1938 г. к Венгрии отошла зап. часть Закарпатья с городами Ужгород и Мукачево, 26 нояб. епископ переехал в г. Хуст, к-рый стал столицей Карпатской Украины. В Мукачеве еп. Владимир оставил администратора - игум. Аверкия (Таушева) , в его ведении оказались архиерейская резиденция и епархиальное имущество, а также номинально все приходы и мон-ри на территории, к-рая отошла к Венгрии. Для управления епархией в новых условиях еп. Владимир реорганизовал Духовную консисторию, включавшую духовный суд, школьное, монастырское и епархиальное управления. Во главе этих подразделений епископ поставил близких к себе людей из местного духовенства. В связи с тем что главой автономного правительства был униат. свящ. Волошин, в церковных кругах опасались, что новая власть может враждебно относиться к правам православных. Но это опасение не оправдалось. 28 нояб. 1938 г. еп. Владимир лично посетил главу правительства Волошина, заявив о лояльности Карпатоукраинскому гос-ву и его правительству. 21 дек. 1938 г. Волошин встретился с делегацией правосл. верующих, в состав к-рой вошли Сербский митр. Иосиф (Цвийович), еп. Владимир (Раич), архим. Алексий (Кабалюк) . Глава делегации митр. Иосиф от имени Синода СПЦ заверил президента в том, что правосл. Церковь будет лояльна к правительству Карпатской Украины и не будет вмешиваться во внутренние дела автономного правительства. Однако уже 25 дек. 1939 г. Синодальный комитет архиеп. Савватия через газету сторонников Волошина «Новая свобода» призывал всех, в т. ч. и «бывших» священников (к-рые были отлучены Савватием), и тех, к-рые имеют богословское образование, обратиться в комитет для участия в Соборе сторонников Савватия. 29 дек. в Хусте состоялось 1-е пленарное заседание Синодального комитета, на котором было ок. 100 чел. Избранная на Соборе делегация встретилась с премьером Волошиным, министром Юлианом Реваем и начальником Мин-ва религии и образования А. Штефаном. Все чиновники обещали делегатам полную поддержку в создании независимой «украинской православной юрисдикции Закарпатья» во главе с Савватием, но из-за захвата Карпатской Украины венгерской армией в марте 1939 г.

http://pravenc.ru/text/2564328.html

В 1954 году будущий архипастырь успешно окончил Свято-Троицкую Духовную семинарию. Выделяясь среди других студентов семинарии своими способностями, он еще до окончания полного семинарского курса (в то время был шестилетний курс) вел преподавание некоторых общеобразовательных предметов на младших курсах, а по окончании стал преподавателем Ветхого Завета и патрологии, которую преподавал до недавнего времени. 2 июня 1958 года отец Лавр был награжден золотым наперсным крестом, а 6 сентября следующего года – возведен в сан игумена с возложением палицы. В 1960 году он был назначен на должность инспектора семинарии. Одновременно в течение ряда лет исполнял в монастыре послушания секретаря духовного собора и заведующего книжным складом и экспедицией монастыря. 21 ноября 1963 года был награжден крестом с украшениями, а 17 апреля 1966 года возведен в сан архимандрита. В том же году, сопровождая архиепископа Аверкия (Таушева, † 1976), отец Лавр совершил поездку в Сан-Франциско, где участвовал в отпевании и погребении святителя Иоанна (Максимовича, † 1966). За почти тридцать лет начиная с 12-летнего возраста отрок Василий прошел все стадии иноческого возрастания – от рядового послушника обители преподобного Иова Почаевского в Карпатах до архимандрита Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Те, кто знал его с тех ранних отроческих лет, отмечали что, несмотря на духовное возрастание и церковно-административное возвышение, в нем не происходило перемены устоявшихся смолоду иноческих свойств. И в сане архимандрита он был тот же, что в сане иеродиакона, – всегда и всем готовый оказать услугу, готовый на любое послушание. Уже будучи инспектором семинарии и читая лекции по одному из серьезнейших предметов, он, если дело требовало, мог и могилу выкопать на огромном монастырском кладбище, и в порядке монашеского послушания на кухне поваром работал, и в коровнике трудился. Вся переписка в монастырской канцелярии была на его плечах, если обстоятельства требовали, он сам вел упаковку монастырских изданий заказчикам. Не было работы, которую он считал неподходящей его сану или положению.

