Предмет исследования– эсхатологические доктрины баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы. Цель и задачи исследования Цель исследования– изложить и дать системную православную оценку эсхатологическим учениям баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы. Исходя из этих целей, можно сформулировать основные задачи исследования: 1) сделать обзор источников и литературы об эсхатологии сект протестантского происхождения; 2) дать общую характеристику эсхатологии неопротестантов; 3) выявить причины создания ложных эсхатологических учений; 4) проанализировать основные концепции эсхатологических учений баптистов и пятидесятников и дать им православную оценку; 5) раскрыть ключевые элементы эсхатологии адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы и дать им православную оценку. Теоретико-методологическая основа исследования Теоретико-методологическую основу исследования составляют общенаучные принципы исследования религии: принципы историзма, объективности, всесторонности, конкретности и др. С помощью описательно-аналитического и системного методов в работе выявлено содержание еретических доктрин и предпринята их систематизация. Сравнительный метод позволил сопоставить разные элементы вероучений неопротестантов, а исторический метод отчасти выявил причины этих расхождений. Богословско-полемический метод использован при опровержении еретических лжеучений и изложении положительного православного учения. С учетом предмета и объекта данного исследования, в нем привлекаются работы отечественных и зарубежных историков, религиоведов, социологов, в которых в разной степени затронута данная проблема. Основными теоретико-методологическими источниками работы являются идеи и концептуальные положения, разрабатываемые в трудах святых отцов: свв. Иринея Лионского , Василия Великого , Ефрема Сирина , Макария Великого , Иоанна Златоуста , Андрея Кесарийского , Иоанна Дамаскина , Симеона Нового Богослова , Игнатия (Брянчанинова) , Феофана Затворника , Иустина (Поповича) , Луки (Войно-Ясенецкого) , а также православных богословов: архиеп. Аверкия (Таушева) , А.Д. Беляева , митр. Иерофея (Влахоса) , Ж.-К. Ларше, митр. Макария (Булгакова) , прот. Н. Малиновского , иером. Серафима (Роуза) , еп.  Сильвестра (Малеванского) , прот. Г. Фаста .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Сейчас на курсах обучаются 14 человек, из них некрещеный только один». На Маросейке катехизаторские беседы устроены иначе, чем в Царицыне. Во-первых, их проводят не священнослужители, а компетентные миряне. Светлана, к примеру, несколько лет назад окончила четырехлетние курсы церковных катехизаторов при Духовной академии в Сергиевом Посаде. Училась «для себя», но вот знания пригодились. Темами для катехизаторских бесед становятся в первую очередь не «духовные», а «теоретические» богословские вопросы. «Мы не даем духовных советов, это прерогатива священника, который будет напутствовать человека у купели, — говорит Светлана Орлова. — За основу курса мы взяли Символ веры. Изъясняем каждый член по отдельности, рассматриваем его евангельскую, богословскую, историческую перспективу. Советуем, какую литературу можно почитать». Всего цикл катехизических бесед состоит из восьми занятий. Первый час — лекция, потом чай и ответы на вопросы. Пособия классические: катехизисы митрополита Филарета (Дроздова) , протоиерея Михаила Помазанского , библейские толкования епископа Аверкия (Таушева) и Новый Завет. Есть недовольные Практика катехизации перед крещением возрождается не только в Москве. Саратовская епархия в лице своего предстоятеля епископа Лонгина (Корчагина) может дать фору столичным приходам. На последних «Рождественских чтениях» — крупнейшем православном образовательном форуме — владыка предложил доклад, суммировавший местный опыт за последние несколько лет. В прошлом году Епархиальным советом Саратовской епархии было принято решение ввести во всех благочиниях штатную должность помощника по катехизации, а в городских храмах — штатного катехизатора. Пасха 2010 года стала первой, когда по древнему обычаю накануне праздничной литургии группа мирян, пройдя положенный курс катехизации, за уставным архиерейским богослужением приняла крещение. Из двадцати человек, пришедших на первое занятие, только двое решили отложить свое крещение. Обязательная подготовка к таинствам на всех приходах епархии была введена с лета.

http://azbyka.ru/katehizacija/oglashenny...

