сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Что значит – любить Бога? Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня. ( Ин. 14:21 ). Любовь есть исполнение закона. ( Рим. 13:10 ). Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ( 1Ин. 4:20 ). Какие признаки любви к Богу? Сам Господь научил нас сему, сказав: «Аще любите Мя, заповеди мои соблюдите». Святитель Василий Великий (330–379). Если Бог любовь есть, то имеющий любовь имеет в себе Бога. Когда же ее нет, то нет нам совершенно никакой пользы и совсем невозможно говорить, что мы любим Бога. Святитель Феодор, епископ Едесский († 848). Любить Бога всем сердцем – значит не иметь ни к чему пристрастия и отдать все сердце Господу Богу, творя во всем волю Его, а не свою; всею душею, т. е. весь ум иметь всегда в Боге, все сердце утверждать в Нем и всю волю свою предавать Его воле во всех обстоятельствах жизни, радостных и печальных; всею крепостию, т. е. любить так, чтобы никакая противная сила не могла нас отторгнуть от любви Божией, никакие обстоятельства жизни: ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни высота и глубина, ни меч (ср. Рим. 8:35–36:39 ); всею мыслию, т. е. всегда думать о Боге, о Его благости, долготерпении. святости, премудрости, всемогуществе, о Его делах и всемерно удаляться суетных мыслей и воспоминаний лукавых. Любить Бога – значит любить всей душой правду и ненавидеть беззаконие, как сказано: возлюбил правду и возненавидел беззаконие ( Пс. 44:8 )... Любить Бога – значит исполнять заповеди Его. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое... Нелюбящий Меня, не соблюдает слов Моих ( Ин. 14, 23–24 ). Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Начало любви к Богу – презрение вещей видимых и человеческих; средина – очищение сердца и ума, от коего мысленное умных очей открытие и познание сокровенного в нас Небесного Царствия, а конец – неудержимое вожделение преестественных даров Божиих, и естественное желание общения с Богом и упокоения в Нем. Преподобный Никита Стифат (XI век). Истинные други Божии и любящие Его надлежащим порядком приходят к Нему и служат Ему не ради получения красоты царства, как бы ради прибыли при торговле, и – не из-за страха перед мучением, предлежащим для грешников в геенне, но любят ЕГО САМОГО ПО СЕБЕ. Преподобный Макарий Великий (IV век). Любовь Божия состоит в исполнении заповедей Божиих, а не в том, как ты думаешь, – в восхищении ума, это совсем не твоей меры. Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Спрашивал Иоанна народ: «Что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай тоже». Пришли также и мытари креститься у него и сказали ему: Учитель! что нам делать? Он ответствовал им: не берите больше надлежащаго. Спрашивали его также и воины, говоря: А нам что делать? И сказал им: Никого не обижайте; не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием. Много и другого благовествовал он народу, увещавая его» ( Лк.3:10–14, 18 ). Некоторые возъимели к Иоанну особенное расположение и соделались учениками его. В числе их были сын Ионы, бедного рыбака города Вифсаиды, Андрей, и другой некто Фаддей 129 ; первый находился, впоследствии, в числе двенадцати апостолов Христовых и наречен первозванным, – он привел ко Христу брата своего Симона, которому Господь нарек имя: Петр; а второй – Фаддей принадлежал к числу семидесяти апостолов. Он, впоследствии времени, крестил Авгаря, князя едесского, которому Господь послал нерукотворенный свой образ, – и совершенно очистил его от проказы. «Как сильно подействовало явление пророка Иоанна, – воскликнем со свят. Златоустом, – как заставило весь народ встрепенуться, как привело его в чувство грехов своих! И подлинно, чудное было для Иудеев зрелище, когда они видели, что Иоанн в человеческом образе являет такие дела, говорит с таким дерзновением, возстает на всех, как на детей, блистает особенною благодатию в лице своем. Удивление их умножилось еще от того, что явление пророка последовало спустя долгое время; ибо благодать сия оскудела у них, и возвратилась к ним спустя долгое время. Да и самый образ проповеди был какой-то странный и особенный. Ибо они ничего обыкновеннаго не слыхали от Иоанна – ни о войнах, битвах, и победах земных, ни о бедствиях голода и мора, ни о вавилонянах и персах, ни о взятии города, ни о другом чем либо обыкновенном, но о небесах, небесном царстве и о мучении в геенне. Он всеми мерами старался внушить им презирать все земное, возноситься и устремляться к будущему ежедневно» 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так будем просить и молить тебя, преподобный отче Сергие, как бы видя тебя присутствующим среди нас: усердно просим и молим тебя о мире душевном. 