http://religare.ru/2_63226_1_21.html

И свт. Филарет (Гумилевский) тоже возражает: Но Евангелисты ни словом, ни намеком, не указывают на то, что в Иуде было желание скорее воцарить Учителя, хотя такая мысль о нем облегчала бы скорбь их о брате предателе; напротив везде показывают они в Иуде душу алчную до корысти, до денег. Богочеловек свидетельствует: «горе тому человеку, которым сын человеческий предается» ( Мф.26:24 ). А такой строгий суд конечно не относится к провидцу царства Мессиина. Правда, он допускает, что Иуда не хотел предавать Иисуса Христа на смерть (возможно, предполагал, что до этого дело не дойдёт, Иисус сотворит чудо и не потерпит зла, а он разбогатеет сребрениками). Таким образом мотив “отомстить” вероятен, судя по толкованию архиеп. Аверкия (Таушева) , а “воцарить”, суммируем, не нашёл поддержки у авторитетных толкователей. В русском языке слово «предавать» может использоваться не только в значении измены, но и передачи. Какой из смыслов содержится в греческом евангельском тексте? Главное слово, обозначающее предательство Иуды Искариота в Евангелиях, – глагол παραδδωμι – имеет несколько смысловых значений, и русский перевод этого слова может звучать как «передавать», так и «предавать», «выдавать», «отдавать (например, на смерть)». Для нравственной оценки поступка Иуды Искариота эти нюансы не имеют большого значения (он и выдал Христа, «передав» в руки тех, кто пришёл взять Его; и предал Его (изменил Ему). Однако в иных библейских фрагментах глагол «предавать» используется не в негативном, а в возвышенном значении. Бог предает Сына Своего за всех нас ( Рим.8:32 ); Сын Божий предает Себя за людей ( Гал.2:20 ; Еф.5:2,25 )). В новозаветном свидетельстве совмещаются нравственная оценка конкретного поступка Иуды Искариота, совершенного по свободной воле, и указание на объективный смысл происходящего. В чем разница между покаянием Петра и раскаянием Иуды? Анализ подоплеки греха Иуды и греха Петра приводят, в конечном счете, к противопоставлению этих евангельских персонажей, один из которых раскаялся , однако не покаялся в евангельском смысле «перемены ума» и, продолжая пребывать в греховном мраке, отчаялся и удавился, а другой – плакал горько ( Мф.26:75 ) и, исполненный любви ко Христу, прибег к Его милосердию, покаялся, был прощен, получил Господне благословение, стал первоверховным апостолом и засвидетельствовал свою верность Господу мученической кончиной.

http://azbyka.ru/iuda-iskariot

Из стен мастерской вышла плеяда иконописцев рус. эмиграции; среди них - архиеп. Чикагский и Детройтский Алипий (Гаманович), расписавший монастырскую Успенскую ц. и кафедральный собор (Чикаго), иером. Андрей (Эрастов), расписавший собор Александра Невского (Лейквуд), и др. Иконописцы Д. м. расписали Троицкий собор, Успенскую ц. и трапезную мон-ря, Скорбященский собор (Сан-Франциско), выполнили иконостас и икону «Все святые, в земле Российской просиявшие» в синодальном соборе (Нью-Йорк), иконостасы Архангело-Михайловского собора (Патерсон), храма св. прав. Иоанна Кронштадтского (Ютика) и др. Мастерами Д. м. написаны известные в России и зарубежье иконы «Новомученики и исповедники Российские», «Царственные мученики», «Собор Оптинских старцев», свт. Иоанна Шанхайского, блж. Ксении Петербургской, св. прав. Иоанна Кронштадтского и др. Типография В 1918 г. была закрыта типография Почаевской лавры, но впосл. возобновлена бывш. насельником лавры архим. Виталием (Максименко) в основанном им на Карпатах мон-ре прп. Иова Почаевского (Чехословакия). После 1945 г. типография прп. Иова Почаевского была перевезена и в 1947 г. возобновлена в Д. м. В типографии печаталась духовная лит-ра для рус. эмиграции и миссионерская лит-ра на англ. языке. Большое количество духовной лит-ры направлялось и в СССР. Среди книг, выпущенных типографией,- сб. жизнеописаний, составленный протопр. М. Польским , «Новомученики Российские» (1949-1957. 2 ч.), иером. Алипия (Гамановича) «Грамматика церковнославянского языка» (1955), архиеп. Аверкия (Таушева) «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета» (1956. 2 ч.), протопр. М. Помазанского «Православное догматическое богословие» (1963), учебник прот. С. Слободского «Закон Божий» (1967), «История христианской Церкви» Н. Д. Тальберга . В типографии выпускаются периодические издания - «Православная Русь» , «Православная жизнь» (прил. к «Православной Руси»), «Orthodox Life» (с 1950), ежегодный сб. «Православный путь» и «Троицкий церковный календарь», а также офиц. орган Архиерейского Синода РПЦЗ «Церковная жизнь» . Свято-Троицкая ДС

