б) из Похвального слова преп. Ефрему св. Григория Нисского , и сказаний других греческих писателей (S. Ephræmi Syri Орр. Græc. Т. 1.) иˆв) из двух сирских жизнеописаний – краткого, помещённого у Ассемана, Biblioth. Orient. Т 1, р. 25 и пространного, которое, с некоторыми сокращениями, помещено там же, а в полном виде издано при III томе Творений св. Ефрема на сирском языке. 2 Год рождения св. Ефрема определённо не известен. Сирские жизнеописатели говорят только, что Ефрем родился в царствование Императ. Константина (Assem. Bibl. Or. Т. 1, р 25 и 26). Судя по тому, что Ефрем отправлялся с св. Иаковом, Еп. Низивийским, на 1-й Вселенский Собор, должно положить, что он тогда был уже не в детском возрасте. 3 Так говорит о месте рождения св. Ефрема Созомен (II. E. L. III. с. 16). А сирский жизнеописатель прямо утверждает, что родители св. Ефрема жили в окрестностях Низивии. С этим соглашается и то обстоятельство, упоминаемое Ефремом, что родители его были земледельцы («Обличение самому себе», стр. 215). Названия Ефрема Едесским учителем и диаконом Едесским подали некоторым повод думать (Орр. Græc. Т. I, p. XXIX), что Ефрем родился в Едессе: – но свидетельство сирских и греческих писателей уверяет, что Ефрем был уроженец низивийский. 5 Там же, стр. 227. С сим повествованием св. Ефрема о себе трудно согласить рассказ сирского жизнеописателя, который об отце пр. Ефрема говорит, что он был не только язычник, но и жрец, и за привязанность Ефрема к вере христианской изгнал его из своего дома (Орр. Syr. Т. III, p. XXIV). 6 О сем видении говорится в сирском дополнении к завещанию пр. Ефрема (Орр. Græc Т. II, р. 408), – в похвальном слове св. Григория Нисского (Орр. Græc. T. 1, p. X.), и в греческих жизнеописаниях (ibid., p. XXIV et XXIX). 9 «Обличение самому себе», стр. 208–215. С сим повествованием пр. Ефрема во многом сходен рассказ, от его лица переданный кем-то, вероятно, из слушателей его. Он помещён на греческом языке (Орр. Græc. Т. III, p. XXIII, ет sq). 13 О начале монашества в Низивии пишет Созомен Н.Е. L. III. с. 14. L. VI. с. 33. Упоминаемая у него гора Сигорон есть нынешний Синьджар. Assem. Bibl. Orien. Т. III. 2, р. 779, 862. Ritter Erdkunde XI, 443, 463.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он не пренебрегал даже свидетельствами писателей языческих, так например он цитирует известия, заимствуемые у языческого философа Порфирия (VI, 19). До последнего времени в науке держалось убеждение, что Евсевий пользовался некоторыми архивами, находившимися далеко от его родной Палестины, например Эдесским. Основанием для этого убеждения служило следующее свидетельство, находящееся в церковной истории самого Евсевия. Передав содержание известной переписки Иисуса Христа с Авгарем, царем Едесским (о ней речь у нас ниже), Евсевий замечает: «предлагаю тебе (читателю) о том свидетельство, взятое из архивов Эдессы, потому что в тамошних общественных документах находится и это свидетельство, сохранившись с того времени и доныне. Вот самые письма, заимствуемые нами из архивов. ( τν πιοτολν τν ρχεων μν ναληφθεισν I, 13. Слич. II, 1). Как ни ясны слова Евсевия, можно однакож отчасти сомневаться: действительно ли сам Евсевий изучал документы Едесскаго архива. В недавнее время выдано в свет одно древнее сирское сочинение, найденное среди рукописей, вывезенных в Англию из Нитрийскаго монастыря и цитирующееся в литературе обыкновенно: Doctrina Addaei (учение ап. Фаддея). Это сочинение заключает в себе между прочим и переписку Иисуса Христа с Авгарем почти в том самом виде, как находим ее в церковной истории Евсевия. Вопрос о времени происхождения этого древняго сочинения встречает в науке некоторое разногласие. Одни думают (Кюртон, Гарнак), что оно появилось в такое древнее время, что Евсевий мог им пользоваться, как обращавшимся в публике