Мы же, православные, пребывая верными апостольскому преданию и церковной практике седьми Вселенских Соборов, “неуклонно подвизаемся за общее достояние, за отеческое сокровище здравой веры” ( Василия Великого , Поел. 243, к италийским и гальским епископам). 9 . Единая святая соборная и апостольская Церковь седьми Вселенских Соборов, по примеру Спасителя нашего, более тысячи лет на Востоке и Западе совершала божественную Евхаристию на квасном хлебе, как признают это и уважающие истину западные богословы. Но папская церковь с XI века ввела у себя новшество – употребление в таинстве божественной Евхаристии “опресноков.” 10 . Единая святая соборная и апостольская Церковь седьми Вселенских Соборов приняла, что честные Дары освящаются после молитвы призывания Святого Духа чрез благословение иерейское, как свидетельствуют и древне–римские и гальския чинопоследования. Но впоследствии папская церковь ввела новшество и здесь, самочинно усвоив мнение об освящении честных Даров при возглашении слов Господа: Приимите, ядите: cie есть тело Мое, и пийте от нея вси: сия есть кровь Моя ( Матф. 26:26–28 ). 11 . Единая святая соборная и апостольская Церковь седьми Вселенских Соборов, следуя заповеди Господа: пийте от нея вси, преподавала причастие всем из святой чаши. Но папская церковь с IX века и впоследствии ввела новшество и здесь, лишив мирян святой чаши, вопреки установлению Господа, всеобщей практике древней Церкви и ясным запрещениям многих древних православных епископов Рима. 12 . Единая святая соборная и апостольская Церковь седьми Вселенских Соборов, следуя богодухновенному учению священного Писания и идущему издревле апостольскому преданно, призывает милость Божию и молится об отпущении согрешений и упокоении усопших о Господе (Мат. 26:31; Евр. 11:39 ; 2Тим. 4:8; 2 Маккав. 12:48). Папская же церковь , начиная с XII века и позднее измыслила, и сосредоточила в лице папы как бы единственного и исключительными правами облеченного законодателя, множество новых учений. 13 . Единая святая соборная и апостольская Церковь седьми Вселенских Соборов учить об одном только чистом и непорочном, от Святого Духа и Марии Девы, сверхъестественном зачатии Единородного Сына и Слова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Это время учило и училось по скудным отрывкам, которые доходили до Руси в переводах с давно уже угасшей Византии, по церковным чинам и преданиям, постепенно воспринятым нами от более счастливых времен и народов. Наряду с этими способами передача нашему старому русскому обществу библейских идей и понятий, лицевые библейские списки XVI–XVII вв. занимают почетное место. 1 Проф. М. И. Соколов , Славянская книга Еноха Праведного. Посмертный труд автора приготовил к изданию М. Сперанский. Издание Императорского Общества История и Древностей Российских при Императорском московском университете, М. 1910. 3 Опыт изучения текста книги Бытия пророка Моисея в древнеславянском переводе. Часть I. Паримейный текст. Варшава 1912. 4 Описание документов и дел Св. Синода, т. III, стр. 23; пр. XIII, стр. XLVII, II, ч. 1, 268, ч. 2, Η 1188. 5 Описание славянских рукописей Московской Синодальной Библиотеки, I, VII–VIIIcmp. А. И. Соболевский затрудняется объяснить, зачем непосредственный переводчик дополнительных книг в Геннадиевском своде – доминиканец Вениамин попал в Россию (Переводная литература московской Руси XIV–XVII вв., 1903, 258 стр..) 8 Свои новые доктрины о 1) Filioque, 2) об исхождении Св. Духа. З) о чистилище – латиняне доказывали на этом собор ссылками на следующие места божественного писания: 1) Премудрости Иисуса сына Сирахова XXIV, 31: Qui elucidant me vitam aeternam habebunl (место это неподлинное: кром латинского текста, в других текстах не читается), – Mansi, t. b . col. 1477; 2) Прем. Солом. VII, 25–Mansi, t. XXXI b col. 1653; 3) 2 Маккав. XII, 46-Mansi, ibid., col. 1662. Подобные доказательства широко были распространены потом, в XVII в., в нашей южно-русской униатской литературе. Окончательно доказательная сила за этими спорными до того времени в католической церкви книгами признана была на тридентском соборе, в 1546 г. 10 Слово кратко против тех, иже в вещи священные... вступаются и отъимати... дерзают. Изд. А. Д. Григорьевым, Чт. О. И. и Др. Р. 1902. Библиографические материалы, XXI.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

