В источниках заметна путаница в датах проведения К. С., поскольку неясно, считать ли день открытия началом работы Собора или отсчет следует вести со дня 1-го заседания, т. е. с понедельника. Неизвестно также, проводилось ли заседание в следующее воскресенье - 25 нояб. В Клермоне соборные заседания проходили скорее всего в кафедральном соборе или в ц. Нотр-Дам-дю-Пор. Офиц. закрытие состоялось 28 нояб. 1095 г.; были повторно зачитаны привилегии диоцеза Аррас, выделенного из епископства Камбре и включенного в состав церковной пров. Реймс. 27 нояб., накануне закрытия Собора, папа Урбан II произнес перед собравшимися клириками и мирянами проповедь о крестовом походе, а на следующий день с некоторыми епископами (conventus episcoporum) обсудил дату начала похода и кандидатуры тех, кто могли бы его возглавить ( Roberti Monachi Historia Iherosolimitana. I 3//RHC, Occ. 1866. Vol. 3. P. 730). После К. С. папа Римский находился на территории Франции еще 8 месяцев и провел Соборы в Туре (март 1096) и Ниме (июль 1096). Участники В работе К. С. приняли участие 12 (по др. сведениям - 13) архиепископов (Бордо, Буржа, Лиона, Нарбона, Оша, Пизы, Реджо-Эмилия, Реймса, Санса, Толедо, Тура, возможно Таррагоны и Экс-ан-Прованса). Число присутствовавших епископов в источниках варьируется от 80 до 400 чел.; еп. Ламберт Аррасский сообщает о 225 епископах и более 90 аббатах, Фульхерий Шартрский - о 310 епископах и аббатах (подробнее см.: Somerville. 1974). В основном в Соборе участвовали епископы из Юж. Франции. Диоцезы на территории Свящ. Римской империи были представлены лишь неск. епископами, англ. церковные иерархи на Соборе не присутствовали. Постановления К. С. Текстуальная традиция канонов К. С. запутанна; издания соборных решений, предшествовавшие работе Р. Сомервилла ( Somerville. 1972), в наст. время считаются устаревшими. Сомервилл, проанализировав весь корпус источников, выделил неск. редакций канонов. К числу наиболее важных он относит сборник документов, связанных с деятельностью еп. Ламберта и историей отделения диоцеза Аррас от Камбре (оригинал хранился в б-ке кафедрального собора Арраса, но был утерян; в наст. время доступны 2 копии XVII в.- Arras. Bibl. Capit. 1051 (140), 1062 (222); в Риме хранится дефектная копия канонов К. С. в каноническом сборнике XVI в. (Vallic. C-24), который кард. Ц. Бароний использовал в работе над соответствующим томом «Церковных анналов»). К редакции, зафиксированной в книге еп. Ламберта, относятся также 2 рукописи XII в.- Lond. Brit. Lib. Cotton. Claudius E. V и Montpellier. Bibl. de l " École de Médicine. 280. Вторая по значимости редакция представлена в «Собрании канонов в 9 книгах», составленном Иоанном, еп. Теруана (ркп. Guelf. Gud. 212, XII в.). В юности он изучал право вместе с Иво Шартрским и нек-рое время был архидиаконом еп. Ламберта Аррасского. Каноны К. С. в этот сборник, возможно, попали из др. источника, независимого от сборника Ламберта, но при этом имеют с ним много букв. совпадений.

