В 1881 г. шотландский ученый-классик Уильям Рамси, путешествуя по Малой Азии, установил, что во Фригии в древности было два города, носивших название Гиерополис. Один из них — современный Памуккале, а второй находился дальше к северо-востоку, около современного селения Кочхисар (этот район в древности носил название Пентаполис — «пять городов», одним из которых был Гиерополис). Недалеко от этого второго Гиерополиса Рамси обнаружил мраморную колонну с греческой надписью, эпитафией Александра, сына Антонина, христианина, жившего в Гиерополисе и заказавшего этот надгробный памятник в 216 г. Первые строки эпитафии полностью совпадают со строками эпитафии Аверкия в его жизнеописании: «Как гражданин прославленного града Сей памятник велел воздвигнуть я при жизни…» Рамси был филологом-классиком, а не византинистом, и не был знаком с «Житием Аверкия», что помешало ему немедленно установить связь между находкой и эпитафией, приведенной в «Житии». Но он сделал это по возвращении в Шотландию и убедился в том, что эпитафия Аверкия — подлинный текст, а не сочинение какого-то византийского автора. Чтобы подтвердить свою точку зрения, Рамси решил попытаться найти оригинал эпитафии — само надгробие. В 1883 г. он вновь посетил Малую Азию в сопровождении эпиграфиста Дж. Р. Стеррета. Текст «Жития» содержал указания на район поисков — гробница епископа должна была находиться за пределами города, около горячих ключей. Рядом с этими ключами, недалеко от общественной бани, ученые обнаружили два фрагмента мраморной стелы с греческой надписью. Судя по сохранившемуся на них орнаменту (перевязанный лентой лавровый венок), они являлись обломками надгробного памятника. На них частично сохранились средние девять строк эпитафии, совпадающие с приведенным в «Житии» текстом (они содержат такие ключевые слова, как Павел, Рим, царица, народ, печать, Сирия, Евфрат, вера, рыба). Аверкию было, как следует из текста, 72 года, когда он заказал это надгробие. Эпитафия была написана до 216 г., до надписи Александра, который ее цитирует, вероятно, между 190 и 210 гг. Таким образом, это один из самых ранних сохранившихся христианских памятников, наряду с надписями римских катакомб и ранними фрагментами евангельских текстов [ 92 ]. Первые Церкви в Европе

