Нам сохранилась не молва - его предсмертные слова. Они как дар и наставленье, как дорогое угощенье: «Я больше всех ценил на свете - Отечество и добродетель Россию я в душе лелеял - она соперниц не имела. И пусть ручьями кровь лилась, но… содрогала смерти власть. Враги свидетели, друзья…и капли не пролилось зря. Слуга Отечеству и Богу я не жестоким был - но строгим. Вот стоя у порога смерти, не лгу, уж этому поверьте - Не слава мне польстит в тиши, а лишь покой моей души. Всем, пред Престолом, где Всевышний, раскаянье не будет лишним…» И в Александро-Невской лавре Святому тёзке он представлен. Там, над его захороненьем, слова понятные значеньем. Без эпитафий и узоров… лишь просто - «Здесь лежит Суворовъ» Пред Богом в покаянья миг он стал воистину велик… Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/09/...

Прошли годы. Так получилось, что одно время мне пришлось зарабатывать на жизнь изготовлением памятников. Я отливал их из смеси цемента с мраморной крошкой. Потом шлифовал, чтобы выявить текстуру мрамора. И уже по отшлифованной поверхности выбивал зубилом имена, фамилии, даты рождения и смерти. Случалось, что люди заказывали на памятнике какую-нибудь надпись. Одна пожилая женщина попросила выбить стихотворную эпитафию, которую она сочинила для умершей дочки. До сих пор помню ее листок бумаги с аккуратными строчками: «Сердце не смирится с горечью утраты: ты открыла двери и ушла куда-то». Фото asia.bojka      Пожелания родных обычно укладывались в стандартный набор коротких текстов: «Помним, любим, скорбим», «Ушел из жизни ты мгновенно, а скорбь оставил навсегда», «Нам не смириться с этою бедой, что ты осталась вечно молодой…» Все надписи были пропитаны какой-то тоскливой безнадежностью. В них слышался отголосок недавних времен, когда государство принуждало людей верить в смерть, как в окончательный и необратимый факт уничтожения человеческой личности. И это тоже были своего рода – зашифрованные послания. Кого можно любить, если самого человека больше нет нигде и ни в какой форме? Разве что собственную память о нем, образ, который эта память хранит. И постоянно биться о мысль, что эта память – все, что у тебя осталось от любимого. Лишь однажды интеллигентного вида бабушка принесла надпись совсем иного рода — «Милость твоя, Господи, лучше жизни». В ней не было дореволюционных «ятей», зато была спокойная радость и ожидание чуда, совсем как в детстве, во время моих одиноких прогулок по кладбищу. Правда теперь я уже мог «расшифровать» эту надпись и увидеть в ней отблеск тихого света из того мира, который нам всем рано или поздно предстоит для себя открыть: Бог милостив к нам в этой жизни. Он не оставит нас Своей милостью и после нашей смерти. Потому что любит нас, и любовь Его вечна. скрыть способы оплаты Комментарии Вероника 18 декабря 2016, 00:14 Помяни мя, Господи, во царствии Твоем...

