В памятниках катакомбных нет ни одного изображения Тайной вечери как события исторического, ознаменованного установлением Евхаристии. Общее направление искусства, первоначально вращавшегося главным образом в сфере простой символики, определяло собой уже заранее и характер изображения Евхаристии: она явилась под формами символическими. Рыба – I ΧΘYΣ, в наименовании которой заключены пять монограмм имени Иисуса Христа, Сына Божия, Спасителя, была одним из наиболее распространенных символов Евхаристии 1753 . В живописях катакомб, равно как на гробничных плитах, печатях, резных камнях, лампах рыба изображается часто в связи с другими символами: хлебами, якорем, монограммой имени Иисуса Христа, добрым пастырем и птичкой; иногда видим одно только начертание наименования «I ΧΘYΣ», или " I ΧΘYΣ ΖΩΝΤΩΝ, I ΧΘYΣ ΣΩΤΗΡ» (=вместе с изображением двух рыб). Связь этого символа с другими в одном и том же памятнике помогает раскрытию его смысла. Особенно же важное значение в этой экзегетике имеют памятники древней письменности, в которых Иисус Христос называется рыбой, питающей верующих, рыбой евхаристической; между ними первое место должно быть отведено эпитафиям Аверкия Иерапольского  и – Отунской 1754 . В отдельных случаях символическое истолкование рыбы может быть оспариваемо, но вообще евхаристическое значение ее установлено в науке твердо. Отсюда рыба со своим евхаристическим значением перешла и в средневековые изображения Тайной вечери: ее видим в равеннской мозаике Св. Аполлинария (Nuovo), в лобковской псалтири, в лицевых Евангелиях, в стенописях псковского Мирожского монастыря и других памятниках, как видно будет ниже 1755 ; и так как не доказано, что первоначальное значение рыбы было в средние века забыто и что в средневековых изображениях Евхаристии рыба явилась под влиянием поздних толкований XXI главы Евангелия Иоанна 1756 , то, ввиду общей связи средневекового искусства с древнехристианским, мы усвояем рыбе в средневековых изображениях Тайной вечери то же евхаристическое значение, что и в памятниках древнехристианских. Сколь ни многочисленны памятники с изображением рыбы в период древнехристианский, однако они не обнаруживают в своих формах широты заключенной в них идеи: рыба со стоящей на ней корзиной с хлебом в катакомбах Люцины 1757 дает лишь общий намек на установление Евхаристии (=хлебы) Иисусом Христом (=рыба). В так называемой сакраментальной капелле 1758 рыба на треножнике, возле которого стоят корзины с хлебами, означает материю Евхаристии, т. е. плоть и кровь Спасителя, данные в снедь верным. В одном из изображений этой капеллы (рис. 120), представляющем треножник с хлебами и рыбой, возле которого стоят две человеческие фигуры (одна женская с воздетыми руками), католические ученые видят намек на литургическое действие освящения хлеба и вина, но это истолкование композиции, опирающееся на авторитет де Росси, доселе составляет предмет спора 1759 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Эпитафия Аверкия Иерапольского Самая ранняя идентифицированная христианская надпись. В житии святого Аверкия Иерапольского есть рассказ о чудесном перемещении святителя в Рим, для изгнания бесов из дочери императора. Епископ избавил девушку от беса и велел тому перенести в Иераполь каменный языческий жертвенник, на к-ром высек себе эпитафию. Эпитафия Аверкия  свидетельствует о существовании в Церкви во II в. важнейших догматов о Крещении, Евхаристии и приснодевстве Богоматери; едином христиаснком обряде от Ефрата до Рима, об самом Аверкии Иераполськом как строннике единства Церкви против сектанства. Камень с эпитафией Аверкия Иерапольского действительно существеут (хранится в Ватиканском музее), надпись на нём датируется концом 2-го века — т. е. времени кончины иерапольского святителя. Эпитафия Свт. Аверкия Иерапольского Греческий текст приводится по изд.: Беляев, Л.