http://pravenc.ru/text/1841317.html

С К. С. связывают распространение в католич. Церкви т. н. Малой службы часов Пресв. Деве Марии (Officium parvum Beatae Mariae Virginis). Ее происхождение неизвестно. Возможно, она возникла как дополнение к вотивным мессам в честь Пресв. Девы, к-рые известны по каролингским рукописям рубежа VIII и IX вв. Похожие краткие службы Св. Кресту, Всем святым, Троице и об усопших были широко распространены в англосакс. традиции. Но первые упоминания о службе Деве Марии, совершаемой ежедневно в качестве дополнения к каноническим часам, встречаются в источниках только с сер.- 2-й пол. X в. (в Житии св. Ульриха, еп. Аугсбургского (MGH. SS. T. 4. P. 389); в сообщении «Хроники» Гуго из Флавиньи о еп. Беренгерии Верденском (940-962) (MGH. SS. T. 8. P. 365; ср.: MGH. SS. T. 4. P. 46)). Уставом аббатства Айнзидельн в рядовые субботы от октавы Пасхи до Адвента предписывалось совершать службу с 3 чтениями в честь Св. Креста и Девы Марии (Consuetudines Monasticae/Ed. B. Albers. Montis Casini, 1912. Vol. 5. P. 98-99; Consuetudines Germaniae: Redactio S. Emmerammi, dicta Einsiedlensis//Corpus Consuetudinum Monasticarum. Siegburg, 1984. T. 7. Pt. 3. P. 239). В Италии Петр Дамиани призывал клириков регулярно совершать Малую службу Пресв. Деве Марии ( Petr. Damian. Ep. 17, 40, 106, 142, 166). В Клюни аббат Гуго предписал монахам, находящимся в больнице, читать «Horas de S. Maria» ежедневно, а всей братии - по субботам ( Bernardi Ordo Cluniacensis. 1. 23// Herrgott M. Vetus disciplina monastica. P., 1726. P. 189). Согласно «Портифорию св. Вульфстана» (2-я пол. XI в.), служба совершалась по субботам (The Portiforium of St. Wulstan (Corpus Christi College, Cambridge ms. 391)/Ed. A. Hughes. [L.], 1960. Vol. 2. P. 60-62). В Житии св. Бруно Картузианца отмечалось, что именно К. С. обязал всех клириков совершать службу Деве Марии (beatissimae Matris Dei preces horarias - Acta S. Brunonis. 33//PL. 152. Col. 542). Винцентий из Бове , ссылаясь, вероятно, на «Хронику» Жоффруа де Вижуа (кон. XII в.), также сообщает о постановлении К. С. совершать эту службу по субботам ( Vincentius Bellovacensis. Speculum historiale. XXV 91// Idem. Speculum quadruplex: Naturale, doctrinale, morale, historiale. Duaci, 1624. Vol. 4. P. 1034). Однако, судя по рукописям, вплоть до XIII в. единообразия в составе службы и практике ее совершения не было. Впосл. Малая служба часов Пресв. Деве Марии, выстроенная по модели 7 канонических часов, составила основу позднесредневек. Книг часов (подробнее об истории службы см.: Leclercq J. Fragmenta Mariana//EphLit. 1958. Vol. 72. P. 292-305; Idem. Formes anciennes de l " office marial//Ibid. 1960. Vol. 74. P. 89-102; Canal J. M. El Oficio parvo de la Virgen de 1000 a 1250//Ephemerides Mariologicae. Madrid, 1965. Vol. 15. P. 464-475). К. С., возможно, подтвердил установление особой, 10-й, префации для мессы на праздники в честь Пресв. Девы Марии, принятой Собором в Пьяченце ( Mansi. T. 20. Col. 807). Крестовый поход

http://pravenc.ru/text/1841317.html

Флери был современником таких теологов, как Боссюэт, Фенелон, Массильон. Флери родился в 1640 году в Париже, был сыном одного адвоката родом из Руана, образование получил в клермонской коллегии у иезуитов, которым он за это оставался благодарным в течение всей своей жизни. По воле отца он посвятил себя изучению юриспруденции, будучи 18 лет он уже становится адвокатом и в продолжение девятилетней практики приобретает себе имя в Париже. Но так как род занятий не удовлетворял его глубокому чувству и религиозности, то Флери вступает потом в духовное звание и в 1672 г. становится придворным наставником принцев Конти, которых Людовик XIV избрал в сотоварищи дофину. Усердие нового учителя настолько было угодно королю, что он вскоре затем поручает ему воспитание своего сына. Но так как этот последний вскоре умирает, в 1684 г., то Людовик дает в награду Флери за его труды аббатство Локдье ордена цистерианцев, в Родезском диоцезе. Спустя пять лет король снова вызывает Флери ко двору и назначает его вторым наставником (sousprecepteur) 653 своих внуков. В 1696 году французская академия наук избрала его своим членом, а затем ему предлагалось епископское достоинство в Монпелье, но ученый муж отклонил от себя подобное назначение. Спустя десять лет, когда закончилось воспитание вышеупомянутых