Мы же, православные, пребывая верными апостольскому преданию и церковной практике седьми Вселенских Соборов, " неуклонно подвизаемся за общее достояние, за отеческое сокровище здравой веры " (Василия Великаго, Поел. 243, к италийским и гальским епископам). 9. Единая святая соборная и апостольская Церковь седьми Вселенских Соборов, по примеру Спасителя нашего, более тысячи лет на Востоке и Западе совершала божественную Евхаристию на квасном хлебе, как признают это и уважающие истину западные богословы. Но папская церковь с XI века ввела у себя новшество - употребление в таинстве божественной Евхаристии " опресноков " . 10. Единая святая соборная и апостольская Церковь седьми Вселенских Соборов приняла, что честные Дары освящаются после молитвы призывания Святаго Духа чрез благословение иерейское, как свидетельствуют и древне-римские и гальския чинопоследования. Но впоследствии папская церковь ввела новшество и здесь, самочинно усвоив мнение об освящении честных Даров при возглашении слов Господа: приимите, ядите: cie есть тело Мое, и пийте от нея вси: сия есть кровь Моя (Матф. 26, 26-28). 11. Единая святая соборная и апостольская Церковь седьми Вселенских Соборов, следуя заповеди Господа: пийте от нея вси, преподавала причастие всем из святой чаши. Но папская церковь с IX века и впоследствии ввела новшество и здесь, лишив мирян святой чаши, вопреки установлешю Господа, всеобщей практике древней Церкви и ясным запрещениям многих древних православных епископов Рима. 12. Единая святая соборная и апостольская Церковь седьми Вселенских Соборов, следуя богодухновенному учению священнаго Писания и идущему издревле апостольскому преданно, призывает милость Божию и молится об отпущении согрешений и упокоении усошпих о Господе (Матф, 26, 31; Евр. 11, 39; 2 Тим. 4, 8; 2 Маккав. 12, 48). Папская же церковь, начиная с XII века и позднее измыслила, и сосредоточила в лице папы как бы единственного и исключительными правами облеченного законодателя, множество новых ученж: о чистилище, о преизбыточествующих заслугах святых и раздаянии их грешникам и проч., допустив также учение о совершенном воздаянии праведным до общего воскресения и суда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1345...

В этом отношении великую ревность показал священник Ездра, управлявший делами ветхозаветной Церкви в 466–432 годах до Рождества Христова. Он был скорписец или искусный книжник, сведущий в законе Моисеевом ( 1Езд 7:6–12 ). Сведения о составе канона и списки священных книг Ездра священник, без сомнения, имел от своих предков еще будучи в плену и мог получить их там от пророков Даниила и Иезекииля ( Дан 9:2 1404 ); а в отечестве он получил помощь в этом от современного ему пророка Малахии. И ему-то обыкновенно приписывают восстановление канона или свитка священных ветхозаветных книг, принятого и окончательно утвержденного великой синагогой на последующее время, так как авторитет одного человека недостаточен для утверждения столь важного дела среди общества еще не установившегося, в котором каждый стремился пользоваться возможно большей свободой и независимостью. Поэтому раввины и талмудисты, имея в виду утверждение и объявление канона народу, приписывают это дело великой синагоге; а христианские писатели, имея в виду главного деятеля и составителя свитка, – Ездре (святой Ириней Adv. haeres. lib. III, сар. 21; святой Климент Алекс. Stromat., lib. 1; Тертуллиан De habitu muliebri, cap. 3; святой Василий Великий Epistol. ad Chilonem; Златоуст Homil. VIII in Epistol. ad Hebraeos и др.). Что касается до нередко повторяемого мнения, будто Ездра вновь составил священные книги по вдохновению, так как оне были якобы затеряны во время Вавилонского плена ( 3Езд 14:1–48 1405 ); – и что будто бы за это назван он Софер или писателем закона, то это мнение опровергается книгой Даниила (9:2, 1406 11–13; 1407 ср. Лев. 26:1–46 ; 1408 Втор 27:14 ; 1409 28:1–68 1410 ) и само в себе заключает несообразность историческую и догматическую. 