Архиепископ Аверкий (Таушев). Всему свое время - Изд-во Сретенского монастыря, 2006. - 240 с. Из работы архиепископа Аверкия (Таушева) «Крещение Руси и заветы святого князя Владимира русскому народу» (Мюнхен, 1949) и его проповедей, произнесенных в период с 1951 по 1972 годы, составлена книга «Всему свое время» (сост. В.И. Марченко). В книге воспоминаний крупнейшего церковного деятеля митрополита Западноевропейского Евлогия (Георгиевского) «Путь моей жизни (По страницам воспоминаний)» (сост. и предисл. Т.А. Соколовой) предстает перед читателем драматическая картина церковной и общественной жизни России и русского зарубежья первой половины XX века. Специально для серии сделана сокращенная версия воспоминаний митрополита Евлогия. Архиепископ Нафанаил (Львов). Ключ к сокровищнице/Сост. иеродиак. Никон (Париманчук). — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — 240 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья) Самым разнообразным вопросам веры, науки, культуры и нравственности посвящены выступления, беседы, статьи и письма известного богослова, проповедника, церковного писателя и публициста русского зарубежья архиепископа Нафанаила (Львова), из которых составлен сборник «Ключ к сокровищнице» (сост. иеродиакон Никон (Париманчук). Многие его слова обращены к православной молодежи. В сборник архиепископа Феофана (Быстрова) «Сия вера отеческая» (сост. и предисл. В.И. Марченко) вошли избранные проповеди и наставления духовным чадам архиепископа – одного из главных идеологов Русской Православной Зарубежной Церкви. Иеромонах Серафим (Роуз). Человек против Бога/Пер. с англ.; Сост. В. И. Марченко. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — 256 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья). Исторические статьи, проповеди и воззвания к пастве архиепископа Иоанна (Максимовича) собраны в книге «Да обновится Русская земля» (сост. Т.А. Соколова). Канонизированный Русской Православной Зарубежной Церковью в 1994 году, прозорливец и молитвенник, один из апостолов нового времени, сохранивших Русскую Церковь в рассеянии, архиепископ Иоанн (Максимович) был еще и выдающимся проповедником, богословом, церковным историком.

http://pravoslavie.ru/6089.html

Через пять лет, окончив семинарию, Игорь Капрал остался в монастыре, стал отцом Иларионом и сделался келейником владыки Аверкия (Таушева). Вскоре после этого я повстречал свою будущую супругу Елену и вернулся в семинарию преподавать там, рассчитывая, что владыка Лавр вскоре вернется в Джорданвилль. Так оно и случилось. Мы хорошо знали и уважали друг друга, потому что я был келейником владыки Лавра, а он – владыки Аверкия, которые очень дружили между собой Безусловно, я не был так близок с отцом Иларионом, как, например, протоиерей Виктор Потапов – настоятель Свято-Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне, учившийся с ним в одном классе. Но мы хорошо знали и уважали друг друга, потому что я был келейником владыки Лавра, а он – владыки Аверкия, которые очень дружили между собой и помогали друг другу. Благодаря этому и мы часто общались с будущим владыкой Иларионом. Мы хорошо друг друга понимали и знали, что наша деятельность взаимосвязана. У владыки Аверкия два раза был инсульт, он с большим трудом передвигался, и отец Иларион все время находился при нем и помогал. Владыка Аверкий был замечательный проповедник – все мечтали, чтобы он приехал к ним на приход и прочитал проповедь. Он был настоятелем монастыря, хотя многое делалось через владыку Лавра, который руководил ежедневной жизнью обители. Если нужно что-то купить или уплатить какие-то расходы – все было в его руках. И даже когда он жил в Синоде, ему часто звонили и спрашивали, что делать в тех или иных вопросах. Поэтому после кончины владыки Аверкия братия единогласно проголосовала за то, чтобы ему стать настоятелем. К тому времени отец Иларион стал уже и диаконом, и иеромонахом. Моим духовником в те годы был отец Киприан (Пыжов), который окормлял почти всю братию, включая владыку Лавра. Но однажды его по какой-то причине не было, и я пошел на исповедь к отцу Илариону. Тогда он сделал мне краткое наставление, которое мне помнится до сих пор. Я даже слышу его голос, как он говорит: «Виктор, не забывай, что все люди должны в конце концов умереть и предстать перед Богом – будь ты епископ, диакон или просто рабочий. Поэтому мы все равны перед Ним и должны стараться не возвышаться над другими, потому что будем отвечать за себя». Я это запомнил на всю жизнь.

http://ruskline.ru/opp/2022/12/16/16_dek...