произведением, не имея нужды извлекать переписку Христа с Агварем из самого Едесскаго архива – тем более, что Евсевий прямо говорить, что его текст переписки есть перевод с сирского (I, 13). Но другие исследователи (Липсиус) утверждают, что Doctrina Addaei появилась лишь к концу IV-ro века, и следовательно Евсевий не мог черпать своих сведений о переписке из этого источника 69 . Если и признаем это последнее мнение за более правильное и основательное, все же можно утверждать, что Евсевий мог обойтись без изысканий в Едесском архиве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В едину нощь Евлавию епископу того града едесского. явися в видении жена светоносна глаголющи ему. верху врат градных съкровен есть образ нерукотвореныи Спаса Христа. егоже приим скоро избавиши от бед град и люди его. и показа ему место. Епископ же с радостию великою, рано светающи дни. отъят загражденое то заздание. и обрете пречистыи образ Христов нерукотвореныи. и светилник горящь. На съхраненая же положеная керемида другое подобие неизменно перваго воображения воображашеся. Оле чудо за колико лет светилнику тому неугасшу. и тому сокровищу неявленну бывшу. Епископ же взем пречистую икону, и ста над враты града и воздев руце горе. имыи в руку си честныи нерукотвореныи образ Христов. и яко от лица огня прогоними быша Перси. И тако пострадавше Перси посрамлени отидоша от града. инии изомроша, а инии избиени быша. Бе же божие хотение святому сему образу Господню, быти в славнем и богохранимем граде Константине. Обладая же тогда Роман благочестивыи царь греческою властию, посла 2 литр злата. и тму сребра. и 200 срачин муж нарочитых. к владущему едесским градом. дабы ему послал пречистую икону образ Господень. а мир мног даст ему. Получив всехотение. Царь посла в едесскии град по страшное то и чудное и достославное съкровище 100 епископов. а попов 2600 а диакон 40 (тысящь) а игуменов и черноризец и постник кто может изрещи число. И пришедше в едесскии град, и взяша пречистыи той образ нерукотвореныи Господень. со слезами молящеся. и с псалмы и песнми зовуще. О Владыко помилуй, и яко приближишася к земли гречестеи. и весть бысть к царю, и патриарху. яко близ уже идут со образом нерукотвореным. И изыде царь со всем болярством. и патриарх со всем клиросом. и весь народ бесчисленое множество. много мужей и жен. покрыша море корабли, со свещами и с фимиамом. И яко усретающе вопияху: слава тебе многомилостивый Владыко. изволивый приити к нам недостойным рабом своим. слава тебе щедрый Господи, нам грешным сподобивыи поклонитися пречистому образу твоему. слава Христе твоему изволению, яко твориши все на ползу, и на спасение роду человечу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Как по климату, так и по своим географическим условиям эта страна представляет полное однообразие 1014 . С IX века до Р. X. страна эта была занята арамейским племенем и распалась на массу мелких владений, из которых важнейшим в позднейшее время были Едесское княжество, Гатра и другие 1015 . Непродолжительное самостоятельное существование всех этих княжеств, их слабость, а также постоянные вторжения врагов способствовали развитию национальной солидарности всех обитателей этой страны между собою и помешали образованию резких границ между отдельными мелкими владениями. С появлением римлян в передней Азии Месопотамия, являвшаяся и прежде ареной вечной борьбы, становится положительно яблоком раздора между римлянами с одной стороны и парфянами, а затем новоперсами с другой 1016 . Во время этой многовековой борьбы Месопотамия несколько раз переходить из рук в руки 1017 , причем само собою отдельные мелкие владения, не исключая и Едфсского княжества, совершенно игнорируются. Борьба шла не из-за них, а за обладание всею страною, главным же образом – за обладание правым берегом