http://pravenc.ru/text/171857.html

Как и следование призывам священника к искреннему покаянию, творению сугубо добрых дел Любви и созидания всего сущего, исправлению наших исковерканных окружающей реальностью и внутренним нестроением душ, подаваемым во время проповеди во время божественной литургии.   Велика сила слова! Особенно когда произносится оно от всей души с амвона так сильно радеющим о нас пастырем. Еще весомее для многих слово архипастыря, произнесенное в первую очередь по сути происходящих вокруг нас событий, а, во-вторых, той фигурой, личностью, что несет в себе действительно яркое горение души, сердца во имя нашего с вами душеспасения и имеет твердое, непоколебимое духовное основание своей пламенной веры. Таково архипастырское послание ко дню Праздника Рождества Христова верным чадам Сиракузской и Троицкой епархии Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) архиепископа Аверкия (Таушева) от 25 декабря 1968 года. Очень многое оно разъясняет нам, нередко забывающим в суете сует главное, что надлежит помнить о рождении, Рождестве Господа нашего Иисуса Христа и как правильно понимать и применять в своей жизни христианина суть события Богорождения. Архиепископ Аверкий (1906–1976) стяжал дар духовного рассуждения, дар различения духов, что позволяло ему безошибочно обнаруживать и обличать самые утонченные духовные подделки и соблазны, которыми переполнен современный мир. Книга знакомит читателя с его жизнью, воспоминаниями и наставлениями. Его предостережения имеют непреходящий характер. Выборочно из той проповеди:   « Вот и вновь дожили мы, милостью Божиею, до этого великого и радостного дня, возлюбленные о Господе братие и сестры, когда в ушах наших и в сердцах наших с особою внутреннею силою звучат слова этого дивного ангельского песнопения, помогая нам отвлечься от окружающей нас мрачной действительности.   Ведь это – день, которого тысячелетиями с нетерпением ожидало все человечество!   Совершилась «велия благочестия тайна» (1 Тим. 3, 16): Бог явился на земле во плоти и вселился между людьми.

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/11/...

Окормлял группы православных верующих в 20 населенных пунктах по всему Марокко. В 1949 г. община РПЦЗ помимо Успенской ц. во временном помещении в Касабланке имела уже Свято-Троицкий храм, устроенный в бараке в пригороде Касабланки Бурназеле, и домовую церковь в г. Марракеше; в следующем году была устроена домовая церковь в подвальном помещении в Рабате. В нач. 1950 г. прот. Митрофан получил указ Архиерейского Синода РПЦЗ о назначении его благочинным и ответил, что он не может принять его ни к сведению, ни к исполнению, т. к. в нем не названы подведомственное ему духовенство и приходы. В 1951 г. по поручению Архиерейского Синода сумел уладить конфликт в русском приходе в Бизерте (Тунис), за что получил от Синода благодарность. После отъезда из Туниса еп. Нафанаила (Львова; впосл. архиепископ) указом Архиерейского Синода от 17 дек. 1954 г. назначен администратором общин РПЦЗ в Сев. Африке с подчинением ему приходов в Марокко, Алжире и Тунисе, был награжден митрой. Руководил строительством нового храма в честь Успения Пресв. Богородицы в Касабланке (освящен в 1958). 29 мая 1959 г. освобожден от должности администратора общин в Сев. Африке и настоятеля прихода в Марокко в связи с переездом в США в распоряжение председателя Архиерейского Синода. В июне того же года прибыл в Нью-Йорк, в окт. назначен настоятелем Свято-Серафимовского храма в Си-Клиффе. Организовал при приходе церковную школу. В 1966 г. избран в Епархиальный совет Восточноамериканской епархии РПЦЗ, исключен из него в 1967 г. В 1967-1975 гг. преподавал на безвозмездной основе апологетику и сравнительное богословие в Свято-Троицкой ДС в Джорданвилле, в 1974-1975 гг. также вел занятия по пастырскому богословию. В 1972-1973 гг., во время болезни архиеп. Аверкия (Таушева) , исполнял обязанности ректора семинарии. Лекции М. отличались глубокой содержательностью, меткие и точные формулировки в них дополнялись многочисленными примерами из жизненного опыта. Прот. Митрофан многократно выступал со статьями и обращениями в русской эмигрантской печати, часть статей была издана в виде сборника в 1983 г.

