Scriptores Veteres. T. VIII, p. 344), Златоуст (Homilia VIII in Epistolam ad Hebraeos. Montaucon Т. XII, р. 90) и Феодорит (Praefatio in Psalmos; Praefatio in Cantica Canticorum). Восстановление св. книг было по мнению Иринея, Климента Александрийского , Евсевия, Василия Великого (Epistola ad Chilonem), Феодорита и Исидора Севильского совершено по вдохновению Божественному без помощи каких бы то ни было списков. Ориген (Hexapla. Monfaucon. Т. I. Praeliminaria, p. 85), Леонтий Византийский и Оптат Милевийский утверждают, что Ездра восстановил св. книги на память, не упоминая о Божественном озарении. Златоуст принимает наличность Божественного озарения при пересмотре поврежденных книг. Синопсис Афанасия и Иаков Едесский (Epistola XIII. Ed. Wright. The journal of Sacred Literature for January 1867) отрицают не только восстановление книги, но и их исправление, приписывая Ездре лишь обнародование уцелевших у него списков. Иероним (Adversus Helvidium, 7) и Тертуллиан (De cultu teminarum I, 3) говорят о восстановлении священных книг в общих выражениях, безотносительно к их прежнему состоянию. Легенда нашла себе отголосок даже в магометанстве (Calmet. Dictionnaire historique de la Bible. Т. II, 426). 3Езд.14:45 И когда исполнилось сорок дней, 3Езд.14:46 Всевышний сказал: первые, которые ты написал, положи открыто, чтобы могли читать и достойные и недостойные, 3Езд.14:47 но последние семьдесят сбереги, чтобы передать их мудрым из народа; 3Езд.14:48 потому что в них проводник разума, источник мудрости и река знания. Так я и сделал. 48 . Апокалипсисы в известных кругах иудейства ценились выше канонических книг. Восточные переводы после рассказа о чудесном восстановлении книг кратко отмечают год смерти Ездры. Вот это место по сирскому тексту: «48. И я сделал так в седьмой год шестой седьмины спустя 5 000 лет 3 месяца и 12 дней от творения мира. 49 . И тогда Ездра был взят и принят в страну подобных себе, после того как он написал. 50 . Сам же он был назван писцом знания Всевышнего на веки веков». Все прочие переводы указывают время смерти Ездры точно так же, как и сирский с незначительными изменениями (арм. 5 000 лет 2 месяца, эф. 5 000 лет 3 месяца 10 дней, один ар. 5 025 лет 3 месяца 12 дней и другой 5 000 лет 3 месяца 22 дня). В 3 месяцах 12 днях Гункель видит апокалиптический срок, для обозначения которого Апокалипсис (XI:9, 11) пользуется выражением: «три дня с половиной». По свидетельству Юлия Африкана евреи считали от творения мира до Р. Х. 5 500 лет. Время жизни исторического Ездры при такой хронологии падает как раз на указываемые в восточных переводах годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   5. При св. Григории Омиритском (IV в.) было сильное прение у христиан с евреями о достоинстве лица Иисуса Христа и Моисея. От лица евреев говорил мудрец их Ерван, а от лица христиан — св. Григорий. После многих неудачных возражений против Божества во Иисусе Христе и Его закона, Ерван в одну ночь видел чудное видение, которое рассказал своим собратьям евреям. «Видел я Моисея пророка нашего и Иисуса: стояли они на некоем святилище и беседовали. Моисей с согбенными к персям руками со страхом и трепетом предстоял Иисусу и поклонялся Ему как Господу и Богу своему. Я удивился сему явлению и сказал: «Моисее! Хорошо ли ты это делаешь?» Тогда он обратился ко мне и сказал: «Умолкни! Я не согрешаю, поклоняясь Владыке моему, ибо признаю Его Творцом моим и Господом. Зачем ты утруждаешь праведного епископа, противясь истине?» Видение это, впрочем, не вразумило Ервана. На следующий день он опять стал спорить со святителем. Пораженный св. Григорием во всех своих возражениях, Ерван в окончание спора предложил ему показать Христа видимым образом. Святитель Христов, несомненно веруя в силу Христову, обратился к молитве. После молитвы сделалось великое землетрясение, загремел от востока страшный гром, отверзлось небо, и светлое облако с огненным пламенем и солнечными лучами нисходило с неба на землю. В середине облака виден был Муж, краснейший добротою паче всех человек, Господь наш Иисус Христос. Он стал на воздухе против св. Григория. Объятые ужасом евреи пали на землю. Тогда святитель сказал Ервану: «Вот Тот, о Котором ты так много слышал от меня; смотри на Него и уверься, что един свят, един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Аминь». «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго, — взывал Ерван со слезами, — прости мои согрешения, которыми я согрешал против Тебя по своему неведению». После сего Божественного явления все бывшие тут евреи, начиная с Ервана, уверовали в Господа Иисуса Христа и крестились (Чет.-Мин., 19 декабря).    При св. Феодоре Едесском был также спор у христиан с евреями о Божестве Господа Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

