Очевидно, что роль их в этом отношении была очень важна и влиятельна, так что все дело раздачи милостыни почти исключительно находилось в их руках, и каждый приехавший в Москву проситель необходимо должен был заручиться их расположением и рекомендацией, без чего ему трудно было рассчитывать на успех. Поэтому почти все просители и обращаются к ним с просьбою о содействии и ходатайстве перед царем и патриархом. Но эти представители в Москве Православного Востока не стояли на высоте своего призвания, особенно митрополит Аверкий, самый видный и влиятельный между ними. Эти иерархи, живя в Москве, преследовали только свои личные эгоистические и корыстные цели, старались каждый усилить свое влияние и подорвать значение другого, вследствие чего между ними скоро возникла борьба, в которой они сами открывали и русским свои взаимные интриги и разные неблаговидные проделки. Митрополит Аверкий, поселившись в Москве, скоро приобрел сильное расположение к себе Филарета Никитича и полное его доверие. Этим он воспользовался прежде всего для личной наживы. Он наговорил патриарху, что у него на родине есть вотчины и виноградники, которые он принужден был заложить. Теперь, пользуясь царскою милостынею, он посылает в Константинополь своего келаря Пахомия, чтобы устроить выкуп его имений и виноградников. Но Пахомий не исполнил этого поручения, а воротился в Москву с племянником Аверкия Дементием, который теперь был отправлен в Константинополь, чтобы не только выкупить Аверкиевы имения и виноградники, но и продать их. При этом Аверкий просил царя и патриарха написать от себя Константинопольскому патриарху, чтобы тот посодействовал Дементию в успешном выполнении возложенного на него поручения. Царь действительно писал к Кириллу Лукарису особую грамоту с просьбою похлопотать о выкупе и продаже имений Аверкия; о том же просил Лукариса и Феофана Иерусалимского особою грамотою и Филарет Никитич. Для нас это дело важно в том отношении, что оно указывает на живое и деятельное участие царя и патриарха в личных делах Аверкия, на их полное расположение и сердечное сочувствие к этому митрополиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   В своей последней книге архиепископ Аверкий упомянул о том, как отразилась его пастырская забота о «духовном разорении» на его долгой болезни, которая окончилась потом его смертью:    «В результате всех эмоциональных потрясений, которые я пережил в связи с тем, что происходит в наши дни, я был поражен (по крайней мере, как утверждают врачи) рядом серьезных болезней, которые чуть было не стали причиной смерти, потому что я не мог примириться со всем происходящим вокруг меня и относиться к этому равнодушно».    Упокоение в Боге в 1967 году принесло архиепископу Аверкию освобождение от тяжелейшего бремени пастыря. С мирской точки зрения, он умер побежденным. На земле война сатаны с любыми видами праведности продолжается и должна закончиться его победой. Но на небе архиепископ Аверкий — победитель. Он благочестиво пожил, приуготовляя себя к жительству со всеми святыми на небесах. Он вдохновляет нас на это же следующими словами, которые он написал всего за год до смерти:    «Пусть только набожность и благочестие будут светильниками в наших руках, как у старца Симеона — и в более таинственном смысле — в глубине наших душ и сердец. Тогда мы сможем от всего сердца возгласить прежде своего отшествия из этой жизни: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое!»...    В душе архиепископа Аверкия, когда он почил, не было отчаяния, неверия в Истину и любовь. Он жил в этой Истине и любви, и знал, что Истина победит антихриста, после малого времени его царствования.    В последние времена истинные апостолы Христовы будут умирать или погибать как в первые годы: закат похож на восход. И до тех самых пор нас будут предохранять от тонких искушений и подмен, которые уже находятся среди нас, пламенные слова Архиепископа Аверкия, одного из последних истинных апостолов. Он стоял перед лицом потока мирового Отступления и не поколебался. Он раскрыл наиболее хитроумно скрытые сети духа злобы, показав их всем, кто имеет глаза, чтобы видеть. Он звал не оставить нашу вечную надежду, но не надеяться на земное, то, что может быть имитацией. С мужеством и стойкостью он исполнял свой долг, «не в глазах только служа, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога» (Кол.3:22). Поэтому прежде своего отшествия ко Господу он писал, не имея ни тени сомнения: «Меня, как и всех, будет судить справедливый Бог. Но я могу сказать одно: я делал все честно, в соответствии со своей совестью, и не взирал на лица». 

