ГЛАВА 38. О том, что если кто внимает себе и промыслу Божию, того благодать часто учит всему, что нужно, — даже через людей простых и безвестных; а кто смиренномудр, тот готов учиться даже у первого встречного 1. Из жития преподобного Ефрема Великий Ефрем все свое время посвящал размышлениям ° божественном: постоянно созерцал умом день судный и непрестанно плакал. Поэтому он, по слову Псалмопевца, «удалился, бегая» от всякого житейского шума, смятения и суеты, и «водворился в пустыне» (Ср.: Пс.54,8). Для назидания и душевной пользы он переходил с места на место, ибо к этому его побуждал Дух Божий. И вот однажды он оставляет свою отчизну и по велению Божию, словно новый Авраам, достигает града Едесского. А пришел он туда как для поклонения тамошним мощам и святыням, так и ради встречи с кем–нибудь из мудрых людей, дабы вкусить там плод знания. Об этом он и просил Бога в следующей молитве. «Иисусе Христе, Владыка и Господи всяческих, удостой меня по прибытии во град Едесский встретить там такого человека, кто бы мог мне что–то сказать для назидания и пользы души». Так он помолился при входе в город и вошел в ворота. При этом он ни на что не отвлекался, хранил сосредоточенностъ ума и об одном лишь только думал: как такого человека найти, что у него спросить и какую извлечь из этого пользу. Так он шел и все думал об этом, как вдруг попадается ему навстречу женщина, да еще и блудница. А было это от Бога: ведь Он зачастую неизреченным и тайным образом созидает противное противным. Так вот, когда святой Ефрем, против всякого ожидания, столкнулся с блудницей, он остановился и посмотрел на нее растерянно и пристально. Смятение и скорбь охватили его душу: неужели то, чего он просил, не исполнится и все выходит наоборот? А блудница, когда заметила, что на нее смотрят, ответила ему еще более дерзким взглядом. Когда они уже долго так друг на друга смотрели, великий, наконец, решился дать ей урок и призвать ее к тому стыду, который подобает иметь женщине. — Ну и что дальше, женщина? — спросил он ее. — Смотришь тут на меня такими бесстыдными глазами и даже не краснеешь?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Восточные епископы воскликнули: «это правый суд». Некоторые из епископов воскликнули: «возражается. Есть (за дверями обвинители его; пусть велят им войти». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «пусть войдут) желающие обвинить почтеннейшего епископа Иву». И вошли Феофил диакон, и Евфрасий, и Антиох, и Авраамий. Диакон Феофил сказал: «просим прочитать, что было сделано касательно Ивы в Берите, чтобы вы узнали, что он осужден справедливо». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «ты вошел для того, чтобы обвинить почтеннейшего епископа Иву, или, как подвизающийся за веру, добиваешься прочтения деяний»? Диакон Феофил сказал: «обвинители известны, но их здесь нет. Я – диакон, и знаю силу города. И если я стану обвинять, а свидетели не присутствуют, он отвергнет». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «можешь ли ты представить письменные доказательства на что-нибудь»? Диакон Феофил сказал: «я имею документы, составленные касательно него в Берите и в Ефесе. Вот и господин Фалассий, боголюбезнейший епископ, знает; он, принявший донесение, сам присутствует (здесь); пусть он будет спрошен: по какому делу сам он осудил его? И господин Евсевий здесь, и знает». Евсевий, почтеннейший епископ Анкиры галатийской, сказал: «я не принимал донесения, а слышал, когда оно было читано в Ефесе; это многословная бумага И содержит в себе заявления многих человек. Если же у него есть документы, как (бывает) в иске, он должен показать (их); потому что и вместе с толпою был слушателем». Фалассий, почтеннейший епископ Кесарии каппадокийской, сказал: «мы слушали вместе со всеми». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «присутствовал ли тогда почтеннейший Ива при вашем слушании»? Почтеннейшие епископы Фалассий (Кесарии каппадокийской) и Евсевий (Анкиры галатийской) сказали: «не присутствовал». Почтеннейшие епископы (восточные и понтийские) воскликнули: «отсутствующего никто не осуждает». Диакон Феофил сказал: «пусть истина будет показана на святом соборе. И господин Евстафий говорит, что ввели трех и шесть и двенадцать свидетелей по поводу изречения, которое он высказал, именно: «я не завидую Христу, сделавшемуся Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

«Правильно полагать, – читаем у Леонтия 1059 , – что в анафематстве против несчастнейшего Нестория (ибо он истинно несчастен, как один принявший осуждение смерти, меч, занесенный над ним другими) вместе отлучены и сами они (то есть его предшественники по заблуждению). Ибо в ученике совершенном, как говорит Писание, подобно своему учителю, они принесли свои плоды». Ревнитель Православия, Леонтий не мог примириться с этой безнаказанностью главного виновника несторианства, и мы между строк у него ясно читаем призыв к поднятию вопроса об осуждении Феодора и его сочинений. Старания Леонтия были не безуспешны: постепенно начало разрастаться антинесторианское движение среди православных и закончилось публичным осуждением и отлучением Феодора и его сочинений, а вместе с тем и сочинений лиц, обнаруживших до некоторой степени солидарность с его взглядами – Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Такого благоприятного результата от своей полемической агитации Леонтий не мог, конечно, и ожидать. Но для него вообще было важно то, чтобы христианское общество выяснило наконец себе, откуда течет мутная волна несторианского нечестия, сознало его опасность и перестало поддаваться обольщениям сладкоглаголивых лжеучителей, перестало легкомысленно покидать тихую пристань и чистые воды церковного Православия. Такие результаты всегда были венцом желаний нашего автора, главным импульсом его полемических трудов. Ничуть не менее, чем несторианством и его представителями, Леонтий был занят монофизитством и его вождями. Симпатии к эти секте на Востоке были несомненны и глубоки, особенно в Палестине которая всегда стояла в идейной зависимости от Александрии, этого главного гнезда монофизитства. Борьба с последним доставалась Леонтию труднее, нежели с несторианами, которые встречали себе сочувствие только в последователях антиохийской школы и в «западниках», то есть в приверженцах Западных латинских богословов, тоже придерживавшихся антиохийского направления 1060 . Учитывая это последнее обстоятельство, Леонтий справедливо полагал, что самым действенным средством к ослаблению монофизитства и подрыву его успехов может служить указание на его близость к несторианству, на идейное родство с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Смирило это слово инока, пал он к ногам старца и просил прощения за осуждение. Понял он, что только за свои грехи даст человек ответ Господу, и только их надлежит ему исповедовать. Кто умалчивает перед старцем о своих страстях, тот не получает духовного врачевства и остается неисцеленным. Ученик сам себя должен обвинять и осуждать перед старцем, чтобы получить наставление в борьбе с тем или иным душевным недугом. Когда инок не следит за собой, помыслов своих не примечает или если и примечает, да не открывает их своему старцу, – тогда под влиянием бесовских нашептываний он начинает осуждать братию, мня себя святым, а их – развращенными. Духовник есть духовный врач и наставник, поучающий своих чад духовной жизни, поэтому его келья открыта днем и ночью для всех имеющих нужду в наставлении и вразумлении в случае недоумений, мысленной брани и различных соблазнов, встречающихся в жизни всякого подвижника. Епитимию