Социальные сети искажают восприятие реальности, считают психиатры Не скажите, что интернет уж такая ловушка… я в интернете с мужем познакомилась, конечно, все меня осуждали, что столько времени проводила в сети, но зато теперь счастлива с любимым человеком. А по поводу того, что в живую интересней с друзьями общаться, это, разумеется, так, но что делать, если все они далеко?…. Автор: Чайный  куст Уважаемая Чайный Куст! Проблема интернета – это извечная проблема топора. Топор – явления духовно нейтральное – с его помощью можно дом построить, а можно человека убить. Так и благодаря интернету можно значительно улучшить качество работы, можно поддерживать контакт с друзьями, но в один момент интернет может начать обладать нами – недаром сегодня все чаще говорят о феномене компьютерной зависимости. Подробнее об этом можно прочесть в интервью протоиерея Александра Ильяшенко: Обойтись без компьютера нельзя, но стремиться к этому нужно Чтение материалов вдохновляет на добрые поступки. Есть необходимость в советах православного психолога. Спасибо. Автор: Юлиана Юлиана, присылайте в редакции вопросы психологу, постараемся их задать! «Священник – не монархист не достоин стоять у престола Божия» (с) Священномученник Владимир Киевский. Главная задача русского народа должна заключаться в восстановлении Удерживающего, как это выражено в работах архиепископов Феофана (Быстрова), Серафима (Соболева), свт. Иоанна (Максимовича), Аверкия ( Таушева ), архимандрита Константина (Зайцева), иеромонаха Серафима (Роуза) и др. Прохожий Царство на небе, а мы — на Земле! Автор: И.    А попытка построить на Земле Царствие Небесное сами знаете, к чему приводит. Мир движется к концу, и думать стоит не о воссоздании тех или иных внешних форм, а о том, в каких целях они будут использованы. Антихрист, заметьте, тоже будет самодержавным монархом! Дорогому прохожему напомним слова из основ социальной концепции Русской Православной Церкви: « Изменение властной формы на более религиозно укорененную без одухотворения самого общества неизбежно выродится в ложь и лицемерие, обессилит эту форму и обесценит ее в глазах людей. Однако нельзя вовсе исключить возможность такого духовного возрождения общества, когда религиозно более высокая форма государственного устроения станет естественной. В условиях же рабства, в соответствии с советом апостола Павла, «если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся» (1 Кор. 7. 21). Вместе с тем, Церковь должна уделять главное внимание не системе внешней организации государства, а состоянию сердец своих членов. Посему Церковь не считает для себя возможным становиться инициатором изменения формы правления, а Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 года подчеркнул правильность позиции о «непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин». »

http://pravmir.ru/po-blagosloveniyu-star...

Таким образом, приступая к изучению Евангелия, мы сначала подробно анализируем содержание первых трех глав Бытия: Творение мира и человека, создание женщины и, самое главное, — грехопадение. Ведь именно из различного прочтения третьей главы Бытия вытекает разное понимание грехопадения: с одной стороны — то, какое есть у католиков и протестантов, а с другой — у православных. Соответственно с различным пониманием грехопадения строится и разное понимание Евангельской вести и спасения: тут происходит резкое разделение между католиками, протестантами и православными. Если, как два тысячелетия считают православные, человек в грехопадении заболел грехом и болезненно исказился, значит человека надо всего исцелить через Крест и Воскресение Иисуса Христа. Уяснив это и поговорив о Рождестве Богородицы и Введении во храм, рассматриваем Евангельское повествование в последовательном изложении. Можно пользоваться синопсисом или таблицами последовательности Евангельских событий. При этом прихожане также читают текст из Нового Завета, а священник или преподаватель тщательно анализирует его вместе с учащимися. Этот курс у нас проходят за два учебных года. Где представляется возможным, следует привлекать богослужебные тексты, которые помогают понять и осмыслить события Священной истории. Определенный период обучения при этом еще следует посвятить осмыслению Таинств Православной Церкви. Очень желательно прочитать и проанализировать книгу Деяний Апостольских, как начальный период бытия Церкви Христовой в земном мире или, иначе говоря, жизнь Воскресшего Христа в Своих учениках и Своей Церкви. Если есть подготовленный преподаватель, то хорошо было бы прочитать все апостольские Послания с анализом текста. Полезно прочитать и проанализировать Откровение святого апостола Иоанна Богослова, но строго в соответствии с церковной традицией и святоотеческими комментариями. Такими пособиями могут являться сборник святоотеческих и богословских истолкований, составленный М. Барсовым , “Апокалипсис святого Иоанна Богослова”; а также “Толкование на Апокалипсис” св. Андрея, Архиепископа Кесарийского и “Апокалипсис в учении древнего христианства” Архиепископа Аверкия (Таушева) и иеромонаха Серафима (Роуза) .

http://azbyka.ru/katehizacija/prepodavan...