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

До передачи послания Остальскому он был вызван в комиссию помощи голодающим на совещание, где постановили выделить из среды духовенства в комиссию по изъятию церковных ценностей двух представителей. В день передачи Остальскому послания состоялось собрание духовенства, на коем должен был обсуждаться вопрос о выделении двух священников в качестве представителей в комиссию по изъятию ценностей. Но собрание постановило представителей не посылать и вместе не препятствовать изъятию ценностей из церквей. Об этом был составлен акт священником Бычковским, которое все присутствовавшие подписали. Но где этот акт хранится, он не помнит. Так как послание не было получено через Киевский Синод или же обычным путём, то при передаче последнего священнику Красицкому предостерегал, чтобы он был осторожен в отношении огласки последнего» 302 . В материалах газетной публикации есть интересные подробности показаний владыки Аверкия: «Первым допрашивается Аверкий Петрович Кедров (Епископ Аверкий). Из показаний выясняется, что собрание духовенства у Епископа, о котором упоминает Остальский, имело целью выбор двух делегатов на помощь Волгубкомпомголу, согласно требованию последнего. Но духовенство не сочло себя вправе распоряжаться ценностями, так как они подлежат ведению всей общины, и делегатов не выбрали. С большим трудом обвинителю удаётся получить от свидетеля ответ, что об этом собрании духовенства составлен надлежащий акт, написанный священником Бычковским. Затем из показаний Епископа Аверкия выясняется, что он не был уверен в подлинности присланного ему послания Патриарха. Оно было вложено в простой конверт, при нём не было никаких скреп или препроводительных бумаг. Адресовано оно было прямо на имя Епископа; и он не поинтересовался даже узнать по штемпелю, откуда пакет прибыл. Не будучи уверен в подлинности послания, Епископ Аверкий, однако, очень заинтересовался приводимой в нём точкой зрения на разграничение священных предметов от неосвящённых. Обвинитель указывает, что не только странно проявлять к этому вопросу интерес с чисто академической точки зрения, в момент, когда необходима срочная помощь голодающим.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Палаты Аверкия Кириллова в Москве. 2-я пол. XVII в. Фотография. Нач. ХХ в. Палаты Аверкия Кириллова в Москве. 2-я пол. XVII в. Фотография. Нач. ХХ в. Несмотря на тяжелые условия работы сотрудников, фонды постоянно пополнялись. К нач. 1922 г. они насчитывали 15 332 единицы хранения - более 500 картин и рисунков, 6 тыс. гравюр, 8 тыс. книг и 4 тыс. альбомов и карт. Музей собирал различные материалы по истории Москвы: документы, отражавшие быт горожан, материалы органов городского управления и самоуправления, документы о развитии народного образования (в т. ч. по истории МГУ) и здравоохранения (в т. ч. по истории крупнейших больниц - Глазной и Екатерининской), была собрана богатая коллекция по истории архитектуры Москвы, материалы по истории торговли и др. В «Краткой записке» о деятельности музея от 4 янв. 1922 г. Миллер писал: «Музей вправе сказать, что он собрал почти все, что можно было собрать. И пол, и стены его 2,5 комнаток ломятся от штабелей и шкафов, готовых к выставке и общему пользованию материалов» ( Рюмина. 1998. С. 74). По плану, составленному А. В. Чаяновым, экспозиция Музея старой Москвы могла бы развернуться в 2 залах: «Москва от нач. XII в. до периода Смуты» и «Москва до переезда столицы в Санкт-Петербург». Планировались выставки: «Москва 200 лет назад», «Москва 100 лет назад» и «Москва 30 лет назад». Однако по причине отсутствия необходимой площади это был музей-хранилище. Предполагалось сделать Музей старой Москвы центральным музеем города. Но в нач. 20-х гг. XX в. все историко-бытовые музеи столицы получили статус филиалов ГИМ. Постановлением Отдела по делам музеев Наркомпроса от 10 янв. 1922 г. Музей старой Москвы стал филиалом ГИМ. C 1923 г. его фонды размещались в бывш. особняке П. И. Щукина (М. Грузинская ул., 15), затем в бывш. Юсуповском доме рядом с Красными воротами (Хорошёвский тупик, 9), позднее - в здании ГИМ. После Октябрьской революции 1917 г. и в течение последующих месяцев состав комиссии сократился, в последующие годы - вновь увеличивался.

