А если усмотрено будет от сестр старейших что противное в обители установлению Святых Отец и Уставу, или что-либо к соблазну, да возвещают Игумении, и обще да усмиряют виновную и налагают епитимию. Такожде и сама Игумения по вине аще положит эпитимию коей-либо сестре, оная да выполняет без роптания и прекословия. Игумении без благословной вины да не будет дерзостных выговоров от сестр, аще по истине нужно где сказать от старейших сестр Игумении за несоблюдение своей должности по Уставу, то сказать кому прилично, и с кротостию, и истину и со смирением, в трудах её и заботах облегчать, а не отягощать какими-либо отягощениями. Иметь попечение, друг друга тяготы носити, и содействовать исполнению Устава и хранению мира, от чего бывает великое назидание душам, ищущим царствия Божия и правды Его. Аще кто из противных будет, и по наказании не смирится, таковых Игумения с сёстрами да высылает из обители, паче же новоначальных. Внимающие же да прилежат вниманию и рассуждению и молитве, и во всём да имут разум, да некогда, под видом благословным, преслушание будет к Игумении, или своей старице, чего ради враг вину обрет, в безверие и сопротивление введёт неосторожных, и от сего бывает великое бедствование душам малодушным и не утверждённым в вере и терпении; сего ради и Апостол глаголет: «Повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся, тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще». И кто не имеет к истинным наставницам повиновения, таковии всуе и в обители живут, глаголет Лествичник, и успеяния душевного получить не могут. К сему увещевает Святый Феодор (Добротолюбие глава 5) Едесский: «Со всею убо силою понудим себе на делание заповедей Господних, да узами неразрешимыми похотей лукавых, и сластей душегубительных не стягнемся, и реченно будет о нас бесплодные смоковницы осуждение: «посецы ю, да не всуе и землю упражняет»; «всяк бо, рече, не творяй плода добра, посекается и во огнь вметается». Внемли страшному сему изречению, и не буди делом матери твоея судия, но заповедем совершительница; обычай бо бесовом тоя недостатки показовати тебе, да твои уши оглушат к глаголемым от нее, на брани не крепку тя и страшливу покажут воинствующую, или пребывати в неверствии помыслех, и расслабивше тя повинующейся им, слабу сотворят ко всякия добродетели образу, сего ради разуму и своей воли следовать бедственно, и в нашествии помыслов и страстей нужно иметь во всем откровенность к духовным и искусным наставницам, а паче духовным».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

С афинским университетом была разрушена последняя цитадель античного духа 300 . Но это не значит, что высшее образование было совершенно уничтожено. До взятия Константинополя турками здесь существовала публичная школа (университет 301 ), основанная имп. Феодосием Младшим в 425 г., сгоревшая вместе с библиотекой при имп. Льве, восстановленная при имп. Феофиле, приведенная в цветущее состояние при имп. Михаиле III, дядей последнего Вардою, и упоминаемая в позднейшие царствования 302 . Известный патр. Фотий был в ней профессором, когда университет процветал. Но особенно важное значение для истории высшего образования в Византии имеет новелла имп. Константина Мономаха, изданная ок. 1045 г., единственный акт, рисующий жизнь учебного заведения и взгляды правительства на значение правоведения и т. п. 303 . Перед взятием Константинополя турками учителями в ней были Марк Евгеник, потом м. едесский, и Матфей Камариот, написавший трактат по риторике, впоследствии патр. константинопольский. Другие школы существовали при епископских кафедрах 304 . Тем не менее, Анна Комнен свидетельствует что образование в ее время в Византии пришло в пренебрежение; люди только нежились и забавлялись, занимаясь перепелами и другими более постыдными играми. При вступлении на престол ее отца оказалось, что в самой столице «просвещение находилось уже в жалком положении, потому что наука была изгнана»; а из занимавшихся весьма немногие оказались «стоящими едва у дверей Аристотелевой философии» 305 . Но Алексей Комнен не советовал слишком увлекаться светскими науками. Византийские ученые, прежде всего, были риторы и диалектики 306 и даже преподаватели философии удовлетворялись ходячими представлениями о переселении душ, а представителями ее считались и такие ученые, как Блеммид и Михаил Пселл 307 . Выдающуюся страницу в истории византийской философии занимают споры о философии Платона и Аристотеля, так же глубоко разделявшие их последователей, как и богословские распри, тем более, что уважение к тому и другому философу часто стояло в связи с этими последними.