“Будем стремиться, — говорит святитель Григорий Нисский, — чтобы постигнуть. Что же постигаемое? Какая почестъ? Какой венец? — Что же представишь себе из уповаемого тобою, все это, кажется мне, не иное что есть как Сам Господь. Ибо Сам Он и подвигоположник подвизающихся, и венец побеждающих. Он разделяет жребий; Он же и жребий благой. Он — благая часть; Он же и дарует благую часть”. Как в здешней жизни мы Богом живем, и движемся, и есьмы, так и за гробом Он же будет нашим блаженством и нашей жизнью. И увидел я (Иоанн, читаем мы в Апокалипсисе 21:2–4), святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. Не будет, таким образом, нужды ни в храме, ни в солнце, ни в луне, ни в светильнике, ни в чем, потому что все это заменит для праведников Сам Господь. “Цель нашей жизни, — говорит Феодор, епископ Едесский (у преосвященного Феофана в «Начертании» стр. 34–35), — есть блаженство или, что все равно, царство небесное или царство Божие, которое состоит не только в том, что мы будем зреть Царственную, так сказать, Троицу, но и в том, что будем получать Божественное влияние и как бы принимать обожение и в сем влиянии находить пополнение и совершение всех недостатков и несовершенств. В сем-то и состоит пища умных сил (ангелов-небожителей), то есть в воспитании недостатков посредством Божественного оного влияния”. Таким образом, вечная жизнь, составляющая предмет наших чаяний, то высшее благо (summum bonum), которое дает смысл нашему доброделанию, нашей земной жизни, со стороны содержания есть жизнь святая, Богоподобная и, как таковая, состоит в действительном непосредственном общении со всесвятым Богом. В этом безграничная ее продолжаемость и неисчерпаемость ее блаженства. По словам святителя Григория Нисского, “прилепившись к Богу нетлением (таким образом вошедши в тесное жизнеобщение с Ним путем богоподобия, resp.

http://pravmir.ru/vechnaya-zhizn-kak-vyi...

«Будем стремиться, – говорит святитель Григорий Нисский , – чтобы постигнуть. Что же постигаемое? Какая почестъ? Какой венец? – Что же представишь себе из уповаемого тобою, все это, кажется мне, не иное что есть как Сам Господь. Ибо Сам Он и подвигоположник подвизающихся, и венец побеждающих. Он разделяет жребий; Он же и жребий благой. Он – благая часть; Он же и дарует благую часть». Как в здешней жизни мы Богом живем, и движемся, и есьмы, так и за гробом Он же будет нашим блаженством и нашей жизнью. И увидел я (Иоанн, читаем мы в Апокалипсисе 21:2–4), святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. Не будет, таким образом, нужды ни в храме, ни в солнце, ни в луне, ни в светильнике, ни в чем, потому что все это заменит для праведников Сам Господь. «Цель нашей жизни, – говорит Феодор, епископ Едесский (у преосвященного Феофана в «Начертании» стр.34–35), – есть блаженство или, что все равно, царство небесное или царство Божие, которое состоит не только в том, что мы будем зреть Царственную, так сказать, Троицу, но и в том, что будем получать Божественное влияние и как бы принимать обожение и в сем влиянии находить пополнение и совершение всех недостатков и несовершенств. В сем-то и состоит пища умных сил (ангелов-небожителей), то есть в воспитании недостатков посредством Божественного оного влияния». Таким образом, вечная жизнь, составляющая предмет наших чаяний, то высшее благо (summum bonum), которое дает смысл нашему доброделанию, нашей земной жизни, со стороны содержания есть жизнь святая, Богоподобная и, как таковая, состоит в действительном непосредственном общении со всесвятым Богом. В этом безграничная ее продолжаемость и неисчерпаемость ее блаженства. По словам святителя Григория Нисского , «прилепившись к Богу нетлением (таким образом вошедши в тесное жизнеобщение с Ним путем богоподобия, resp.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