принцев, король предоставил ему бенедектинский приорат близ Парижа. В 1716 году Флери снова должен был возвратиться ко двору; по смерти· Людовика XIV регент сделал его духовником 654 юнаго принца Людовика XV. Однако же скоро Флери за старостью лет должен был отказаться от этой должности. Это произошло в 1722 г. А в следующем году Флери скончался, достигнув восьмидесятидвухлетнего возраста, скончался, пользуясь общим высоким уважением за свои познания, благочестие, нравственную чистоту и скромность. О нравственных его достоинствах один современник его выражается так: «едва-ли когда был человек более ученый и более простой, более смиренный и более возвышенный. Каждое слово его было любезностью и каждое действие добродетелью».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Когда же Теодорих понял, что тот разгадал его намерение, он, придумывая уловку, начал говорить то об одном, то о другом. Наконец, не зная, как сгладить свое коварство, он подарил ему в знак благодарности большое серебряное блюдо, и Хлотарь, поблагодарив его за подарок, простился с ним и вернулся к себе. А Теодорих жаловался своим на то, что он зря лишился блюда и, обратившись к своему сыну Теодоберту, сказал ему: «Ступай к своему дяде и попроси его отдать тебе по своей воле подарок, сделанный мною». Теодоберт ушел и получил то, что он просил. Именно вот на такие хитрости Теодорих был очень ловок. 8. А Теодорих, возвратившись на родину, велел пригласить к себе Герменефреда, уверив его в безопасности, и достойно наградил его подарками. Но однажды днем, когда они беседовали на крепостной стене города Цюльпиха, кто-то столкнул Герменефреда с высокой стены, он упал на землю и разбился насмерть. Кто его оттуда сбросил, мы не знаем; однако многие утверждают, что, очевидно, здесь не обошлось без коварства Теодориха 391 . 9. Но когда Теодорих еще находился в Тюрингии, в Клермоне разнесся слух о том, что он убит. Вот почему Аркадий, один из сенаторов Клермона, предложил Хильдеберту занять Клермонскую область. И Хильдеберт немедля отправился в Клермон. Но в тот день был такой густой туман, что ничего нельзя было различить дальше двух третей югера 392 . Король же до этого не раз говорил: «О как хотел бы я увидеть когда-нибудь своими глазами Лимань 393 , которая, как говорят, так красива и привлекательна». Но увидеть это ему не суждено было Богом. И так как городские ворота были на запоре и не было ни одного входа, через который можно было бы войти, Аркадий, сорвав замок с одних ворот, впустил Хильдеберта в город. Тем временем пришло известие о том, что Теодорих жив и что он вернулся из Тюрингии. 10. Когда Хильдеберт полностью удостоверился в этом, он, покинув Клермон, направился в Испанию 394 ради сестры Хлотхильды, которая, исповедуя католическую веру, терпела от Амалариха, своего мужа, многочисленные оскорбления 395 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Начиная со 2-го крестового похода (1147-1149), военные экспедиции стали более организованными. Их руководители заранее запасались продовольствием, договаривались о перевозках и поставках провианта, воды и фуража. Анархия первых К. п. заставила участников последующих экспедиций выбирать главнокомандующего армией крестоносцев (нередко это была формальность), заключать контракты и определять круг обязанностей каждого. Несмотря на эти меры, в разнородном (в т. ч. и в этническом отношении) войске крестоносцев никогда не было четкого плана походов, жесткой дисциплины, а также полной скоординированности действий между армиями. С. В. Близнюк 1-й крестовый поход (1096-1099) Поводом к нему послужило обращение визант. имп. Алексея I Комнина (1081-1118) к папе Римскому Урбану II (1088-1099) с просьбой о помощи в борьбе против сельджуков. Обращение было передано папе византийской делегацией во время Собора в Пьяченце (1-7 марта 1095). После смерти султана Малик-шаха I (1072-1092) в государстве сельджуков начался династический кризис, что давало основания рассчитывать на отвоевание М. Азии. Папа Урбан II надеялся, оказав военную помощь Византийской империи, способствовать восстановлению единства Церкви, утраченного в результате схизмы 1054 г. Кроме того, папа рассматривал византийского имп. Алексея Комнина как важного союзника в противостоянии германскому имп. Генриху IV. Султан Алп-Арслан попирает визант. имп. Романа IV Диогена. Миниатюра из сочинения Дж. Боккаччо «О несчастьях знаменитых людей». 