нельзя не исполнять. Сам архиерей от нее разрешить не может. Грехи нужно исповедовать подробно. Будем прибегать к исповеди не с оправданиями, дабы убедить духовника в том, что мы не виновны или что другой нас подтолкнул на грех. Но будем приходить с покаянием, с сокрушением и смирением. Каждый раз, когда упадем, надо прибегать к исповеди (святой Анфим Хиосский). Самые маловажные грехи достойны великого наказания. Исповедание греха есть избавление от него. Многие думают: вот бы, дескать, жить к старцу поближе. Да дух-то выше тела, и больше предан старцу тот, кто близок духом, а не телом. Иуда телесно был самым близким ко Господу – и не увидел вечной жизни, а князь Едесский Авгарь никогда не видел Господа, но был предан Ему всей душой и улучил вечное спасение. Меланхолик возится и занимается только собой. Грешник, который кается и исповедается, перестает пребывать в себе. Вот то великое, что имеет наша вера: исповедник, духовный отец. Не возвращайся к тому, в чем исповедовался старцу и в чем получил прощение (старец Порфирий). Как же вы доверите свою душу и всю жизнь человеку малоизвестному? Да как же это новоиспеченный старец возьмет вас? Чему он будет учить вас, когда сам не имеет понятия о старческом пути? Спрашивать старцев и по самосмышлению не исполнять их советов – грешно, по немощи не исполнять – простительно, а укорять себя, если не исполняешь – спасительно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Набожная паломница спрашивала меня о духовных значениях драгоценных камней. В этот раз я вспомнил, что в толковании Апокалипсиса, которое написал Св. Андрей Критский , цветность этих камней применена к Св. апостолам Христовым, и рассказал ей, к какому апостолу какой присвояется камень. 1 . Яспис соответствует апостолу Петру. 2 . Сапфир синеголубый, как небо, приличествует апостолу Павлу, восхищенному до третьего неба. 3 . Халцедон или анеракс приравнивается к апостолу Андрею, воспламененному Духом Святым. 4 . Смарагд зеленый придается Иоанну Богослову в ознаменование того неувядающего дара слова и проповеди , который свыше дается верующему в Господа. 5 . Сардоникс, имеющий цветность ничего не чувствующего ногтя, пристоен апостолу Иакову, который паче других умерщвлял плоть свою ради Христа. 6 . Сардий (сердолик ) огнецветный, лоснящийся, врачующий боли и раны от железа, знаменует красоту добродетели апостола Филиппа. 7 . Хрисолит золотистый с слабоватым отливом зеленым усвояется апостолу Варфоломею, украшенному разными добродетелями. 8 . Вирилл морецветный придается апостолу Фоме, плававшему по морю в Индию для проповеди. 9 . Рубин, красный как уголь, означает душу евангелиста Матфея, воспламененную ревностию по Боге. 10 . Хрисопрас, цветностью гуще цветности золота, придается апостолу Фаддею, который благовествовал едесскому царю Авгарю о царстве Христовом, ценнейшем паче золота, и об умерщвлении плоти и страстей, которого символом служит овощ прас (растет на Афоне в огородах тамошних монастырей). 11 . Яхонт синевоздушного цвета соответствует апостолу Симону Зилоту, мудрствовавшему горнее, небесное и жаждавшему дарований Христовых. 12 . Аметист приравнивается к апостолу Матфию, избранному на место Иуды предателя и сподобившемуся божественного огня при раздаянии апостолам огненных языков 117 . Когда я рассказал все это и прибавил, что в серебрено-позлащенные венцы апостолов надлежит вделывать, среди прочих дорогих камней, тот большой камень, который приличествует каждому из них и что пристойно украшать металлическую ризу на иконе Спасителя всеми вышепоименованными камнями в память 12 апостолов Его, тогда внимательная паломница попросила меня кратко написать ей для памяти название драгоценного камня у имени каждого апостола. Я вырвал из путевой тетрадки своей листок бумаги и написал