2:8). Правда, ап. Павел говорит, что «тайна беззакония деется», но это значит лишь то, что антихристианский дух в лице лжепророков, еретиков и гонителей христианства давно уже – со времен самих апостолов – действует в мире, но вполне обнаружится только при кончине мира, в лице антихриста. Что касается, наконец, вычислений адвентистов, то они совершенно не основательны. Так, 2300 дней, упоминаемые в 14 ст. 8-й гл. книги прор. Даниила, они толкуют в смысле 2300 лет, в течение которых Христос будто бы совершит очищееме святилища от грехов верующих; между тем на основании 1 Маккав. 1:7–15, 20–23 и слов самого пророка в 8 –9 и 21 стихах той же 8 гл. необходимо заключить, что пророчество это относится к осквернению храма Иерусалимского при Сирийском царе Антиохе Епифане. 708 Под 2300 днями, по библейскому словоупотреблению ( Быт. 1:5,8,13 ; ср 7:4,12; Исх. 2:14,18 ; 3Цар. 19:8 ; Ин. 2:1 ; Мф. 12:40), разумеются не годы, а именно дни, во время которых святилище, т. е. храм иерусалимский, подвергалось поруганию (11 ст.), а затем было очищено и в нем восстановлено истинное богослужение ( 1Мак. 4:52 –53 ). 709 Равным образом связь 2300 дней с пророчеством о седьминах Данииловых устанавливается адвентистами произвольно, без всякого основания. Счет седьмин начинается не со времени поругания святилища, как это было в отношении 2300 дней, а, наоборот, со времени выхода указа о достроении стен Иерусалима ( Дан. 9:25 ), что произошло не долго спустя после устроения второго храма. 710 Наконец, нельзя признать правильным и определение продолжительности «великого отступления», обозначаемой у прор. Давида словами «во время, времена и полвремени» (7:25; 12:7), в 1260 л., как делают адвентисты на основании слов Откровения о жене, скрывавшейся в пустыне 1260 дней (12:6; ср. 14 ст.), так как, по объяснению знатока Св. Писания и еврейского языка, бл. Иеронима, в словах прор. Даниила «время означает год; времена, поставленные в двойственном числе, как показывает свойство еврейского языка, предизображают два года, а полувремя – шесть месяцев, в течение коих святые будут преданы власти антихриста» (Твор.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

17. Слова Папия свидетельствуют о том, что в первой половине II в. явилось среди лучших и сравнительно образованных христиан стремление – отдать себе ясный отчет в том, чему учил и чт творил Господь И. Христос (τ π το κυρου λεχθεντα πραχθντα). Всё, сохранившееся от И. Христа, было известно под именем «предания“, παραδοσις; т.е. полученного наследия. Предание разделялось на писанное и неписанное (παρδοσις γραφος). Учение Христа было записано уже – и это хорошо известно Папию – Матфеем и Марком, а также Св. Иоанном Богословом (ср. его известие о жене, ятой в прелюбодеянии, какое могло быть заимствовано только из 4-го еван.), и несомненно существовали многие другие свящ. и не свящ. книги. Книг, которые претендовали на верное изложение Христова и христианского учения в первой половине II в., очевидно, было весьма много. Испытывая на первых порах потребность в назидательной литературе и не приведя еще – нужно думать – в полную известность собственно христианских апостол. писаний или, как сказано выше, не вполне еще ценя новые книги в сравнении с древними, христиане, больше, разумеется, иудео-христиане – пользовались апокрифами, появившимися на палестинской или греческой почве – напр., книгою Юдифь (I Клим. LV), Товит (2 Клим. XVI, 4 и посл. Поликарп. X, 2); читали 1 Маккав. книгу (Тертул. против иудеев 4 гл.), псалмы Соломона и кн. Иисуса сына Сираха; иудейские наставления прозелитам дают себя знать в Дидахе, в его разсуждениях о двух путях (I-VI). Псевдо-епиграфич. книга Еноха цитируется в послании Иуды (ст. 14) и Варнавы (с. IV и XVI); в последнем послании (с. XII) приводится текст из 4-й Ездры, у Ерма есть ссылка на пророчество Елдада и Модата (Виден. II, 3); мученичество Исаии упоминается у Иустина в разговоре с Трифоном (гл. 120). Иногда книги иудейские перерабатывались в христианские, что случилось с известным апокрифом «Завет 12-ти патриархов“, где, по примеру кн. Быт. гл. 49, сыновьям Иакова влагаются в уста пророчества относительно явления Христа и Его смерти и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