25 сентября 1911 г. СЛОВО В ЧЕСТЬ ДНЯ ПЕРЕНЕСЕНИЯ ИЗ ЕДЕССЫ В КОНСТАНТИНОПОЛЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА (УБРУСА) ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА Святой евангелист Иоанн заканчивает свое Евангелие такими словами: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин.21:25 ), то есть кроме того, что написано в Евангелии, еще много сотворил Иисус, и думается, что если бы все это описать, то целый мир не мог бы вместить чудес, совершенных Им на земле. И вот к числу таких евангельских рассказов относится празднуемое сегодняшнее событие. У Едесского царя Авгаря случилось величайшее горе: он заболел какой-то тяжелой, непонятной болезнью, все, что можно было сделать для своего исцеления, он сделал и тем не менее не получил никакого облегчения. Но вот он слышит, что в пределах Иорданских есть какой-то великий целитель, великий Пророк и Учитель, Который исцеляет одним Своим словом неисцелимые болезни и даже воскрешает мертвых; является надежда в его измученной душе, и он посылает к Нему своего слугу с письмом, просит прийти исцелить его, он так писал: «Я знаю, Ты – добрый, милостивый... Я знаю, Ты исцеляешь болезни, врачуешь недуги и даже воскресаешь мертвых, окажи помощь мне, исцели меня... Я тяжко страдаю». И между прочим посланному дано было другое приказание – снять с Него портрет. Анания благополучно исполнил первое поручение – вручил письмо, но, несмотря на то, что он обладал даром художника (он был живописец), никак не мог уловить черты Спасителя. Тогда Христос Спаситель Сам пришел ему на помощь. Он взял полотенце, отер им лицо, и на нем изобразились черты Его лица, то есть Его чудный образ; а затем Он сказал, что Он прийти не может: Он должен исполнить то, зачем Он пришел на землю. Он должен вознестись на Небо, а затем пришлет апостолов. И действительно, вскоре пришел туда апостол Фаддей, и образ сей, как величайшая святыня, долго хранился.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Этому христиане чрезвычайно радовались, сарацины же и евреи истаивали от великой зависти. Среди последних был один еврей, начальник над еврейским обществом и законоучитель. Он внушил вельможам персидским и сарацинским, чтобы они предложили царю издать повеление о назначении открытого прения о вере между христианами и евреями. Царь, зная, что рабы Христовы побеждены не будут, согласился с их предложением. Назначен был день для прения и собралось великое множество персов, сарацин, евреев и христиан, а потом со всем своим советом явился на собрание и сам царь. Когда царь сел на высоком месте, еврейский законоучитель выступил как представитель всех евреев один против христианских учителей и святителей, митрополита Вавилонского и епископа Едесского: так был красноречив тот еврей и так гордился он своими знаниями! Но когда он начал говорить не от Писания, а вымышлял разные нелепости и хулы на Христа, нашего Господа, то святой Феодор, исполнившись божественною ревностью и дав знак рукою к молчанию, сказал еврею: — Если бы ты что из закона Моисеева или из других святых пророков предложил нашему вниманию, то мы стали бы отвечать тебе. Но так как ты отверз велеречивые уста свои для хуления и лжи и говоришь не то, что возвещено святыми пророками, а что внушено тебе отцом твоим, сатаною, «о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды» (Деян.13:10), то против всех твоих хульных и лживых речей я тебе скажу только одно Давидово слово: «да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем» (Пс.30:19). И тотчас тот велеречивый еврей замолчал и его хульный язык онемел, так что он ничего не мог сказать. Тогда иудеи были посрамлены, а христиане возрадовались, персы же и сарацины удивились, и радовался в душе царь, что христиане победили и сила Иисуса Христа прославлялась. Потом царь повелел того законоучителя еврейского, пораженного немотою от Бога, бить нещадно воловьими жилами и потом посадить в темницу. Также были наказаны и другие еврейские начальники и с позором были прогнаны из собрания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Фраза понимается как пришествие Христа в широком смысле этого слова, или даже как Его таинственное присутствие на Великом входе («...