1)  Истребление всех списков Писания при взятии Иерусалима и пленении Иудеев решительно невозможно , потому что нашествие Вавилонян было не внезапным: оно предвозвещено было пророками, а особенно возвещаемо было современником плена Иеремией, которому предание усвоило заблаговременное сокрытие ковчега завета и прочих священных предметов (2 Маккав. 2:1–8); нет никакой достаточной причины не допускать подобного сокрытия самого священного свитка, хранившегося при ковчеге, и по крайней мере некоторых списков, находившихся в употреблении при Богослужении в храме на руках у многочисленной иерархии. Сверх этого на первых порах при царе Иоакиме и даже при Седекии иудеи отводимы были в Вавилон в качестве переселенцев, а потому имели возможность брать с собою часть своей движимой собственности; следовательно, могло быть, что они брали с собою священные книги ( Иер 24:1–7 1411 ); притом переселенцы находились тогда в сношении с оставшимися в Иерусалиме ( Иер 29:1–7 1412 ), поэтому если бы и случилэсь, что переселяемый или забыл или не имел возможности взять с собою священные свитки, то не упустил бы он случая приобрести их впоследствии, как самое действительное утешение на чужбине.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Он же, в другом месте, говорит 408 : «Книга эта (2-я Макк.) не входит в число книг Св. Писания, и, по свидетельству блаж. Иеронима, она не находится в еврейских кодексах. из которых взяты все книги Ветхого Завета. Этой книге также мало придают веры, она расходится с Первой Маккавейской книгой и противоречит ей в описании смерти царя Антиоха (1-я Макк. 4–16; 2-я Макк. I, 18–16) и заключает еще много басен, подрывающих доверие». Еще в предисловии к книге он добавляет 409 : «Будем снисходительны ради прекрасной истории семи мучеников Маккавеев и их матери и еще некоторых других мест. Книга имеет такой вид, точно над нею работал не один автор, но вся она собрана из многих книг; камень преткновения ее в главе, смерть Разиса, который варварским образом сам себя лишил жизни: это место осуждал также св. Августин и прочие древние отцы церкви, так как подобный пример не подобает приводить и восхвалять, хотя его можно упомянуть и терпеть, не придавая особенного значения. Также и смерть Антиоха в 1-й главе описана совершенно иначе, чем в 1-й книге. В конце концов, вполне достойно одобрения включить 1-ю книгу в число священных книг и также достойно одобрения выбросить из канона эту 2-ю, хотя в ней есть кое-что хорошее». Меланхтон в «Апологии Ветхого Завета» (стр. 224) относится ко 2 Макк. книге несколько снисходительнее, так как причисляет ее к „scripturae“ и признает за ней каноническое значение, ради рассуждения о ходатайстве святых на небе за верных; но он оспаривает вес догматического доказательства места из 2-й Макк., XV, 14, которое приведено в «Аугсбургском исповедании» (стр. 53. Edit. Francke) для подкрепления этого учения о ходатайстве святых 410 . Также и в древне-реформатской теологической литературе встречаем самое строгое осуждение книги и рядом более снисходительные отзывы 411 . Православная церковь , осуждая крайние взгляды на 2-ю Маккав. книгу католиков и протестантов, проводит на нее средний взгляд. Православная церковь , питая глубокое уважение к этой книге, как к произведению весьма назидательному для желающего огласиться словом благочестия, вместе с тем видит в ней произведение чисто человеческое, не носящее на себе характера боговдохновенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