4–6. Новое обращение к Израилю, который приглашается свою хвалу Богу Спасителю петь на весь мир, своей радостью о Боге Спасителе поделиться со всеми народами. «Имя Его» в одном полустишии соответствует «делам Его» (=слав. греч. славна другого полустишия. Невидимый Бог, Духовное Существо делается известным в человечестве, составляет себе имя делами своими великими (ст. 5), делается славным на земли. Вознесес им Его превышают способности не только земных существ, но и воображаемых людьми богов (ср. Ис.41:22 и сл.; 43:11 и сл.; 44:7 и сл.), и потому распространят по всей земле, между всеми народами, славу Господа (ср. ст. 9). Для Израиля всемирная слава Господа предмет особенной радости, потому что Господь есть Бог его (=Святой Израилев, ср. Иер.10:16 ), и Израиль – наследственный удел Его ( Втор.32:9 ). 1 См. I. Fürst, Der Kanon des Alten Testaments nach den Überlieferungen in Talmud und Midrasch, Leipzig 1868. Стр. 14. 15. 3 Точная хронология событий библейской истории не может быть установлена на основании одной только Библии. Опорным пунктом при построении хронологической системы В. З. служит, прежде всего, эра селевкидов, по которой ведётся счисление времени в 1 и 2 Маккав. книгах и которой начало относится к осени 312 г. до Р. Хр. (см. Ideler, Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie Berlin 1825, t. I. стр. 448 и сл.), когда Селевк, победив Никанора, покорил Сузиану и Мидию (там же 445). Эру селевкидов от времени смерти Александра В. отделяют менее чем 12 лет (там же I. 449). Счисление времени до смерти Александра В. ведётся, прежде всего, по так называемому «астрономическому или математическому канону Птоломея», в котором показана продолжительность правлений «ассирийских и мидийских», персидских, греческих и римских правителей (см. там же стр. 109 и сл.). Первые строки канона Птоломеева могут быть сравниваемы с каноном ассирийских правителей, открытым недавно в ассир. подлиннике (см. Smith, The assyrian eponym canon, стр. 27 и сл. 101 и сл. Schrader, Die Keilinschriften und Geschichtsforschung Giessen 1878 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

7–8 ст. Четвертый зверь был самым ужасным из всех зверей. По объяснению небесного собеседника, своею лютостью он знаменует чрезвычайную жестокость четвертого царства, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее. Какое под этим всепожирающим разумеется в истории человечества царство, мнения толковников расходятся. Как в сновидении Навуходоносора, которому четвертое царство было открыто под образом глиняных и железных частей истукана, одни толкователи видят здесь изображение Сиро-Египетского царства, другие же предпочитают относить видение образа четвертого царства к Римской империи. Десять рогов зверя, по объяснению первых, означают десять царей Сирийского и Египетского царств, т.е. Селевкидов, управлявших Сирийским царством и Птолемеев, утвердивших свое господство над Египтом 162 . Но в это число десяти входят не все цари, бывшее в том и другом царстве, а только десять из них, имевших в каком-либо отношении более или менее важное значение в исторических, судьбах еврейского народа. Под хульным рогом, появившимся на месте исторгнутых им прежних рогов на голове зверя, разумеется жестокий Сирийский царь Антиох Епифан. Этот царь действительно проявил страшную злобу к евреям. Вторгнувшись в Палестину со своими войсками, он подвергнул жителей ее ужасным преследованиям, продавал их в рабство, предавал их разным мучительным пыткам. Чрез такие жестокие действия злочестивый мучитель хотел уничтожить черты еврейской национальности и религии. С этой целью он святотатственно ограбил храм в Иерусалиме, отменил служение Иегове и заменил его идолопоклонством. Наконец, в своем яром неистовстве и глумлении над избранным народом Божиим нечестивый языческий царь дошел до обоготворения самого себя. Поставив в Иерусалимском храме изображение Юпитера Олимпийского, как бога с которым он объединял самого себя, Антиох Епифан потребовал, чтобы все евреи воздавали поставленному идолу божеские почести. Тех из иудеев, которые оставались стойкими в своей истинной вере и преданными отечественным, законам, он подвергал всякого рода мучениям (1 Маккав. I, 20–24, 41; 2 Маккав. V, 11–21: VI, 7). Богохульная деятельность Антиоха Епифана и его жестокости были прекращены лютою смертью, от которой по правосудию Божию часто умирают великие грешники (1 Маккав. VI, 1 –16; 2 Маккав. XI). Вместе с царем Антиохом