Архиепископ Аверкий (Таушев). Православие и его враги Широко распространенное, «ходячее» мнение наших дней – это то, что Православие представляет собою всего лишь одну из многих разновидностей христианства наряду с другими, имеющими полное право на существование и даже, в той или иной мере, равноценными. Но думать так – это или крайняя наивность, основанная на невежестве, или определенно злонамеренное искажение правды. Если мы обратимся к истории Христианской Церкви и дадим себе труд спокойно и беспристрастно, без всяких предвзятостей, основательно ознакомиться с нею, мы легко убедимся, что только Православие и есть истинное христианство – та Истина, свидетельствовать которую, по Его собственным словам, пришел на землю воплотившийся Единородный Сын Божий. Исконный враг человеческого спасения диавол, еще в яслях, как мы знаем, вознамерился погубить нашего Спасителя, дабы воспрепятствовать Ему совершить дело нашего спасения. Когда ему это не удалось, он всю злобу воздвиг на Него, использовав орудием для себя гордость, тщеславие, властолюбие и честолюбие иудейских первосвященников, старейшин, книжников и фарисеев. Когда и эти злые ухищрения его рушились и самая власть его была попрана Воскресением Христовым, он сначала чрез иудеев, а затем и чрез язычников поднял жесточайшие кровавые гонения на последователей Христовых, в надежде стереть христианство с лица земли. Но и эти козни врага не увенчались успехом, а даже наоборот: христианство сделалось в тогдашнем культурном греко-римском господствующим вероисповеданием. Лукавый враг не пал, однако, духом от понесенных поражений. Он воздвиг тогда новую брань против ненавистной ему Христовой веры – против той Божественной Истины, которую принес на землю, для спасения людей, воплотившийся Сын Божий, – брань, несравненно более трудную и опасную. По его наущению и вдохновению люди, обольщенные им чрез гордыню и честолюбие, стали среди самих христиан, внутри самой Церкви Христовой, как это предвидел еще св. Апостол Павел, возбуждать споры о вере, разные несогласия и разделения, ставя собственные, чисто человеческие домыслы и соображения, на место Богооткровенной Истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

MIP БЕЗУМСТВУЕТ. «Настанет время, когда люди будут безумствовать, а кто не безумствует, тому будут говорить: ты безумствуешь, потому что ты не похож на нас». Так гласило одно из весьма древних предсказаний о том, что будет происходить на земле незадолго до кончины мipa. Уже многие древние пророчества сбылись и продолжают сбываться на наших глазах. Не сбывается ли уже теперь и это пророчество? Ведь то, что сейчас происходит в мире, нельзя объяснить иначе, как повальным, массовым безумием,от которого свободны лишь очень немногие. И это – во всех областях современной жизни, далеко ушедшей от здравого смысла, с полным попранием разума, дарованного Богом человеку в отличие его от безсловесных, неразумных существ. Так – в жизни личной, так – в семейной, общественной, политической, государственной и даже в жизни религиозной, церковной. Все перевернулось вверх дном. Черное называют белым, а белое – черным, свет называют тьмой, а тьму – светом, истину называют ложью, а ложь – истиной, добро называют злом, а зло – добром... И делают это далеко не одни только явные и открытые атеисты-богоборцы, называющие себя коммунистами, в которых многие наивные люди склонны видеть главное и чуть ли не единственное Зло современной жизни. Нет! не уступают им в своем подлинном безумии и люди, как-будто противоположного лагеря, противоположного настроения и идеологии – люди, которые направо и налево всем с пафосом твердят, что они – «антикоммунисты» и даже будто бы борются с коммунизмом, желая спасти от поглощения им этот мир. Лицемерие, фальшь, обман и лукавство сделались как бы общей повальной болезнью, охватили сейчас огромные массы безумствующих людей, и верить в честность и искренность их стало, в подавляющем большинстве случаев, невозможно, ибо говорят они одно, а делают совершенно другое, часто прямо-противоположное. Утверждая это, мы намеренно не касаемся слишком уже конкретных безчисленных фактов, ибо факты эти и так более или менее всем известны, но вызывают нередко разную до противоположности оценку, именно потому, что современные люди в большинства безумствуют, потеряв разум и утратив здравый смысл, и становятся неспособными к справедливой оценке всего происходящего, а судят обо всем пристрастно, под углом своей собственной точки зрения, в полной зависимости от своего духовно-нездорового настроения.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