http://pravoslavie.ru/96667.html

Обыкновенные в таком возрасти у детей, много читавших и развитых, фразы о нежности, измене, разлуке, также нашли себе место у Пушкина. Весь этот сумбур и заполнял целиком струны его детской лиры, да вдобавок немалое количество ничего в сущности не выражающих детских опытов из набора звонких слов, простого наигрывания поэтических гамм, безделок, шалостей пера, иногда с нескромными оттенками в выражениях о женщинах и вине. Общее жизнерадостное настроение не нарушалось даже при упоминании о смерти 9 . В то же время частое обращение к чувству грусти свидетельствовало о скрытой ценности настроения, – потому что в чувстве грусти наиболее проявляется глубина человеческого духа. Совершенно необычный серьезный мотив зазвучал в эти годы только однажды, в известном стихотворении «Под вечер, осенью ненастной» 10 , – мотив несчастной материнской любви. Что такое он тогда был, Пушкин довольно удачно выразил в эпитафии, которую написал о себе в 1815 году: Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою. С любовью, леностью провел веселый век, Не делал доброго, – однако ж был душою, Ей-Богу, добрый человек 11 . Тогдашние его стихи, как он сам выражался, представляли собою Плод веселого досуга и были Не для бессмертья рождены 12 . Темы были пустые; Беллона, Муза и Венера – Вот, кажется, святая вера Дней наших всякого певца 13 . Все эти «усы», «бокалы», «вино», «наслажденья», – кумиры, воспетые юношескою лирой Пушкина, с годами естественно приобретали реальное значение и человеку, у которого проснулась мысль, не могли, конечно, не показаться пустыми. Рано начались разочарования, посыпались уколы зависти, сердцем овладевало чувство грусти, – и все это быстро повело к развитию серьезности и самосознания. Уже при окончании курса в лицее Пушкин пишет в 1816 году: Душа полна невольной грустной думой: Мне кажется, на жизненном пиру Один с тоской явлюсь я, гость угрюмый, Явлюсь на час и одинок умру 14 . В том же году он писал: Невидимой стезей Ушла пора веселости беспечной, Навек ушла 15 . И еще: Душе наскучили парнасские забавы; Недолго снились мне мечтанья муз и славы, И строгим опытом невольно пробужден, Уснув меж розами, на тернах я проснулся, Увидел, что еще не гения печать Охота смертная на рифмах лепетать 16 . В изгнании Пушкин успел одуматься, узнать Неверной жизни цену, В сердцах друзей нашел измену, В мечтах любви – безумный сон 17 . «Проказы утомить успели» 18 . «Рано в бурях отцвела» «потерянная младость», «легкокрылая», «изменила радость и сердце хладное страданью предала», и «сердца ран» «ни что не излечило» 19 . В «Кавказском Пленнике» уже прорываются звуки чувства не напускного, а искреннего, голос сердца тронутого, надорванного 20 . Явились иные идеалы Уж я не тот 21 , – пишет Пушкин. Нет, нет, ни счастием, ни славой, Ни гордой жаждою похвал Не буду увлечен 22 . Потянуло к простоте 23 , тишине, труду. Он променял Роскошные пиры, забавы, заблужденья, На мирный шум дубрав 24 . Деревню приветствует, как Приют спокойствия, трудов и вдохновенья 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Наблюдаемые в истории разнообразные формы Н. сводятся к следующим типам: буквенная (также буквенно-слоговая, буквенно-цифровая), невменная, линейная, табулатурная (табулатура), современная и компьютерная. Историческое значение имели также смешанные нотации, не укладывающиеся в рамки «чистого» типа,- дасийная нотация , невменно-линейная, линейно-цифровая, табулатурно-линейная, джазовая и др. Древнейшие в Европе (IV в. до Р. Х.) сохранившиеся образцы музыки, восходящие к культуре Др. Греции, записаны в буквенной Н. Греч. буквы (с чрезвычайно изобретательными графическими модификациями) служили обозначениями ступеней («струны») релятивной звуковой т. н. полной системы (греч. σστημα τλειον; традиц. рус. пер.- совершенная система ), к-рая лежала в основе античной музыки. Для музыки вокальной и музыки инструментальной наборы символов были разными, при этом инструментальная Н. считается древнее вокальной. Напр., в вокальной Н. греков Σ (сигма) в лидийском ладу соответствует ступени полной системы, называемой «гипата средних», а Θ (фи) в том же ладу - ступени «диатоническая лихана низших». Каждой ступени в системе присущ специфический интервальный контекст - значение, определяющееся отношением к др. ступеням, к-рые окружают нотируемую ступень (такое значение ступени звукоряда ныне называют модальной функцией). Для древнегреч. ладов (в оригинале - τνοι или τρποι), по меньшей мере в диатоническом роде мелоса, задана собственная неповторимая совокупность символов, к-рую музыкант-исполнитель опознавал именно как таковую. Поскольку (относительные) модальные функции полной системы описаны в музыкально-теоретических трактатах древних греков и римлян, отношения звуковысот в совр. расшифровках античной музыки могут быть переданы достаточно точно. В буквенной Н. греков существовали и знаки для обозначения ритма (см., напр., в знаменитой эпитафии Сейкила), однако системное представление о них составить невозможно. В Др. Риме, судя по теоретическим свидетельствам (нотные памятники не сохр.), пользовались древнегреч.