Тигра ради его выгодного стратегического положения. Со времени Севера, Месопотамия становится римской провинцией 1018 . Столицей ее и местопребыванием наместника с этого времени сделался большой и хорошо укрепленный город Низибия. Едесское княжество некоторое время сохраняло еще свое существование, но с 215 года потеряло всякое значение и слилось со всею провинцией 1019 . Таково было положение вещей в Месопотамии при Диоклетиане. Последний, разбив на-голову персов, удовольствовался тем, что урегулировал положение своих владений на северо-востоке, сделав реку Тигр границей непосредственного римского владычества. В устройстве провинций, по-видимому, не последовало никаких изменений: центром ее по-прежнему осталась Нивибия, в которой были сосредоточены все важные сношения с соседними неподвластными Риму странами и которая являлась опорным пунктом для охраны римской границы в восточной Месопотамии 1020 . Уже из этого можно видеть, что разделение Месопотамии на две провинции по политическим обстоятельствам, на чем особенно настаивает Онэзоргэ 1021 , не входило в планы Диоклетиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Дорогие братие и сестры, в нашей душе есть некий тайный голос, обличающий нас во зле, предостерегающий от пороков, направляющий к добру. Этот голос вы все хорошо знаете – это совесть. Но, к несчастию, спит иногда наша совесть, усыпленная нашими грехами. Искренно желаю, чтобы она пробудилась от звука церковного колокола. Когда, например, человек готов решиться на греховное дело, когда он уже близок к совершенному падению, пусть звон колокола напомнит ему о Страшном суде и том воздаянии, которое последует за все дела человеческие. Или когда человек в сознании своей греховности чувствует себя таким великим грешником, что ему уже нет пощады и помилования, пусть звон колокола напомнит ему о том, что Господь пришел на землю спасти не праведников, а кающихся грешников. Одним словом, пусть звон церковный напоминает нам о нашем назначении – о нашем назначении как христиан, о новом небе и новой земле, где мы должны будем жить вечно. Таким образом, вы все теперь понимаете, какое значение имеет звон колокола... Искренно желаю вам и успеха, и благословения на это доброе дело. И от меня прошу принять малую лепту. И благословение Господа Бога, Который обещал возлюбить любящих благолепие храмов 309 , да будет с вами вовеки. Аминь. Средство от недугов В праздник перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (за литургией) 16 августа 1911 года Приветствую вас, возлюбленные братие и сестры, с праздником и искренно желаю, чтобы благодать Господа нашего Иисуса Христа, Которого мы сегодня вспоминаем, вселилась в сердца наши и обитала бы в них, исцеляла бы нас, подобно Едесскому князю Авгарю, – не только от болезней телесных, но и от болезней душевных. Историю этого праздника вы все, конечно, хорошо знаете. В самых коротких словах хочу напомнить вам ее. Едесский князь Авгарь заболел неисцелимою болезнию. И вот он узнал, что в Палестине есть великий Чудотворец, который творит великие чудеса, исцеляет самые тяжелые болезни. Он написал Ему послание, в котором просил Господа придти к нему и исцелить его: «Для Тебя все возможно, приди, помоги мне, исцели струпы и язвы мои и поживи с нами». Но не надеясь, что захочет ли Господь придти к нему, он послал к Нему искусного живописца, чтобы тот сделал Его портрет. Но, несмотря на все свое искусство, ему никак не приходилось схватить черты лица Спасителя. И вот Спаситель попросил полотенце, отер им Свое Лицо, и – о дивное чудо! – Его лицо отобразилось на полотенце. Господь велел передать Авгарю, что Он придет и исцелит его. Когда посланный возвратился, то Авгарь припал к лику Спасителя, целовал Его и действительно исцелился.