http://pravenc.ru/text/1841842.html

В Марте известили воеводы Путивльские о приезде из Царьграда Греческого священника Юрия с двоюродными братом его Христофором и другим Греком Константином, которые подали два листа от Патриархов Константинопольского и Иерусалимского на имя Государя, о милостыне для сих Греков, но их велено было отпустить обратно, выдав им обыкновенное жалованье, которое определено было для черных и белых попов, по шести руб. на каждого, а для бельцев, т. е. простых мирян, по три и по два рубля. В этом году обращался к Государю, вместо знаменитого Патриарха Кирилла Лукаря, вытеснявший его с престола, недостойный преемник того же имени, Кирилл Контарис, бывший однажды в России в сане Веррийского Митрополита. Он писал Государю чрез Грека Фому Юрьева Кантакузина, уже известного Царю, о бывшем своем предместнике на кафедре Веррийской: «буди ведомо Царствию твоему, что преосвященный Митрополит бывший Веррийский, Кир-Аверкий, который приезжал к тебе Государю пожить на жалованьи Царствия твоего, по чину и иноческому житию есть мой старейший, потому что он начало надо мною сотворил, поставил меня в диаконы и в пресвитеры; ты же праведным твоим судом сослал его. И ныне молю Царствие твое, да сотворишь милость сему Архиерею Аверкию и да простишь всю вину его и освободишь его от опалы, как бы ни был виноват пред Царствием твоим. Не произволишь ли дать ему волю приехать сюда в Царьград? а я буду держать его у себя, ибо мы ему рады. Сие есть первое прошение, какое ныне сподобил меня Бог написать тебе в сане Патриарха Константинопольскаго, и оно мне представляется добрым и полезным». Грамота писана 1636 года в Январе. Того же содержания просительная грамота была от Кирилла и к Московскому Патриарху Иоасафу. В ответе Государя от 3-го Июня 1636 года к Патриарху Кириллу было писано: «извещаю твое Святейшество, что Веррийский Митрополит Аверкий, по нашему и отца нашего Великаго Государя, блаженныя памяти святейшего Патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея Руси, указу и по соборному решению, сослан был из Москвы на смирение по духовному делу; a ныне мы Великий Государь, ради твоего Патриаршаго прошения, велели Веррийскаго Митрополита Аверкия взять в Москву и дав ему свободу, отпустить в Царьград» (не известно однако же по какому тайному делу подвергся опале Аверкий, который пользовался прежде милостью Царской и Патриаршей). Действительно, указом 23-го Июня 1636 года Государь приказал отпустить в Царьград находившегося в России с 1628 года и бывшего в ссылке в Костроме Митрополита Аверкия, по просьбе о нем Патриарха Кирилла.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

  Духовником братии в святогорских общежительных монастырях всегда является игумен обители. Тем не менее во многих общежитиях есть традиция приглашать несколько раз в год духовника извне, чтобы у братии была возможность исповедовать, например, помыслы против игумена или какие-то ещё щепетильные духовные вопросы. Однажды на утрене отец Аверкий ушёл из храма после шестопсалмия и пошёл в пекарню, потому что накануне вечером ему сказали, что ночью надо месить хлеб. В одиночку просеяв и замесив много муки, он позвал братию формовать хлебы, а когда братия вернулась на службу, один сажал эти хлебы в печь и доставал из неё. Когда он закончил в пекарне, было уже утро, и эконом послал его в монастырский огород собирать бобы. После огорода его отправили на хозяйственный двор за монастырём — тесать кипарисовые брёвна. Вот на этих-то самых брёвнах у него хлынула горлом кровь. В глазах помутилось, он потерял сознание. Слава Богу, что мимо хоздвора проходил один мирянин, который привёл отца Аверкия в чувство и помог ему дойти до монастыря.   Братия, увидев, в каком состоянии находится отец Аверкий, советовали ему лечь в монастырскую больницу, но он по духовной деликатности не хотел обременять больничара и пошёл к себе в келью. На следующее утро он, как обычно, был в храме и читал полунощницу. После службы старец Исидор чуть ли не за рукав тянул его в столярку и кричал: «Ты тут ещё и больным решил притворяться,-чтобы не работать?» Однако ночью у отца Аверкия ещё трижды шла горлом кровь, он еле стоял на ногах.   Игумен благословил срочно положить его в монастырскую больницу. Но и там кровотечения из горла продолжались. Отцы испугались, что у него началась чахотка, и отвезли его в Салоники на рентген грудной клетки. Врачи ужаснулись, увидев, что рёбра у него «торчат в разные стороны», как прутья у смятой корзины. «Перед вами великолепный образчик „поста, бдения и молитвы " , коллеги», — сказал рентгенолог. Врачи прописали отцу Аверкию два месяца постельного режима.   Он вернулся в Эсфигмен, и его положили в монастырскую больницу. Там отец Аверкий страдал не столько от болезни, сколько от своей «тонкокожести». Он очень переживал, что ему прислуживал монах, годившийся ему по возрасту в отцы и даже в дедушки.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=45&iid=261...