2-я четв. XV в. (Paris. fr. 232. Fol. 323) Султан Алп-Арслан попирает визант. имп. Романа IV Диогена. Миниатюра из сочинения Дж. Боккаччо «О несчастьях знаменитых людей». 2-я четв. XV в. (Paris. fr. 232. Fol. 323) Организация масштабной военной экспедиции на Восток требовала серьезной подготовки; она началась во время большого путешествия Урбана II по юго-зап. части Франции (июнь 1095 - авг. 1096). 27 нояб. 1095 г., накануне закрытия Клермонского Собора, папа официально объявил о начале крестового похода.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Идея, впервые возвещенная Сильвестром и нашедшая себе отголосок в Григории, осуществилась лишь в последние годы одиннадцатого века, когда христианские народы запада, с крестом на груди и с криками: «так хочет Бог», многочисленными полчищами устремились на восток на защиту святого гроба. Не император и не князья двинули эти полчища, а проповедь служителей церкви и властное слово папы Урбана II-ro, который в речи своей на Клермонском соборе говорил: «храбрейшие воины, отрасль непобедимых предков, не будьте выродками и вспомните о доблестях отцов ваших. Если вас удерживает нежная привязанность к детям, родителям и женам, то припомните, что говорит Господь в Евангелии: «иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин» ( Мф. 10:37 ). «И всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене моего ради, сторицею примет, и живот вечный наследит» ( Мф. 19:29 )… Предпримите путь ко гробу святому, исторгните ту землю у нечестивого народа и подчините ее себе. Иерусалим, umbilicus terrarium, царственный город, содержится теперь в неволе у своих врагов, рабствует у народа, не ведущего божественной веры; он просит и жаждет освобождения, не престает умолять вас о помощи». « Препояши меч твой по бедре твоей, сильне! ( Псал. 44:3 ). Лучше умереть в битве, чем видеть бедствия рода нашего и святых. Идите, и Господь будет с вами. Обратите оружие на врагов веры и имени христианского!» 99 и т.д. Этот горячий призыв Урбана и был, как известно, сигналом к крестоносному движению. Если так, если приведенные нами факты и свидетельства имеют некоторую убедительность, то можно ли после этого утверждать, что не от церкви исходила мысль и не ей принадлежала инициатива крестоносного движения? По изображению Прутца, крестовые походы, самая идея которых принадлежала не церкви, совсем не были сначала движением по преимуществу религиозным; таким сделались они только впоследствии. Религиозная ненависть была не причиною, а следствием крестовых походов; она выработалась под влиянием самого столкновения, как естественный результат постепенно возраставшего ожесточения боровшихся сторон. Нам же думается совершенно напротив, т.е. что крестовые походы с самого начала своего были движением по преимуществу религиозным, и именно религиозное возбуждение, принявшее враждебное исламу направление, было их главною причиною; но с течением времени эта вражда, под влиянием продолжительного и все более близкого соприкосновения с мусульманским востоком, мало-помалу сглаживалась и утрачивала свою первоначальную силу. Внимательное исследование событий крестоносной эпохи с достаточною ясностью убеждает нас в том, что наше представление о крестовых походах, как явлении по преимуществу религиозном, вполне соответствует действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Никогда и дела внешнего богопочтения не приобретали в Европе такого уважения и распространенности, как именно в эту эпоху. Поклонение видимой и осязаемой святыне масса народа поставляла для себя первым и самым священным долгом. Всякого рода священные предметы, в особенности же мощи и останки святых, пользовались чрезмерным почитанием. Из-за обладания мощами люди одиннадцатого века не считали грехом вести ожесточенную войну, мало того, – ради мощей они даже не прочь были иногда совершить и убийство. Когда Ромуальд, например, пользовавшийся громадным уважением в народе за свою святую подвижническую жизнь, уходил из одного города, жители этого города серьезно подумали о том, чтобы убить его, желая таким образом доставить своей родине редкое счастье обладания мощами такого святого человека. Наклонность к благочестивым странствованиям приняла никогда дотоле небывалые размеры. Шли на поклонение особенно уважаемым