архиепископ Аверкий (Таушев) Содержание Глава: теория гомилетики. Сущность и значение предмета гомил... Глава: Что такое проповедь? Глава: О содержании проповедей. Различные виды проповедей... Глава: О характере проповедей Глава: О приготовлении проповедей Глава: история исповедничества Глава: Знаменитые проповедники христианской церкви древнего ... Глава: Знаменитые проповедники российской православной церкв... Информация о первоисточнике Глава: теория гомилетики. Сущность и значение предмета гомил...    Гомилетика — это наука, имеющая ближайшее отношение к пастырскому служению. В прежние времена, когда еще не был достаточно ясно установлен объем науки пастырского богословия и когда считали, что пастырство — это не более как совокупность известного рода прав и обязанностей, многие высказывали мысль, что пастырское богословие не может считаться наукой и изучение пастырского богословия как науки должно быть заменено просто выдачей особой должностной инструкции пастырям, которую каждый пастырь получает при вступлении в свою должность. В числе же пастырских обязанностей находится обязанность учить своих прихожан, наставлять и утверждать их в истинах св. Христовой веры. Вот эта-то учительская обязанность пастыря и является предметом науки гомилетики. Таким образом, гомилетика — это есть наука о церковном красноречии, или проповедничестве.    При существовавшем прежде взгляде, что пастырское служение есть не более как совокупность ряда обязанностей, именно обязанности учительства, священнодействия и управления, значение пастырского богословия как науки отвергалось и на первом месте в ряду специально пастырских наук ставилась гомилетика; к ней же обычно, как некое дополнение, присоединялось так наз. «Пастырское учение» или «Пастырские сведения» в духе нашей «Книги о должностях пресвитеров приходских», составленной во второй половине XVIII века. Сама же гомилетика излагалась весьма схоластично: главное внимание обращалось на строгое соблюдение чисто внешних форм и правил при составлении проповеди. Образцовой, идеальной проповедью и считалась именно такая проповедь, которая была составлена с соблюдением всех этих внешних формальных правил.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2765...

Бацилла духовного разложения. Духовная жизнь человека во многом подобна жизни его телесного организма. Вот почему святые отцы и наставники нравственно-христианской жизни нередко проводят параллели между жизнью духовной и жизнью телесной, что часто очень помогает лучше понимать и уразумевать явления, происходящие в жизни человеческого духа. Как тело человека подвержено многообразным болезням, болеет и приводит его к телесной смерти, так может болеть и дух, что приводит его к смерти духовной, о которой говорит и слово Божие:  «это – смерть вторая»  ( Апок. 20, 14 ). Участь таких, которые неосмотрительно довели себя до смерти духовной, по учению того же Слова Божия, – «озеро огненное»   (там же ст. 14 и 15). Под этим «озером огненным» образно представляются  вечные, нескончаемые муки,  на которые обрекают себя те, в коих жизнь духовная погасла. Страшная участь! И особенно, конечно, страшная своей непоправимостью, ибо тогда уже никто и ничто не может нас спасти, в то время как, при самом слабом огоньке еще теплящейся в человеке жизни духовной, всегда есть возможность спасения через покаяние. Болезни телесные и по большей части, самые тяжелые, угрожающие смертью, часто вызываются так называемыми «бациллами», и «бактериями», проникающими в телесный организм человека и разлагающими нормальное функционирование его органов, необходимое для жизни, отравляющими его и подрывающими тем самым его жизнь, что в случае невозможности пресечь их зловредную деятельность, приводит к смерти. Вот, точно так и духовной жизни человека постоянно угрожают особые  «бациллы духовного разложения»,  могущие привести его к страшной духовной смерти – «смерти второй» ( Апок. 20, 14 ), то есть к  вечной погибели. Бывают периоды времени, благоприятствующие особенному размножению бацилл и вторжению их в человеческие организмы: это так называемые  «эпидемии» . Такие «эпидемии» возникают временами и в духовной жизни людей, когда многим угрожает опасность «заразиться» и стать сеятелями и проводниками заразы и для других, еще здоровых людей, погубить их духовно чрез общение с собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В чем каяться? Се время благоприятно, се время покаяния: отложим дела тьмы, и облечемся во оружия света!... (Стихира недели Сыропустной на вечерни). Вот и