Яркий пример канонической экзегетики дает студентам упомянутый выше собор, ставивший своей целью упорядочить каноническое предание Православной Церкви в конце VII века, - Трулльский, который в 16-ом правиле, рассматривая эволюцию института диаконата, исследует проблему и в историческом и сакраментальном измерении. Ниша Русской Зарубежной Церкви в Северной Америке Без введения в православное каноническое право в I семестре во втором невозможно подойти к разделам предмета, связанным со спецификой Свято-Троицкой семинарии. Большинство приходов Русской Зарубежной Церкви находится на Северо-Американском континенте, поэтому неудивительно, что касающиеся  её вопросы проходятся главным образом на опыте ее североамериканских приходов, основанных в 1920-х годах представителями послереволюционной эмиграции. Существовавшая здесь до революции епархия по своей миссионерской направленности, мультикультурному и многонациональному составу резко контрастировала с опытом, принесенным духовенством и паствой Русской Зарубежной Церкви из своих велико- и малороссийских епархий. Достаточно сказать, что русскому заграничному духовенству было позволено Святейшим Синодом стричь волосы и во внебогослужебном обиходе носить сюртуки. Однако сегодня, спустя десятилетия,  такие традиции Православной Церкви царской России, как, например,  ношение духовенством ряс и длинных волос в Северной Америке представляет ценность, особенно для тех кто, приняв Православие в зрелом возрасте, ищет приобщения к аутентичной, непрерывающейся традиции благочестия. Сохранение последней является общепризнанным вкладом Русской Зарубежной Церкви в Православие на Северо-Американском континенте. Важная особенность РПЦЗ состоит в том, что она, имея гарантированную законом свободу слова в рамках американского плюралистического общества, смогла посредством трудов своих духовных писателей, например архиепископа Аверкия (Таушева) или архимандрита Константина (Зайцева), обличать перед сильными мира сего апостасию в различных её проявлениях - экуменизме, модернизме или сервилизме.

http://bogoslov.ru/article/271588

Отчего же такое непримиримое отношение к носителям вируса «большевизма»? Давайте вспомним вместе ту замечательную проповедь владыки Аверкия и сами себе ответим на все наболевшие и обострившиеся в связи со всем вышеизложенным вопросы. Особенно глубоко запечатлев вот какой момент из нее: « Пока мы не обратим должного внимания на борьбу с этим духовным большевизмом в наших собственных душах, на решительное искоренение и преодоление его в нашей церковной, общественной, семейной и личной жизни, безплодными останутся все наши надежды на какое-то лучшее будущее для нас, для России и для всего мира». Год назад, только стоя у истоков проекта «Попечение», в своей статье «Все зависит от нас» уже вспоминал одну из мощнейших рождественских проповедей архиепископа Аверкия (Таушева) : Пришло время вновь обратиться к духовному наследию этого замечательного архипастыря и вместе уточнить ряд моментов, которые вольно или невольно упускают из виду современные защитники недавнего «исторического прошлого», его пламеннно-пристрастных руководителей и ими ведомых одурманенных масс. На устроенном в этом году в Нью-Йорке «Дне Непримиримости» один из ораторов очень хорошо и удачно определил сущность большевизма процитированными им на память словами Священного Писания. Он отнес к большевикам то, что сказал однажды Господь Иисус Христос нежелавшим веровать в Него иудеям: «Вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити: он человекоубийца бе искони и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи» (Ин. 8:44). «Человекоубийство» и «ложь» – вот действительно основные черты, которыми так ярко проявляет себя большевизм. Это – так, но этим далеко еще не все сказано, не исчерпана до конца сущность большевизма, как уродливого явления духовной жизни. Большевизм есть нечто гораздо более страшное. Корни большевизма – в том пагубном настроении духа свободного и разумного существа, созданного Богом, которое Денницу сделало диаволом. Возгордился Денница – высшее и совершеннейшее творение Божие, залюбовался собой и возомнил о себе, что он ничуть не уступает Богу в своих совершенствах, что он – равен Богу. И это послужило причиной его мгновенного страшного падения с той высоты, на которой он находился, в низины ада, а сам он сделался родоначальником всякого зла – всякой гордыни, непослушания и противления Богу.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/19/du...