и царство его, Сирия, соответственно с убийством и с сожжением четвертого зверя в видении, было обречено судом Божиим на конечную гибель, так что и следа не осталось от его существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Чтобы убедить в этом, для этого следует только сопоставить сказания истории о последних предприятиях Антиоха и смерти его с откровением, раскрывающим последние предприятия боговраждебного князя и конец его. В 1 книге Маккав. (3:27–37, 6:1–16) повествуется, что когда Антиох получил известие о восстании маккавеев и победах их над сирийцами и когда увидел, что для продолжения войны с иудеями ему недостаёт денег, то поручив половину своего войска военачальнику своему Лисию для борьбы с маккавеями, с другой половиной отправился из Антиохии через Евфрат в Персию для собрания там денег, потребных для войны. Собирая вообще в верхних за-евфратских областях своего царства подати, он услыхал о богатых сокровищах одного города в Персии, именем Елимаиды, и храма в нём и задумал овладеть городом и сокровища ограбить. Но жители города, узнав наперёд о намерении Антиоха, отразили его нападение на город и принудили его ни с чем возвратиться в Вавилон. Возвращаясь туда, он ещё в Персии получил известие о поражении Лисия в борьбе с маккавеями, об искоренении установленного им (царём) идолослужения в храме иерусалимском и восстановлении там истинного богопочтения. И своя неудача, и эта горькая весть сильно поразили царя; он впал в тяжкую болезнь, соединённую с бессонницей и тоской. От этой болезни он скоро и умер, на 12-м г. своего царствования. Историческая достоверность этого повествования книг Маккав. подтверждается Полибием, который упоминает об Антиохе, что он в денежных стеснительных обстоятельствах хотел опустошить святилище Артемиды в Елимаиде, что вследствие неудачи в исполнении этого плана впал в болезнь и окончил свою жизнь в Персии в Табэ («Tava», см. Keil, Comm. 389). Поэтому является недостоверным приводимое у Иеронима 89 известие Порфирия о походе царя северного Антиоха в Египет в 11 г. его царствования (когда он по вышеприведённым известиям был в походе в Персию), и о всецелом завоевании Египта и всего юга (до чего не допустили бы его, если бы даже поход и состоялся, Римляне, ещё прежде воспрепятствовавшие ему завоевать Египет).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Время происхождения книги, несмотря на точное обозначение автором своего имени, служит предметом спора. Сам автор не обозначает времени своей жизни. По упоминаемым им в 50 главе лицам, несомненно, что он был современником иудейского первосвященника Симона, сына Осии. Но из иудейской истории известны два первосвященника с именем Симон: один Симон праведный жил при Птоломее Лаге, около 290 г. до P. X., другой при Птоломее Евергете 2, в 150 135 гг. Прояснение первой хронологической даты мог и желал дать внук автора и переводчик его книги, указавший в прологе к книге свою дату: правление Птоломея Евергета, при коем он прибыл в Александрию. Но и это мало помогло, так как в египетской истории известны два Евергета: первый правивший Египтом около 247 г. до P. X., преемник Птоломея Филадельфа, и второй или Фискон около 146 117 гг. до Р X. Обыкновенно исследователи колеблются между указываемыми автором и переводчиком хронологическими датами, склоняясь то к более ранней, то к более поздней дате. Хотя большинство современных ученых склоняется к более поздней, 323 но мы не можем игнорировать вполне справедливых и ценных соображений Кейля 324 : характеристика первосвященника Симона, даваемая премудрым Сирахом (50:5–12), не соответствует сведениям о Симоне 2-м, заключающимся в 1 Маккав. книге (14:35–48). Так, в Маккав. книге Симон 2-й называется этнархом, стратигом, и т. п. терминами, означающими его политическую деятельность и государственные заслуги и полномочия, а у Сираха совсем умалчивается о подобных заслугах и полномочиях первосв. Симона, а если бы последние у него были, то автор не преминул бы и говорить о них, и прославить его. 325 К сему можно указать и другие соображения. Сирах описывает подробно «великолепное» первосвященническое одеяние Симона (50:5–12) и умалчивает об особой достопримечательности в одежде Симона 2-го: порфире и золотых пряжке и украшениях ( 1Мак.14:43–44 ), как «единственных» для всего тогдашнего священнического сословия знаках его политической власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Сам автор не обозначает времени своей жизни. По упоминаемым им в 50 главе лицам, несомненно, что он был современником иудейского первосвященника Симона, сына Онии. Но из иудейской истории известны два первосвященника с именем Симона: один Симон праведный жил при Птолемее Лаге, около 290 г. до Р.