9. Указание сторон на нарушение при допросе экспертов порядка, указанного в ст. 719, 720 и 724, должно быть подтверждено надлежащими доказательствами (77/95 о злоуп. в Моск. комм. ссудн. Банке). 10. Возвращение судом экспертов в совещательную комнату после заявления ими заключения и до допроса сторонами, в виду некоторых неточностей данного заключения, для соображения их отзыва с книгами, которые они должны были сличать, не составляет существенного нарушения, если притом стороны не делали возражений (77/95 о злоуп. в Моск. комм. сс. Банке). (Из судебн. устав. Имп. Александра II. с коммент. С. Г. Щегловитова). IX. Схема вопросов, по коим эксперту надлежит исследовать существо учения обвиняемых сектантов для решения вопроса о принадлежности их к штунде (Составлена в параллель с членами немецкого баптистического катехизиса, утвержденного на Гамбургской конференции 1849 г.) 1. Об источниках вероучения обвиняемых и символических книгах По вероучению немецких баптистов, согласно их катихизису: Член 1-й . О Слове Божиим свидетельствует о признании нем. баптистами только канонических книг Ветх. Зав. и Нов. Зав., и о не признании: 2 и 3 Ездры, Тов., Иудифь, Прем. Солом. и Сирах., посл. Иеремии, Варуха, 1–3 Маккав. У баптистов есть свой общепризнанный, утвержденный и для всех обязательный символ. : По учению русских штундистов: У штундистов нет определенного о сем учения, и они отрицают не только неканонические книги Ветх. Зав., но даже и некоторые Нов. Зав. (Иакова, 2Петра), в беседах же признают отрицаемые книги, так – об иконах особенно пользуются послан. Иеремии. Посему необходимо допросить сектанта: признает ли он послание Иеремии, пр. Варуха, кн. Прем Солом. Символов, одинаково всеми признаваемых и определенных, нет у штунды, и даже отрицаются такие вероизложения в принципе. 2. Как учат сектанты о Боге, во Св. Троице славном Член 2-й : бапт. кат. о Боге следует разбирать в связи с чл. 4-м: об искуплении: а) о Боге-Отце учат согласно с учением православия, но опущены некоторые свойства Божии: самобытность, неизменяемость, и не выяснено взаимоотношение Ипостасей и лиц Св. Троицы; б) о Боге-Сыне – в 4-м члене учат латинскому filioque: «Христос по воскресении послал нам Своего Св. Духа»; об искуплении сектанты учат правильно, но о воплощении: «Христос явился на земле в определенное от Бога время и соединил вечное свое Божество с человеческим телом», т. е. учат, что от Девы Марии родился простой человек, а не Богочеловек, иначе: ересь Нестория. Воскрес Христос в третий день.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Став великим на востоке и юге, рог проявил затем своё уже чрезмерное величие в отношении к славной земле. В виду пророка он так вырос и сделался до того великим, что досягнул величием своим до воинства небесного и повергал на землю от этого воинства и от звёзд и топтал их. Согласно с объяснением ангела (ст. 24), воинство небесное, попираемое рогом, обозначало собой народ святых. Так как под рогом разумеется Антиох Епифан, то под народом святых нужно разуметь ветхозаветный народ израилев. Он называется народом святых в силу его призвания быть святым народом ( Исх.19:6 ); так как среди него обитал Сам Бог и Его откровение, причём не принимается во внимание степень святости отдельных членов народа. Сравнение этого народа с воинством небесным имеет своё коренное основание в том, что Бог, царь Израиля; называется Богом воинств; и хотя под воинствами небесными обыкновенно разумеются звёзды небесные, или ангелы, но точно так же называются воинствами Иеговы и колена израилевы, выведенные Богом из Египта (см. Исх.7:4, 12:41 ). Как на небе ангелы и звёзды образуют воинство Господне, так на земле в ветхом завете образовали это воинство сыны израилевы; и как ангелы называются святыми в силу святости их природы, так сыны израилевы назывались святыми в силу их избрания. Как Бог, царь израилев, имеет свой престол на небе, так и Израиль имеет своё истинное отечество на небе и в очах Божиих является подобным звёздам небесным. Такое сопоставление служит к тому, чтобы злодейские деяния Антиоха против Израиля выставить как преступление против самого неба и небесного порядка вещей. Злодейские действия рога относительно звёзд небесных проявились в том, что он некоторые из них повергал с неба на землю и с презрением топтал их. Это говорило пророку, что Антиох Епифан в своих злых действиях против народа Господня