святыням люди всех национальностей и всех классов общества; шли в надежде вымолить у Бога какую-либо милость, шли в раскаянии, чтобы загладить подвигом соделанные преступления; шли целыми толпами, иногда в несколько сот и даже тысяч человек. Возвращавшиеся пилигримы своими часто фантастическими рассказами и новыми приносимыми святынями еще более усиливали религиозное возбуждение своих соотечественников. А тут еще, с окончанием тысячелетия христианской эры, распространилось повсюду убеждение в приближающейся кончине мира. Не одна только темная народная масса искренне верила в угрожающее пришествие антихриста. И высокопоставленный барон писал в официальной грамоте: «appropinquante mundi termino» 100 . И образованный писатель заявлял, что усиленное стремление пилигримов в Иерусалим «есть верный знак, предвещающий появление презренного антихриста» 101 . Даже сам римский первосвященник, если верить Гиберту Ножанскому, в речи своей на Клермонском соборе дал ясное свидетельство о том, что и он разделял господствовавшее в массах убеждение относительно приближающегося пришествия антихриста 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

XIII в. ( Stratford N. La frise monumentale romane de Souvigny. Souvigny, 2002. P. 100; Gautier. Les aménagements. 2004. P. 79-80; Idem. Les sépultures. 2004. P. 138). По мнению Шевалье, гробницу фланкировали алтари во имя М. и Одилона, установленные перед алтарной преградой. Возможно, однако, что первоначально существовал только алтарь М., стоявший перед гробницей ( Gautier. Les aménagements. 2004. P. 78; Idem. Les sépultures. 2004. P. 138). Клюнийский аббат Ив де Вержи (1257-1275) велел изготовить раку для мощей М. Перенесение мощей святого состоялось между 1267 г., когда папа Римский Климент IV разрешил вскрыть гробницу, и 1285 г., когда папа Гонорий IV даровал индульгенцию паломникам, посещавшим Сувиньи в день перенесения мощей М. (подобные грамоты издавались также в 1306 и 1344). Рака с мощами М. была установлена на столбе (вероятно, на каменном цоколе) за посвященным ему алтарем. В 1345 г. мощи Одилона также были вскрыты и помещены в новую серебряную раку. Под руководством приора Жоффруа Шолле (1424-1454) была перестроена главная монастырская ц. св. Петра. Черепа М. и Одилона поместили в серебряные бюсты-реликварии; в юж. рукаве зап. трансепта для них возвели монументальное готическое хранилище (высота 5 м), украшенное резьбой по камню и живописными панелями (на дверцах помещены изображения хранившихся внутри бюстов-реликвариев). Впосл. с разрешения генерального капитула Клюнийской конгрегации частицы мощей и др. реликвии передавались в различные храмы и мон-ри. Так, в 1707 г. частицу мощей святого передали Козимо III Медичи, великому герцогу Тосканы ( C ô te L. Moines, sires et ducs à Souvigny: Le Saint-Denis Bourbonnais. P., 1966. P. 270-271). Однако в 1712 г. епископу и соборным каноникам Ле-Пюи-ан-Веле передали по их просьбе лишь частицу его монашеского одеяния ( Ogerdias. 1877. P. 264-269, 375-380). В 1743 г. Майнверк Кауп, аббат мон-ря Абдингхоф в Падерборне, получил из Сувиньи фрагмент облачения М. и частицу мощей Одилона; такие же реликвии были переданы епископу Клермонскому ( Neiske.

http://pravenc.ru/text/2561244.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОТФРИД БУЛЬОНСКИЙ [Буйонский, Булонский; франц. Godefroi de Bouillon; нем. Gottfried von Buillon] (ок. 1060/61, Булонь, ныне Булонь-сюр-Мер, Франция —18.07.1100, Иерусалим), герц. Н. Лотарингии, один из предводителей 1-го крестового похода и основателей Иерусалимского королевства крестоносцев. 2-й сын Евстахия II, гр. Булонского, и Иды Арденнской, дочери Готфрида III, герц. Н. Лотарингии. Был назначен своим дядей по матери Готфридом IV Горбатым наследником герц-ства Н. Лотарингия, но герм. имп. Генрих IV передал Г. Б. во владение только Антверпенскую марку (1076), отобрав у него Н. Лотарингию под предлогом того, что его дядя не имел прямых муж. наследников. Тем не менее Г. Б. сражался на стороне Генриха IV в битве на р. Эльстер (1080) и участвовал в осаде Рима (1082), в награду за что Н. Лотарингия была передана ему в лен. Г. Б. испытал влияние идей клюнийской реформы и слыл набожным и благочестивым человеком. Согласно преданию, на Клермонском Соборе Г. Б. был назначен папой Римским Урбаном II главным военным вождем крестового похода, в