http://pravenc.ru/text/2577971.html

В собственно Г. сохранялись кельт. язык (до VI в.), ономастика, топонимика, пережитки в области религии и политической организации (по крайней мере до кон. IV в.- Hieron. Ep. ad Gal. 2). Сохранялись и др. местные наречия - фригийское, писидийское, ликаонское. Греч. эпитафий в Г. найдено не много, хотя все надписи рим. эпохи делались по-гречески. Сильный эллинистический элемент в провинции стал причиной того, что римляне часто называли эту область Галлогреция ( Liv. Hist. Rom. 28. 8; Cicero. Harusp. 13. 28). Согласно практике рим. управления, в Г. за полтора века сформировались автономные города-гос-ва: при Августе в собственно Г. на месте древних поселений образовались города Пессинунт, Анкира и Тавия; на юг провинции были выведены 13 колоний рим. ветеранов, в т. ч. 3 города, к-рые посетил св. ап. Павел: Антиохия Писидийская, Иконий, Листра. Провинция управлялась рим. наместником, здесь были расквартированы гарнизоны (при Августе - близ Антиохии Писидийской, с 70 г.- вдоль вост. границы империи на верхнем Евфрате). Древняя «царская дорога», возникшая не позднее VI в. до Р. Х., пересекала Г. с северо-запада на юго-восток, обеспечивая господство Рима над беспокойными племенами гор Тавра и связь с колониями на юге провинции; в сев. части Г. рим. дороги появились в 70-80-х гг. по Р. Х., по мере укрепления границы на Евфрате. Возросла военно-стратегическая роль пути через сев. города, особенно через Анкиру. После 114 г. вост. часть М. Азии, включая Каппадокию, М. Армению и большую часть Понта, стала самостоятельной провинцией, а в Г. сохранилась администрация более низкого ранга, во главе с легатом. Политическое значение центральной Анатолии снизилось, но это не сказалось на росте экономики. Большую часть плато занимали огромные поместья, принадлежавшие имп. дому, сенатской аристократии и чинам гражданского управления; здесь процветала развитая система хозяйства, основанная на скотоводстве. В то же время архитектурный, эпиграфический и археологический материал этого периода демонстрирует расцвет городов. Они обладали всеми элементами, свойственными культуре эллинизма эпохи расцвета Римской империи, вплоть до общественных зданий в классическом стиле. Население городов поклонялось общеэллинистическим и местным божествам (фригийской Великой Матери, анатолийскому божеству Луны). Распространение христианства в Г.

http://pravenc.ru/text/161507.html

Тайны Немецкой слободы На этой странице старая Таганки тоже «соперничала» с Замоскворечьем. Именно здесь, на заяузской Болвановке, в XVI веке располагалась московская Немецкая слобода, которую традиционно соотносят с другим – Лефортовским районом на правом берегу Яузы и с Замоскворечьем. Действительно, самая первая Иноземная слобода появилась в Замоскворечье при великом князе Василии III. Там он поселил своих иностранных наемников, подальше от московского люда (как известно, в старину москвичи называли «немцами» всех иностранцев, кто не говорил по-русски – «немые», «не могущие ответить»), предоставил им льготы и права, например на относительно вольное употребление спиртного. Чуть позже, при Иване Грозном, который поселил в Замоскворечье и своих стрельцов, там открылся и первый московский кабак. Оттого замосквореченская Иноземная слобода, по легенде, называлась «Наливки» – от часто звучавшего там требования: «Налей-ка!», которого простым москвичам еще не дано было часто употреблять. В 1547 году заяузская Болвановка сгорела в печально знаменитом пожаре, что вспыхнул через полгода после коронации Ивана Грозного. Но уже в 1560–1570-х годах Иноземная слобода была переведена из Замоскворечья на левый берег Яузы и именно на Болвановку. Причиной тому стало огромное количество военнопленных, взятых в ходе Ливонской войны, которые и поселились на заяузской Болвановке. По воспоминаниям Джерома Горсея советники объяснили государю Иоанну Васильевичу, что есть разница между его пленниками и его врагами. Более того, из этих помилованных пленных, а в их числе были и французы, и голландцы, и шотландцы, и англичане, царь создал боевой отряд, сражавшийся на его стороне против крымских татар. Воинам дали хороший рацион, сильных лошадей и огнестрельное оружие, которое сильно испугало крымских татар, после чего ливонские пленники «жили в милости» у русского государя. В 1579 году население Иноземной слободы в Заяузье насчитывало более 400 человек. На Болвановке появилось свое Немецкое кладбище (старое; самое первое было в Замоскворечье), и надгробные плиты с латинскими эпитафиями позднее пошли на кладку Никольской церкви.