многих членов из этого народа погубит (исполнение чего мы и находим в сказаниях книг Маккав., см. 1Макк.1:24, 30, 32, 37; 1Макк.8, см. 2Макк.9:10); но на этом не остановится. В виду пророка рог «досягнул величием до князя воинства» 45 , стал оказывать своё посягательство на Самого Господа, Бога израилева, Его права, власть. Это посягательство на Бога, это восстание против Него Самого рог проявил в том, как, согласно Божию предсказанию, раскрывает пророк, что истинное богослужение, главное содержание которого составляли жертвы, во всей его всецелости, в какой оно совершалось во храме, было насильственно отменено сим рогом 46 и место святилища осталось заброшенным, запустелым.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Название «Маккавейские» ведет начало от семейства Маккавеев, или Асмонеев (первоначальное название), подвиги которого описываются в Первой и отчасти во Второй книге. Отец этого семейства священник Маттафия имел пять сыновей: Иоанна, Симона, Иуду, Елеазара и Ионафана. Из них Иуда первый проявил героизм в борьбе против религиозного ига Селевкидов, за что получил прозвище «Маккав» – Молот, которое перешло к его братьям и вообще ко всей династии. Позднее Маккавеями в широком смысле стали называть всех иудеев, подвизавшихся в защите веры отцов от притеснений гонителей. Церковь , в частности, называет Маккавеями семь братьев-мучеников (2 Макк. 7), ветхозаветных святых, которых она прославляет с древних времен. В знаменитых кодексах греческого перевода 70-ти содержится неодинаковое количество книг, называемых Маккавейскими: в Александрийском кодексе (V в.) четыре книги, в Синайском (IV в) только Первая и Четвертая, а в Ватиканском (IV в) их вообще нет. Апокрифическая 4-я Маккавейская книга является расширенным пересказом Второй книги о мучениках-маккавеях: старце-книжнике Елеазаре и матери с семью сыновьями (2 Макк. 6, 18 – 7, 42). Автором ее, вероятно, был александрийский иудей, живший в конце I в. до Р. Х. Место Маккавейских книг в Библии. В греческой Библии Маккавейские книги помещаются последними в разделе исторических книг, после Товита и Иудифи, перед учительными книгами, а в славянской и русской Библии, также как и в Вульгате, они занимают предпоследнее место среди ветхозаветных книг. Первая маккавейская книга 1. Разделение и содержание книги. Первая Маккавейская книга описывает борьбу палестинских иудеев под предводительством Маккавеев против языческого ига Селевкидов, Антиоха IV Епифана и его преемников, в период времени, обнимающий 40 лет (176 – 135 гг. до P. Х.). Содержание книги можно разделить на четыре части: в первой. (1 – 2 глл.) описывается языческая эллинизация Иудеи и восстание Маттафии; во второй (3, 1 – 9, 22) – подвиги Иуды Маккавея; в третьей (9, 23 – 12 гл.) – подвиги Ионафана Маккавея; в четвертой (13 – 16 глл.) – правление Симона Маккавея.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

Иудейский народ после Ездры и Неемии терпел много бедствий и политических и духовных страданий и превратностей. Во время смены господствовавших над ним разных языческих царей и их сановников жизнь евреев была в зависимости от их зложеланий, часто направлявшихся к полному истреблению истинной иудейской веры (при Антиохе Епифане и Маккавеях, при Птолемее Филопаторе: ср. Маккав. книги). В период македонского владычества началось, подобно вавилонскому плену, усиленное, а часто и насильственное расселение евреев по разным языческим странам и преимущественно в Александрию. Здесь, в центре греческой науки и образованности, многие иудеи испытывали, вольно и невольно, при неизбежных и желательных столкновениях с ученым языческо-философским миром и языческой культурой, влияние на себе, с разных сторон, духовного языческого мира. Многие из них, увлекаясь наружным блеском философской языческой мудрости, старались сближаться и примирять с ней свою древнюю священно-библейскую мудрость (Филон). Такой либерализм александрийских иудеев возбуждал у палестинских