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Специальные трактаты по вопросу о душе стали появляться в христианском мире довольно рано; но, к сожалению, от первых трех веков до нас не дошло ни одного цельного исследования подобного рода. Причиною тому является недостаточная распространенность святоотеческой литературы в первые века гонений, и отсутствие книгопечатания, вследствие чего многие весьма ценные святоотеческие творения совершенно утеряны. Тем не менее история и свидетельства некоторых церковных писателей сохранили память и об этих, не дошедших до нас исследованиях о душе. Так в ряду творений св. Дионисия Ареопагита , известного писателя первого века, по мнению некоторых – древне церковная история упоминает между прочим принадлежащую ему, но до нас не дошедшую, книгу о душе 180 . По свидетельству церковного историка Евсевия св. Иустин († 166) мученик также составил свои замечания о душе 181 , как особый психологический трактат, но и этот литературный памятник второго века не сохранился. Есть некоторое основание утверждать, что были особые, до нас не дошедшие исследования о душе, и в третьем веке. По крайней мере св. Климент Александрийский († 217) в своих Строматах замечает, что «говорить против (Маркионитов) он будет в другое время, когда займется исследованиями о душе 182 ; к великому сожалению, и от этого знаменитого церковного писателя особого сочинения о душе мы не имеем. Упоминая о недошедших до нас отеческих исследованиях о душе, нельзя не указать еще на одно из таких творений, приписываемых св. Исааку Сирину , хотя и возбуждающих сомнение в своей принадлежности именно этому отцу церкви; о нем узнаем мы из сочинения некоего Авдиеса, известного собирателя священных манускриптов, который в каталоге библейских книг между прочим пишет, что Исаак ниневитянин сочинил семь томов о водительстве духа, о божественных тайнах, о судах и о житии». По этому вопросу высказывается двоякое мнение. В пользу того мнения, будто бы здесь разумеется другой какой-либо Исаак, только не Сирийский, говорит Ассемани, который, упоминая в своей восточной библиотеке о семи указанных томах, достаточно и обстоятельно доказывает, что все это сочинение есть произведение иного Исаака, епископа Едесского, а не ниневийского.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Из всего же вышеприведенного можно видеть, что отношения духовных детей к старцу Макарию, как и его к ним, были правильные, согласные с учением о сем св. отцов. Именно вследствие боголюбезных качеств его души все доброрассудные дети его духовные имели к нему полную веру, которая заставляла их истинствовать пред ним в словах, делах и откровении помыслов, или чисто и без утайки высказывать их. А старец, со своей стороны, поучал их отсечению своей воли и разума, причем естественно должны были отвергаться всякое прекословие и спорливость. Все же это направлялось к одной спасительной цели – стяжанию плодов духовных: терпения, смирения и проч. Бывали еще и такие, которые, поручив себя духовному руководству старца, вместе с тем хотели жить и действовать по своей воле и нередко прекословили ему. Таковых старец оставлял ходить по воле сердца своего, да накажет их самое отступление их ( Иер.2:19 ). Послушнику, вопрошавшему о чем-либо старца лукаво, с желанием исполнить волю свою, последний отвечал: «Как хочешь». И это повторялось им с терпением на все следовавшие оправдания виновного до тех пор, пока