Каждая из служб суточного круга имеет свою тематику. Темы вечерни и утрени мы уже вспоминали. Тексты повечерия вводят нас в правильное духовное состояние перед отходом ко сну: призывают к покаянию в соделанных за день грехах, напоминают о быстротечности этой временной жизни и Страшном Суде. Полунощница, совершаемая в полночь или в другой час ночи до рассвета, установлена в воспоминание Гефсиманской молитвы Спасителя ( Мф.26:30-46 ). Ее основная тема – Второе Пришествие Христово. Оно, по преданию, основанному на притче о десяти девах ( Мф.25:1-13 ), будет в полночь, о чем напоминает известное песнопение полунощницы «Се, Жених грядет в полунощи…». Тексты полунощницы, по словам архиеп. Аверкия Таушева , располагают нас к духовному бодрствованию в ожидании нечаянного Второго Пришествия Христова (2, с. 51). При совершении первого часа вспоминается суд Пилата над Господом ( Мф.27:1-2 ), а также возносится благодарение Богу за наступившее утро и испрашивается Его помощь на грядущий день. Третий час – это час ниспослания Святого Духа на апостолов ( Деян.2:1-15 ). На шестом часе вспоминается распятие Спасителя, на девятом – Его Крестная Смерть. Темы часов ясно отражены в их тропарях, которые очень красиво поются Великим постом. Тропарь первого часа: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». Тропарь третьего часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа, в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися». Тропарь шестого часа: «Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас». Тропарь девятого часа: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас». Неизменяемые (повторяющиеся изо дня в день) части служб суточного круга содержатся в Служебнике и Часослове. В основном, это тексты библейские, то есть взятые из Священного Писания (3, с. 46). Кроме неизменяемых для каждого дня молитвословий в службы вводятся изменяемые тексты, которые отражают священные воспоминания, связанные с конкретными днями седмицы (2, с. 52). Эти тексты составляют седмичный круг богослужения.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Когда в колонии достроили храм, раз в две недели стал приезжать священник и служить Литургию. Отец Николай Ерошенков привозил с собой много духовной литературы, и постепенно сложилась хорошая библиотека. Я с жадностью читал эти книги, в том числе о таинстве Покаяния. Так я начал переосмыслять свою жизнь. А потом состоялась генеральная исповедь. Она заняла школьную тетрадку. Я почувствовал, как обновилась душа, словно с нее свалился огромный камень. В колонии была тяжелая, гнетущая обстановка. Я отбывал наказание с рецидивистами, которые грезили о новых преступлениях на свободе, и мы, прихожане храма святого апостола Андрея Первозванного, чувствовали себя как в банке с пауками. Вскоре я узнал, что при ПСТГУ существует дистанционное обучение основам православной веры для осужденных. Я и еще некоторые мои товарищи поступили на эти курсы. Благодаря полученным знаниям наша общая молитва и участие в таинствах стали осознанными, мы научились по-христиански относиться к разным жизненным ситуациям и реагировать на них. Например, когда администрация не пускала в колонию священника и запрещала нам молиться в храме, мы просили Бога дать нам сил и смирения относиться к этому спокойно. Знания, которые мы получили на курсах, открыли нам истинное толкование Священного Писания, как следует понимать и исполнять слова Христа, которые у многих вызывали недоумение, например враги человеку домашние его (Мф. 10, 36) или кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 39). Фундаментом нашего образования стало «Четвероевангелие» архиепископа Аверкия (Таушева). Кроме того, обучение сплотило нас и укрепило в вере. Мы также обсуждали между собой различные духовные вопросы, и это привлекло в храм других осужденных, им стало интересно. На службы приходило все больше людей, и в большие праздники некоторые даже стояли на улице. Вначале община насчитывала около 10 человек, но постепенно выросла до 80 (это приблизительно 10% от всех заключенных). При мне за пять лет курсы по разным предметам (нравственное богословие, история Вселенской и Русской Православной Церкви и др.) окончили примерно 100 человек и 30 человек в колонии-­поселении, где я провел последние три года.

http://e-vestnik.ru/db/pravoslavnoe_obra...