В период Великого поста любимым блюдом владыки была капуста, которую он резал на четыре части и отваривал в подсоленной воде. А потом мы эту капусту ели, приправив соусом. И вкуснее ничего не было! Утром он любил готовить гречневую кашу по рецепту владыки Аверкия (Таушева), келейником которого он был в Джорданвилле. И владыка любил шутить, что в его жизни было два татарина: один – владыка Аверкий, а другой – отец Тихон. «У одного я был келейником, а другой – у меня». Владыка любил гулять по Манхэттену. Он надевал подрясник, сверху – курточку и обычный четырехконечный священнический крест. И так мы гуляли по Нью-Йорку, сами делали покупки. Владыка всегда сам составлял список, что нужно купить из продуктов. Владыка не имел потребности отдыхать от людей Владыка на земле был небесным человеком. Он наполовину уже жил в Царствии Небесном Владыка на земле был небесным человеком. Он был не от мира сего в самом лучшем смысле этого слова. Он наполовину уже жил в Царствии Небесном. При общении с ним было такое ощущение, что он проводник в другой мир. Люди это чувствовали и часто приходили к нему, чтобы взять благословение и попросить молитв. И владыка ни о ком не забывал помолиться. У владыки была феноменальная память на имена и лица. Бывало, он говорил, что помнит, как тот или иной человек в таком-то году ездил с ним в группе в Иерусалим или помогал такому-то батюшке в таком-то храме. И люди удивлялись, как владыка помнит всех, в какой бы епархии он ни был. С владыкой мы часто совершали паломничества в Россию, на Святую Землю. Владыка не любил путешествовать в одиночку. Он любил летать с группой паломников, прежде всего потому, что всегда был близок к людям. Он не чувствовал потребности дистанцироваться, отдыхать от людей. Наоборот, он жил общением с людьми, со своей паствой из Америки, Канады, Австралии, Новой Зеландии. И очень дружные были эти поездки: в дороге мы посещали святые места, пели, покупали сувениры, и я уверен, что сотни людей сохранят память об этих паломничествах на всю жизнь.

http://pravoslavie.ru/146380.html

Дети из Западной Германии ездили в Россию целыми классами. Если они соглашались и их родители и учителя не имели возражений, то мы давали каждому по Библии. Теоретически (то есть официально) Библия была разрешена к ввозу в Россию. Конечно, на таможне порой ее отбирали, но можно было побороться. В таких случаях люди говорили: «Мы христиане и учимся читать по-русски». Мы передавали Библии через детей из Западной Германии. Они ехали, например, на экскурсию в Троице-Сергиеву лавру и оставляли книги где угодно Потом они ехали, например, на экскурсию в Троице-Сергиеву лавру и оставляли эти книги где угодно: на скамеечке сидишь – книжечку положил и пошел дальше. Кто-нибудь ее подберет. Но даже если на таможне отбирали, все же эта литература не всегда пропадала. Ведь она представляла собою определенную ценность. Помню, как утешительно было узнать из газет, что в подвале дома у главы таможни аэропорта Шереметьево при обыске изъяли порядка двадцати мешков с книгами. Жаль было, конечно, и его самого, и книги. Оказывалось, что не только «рукописи не горят» (как пишет Булгаков), но, видимо, и «книги не пропадают». Было это в 1973 году. Вскоре последовал второй подобный случай. Советская пресса в то же время жаловалась и описывала, какими хитрыми способами матросы провозят недозволенную литературу. Вот такими самыми различными путями за «железный занавес» попадали и книги владыки Аверкия (Таушева), и «Пастырское богословие» отца Константина (Зайцева), и «Добротолюбие», и многие другие издания Джорданвилля, о которых в 1990-е годы стали говорить, что они были очень важны для сохранения веры в России. Как видите, шла достаточно целенаправленная и объемная работа на разных уровнях, не только во время игр в Мюнхене. По возможности она была сокрыта, чтобы КГБ о ней не узнал. Отклики мы получали тоже на разных уровнях. Например, были контакты, к которым отправляли курьеров. Одним из таких курьеров была прекрасно говорившая по-русски дочь французского консула по имени Женя, или по-французски – Жени. Она привезла книги в Союз одному человеку, который сидел в психушке за веру. Его кололи лекарствами, и потом его товарищ рассказывал, что уже по возвращении домой по ночам он кричал, что не отступит от Бога.