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Его список апокрифов Нового Завета, а он дает лишь главные, – содержит 47 апокрифов, касающихся Евангелий, 30 – Деяний, 12 – посданий и других фрагментов, 10 – апокалипсисов, не включая 19 различных писаний, подлинность которых была предметом долгих и важных споров со стороны критиков, как-то: письма Авгаря, царя едесского, к И. Христу и ответа Спасителя: 176 итого, не считая этих последних, – 99 апокрифов. Большая часть апокрифических книг, бывших в распространении у иудеев до христианской эры, состояла из книг магических, приписываемых Аврааму, Моисею, Соломону. Многие из них имели своим главным предметом Мессию и конец времен. 177 Большинство их утрачено, и мы не можем заниматься ими. Мы скажем только несколько слов об апокрифах Ветхого и Нового Завета, о которых полезно знать. §. II. – Апокрифы Ветхого Завета Молитва Манассии. – III и IV книги Ездры. – III и IV книги Маккаввейские. – Книга Еноха. – Псалмы Соломона. – Книга Юбилеев. – Завещание двенадцати патриархов. – Вознесение и Видение Исаии. – Сивиллины книги. Главные апокрифические книги, относящиеся к Ветхому Завету Между апокрифами Ветхого Завета мы должны сказать о молитве Манассии, III и IV книгах Ездры, помещенных в Вульгате в конце канонических книг; III книге Маккавейской, читаемой в большей части экземпляров LXX; IV книге Маккавейской; книге Эноха, на которую, по мнению некоторых, сделано указание ап. Иудою в его послании; Псалмах Соломона; книге Юбилеев; Завещании двенадцати патриархов и некоторых других произведениях, о которых говорили отцы, как-то: Апокалипсисе и Вознесении Моисея, Вознесении Исаии. 178 Мы скажем, наконец, несколько слов о Сивиллиных пророчествах. 46. – I. Молитва Манассии, царя иудейского Эта молитва , читаемая у LXX и в Вульгате, стоит в тесной связи с известным местом книги Паралипоменон, где говорится, как пленный Манассия, в Вавилоне, умолял милосердие Господа о помиловании и о конце своих бедствий ( 2Пар.33:11–13 ). Она выражает очень хорошо чувства царя, кающегося в своих грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

(Berlin 1907). S. 419. 134 Был консулом в 448 году (H.F. Clinton, Fasti romani I, p. 634); упоминается в актах Разбойничьего собора в процессе по делу Ивы Едесского. Он был язычник. См. письмо 71-е. 136 Ср. у блаж. Феодорита, История боголюбцев, гл. 21. стр. 174–175 (по изд. Спб. 1853); Migne. gr. ser. t LXXXII, col 1436. 139 Αγα – город во второй Киликии, который у Плиния (lib. V, сар. 27) называется Aegas. См. и ниже к письму 230 (гл. 71). 140 Зенон – R. Praetextatus Flavius Zeno – был консулом в 448 году: см. о нем и письма 65 (на стр. 59,1) и 82-е. 142 Помощник, советник высших магистратов при решении важных вопросов. По Гарнье. Ермисиген жил в каком-нибудь соседнем с Киром городе – в Антиохии или Верии. 143 Олимпийские игры, совершавшиеся каждые четыре года в продолжение пяти дней: это был греческий национальный праздник. 144 Пифийские игры, совершавшиеся в честь Пифийского Аполлона чрез каждые четыре года (в 3-м году каждой олимпиады). 145 Один из главнейших Спартанских праздников, совершавшийся ежегодно весною в Амиклах и продолжавшийся три дня. 146 Великий народный Афинский праздник в честь Афинея в память политического объединения Аттики при Фесее, совершавшийся с особой торжественностью в 3-м году олимпиады с 25-го до 28-го числа месяца Екатомвеона (июля-августа). 149 Δημοθοιναν вместо μοθοιν пишет Валуа (Валезий) в примеч. к 21 главе V-й книги Ц.И. блаж. Феодорита. Ср. письмо 64-е, где это слово δημοθοιναν – встречается в таком же контексте речи. 150 Адресат, очевидно, не христианин: Гарнье склонен отождествлять его с Аполлонием комитом (см. письмо 103-е). 153 Некоторые разъяснения к этому и 78-му письму см. у †проф. В.