Когда в колонии достроили храм, раз в две недели стал приезжать священник и служить Литургию. Отец Николай Ерошенков привозил с собой много духовной литературы, и постепенно сложилась хорошая библиотека. Я с жадностью читал эти книги, в том числе о таинстве Покаяния. Так я начал переосмыслять свою жизнь. А потом состоялась генеральная исповедь. Она заняла школьную тетрадку. Я почувствовал, как обновилась душа, словно с нее свалился огромный камень. В колонии была тяжелая, гнетущая обстановка. Я отбывал наказание с рецидивистами, которые грезили о новых преступлениях на свободе, и мы, прихожане храма святого апостола Андрея Первозванного, чувствовали себя как в банке с пауками. Вскоре я узнал, что при  ПСТГУ  существует дистанционное обучение основам православной веры для осужденных. Я и еще некоторые мои товарищи поступили на эти курсы. Благодаря полученным знаниям наша общая молитва и участие в таинствах стали осознанными, мы научились по-христиански относиться к разным жизненным ситуациям и реагировать на них. Например, когда администрация не пускала в колонию священника и запрещала нам молиться в храме, мы просили Бога дать нам сил и смирения относиться к этому спокойно. Знания, которые мы получили на курсах, открыли нам истинное толкование Священного Писания, как следует понимать и исполнять слова Христа, которые у многих вызывали недоумение, например " враги человеку домашние его " (Мф. 10:36) или " кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую " (Мф. 5:39). Фундаментом нашего образования стало " Четвероевангелие " архиепископа Аверкия (Таушева). Кроме того, обучение сплотило нас и укрепило в вере. Мы также обсуждали между собой различные духовные вопросы, и это привлекло в храм других осужденных, им стало интересно. На службы приходило все больше людей, и в большие праздники некоторые даже стояли на улице. Вначале община насчитывала около 10 человек, но постепенно выросла до 80 (это приблизительно 10% от всех заключенных). При мне за пять лет курсы по разным предметам (нравственное богословие, история Вселенской и Русской Православной Церкви и др.) окончили примерно 100 человек и 30 человек в колонии-­поселении, где я провел последние три года.

http://patriarchia.ru/db/text/6089759.ht...

Личность отца Германа столь неординарна, что и в большой книге всего не рассказать. К тому же, нужно еще время: как сказал поэт, «лицом к лицу лица не увидать» - всего год прошел в нашей разлуке с ним. Глеб (его мирское имя) Подмошенский - сын новомученика Димитрия Подмошенского, который был арестован и умучен видимыми бесами в человеческом образе в концентрационном лагере в Воркуте за то, что тот был сыном богатого человека, содержавшего в Царское время России от своих доходов женский Спасо-Казанский монастырь в городе Острове под Псковом. Дед отца Германа, Александр Михайлович Фокин, создатель Троицкого театра в Санкт-Петербурге, ставил спектакль перед святой Царской Семьей Государя Николая II, за что был удостоен августейшей благодарности и личного рукопожатия. То рукопожатие, придя домой, Александр Михайлович передал маленькому Глебу. И, таким образом, все бравшие благословение у отца Германа имеют соприкосновение со святым Царем через два рукопожатия. Это - о земных корнях Батюшки, по плоти. А по духу отец Герман был учеником и духовным последователем нескольких современных подвижников чистой и святой жизни. Своей духовной аммой собратья и сотаинники отцы Герман и Серафим (Роуз) называли Елену Юрьевну Концевич, племянницу духовного писателя Сергея Александровича Нилуса, супругу профессора Ивана Михайловича Концевича, по наработкам которого они составили книгу «Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси» и которую выпустили под его именем. Елена Юрьевна была в свою очередь духовной дочерью духовника святой Царской Семьи архиепископа Полтавского Феофана (Быстрова), Нового Затворника, а также старца Нектария Оптинского. Другой духовный наставник отца Германа - отец Адриан (позже владыка Андрей) Рымаренко, тоже был учеником старца Нектария. Под его епитрахилью старец Нектарий перешел в лучший мир. В Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле будущий отец Герман учился под окормлением выдающегося архиерея - владыки Аверкия (Таушева), диплом защищал у талантливейшего профессора Ивана Михайловича Андреева. Там, в монастыре в Джорданвилле (Иордановой веси - по-русски), молодой семинарист пользовался духовными советами отца Владимира (Сухобока), по благословению которого стал посредством переписки духовным сыном афонского старца Никодима Карульского - опытного делателя Иисусовой молитвы, ученика карульского старца Феодосия, академика, который в свою очередь состоял в духовном общении со святителем Игнатием (Брянчаниновым). Позднее отец Герман побывал на Афоне, пожил там у старца Никодима, и результатом той поездки стало издание поучений старца об Иисусовой молитве.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Молитва святителя Игнатия (Брянчанинова), читаемая до и после прочтения Священного Писания: «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». По поводу последней от себя добавлю, что она также читается с присовокуплением главы из Святого Евангелия в какой-нибудь скорби или неприятности. На собственном опыте убедился, что очень помогает. И милосердный Господь избавляет от всяческих обстояний и неприятностей. Некоторые отцы рекомендуют читать эту молитву с евангельской главой каждый день. Конечно, желательно читать не только Святое Евангелие, но и толкования святых отцов, так как многое из Священного Писания нам может быть непонятно по причине древности происходящего, многое по нашей духовной неопытности. Это «Беседы на Евангелие от Матфея» святителя Иоанна Златоуста; толкование на Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского; «Толкование Евангелия» Б. И. Гладкова, высоко оцененное святым праведным Иоанном Кронштадтским; труды архиепископа Аверкия (Таушева), митрополита Вениамина (Пушкаря), Толковая Библия Ветхого и Нового Заветов Александра Лопухина, иные сочинения. Припадем же, братия и сестры, сердцами, «алчущими и жаждущими правды», к чистому животворному роднику Священного Писания. Без него душа обречена на увядание и духовную смерть. С ним она расцветает, словно райский цветок, напоенный словесною живительною влагой, достойный Царствия Небесного. скрыть способы оплаты Комментарии Галина 11 января 2024, 12:10 Как правильно читать, после молитвенного правила, отдельно, утром или вечером Клавдия 11 августа 2023, 07:31 Как правильно читать Евангелие? Хочу читать, но почему то находятся причины, не дающие читать.... Также и псалтирь. Читаю, и забрасываю Евгения 2 апреля 2021, 20:09 Подскажите пожалуйста а какое Евангелие (от кого)читать от уныния