А. Христианский древности: Введение в сравнительное изучение. — СПб., 2001. — С. 110. Русский перевод воспроизводится по изд.: Ф.В.Фаррар. Жизнь и труды Святых Отцов и Учителей Церкви: в 2-х тт. — Т.1. — репринт.: СПб, 1902. — С.8.; Православная Богословская энциклопедия, под ред. Н.Н. Глубоковского. Аверкия эпитафия (ПБЭ); с некоторыми уточнениями и изменениями. 1. ΕΚΛΕΚΤΗΣ ΠΟΛΕΩΣ Ο ΠΟΛΕΙΤΗΣ ΤΟΥ ΤΕ ΠΟΚΙΣΑ Избранного города гражданин, я сделал сие, 2. ΖΟΗΙΝ ΕΧΩ ΚΑΙ ΡΩΙ ΣΩΜΑΤΟΣ ΕΝΘΑ ΘΕΣΙΝ- при жизни моей, 3. ΟΜ ΑΒΕΡΚΙΟΣ ΩΝΟΜΑΘΗΤΗΣ ΠΟΙΜΕΝΟΣΑ чтоб иметь место для упокоения моего тела. 4. ΣΒΟΣΚΕΙ ΠΡΟΒΑΤΩΝ ΑΓΕΛΑΣ ΟΡΕΣΙΝ ΠΕΔΙΟΙΣΤΕ Аверкий имя мое, я ученик Пастыря Чистого, 5. ΟΦΘΑΛΜΟΥ ΣΟΣΕΧΕΙ ΜΕΓΑΛΟΥΣ ΠΑΝΤΗ ΚΑΘ Ο ΠΩΝΤΑΣ Который питает Свои стада овец на горах и равнинах, 6. ΟΥ ΤΟΣ ΓΑΡ ΜΕ ΔΙΔΑΞΕΤΑ ΖΩΗΣ ΓΡΑΜΜΑΤΑ ΠΙΣΤΑ Он имеет великие очи, видящие все. И Он научил меня живому и верному учению. 7.     ΕΙΣ ΡΩΜΑΝΟΣ ΕΠΠΕΜΨΕΝ В Рим посылал Он меня, царственный град, видеть его и Царицу златоодеянную и златообутую,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВЕРКИЯ (ИЕРАПОЛЬСКОГО) ЭПИТАФИЯ Фрагмент надгробия св. Аверкия Иерапольского (Музеи Ватикана) Фрагмент надгробия св. Аверкия Иерапольского (Музеи Ватикана) самая ранняя идентифицированная христ. надпись. В житии св. Аверкия , еп. Иерапольского (Acta Abercii, ок. 375-400), есть рассказ о совершенном им чуде: бесы похвалялись заставить святого совершить путешествие в языческий Рим и внушили имп. Марку Аврелию вызвать Аверкия для исцеления одержимой бесом дочери. Епископ избавил девушку от беса и велел тому перенести в Иераполь каменный языческий жертвенник, на к-ром высек себе эпитафию. Ее текст, с явными признаками лит. сочинения, приводится в житии, где сообщено, что он списан с подлинного камня у гробницы. Содержание эпитафии позволяет говорить о еп. Аверкии как о стороннике единства Церкви и противнике сектантства, в ней сообщается о единых для всех христиан, от Евфрата до Рима, обрядах; оно свидетельствует о существовании в Церкви во II в. важнейших догматов о Крещении, Евхаристии и приснодевстве Богоматери. Наука воспринимала текст как лит. сочинение IV-V вв., но в 1883 г. У. Рамсей нашел южнее Иераполя, в Синнаде, 2 фрагмента эпитафии из 22 метрических строк с описанием трудов и путешествия Аверкия, почти полностью совпадавшим с приведенным в житии (на камне, очень похожем на жертвенник II в. Музеи Ватикана). Текст сходен с фригийскими надгробными надписями нач. III в. Время создания близко к предполагаемой дате смерти Аверкия - ок. 167, 190 или 195 г. Попытки связать этот памятник с культом Аттиса отвергнуты исторической наукой (Ф. Дёльгер , Ф. М. Абель и др.). Лит.: Помяловский И. В. Надгробие св. Аверкия//ВВ. 1896. Т. 3. С. 317-336; Ramsay W. M. The Sities and Bishoprics of Phrigia. Oxf., 1897. Vol. 2. P. 709-715. N. Y., 1976R; Calder W. H. The Epitaph of Avircius Marcellus//J. of Roman Studies. L., 1939. Vol. 29. P. 1-4; Wischmeyer. Die Aberkios Inschrift als Grabepegramm//JAC. 1980. Bd. 23. S. 22-47; Snyder G. F. «Ante Pacem»: Archaeol. Evidence of Church Life before Constantine. Mercer, 1991. Р. 138-140 [библиогр.]. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата

http://pravenc.ru/text/62724.html

Начальный период В сир. традиции христианизация Н. связывается с проповедью ап. Аддая - главного просветителя сирийцев, или его учеников - Аггая и Мари . Наиболее раннее документальное свидетельство о христианстве в Н. содержится в Аверкия (Иерапольского) эпитафии (2-я пол. II в.). В III-IV вв. город стал важным центром сир. христианства. В актах мучеников Гурии и Шамуны (см. Гурий, Самон(а) и Авив ) среди находившихся с ними в темнице упомянуты Гермес (Ермий) из Н. и его сотоварищи, впосл. пострадавшие от наместника Н. Гераклиона ( Devos P. La liste martyrologique des Actes de Guria et Shamona//AnBoll. 