http://pravenc.ru/text/2563436.html

Особенный интерес для проповедников представляет «Курс академических лекций по теории и практике церковно-православного проповедничества» проф. МДА прот. Александра Ветелева (1949 год). В «Настольной книге священнослужителя» (1986 год) этот труд назван «подведением итогов почти двухвековых исканий русской гомилетики». Автор анализирует процесс зарождения и развития содержания проповеди в душе пастыря, рассматривает влияние пастырского слова на души слушателей. Учебник состоит из вводной, теоретической и практической частей, приложения. Долгое время он использовался в качестве руководства в духовных образовательных учреждениях. Этим же автором был подготовлен краткий «Конспект по гомилетике» (1958 год). Значительный вклад в развитие современной православной Гомилетики внес проф. Софийской ДА Тодор Тодоров (Болгарская Православная Церковь ). В его обширном труде «Омилетика» (1950), состоящем из двух частей, с большой обстоятельностью и подробностью разобраны вопросы, относящиеся к теории и истории церковной проповеди. В первой части изложено учение о личности проповедника, содержании проповедей, об источниках и пособиях, о духе церковной проповеди, ее формах, видах в зависимости от пастырских задач и жизненных обстоятельств, о языке и стиле, подготовке и произнесении проповеди, об организации проповеднической деятельности в Церкви, о руководстве и контроле за ней со стороны церковной власти, о благовестии вне храма. Вторая часть посвящена истории гомилетики. « Руководство по гомилетике » епископа Аверкия (Таушева) представляет конспективно изложенный курс лекций, прочитанных автором в 1951–1959 годах в Свято-Троицкой ДС при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США). В 1999 году вышел в свет труд « Гомилетика. Теория церковной проповеди » еп. Полоцкого и Глубокского Феодосия (Бильченко). Сочинение включает обширное введение, где представлены основные понятия о Гомилетике, а также сведения об истории развития гомилетической науки. Основная его часть представлена разделами: Учение о проповедниках слова Божия; Учение о церковной проповеди; Общая методология пастырской проповеди; Частная методология пастырской проповеди; виды проповеди по содержанию.

http://azbyka.ru/otechnik/chto-chitat-kh...

По его благословению я и приехал в Америку, в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле. Это было в ноябре 1967 года. Среди живописных ферм, лесов и озер стояла заснеженная обитель с прекрасным златоглавым храмом и большим братским корпусом — частичка Святой Руси. Первое время мне пришлось очень нелегко. Я даже заунывал, написал письмо владыке Савве и просил забрать меня к себе в Канаду — послушником. Но он ответил, что если у меня есть стремление стать настоящим монахом, то я  должен остаться в семинарии и с терпением переносить все испытания. После его ответа у меня стало спокойно на душе. Когда обучение подходило к концу, мне уже никуда не хотелось уезжать, настолько я полюбил обитель, монастырскую братию, ректора нашей семинарии архиепископа Аверкия (Таушева), у которого в последние годы его жизни нес послушание келейника. Это был человек глубокой веры и необыкновенной эрудиции. Нас поражала чистота его души и добродушие. По окончании семинарии я немного преподавал, но в основном трудился в монастырской типографии: набирал статьи сначала для англоязычного журнала «Православная жизнь», а потом и для «Православной Руси» на русском языке. Так у меня развивался опыт и наборщика, и корректора, и редактора. — Вы стали одним из самых молодых епископов Зарубежной Церкви — Манхэттенским, потом была Австралия и Новая Зеландия, спустя 15 лет — снова Нью-Йорк. Но уже не тот, что был в конце XX столетия. Век минувший — целая эпоха в истории Зарубежной Церкви. 90 лет она окормляла русских, которые, в стремлении сохранить веру, куда бы ни приезжали, везде первым делом строили храм. Изменилась ли сейчас миссия РПЦЗ? Какие задачи стоят перед Церковью в наши дни? — Мы и сейчас стараемся сохранять то, что нам удалось построить за эти десятилетия: храмы, приходы, миссии и общины на четырех континентах, поддерживать и окормлять верующих. У нас большой фронт пастырской и миссионерской работы в США. Сегодня мы наблюдаем уже пятую волну эмиграции, поэтому опыт миссионерской работы, накопленный в русском зарубежье, востребован и в наши дни. Почти в каждом городе Америки есть русские православные люди, которые нуждаются в духовном окормлении, в общине и священнике. Московский Патриархат, согласно Томосу об автокефалии Православной Церкви в Америке , не имеет права создавать новые приходы на территории США. Наша Церковь не связана такими обязательствами, но нам финансово нелегко строить новые церкви. С помощью Божией, однако, постепенно собираются общины, они находят средства и строят храмы. Среди прихожан много новообращенных — бывших католиков, протестантов, иезуитов, даже сектантов, которые в поисках Истины обращаются к Православию и становятся активными и ревностными членами нашей Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2983759...

