По решению Конференции епископов Франции с дек. 2002 г. архиепископство Б. вошло в состав церковной провинции со столицей в г. Тур. В наст. время из 546 тыс. чел., проживающих на территории архиепископства, 500 тыс.- католики (An. Pont. 2003. P. 104). Соборы, состоявшиеся в Б. 472 г.- под председательством св. Сидония Аполлинария, еп. Арвернского (Клермонского), по случаю избрания Симплиция новым епископом. 841 г.- под председательством св. Рудольфа, архиеп. Б.; подтвердил низложение Эбона, архиеп. Реймсского. 1031 г., нояб.- 1-й «мирный» с участием епископов митрополии Б. Приняты 25 законов, касающихся клира, утверждавших, в частности, безбрачие духовенства и осуждавших симонию; провозглашены определения «Божьего мира» ; св. Марциал официально объявлен первым «апостолом Аквитании». 1034 г.- 2-й «мирный»; созван по совету кор. Генриха I. Присутствовали не только духовные лица, но и представители местной знати. Подтвердил постановления о «Божьем мире», а также принял решение о создании особого военного подразделения, подчиненного архиепископу, в задачу к-рого входило поддерживать мир и пресекать сеньориальные войны. 1145 г.- по случаю коронации Людовика VII. Присутствовали представители придворной знати; предложение короля отправиться в крестовый поход на Восток вызвало споры среди участников Собора: еп. Годфрид Лангрский ревностно поддерживал эту идею, аббат Сугерий отвергал ее. В результате король не принял никакого решения и дебаты были продолжены на Пасху 1146 г. в Везле. 1225 г., 30 нояб.- рассматривались вопросы о ереси альбигойцев. 1276 г., 13 сент.- приняты 16 канонов, касавшихся церковной юрисдикции и привилегий, данных клирикам. 1286 г., 1 сент.- приняты 35 канонов, касавшихся дисциплины духовенства и церковной юрисдикции. 1336 г., 17 окт.- принято постановление против тех, кто чинит препятствия торговле, к-рую ведут духовные учреждения. 1432, 1438, 1440 гг.- торжественные ассамблеи, происходившие с участием франц. кор. Карла VII, его двора и представителей франц. духовенства: определена позиция галликанской Церкви в отношении папы Евгения IV и Базельского Собора (1432, 1440); принята Прагматическая санкция (1438).

http://pravenc.ru/text/153657.html

Повествуя о Клермонском съезде, один из его участников, Лев Зандер, отмечал: «Клермонский съезд был первоначально задуман как литургический, все доклады предполагалось посвятить литургии, осветив ее с исторической, мистической и богослужебной стороны. Однако — как всегда — в осуществлении своем съезд оказался не тем, чем был в замысле и предварительной разработке. Жизнь только отчасти допустила обсуждение намеченных вопросов, выдвинув другие проблемы… раскол русской церкви за рубежом и отношение к Движению Архиерейского Собора в Карловцах, а с другой стороны, ряд частных вопросов по апологетике, экзегетике и практическому Христианству…» Характеризуя атмосферу съезда, Зандер писал: «Надо всеми этими речами царил удивительный дух спокойствия и мира — и то, что собравшаяся молодежь сумела сохранить спокойствие и внутреннюю свободу в тех вопросах, которые возбуждают страсти и в более зрелых людях, — воочию свидетельствовало о зрелости Движения, оправдывавшего то доверие и откровенность, которыми почтили его архипастыри» 29 . Высокая духовная атмосфера съезда захватила и Федотова, напомнив ему атмосферу нелегальных собраний в Петербурге, среди братчиков. С этого момента вплоть до середины 30–х годов он становится активным участником Движения. На Клермонском съезде он познакомился с Елизаветой Юрьевной Скобцовой, позже принявшей монашество, а также с И. И. Фондаминским, с которыми в 1935 году организовывал движение «Православное дело» 30 . С 1927 года Федотов получил известность в широких эмигрантских кругах как талантливый публицист. Его статьи появляются в журнале «Путь», который издавался Н. А. Бердяевым. Статьи Федотова охотно публикуют в «Современных записках» и двухнедельнике Керенского «Новая Россия». Он регулярно встречается на квартире Фондаминского с молодыми поэтами и писателями и обретает друзей среди молодого поколения эмигрантов. Один из них, талантливый писатель Василий Яновский, позже вспоминал: «На крупном, смуглом лице Фондаминского не последнее место занимал нос с мягкими раздувающимися ноздрями, весь облик его был несколько чувственный, яркий, похожий на горца, чеченца — статный, красногубый, с темным горячим взглядом из–под совиных дугою бровей… Для себя лично Фондаминский ничего уже не желал, никаких выгод не искал, что ставило его в роль почти беспристрастного арбитра.