чтобы мы могли приветствовать Царя всех»). 276 Но ποδεξαι – термин, используемый обычно для приема причастия. 277 Так это толкует «Протеория», включенная позже в комментарий Псевдо-Софрония, а в его составе, в свою очередь, интерполированная в средневековую рецензию «Церковной истории» Германа: Херувимская песнь, которая воспета, призывает всех быть более внимательными с этого момента до конца службы, отклоняя всякую низшую мирскую заботу, как не подобающую тем, которые должны принять Великого Царя в причастии. 278 Взгляд на греческий оригинал вышеприведенного текста, покажет, что автор просто перефразирует текст Херувикона, и выражением ς βασιλα μγαν μλλοντας δχεσθαι δι της κοινωνας он явно трактует ποδεξμενοι как принятие причастия. Понятый в этом смысле Херувимский гимн соотносится со всей евхаристической литургией упоминанием «Свят, свят, свят» (τον τρισγιον μνον), «Горе имеи сердца» (sursum corda) и причащения. Это не «гимн предложения», а введение в чин приближения к престолу (accessus ad altare) и к анафоре в широком смысле слова. 279 Некогда Херувикон непосредственно предшествовал анафоре, но позже между ними были интерполированы просительная литания и Символ веры . Это толкование не ограничивается Херувимской. Песнопения «Да молчит всякая плоть» и «Ныне силы небесные» также обращены ко всей евхаристии, а не только к шествию с дарами. 280 Византийцы не смутились использовать причастное песнопение для сопровождения перенесения даров в Великий Четверг. В дополнение к многочисленным гимнам Великого входа различных традиций, которые содержат «Свят, свят, свят» (sanctus), 281 можно привести множество других, в которых предвосхищаются анафора и причащение. Вот два примера из самого древнего литургического песенника, Гимнов Севира Антиохийского († 538), переведенных на сирский язык Павлом Едесским в 619629 гг. и пересмотренных Иаковом Едесским в 676 г.: Окропи меня иссопом, и будут чист ( Пс.50:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Существовало много копий с этого. образа. Образ имел необыкновенный дар сам себя воспроизводить: стоило только приложить полотно или каменную плиту к образу, как черты его неизгладимо отпечатлевались на этих предметах. Случалось, и обыкновенным образом снимали с изображения копию. И что же? И эти чудесные и не чудесные копии оказывались чудодейственными, только в меньшей степени. Поэтому нельзя удивляться, если императоры Византии всегда домогались, как бы перенести этот образ в свою столицу. Но этот образ долго не попадал в их руки. Дело в том, что Едесса рано занята была Арабами, и Арабы с уважением смотрели на святыню, которою владели их подданные, жители Едессы. Наконец час обладания этою драгоценностью пробил таки для императоров Византии. Это было при императоре Романе I, в 944 году. Роман вел войну с Арабами и с успехом. Желая обладать святынею, он предлагал эмиру за обладание ею 200 пленных Арабов и 12 тысяч серебряных монет. Эмир сначала не соглашался на подобную сделку, боясь бунта народного. Но вот войска императора Романа довели эмира Едесского до крайности, он должен был просить мира. Император первым условием мира поставил выдачу образа Едесского. В прибавку к миру император обещал еще 200 пленных и 12,000 денег. Жители Едессы должны были лишиться драгоценнейшего для них предмета. Они подняли было бунт; но тщетно. Тогда они решились на хитрость: вздумали выдать одну из копий с образа вместо образа. Но и тут неудача. В город прислан был епископ Самосатский, который отлично знал оригинал. Притом же, в видах безопасности от обмана, решено было отобрать у едессян и все копии с образа. Наступила минута отправления образа из Едессы. Поднялась буря, явилось знамение на небе; жители одушевились, поднялось восстание, но опять тщетно. Среди потоков христианской крови драгоценная святыня вынесена из города. Путь, по которому несен был образ в Константинополь, представлял зрелище необычайное. Все соседние местности в Азии приведены были в движение; каждому хотелось почтить образ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В самом деле у Созомена мы встречаем очень оригинальную заметку о том, что в употреблении, какое сделано Константином из гвоздей, открытых вместе с крестом, исполнилось пророчество Захарии: «и будет еже в узде коня свято Господу» (II, 1). То же самое замечание встречаем и у Феодорита (I, 18 (17), но последний