опять сподобил нас Господь дожить до спасительных дней Великого Поста. Дивное, благодатное время! Используем же его, как должно. Наша речь будет идти сейчас не к тем, кто окончательно погряз в смрадной тине страстей и похотей житейских. Тот, кто весь смысл жизни видит в одном лишь устроении своего земного благополучия, в накоплении земных богатств, в земных удовольствиях и наслаждениях, глух остается к голосу Церкви. Такого ничем не пробудить от греховного сна, пока не обрушатся на голову его отрезвляющие бедствия и страдания, какие часто попускает Господь для нашего вразумления. Но и это сильное средство воздействия, в наши дни «окамененного нечувствия», часто оказывается недействительным. Особенно трудно убедить внять голосу Церкви тех, которые не просто грешат, а грешат, как им кажется, «с идеей». Наиболее упорны и жестоковыйны те, которые «творят себе кумира» из политической и общественной и так называемой «культурно-просветительной» деятельности, совершенно забывая о том, что всякая земная деятельность, даже самая возвышенная и благородная, имеет цену и значение лишь постольку, поскольку она, в конечной цели своей, готовит граждан для будущего Царства Небесного и, следовательно не идет вразрез с учением Церкви Христовой, с Ее требованиями и уставами. Только страшная мировая катастрофа, более страшная, чем недавняя война с ее воздушными бомбардировками, быть может, была бы способна образумить этих несчастных людей, пренебрегающих Церковью и пытающихся создать себе какие-то иные, собственные идеалы, вопреки единственному вечному идеалу, предлагаемому Церковью. Наша задача сейчас более скромна. В связи с наступающим Великим Постом, мы хотим помочь тем людям, которые еще не совсем порвали с истинной Церковью, для которых авторитет Ее еще представляет какую-то ценность, которые еще не перестали считать своим христианским долгом исповедываться и причащаться Св. Христовых Таин, хотя бы раз в году. Мы имеем ввиду тех, которые приходят на исповедь и  не знают, в чем им каяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вера, действующая любовью (Гал.5,6) О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовью поспешествуема».  ( Гал. 5, 6 ) Это и есть самое главное, самое важное, самое необходимое для человека!  Вера, действующая любовью.  Без этого – все ничто! Что это значит? Во-первых, то, что истинная вера приводит к любви, возбуждает и оживляет ее; во-вторых, что вера возбуждается и оживотворяется любовью. Вера и любовь в жизни истинного христианина неразлучны (Еп. Феофан Вышенский ) . Но любовь к кому? Какая любовь? Любовь и к Самому Господу и к нашим собратиям-христианам.  В этих двух заповедях о любви к Богу и о любви к ближнему,  как сказал Сам Господь – «весь закон и пророки»   ( Матф. 22, 37–40 ). Такая вера, действующая любовью, имеет великую силу – привлекает благодать Божию и может творить чудеса. Вот об одном таком случае великого чуда и разсказывает нам Евангелие, читаемое на литургии в 6-ую неделю по Пятидесятнице ( Матф. 9, 1–8 ). Когда однажды Господь Иисус Христос пришел в Капернаум, принесли к Нему разслабленного, лежавшего на постели. «И видев Иисус веру их, рече разслабленному:  дерзай, чадо! отпущаются ти греси твои»   ( Матф. 9,2 ). При сем некоторые из книжников сказали сами в себе Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: «прощаются тебе грехи», или сказать: «встань и ходи!» Но чтобы вы знали, что Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит разслабленному:  «востани, возми твой одр и иди в дом твой».  И он тотчас же встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам. В этом евангельском повествовании два обстоятельства особенно привлекают к себе наше внимание. Во-первых, то, что Господь совершает это великое чудо,  " видев веру их«, то есть веру тех людей, которые принесли к Нему разслабленного. О вере самого разслабленного здесь даже ничего не говорится. Можно конечно, думать, что и у разслабленного была вера в то, что Господь исцелит его, но тут важно, что подчеркивается именно «вера  их».  Принесшие разслабленного обнаружили и свою веру и свою любовь к страждущему ближнему. Иначе бы они не взяли на себя такого труда нести разслабленного на постели к Господу, да еще спустить его с крыши дома вниз прямо к ногам Господа, ибо из-за многолюдства они не могли войти в дом, как говорят об этом другие два Евангелиста Марк (2, 3) и Лука (5, 19), и должны были даже разобрать крышу.