ей:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В дальнейшем апостол Фаддей, проповедуя Евангелие, пришел к Авгарю, полностью исцелил его и крестил 117 . Тогда князь разбил идолов, стоявших перед вратами города, а над самими вратами поместил оный убрус с [нерукотворенным] образом Христовым. Для убруса сделал он деревянную основу, обрамил его золотым окладом и украсил жемчугом. А под этой иконой на вратах князь сделал такое надписание: «Христе Боже, никто из уповающих на Тебя не постыдится». Впоследствии один из правнуков Авгаря восстановил идолопоклонство. И епископ Едесский пришел ночью и замуровал сию икону над вратами города. С того времени прошли века. В правление императора Иустиниана персидский царь Хозрой осадил Едессу. Город оказался в трудном положении. Тогда явилась Пресвятая Богородица едесскому епископу Евлавию и поведала ему тайну о замурованной и забытой иконе. Нерукотворенный образ был обретен, а персидское войско побеждено его силой. О Боже дивно-чудный, Ты тайны открываешь И несказанной радости богатство нам являешь. У озера Ты некогда изрек обетование, Язычникам заблудшим дал благое упование: Придут с востока многие и с запада вселенной И с Авраамом за трапезу сядут дерзновенно. Сыны же царства будут ввержены во тьму кромешную 118 – Они не потрудились переделать душу грешную: Жестокие сердца их полны злобы кровожадной, И помыслы их скверны, и деянья неприглядны. И вот Господне слово непреложно совершилось, И сказанное тайно – среди бела дня явилось: Смотрели иудеи Господу в лицо с притворством; Их души богоборчеством полны и непокорством, Хоть льстят они Христу и лицемерно славословят, Но за спиной уж смерть Ему коварную готовят. А князь Авгарь, что родом был из мест чужих и дальних, Проказой пораженный, проводил и жизнь печальную; Не помогали идолов бездушных изваяния, Но жаждал исцеленья он и жаждал покаяния. Услышал вдруг о дивных он Христовых чудесах И Богом исповедал Христа Спаса в небесах, Сошедшего в дольный, ставшего одним из нас, – Чей Лик Нерукотворный послан был царю тотчас. К нему он приложился с превеликим упованьем, Обрел души и тела скорое уврачеванье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Запечетлеже Иисус Христос Бог наш послание се семию печатии...» Далее следует «сказание 7 печатии» 44 . В другой редакции сказания об образе и посланиях соединяются между собой в следующем виде. Представляется, что Авгарь, страдая проказой и расслаблением в теле, послал к Спасителю послание с Ананией, в котором просил Спасителя прийти к нему исцелить его и предложил Ему свой город Едес для убежища от преследований иудеев. Спаситель поручил Анании передать Авгарю, что Он не может прийти к нему, так как Он должен исполнить волю Пославшего Его, но что Он пришлет для исцеления его одного из учеников своих, Фаддея. Услышав это, Авгарь послал в Иерусалим Луку скорописца списать образ Спасителя. Спаситель, изобразив свой лик на плащанице, послал его в Едес с апостолом Фаддеем. Когда Фаддей, вместе с Лукой, принесли нерукотворенный образ в Едес, произошло от него множество чудесных исцелений, исцелился и Авгарь от своей болезни и, крестившись сам, крестил и весь свой город Едес. Затем, в этой редакции рассказывается о перенесении образа из Едеса в Царьград. Такой характер имеет редакция, напечатанная С. Новаковичем в Starine, кн. XVI, str. 60–63: «Епистолиа Авгара цара послана (с) Ананием брьзоходцем к Господу Богу нашему Иисусу Христу; отписание Господа нашего Иисуса Христа, посланное Ананием брьзоходцем к Авгару цару в град Едесски; о светем убрусе Господны и о кирамиди и о чудесем бывшим о нем». Такая же редакция находится в Солов. сборнике XVI в. 804 и Солов. Торжественнике XVI в. 1050 (по этому Торжественнику она ниже напечатана). – В третьей редакции, приписываемой Константину