1972. Vol. 90. P. 16, 21); их память отмечена в Сирийском Мартирологе (411) в пятницу после Пасхи (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. P. 15. (PO; T. 10. Fasc. 1)). К числу раннехрист. святых, к-рых агиографическая традиция связывает с Н., также относятся прмц. Феврония , ее тетя - прп. Вриена , прп. Иерия , преподобномученицы Евтропия, Леонида и Ливия . Первым известным епископом Н. был участник I Вселенского Собора свт. Иаков (308/9-338), впосл. почитавшийся как покровитель города. Его преемниками стали Бабу (Бабовай) и Валгаш (Вологез) ( Le Quien. OC. T. 2. Col. 995-998). Правление этих 3 епископов описал в своих поэтических произведениях ученик и сподвижник свт. Иакова прп. Ефрем Сирин (сир. Мар Афрем), к-рый род. в Н. (ок. 306) и провел там большую часть жизни; по условиям мирного договора 363 г. он в числе прочих жителей покинул город и переселился в Эдессу . Семьдесят семь мадрашей прп. Ефрема, посвященных Н. (Carmina Nisibina), содержат ряд важных сведений об истории города этого периода, как и нек-рые др. его сочинения, напр. «Мемры о Никомидии» (см.: Bundy. 2000) и «Мадраши против Юлиана», рассказывающие в т. ч. о попытке имп. Юлиана Отступника возродить в Н. язычество ( Афрем Нисибинский, мар (Ефрем Сирин, прп.). Юлиановский цикл/Предисл., пер. с сир.: А. В. Муравьёв. М., 2006; ср.: Sozom. Hist. eccl. V 3). К этому же времени относятся связанные с Н. агиографические предания о вмч. Дометии Персиянине и прп. Евгении (Мар Авгене). C Н. историк нач. VII в. Феофилакт Симокатта связывает обращение в христианство своей младшей современницы - мц. Голиндухи ( Theophyl. Sim. Hist. V 12). В Церкви Востока

http://pravenc.ru/text/2577685.html

2017. P. 203-232). Другие христианские сочинения II в. Особое внимание исследователей привлекало отсутствие упоминаний о П. в текстах, к-рые обычно связывают с различными направлениями иудеохрист. традиции. Так, признаков влияния П. нет в «Дидахе»; в «Пастыре» Ермы могут содержаться параллели с Посланиями П., но их недостаточно для того, чтобы сделать определенные выводы (см., напр.: Jefford. 2017. P. 49-52). В сохранившихся фрагментах текстов Папия Иерапольского не упоминаются ни П., ни Евангелие от Луки, ни кн. Деяний. Мн. исследователи, начиная с Баура, объясняли это враждебным отношением Папия к личности и к духовному наследию апостола. Высказывалось мнение, что Папий выступал против восприятия П. как апостола греко-рим. мира, противопоставляя ему «истинного» апостола - Петра ( Elmer. 2014). Однако сохранившиеся фрагменты сочинения не позволяют с уверенностью определить позицию Папия ( Jefford. 2017. P. 47-49). Это относится и к сочинению Гегесиппа; в отрывках этого сочинения нет упоминаний о П., но нет и оснований считать, что Гегесипп был антипаулинистом ( Lindemann. 1979. S. 293-296; Lüdemann . 1983. S. 212-227). Отсутствие имени П. среди имен апостолов и мучеников, перечисленных в Послании Поликрата Эфесского ( Euseb. Hist. eccl. 3. 31; 5. 24), можно объяснить не только неприязненным отношением к апостолу ( Padovese. 2002), но и тем обстоятельством, что Поликрат назвал только тех святых, к-рые были похоронены в М. Азии (ср. свидетельство клирика Гая (ок. 200) о могилах апостолов Петра и П., основателей Римской Церкви - Euseb. Hist. eccl. II 25. 6-7). В то же время свт. Мелитон Сардский был знаком с учением П. и, вероятно, использовал Послания к Римлянам и к Галатам ( Thomas. 2018. P. 181-188; ср.: Dassmann. 1979. S. 286-292). П. упоминается в эпитафии равноап. Аверкия Иерапольского; текст испорчен, но из него можно понять, что П. (т. е., вероятно, его Послания) сопровождал Аверкия в странствиях по христ. общинам Римской империи (πντ δσχον συνο[...] Παλον σωθεν - Die Grabschrift des Aberkios/Hrsg. W. Lüdtke, Th. Nissen. Lpz.; B., 1910. S. 39-40).