По словам святителя, покаяние состоит, во-первых, из сознания своих грехов и исповедания их. Во-вторых, нужно смирение и сокрушение в сердце о грехах. После этого нужны напряжённые молитвы и обильные слёзы. А после молитв нужно великое милосердие, которое делает сильным врачество покаяния 7 . Блж. Феофилакт Болгарский сократил толкования свт. Иоанна Златоуста и поэтому он пишет практически то же самое. Понимания слов «опять обновлять покаянием» как «второго крещения» придерживались и некоторые русские экзегеты. Нужно сказать, что я нашёл только одну отдельную работу по Посланию к Евреям. Другие авторы если и толковали это послание, то либо в курсах по Новому Завету, либо отдельные отрывки, но не Евр.6:4–6 . Если мы обратимся к уже ставшему классическому учебнику архиепископа Аверкия (Таушева ; 1906–1976 гг.), то увидим, что невозможность обновления он понимал как невозможность повторного крещения, а «вновь распинающие» – согрешающие тяжким грехом хулы на Святого Духа. Вот, что он пишет: «Здесь апостол, прежде всего, говорит о тяжести греха отпадения от веры после принятия св. крещения и о невозможности обновления через вторичное принятие этого неповторимого таинства (...) В этих словах ясно видно указание св. апостола на самый страшный грех , который назван Самим Господом хулою на Духа Святого ( Мф.12:31 ). Это – грех ожесточённой нераскаянности, упорного противления Богу, которым грешит диавол и с ним все остальные духи зла, а также и уподобляющиеся им в своей ожесточённой злобе против Бога люди (...) В вышеприведённых словах указываются черты, имеющие в виду людей, высоко поднявшихся по лествице духовного совершенства. Для таких падение бывает особенно тяжким и обращение безнадёжным» 8 . На нравственную неспособность для некоторых возвратиться на путь истины и добродетели, или, по словам апостола «обновиться покаянием» с тонким психологизмом указывает прот. Михаил Иванович Херасков (1836–1901 гг.). Он пишет, что есть вещь, которую невозможно понять нераскаянность дьявола, потому что она совершенно противоестественна. Он не может не понимать, что ведёт неравную борьбу с Богом, и всё-таки продолжает её. В этом для нас какая-то непостижимая тайна.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Полезно прочитать и проанализировать Откровение святого апостола Иоанна Богослова, но строго в соответствии с церковной традицией и святоотеческими комментариями. Такими пособиями могут являться сборник святоотеческих и богословских истолкований, составленный М. Барсовым: «Апокалипсис святого Иоанна Богослова»; а также «Толкование на Апокалипсис» св. Андрея, Архиепископа Кесарийского и «Апокалипсис в учении древнего христианства» Архиепископа Аверкия (Таушева) и иеромонаха Серафима (Роуза). 3. Опробован и другой вариант изучения основ Христианского вероучения. Это изучение смысла и значения церковных праздников в их исторической и логической связи. Для этого используются новозаветные тексты, связанные с великими событиями христианской истории, богослужебные тексты из Октоиха, Миней, Триоди постной и цветной. И, самое главное, репродукции традиционных, написанных темперой, русских или греческих икон. В этом варианте преподавания отсчет ведется с праздника Рождества Пресвятой Богородицы и далее, в хронологическом порядке, освещаются сами события, включая Тайную Вечерю и Воскрешение Лазаря и до Успения Пресвятой Богородицы. Можно добавить и беседы о Воздвижении Креста Господня и Покрове Пресвятой Богородицы. В центре внимания – праздничная икона со всеми изображенными на ней деталями, Евангельское повествование и праздничные тропари и стихиры. Относительно последних, преподавателю предварительно необходимо с помощью словаря церковно-славянского языка и возможных русских переводов богослужебных текстов подготовить материалы, помогающие осмыслить и проанализировать изучаемое. В этом случае изучение Основ православного вероучения осуществляется не только на основе Священного Писания, но и с помощью богослужебных текстов Православной Церкви. Такое изучение православного вероучения позволяет не только осмыслить важнейшие вопросы веры, но и разложить, так сказать, все по полочкам, складывая все в стройную систему православного миропонимания. 4. И, наконец, я хочу рассказать еще об одной системе изучения православного вероучения, очень интересной и эффективной, но практически никем не используемой. Это изучение Христианства исключительно по богослужебным книгам. По такой системе мне удалось три года подряд заниматься с одной группой, ни разу не повторяясь.

http://pravmir.ru/pochemu-veruyushhie-ly...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010