самочинник не сознавал искренно своей вины и, раскаявшись, вопрошал старца уже чистосердечно: «Как посоветуете мне, батюшка? Я оставляю на вашу волю: как возвестит вам Бог сказать, так и постараюсь исполнить при помоши ваших святых молитв». Тогда и старец преподавал потребный совет. По данному ему от Бога дару прозорливости он иногда предостерегал самочинных от угрожавших им опасностей. «Делай как знаешь, – говорил он иному, – но только смотри, как бы ни случилось с тобою вот того-то». И слова старца всегда оправдывались на деле. Вообще же, по отношению ко всем временно уклонявшимся по действию вражию от пути откровения, долготерпеливый старец мудро выжидал, когда постигнет кого-либо из таковых какое-нибудь искушение, внешнее или внутреннее. Тогда, выслушав, вразумлял и утешал к нему пришедшего, говоря так: «Вот, это постигло тебя за то, что ты уклонился на шуее. Ах, брате, брате! Рассуди, мне ли нужно твое откровение? Врагу не нравится этот путь, как верный и кратчайший ко спасению. По свидетельству св. отцов – аввы Дорофея , Феодора Едесского и многих других, – он не только не любит откровения помыслов, но даже терпеть не может и самого голоса, которым оно произносится. Вот почему он и старается всячески тебя отвлечь от сего. Хотя я грешен, неразумен и немощен душевно и телесно; но не отрекаюсь тем, кто ищет с верою утешения (в скорбях) и пользы душевной, сказать, что Бог подаст омраченному моему уму к их пользе, и быть в сем орудием милосердого Его отеческого Промысла, аще и недостоин. Если с верою будешь искать и принимать мои слова, то и чрез грешника получишь пользу. А если – без веры или с сомнением и испытанием, разбором слов и действий: то, хотя бы и праведник был, пользы быть не может. Это знаешь и из отеческих писаний, и на деле испытал. Говорю сие, не упрекая тебя, но утверждая на предняя» 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Я пишу к ней, что нахожу нужным к ее вразумлению, но большая разница писать и исполнять. Она заквашена своим разумом и своею волею, то и трудно оставить оные; а между тем враг, зная пользу от повиновения, старается возмущать и не допускать до оного, как пишет св. Феодосий Едесский. Что делать? надобно вразумлять и потерпеть; только при одном – в своих правилах и чтениях нельзя ожидать пользы, потребно иметь какое-нибудь занятие келейное и послушание, и при столкновениях познает свою немощь, когда не понесет. Чтение отеческих книг, без практики , не может нам помочь: они нас вразумляют, а наше дело исполнять, при открывшихся случаях видеть движение наших страстей, противляться оным; а при падении познавать свою немощь, смиряться и каяться пред Богом и ближним, чтобы нам нельзя было понадеяться на свое я . Ты пишешь, попустить ее, – пусть исправляет свои правила и пост, то не понеся оных смирится, хорошо и так; но все она может ослепляться кичением, ибо в надсловии на книгу преподобного Нила Сорского, пишет: «часто на пощение и большие подвиги подвигает бес, чтобы привести волнение и от оного в прелесть». Прочти сама в надсловии на странице XLVI. Когда же подвигнется на исполнение заповедей Божиих, то, видя свою немощь, невольно смирится, – а оное-то всего нужнее для нас в деле спасения. Если же ей жить с сестрою Т-ою, то не может быть никакой пользы: обои затянутся на правилах и постах; – а после что будет? Но что нам до внешних приобретений! надобно пещися что-нибудь смиренно приуготовлять к вечности, и строить дом душевный, по предписанию аввы Дорофея, или, как пишет св. Илия Экдик, гл. 62: «дом убо души есть терпение: обдержится бо в нем. Имение же смирение, питается бо тем». А ты помолись о мне грешном, пишущем и говорящем другим, а ничто же благотворящем. И. М. октября 1859 года. 99 Дай Бог, чтобы жизнь ваша с О-ею была для обоих вас полезна и спасительна. Полное её раскаяние подает надежду на сие; но нельзя, чтобы враг оставил навсегда в покое: брань будет восставать, которую благоразумным и смиренным отражением, с помощью Божией, удобно победите и кровию уязвлений ваших восторжествуете, – по слову св. Исаака Сирина. Кротость и смирение нам весьма нужны: «Господь наставит кроткия на путь и смиренныя научит путем Своим» (Пс.24:9). Как свет просвещает все видимое, так и смирение показывает нам все наши недостатки и просвещает ум наш к рассуждению.