Х., другой при Птоломее Евергете II, в 150–135 гг. Прояснение первой хронологической даты мог и желал дать внук автора и переводчик его книги, указавший в прологе к книге свою дату: правление Птолемея Евергета, при коем он прибыл в Александрию. Но и это мало помогло, так как в египетской истории известны два Евергета: первый правивший Египтом около 247 г. до Р.Х., преемник Птоломея Филадельфа, и второй, или Фискон, около 146–117 гг. до Р.Х. Обыкновенно исследователи колеблются между указываемыми автором и переводчиком хронологическими датами, склоняясь то к более ранней, то к более поздней дате. Хотя большинство современных ученых склоняется к более поздней, но мы не можем игнорировать вполне справедливых и ценных соображений Кейля: характеристика первосвященника Симона, даваемая премудрым Сирахом (50:5–12), не соответствует сведениям о Симоне 2-м, заключающимся в 1 Маккав. книге (14:35–48). Так, в Маккавейской книге Симон 2-й называется этнархом, стратигом, и т. п. терминами, означающими его политическую деятельность и государственные заслуги и полномочия, а у Сираха совсем умалчивается о подобных заслугах и полномочиях первосв. Симона, а если бы последние у него были, то автор не преминул бы и говорить о них, и прославить его. К сему можно указать и другие соображения. Сирах описывает подробно «великолепное» первосвященническое одеяние Симона (50:5–12) и умалчивает об особой достопримечательности в одежде Симона 2-го: порфире и золотых пряжке и украшениях ( 1Мак.14:43–44 ), как «единственных» для всего тогдашнего священнического сословия знаках его политической власти. Очевидно, в похвальном гимне ему у Сираха очень уместно было бы подобное упоминание. Однако ж его нет… Симон 2-й по 1 Маккав.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

173 Такими великими героями за веру, в страданиях своих приявшими нетленные венцы от Бога, явились св. братья Маккавеи, мать их св. Соломония и учитель их св. старец Елеазар (2 Маккав. VI-VII гл.). 174 По представлению откровения, смерть жестокого врага народа Божия последует вблизи Иерусалима (около горы, на которой стоял храм) ( Дah. XI, 45 ), тогда как, по свидетельству первой книги Маккавейской и историка Полибия, Антиох Епифан закончил свою жизнь в Персии, куда он предпринял поход с целью ограбить сокровища одного города. Неудача этого похода одновременно с вестью о поражении его полководца в Иудее, где снова было восстановлено истинное богопочитание и таким образом плоды нечестивой деятельности его были уничтожены, подвергли Антиоха Епифана в тяжкую болезнь, от которой он и умер (1 Маккав. III, 27–37; VI, 1 –16). Очевидно, что при изображении участи врага народа Божия имеется ввиду антихрист, гибель которого по суду Божию будет гибелью всего зла. Это следует признать тем более, что в Св. Писании совершение суда Божия над злом нередко сближается с местностями, находящимися вблизи Иерусалима (Иезек, XXXIX, 4; Uouл. III, 2, 12–13 ; Зax. XIV, 2–3 ). 175 Под записанными в книгу (жизни) разумеются благочестивые люди, которых Господь определил к вечной жизни. 176 В чем будет состоять осуждение грешников, Спаситель в другом месте пояснил это так: И ввергут их в пещь огненную: ту будет плачь и скрежет зубов (Мф. XIII, 41.) 178 Так например, по сохранившимся сказаниям, очень рано и с большим успехом христианство стало распространяться в Месопотамии, Малой Азии, Парфии, Сирии, Персии, Аравии и других странах. Просвещение сих стран учением Христовым обязано самим апостолам и мужам апостольским, как ближайшим их сотрудникам. Евангельская деятельность просветителей здесь была облегчена тем, что язычники чрез знакомство с истинными мессианскими чаяниями еврейского народа представляли собою благоприятную почву для христианства. Читать далее Источник: Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета./Л.И. Бриллиантов. – Могилев. Губ. Изд.: Тип. И.Б. Клаза и М.Л. Кагана. 1914. – 398 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010