Порфирогениту, соединяются все другие редакции сказания об образе и посланиях и изображается вся их история 45 . В старом славянском переводе она была напечатана в Соборнике 1642 г. (ниже мы печатаем ее по Соловецк. Торжественнику 1050). Недавно сделалась известной еще грузинская редакция сказания о переписке и нерукотворенном образе, которая помещена в конце грузинского Гелатского Евангелия XII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Тихонравова 42 . Здесь помещены сначала рассказ о нерукотворенном образе, а потом переписка Иисуса Христа с Авгарем. Представляется, что Авгарь, князь Едесский, услышав о чудесных исцелениях Спасителя, послал Луку скорописца списать Его образ; но Лука не мог списать образ; тогда сам Спаситель, изобразив свой лик на убрусе, послал его к Авгарю с апостолом Фаддеем. Получив образ и исцелившись от своей болезни, Авгарь послал к Спасителю послание, с приглашением Его в Едес, указывая на то, что иудеи, по своей злобе, хотят погубить Его. Отвечая на это послание, Спаситель написал Авгарю, что он не может прийти к нему, что он должен исполнить волю пославшего Его Отца и своими страданиями и смертью спасти род человеческий. Точно в таком же виде и порядке помещено сказание о нерукотворенном образе и посланиях в Соловецком сборнике XVI-XVII в., 811. (Ниже оно напечатано по этому сборнику). Особенность этой редакции, сравнительно со сказаниями Евсевия и других древних писателей, составляет то, что в ней к тексту посланий Авгаря и Спасителя сделано прибавление о том, что послание Спасителя написано Его рукой и запечатано было семью печатями, что оно тех, кто его имеет при себе и читает, спасает от разных болезней и несчастий. «Сеже послание, идеже аще будеть, или на пути, или на мори, или на рати, или на при, или в напасти, или огнем жгому, или тресавицею боля, или пены точаща или неисцельныя страсти имуща, или яже им подобна суть, да разрешатся си вся о Христе Иисусе Господе нашем. Будиже носити написание се на собе 43 . Чисту огребатися от всякиа вещи лукавые, на благоисцеление, на радо известоу. Имьже написано бяше рукою Господа нашего Иисуса Христа, милостивого и милосердого человеколюбца Бога, приходит на болящаго, со страхом божиим прочитает трижды послание се над болящим, посемь речет болящему, Господь Бог наш воздвигнет тя, воздвигнувый Авгаря о одра болна суща, лежащу ему 7 лет. воздвигни раба твоего сего имярек, яко верен имя твое призывает, и тое носящаго послание се на собе, и прочитающа мною, грешным рабом твоим имярек, даждь ему быти во очищение души и телу, да послужит ти вся дни живота своего, истиною и правдою, яко ты еси человеколюбец Христе Боже наш, наказая паки и целяя, яко тобе славу возсылаем отцу и сыну.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

1) Exempli synodi habitae Romae episcoporum XCIII ex rescripto imperiali. Damasus Valerianus Vitalianus Aufidius Paeanius Victor Priscus Innocentius Abundios Theodulus et ceteri, qui ad audiendam causam Auxentii exponendamque fidem in urbe Romae convenerunt, episcopis catholicis per Orientem constitutis in domino salutem. Confidimus etc. Вполне законченное, послание это заключается припиской: ego Sabinus diaconus Mediolanensis legatus de authentico dedi. Затем следуют всякий раз под рубрикой item ех parte decreti, три, только фрагментарно выписанные, письма, начинающиеся 2) ea gratia, 3) illud sane, 4) non nobis Наконец, следует приписка: Explicit haec epistola vel expositio synodi Romanae habitae sub Damaso papa et transmissa ad Orientem, замыкающая весь этот отдел. Как слова этой приписки, которая не принадлежит к акту, так и те, которые непосредственно за ней следуют и составляют вторую часть, – не документ, но историческое сообщение. II. in qua omnis Orientalis ecclesia facta synodo apud Antiochiam