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 9 января 1836 года. 406 Из писем твоих, мать О., видим мы бывшее тебе посещение, милостью Божиею, и по сем брань и твое по оной побеждение. Не удивляйся сему; после утешения всегда бывает отдание, ко искусу нашего смирения. Что делать? Победилась страстью, но и паки Бог помог опомниться и прийти в чувство. Не от ближних к нам долготерпения получаем исправление, но от нашего незлобия к их неправдам и обидам; и все это случается не без промысла Божия, но смотрительно попускается; а мы, оставляя Бога, взыскуем на ближних и удаляемся правого разума. Сестре П. желаем благодушествовать и не унывать во бранях, а, сколько сил есть, сопротивляться оным и возлагать надежду на милость Божию, прося от Него помощи. Господь силен ее укрепить, а паче когда смирится. Иеросх. Л. и И. М. 18 марта 1836 года. 407 Н. О-не старайся говорить должное, вразумляющу тебя Господу; а за самочиние и преслушание пожнет горькие плоды своеволия; мы ей пишем, но как примет, – не знаем. Искусивыйся вся весть, а не искусивыйся и еще водимый духом мира не понимает могущий быть вред. Ты, при своей осторожности, сохраняющу тебя Господу, не будешь выше меры в сем искушении. Предлагай ей для чтения те места св. отцов, где более отсечение своей воли повелевается: св. Лествичника, св. Дорофея, Симеона Нового Богослова , Каллиста, Игнатия 14 и 15 гл., и Федора Едесского: 40, 41, 42, 43, 44 и 45 гл. При благом её произволении силен Господь даровать плод благий семени слова Божия, и за сие получишь от Господа награду. Новоначальной сестре В. 3-не желаем, да укрепит ее Господь непоколебимой на камене веры и освободит от всех смущений и козней вражиих; и как ей, так и прочим сестрам, посылаем недостойные наше благословение. 7 ноября 1836 года. 408 От 11 марта письмо твое и П. мы получили; видим из оного, что вы, хотя и при слабости здоровья, но все еще, о укрепляющем вас Иисусе, течение совершаете. И впредь да поможет вам Господь провождать жизнь свою по заповедям Господним в мире и согласии между собою и со всеми, низлагая всякое злое вражье умышление, возносящееся к расстройству мира и любви. Старайтесь друг друга тяготы носить, прощающе друг друга погрешения, да и Господь простит вас и прегрешения ваша.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Жажда твоя к чтению книг духовных похвальна, но только не надо ограничиваться одним чтением, а простираться и на делание; а делать надобно всё со смирением. От чтения же и та польза бывает, что, видя высоту жительства и познавая свою немощь, невольно должна смиряться и сим привлекать на себя благодать Божию и помощь в делах наших. Однако, не надобно высокомудрствовать, что ты читаешь. Вообще о семействе твоём сожалею; молись Богу и предоставляй святому Его и всепремудрому промыслу, яже о них. Выговором м-и и-и не должно оскорбляться, но считать оный для себя драгоценным, по слову св. Лествичника. Он считает счастливым того, который получает часто от настоятеля выговоры и обличения; «а когда он умолчит, то и я, говорит, не знаю, что сказать», и кто отвергает правильное или неправильное обличение, тот своего спасения отвергается. А это, что ты желаешь, чтобы на тебя нанесли какую-нибудь клевету к игуменье, то это есть дерзость, и, верно, уж не понесёшь. Презри это пустое желание и укори себя, а когда что придет, то старайся понести. Что без труда делается, то не надежно. Кто находится истинно в покорении и послушании отцу духовному, то, конечно, тому легко исполнять волю его, а свою отсекать; ибо от сего рождается смирение, сокрушающее все сети вражии, но у тебя оного не видно, а больше есть самонадеянность, и потому не мудрено, что враг поругается. Известно, что враги завидят покоряющимся и всеми мерами