http://predanie.ru/book/219988-stati-191...

Есть особая группа эпитафий, которая должна была вызывать религиозное уважение. Это in albis positi  464 , умершие вскоре после крещения. Сборник Леблана дает немало примеров: «in albis ситрасе recessisse»  465 (Valentinianus в Кельне) или «albas suas octabas pascae ad sepulcrum deposuisse»  466 … — «lotus fonte sacro prius recessisse in albis»  467   468 . Презумпция безгрешности заставляет верить в их небесное блаженство: «albatum vexisse in arce poli»  469 . Григорий упоминает об этих «убеленных» исповедниках. Некоторые удостоены даром чудес. Таков «некий Лупиан» in vico  470 Ratiatense (Reze) епархии Пуатье in albis transiens  471 , по преданию крещенный самим Иларием 472 . Таков beatus Lusor in vico  473 Dolense (в Deols " e Буржском), сын сенатора Левкадия, памятного в Буржской церкви, одного из первых неофитов и патронов христианской общины. Там же показывалась и «горница, которую он огласил своим младенческим криком»  474 . Lusor infans (Saint Ludre)  475 чтится доныне, и в Деольской церкви можно видеть саркофаг, который вызывал восторг Григория: «sepulcrum… ex marmore Phario mirabiliter exculptum»  476 . Он покрыт изображениями охотничьих сцен и несомненно языческого происхождения  477 . Мы уже видели, что Генезий Овернский открылся как почивший in albis, но не знаем, могла ли его эпитафия дать основание для видения. О Кларе Клермонской мы знаем положительно, что такое убеждение в ее святости сложилось не из эпитафии и не из предания: ob candorem vestimenti holosirici  478   479 . Такое свидетельство гроба или останков интересно как один из отправных пунктов легенды, которая умеет плести очень длинную нить из скудных археологических данных. Рубец на черепе (cicatrix capitis) еп. Евтропия Сентского, обнаруженный во время перенесения его останков, был понят как знак мученичества. И видение святого подтверждает догадку 480 , возводившую исповедника в новое достоинство. Но возвращаемся к парижской гробнице. Отношение к гробнице Кресценции может быть названо религиозно–корыстным. Здесь много расчета, мало воображения. Впрочем, может статься, что это впечатление вызвано формой изложения Григория, который не знает или опускает предварительную работу легенды, приведшей в конце своего развития к культовому акту. Но многочисленны случаи, где нет и тени корыстной предвзятости, где нет и культа, где легенда творит свободно, привлеченная одним таинственным обаянием старых гробниц. Конечно, эти легенды беззаконно проскользнули в трактат «О славе исповедников». Григорий должен был просеять с агиографической точки зрения огромную массу кладбищенских преданий, если случайно сохраненный у автора остаток их оказывается не таким уж ничтожным.