http://pravoslavie.ru/516.html

- Как бы вы определили смысл поэтического мастерства? Сегодня, стараниями многих и многих кунштюкеров «в законе», разговор о мастерстве отодвинут на самую дальнюю дискурсную полку и уже успел там запылиться. Распорядителям мнений невыгоден разговор именно о мастерстве: тогда их скороспелые кумиры – как правило, их близкие знакомые, которым они слишком многим обязаны – окажутся там, где им ни в коем случае оказываться нельзя – вне натягиваемых на них премий. Имеет ли значение для поэзии – стиль? Не основное ли назначение поэта – выработать его, а уж затем всё остальное? Или «узнаваемость» - категория из разряда отечественного «шоу-бизнеса», в котором одну «одарённость» от другой отличает лишь цвет шейного платочка? - Любимый мною Бродский за то, в частности, и любим, что в «Письме одной поэтессе» пишет о себе: Я заражен нормальным классицизмом, а вы, мой друг, заражены сарказмом. Здесь, без ущерба для рифмы, можно было бы сказать «формальным классицизмом», но Иосиф Александрович пишет «нормальным». «Нормальный классицизм» нормален для поэта. Поэту нужно освоить (в меру душевной вместимости) все, что было в поэзии до него. Нужно попробовать себя в сонете, элегии, эпитафии. Иначе, боюсь, получится Остап Бендер. Тот, выдав себя за художника, намалевал Сеятеля, сеющего облигации Госстраха. И когда его за эту мазню выбрасывали с парохода, он кричал: Давайте спорить! Я так вижу мир! Да, есть соблазн для бездарности спрятаться в тумане «концептуальности». Так в живописи. Так и в поэзии. Право на отрицание старых форм может принадлежать только хорошему ремесленнику, мастеру этих самых форм. Иначе дело пахнет шарлатанством. - Мне памятны ваши шокировавшие многих слова о русской классической литературе в створе маниакальной обращённости её к «лишним людям». Признаюсь, и сам был шокирован: эти самые онегины и печорины, базаровы и инсаровы, рудины и так далее виделись советскому литературоведению доброкачественным ферментом, разлагающим почву имперского согласия и, следовательно, способствующему грядущему социальному перевороту. Сегодня можно видеть их отчаяние, беспомощность раздражающе унылыми, но можно ли с порога осуждать их, знаменовавших рождение в русской литературе – индивидуумов, натур рефлектирующих, пусть и неумело? Ужели основная их функция – слабость?

http://pravoslavie.ru/119717.html

Они отрицали все её достижения, считали Францию и французов чем-то малоценным по сравнению с другими государствами, особенно Англией, которые, по их мнению, добились больших успехов, и настаивали на том, что только коренной переворот во всех областях жизни сделает Францию «частью просвещенного человечества». Инакомыслие в «обществах» не допускалось. За самостоятельную мысль могли по всей Франции как «врага просвещения» ославить, так что в приличный салон переставали пускать. И конечно, все они были за «народ». Только, как выяснилось, под народом они разумели исключительно себя тот самый «Малый народ», о котором и говорит в своем исследовании Кошен. Понятно, что вместо евангельских заповедей как себя надо вести человеку для спасения души в обществах и кружках рассуждали об « естественных правах человека», потом о « правах человека и гражданина». Сейчас такие же рассуждают о правах сексуальных меньшинств и прочих, − калька везде и во всем, враг человеческий не балует своих адептов разнообразием схем деятельности. Впрочем, на безверное человечество и их хватает. Последствия деятельности «обществ» были ужасны. И это нам хорошо известно. Вполне приличное королевство за пару лет революционного террора обезлюдело. Нас этим также не удивишь. Шафаревич предположил, что подобный феномен – «Малый народ» − появляется в период масштабных кризисов в любой стране, что это своего рода всемирный феномен. И с присущим Игорю Ростиславовичу математическим изяществом он доказал свое предположение, как некую теорему. Фундаментальное свойство «Малого народа» – отрицательное мироощущение, ненависть к окружающему миру, иррациональное стремление к его уничтожению. Вспомним теорию анти-систем Льва Гумилева. Деятельность некоторых активных «подразделений» «Малого народа» раскрыта Игорем Ростиславовичем в книге «Трехтысячелетняя загадка». Мне довелось несколько раз встретиться и даже говорить с Шафаревичем на патриотических собраниях 1990-х годов, но завершить хочу все же словами Виктора Николаевича Тростникова, значительно лучше знавшего Игоря Ростиславовича, и дружившего с ним, словами − эпитафией Шафаревичу:

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/06/et...

Можно ли кого либо, или что-либо приветствовать еще более восторженно, тепло, сердечно? – Трудно. Богословский Вестник вполне присоединяется к этим приветствиям, но... рассуждая вообще о судьбе многих гениальных мыслей, и в частности имея пред глазами ниже прилагаемые документы, он не может отделаться от грустного, элегического настроения и под давлением его по прочь счесть его за предчувствие чего-то еще более элегического. Да, не пора ли озаботиться и на счет эпитафии в честь мысли об открытии в Вильне духовной академии? 30 лет тому назад мысль об открытии Академии в Вильне перешла уже в дело – в «дело» и в общем, и в специально-канцелярском смысле; в обоих сих смыслах это дело было продвигаемо таким сильным человеком, каким был знаменитый М.Н. Муравьев, и не смотря на то, все-таки застряло. Но... насколько основательно в виду сего похоронное предчувствие, на столько сильно и желание – чтобы оно, это предчувствие не оправдалось… Да, по-видимому, и нет достаточных оснований ему оправдываться, нет и поможет быть – в принципе. А в применении? Ниже печатаемые документы показывают, что единственным препятствием, остановившим в то время благое дело открытия Виленской академии, были денежные затруднения. Были, впрочем, указаны и другие обстоятельства, не благоприятствовавшие в то время открытию Академии и высказаны лицом, мнениями которого Святая Русь давно привыкла дорожить, – Филаретом, митрополитом Московским. Мы приведем это мнение сполна. На вопрос: удобно ли открытие духовной академии в Вильне владыка отвечал: «Духовно-учебное ведомство не так богато людьми, чтобы легко было составить комплект начальствующих и наставников для целой новой академии, сильных знанием, испытанных, твердых, которым придется действовать в местности, более, нежели другие, угрожающей искушениями». «Найдутся ли достаточные хозяйственные средства, продолжает владыка, новую академию устроить, содержать и в скорости удовлетворительно снабдить не ученическими только, но преимущественно наставническими пособиями? Чем менее удовлетворено будет сей последней потребности, тем сильнее нападет на умы, так широко и неудержимо распространяющаяся зараженная литература иностранная и отечественная».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

3. Ответ на 1, ipopov: У автора, несмотря на то , что он как бы литератор, явные проблемы с русским языком. Звательный падеж не даёт поэту покоя. Чего стоят его " чадко Константине " , " чадку Константине " . " Владыче Иоанне " вообще ни в какие ворота. Вокатив (звательный падеж) от слова " владыка " - " владыко " , и никак иначе. Просто неприятно в эти скорбные дни читать подобную околесицу. Никакая не околесицу, автор, как церковный человек просто намекает на молитвенный церковно-славянский язык. Например к святым в молитве мы обращаемся святый мучениче Константине.... А стихотворение по-моему очень утешительное для человека, о котором оно написано, когда тот прошёл тюрьмы и пытки. 2. Ответ на 1, ipopov: В общем-то, и вправду околесица. 1. О грамматике У автора, несмотря на то , что он как бы литератор, явные проблемы с русским языком. Звательный падеж не даёт поэту покоя. Чего стоят его " чадко Константине " , " чадку Константине " . " Владыче Иоанне " вообще ни в какие ворота. Вокатив (звательный падеж) от слова " владыка " - " владыко " , и никак иначе. Просто неприятно в эти скорбные дни читать подобную околесицу. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/14/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010