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Святой равноапостольный Аверкий, епископ Иерапольский (память 22 октября/4 ноября) был епископом в Иераполе Малоазийском в годы царствования Марка Аврелия (161–180 гг.). Однажды в городе справлялось пышное торжество, посвящённое языческим богам. В этот день Аверкий во сне получил повеление сокрушить идолов. Он пошёл в языческий храм и стал разбивать изваяния богов. Когда на шум прибежали жрецы и спросили, что здесь происходит, Аверкий ответил: «Скажите жителям, что ваши боги напились вина на празднике, который вы устроили для них, и передрались между собой и, упав без сил на землю, разбились». Городские власти решили арестовать епископа, но бесстрашная проповедь и чудеса исцелений, произошедшие по молитве святого, привели к настоящему триумфу христианства в Иераполе. Слава об Аверкии донеслась даже до Рима. В это время Марк Аврелий сделал своим соправителем Луция Вера и обручил с ним свою дочь Лукиллу. Но ещё не успело состояться брачное торжество, как Лукилла тяжко заболела. Все старания опытных врачей были напрасны, а бес, мучивший Лукиллу, начал кричать, что никто не может изгнать его, кроме Аверкия, епископа Иерапольского. Тогда Марк Аврелий послал к своему восточному проконсулу письмо с требованием доставить святого в Рим. Едва Аверкий предстал перед императором, как бес, бывший в Лукилле, начал кричать и заклинать епископа не мучить его, но разрешить вернуться в ад. Старец ответил: «К отцу злобы, сатане, пойдёшь ты, но за то, что ты заставил меня, старика, идти сюда, ты не избегнешь труда и не вернёшься отсюда пустым. Вот лежит большой камень, повелеваю тебе отнести его на мою родину в Иераполь и положить у южных ворот». В тот же час жители Иераполя с изумлением увидели огромный камень, упавший с воздуха у ворот города. Богослужебный канон, написанный Иосифом Песнописцем (ум. В 883 г.), упоминает, что это был не просто камень, а «столп», т. е. столб или колонна (МС. Т. 2. С. 571). Римский император, обрадованный исцелением своей дочери, стал предлагать Аверкию богатые подарки. Но святой отказался от золота и серебра и попросил у Марка Аврелия, чтобы в Иераполе ежегодно раздавалось бедным три тысячи мер пшеницы из податей, собираемых для Рима, а также чтобы император построил за счёт казны бани при источнике тёплых вод, который Аверкий молитвой извёл из недр земли для исцеления больных. Император обещал исполнить просьбу святого и дал ему письменное обязательство. После этого Аверкий отплыл в Сирию, где проповедовал христианское учение. Перед кончиной он вернулся в Иераполь, где был настоящим героем среди жителей. Особенно радовались бедняки, которые по ходатайству Аверкия получали императорскую пшеницу. Раздача пшеницы продолжалась до времени Юлиана Отступника, отменившего указ Марка Аврелия. (См. также: Четьи-Минеи–1910. 2. С. 495–507).