мог заимствовать его только у Созомена. Другой пример. Феодорит рассказывает случай преследования императором Валентом епископа Едесского Варсы и других клириков (IV, 16 – 17) 14 – 15). Главный источник, откуда черпал свои сведения Феодорит в указанном рассказе – определить было бы трудно, так как об этом говорят и Руфин, и Сократ, и Созомен, если бы автор не поименовал одно должностное лицо Едессы и тем самым не открыл-бы нам: кто главный руководитель Феодорита. Феодорит упоминает Едесского префекта, по имени Модеста: а так как это имя из числа историков указывает один Созомен (VI, 18 сл. Сокр. IV, 18), то не остается сомнения, что Феодорит известием о событии одолжен преимущественно Созомену. 216 Еще пример. Феодорит сообщает сведения (IV, 23 (20) об избрании Моисея во епископы Сарацинов. Событие это рассказывается и Руфином, и Сократом, и Созоменом. При сличении известий Феодорита по этому случаю с известиями Созомена открывается, что Феодорит несомненно читал Созомена, когда сообщал известие о постановлении Моисея в епископы. Это можно видеть из того, что Феодорит называет Сарацинов «измаильтянами», как не называют их ни Сократ, ни Руфин, но как называет их Созомен (VI, 38), указывающий и причину, по которой будто бы потомки Измаила стали именоваться новым именем: Сарацины. Хотя можно было бы привести и другие образцы зависимости Феодорита от Созомена, но полагаем, что и приведенных достаточно для нашей цели. 217 Заметим одно: зависимость Феодорита от Сократа и Созомена не может ни мало отнимать чести у Феодорита, ибо это долг каждого последующего историка – советоваться с более ранними историками. Если Феодорит писал свою историю после того, как появились труды Сократа и Созомена, которые известны были епископу Кирскому, то само собою напрашивается вопросы что побудило Феодорита взяться за это дело, – тем более, что этот историк не довел своего труда даже до той грани времени, до какой простираются церковный истории Сократа и Созомена? В истории Феодорита нет определенного ответа на этот вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Этого мало. Этому разделению препятствовала, наконец, и принципиальная точка зрения, положенная императором Диоклетианом в основу римского провинциального деления. Во все время своего существования Осроена не представляла чего-то обособленного от всей Месопотамии и в этнографическом отношении совершенно не отличалась от других частей провинции. В виду этого можно думать, что данное место веронского указателя является интерполированным и это тем более, что в нем, как это правильно заметил Любек 1022 , Месопотамия стоит раньше Осроены, между тем как географическая последовательность заставляет нас ожидать сначала наименовании Осроены, а затем Месопотамии. Это обстоятельство в связи со всем вышеизложенным возбуждает недоверие к веронскому перечню и заставляет отдать преиумущество указанию никейского списка. Дело в том, что по всем историческим данным едесский епископ как в то время так и позднее не пользовался большим весом на востоке. Едесса, действительно, была крупным центром христианства, но христианства сирийско-халдейского 1023 . Кафоличество появилось здесь поздно и не имело широкого распространения. Лучшим доказательством этого является история православных церквей Едеееы и Нивибии. Первым кафолическим епископом, по мнению Гарнака 1024 , в Едессе был Палут, рукоположенный в Антиохии епископом Серапионон (192–209), а первым епископом Низибии, гражданского митрополя провинции – епископ Иаков, бывший в числе отцов никейского собора 1025 . Все это ясно свидетельствует, что во времена никейского собора едесский епископ был ординарным митрополитом, округ которого не выходил из границ тогдашней гражданской провинции Месопотамии. Свидетельство никейского списка в данном случае имеет тем большее значение, что оно вполне совпадает с сообщением хронографа Феофана 1026 , о постройке императором Констанцием Амиды и основании им здесь церковной митрополии 1027 . Известие это имеет тем большую ценность, что с ним согласуется также сообщение Аммиана Марцелина о существовании в 353 году отдельных провинций Осроены и Месопотамии 1028 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