иудеев опасения и нерасположение ко всему иноземному и ревность к ненарушимому соблюдению, до крайней скрупулезности, древних отеческих верований и духовного строя жизни. Где же, в ком и в чем находили себе нужную опору и руководство благочестивые иудеи? Пророческий голос в это время уже не был слышен, как единогласно свидетельствуют все еврейские памятники этого времени, и иудейский народ был как бы предоставлен Господом самому себе и собственным духовным силам. Эти-то силы, воспитанные на предыдущей духовной истории Израиля, спасли его и теперь. Иудейская церковь , и при отсутствии пророков, осталась верна древним истинным верованиям в Свящ. Писание, как богодухновенный строго ограниченный кодекс Священных книг. У иудеев, по свидетельству их предания, существовали непрерывно во все это время различные духовные пастыри и руководители, правда, иногда погрешавшие, но тем не менее ненарушимо сохранившие древние верования в священный канон, поддержавшие эти верования в еврейском народе и передавшие их, как высшую драгоценность, христианской Церкви, своей ученице ( Рим.3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Собравши в эту долину все народы, Господь совершит над ними свой суд, суд, за все то зло, которое они причинили народу Божию: " и там, – говорит Господь, в долине Иосафат, – буду судиться с ними за народ мой и за удел мой Израиля, которого они (сначала в лице вавилонян, а потом римлян) рассеяли по народам и землю мою», принадлежавшую Израилю, «разделили, и о народе моем», когда он попал в плен, «бросали жребий» и так презрительно обходились с своими пленниками, что «отдавали отрока вместо денег блуднице, и за вино отроковицу и пили» ( Иоил.3:1–3 ). Действительно при завоевании и разрушении Иерусалима римлянами, Тит дал приказание продавать пленников иудейских, которые были не старше семнадцати лет, между тем как остальных пленников частью приказал умерщвлять, частью осудил на тяжелые работы в египетских каменоломнях, а частью разослал по большим городам своей империи для употребления в бесчеловечной гладиаторской борьбе с дикими зверями, и только самых прекрасных по виду и стройных оставил для украшения своего триумфального въезда в Рим (см. Иос. Фл. О войне иуд. VI 2, 3). Точно так же в иудейскую войну при императоре Адриане взятые в плен иудеи продавались в Хевроне по такой низкой цене, что четыре иудея отдавались за меру ячменя. Подобные же явления встречались и раньше, напр., во время войны Птоломеев и Селевкидов из-за обладания Палестиною. В это время военачальник сирийский Никанор, как повествуется в кн. Маккав., совершая поход против иудеев, посылал в приморские при Средиземном море города, приглашая их покупать в рабы иудеев и обещая доставлять по девяносто пленников за один талант, вследствие чего при войске сирийском присутствовали с запасом золота и серебра купцы с целью покупать сынов Израиля в рабы ( 1Мак.3:41, 8:11 ). Всем-то таким народам, которые так презрительно и враждебно поступали и впредь будут поступать с народом Господним, причем под народом Господним разумеется как ветхозаветный, так и новозаветный Израиль, и под врагами разумеются как все бывшие враги Израиля ветхозаветного, так и все настоящие враги новозаветного Израиля, новозаветного общества Господня, Господь отомстит в долине Иосафат за попираемое ими достояние свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