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Святой Аверкий ходил по близлежащим селениям, учил народ и совершал чудеса исцеления. В одном селении приступили к нему три слепые женщины и просили помочь им. Св. Аверкий обещал исполнить их просьбу, если они уверуют во Христа. Когда они дали на это свое согласие, Аверкий стал горячо молиться. Вдруг неизреченный свет осиял то место, где стоял святитель. Все бывшие там в ужасе пали на землю. Остались на ногах, кроме Аверкия, только три слепые женщины. Небесный свет коснулся их очей, и они прозрели. Тогда все прославили Бога. Из этого селения Аверкий с учениками пошел в другие, особенно в те, где было много больных, и везде учил народ вере и силой Христовой подавал исцеления. Так пришел он на место, называемое Селище. Здесь св. Аверкий преклонил колена и молился, чтобы истек источник теплой воды, которая бы имела силу исцелять недуги и очищать язвы. И тотчас прогремел сильный гром, хотя и день был ясный и небо чисто, и там, где стоял коленопреклоненный святитель, истекла чистая родниковая вода. Тогда св. Аверкий велел ископать глубокий ров, куда бы собиралась вода, которая имела чудесную силу, и все больные, омывшиеся в ней, становились здоровыми. Один из бесов, озлобленный успехами проповеди св. Аверкия, задумал соблазнить его. Однажды он пошел навстречу святителю в образе красивой женщины, искушая его. Тогда Аверкий отвернулся и пошел в другую сторону, но при этом от поспешности задел ногой большой камень и повредил ее до язвы. Диавол же тотчас явился ему в своем виде и сказал, что он один из старейших бесов, и что он, а не иной кто был сейчас виновником повреждения ноги святителя. После этого бес вошел в одного юношу и страшно мучил его. Св. Аверкий исцелил несчастного. Тогда диавол захотел как-нибудь отомстить святому и чем-нибудь досадить ему и сказал, что он заставит святителя, несмотря на то, что он стар и дряхл, пройти в Рим. Опечаленный, Аверкий наложил на себя семидневный пост и проводил все время в слезах и молитве, прося Бога не попустить врагу рода человеческого возыметь власть над христианским епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подойдя, гости поклонились Аверкию, осторожно поцеловались с ним, подняли к нему не хотевшую целоваться, воротившую в сторону личико, девочку; Аверкий с нежностью заметил, что волосы у нее бело-золотистые, тверды и гладки, как трава после лета. Гости заговорили бодро, беспечно, – зять все старался шутить, – но не сводили с Аверкия глаз и, видимо, не знали, что говорить. Он это чувствовал, неловко улыбался и даже бодрился, а сам думал, сравнивая дочь со старухой: нет, моя душевнее была! И дочь была хороша и скромна, как мать в молодости, но у дочери было больше спокойствия, сдержанности. Дочь трогала его своею красотою, ресницами, блеском стеклянных капель в гребешке, а старуха – лаптями, дряблостью кожи, усталостью, искренностью. Их противоположность взволновала его, и опять почувствовал он на мгновение: сладка жизнь! Старуха не притворялась. Она вошла и стала, грустно глядя на него, как бы говоря: вот привела, хотят поглядеть на тебя – не хорош ты стал, батюшка, да что ж сделаешь. А он, и правда, был страшен. Волосы его еще больше поредели, стали еще тоньше, они лезли, падали на широкий ворот рубахи, на ключицы, торчавшие под нею, как удила. По обеим сторонам ввалившихся висков торчали большие прозрачные уши. Глубоко западали глаза. Гости обедали в избе. Ему прислали чашку зеленого кваса с салом, ломоть хлеба. Он приподнялся, взял чашку, низко склонился над нею, выгнул зубчатую от позвонков спину, перекрестился, зачерпнул дрожащей рукой ложку и проглотил торопливо, боясь, что не хватит сил поесть. И точно, не хватило. Он устал, задохнулся, лег на спину… И чашка так и осталась стоять на земле возле телеги. Квас запенился, подернулся сальной пленкой, в него нападало много мух. Аверкий отгонял их и рассматривал свою руку, голубые ногти. Дивила его ладонь: впалая, она была суха и блестела, будто натертая воском… И, подумав о больнице, он насмешливо улыбнулся. VI Перед вечером прошел недолгий дождь. Со смехом, накрывшись подолами, гуртом прибежали с улицы девки, стали у ворот, не обращая внимания на Аверкия, ждали, пока перейдет дождь, видный в раме ворот на серой тучке. За воротами говорили, смеялись ребята, кто-то все начинал играть на сломанной, с западающими клапанами, гармонии. Подошел к воротам зять, слегка хмельной. Он выставил вперед правое колено, поставил на него свою большую, мягко и приятно рычавшую гармонию. Он томно смотрел в одну точку, играя. А против него стояла