consona fide credentes et omnes ita consentientes eidem super ex positae fidei singuli sua subscriptione confirmant, после чего следуют подписи Мелетия антиохийского , Евсевия самосатского, Пелагия лаодикийского, Зенона тирского, Евлогия едесского, Бематия мальского и Диодора тарского, и наконец, краткая заметка: similiter et alii CXLVI Orientales episcopi subscripserunt, quorum subscriptio in authentico hodie in archivis Romanae ecclesiae tenetur. Expl. synodus Romana et Antiochensis. Confidimus, дошедшее до нас также в греческом переводе у Созомена и Феодорита 2661 , есть ни что иное, как послание римского собора от лета 372 года, отправленное на восток при посредстве диакона Сабина Афанасию Великому , а также иллирийским епископам 2662 . Послание это было переслано Афанасием Василию, который, воспользовавшись благоприятным случаем, при посредстве того же Сабина отправил на запад несколько своих писем с просьбой протянуть руку помощи восточным и признать православие Мелетия и младоникейцев 2663 . Ответом на эти письма явилось высокомерное, римское послание от 373/374 года, содержание которого легко реконструируется благодаря 156 письму Василия. Каков, впрочем, был ответ, можно догадаться из того, что привезший его в Антиохию пресвитер Евагрий отказался иметь какое-либо общение с Мелетиевым диаконом Дорофеем и объявил мелетианскому клиру в Антиохии римское требование о безусловном признании никейского символа 2664 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Opusculum de anima (CPGS 7717; TLG 2892/113) Loci communes (CPGS 7718) 1623 . Phillips М. B. Loci communes of Maximus the Confessor. Vaticanus Graecus 739 (Greek Text). Ph. D. Dissert. Saint Louis University. 1977. 745. [Summary: DA 1978. 39. 1529А-1530А]. 1624 . Phillips М. B. Some remarks on the manuscript tradition of the Maximus Florilegium//Illinois Classical Studies. Urbana 1982. 7. 261–270. 1625 . Tartaglia L. Il florilegio di Massimo nel codice Neap. Gr. III В 34//RSBN. 1977–1979. 14–16. 19–31. Hymni (CPG 7719; TLG 2892/114) Переводы собраний сочинений на новые языки 1626 . Максим Исповедник , преп. Творения/Пер., вступ. статья, комм. Сидорова А. И. М. 1993. 1: Богословские и аскетические трактаты. 353; 1993. 2: Вопросоответы к Фалассию: 1: Вопросы I-LV. 284. Ср. 4 .1557. 1627 . Maximus Confessor. Selected writings/Transl. by Berthold G. C. Ν. Y. 1985. XVI, 240. (Classics of Western Spirituality). Abrahamse//ChHist 1986. 55. 223–224. 1628 . Maxime le Confesseur. L’agonie du Christ/Introd. Léthel F.-M.; biographie, trad., index, guide thématique et glossaire Congourdeau M.-H. P. 1996. 149, 4 ind. (Les Pères dans la foi. 64). [Пер. 6 соч.]. 1629 . Maximus der Bekenner. Drei geistliche Schriften. Einsiedeln 1996. 116. (Christliche Meister. 49). 1630 . Maximus Confessor. Il Dio-uomo. Duecento pensieri sulla conoscenza di Dio e sull’incarnazione di Cristo/A cura di Ceresa-Gastaldo A. Milano 1980. 122. (Già e non ancora. 66). Lupieri//RSLR 1981. 17. 127; Valgiglio//Maia. Rivista di letterature classiche. Bologna 1982. 34. 94–96. 1631 . Maximus Confessor. Umanità e divinità di Cristo/A cura di Ceresa-Gastaldo A. Roma 1979. 172. (Coll. di testi patristici. 19). Maggio//Sal 1980. 42. 905. Исследования (кроме относящихся к отд. текстам) 1632 . Буланин Д. М. Реконструкция древнерусского сборника XIII в.//Исследования по древней и новой литературе. Л. 1987. 342–345. [Соч. Максима Исп., Феодора Едесского, Нила Синайского ]. 1бЗЗ. Василий (Осборн), еп. Философский дискурс и богословская интуиция ( Дионисий Ареопагит и Максим Исповедник )//Богословие и философия: аспекты диалога. Сб-к докладов конференции «IX Рождественские образовательные чтения» (25.01.2001, Ин-т философии РАН). М. 2001. 88–96.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010