12 августа 1967 года (почти в сорок лет от роду) он удостоился чести стать епископом Манхэттенским и был назначен на ответственную должность секретаря Синода РПЦЗ в Нью-Йорке, однако раз в неделю продолжал ездить в любимый Джорданвилль, чтобы преподавать в духовной семинарии. После кончины известного богослова архиепископа Аверкия Таушева в 1976 году владыка Лавр возглавил Троицко-Сиракузскую епархию и был назначен настоятелем Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Он также сменил архиепископа Аверкия на посту ректора духовной семинарии. 17-27 октября 2001 года на Соборе РПЦЗ владыку Лавра избрали пятым Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей (после блаженнейших Антония Храповицкого, Анастасия Грибановского, Филарета Вознесенского и Виталия Устинова). 6,5 лет митрополит Лавр стоял во главе РПЦЗ. Таковы были основные вехи его монашеской жизни и земных трудов. Трапеза продолжалась, и игумен Кирилл предложил гостям поделиться воспоминаниями о приснопоминаемом владыке Лавре и предоставил первое слово Александру Фёдоровичу Чернавскому, ныне возглавляющему «Войсковую Православную Миссию» и путешествующему по городам и весям с мироточивой иконой царя-мученика Николая. В прошлом Александр не только бывал, но даже жил и трудился два года в издательстве Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Он рассказал, как в августе 2001 года владыка Лавр встретил в своей обители его, совсем тогда незнакомого человека, как родного, обнял и, усадив в своём кабинете, угостил чаем из самовара. И, несмотря на своё высокое положение Первоиерарха Зарубежной Церкви, имевшей свои приходы в 50-ти странах мира, был владыка скромным и смиренным, честным, простым и искренним, не подстраивался под власть имущих, и оставался он таковым до конца жизни. Слово взяла Анастасия Машкова, самая молодая из гостей. Ей было что рассказать, поскольку она знала владыку Лавра не понаслышке. Будучи сестрой инока Всеволода (ныне афонского монаха Салафиила), который подвизался в Свято-Троицком монастыре под началом митрополита Лавра 13 лет, она, начиная с 1996 года, регулярно приезжала в Джорданвилльский монастырь помолиться и проведать брата.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/21/pa...

В общество «Нечаянная радость» приходит много писем с просьбой о дистанционном обучении. Заключенные узнают о нашем курсе обучения из различных источников: кто-то в процессе личной переписки с членами нашего общества, кто-то от знакомых, кто-то из газет. Обычно нам пишет староста храмовой общины, но бывает, что и рядовые братия высказывают свое желание учиться и интересуются, как им попасть в ряды учеников. Предмет, которому мы обучаем, называется «Основы Православной веры». Этот курс предназначен для тех, кто не так давно пришел в лоно Церкви и хочет получше узнать Православие. А главная книга Православия — это, конечно же, Евангелие, поэтому наш курс направлен на то, чтобы подробно изучить эту Божественную книгу. Цель всего нашего обучения — познакомить с предметом нашей веры . Это нужно и для того, чтобы сами заключенные не впадали в различные заблуждения, и для того, чтобы их никто не мог сбить с верного пути, а главное — для того, чтобы они узнали, что значит быть христианином, что такое жить по заповедям Божиим. Они также изучают, что совершил для всех нас Господь, что происходило во время Его жизни на земле, как надо толковать то или иное место Евангелия, что, безусловно, укрепляет их веру и любовь к Господу. Заключенные всегда с большим энтузиазмом начинают учиться, стараются в своих ответах приводить побольше цитат. На первом этапе главная проблема, с которой нам приходится сталкиваться, — это списывание. Списанными оказываются все формулировки и определения из учебника, пророчества и иные цитаты из Священного Писания. Большинство списывает целыми абзацами. Ответы получаются очень интересными, полными знания Евангелия и Православия. Но оказывается, что данная контрольная работа — это проверка знаний архиепископа Аверкия («Четвероевангелие» архиепископа Аверкия (Таушева) — наш основной учебник) и святых отцов, и ни в коей мере не того ученика, фамилией которого подписана тетрадь. Такое отношение к учебе, безусловно, во многом ее обесценивает. Невозможно становится проверить, насколько тот или иной ученик усвоил тему. Поэтому нам приходится увещевать обучающихся, просить их ответственно подходить к делу и отвечать без списывания. Наблюдать за исполнением этого правила мы просим старосту группы.

http://pravmir.ru/kak-uchit-pravoslaviyu...