http://pravoslavie.ru/148072.html

Владыка Аверкий (Таушев) и святитель Иоанн Шанхайский (среди прочих епископов) в Джорданвилле В миру архиепископа Аверкия звали Александр Павлович, и родился он в Казани, в семье дворян Симбирской губернии Павла Сергеевича и Марии Владимировны Таушевых, которые в единственном сыне души не чаяли. После революции Таушевы стали беженцами из родной страны, и юность Александра прошла в Варне, в Болгарии. Он окончил русскую гимназию с золотой медалью. Как моя мама «собирала» мидии вместе с будущим владыкой Аверкием В 1920-е годы семья моей мамы тоже жила в Варне. Моя мама, Мария Дмитриевна Шатилова, дочь офицера Русской Императорской армии, родилась в 1916-м году в Петрограде и была на 10 лет моложе Александра Таушева. Таушевы дружили с Шатиловыми, и четырехлетнюю Машеньку Шатилову отпускали погулять под присмотром 14-летнего Саши Таушева. Иногда они ходили на берег моря: русские беженцы голодали, и дети собирали на камнях мидии и складывали их в ведерки. И вот, как-то раз они пошли собирать мидии, и мама, обычно ожидавшая Сашу на берегу, тоже решила принять участие в трудах. По камням она лазать не могла в силу нежного возраста и тогда стала «собирать» мидии из чужих ведерок, предвкушая, как порадует своего друга добычей. Когда другие дети, которые были старше мамы, обнаружили, что в их ведерках мидии убывают, они напустились на малютку, а та начала громко плакать. Саша Таушев тут же прибежал на выручку. Он спросил маму: – Машенька, ты брала мидии из чужих ведерок? И она так испугалась, что ответила: – Нет. Четырехлетнюю Машеньку Шатилову отпускали погулять под присмотром 14-летнего Саши Таушева И он ей поверил – не мог представить, что можно обмануть. И защитил маму перед другими детьми. Она много лет спустя рассказывала нам об этом – это была такая наша семейная история. Моя бабушка, мамина мама, окончила жизнь монахиней в монастыре, а мама – послушницей, и, конечно, она раскаивалась в своем детском грехе, но вот, запомнила этот случай на всю жизнь. Она еще вспоминала, что владыка Аверкий даже в отрочестве был уже серьезным, трезвым человеком, и случай с мидиями не был для него просто шуткой. Этот случай говорит и о том, как близки были семьи Таушевых и Шатиловых, так что будущий владыка гулял с моей мамой, как с младшей сестренкой.

http://pravoslavie.ru/140762.html

Когда я поступил в семинарию, отцу Киприану было уже за 80. Он жил рядом с нами, тут же находилась его мастерская. Всегда был очень занят иконописью, но находил время и следить за нашей молодой жизнью. Как-то раз я выскочил из своей келлии, не надев подрясника, в какой-то разноцветной футболке, и столкнулся с отцом Киприаном в коридоре. Он не прошел мимо, а внушительно сказал мне: – Что ты на себя какой-то флаг надел?! Оденься прилично! Архимандрит Киприан (Пыжов) «Курс монашеского воспитания ума, воли и сердца» О наставниках Джорданвилля можно долго рассказывать. В нашем воспитании они следовали наставлению многолетнего ректора семинарии и настоятеля монастыря, архиепископа Аверкия (Таушева) (1906–1976), который был настоящим столпом веры и монашества. Он говорил так: «Какой бы путь жизни и служения для себя ни избрали потом наши выпускники, они, по нашему глубокому убеждению, должны пройти курс монашеского воспитания ума, воли и сердца». Вот мы, молодые семинаристы, и проходили курс монашеского воспитания, и все, что заложили в нас наши наставники, помним и чтим до сих пор. Свято-Троицкий монастырь Моя семья Мне в жизни, по милости Божьей, повезло с наставниками, которые воспитывали меня в вере с раннего детства. В первую очередь это мои глубоко верующие родные. Мой дедушка был из семьи давно обрусевших немцев Поволжья и родился в Саратове. В мамином роду в течение 200 лет мужчины были священнослужителями, я даже написал о них книгу «Затопляевы – наши предки за Байкалом». Моя бабушка была дочерью священника. После революции большевики преследовали и убивали служителей Церкви. В краю, где жили мамины родные, большевики убили протоиерея Аркадия Прозорова, протоиерея Виктора Козловского. Протоиерей Серапион Черных, законоучитель Хабаровского кадетского корпуса, настоятель собора в Николаевске-на-Амуре, был схвачен во время освящения вербочек в Вербное воскресенье и спущен под лёд в бухте прямо в облачении. Ныне он, вместе с множеством других таких же страдальцев, прославлен в лике новомучеников.

http://pravoslavie.ru/139477.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010