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Владимир – «Красное Солнышко» Таким трогательным наименованием ласково и нежно почтил наш православный русский народ своего великого Просветителя святого равноапостольного князя Владимира, извлекшего его из мрачной тьмы язычества и даровавшего ему безценное, ни с чем несравнимое сокровище – святую православную веру. И действительно «солнцем» явился св. князь Владимир для всей нашей Русской Земли, озарив ее светом истинной христианской веры и подлинного просвещения духовного. И было бы даже трудно подыскать какое-нибудь другое наименование для нашего Просветителя, в котором бы так ярко было выражено и его великое значение для нас и вся глубина нежной благодарной любви к нему со стороны облагодетельствованных им русских людей. Ведь с принятием св. Крещения началась для русского народа совершенно новая эпоха его исторической жизни, что признают даже люди неверующие и маловерующие, равнодушно и даже враждебно относящиеся к христианству, как таковому, но не могущие отрицать того несомненного факта, что именно принятие христианства сделало варварский народ народом  культурным,  приобщило его к семье прочих культурных народов. Для нас же, верующих во Христа, чрезвычайно ярким доказательством необыкновенной возрождающей силы христианства является та разительная перемена, которая произошла и в самом князе Владимире после крещения и во всем новокрещеном русском народе. Князь Владимир до крещения и кн. Владимир после крещения – это два как бы совершенно разных человека. Мрачный, жестокий, подозрительный, грубый, сластолюбивый варвар – он, после крещения, становится ласковым, кротким, приветливым, любвеобильным и милостивым князем – истинным отцом своих подданных, что и было запечатлено в данном ему народом выразительном прозвище: Владимир – «Красное солнышко». Разочаровавшись в язычестве, он стал томиться сомнениями, душа его искала света и мира, а память говорила ему о великой Ольге, бабке его, «мудрейшей всех человек», о ее Боге – Боге греческих христиан. И вот, когда стали приходить к нему представители соседних народов, предлагая ему свою веру, он решительно отверг магометанство, латинское папство и иудейство, но со вниманием выслушал наставления греческого монаха и в душе решил принять веру греческую – веру его бабки Ольги. Но так как он искал лучшей веры не для себя одного, а для всего своего народа, то, по совету бояр, отправил «десять мужей добрых и смышленных», чтобы они на местах ознакомились с разными верами. Послы эти дали отрицательные отзывы о вере магометан и латинян, но с восторженным умилением разсказывали о вере греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

«…Времени уже больше не будет» (Откр.10,6) Кажется, все в нашу злосчастную эпоху обращают внимание на то, что как-то необыкновенно быстро стало лететь время, и чем дальше, тем все быстрее и быстрее: день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом. Вот, не успели оглянуться, и уже 1971-ый год, как будто вчера только наступивший, отошел в вечность. Почему это так? Все это – в полном согласии с учешем вечного и неизменного Слова Божия. Для Бога нет, ни настоящего, ни прошедшего, ни будущего. Существует в действительности только  одна вечность , и к этой вечности мы, люди, с каждым годом неуклонно приближаемся, со все ускоряющейся быстротой, пока не наступит, наконец, то, о чем говорится в таинственной книге Апокалипсис: «Ангел поднял руку свою к небу, и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все что в нем, что времени уже не будет» ( Откр.5–6 ) . Не хотят слышать о сем люди «века сего», крепко всем сердцем своим привязанные к земле и к ее тленным благам, и нередко даже смеются над нами, когда мы говорим о приближении апокалиптических времен. Они хотели бы вечно жить на этой, исполненной грехов и беззакониях земле, чтобы наслаждаться жизнью, создавать себе «карьеру», упиваться тщеславием и, располагая деньгами, утопать в комфорте и всякого рода удовольствиях и наслаждениях, позволительных и непозволительных. Всякое напоминание о том, что «время сокращается» и нужно готовиться к наступающей вечности, им ненавистно. Злобой и насмешкой они, во своей непростительной наивности, думают отдалить это время на многие миллионы лет, как будто сами они могут прожить на земле хотя бы один миллион (?!). Вот как страсти греховные могут затмевать духовные очи! «Безумные и слепые!» – невольно хочется сказать им словами Христа Спасителя  ( Мф.23,17 ) , обращенными в свое время к таким же духовным слепцам – «книжникам и фарисеям, лицемерам»: «как это вы, различать лице неба» – всякие знамения в земной жизни людей, в бирже и политике –«умеете, а знамений времен не можете?» ( Мф.16,1–3 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