3 февраля на Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был прославлен в лике Святителей Архиепископ Богучарский Серафим (Соболев), выдающийся подвижник Православной Церкви ХХ века, который на протяжении многих лет публично выступал против ереси ересей - экуменизма ( ). Нам не понятно, как можно одновременно прославлять Святого подвижника, противника экуменизма, и одобрять проект документа, который фактически должен соборно узаконить экуменическое движение на Всеправославном Соборе? Многие православные задаются вопросом: где же наша вера в Бога, во Святую Троицу, если можно спокойно соединять вещи несовместимые? Ведь то, о чем Владыка Серафим говорил в своем докладе «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении», зачитанном на Московском Всеправославном совещании 1948 года, осталось неизменно верно сегодня и будет верно во веки веков! Также как и верны выступления против экуменистов Святителей Иоанна Шанхайского, Аверкия Таушева и других. В первой части известной обличительной Анафемы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей в 1983 году, осудившего ересь экуменизма, сформулировано: " Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко она разделися на ветви, и утверждающим, яко Церковь видимо не существует, но от ветвей и расколов, инославия и иноверия соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различают истиннаго священства и таинств Церкве от еретических, но учат, яко крещение и евхаристиа еретиков довлеет для спасения; и тем, иже имут общение с сими еретики, или пособствуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: Анафема " . Нельзя стремиться к единству с еретиками! Слова Господа Иисуса Христа из главы 17 Евангелия от Иоанна Богослова «да будут едино», на которой базируется проект главного экуменического документа Собора - относятся к Единой Святой Соборной Апостольской Церкви и к единству во Святой Троице: «И за них аз свящу себе, да и тии будутъ священи во истину. Не о сих же молю токмо, но и о верующихъ словесе их ради в мя, да вси едино будут: якоже ты, отче, во мне, и аз в тебе, да и тии в нас едино будут: да (и) мир веру имет, яко ты мя послал еси:

http://ruskline.ru/opp/2016/fevral/27/ob...

В монографии иеромонаха Дамаскина (Христенсена) «Церковь перед лицом отступления», посвящённой жизни и творчеству архиепископа Аверкия (Таушева), раскрыта суть апостасии последних времен. Архиепископ Аверкий писал, что отступление может быть, как внешним, так и внутренним. Причём, внутреннее отступление бывает даже губительней отступления внешнего. Рассуждая об антихристе, Владыка Аверкий писал, что «человек может прийти к тому, что воплощает собой антихрист, к подделке под христианство, из-за того, что у него, как и у антихриста – нет Христа внутри». Об «Отступлении» же архиепископ Аверкий говорил в том ключе, что его развитие происходит по причине «утраты чутья и устремления к Небесному». При этом Владыка говорил об «Отступлении» не в общих чертах, но разделял его на три степени, или уровня: «Первый уровень отступления состоит в утрате силы всем христианством, как единым целым. Корни этого обнаруживаются в расколе Запада и Востока и в постепенном формировании на Западе «нового христианства», в котором падший человеческий разум, а не преданная Духом Божиим святая традиция, становится мерилом истины». На втором уровне отступления, как об этом говорит далее архиепископ Аверкий: «Православные Церкви, ступая «в ногу со временем», откажутся от некоторых традиционных форм церковной жизни и экклесиологических положений, которые они сочтут несовременными, и также отпадут от Предания, содержащего в себе силу истинного христианства». Третий же уровень отступления связан с тем, что «Православные Церкви, сохраняя все традиции и предания… они также теряют безценную силу своей веры, и к ним проникает зараза духа мира сего уже под видом духовности… Из этого рождается новая форма фальшивого «православия», на этот раз еще более тонкая, скрытая, потому что может облекаться в одежды истины». Как указывает архиепископ Аверкий, кроме вертикального, постепенного отпадения от истины, бывает отпадение горизонтальное. Этот вид отступления он обозначил так: 1) Партийная политика, 2) Актерство, 3) Беззаконие наверху, или – папизм.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/06/ka...