http://predanie.ru/book/219988-stati-191...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГАЛЛ КЛЕРМОНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Галл Клермонский (Gallus, Gall), ( 489 - 551 ), епископ , святитель Память 1 июля (Галл. , Греч. ) Родился в Клермоне , Овернь (Clermont, Auvergne) в одной из наиболее благородных семей этих краев. Его отцом был Георгий (Georgius), а матерью - Леокадия (Leocadia) из рода Вектия Эпагата (Vectius Épagathus), умученного в Лионе , согласно тому, что сообщает Евсевий (Eusébius); он был, таким образом, из сенаторов первого ранга, и не было более щедрой и более благородной крови в Галлии . Вопреки воле отца, который хотел вынудить его к браку, ему пришлось бежать из отчего дома. Он направился в соседний монастырь, где и был принят, но только после согласия отца, который смирился с жертвой, сказав: " Да будет воля Твоя, Господи, но не моя " . Новый монах быстро пошел по пути совершенства, и не знали, чем больше восхищаться в нем - невинностью или строгостью. Молитва составляла его удовольствие; у него был особенный вкус к пению похвалы Господу. Вскоре Галл сделался советником Клермонского епископа, святого Квинтиана (Quintianus). Позже король Теодорих Австразийский вторгся в Овернь, и, прослышав о необычайном голосе Галла, взял его в плен. Однако, вскоре король полюбил его больше, чем сына. Когда он послал большое число арвернских (arvernes) клириков в Трир (Trèves) для совершения там богослужений, он не захотел совсем расстаться с Галлом и увез его с собой ним в городок Агриппина (Agrippina, ныне Кёльн ). Там находился храм, полный различных богатств, куда жившие по соседству варвары приносили дары и где наедались и напивались до безчуствия. Там почитали идолов вместо Господа и поэтому помещали высеченные из дерева те части тела, которые страдали от боли. Галл, который был тогда дьяконом , поджёг этот храм, и так как разъярённая толпа хотела заколоть его, он укрылся во дворце Теодориха. Впоследствии, когда он рассказывал об этой истории своей молодости, он говорил: " Увы! Почему я убежал? Я трусливо потерял милость мученика " .