http://pravoslavie.ru/100980.html

Оттуда, в частности, звучит голос архиепископа-ревнителя Аверкия (Таушева): «Весь русский народ несет вину за этот тяжкий грех, совершившийся на Русской земле… Далеко не все русские люди сознали всю тяжесть и губительность этого страшного греха! Многие до сих пор с удивительным легкомыслием относятся к этому страшному событию… Это убийство было продумано и организовано не кем другим, как слугами грядущего антихриста – теми продавшими свою душу сатане людьми, которые ведут самую напряженную подготовку к скорейшему воцарению в мире врага Христова – антихриста… И пока мы не образумимся полностью и не принесем настоящего покаяния Богу, до тех пор мы не можем рассчитывать ни на что хорошее, ни на что подлинно доброе: зло будет только все более и более усиливаться и сгущаться в мире, пока не придет страшная пора явления антихриста, признаки близкого пришествия которого становятся столь явными и очевидными, что только духовные слепцы этого не видят или – вернее – не хотят видеть и замечать». Так, может, пора уже понеже на сей час образумиться?! Когда не просто идет война на Украине, а когда никто не знает, как убедить самих украинцев-малороссов, что их нужно спасать и духовно-умственно исцелять?! Впрочем, только ли украинцев-малороссов!.. Может, уже закончилось Божье долготерпение с упорным невозвращением русского народа к Богу и, очевидно, неким серьезным недоработкам в этом плане в самой Церкви? И не начать ли с того, чтобы по всем церквям Триединой Руси стали читать ежедневно акафист святым Царственным мученикам?! И молитву, разумную, с учетом тонкости обстоятельств, без «победы православного воинства на сопротивныя»: «О спасении единой Святой Руси и избавлении ее от козней чужеземцев, о просветлении заблудших, о преодолении братоненавистничества и мирном мире на Украине, о торжестве православной правды»! Хорошо бы, чтобы такая инициатива изошла от русского архипастырства! Но если и нет, то побудителями могут стать и простые православные христиане – монашествующие, священники, миряне.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/04/po...