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Отдельной темой является история Церкви святоотеческого периода. Святоотеческая литература является одним из главных источников церковной истории. Это, в первую очередь, великие историки, идущие вслед за отцом церковной истории Евсевием Кесарийским , а затем разбросанные свидетельства в писаниях прочих Святых Отцов. Это история таких событий, как великие гонения в доникейскую эпоху, богословские споры и соборы в посленикейскую. Историческую литургику патристическая литература снабжает важнейшими сведениями: текстами молитв и гимнов. Это история церковных институтов, роль епископата, общественного покаяния и покаянная дисциплина в соборных канонах. Это история агиографии, начинающаяся с мученических актов и первых жизнеописаний святых. Это история народного благочестия со свойственной ему склонностью к чудесному, фиксируемая, начиная со II в. в романтической апокрифической литературе: в христианских ветхозаветных апокрифах, апокрифических евангелиях, апокрифических апостольских деяниях, апокрифических посланиях апостолов, апокрифических апокалипсисах; мы находим ее также в сочинениях, приписываемых Клименту Римскому , в так называемых псевдоклиментинах, в актах мучеников, по меньшей мере в тех, которые по времени отстоят от описываемых событий, в жизнеописаниях святых, таких, как «Житие» святого Григория Чудотворца , написанного святым Григорием Нисским . И, наконец, невозможно обойти молчанием связь между патристикой, археологией и древней эпиграфикой. Некоторые эпитафии, такие, как Аверкия Иерапольского или Лектория Отенского, имеют большую богословскую ценность. Таково широкое поле, которое открывается для исследований патролога. Оно предполагает немалый набор отдельных специализаций в соответствии со смежными дисциплинами, эпохами и авторами. Основная связь между различными исследователями осуществляется на конференциях, проходящих раз в четыре года в Оксфорде, в которых принимают участие ученые из разных стран и различных конфессий, богословы и миряне, преподаватели университетов. Доклады конференций регулярно издаются в сборнике Studia Patristica в берлинской патристической серии Texte und Untersuchungen. Публикации оставляют сильное впечатление обилием исследований, составляющих патристическую науку. Недавно была основана Международная ассоциация патристических исследований (Association Internationale d " Etudes Patristique), которая публикует ежегодный информационный бюллетень (Bulletin et de liaison), где собираются сведения о состоянии исследований. Первый бюллетень отражает состояние науки на 1968 г.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

Священномуч. Папий занимал епископскую кафедру города Иераполя в Малой Азии. Мученическая кончина его последовала в промежутке между 156–165 годами. Память священномуч. Папия празднуется Церковью 22 февраля/7 марта. § 2. Сочинения Священномуч. Папию принадлежит «Пять книг изъяснений Господних изречений», но до нас дошли только отрывки этого сочинения: частично в подлинных словах автора, частично в пересказах других, главным образом, церковного историка еп. Евсевия Кесарийского . Несмотря на такую скудость сведений, сочинения священномуч. Папия позволяют проследить историю некоторых богословских воззрений его ученика, священномуч. Иринея Лионского , занимающего важное место в ряду христианских писателей. § 3. Учение 1.      Важность отрывков из «Пяти книг изъяснений Господних изречений» состоит в том, что они являются древнейшими свидетельствами о некоторых главных истинах христианского вероучения. 