В нижнем храме преп. Иова Почаевского хранится рака с 88 частицами мощей Киево-Печерских святых, иконы с частицами мощей великомучеников Пантелеимона, Георгия Победоносца, мч. Христофора, святителей Нектария Пентапольского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Феодосия Черниговского, Белгородского Иоасафа, сщмч. Иоанна (Помера) и др. Перед иконой «Новомучеников и исповедников Российских» работы о. Киприана в особом ковчеге – частицы мощей сщмч. Игнатия Богоносца, св. равноап. Марии Магдалины, свт. Николая Чудотворца, свщмч. Макария, митр. Киевского, святителей Арсения Сербского, Иркутского Иннокентия, преподобных Евфимия Великого, Харитона, Кириака, Сергия Радонежского, Амвросия Оптинского и др. Другой почитаемый образ – список Почаевской иконы Божией Матери. За алтарной частью Троицкого собора находится небольшое монастырское «братское кладбище». Здесь покоятся братия и архиереи Русской Православной Церкви за границей, в том числе архиепископы Североамериканский Аполлинарий (Кошевой), Детройтский Иероним (Чернов), Чикагский Григорий (Боришкевич), Каракасский Серафим (Свежевский), Лос-Анджелесский Антоний (Синкевич), Буэнос-Айресский Афанасий (Мартос), епископ Сиэтлский Нектарий (Концевич), основатель Свято-Троицкого монастыря архимандрит Пантелеимон (Нижник). Под алтарем Троицкого собора сооружены два склепа, в которых покоятся останки Первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского), архиепископов Сан-Францисского Тихона (Троицкого), Сиракузского Аверкия (Таушева) и постриженика Валаамского монастыря, многолетнего духовника Свято-Троицкой обители игумена Филимона (Никитина). В 2000 с северной и южной сторон были пристроены еще две усы-пальницы, в южной покоятся останки иконописца архимандрита Киприана (Пыжова), в северной погребены Первоиерарх РПЦЗ митрополит Филарет (Вознесенский) и архиепископ Западноамериканский Антоний (Медведев). Позднее здесь похоронили еще одного Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра (Шкурлу). Братский корпус монастыря был заложен 28 сентября 1952 архиепископом Виталием (Максименко) и построен к 1958. В полуподвальном помещении находятся пекарня, книжные склады и кладовые, на 1-м этаже – типография, трапезная, книжный магазин, на 2-м этаже - канцелярия, фальцовочная и переплетная мастерские, покои настоятеля, на 3-м и 4-м этажах – кельи. В 1987–1988 корпус был значительно расширен, с западной и восточной сторон пристроены два новых крыла. В типографии находится большой чтимый образ преп. Иова Почаевского, вывезенный из Почаевской Лавры. На 3-м этаже братского корпуса 17 ноября 1991 была освящена часовня во имя преп. старцев Оптинских, иконостас и иконы которой выполнены иеромонахом Андреем (Эрастовым). В Оптинской часовне хранятся частицы мощей многих святых, частица Креста Господня, камень от Гроба Господня, камень из храма Воскресения Христова в Иерусалиме, камень со Св. Голгофы, камень с судного места, скуфьи святителей Митрофана Воронежского и Феофана Затворника.

http://sobory.ru/article/?object=19057

Второе. Развитие духовного соглашательства (неосергианство), подчиняющего церковную власть мирской, зачастую богоборческой власти, в ущерб богодарованной свободе. Это противоречит учению апостола Павла: " Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства " (Гал.5:1). " Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым " (Гал.1:10). Именно это является главной причиной участия церковных деятелей в экуменизме, одобрения ими глобализации, а в дальнейшем и к подчинению церковной организации единому мировому лидеру. Третье. Молчаливое согласие вместо обличения антинародной политики существующей власти, приводящее к распаду государства, демографическому кризису, и другим негативным последствиям. Четвертое. Оправдание и благословение персональной идентификации граждан при ошибочном утверждении, что принятие внешних знаков и символов, навязываемых новым временем, не может повредить душе без ее сознательного отречения от Бога. Четкая тенденция дискриминации верующих по принципу несогласия с процессами глобализации (наличие старого паспорта, отказ от ИНН на храмы, монастыри). Практика неканонических мер церковных наказаний к священникам и монашествующим: запрещение в священнослужении, удаление с места служения и т.д. Пятое.Одобрение демократии. Призыв к голосованию за определенных политических лидеров, вопреки церковным канонам и в нарушение соборной клятвы 1613 года. Шестое. Проведение межрелигиозного саммита, с обращением к лидерам " большой восьмерки " , что является признанием их власти. " Большая восьмерка " является органом мирового масонского правительства, подготавливает приход единого мирового лидера, т.е. антихриста. Поэтому всякое сотрудничество с ними духовно опасно. По словам архиепископа Аверкия (Таушева): " Необходимо помнить и знать: не может истинная Церковь Христова провозглашать и утверждать какую бы то ни было ложь и вступать в содружество или сотрудничество с врагами Христовыми! А потому все те епископы, клирики и миряне, которые в этой лжи участвуют и с врагами нашего Господа и Спасителя так или иначе дружат и сотрудничают, – " православные " только по имени " .