http://drevo-info.ru/articles/6342.html

21. Об Иосифе, похоронившем Христа. 22. Об апостоле Иакове. 23. О дне Воскресения Господня. 24. О вознесении Господа и о гибели Пилата и Ирода. 25. О страдании апостолов и о Нероне г.]. 26. Об Иакове, Марке и евангелисте Иоанне. 27. О гонении на христиан при Траяне гг.]. 28. Об Адриане и о происках еретиков, и о мученической смерти святого Поликарпа и Юстина гг.] . 29. О святом Фотине, Иренее и о других мучениках лионских г.]. 30. О семи мужах, посланных в Галлию для проповеди г.]. 31. О буржской церкви. 32. О Хроке и о клермонском храме. 33. О мучениках, проливших кровь в окрестностях Клермона. 34. О святом мученике Привате. 35. О епископе Квирине-мученике. 36. О рождении святого Мартина и о том, как был найден крест 37. О епископе Иакове из Нисибиса. 36. О преставлении Антония-отшельника. 39. О появлении [в Галлии] святого Мартина. 40. О матроне Мелании. 41. О гибели императора Валента г.] . 42. О правлении Феодосия гг.]. 43. О гибели тирана Максима г.] . 44. Об Орбике, епископе клермонском. 45. О святом Иллидии-епископе. 46. О епископах Непоциане и Артемии, 47. О целомудрии любящих. 48. О кончине святого Мартина г.] . ВО ИМЯ ХРИСТОВО КОНЧАЮТСЯ ГЛАВЫ ПЕРВОЙ КНИГИ ВО ИМЯ ХРИСТОВО НАЧИНАЕТСЯ ПЕРВАЯ КНИГА ИСТОРИИ [ВТОРОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ] Намереваясь описать войны царей с враждебными народами, мучеников с язычниками, церквей с еретиками, я прежде всего хочу изложить свою веру, дабы будущий читатель не усомнился в том, что я католик 2 . Кроме того, ради тех, кто страшится приближения конца света, я решился, собрав воедино хроники минувшего, ясно изложить, сколько лет прошло с сотворения мира. Но прежде я прошу у читателей снисхождения, если я допущу ошибку в слове или в слоге, отойдя от правил грамматики, которой я не вполне обучен. Я забочусь лишь о том, чтобы придерживаться без всякого лицемерия и душевных сомнений веры, провозглашаемой церковью, ибо я знаю: достойный наказания за свои грехи может благодаря истинной вере получить прощение у Бога. Итак, я верую во всемогущего Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Образование свят. Григорий получил под руководством своего дяди свят. Галла Клермонского и свят. Авита (в то время архидиакона, а впоследствии епископа Клермонского). В годы учебы свят. Григорий сильно увлекался изучением литературы и особенно поэзии. В 573 г., по смерти двоюродного дяди свят. Евфрония Турского, свят. Григорий был избран на кафедру города Тура. Эта кафедра была древней и уважаемой в Галлии. За годы управления епархией свят. Григорий восстановил ряд запустевших храмов и много сделал для расширения почитания свят. Мартина Турского (†370 г.). Монахолюбивый архипастырь принимал активное участие в жизни монашествующих своего края. По сведениям аббата Одо (879–942 гг.), жизнеописателя святителя, свят. Григорий Турский в конце жизни путешествовал в Рим и с того времени был связан духовной дружбой со св. папой Григорием Двоесловом . Некоторые современные церковные историки сомневаются в факте посещения Рима свят. Григорием Турским . 17/30 ноября 594 г., на двадцать третьем году епископства, свят. Григорий Турский отошел ко Господу в городе Туре. По завещанию он был похоронен в месте попираемом ногами прохожих. Однако, после прославления его мощи были обретены и находились рядом с мощами свят. Мартина Турского. Но завещание свят. Григория все же возымело силу: в 1562 г. его святыя мощи были осквернены протестантами-гугенотами, а во время французской революции XVIII века – окончательно «погребены» под руинами собора, разрушенного революционерами. Церковное поминовение свят. Григория Турского – в день его кончины, 17/30 ноября. §2. Сочинения Сочинения свят. Григория Турского носят главным образом аскетический, агиографический и церковно-исторический характер. Хотя этот святой отец не писал специально-аскетических сочинений, наподобие свода наставлений, его агиографические и даже церковно-исторические сочинения насыщены аскетическими примерами и назиданиями, в стиле традиционных патериков. К агиографическим сочинениям свят. Григория относятся «Жития отцов», «Слава блаженных мучеников», «Слава исповедников», «Страсти и чудеса св. Иулиана-мученика» и «Чудеса святителя Мартина» в четырех книгах. Кроме того, свят. Григорию возможно принадлежат «Книга о добродетелях блаж. Андрея» и «Страдания семи спящих» (отроков Ефесских).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