«Будем стремиться, – говорит святитель Григорий Нисский , – чтобы постигнуть. Что же постигаемое? Какая почесть? Какой венец? – Что же представишь себе из уповаемого тобою, все это, кажется мне, не иное что есть как Сам Господь. Ибо Сам Он и подвигоположник подвизающихся, и венец побеждающих. Он разделяет жребий; Он же и жребий благой. Он – благая часть; Он же и дарует благую часть». Как в здешней жизни мы Богом живем, и движемся, и есьмы, так и за гробом Он же будет нашим блаженством и нашей жизнью. И увидел я (Иоанн, читаем мы в Апокалипсисе, 21:2–4) святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. Не будет, таким образом, нужды ни в храме, ни в солнце, ни в луне, ни в светильнике, ни в чем, потому что все это заменит для праведников Сам Господь. «Цель нашей жизни, – говорит Феодор, епископ Едесский (у преосвященного Феофана в «Начертании», с. 34–35), – есть блаженство или, что все равно, царство небесное или царство Божие, которое состоит не только в том, что мы будем зреть Царственную, так сказать, Троицу, но и в том, что будем получать Божественное влияние и как бы принимать обожение и в сем влиянии находить пополнение и совершение всех недостатков и несовершенств. В сем-то и состоит пища умных сил (ангелов-небожителей), то есть в воспитании недостатков посредством Божественного оного влияния». Таким образом, вечная жизнь, составляющая предмет наших чаяний, то высшее благо (summum bonum), которое дает смысл нашему доброделанию, нашей земной жизни, со стороны содержания есть жизнь святая, Богоподобная и, как таковая, состоит в действительном непосредственном общении со всесвятым Богом. В этом безграничная её продолжаемость и неисчерпаемость её блаженства. По словам святителя Григория Нисского , «прилепившись к Богу нетлением (таким образом вошедши в тесное жизнеобщение с Ним путем богоподобия, resp.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В то время, когда Господь жил и проповедовал земле Иудейской, в сирийском городе Едесе жил князь и правитель Авгарь. Он впал в тяжкую болезнь: все тело его покрылось проказою, и врачи не могли найти средства для исцеления его. Потеряв всякую надежду на облегчение своей болезни, Авгарь услышал об Иисусе Христе, что Он одним словом Своим врачует всякие болезни. Князь возгорелся желанием видеть Господа, надеясь получить от Него себе исцеление. Но болезнь мешала ему предпринять путешествие в Иудею; поэтому он послал к Господу письмо, в котором просил Его прийти к нему в Едес. Однако сомневаясь, восхощет ли Господь прийти к нему, Авгарь послал искусного живописца Ананию, чтобы он на иконе изобразил лице Господа, надеясь видеть изображение Спасителя и иметь через это отраду в своей болезни. Посланные с этим поручением нашли Иисуса Христа в Иерусалиме, во время беседы Его с народом, о чем свидетельствует евангелист Иоанн: «из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею, а потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им: пришел час прославиться Сыну человеческому» ( Ин.12:20–28 ). Послы вручили Иисусу письмо своего царя, который писал: «Авгарь, князь Едесский, Иисусу, Спасителю и Благотворителю, явившемуся в Иерусалимской земле, посылаю приветствие! Я слышал о Тебе и о славных чудесах Твоих, что Ты без лекарства исцеляешь болезни: слепым даешь зрение, хромым хождение, очищаешь прокаженных, одним словом исцеляешь расслабленных и воскрешаешь мертвых. Услышав все это о Тебе, я теперь думаю одно из двух: или Ты – Бог, сшедший с небес, или Сын Божий, потому что творишь такие удивительные чудеса. Я посылаю Тебе это мое смиренное письмо; потрудись прийти ко мне, чтобы исцелить меня от неисцелимых болезней, от которых я страдаю много лет. Слышал я также, что евреи ропщут на Тебя и хотят предать Тебя мучениям: у меня есть небольшой, но красивый город, приходи ко мне и будешь жить со мною в моем городе, – его достаточно было бы для нас обоих». В то время, когда Господь читал это письмо, живописец Анания старался приблизиться к Господу, но никак не мог по причине народной тесноты. Дожидаясь времени, когда разойдется народ, он стал на камень и, смотря прилежно на лице Спасителя, старался изобразить Его, но ни как не мог: Божественное лице Господа чудесно изменялось и делалось совершенно не изобразимым, Анания трудился долго, но ничего не успел. Усердное старание живописца изобразить Божественный лик Спасителя обратило наконец на него внимание Самого всеведущего Сына Божия. Прочитав письмо, Господь велел св. апостолу Фоме привести стоящего на камне живописца. Когда он был приведен к Спасителю, то Господь назвал его по имени и по занятию – живописцем. Анания пришел в удивление и ужас от