к-рый он отправился в сопровождении своих братьев Евстахия (впосл. гр. Булонский Евстахий III) и Балдуина (впосл. кор. Иерусалимского королевства Балдуин I ) . Для покрытия расходов, связанных с походом, Г. Б. вынужден был отдать принадлежавший ему замок Буйон под залог епископу Льежа. В авг. 1096 г. Г. Б. встал во главе 40-тысячной армии крестоносцев и в нояб. через Германию, Венгрию и Балканы привел ее к К-полю. Там он вступил в конфликт с визант. имп. Алексеем I Комнином , не пожелав принести ему вассальную присягу. После длительных переговоров и ряда вооруженных стычек с византийцами в янв. 1097 г. Г. Б. принес присягу императору. Как и др. вожди крестоносцев, он признал юрисдикцию императора над всеми землями, к-рые ему удастся отвоевать на Востоке, а император в свою очередь обязался поддержать крестоносцев своими силами и снабжать их войско в походе. Г. Б. участвовал в осаде и взятии Никеи (май — 16 июня 1097), в успешной для крестоносцев битве при Дорилее (1 июля 1097), в захвате Антиохии (20 окт. 1097 — 3 июня 1098). До 1099 г. Г. Б. не играл ведущей роли среди др. вождей похода, таких как Боэмунд Тарентский , гр. Раймунд IV Тулузский и Танкред. Авторитет Г. Б. среди крестоносцев рос по мере их приближения к Иерусалиму, поскольку религ. идея крестового похода, во многом определявшая его успех в глазах рядовых участников, доминировала у Г. Б. над политическими целями, к достижению к-рых стремились мн. др. вожди крестоносцев.

http://pravenc.ru/text/543683.html

В то время и герцог Ницетий 1357 , участвовавший в этом походе с клермонцами, осаждал эти города вместе с другими. Мало преуспев в этом, он дошел до какой-то крепости. И после того как он обещал жителям безопасность, осажденные добровольно открыли ворота и впустили его людей, будучи уверены, что они пришли с благими намерениями. Но, войдя туда, они нарушили клятву, разграбили все запасы, а жителей взяли в плен. Затем они решили вернуться домой, и каждый вернулся восвояси. По пути они совершили столько злодеяний, убийств, грабежей и воровства в собственной области, что об этом слишком долго рассказывать. Но поскольку они сами, как мы уже говорили, сожгли посевы в Провансе, то, погибая от голода, недоедания, они оставались лежать на дороге бездыханными, некоторые же утонули в реках, а многие были убиты во время ссор. Говорили, что в этих стычках было убито более пяти тысяч человек. Но их гибель не образумила оставшихся в живых. В то же время из церквей Клермонской области, расположенных близ больших дорог, была похищена церковная утварь, и эти злодеяния кончились лишь тогда, когда они, один за другим, вернулись восвояси. По их возвращении сердцем Гунтрамна овладела горькая досада. Но предводители упомянутого войска поспешили укрыться в базилике святого мученика Симфориана. И вот когда король пришел на праздник этого святого 1358 , он их принял, но с условием, что они в будущем должны дать ему отчет о содеянном. Спустя же четыре дня, когда собрались епископы и вельможи-миряне, король учинил допрос предводителям войска, говоря: «Как мы теперь можем одержать победу, если мы не соблюдаем того, чему следовали наши отцы? Ведь они одерживали победы, строя церкви, возлагая всю надежду на Бога 1359 , почитая мучеников, уважая священников, и, вооруженные щитом и мечом, часто покоряли с Божьей помощью враждебные им народы. Мы же не только не страшимся Бога, но даже разоряем святыни Его, убиваем служителей Господних и даже самые мощи святых с глумлением разбрасываем и истребляем. Ведь нельзя одержать победу, когда творятся такие дела. Вот почему наши руки слабы 1360 , меч притупился и щит не сохраняет нас, как бывало раньше, и не защищает. Посему если в этом есть и моя вина, пусть падет она по воле Бога на мою голову. Но если вы пренебрегаете королевской волей и отказываетесь выполнять то, что я приказываю, то тут уж пусть падет топор на вашу голову. Ибо если будет казнен один из воевод, это послужит уроком всему войску 1361 . Однако мы уже должны решить, что следует нам делать. Если кто намерен поступать по справедливости, пусть уж придерживается ее; а если кто думает пренебрегать ею, то пусть на его голову падет законная кара. Ибо пусть лучше погибнут немногие непокорные, чем гнев Божий будет угрожать всей, ни в чем не повинной, стране».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010