Первая глава посвященна историческим аспектам брака. Освящаются такие вопросы как возникновение семейных отношений, установление института брака, приводятся свидетельства Священного Писания и Священного Предания, мнения святых отцов и учителей Церкви. Во второй главе рассматривается отношение к браку во времена древней Церкви и средневековья. Показывается положение брака согласно государст-венным законам. Третья глава посвящена гражданскому браку: причина возникновения гражданского брака и время его возникновения, а так же существующие формы брака согласно государственным законам разных стран. Заключение отвечает на основной вопрос работы: «Является ли гражданский брак блудом, можно ли причащать пары, состоящие в гражданском браке и нужно или необходимо их венчать?» В конце работы приводится список использованой литературы.   ВВЕДЕНИЕ   От начала же создания, Бог «мужчину и женщину сотворил их». Посему оставит человек отца своего и мать, и при-лепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. (Мк. 10:6-9)   Предмет исследования Тема этой работы возникла не случайно. Мнение о том, что брак, не заключённый в Церкви по её правилам, не является браком как таковым, а считается блудным сожительством распространено как в среде русской эмиграции, так и в России. В статье архиепископа Аверкия (Таушева) «Вопросы и Ответы в изъяснение церковного благочестия и душепопечения», читаем: «Допускать ли к Святой Чаше не живущих в церковном браке?» и ответ:  Православные христиане, являющиеся православными от рождения (выделено мною - Д.Л.), но упорно не желающие освятить своего плотского сожительства с лицами другого пола церковным таинством брака, не должны быть ни в коем случае допускаемы к причащению Святых Христовых Таин, чтобы не причаститься «себе в суд или во осуждение». Для православных христиан законным является только брак, заключённый в Церкви и освящённый церковным венчанием. Всякий другой вид плотского сожительства для православных христиан является не более, как греховным блудным сожитием (выделено мною - Д. Л.), за которое они подлежат по канонам отлучению от причащения Святых Христовых Таин на разные сроки в зависимости от свойства и степени греха.

http://bogoslov.ru/article/434998

Разберем несколько конкретных примеров. «Раздел 1.6. Источники сведений о святых. Четьи-Минеи». Автор начинает его так: «Сведения о житиях и характере подвига сонма православных святых содержатся в целом ряде источников. Это Богослужебные минеи, Четьи-Минеи, месяцесловы, прологи или синаксари, святцы и др.» (с. 22). Уже здесь видно, что Никулина абсолютно не понимает, что такое агиографический источник. На самом деле, источниками являются не сборники, перечисляемые ею, а отдельные тексты: мученичества, жития, чудеса и т.п. Это не случайная ошибка: по ходу своего изложения собственно к первоисточникам автор практически никогда и не обращается. В главе 2 читатель с интересом узнает, что в «конце VIII в.» был «разгар иконоборчества». В действительности, в период с 787 по 815 гг. иконоборчество в Византии находилось под запретом. Этим периодом Никулина датирует письмо прп. Феодора Студита некоему Платону. При этом в тексте нет ни ссылки на издание, ни хотя бы номера письма; самое поразительное, что автор книги, посвященной святым, никак не упоминает того факта, что адресат упомянутого письма — также святой, прп. Платон Саккудийский. Читаем дальше. Оказывается, прп. Симеоном Метафрастом были «переработаны и отчасти сокращены многие из остальных 539 повествований». Откуда взяты эти сведения, не известные даже А. Эрхарду и С. Хёгелю, авторам подробнейших исследований о Метафрасте. На чем основано число 539, если Метафраст писал по одному житию на каждый день года? Другой случайно выбранный пример — рассказы автора об апостолах (с. 42-53). Например, «источниками» сведений об ап. Павле Никулина считает «Библейскую энциклопедию» архим. Никифора и работы свящ. Константина Польскова и архиеп. Аверкия (Таушева) — а вовсе не новозаветные Деяния апостолов, Послания ап. Павла, творения церковных авторов II-III вв., апокрифические «Деяния Павла» и т. п. Говоря об ап. Андрее, автор, пересказав новозаветную историю, сразу переходит к рассказу о его путешествии на Русь — и не говорит ни слова ни о его проповеди в Малой Азии, ни о предании об основании Константинопольской кафедры, и т. д. Повествуя об ап. Фоме, Никулина, не указывая источник своих сведений, описывает его проповедь в Восточной Индии — хотя сама же дальше говорит о Малабаре, который, вообще-то, расположен на юго-западном берегу Индийского полуострова. Некритически сведя воедино все сведения об ап. Симоне Кананите (так что бедный студент должен недоумевать, где все-таки проповедовал апостол: в Африке, в Британии или в Персии), автор забывает упомянуть самую близкую нам традицию — предание о его проповеди в Абхазии.