составление и перевод А.А. Бурова Святой Квинтиан, епископ Клермонский, (†527, память 13 ноября) Святой Григорий Турский так пишет о св. Квинтиане (Quintianus), африканце по рождению, племяннике епископа Фауста (Faustus) 85 : [Святой] был избран во епископа Родеза (Rodez). Прогнанный из этого города угрозами готов 86 , он ушел в Клермон, епископом которого он стал по приказу короля Теодориха 87 после смерти святых Евфразия (Eufrasius) и Аполлинария (Apollinaris). Он обрел там ожесточенного врага в лице Прокула (Proculus), бывшего служащего налогового управления, ставшего священником. Когда события привели Теодориха (Theuderic) с армией под Клермон, что имело место в 525 году, Квинтиан молил Бога за городок с таким жаром, что король посреди ночи выпрыгнул из своей постели и помчался вдоль большой дороги. Он потерял рассудок. У его людей было много проблем с тем, чтобы его догнать и возвратить на место. Герцог Хильпинг (Hilping) приблизился к нему и сказал: «послушайте, о, всеславный король, мое ничтожество. Стены этого города очень крепки, и епископ этих мест слывет великим пред Богом. Не выполняй твоего намерения разрушить город». Король встретил этот совет с великодушием и отдал приказ не причинять вреда никому в окрестности восьми миль. В то же время, враг захватил замок Воллор (Vollore) 88 , священник Прокул был порублен там на куски ударами шпаги в алтаре церкви. После разрушительной чумы, которая поразила Клермон, сенатор по имени Гортензий (Hortensius), который осуществлял функции правителя этого города, заставил несправедливо заключить в тюрьму некоего горожанина по имени Гонорат (Honoratus), родственника святого. Узнав об этой новости, Квинтиан, слишком старый для того, чтобы действовать, отправился к дому Гортензия и проклял этот дом. Три дня спустя, граф, уже потеряв большую часть своих слуг, охваченных жаром, пришел припасть к ногам святого человека и извиниться перед ним. Квинтиан, исцеливив одного насельника в монастыре Комбронд (Combronde), или иначе Канбидобринз (Canbidobrinse) и сотворив иные чудеса, умер в совершенной святости; он был похоронен в Клермоне, в церкви Сент-Этьенн слева от алтаря. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛЕРМОНСКИЙ СОБОР (18-28 нояб. 1095), Собор католич. Церкви, созванный папой Римским Урбаном II (1088-1099) в г. Клермон (ныне Клермон-Ферран, Франция). На К. С. обсуждалось развитие григорианской реформы на франц. землях. В последний день заседаний папа Урбан II объявил о начале крестовых походов и призвал католиков к участию в них. Даты и сессии Собора Проповедь папы Римского Урбана II на Клермонском Соборе. Миниатюра из рукописи: Mamerot S. Passages faiz oultre mer par les François contre les Turcqs...(Paris. fr. 5594. Fol. 19). 70-е гг. XV в. Худож. Ж. Коломб Проповедь папы Римского Урбана II на Клермонском Соборе. Миниатюра из рукописи: Mamerot S. Passages faiz oultre mer par les François contre les Turcqs...(Paris. fr. 5594. Fol. 19). 70-е гг. XV в. Худож. Ж. Коломб К. С. предшествовали неск. Соборов в Италии, ознаменовавших успехи Римских пап в борьбе с императорами: в Мельфи (1089), Беневенто (1091), Трое (1093) и Пьяченце (март 1095; делегация из К-поля просила о помощи в борьбе против турок-сельджуков). В сер. авг. 1095 г. Урбан II прибыл в Ле-Пюи (до этого папы Римские не посещали франц. земли почти полвека), откуда были направлены приглашения на К. С. архиепископам и нек-рым епископам Франции (сохр. только приглашение Ламберту, еп. Арраса, его дело было рассмотрено на К. С. и стало одним из самых значимых - Jaff é . RPR. N 5570). Собор должен был начаться в октаву памяти св. Мартина Турского (т. е. в воскресенье, ближайшее к 11 нояб.). В окт. папа Урбан II побывал в Клюни , где освятил новый алтарь; до избрания на Папский престол в 70-х гг. XI в. Урбан (тогда Одон) был сначала монахом, а потом главным приором этого аббатства ( Guiberti abbatis Gesta Dei per Francos. II 1//RHC, Occ. 1879. Vol. 4. P. 135), вероятно, поэтому на К. С. делам Клюни было уделено много внимания. В Клермон папский кортеж прибыл между 14 и 17 нояб. В воскресенье, 18 нояб. 1095 г., состоялось торжественное открытие К. С.