2. С другой стороны, по свидетельству еп. Евсевия Кесарийского , священномуч. Папий писал в «Пяти книгах изъяснений Господних изречений» о том, что по воскресении мертвых наступит царство Христово на этой земле телесно и будет продолжаться тысячу лет. Под влиянием этих хилиастических воззрений священномуч. Папия, его ученик священномуч. Ириней Лионский придерживался подобных неверных мнений, которые, впрочем, еще не были осуждены соборно. Глава девятая. «Аверкиева эпитафия» § 1. История и авторство Под именем «Аверкиевой эпитафии» известен древний памятник церковной письменности, имеющий большое значение для характеристики учения и жизни древней Церкви. «Аверкиева эпитафия» – это собственно надгробная надпись. Ее открытие в новейшее время было сделано относительно недавно, при этом содержание ее соответствует известной ранее житийной эпитафии свят. Аверкия Иерапольского . Автор эпитафии, равноапостольный Аверкий Чудотворец, был епископом города Иераполя в Малой Азии. После многих трудов на благо Церкви он, на 73 году своей жизни, мирно почил о Господе. Случилось это около 167 года от Р. X. Память свят. Аверкия празднуется Церковью 22 октября/4 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

2) Гробница Аверкия еп. Иерапольского. В 1882 году Рамсей открыл гробницу Аверкия еп. Иерапольского 73 с следующей эпитафией, написанной самим епископом, которая является также неопровержимым свидетельством против Толстого. В этой эпитафии, написанной грубым греческим гекзаметром, мы читаем следующее: «Я, гражданин избранного города 74 , сделал сие во время моей жизни, чтобы в должное время иметь место упокоения чистого для моего тела. Аверкий по имени, я ученик пастыря 75 , который питает свои стада, овец на горах и равнинах 76 , который имеет великие очи, смотрящие во все стороны 77 , ибо Он научил меня верным писаниям 78 , послал меня в царственный Рим видеть его 79 и посмотреть на златоодеянную и златообутую царицу 80 , и там я видел также народ, который имеет яркую печать 81 . И я видел равнину Сирии и все города, даже Низибию, переправившись за Евфрат 82 . И повсюду я имел спутников. С Павлом я путешествовал, и Вера водила меня повсюду 83 , и повсюду служила для меня пищей рыба из источника 84 , весьма большая, чистая, которую уловила чистая Дева, и она (Вера) дала это друзьям в постоянную пищу, предлагая превосходное вино, давая вино вместе с хлебом 85 . Эти слова, стоя здесь, я, Аверкий, и велел так написать. Я истинно прожил мой семьдесят второй год. Пусть всякий собрат христианин, читающий это, помолится за меня» 86 . «В этой наиболее древней и, несомненно, подлинной надписи мы имеем в высшей степени замечательнее доказательство возрастания христианства подлинности новозаветных книг, высокого значения двух главнейших таинств, любви, веры и простоты христиан во 2 веке. Эпитафия эта, во всех своих чертах, обнаруживает те же самые особенности, как и надписи в катакомбах, представляющие нам некоторые из наиболее драгоценных, данных для ознакомления с духом древних христиан» 87 . Если Толстовцы желают отстоять свой взгляд на начало христианства, то пусть докажут подложность этого исторического памятника! 3) Письмо Плиния к Траяну. Этот правительственный документ, с ответом на него императора Траяна, является одним из важнейших свидетелей против Толстого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

Она была помещена в алтаре над престолом и имела следующий вид: в середине картины стоит Христос, а по сторонам его, апостолы Петр и Андрей, из которых последний подносит Христу на блюде две рыбы. У ног Христа несколько коробов, наполненных хлебами. На левом поле картины изображен брак в Кане с гостями, сидящими подле стола, между которыми видное место занимает фигура с надписью: αγα Μαρα. На правом поле представлено несколько человек, сидящих также за столом, с надписью над головами: τς ευλογας του Χρστου σθοντες, т. е. употребляющие в пищу благословенные хлебы Христа. Под термином ευλογα, означавшим в позднейшее время антидор, благословенные хлебы вообще, на древнецерковном языке разумелась евхаристия. Итак, в