   «Напряженно внимающий своему учителю и руководителю, как Богу, противоречить ему не может; кто думает и говорит, что имеет то и другое (то есть что может и внимать старцу, и противоречить ему без вреда для себя), тот да ведает, что находится в заблуждении: ибо не знает, какое расположение к Богу имеют люди Божии. Кто верует, что в руке пастыря его находится его жизнь и смерть, тот никогда не воспротиворечит: неведение же сего рождает прекословие, причиняющее духовную и вечную смерть» (Добротолюбие. V т. Симеон Нов. Богослов, ст. 38, 39).    «Начав жить вместе с духовным отцом и восчувствовав пользу от него, — говорит Феодор Едесский, — не допускай, чтобы кто-либо отдалил тебя от любви к нему и от жительства с ним; не осуждай его ни в чем; не говори о нем худо, хотя будешь им обличаем и даже бием; уха своего не открывай, когда кто другой станет злословить его; и отнюдь не содружайся с тем, кто поносит его, чтоб не прогневался на тебя Господь и не изгладил тебя из книги живых» (Добротолюбие. III т. Феодор Едесский, 40).    «Не выступай же из памяти этой злокозненности врагов и противоборцев твоих, находясь в послушании отца своего духовного, и не забывай обетов звания твоего перед Богом: ни руганиями не будь побеждаем, ни обличений и поношений или насмешек не бойся, ни прилогами греховных помыслов не увлекайся, ни отеческой строгости не бегай, ни дерзким самоугодием и самоволием не бесчести благого ига смирения; но в сердце вложив Господне слово, что «претерпевши до конца, той спасен будет» (Мф.10:22), «с терпением... теки на предлежащий тебе подвиг, взирая на начальника веры и совершителя Иисуса» (Евр.12:1—2). Золотарь, влагая в горнило золото, делает его чистейшим, и новоначальный монах, предающий себя подвигам подчинения воле отцов, и всеми прискорбностями жизни по Богу жегомый, с трудом же и терпением великим изучающий послушание, выплавив из себя все недобрые нравы, преисполняется смирения, весь светлым соделывается, и достойным небесных сокровищ, бесскорбной жизни, и блаженного пребывания, откуда отбежали печаль и воздыхание, и где насаждены непрестанная радость и веселие» (Там же, гл. 45, 46).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   «Тому, кто верит своему уму и предается своей воле, — говорит авва Дорофей, — враг, как хочет, устраивает падение; к тому же, кто с совета все творит, ему нет доступа; оттого он ненавидит и вопрошение, и наставления по поводу его; ненавидит самый голос, самый звук таких слов; и сказать ли почему? — Потому что знает, что злокозненность его тотчас обнаруживается, как только станут спрашивать и говорить о полезном, а он ничего так не боится, как быть узнанным, потому что тогда он уже не может коварствовать, как хочет» (Добротолюбие. II т. авва Дорофей, ст. 32).    Преподобный Нил Синайский: «Лютуют демоны на тех, которые отличаются повиновением своему отцу, и скрежещут на них зубами, потому что с повиновением они сопрягли и беспопечительное отречение от мира. Тем, которые покорны своему отцу, демоны всякие изыскивают предлоги, готовят огорчение от него и в случае движения при сем гнева возбуждают на него серчание, а потом мало-помалу возгнетают и ненависть к нему за то, что будто он несправедливо наказывает и лицеприятен; делают это демоны для того, чтобы разными способами поколебав душу, похитить ее из отеческих объятий» (Добротолюбие. II т. преп. Нил Синайский, гл. 47—48).    «Наблюдая над иноками, видели мы ясно и затвердили, — говорит преподобный Феодор Едесский, — что на подвизающихся в послушании отцам сильно злобствуют враги нашей жизни, бесы, скрежеща на них зубами своими и всякие против них злоумышляя козни. И чего они не делают, чего не внушают, чтобы отторгнуть их от отеческих недр? Выставляют предлоги к непослушанию, будто благословенные; устрояют неудовольствия, возбуждают неприязнь к отцу, его наставления представляют обличениями, а обличения как стрелы изощренные вонзают в сердце. И для чего ты, говорят они, будучи свободным, сделался рабом, и рабом бессердечного деспота? — После сего внушают: лучше бы тебе заняться странноприимством, ходить за больными, пещись о бедных. Потом расхваливают подвиг совершенного уединения и безмолвия; и всякого рода злые плевелы насевают в сердце подвижника благочестия; только бы извергнуть его из духовной ограды отеческой и, извлекши из благотишной пристани, отбросить в неистовствующее душетленною бурею, море. Если, наконец, успеют в этом, то, забрав его в свою власть, как пленника, заставляют его действовать по их злым хотениям» (Добротолюбие. III т. Феодор Едесский, 44). VIII

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010