прозорливости Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всё, написанное тобою о святом епископе, приходит в исполнение, при содействии Божественного Промысла. Святая Церковь укрепляется, еретики посрамляются и будут изгнаны, неверный царь, вместе с просветлением очей телесных, получает просветление и очей духовных. Будь здрав о Господе, брат, и моли обо мне Владыку Христа, чтобы мы в будущей жизни увидели друг друга и пребывали неразлучно вместе. Прочитавши с удивлением такой чудесный ответ, епископ вспомнил о пророке Аввакуме , который был взят ангелом из Иудеи в Вавилон к Даниилу и снова в тот же час возвращен был в Иудею, и сказал сам себе: – Всемогущий Бог, сотворивший в древности такое чудо, мог и теперь сотворить подобное: Он дивен во святых своих ( Пс.67:36 ). Святой епископ пробыл у преподобного пустынника день и ночь, а наутро, по совершении молитвы, простился с ним и возвратился в Вавилон, к царю. Царь сказал ему: – Хотелось бы мне, любезнейший отче, никогда не расставаться с тобою ни в этой жизни, ни в будущей, – так тесно соединилась моя душа союзом любви с тобою! Епископ отвечал: – Я вижу, что двери между мною и тобою открыты. Мне не нужно выходить вон, а тебе ко мне нет надобности входить. Когда же двери затворятся, мы разлучимся друг с другом и об этом я весьма скорблю душою. Царь же сказал: – Что такое эти двери и что значит их закрытие? Прошу тебя, скажи мне, чтобы я мог это понять! Тогда святитель, вынув из-за пазухи Святое Евангелие, истолковывая его на понятном царю наречии. Царь же, со вниманием слушая, умилялся сердцем и возгорался любовью ко Христу. В это время при нем было только трое вернейших слуг, родом из Аравии, которые также с умилением слушали Святое Евангелие, чтение которого епископ продолжал до самого вечера. Наутро же царь, освободившись от дел, снова призвал к себе святителя как бы для того, чтобы спросить у него совета как у врача, а на самом деле для того, чтобы воспользоваться через него врачевством для души своей; и снова целый день внимательно слушал повествования Евангелия и поучения Спасителя, и уверовал потом во Христа и сам и его три служителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И, действительно, Господь не остается безучастным к человеку. «Кто любит Меня, – говорит Спаситель, – тот возлюблен будет Отцем, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам... и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин. 14: 21 – 23 ); –»пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем ( 1Ин. 4: 16 ). Бог отвечает на любовь человека Своею любовью. Так что «Царство Божие» не только в том, что мы будем зреть царственную Троицу; но и в том, что мы будем получать Божественное влияние и как бы воспринимать обожение и в сем влиянии находить пополнение и совершение своих недостатков и несовершенств» (Феодор епископ Едесский 5 ). И вот, когда человек созерцает в Боге не самозаключенное совершенство, погруженное в услаждение своею собственною святостью, а прежде всего любовь и такую любовь, которая сейчас же устремляется к человеку, как только в человеке началось стремление к ней, и которая готова наделить своими благами всех, кто только способен принять их, не требуя от самого человека никаких заслуг для себя, и возгорается в человеке ответная безграничная и бескорыстная любовь к Богу, сильная до самозабвения и смерти крестной за дело Царства Божия на земле. Такова была любовь, напр., апостола Павла, желавшего даже быть отлученным от Христа за своих братьев ( Рим. 9: 3 ). Таково истинное познание, составляющее содержание вечной жизни. Но любовь свою к Спасителю мы можем проявлять не иначе, как, только соблюдая все, что он заповедал нам: «кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое», – говорит сам Господь; если же кто не соблюдает слов, заповеданных Иисусом Христом, то это ясный признак, что он не любит Его ( Ин. 14: 21, 24 ; 2Ин. 1: 6 ). «Любите друг друга, как Я возлюбит вас, так и вы да любите друг друга» – такова новая 6 по силе и степени любви заповедь Спасителя, объединяющая все другие заповеди ( Ин. 13: 34 ). Этот закон любви к ближним и есть «правда» Царствия Божия ( Мф. 6: 33 ). Если в смысле богообщения Царство Божие индивидуально и есть известное настроение личности, то с любовью к ближним внутреннее настроение выносится наружу, проявляясь во всех действиях и отношениях к людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/raskryt...