стараются от сего отвратить. Это ты можешь видеть у св. Фёдора Едесского, в 4-й части Добротолюбия , главы: 40, 41, 42, 43, 44 и 45; то мудрено ли тебе подвергнуться таковой брани, да еще не имеющей оружия – смирения; а что может это случиться, то прочти у св. Симеона Нового Богослова главы: 40, 41, 42, 43, 44 и 45. На последнее письмо твоё ответил, надо и на первое что-нибудь сказать: не надобно увлекаться тем, что ты пользуешься миром, как уже и выше о сем писал; изменения бывают во всяком человеке; прочти у Каллиста и Игнатия главу 43; и что в церкви ты чувствовала себя в радостном духе, – не думай, чтобы ты сама собой могла иметь оное чувство, но благодать Божия сие соделывала к ободрению и укреплению тебя. О если бы мы имели всегда мытарево чувство, сознавая свою греховность и ничтожество, то и всегда бы утешал Господь смиренных; но как мы далеко от сего, а ближе всего можем вознестися умом о обретении такого блага, то и лишаемся оного; но о сем не должно отчаиваться, а смиряться и считать недостойною сего; Бог знает, когда и сколько кого утешить; настоящее время – время борьбы и подвига, а утешения не должно искать: оно само приходить, когда Благодать усмотрит даровать оное; а ты больше зри свои грехи, кайся и смиряйся.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Описанные тобою случаи ясно доказали твою немощь душевную, от самонадеяния происшедшую. Отсекая свою волю, хотя и с пролитием крови в отвержении себя, приобретаем смирение; и отнюдь далеки от мысли, что мы так делаем. Надобно делать добро, но не думать, что мы оное делаем; а паче ещё будто своею силою. Всегда мы найдем недостаток и далекость от совершенства в наших деланиях. Должно научаться от опыта, что и при трудном делании и самоотвержении, ежели приписываем себе, то не только лишаемся мзды, но и впадаем в различные страсти. Св. отцы при всей своей богоугодной жизни считали себя хуже всех и под всею тварью; от того что многим искусом познали свою немощь и смирившись, получили неоскудно помощь Божию в делах своих. Ты, понадеявшись на свое отсечение воли, мнила, что исправляешь добродетель; а так и во всяких случаях поступаешь, через что стяживаешь внутреннего фарисея, доводящего до прелести. Это еще милость Божия к тебе, что попущено тебе пасть в толикое смущение, дабы познала, откуда оно происходит, и падением оным уцеломудрила свое мнение. Полагаю, у вас списано надсловие на книгу Нила Сорского ; советую прочитать оное с вниманием, да и самую его книжицу нужно прочесть: где ясно изображены на нас брани, победы и побеждения, и как может страстный вседневною благодатью Божьею получать прошение своих грехопадений. А об отсечении воли и разума читай у св. Лествичника, у аввы Дорофея , у св. Симеона Нового Богослова , у Феодора Едесского, то увидишь высоту оного; и свое ничтожество противопоставь оному, которое и покажет тебе, как ты далека от исполнения сей добродетели; и, понуждая себя, сколько можно к сему, избежишь мнения, что ты исполняешь. Не унывай, что ты не достигаешь мнимого тобою совершенства, но аще и на всяк день примешь тысячу язв в борении твоем, не отступай от подвига твоего, – со смирением обясняй свои язвы и проси прощения. От чего ты пробыла два дня в смущении? Не от того ли, что не обличила закравшегося змия в сердце твое. Научайся же от опыта смирению, благоразумию и рассуждению.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Феодор, епископ Мопсуестский (†429 г.) был воспитанником и представителем Антиохийской школы в конце и начале V-ro века. Рационалистическое и историко-грамматическое направление этой школы резко обнаружилось в учении Феодора и дошло у него до крайностей; только крайности эти прикрывались у него нередко такими выражениями, которые говорили как будто о полнейшем православии Феодора. Отсюда возникают горячие и продолжительные споры относительно образа его мыслей, кончающиеся тем, что Феодор признается еретиком. Споры из-за Феодора начинаются уже по смерти Феодора, именно с того времени, как несториане, не имея