и, слегка склонив голову, упорно смотрела на него солдатка, бледная женщина, с свежим, приятным ртом и серебристыми глазами в черных ресницах. Они звали друг друга взглядами, словами бесконечной «страдательной». И все долго, под редким дождем, следили за их любовными безмолвными переговорами. Потемнело в углах риги, темнело в воротах. Закрыв глаза, Аверкий слушал. Ему было хорошо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Слово Архимандрита Аверкия на Втором св. Владимирском съезде. Православная русская молодёжь – духовные чада наши о Господе! Милостью Божиею, собрались мы, сегодня на второй наш съезд, дабы подвести итоги тому, что сделано нами за истекший год, и в торжественном прославлении памяти нашего великого просветителя св. равноапостольного князя Владимира почерпнуть духовные силы для предстоящей нам работы на будущий год. Пусть каждый из вас в сегодняшний день спросит свою собственную совесть: преуспел ли он хоть сколько-нибудь на пути осуществлена заветов св. кн. Владимира в своей личной жизни? потрудился ли он достаточно добросовестно над этим в окружающей среде? Хочется напомнить вам здесь, дорогие мои чада духовные, о замечательном предсказании, широко распространившемся несколько лет тому назад в эмиграции. Оно приписывается великому подвижнику земли русской преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу, и гласит следующее: За грехи русского народа, постигнет русскую землю страшное кровавое бедствие, во время которого ангелы Божии едва будут поспевать принимать души человеческие. Значительную часть русских людей Господь разсеет по всем народам земли, как разсеял некогда ветхого Израиля. Но так как Промысл Божий всегда всякое зло направляет к добрым последствиям, то и это разсеяние русских людей должно будет послужить тому, чтобы они весь мир познакомили с исповедуемой ими св. православной верой. Кто будет ревностно исполнять эту апостольскую миссию, тех сподобит Господь великой радости возвратиться на освобожденную от ига безбожников родину. А те, кто всецело погрузятся в житейскую суету, отдавшись лишь эгоистическим заботам об устройстве своего собственного земного благополучия и об удовлетворении своих низменных страстей и похотей, те погибнут от той страшной «болезни», которая из России распространится по всем народам земли. Итак, на всех нас лежит апостольская миссия. Но осуществить ее мы сможем, конечно, лишь в том случае, если сами пребудем верными заветам нашего духовного вождя и просветителя св. равноапостольного князя Владимира.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

После всенощной. Благодарю Господа, даровавшего мне умиление после холодности сердечной во время всенощной воскресной в Думской Успенской церкви, благодарю за возвышенные чувства при каждении на полиелее, ранее его и после того. Евангелие читал с крайней выразительностью, сердечно, канон читал торжественно. При окончании утрени демон обычно уязвил душу мою, но Господь исцелил за покаяние, веру и упование. 17 мая Воскресение. После обедни поздней в Успенской церкви. Благодарю Господа, от всех бед душевных избавившего меня, многогрешного и немощного, при служении литургии и после нее, на молебне Параскевы Якимовны Мурашовой. На великом входе умертвил меня враг малодушием и боязнью пред лицом значащих мира сего (и прочих): мирового судьи Аверкия Шебунина и [...], и я против желания своего не выговорил громко и раздельно имен императрицы и наследника, но выговорил тайно и поспешно, и после этого малодушия враг поразил меня тяготою, теснотою и окаменением, но, воспрянув покаянием, я победил и прогнал его именем Иисуса Христа и чувствовал, как он, побежденный, оставил меня. Причастился животворно, заамвонную прочитал сердечно, с дерзновением, отпуст сказал также сполна. Но при окончании молебна П. Е. Мурашовой я скрал отпуст, и поэтому враг опять уловил меня и долго мучил, давая мне урок впредь не скрадывать ни одного слова служебного. Покаянием пред Святыми Тайнами прежде потребления их я опять силою