искушениях диавола. Согласно Писанию и по своему опыту, он и во всяком грехе видит участие врага. И в акафисте святителю Николаю мы читаем: “Уже бесстыдно бесом летающим и корабли погрузити хотящим, запретив, отгнал еси их” (кондак 5). И больше этого говорить даже не хочется. Остался ещё один вопрос: для чего же оставлена власть бесам искушать и нас, христиан? Ответ на это – не новый. Прежде всего, у “князя мира” отнята теперь власть над теми, кто живёт под благодатным покровом Божиим. Затем, и самые искушения от бесов не бесполезны нам, ибо этим они побуждают нас быть и осторожнее и смиреннее. Далее – и даже особенно – их искушения толкают нас к вере во Христа Спасителя и на постоянную молитву к Богу и к благодати Святого Духа. И вообще – к победе во имя Христово над ними, что и являлось главной целью пришествия Христова: “В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир!” (Ин. 16, 33). Св. Феодор, епископ Едесский, даже дерзнул сказать: “Если бы не было бесов, то не было бы и святых”. Поэтому и апостол Павел говорит: “Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть (сравнение!), ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: “Довольно для тебя благодати Моей, ибо Сила Моя совершается в немощи”. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен” (2 Кор. 12, 7-10). И для грешников сатана может быть полезен. В Коринфе был такой грех: “некто вместо жены имел жену отца своего”. Апостол вместе с Коринфскою Церковью, даже в отсутствии своём, “силою Господа нашего Иисуса Христа”, определил предать его “сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа” ( 1 Кор. 5, 1-5). А когда христиане сделались строже к членам общины своей и когда тот “некто” раскаялся, смирился,

http://pravmir.ru/molitva-gospodnya/

Кадили и над алтарем кадильным, находившимся против завесы, на которой были изображены Херувимы ( Исх. 40, 27 ). Мы чествуем святые иконы возжением перед ними свечей и елея. Возжигались светильники и в ветхозаветной церкви. И поставгы (Моисей) светильник в скинии собрания против стола... И поставил лампады (его) перед Господом, как повелел Господь Моисею ( Исх. 40, 24–25 ). И сказал Господь Моисею: говоря: прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон (и сыны, его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда ( Лев. 24, 1–4 ; свящ. Н. Успенский ). Об употреблении и почитании святых икон в Христианской Церкви с первых времен ее говорит Священное Предание Первый образ в Христианской Церкви был Нерукотворный Образ Спасителя. Сам Господь Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой Лик на плате и послал этот образ к Едесскому царю Авгарю. Потом евангелист Лука написал три иконы Божией Матери и святых апостолов Петра и Павла (Чет. Мин., 16 августа, 18 октября). О Нерукотворенном Образе Спасителя Священное Предание рассказывает следующее. Когда Божественная сила чудес Господа Иисуса Христа сделалась известной всем, надежда выздоровления стала привлекать ко Христу бесчисленное множество больных, даже из далеких от Иудеи стран. Так и Авгарь, царь Едесский, изнуренный тяжким недугом, узнав о чудесах Иисуса Христа, смиренно просил Его письмом, чтобы Он пришел к нему в Едессу и исцелил от болезни. Но не вполне уверенный, восхочет ли Господь прийти к нему, послал письмо с искусным живописцем Ананией, которому поручил изобразить на доске Лицо Спасителя, чтобы, по крайней мере, от видения Лица Его иметь отраду в болезни. Анания пришел в Иерусалим в то время, когда Иисус Христос, окруженный множеством народа, преподавал божественное Свое учение.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010