http://bogoslov.ru/article/902501

Сегодня нам необходима сугубая молитва, ибо над народом нависла страшная опасность исчезновения с лица земли. В книге «Подвиг в миру» (М.: Отчий дом, 2006) приводится мнение архиепископа Аверкия (Таушева): «Пренебрежение умной молитвой… есть признак беды: «Это грозное знамение полного упадка духовной жизни, крайнего оскудения умного делания: духовная жизнь подменяется и заменяется жизнью душевной и даже жизнью плотской – животной». С упадком умного делания владыка связывает и прошлые наши, и будущие катастрофы: «Только на почве таких настроений», как забвение умного делания, «и мог иметь успех коммунизм-большевизм, поработивший нашу несчастную Родину, за последние два века своей истории отказавшуюся от столь прежде любимого православным русским человеком умного делания… Отказ человека от самого главного, самого необходимого для его спасения – от внимания к себе и внутреннего делания – не мог пройти ему даром. А то ли еще ожидает человечество впереди…» То, что здесь сказано о нашем отечестве, относится и ко всей постхристианской ойкумене. Все традиционно христианские народы сегодня практически отказались от Христа и заменили Его в своем сердце идолами глобальной потребительской цивилизации мегаполиса-вавилона, «матери блудницам и мерзостям земным». Речь идет о движении в том же самом марксистско-большевистском направлении в его первоначальном наиболее «свободолюбивом» варианте, то есть о тоталитарной вседозволенности, характерной для первоначального большевистского периода принудительной свободы. О женской эмансипации, разрушившей семью и катастрофически сократившей деторождение. Так, идеологи «сексуальной революции», разразившейся в 60-х гг. прошлого века, признаются, что они брали пример у русских большевиков… Антихристианская коалиция иудеев и язычников, зародившаяся во времена апостолов, во времена Христа и впоследствии, подспудно продолжала существовать. Вспомним слова апостолов, возгласивших о том, что все, и первосвященники, и Понтий Пилат, и язычники, и народ иудейский, несмотря на взаимную неприязнь (подобно другой коалиции, антигитлеровской), объединились и собрались на Господа и на Христа Его. Все, и те и другие, гнали апостолов и мучеников. Потом, уже после Константина Великого, Юлиан Отступник поощрял иудеев, чтобы они строили храм, и язычников, чтобы они тоже, вместе с иудеями, были против христианства. А потом, уже во времена Максима Грека, опять подняла голову эта коалиция. То есть на Западе, когда Максим Грек учился в Италии, возник в это время Ренессанс – Возрождение именно язычества с его тенденцией раскованности, вседозволенности, характерной, например, для таких авторов, как Декамерон, Рабле… А в России, с которой также была связана жизнь Максима Грека, была в это время ересь жидовствующих, отрицавшая Божественность Сына Божия, Иисуса Христа. И вот эти две линии в итоге совместились и вылились в богоборческую идеологию, которая в конце концов привела к революциям – французской, русской…

http://pravoslavie.ru/141310.html

Статья 2022 год стал юбилейным для Русской Православной Церкви. 15 лет назад, 17 мая 2007 г. в храме Христа Спасителя в Москве был подписан документ, имеющий историческое значение для Русской Церкви, – Акт о каноническом общении, который поставил точку в десятилетиях разобщенности и противостояния между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей. Подписавшие Акт Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) и митрополит Восточно- Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла) один за другим покинули этот мир уже в следующем, 2008 г., унеся вместе с собой целый пласт новейшей истории Русской Церкви, будто бы призывая делателей последующего времени продолжить начатое ими дело созидания и укрепления единства Русской Церкви. Решением Архиерейского Собора РПЦЗ от 12 мая 2008 г. новым Предстоятелем РПЦЗ был избран архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион (Капрал). На следующий день он был также избран председателем Архиерейского Синода РПЦЗ, а 14 мая 2008 г. утвержден в этих должностях Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Священным Синодом РПЦ . К сожалению, митрополит Иларион не дожил до нынешней знаменательной даты лишь один день, скончавшись 16 мая 2022 г. . Митрополит Иларион (в миру Игорь Алексеевич Капрал) родился 6 января 1948 г. в городе Спирит-Ривер провинции Альберта в Канаде в православной семье украинских эмигрантов с Волыни, эмигрировавших в Канаду в 1929 г. Окончив гимназию в 1966 г., поступил в Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле (штат Нью-Йорк, США), в которой обучался до 1972 г. и которую успешно окончил с академической степенью бакалавра богословия. В том же 1972 г. он поступил послушником в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, выполняя различные послушания, в том числе став келейником архиепископа Аверкия (Таушева) (†1976) . От последнего в 1974 г. принял пострижение в малую схиму с наречением имени Иларион в честь прп. Илариона Печерского, а затем и рукоположение в сан иеродиакона, которое состоялось 4 декабря 1975 г. «В 1976 г. Епископом Манхеттенским Лавром [Шкурлой] рукоположен во иеромонахи. В том же году отец Иларион закончил Сиракузский университет, где был удостоен звания магистра славянских наук и русской литературы. Будущий Первоиерарх был редактором английской версии журнала „Православная жизнь“, работая одновременно наборщиком в монастырской типографии» .

http://bogoslov.ru/article/6194249

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010