«Господи, спаси мя!» (Мф. 14, 30). Мысли в неделю 9-ую по Пятидесятнице Евангельское чтение недели 9-ой по Пятидесятнице, именуемое обычно «Хождение по водам», повествует нам о действительном событии, имевшем место в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Но оно, как впрочем и все в Евангелии, имеет и символическое значение, исполненное глубокого назидательного смысла. Об этом свидетельствуют и наши церковные песнопения, именующие нашу земную жизнь «житейским морем» (см. ирмос 6-й песни воскресного канона 6-го гласа), а прохождение ее нами уподобляют «хождению по водам» или «плаванию на корабле» (см. ирмос 6-й песни воскр. канона 7-го гласа), сопряженному со многими опасностями, грозящими нам гибелью. «Житейское море, воздвизаемое напастей бурею»  – вот что такое наша временная земная жизнь, как мы это часто слышим в храмах наших за Богослужениями. И, в самом деле, как много общего у нашей земной жизни – этого «житейского моря», – постоянно волнующегося, колеблющегося и неверного, – с обыкновенным морем, а особенно в наше исключительное время, когда в современной жизни свирепствуют такие неистовые бури страстей греховных, о каких всего лишь сотню лет тому назад нельзя было и думать, какие нашим дедам и не снились! Разве можно было тогда себе представить, чтобы нашу Родину Россию мог бы охватить такой жуткий кровавый кошмар, который стоил ей миллионы жизней лучших ее сынов?! Разве можно было бы тогда вообразить себе возникновение таких страшных кровопролитных войн, при таком огромном многолюдстве участников, как первая мировая война, или еще более жуткая, еще более разрушительная и безпощадно-жестокая вторая мировая война, когда так страдали и страшной смертью погибали ни в чем неповинные мирные жители, женщины и дети и когда распоясались все самые худшие и низменные инстинкты падшей человеческой природы?! А ведь теперь готовится еще более жуткая и страшная, всеуничтожающая третья мировая война, которую называют «атомной» или «ядерной» – которой все так боятся, но и о неизбежности которой все постоянно твердят и к ней усиленно приготовляются.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Дух антихристов и предтечи антихриста Учение об антихристе входило в составь первоначального апостольского благовествования, что ясно видно из 2-ой главы Второго Послания св. Апостола Павла к Солунянам. Дав в 3–4 стихах этой главы характеристику антихриста, св. Апостол пишет дальше Солунянам: «Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? (ст. 5)».– Нельзя не считать весьма примечательным то, что в кратковременный период своего пребывания в Солуни св. Ал. Павел не только не обошел молчанием учения об антихристе, как второстепенного и маловажного, но счел нужным изложить это учение со всей подробностью. И в этом своем втором послании он только повторяет сказанное им прежде об антихристе устно. Почему же так важно знать это учение? Потому, что, как предостерегают нас Святые Отцы, кто пренебрежет этим учением, сочтя его маловажным и несущественным в христианстве, тот не узнает Антихриста и поклонится ему. Неужели можно не узнать антихриста? Да, можно! Вот как говорит об этом собравший воедино все сказанное об антихристе древними Св. Отцами Епископ Игнатий (Брянчанинов) : «Антихрист назовет себя проповедником и возстановителем истинного богопознания: непонимающе христианства увидят в нем представителя и поборника истинной религии,  присоединятся к нему . Явит себя Антихрист кротким, милостивым, исполненным любви, исполненным всякой добродетели: признают его таким и покорятся ему  по причине возвышеннейшей его добродетели те, которые признают правдою падшую человеческую природу... Предложит Антихрист человечеству устроение высшего земного благосостояния и благоденствия, предложит почести, богатство, великолепие, плотские удобства и наслаждения:  искатели земного примут антихриста, нарекут его своим владыкой . Откроет антихрист пред человечеством подобное ухищренным представлениям театра позорище поразительных чудес... он наведет страх грозою и дивом чудес своих, удовлетворит ими безразсудному любопытству и грубому невежеству, удовлетворит тщеславию и гордости человеческой, удовлетворит плотскому мудрованию, удовлетворит суеверию, приведет в недоумение человеческую ученость:  все человеки, руководствующиеся светом падшего естества своего, отчуждившиеся от руководства светом Божиим, увлекутся в повиновение обольстителю » (Том IV, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010