http://pravenc.ru/text/1841317.html

В ноябре 1095 года в Клермоне (в Оверни, в центральной Франции) собрался знаменитый собор, на который съехалось так много народа, что в городе не нашлось достаточно жилья для всех прибывших и многие разместились под открытым небом. По окончании собора, на котором был рассмотрен ряд наиболее важных текущих дел, Урбан II обратился к собравшимся с пламенной речью, подлинный текст которой до нас не дошел. Записавшие же речь на память некоторые очевидцы собрания сообщают нам тексты, сильно отличающиеся друг от друга. Папа обрисовав в ярких красках преследования христиан в Святой Земле, убеждал толпу поднять оружие на освобождение Гроба Господня и восточных христиан. С криками «Dieu le veut»! («Deus lo volt» в хронике) толпа бросилась к папе. По его предложению, будущим участникам похода были нашиты на одежду красные кресты (отсюда название «крестоносцы»). Им было объявлено отпущение грехов, прощение долгов и защита их имущества церковью на время их отсутствия. Крестоносный обет считался непреложным, и его нарушение влекло за собой отлучение от церкви. Из Оверни воодушевление распространилось на всю Францию и в другие страны. Создавалось обширное движение на Восток, истинные размеры которого на Клермонском соборе нельзя было и предвидеть. Поэтому движение, вызванное на Клермонском соборе и вылившееся в следующем году в форму крестового похода, является личным делом Урбана II, нашедшего для осуществления этого предприятия в жизненных условиях западноевропейского средневековья второй половины XI века в высшей степени благоприятные условия. Ввиду того, что [турецкая] опасность в Малой Азии становилась все более угрожающей, вопрос о первом Крестовом походе был практически решен в Клермоне. Новости об этом решении дошли до Алексея как неожиданный и приведший в замешательство сюрприз. Новость приводила в замешательство, ибо он не ждал и не хотел помощи в виде крестового похода. Когда Алексей призывал наемников с Запада, он приглашал их для защиты Константинополя, то есть, иными словами, своего собственного государства. Идея же освобождения Святой Земли, которая не принадлежала империи более четырех столетий, имела для него второстепенное значение.

http://sedmitza.ru/lib/text/434304/

составление и перевод А.А. Бурова Святой Галл, Епископ Клермонский (489–553, память 1 июля) Родился в Клермоне, Овернь (Clermont, Auvergne) в одной из наиболее благородных семей этих краев. Его отцом был Георгий (Georgius), а матерью – Леокадия (Leocadia) из рода Вектия Эпагата (Vectius Épagathus), умученного в Лионе, согласно тому, что сообщает Евсевий (Eusébius); он был, таким образом, из сенаторов первого ранга, и не было более щедрой и более благородной крови в Галлии. Вопреки воле отца, который хотел вынудить его к браку, ему пришлось бежать из отчего дома 38 . Он направился в соседний монастырь, где и был принят, но только после согласия отца, который смирился с жертвой, сказав: «Да будет воля Твоя, Господи, но не моя». Новый монах быстро пошел по пути совершенства, и не знали, чем больше восхищаться в нем – невинностью или строгостью. Молитва составляла его удовольствие; у него был особенный вкус к пению похвалы Господу. Позже король Теодорих, которому рассказали о голосе Галла, пригласил его к себе и полюбил его больше, чем сына. И когда он послал большое число арвернских (arvernes) клириков в Трир (Trèves) для совершения там богослужений, он не захотел совсем расстаться с Галлом и увез его с собой ним в городок Агриппина (Agrippina, или Кёльн). Там находился храм, полный различных богатств, куда жившие по соседству варвары приносили дары и где наедались и напивались до бесчувствия (vomir). Там почитали идолов вместо Господа и поэтому помещали высеченные из дерева те части тела, которые страдали от боли. Галл, который был тогда дьяконом, поджёг этот храм, и так как толпа хотела его убить ударами шпаг, он укрылся во дворце Теодориха. Впоследствии, когда он рассказывал об этой истории своей молодости, он говорил: «Увы! Почему я убежал? Я трусливо потерял милость мученика». Когда Квинтиан (Quintianus) скончался, граждане Клермона собрались в доме священника Импетрата (Impétratus), дяди Галла, чтобы выбрать нового епископа, и несмотря на противодействие священнослужителя по имени Вивентий (Viventius), Галл был выбран и уехал за подтверждением выбора к королю Теодориху. Жители Трира только что потеряли своего епископа Апрункула (Aprunculus); они спросили о Галле, но король им ответил, что он назначил дьякона Галла в другое месте; и он им дал святого Ницетия (Nicétius). Что касается Галла, то он был утвержден во епископство в Клермоне. Яркие подвиги нового архипастыря, его мягкость, его скромность, его трогательное отцовское милосердие принесли ему вскоре общую привязанность.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010