возможности в силу Феодосиева указа «читать или списывать святотатственные книги Нестория», стали переводить на разные языки (сирский, армянский, персидский) сочинения Диодора Тарсийского, Феодора Мопсуестского и других епископов, у которых или действительно были несторианские мысли, или не несторианские в сущности выражения легко могли толковаться в несторианском смысле, и при помощи этих сочинений стали склонять на свою сторону легковерных, доказывая, что Несторий не вводил нового, а следовал учению древних отцов и потому напрасно осужден. Спор из-за Феодора два раза принимает острый характер бурных волнений, именно при Феодосии Младшем – с начала споров до издания императором указа против анафематствования Феодора 1 , и при Юстиниане Великом (в половине VI-ro века). В первый раз волнение утихает благодаря исключительно желанию благоразумных противников Феодора и императора дать покой церквям; а во второй раз волнение вызывает Юстинианов эдикт «Против 3-х глав» (между 543 и 546-м годами) созвание V-ro Вселенского собора и кончается не из-за практических расчетов, как прежде, а из-за сознания неправоты Феодора, – и кончается потому не воздержанием от осуждения его, как было в первом случае, а осуждением. Главнейшими противниками Феодора, как и следовало ожидать, были люди с совершенно противоположным складом богословских мыслей, – носители начал школы Александрийской; к этим противникам присоединились и такие, которые занимали умеренную середину между тем и другим, Антиохийским и Александрийским, школьным направлением – напр., Прокл епископ Константинопольский, Раввула Едесский и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

И так все мы носим в себе образ Божий, образ присносущный славы Отчия, Христа Спасителя, но образ омраченный страстями, похотью плоти, похотью очес, гордостью житейской; носим образ непохожий на свой первообраз, потому и не имеем на себе никакого явления славы Божией. Восскорбим о сем печалью по Боге; подвигнемся желанием исправления; поревнуем блаженному Авгарю, – князю Едесскому. Дабы исцелиться от болезни, проникшей все существо его и неисцеленной естественными средствами, он верою возжелал иметь у себя образ Христов, и по живой вере получил Богоизображенный образ от Самаго Христа. Этот Богописанный образ Спасителя, принятый им с верою и любовью, живо являл ему во Христе образ благости, приемлющей грешников, образ правды, прощающей кающихся, образ святости, возводящей кающихся к исправлению жизни и спасению души. Блаженный Авгар, одушевляемый верою, с чувством болезнования и сокрушения о своих грехах, с чувством исправления своих слабостей, с чувством горячего стремления воображаться в совершенства правды и святости Христовой, взирал на образ Христа, и, по мере воображения во Христа, исцелялся душой и телом. Будем и мы взирать на пречистый образ Христа, и поклоняться Ему с болезненным чувством о своих прегрешениях, коими сокрушили в себе образ Христов; будем взирать с умиленною молитвою о даровании нам свыше помощи на обуздание господствующих в нас греховных склонностей и пристрастий, чтобы всеми мерами огребаться похотей, воюющих на душе нашей! Тогда Божественный Первообраз наш послет нам свет свой, чтобы просветить омраченные чувства наши, дарует благодать непрестаннаго попечения о исправлении греховнаго безобразия нашего, облечет силою не сообразоваться миру сему, но постепенно преобразовываться обновлением ума, сердца и духа нашего в пречистый образ Его. Аминь. 1854 г. в Кафедрал. Соборе. Слово в 13-ю неделю по пятидесятнице (по вступлении в Тобольскую паству) Входяще в дом целуйте, приветствуйте его, глаголюще: мир дому сему ( Мф. 10:12 ). Когда Господь наш Иисус Христос посылал учеников своих для проповедания Царствия небеснаго во грады и веси: то между прочими наставлениями дал наставление и о том, как они должны были входить в дома с благовестием мира и спасения: «входяще же в дом, целуйте, приветствуйте его, глаголюще: мир дому сему».

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010