§ LIV. В таком темном и трудном вопросе нам ничего не остается делать, как только соображаться с голосом св. Писания. Относительно предположенного вопроса там находим ответ, что души детей не переходят к ним от родителей, но Богом всемогущим созидаются из ничего и вдыхаются в. тело, надлежащим образом сформировавшееся (inspirari corpori apte formato). § LV. Во-первых, сие доказывается из св. Писания: в книге Бытия (2:7.) написано, что Бог вдунул в Адама дыхание жизни, т. е. душу разумную, которая в человеке есть вместе vegetativa el sensitiva: так же вдыхает Бог душу и всем прочим людям. Сие подтверждает Екклезиаст, который говорит о всех людях вообще: и возвратится перст в землю, якоже быть и дух возвратится к Богу, иже даде его (12:7.). У Исаии (42:5.) читается: тако глаголет Господь Бог, сотворивый небо и водрузивый е, утверждайя землю и яже на ней, и даяй дыхание людям, иже на ней, и дух ходящим на ней. Сюда относится увещевание благочестивой матери сыновьям, которым говорила она, возбуждая их к подвигу мученичества: не аз дух и живот вам дах, но мира Творец, сотворивый род человечий изобретый рождение, и дух и жизнь вам паки воздаст (2 Маккав. 7:22.). § LVI. Второе доказательство – от разума. Если бы душа переходила от родителей к детям, то душа происходила бы или от тела, или от души родителей; но нельзя допустить ни того, ни другого: – первого потому, что душа в таком случае была бы вещественна и причастна тлению: второго потому, что если бы вся душа переходила от родителя, тогда бы в родителе не осталось души; а если допустить, что часть души переходит от родителя, тогда бы душа была нечто делимое, что противоречит простоте существа духовного. § LVII. В 3-х наше мнение доказывается так: Христос Господь имел истинную разумную душу, поскольку был истинный человек: однако же душа не перешла к нему per traducem, но сотворена Богом. Так бывает и с другими людьми. Апостол говорит: их же отцы, от низ же Христос по плоти ( Рим. 9:5 .). § LVIII. Представляется здесь одно весьма трудное возражение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В творении вселенной нераздельно участвовали все три Божественные Лица Пресвятой Троицы. Это видно а) из того, что святой Бытописатель, повествуя о творении вселенной, упоминает о некоем совете у Бога, который есть без сомнения совет между Лицами Пресвятой Троицы ( Быт. 1:26; 2:18; 3:22 ); б) из того, что творение мира, кроме Бога Отца, прямо приписывается и Богу Сыну: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть еже бысть ( Ин. 1:3 ; Кол. 1:46 ; Евр. 1:3 ), и Богу Духу Святому: Дух Божий сотворивый мя ( Иов. 33:4 ). Разность в деятельности Отца, Сына и Святого Духа касательно творения вселенной есть тайна. Впрочем, по изъяснению святых Отцов Церкви, она состоит не в том, чтобы одно Лице пользовалось другим, как орудием, или один род тварей принадлежал одному, а другой другому и третьему Лицу, – поскольку у Лиц Пресвятой Троицы едина воля, едина сила и действие; но святой Василий Великий определяет сию разность следующим образом: «Отец есть вина всего существующего первоначинательная ( προκαταρκτικ ατα), Сын – вина строительная ( δημιουργικ), Дух Святой – вина совершительная ( τελειωτικ), так что волей Отца все существует, действием Сына все приводится в бытие, присутствием Духа все совершается». 40 § 75. Творение вселенной из ничего Бог есть Творец вселенной не только по отношению к форме её, но и по отношению к материи, т. е. вселенная сотворена Богом из ничего. Сие несомненно утверждает священное Писание, когда, а) не упоминая нигде ни о какой предшествовавшей творению материи, решительно говорит, что все сотворено Богом в начале: в начале сотвори Бог небо и землю ( Быт. 1:1 ); б) свидетельствует, что Бог порицает не сущая, яко сущая ( Рим. 4:17 ), что видимое Он произвел из неявляемого: верою разумеваем, совершитися веком глаголом Божиим, во еже от неявляемых видимымым быти ( Евр. 11:3 ), и что самое основание мира ( καταβολ) от Бога ( Еф. 1:4 ). в) При сих местах, без сомнения, имеют не малую силу и следующия слова 2 Маккав. книги, в которых мать Маккавеев говорит своему сыну: молю тя, чадо, да воззриши на небо и землю и вся, яже в них, видящ уразумееши, яко от несущих сотвори сия Бог, и человечь род тако бысть (гл. 7:28). А сверх того мысль, будто есть вечная материя, сама по себе несообразна с здравым умом и несогласна с понятием о едином, вечном и независимом существе Божием. § 76. Творение вселенной во времени

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010