В. Болотова в «Христ. Чтения» 1892 г , стр. 83–84, 89–92, 136–147. Евлалий, вероятно, епископ Мардагийский, – и ему (а равно Евсевию) блаж. Феодорит, отвечал от имени Максима Антиохийского. Сношения относятся к концу 450 – началу 451 года (когда армянские епископы приглашали верующих Константинополя молиться о торжестве над врагами персами), или в 452–453 г. (когда – после разгрома 2-го июня 451 года – персидское правительство решило уже отказаться от своего плана насчет обращения армян в парсизм).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Наконец, он был избавлен от рук мучителей; Юлиан пощадил ему жизнь; но если епископ аретузийский спас в детстве Юлиана, то потомство будет иметь возможность не хвалить милость императора, а осуждать его неблагодарность» 1059 . Юлиан из опыта прежнего времени знал, что насилие против христианства не только не подавляли его, но содействовали его распространению. Он не хотел возбуждать ревности христиан посредством мученичества, не хотел омрачать своей собственной репутации суровыми мерами; он хотел приобрести славу веротерпимостью, которая бы могла быть поставлена в противоположность с гонениями Констанция 1060 . Рассказы о мученичествах, относимых к этому царствованию, едва ли вполне вероятны, и хотя было не мало совершено угнетений и неистовств против христиан 1061 , однако же император, по-видимому, не повинен прямо в этих актах. Есть основание думать также, что христиане иногда сами раздражали правящую партию излишне оскорбительным поведением, и что их жалобы не всегда были свободны от преувеличения 1062 . Но хотя Юлиан объявил, что довод и убеждение были единственными средствами, которые должны были употребляться для распространения его мнений, он допускал и действия совершенно иного рода. Он с бесстыдным пристрастием отказывал христианам в справедливости и усиливал этот отказ оскорбительными сарказмами. Так, когда арианский епископ Георгий был умерщвлен язычниками Александрии, он кроме весьма легкого укора им, не обратил никакого дальнейшего движения на это дело 1063 . Вследствие столкновения между православными и валентинианами в Едессе; он захватил собственность Едесской церкви и разделил ее между своими солдатами, заявляя христианам, что их богатства не будут им дольше служить препятствием ко входу их в царство небесное 1064 . Когда христиане обращались к нему с просьбой о защите против незаконного насилия правителей или черни, он напоминал им, что их религия налагает на них обязанность терпения от несправедливостей. Он лишал их гражданских и военных должностей и исключал их из судебных учреждений, и в основание этого приводил, что Евангелие запрещает мирское честолюбие, кровопролитие и судебные тяжбы 1065 . Заявляя, что считает благочестие сердца существенным в религии 1066 ; он, однако же прибегал к хитростям с целью заставить своих христианских подданных хотя совне и даже не сознательно оказать знаки почтения богам; так, он окружал свое собственное изображение языческими фигурами и эмблемами, так что обычное почтение к нему должно было влечь за собой некоторое идолопоклонство 1067 . Подобным же образом, по случаю раздачи наград, он потребовал от своих солдат бросания по нескольку зерен курения в огонь, представляя это как простой древний обычай, без всякого объяснения о том значении, которое он связывал с этим, как актом языческого богослужения 1068 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