http://religare.ru/2_38783.html

Икона и ее списки сопровождали русское воинство во многих походах. В 1676 году икона путешествовала на Дон для благословения Донских казачьих полков. В 1684 году Государи Иоанн и Петр Алексеевичи прислали в Коренную пустынь список с иконы с повелением, чтобы этот список сопровождал в походах православных воинов. В 1687 году икона посылалась в «большой полк». В 1689 году списки с иконы были даны полкам в Крымский поход. В 1812 году список с иконы был послан к князю Кутузову в действующую армию. Перед этой иконой молился и еще ребенком получил свое первое исцеление преподобный Серафим Саровский. В ночь с 7 на 8 марта 1898 года революционеры-безбожники решили взорвать чудотворную икону, но, несмотря на страшные разрушения в соборе вокруг иконы, сама икона осталась невредима. 12 апреля 1918 года икона была украдена из собора Курского Знаменского монастыря, но 2 мая опять была найдена и опять вернулась на свое место. Наконец, в 1919 году, в сопровождении епископа Курского и Обоянского Феофана, икона была перевезена за границу, через Константинополь, в братскую Сербию. В 1920 году она вновь, по просьбе генерала Врангеля, посетила землю Русскую в Крыму и оставалась там до общей эвакуации Русской Армии в первых числах ноября 1920 года. Икона возвратилась в Сербию, где и пребывала до 1944 года, когда вместе с Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви выехала за границу, находилась в Мюнхене (Бавария), при митрополите Анастасии. В 1950 году митрополит Анастасий из Мюнхена переехал в Америку. С того же года под Нью-Йорком была создана Ново-Коренная пустынь для принятия чтимого образа, который прибыл в США 5 февраля 1951 года в сопровождении архимандрита Аверкия (Таушева). Встреченный епископом Серафимом в аэропорту, образ был немедленно доставлен в Ново-Коренную пустынь и с 1957 года пребывает в посвященном ему главном соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке. В Перми икона будет пребывать со 2 по 9 октября в Свято-Троицком кафедральном соборе (г. Пермь, ул. Монастырская, 93). Собор открыт с 8 до 19 часов.

http://pravoslavie.ru/56474.html

Итак, является ли православный Царь тем удерживающим, о котором писал апостол? Первоначально приведем сами слова Священного Писания: «День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею... Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время; ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2, 3-8). Итак, мы видим из рассмотрения самого текста, что удерживающий настолько мощен, что может сдерживать натиск мирового зла, а с другой стороны, заметим, что апостол не дает нам возможности втиснуть какое-либо значительное время между взятием удерживающего от среды и явлением антихриста. Если мы примем мнение, что удерживающий - именно православный Царь, тогда мы встаем перед рядом проблем. Как мог сдерживать разгул мирового зла царь Константинополя на закате Византии, когда его владения ограничивались лишь пределами города и окрестностей? Почему прошло уже более восьмидесяти лет со дня убийства последнего православного Императора, а антихрист еще не пришел? Где был удерживающий в первые три века христианства (а ведь именно тогда о нем упоминает апостол Павел)? Но посмотрим, как понимали эти стихи апостольского послания святые Отцы. Для начала развеем заблуждение, возникшее благодаря сочинениям архиепископа Аверкия (Таушева) и архимандрита Константина (Зайцева), что все святые Отцы якобы учили, что удерживающий - именно православный миропомазанный Царь. Напротив, нет ни одногоОтца Церкви, который учил бы так, и это толкование вовсе не известно Древней Церкви. Святые отцы дали три вида толкований этого места. Первое толкование говорит, что удерживающим является Римская империя, боязнь могущества которой не дает воцариться последнему узурпатору-антихристу. Это толкование восходит к видению пророка Даниила.

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/20/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010