленное против этики и практики ордена. Папа Римский и власти Французского королевства выступили тогда на стороне И.

http://pravenc.ru/text/293585.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010