икону. ненаписанаго писану. и к приличному по силе уподобивше к просившему послаша. Ельма же убо, внутрь перских предел быша икону носящеи. абие бес царскою дщерию вопиаше, скоро исходити. и пременити обитание. крепости ради грядущаго. токмо аще призваное подобие возвратится, не приближится полатам ниже граду перскому. И о сем много царя моляше и мил ся деаше. Обещавшу же царю, и исшедшу от отроковица бесу. и во здраво устроение бывши цареве дщери. Хозрои, или просившею моления исполняа и обещание свое. или грядущаго силы убоявся, злобы ради скверности своих дел. послав, повеле возвратити таковаго образа ко граду, из него же изыде. и дары приложи от себе к пославшим. Бе убо у едесян многоценное богатство сие и неистощимое сокровище. образ первообразный и исписанный почитаем есть всегда выну от них, соблюдая их. Ельма к царствующему сему во градех. яже отвсюду стекошася благая же и нарочитеишая. бе же убо божествено благоволение, и священней иконе сеи, зде с прочими благими сокровищствоватися. иже греческим началством владеяи Роман, тщание творит собою, да получит града того и обогатится. Темже и в различнаа времена послав в Едес. прошаше послатися к нему. образу, с самописанною Господьскою епистолиею. и противудати обещеваше, на изменение двоюсот саракин. и серебра вообразованнаго двоюнадесят тысяща. Едестии же граждане не ползовати себе глаголаху, хранителя и блюстителя града своего, сребром и человеки умирающими изменити. Елма же он убо моляше и паки их. они же многажды моление отражаху. конечне в 6455 лето, бытия мира, едесскии Амир князь, моля писанием утверженным и печатию златою имеющим твердое царю обещатися. еже ратным делом, не находити греческим воинством, на четыре сих градов. глаголю же Рохана. тако бо Едеса варварскии глас именует. Хорана. и Сароци и Самосатов. ниже пленяти их сел и живущих в них. отпустити же ся ему и двоюсот единоплеменных саракин, с предобещанным сребра количеством. и воздати ему взыскуемыи образ, и епистолию Христову. Царь же желанием сицеваго блага, ко всем предлагаемым уступив, и дав просимая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Впоследствии сторожа эти были сняты, и, можно думать, обычай этот стал приходить в забвение, что заставило митрополита Филарета возбудить ходатайство о том, чтобы снова поставлены были сторожа, что и было приведено в исполнение. В наше время этих сторожей нет, но обычай снимать шапку существует. Правда, часто можно видеть, как некоторые с большим неудовольствием снимают шапку, в чем сказывается дух времени, но боязнь укора со стороны истовых москвичей заставляет и этих людей исполнять исконный московский обычай, ибо установилось такое мнение, что, в случае нарушения этого правила, всякий проходящий может безнаказанно сорвать шапку у нарушителя. Интересно предание относительно въезда Спасскими воротами Наполеона. Этот гордый завоеватель, въезжая в Кремль, и не подумал о том, что нужно снять шляпу, но вот сама стихия заставила его это сделать. Подул страшный ветер и сорвал у него шляпу, а лошадь повернул назад; тогда вспомнил он о русском обычае и не только сам, но и своей свите скомандовал снять шапки... Различно объясняют установление правила проходить и проезжать Спасскими воротами с обнаженной головой. Одни ставят это в связи с установлением на этой башне иконы Спасителя, когда благочестивый Царь Алексий Михайлович, вводя этот обычай, желал последовать примеру Едесского царя Авгаря, который, когда получил от Спасителя Нерукотворный образ и велел повесить его на городских воротах, то также издал указ проходить этими воротами с обнаженной головой. В одной летописи приводится и такой мотив сего обычая. При выходе из Спасских ворот в Кремль открывались Царские терема, а в древнее время на Руси был обычай в виду не только царских палат, но даже и господских первым делом обнажать голову. Гораздо проще то объяснение, которое указывает, что Спасские ворота считались главными, так сказать, Святыми воротами Кремля, и как таковые они были обставлены иконами, на что указывают существующие в них ниши, а Святыми воротами, как и в монастырях доселе, все проходят без шапок. Как бы то ни было этот обычай служил постоянным напоминанием древнего русского благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010