этой фреске, под оболочкой библейских сцен, имевших евхаристическое значение, центральным пунктом служит изображение рыбы. Как понятна была тогда эта символика рыбы, и какое широкое толкование допускала она, доказательством могут служить две древнехристианских эпитафии: одна над гробом Аверкия, епископа Иерапольского, который еще при жизни велел сделать ее на своей гробнице, а другая — на могильной плите некоего христианина Асхандия. Рассказав о своих путешествиях по городам Сирии и своей бытности в Риме, куда он отправлялся поклониться останкам апостолов и мучеников, Аверкий говорит, что во время этих странствований «вера предносила и предлагала ему в пищу рыбу (ιχθν) из источника жизни, великую непорочную рыбу, которую приняла пречистая Дева (αγν παρθνος), передала ее в пищу друзьям своим (по вере) и она же дала им доброе смешение из вина и хлеба». Аверкий заключает свое исповедание следующим обращением: «Всякий единоверный со мною помолись за меня!» Фигуральный язык эпитафии дает скорее аллюзии, намеки, чем ясное представление о Христе как хлебе евхаристическом, сообщаемом в таинстве верующим, но основной мотив понятен. Кроме евхаристического содержания надпись эта еще важна по своему отношению к учению о Богородице и представляет Ее источником, из которого получила начало, восприняла плоть " Ιχθς ζως.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Грустный и мудрый о. Сергий Булгаков в чужом и голодном Париже вспоминал Родину воистину русской фразой: «Хорошо в Ливнах и еще: «Только там родина, где есть смерть. И потому последнее слово о родине – о смерти. Ливны запечатлены и освящены могилами отца и матери. Об этом нужно сказать И в этом особенность нашей русской православной культуры. Мы не ждём от мертвых ничего плохого. Для нас кладбище – святая земля, а могилки устраиваются уютно, по-домашнему, с оградкой и скамеечкой, с цветочками и ручниками на крестах. Тепло. Безопасно. Весело. У Джером К. Джерома был один уморительный персонаж, который зазывал путешественников посмотреть гробики, склепики, саркофагики и даже коллекцию черепов, собранную собственноручно. Гениальный Пушкин, поднося Дельвигу в подарок череп (удачный выбор!), сопроводил его одним из своих озорных стихотворений: «Прими сей череп, Дельвиг, он принадлежит тебе по праву», и, описывая торжественное убранство «благородного» склепа, посмеивался: « в тщеславном тлении кругом почиют непробудным сном высокородные бароны» (тщеславно тлеть, высокомерно разлагаться, надменно загнивать…). Над смертью смеялись всегда, всегда шутили. Вот одна из древнейших эпитафий, которая вдохновляла даже И. Бродского: «Родом критянин, Бротах из Гортины, в земле здесь лежу я, Прибыв сюда не за тем, а по торговым делам (Симонид, эпитаф. Смеялись и страшились. Христиане не боятся гробов, они с удивлением узнают, что саркофаг переводится с греческого как «пожиратель плоти». В нашей культуре гроб скорее колыбель. Один белорусский батюшка рассказывал. Направили в бедный сельский приход. Пришлось чем-то подрабатывать. Научился делать гробы. Делает на совесть. Проверяет на себе. В гроб заберется и лежит – как оно покойнику будет? Его все спрашивают: а не страшно вам? Нет, — отвечает, — там спокойно, как в колыбельке. Есть старинная монашеская традиция: как постригли – готовь гроб. У старца Павла (Груздева) в сенях стоял такой гроб. Он его сам раскрасил. Зверями, цветами, солнышками. Веселый гроб получился. Улыбчивый. Мои знакомые монахини свои гробы держали под кроватями – ставить некуда, много места занимает. Держали там закатки и соления. Запихивали грибы. Монахи вообще консервативны и многих пугают своими «погребальными» привычками. Даже хоронят монахов по-старому: кутают покойного в «пелёночки», только не белые, а вырезанные из монашеской мантии.

http://pravmir.ru/lyubov-k-grobam/

  001     002