Христовой прогнал его, змия древнего, человекоубийцу. В доме Голубева в квартире вдовы Анны именем Господа я победил опять демона нечистого воззрением ко Господу; ранее того, за вечерней и после вечерни, припадая к святому престолу, я отразил неоднократно именем Господа приступы его. Благодарю за всё многомилостивого Господа и всесильного, ибо не попускает Он ради милости Своей и щедрот Своих и ради славного имени Своего врагам моим торжествовать надо мною, но бьет, поражает и прогоняет их. 18 мая Понедельник. Сегодня за утреней и после утрени супостат злобно язвил меня из-за трех неведомых рублей, оказавшихся в кармане подрясника: не мог я припомнить, откуда они; в кружку записать не решился, думая, что они, может быть, достояние бедных. Пред чтением канона в начале его Господь помиловал меня, исцелив язвы души.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Относительно обвинения монахов-отшельников в эгоизме, архиеп. Аверкий возражает, что отшельники уходят в пустыню, чтобы вдали от кипения мирских страстей очистить себя от греховной нечистоты. После многих подвигов и трудов отшельники соделываются сосудами Божественной благодати и становятся способными служить людям: утешать и наставлять на пути ко спасению. 6. Экзегетика архиеп. Аверкия посвящена толкованию книг Нового Завета. Его толкования отличаются ясностью, простотой, доступностью, но в то же время серьезностью и глубиной. Благодаря этим качествам его толкования являются одними из лучших в русской экзегетике до настоящего времени. 7. Будучи опытным проповедником, архиеп. Аверкий в своем учении о церковной проповеди приводит много полезных советов, в частности, касательно его излюбленного публицистического типа проповеди. Владыка призывает проповедников вскрывать больные места современности, обличать отступление от веры, недостатки нравственной жизни. При этом он подчеркивает, что проповедник должен подтверждать слова примером собственной благочестивой жизни. Глава четырнадцатая. Иван Михайлович Андреевский §1. Жизнеописание И.М. Андреевский родился 14/27 марта 1894 г. в Санкт-Петербурге, в семье архивариуса Михаила Петровича Андреевского. Его дед по отцу был священником. Закончив в 1905 г. городскую начальную школу, И.М. Андреевский учился в реальном училище, а с 1907 г. – в гимназии. В 1912 г., будучи учеником шестого класса гимназии, И.М. Андреевский был арестован за антиправительственную деятельность: вместе с товарищем (тот впоследствии покончил с собой) они готовили прокламации. Суд приговорил И.М. Андреевского к ссылке в Олонецкую губернию. Но благодаря вмешательству миллионера Шахта ссылку отменили, и И.М. Андреевский отправился сперва в Швейцарию, а затем в Париж, где три семестра слушал в Сорбонне лекции по философии. Приехав в 1914 г. домой на каникулы, И.М. Андреевский вынужден был из-за войны остаться в Санкт-Петербурге и поступить в Психоневрологический институт, который окончил через четыре года. Одновременно он отбывал в Николаевском госпитале воинскую повинность, работая фельдшером в психиатрическом отделении. К этому времени И.М. Андреевский охладел к революционному движению и не принял участия в февральской и октябрьской революциях 1917 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Приведенные отрывочные замечания имеют целью напомнить, как важно продолжить исследование Макарьевских Миней 1) на основе рукописного предания, 2) при сопоставлении с греческими агиографическими и святоотеческими источниками, которые не раз исправляются и дополняются русскими Минеями, 3) в связи со старыми латинскими переводами, иногда подобно славянским передачам охраняющим древнейшие редакции, наконец, 4) и в родной славянской обстановке, то есть параллельно и с Супрасльской Минеей, и с позднейшими русскими минеями св. Димитрия Ростовского . Особенно поучительно сравнительное изучение текстов для таких житий, которые представлены и в греческих, и в латинских, и в славянских обработках. При этом, по вопросу о соотношении между греческими, славянскими и латинскими житийными текстами полезно напомнить справедливое замечание исследователя 533 , что частое появление латинских слов в греческом, и от него в славянском тексте, еще не дает права заключать о первоначальности латинской редакции. Напротив, именно легкое усвоение чужих, в частности латинских, слов составляет одну из характерных особенностей и примет греческой народной речи. Особенно выражения из римского солдатского языка, например, στρτα вместо δς в чудесах св. Мины и житии св. Аверкия, объясняются легко участием, которое принимали воины римской армии, при их подвижности и быстрых переходах из страны в страну, в распространении новой великой веры. Роль римских солдат можно сравнить в —382— этом отношении с ролью торговцев, например, в иудейской религиозной пропаганде первых веков христианства: Иосиф Флавий (Ant. 20:2) рассказывает об обращении в иудейство адиабенского царского дома иудеем-торговцем; автор Homilia Clementis (V, 28) принял иудейство под влиянием торговца же иудея 534 . Потому римские военные термины встречаются не только в греческих, и от них славянских, но и в сирийских текстах (dux и пр.). Безошибочнее можно заключать по формам, принимаемым, к примеру, греческими словами в славянской передаче, о времени греческого подлинника: так Супрасльское «катапефазма» в беседе Епифания Кипрского восходит к поздне-греческому καταπθαζμα и ведет к заключению о соответствующем происхождении греческой рукописи, откуда сделан перевод 535 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что касается первой задачи школы, то она без особенного труда могла быть и была выполнена и в то время. «Действие сей меры (т.е. заведение приходских школ) в отношении к православным было, по местам, благотворно» 114 свидетельствовал м. Филарет: «обучаемые духовенством дети охотно читали и пели в церкви; вносили в семейства чтения священных книг, священной истории, житий святых и подобных назидательных книг; от сего должно было происходить доброе нравственное и религиозное действие на народ» 115 . Подобным образом и нынешние отчеты об обозрении епархиальными преосвященными их епархий и отчеты о церковных школах единогласно свидетельствуют, что «дети православных родителей, учившиеся в школах, уже не могут тяготеть к расколу» 116 . Гораздо труднее было выполнить чрез приходскую школу вторую задачу. Митрополит хорошо знал крайнее предубеждение раскольников против православного духовенства и считал такое отношение их «очень естественным» 117 , знал и «правило раскольников убегать сношения с православным духовенством» 118 , «не входить в разговор с ним» 119 и вообще «не допускать его до себя» 120 . Он понимал, что тоже предубеждение может породить и школа, находящаяся в руках духовенства. Поэтому, рекомендуя ее в числе средств борьбы с расколом, в тоже время он писал об ней: «сие средство трудно сделать употребительным в отношении к раскольникам, которые, конечно, захотят лучше раскольнику же вверить своих детей, нежели православному священнику» 121 , Чтобы уничтожить такое препятствие, он проектировал в то же время употребить против раскольнического обучения чисто внешнее средство; считал «нужным», «чтобы учителям раскольническим поставлена была преграда силою новейших узаконений министерства просвещения» 122 . Преграды, действительно, были поставлены. Но, вероятно, и эта мера не принесла желанных результатов, хотя к ней и прибегал тогда м. Филарет, как свидетельствуют об этом два письма его к Московскому военному генерал-губернатору, князю Д. В. Голицину. В одном из них митрополит просит «употребить зависящие меры, дабы Торицына (крестьянка, принадлежащая к раскольникам преображенского кладбища) не распространяла раскольнического учения посредством обучения детей» 123 ; а в другом –«обратить внимание на крестьянина (бронницкого уезда, деревни Кладкова) Аверкия Иларионова, чтобы он не обучал и раскольнических детей, не имея на то права и дозволения, а наипаче православных отцов детей» 124 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010