Рис. 1. Замковый камень с крестом. С литографии 1885 года; Рис. 2. Замковый камень с крестом в своде палаты. Фото 2004 года; Рис. 3. Интерьер крестовой палаты. С литографии 1885 года; Рис. 4. Палаты Аверкия Кириллова. Фото 1880-х годов; Рис. 5. Палаты Аверкия Кириллова. Фото 2004 года. Орудия Страстей Христовых встречаются на самых разных видах крестов. Они размещаются на оборотной стороне нательных и наперсных крестов, на крестах напрестольных, осеняльных и водосвятных, и даже на запрестольных или выносных крестах» 1246 . Уникальным остаётся лишь характер расположения креста в замковом камне свода жилых палат. Сам крест в буквальном смысле «осеняет» собою палату и ориентирован оглавием на восток. Образ Голгофского креста, как и положено, содержит выполненные вязью привычные титлованные криптограммы, впрочем, с некоторыми девиациями. Для начала приведём то, что являет нам современное натурное обследование. Выше верхней горизонтальной поперечины креста читаем: ЦРЬ СЛВЫ. Поверх второй, длинной, поперечины: ХС. В поле киота между изображениями копия и трости: КОПО ТОСТЬ. Выше Голгофы: М Б. Первые четыре криптограммы имеют титлы, а последняя буква в слове КОПО, относящемся к копию, имеет над собою знак тупого ударения, обычно отмечающего последний слог в древнерусском языке. С точки зрения получивших распространение принципов сокращения священных слов в древнерусском языке и самой логики типичной композиции возникают следующие вопросы: что за сокращение «копо» (само начертание конечной буквы не вызывает сомнений при сравнительном анализе букв внутри текстов данного креста – это именно «о»); почему в сокращённом варианте слова «трость» утрачена согласная «р», зато есть гласная «о» (обычно наоборот); и почему от привычного МЛРБ ( М есто Л обное Р ай Б ысть, или М есто Л обное Р аспят Б ысть) остались только буквы МБ ? Вообще в резаных по камню древнерусских текстах разного жанра встречается масса несоответствий, орфографических ошибок, описок, что само по себе естественно. Однако в данном случае настораживает то, что содержат такие ошибки именно устойчивые криптограммы сакрального характера. Значит, как минимум возникает подозрение в том, что какие-то буквы или их части утрачены. Или перед нами вообще неграмотная копия. Однако, обнаружив это впервые, мы не пошли сразу по пути реконструкций, поскольку оставалась непрочитанной главная надпись и ряд других вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

2) Гробница Аверкия еп. Иерапольского. В 1882 году Рамсей открыл гробницу Аверкия еп. Иерапольского 73 с следующей эпитафией, написанной самим епископом, которая является также неопровержимым свидетельством против Толстого. В этой эпитафии, написанной грубым греческим гекзаметром, мы читаем следующее: «Я, гражданин избранного города 74 , сделал сие во время моей жизни, чтобы в должное время иметь место упокоения чистого для моего тела. Аверкий по имени, я ученик пастыря 75 , который питает свои стада, овец на горах и равнинах 76 , который имеет великие очи, смотрящие во все стороны 77 , ибо Он научил меня верным писаниям 78 , послал меня в царственный Рим видеть его 79 и посмотреть на златоодеянную и златообутую царицу 80 , и там я видел также народ, который имеет яркую печать 81 . И я видел равнину Сирии и все города, даже Низибию, переправившись за Евфрат 82 . И повсюду я имел спутников. С Павлом я путешествовал, и Вера водила меня повсюду 83 , и повсюду служила для меня пищей рыба из источника 84 , весьма большая, чистая, которую уловила чистая Дева, и она (Вера) дала это друзьям в постоянную пищу, предлагая превосходное вино, давая вино вместе с хлебом 85 . Эти слова, стоя здесь, я, Аверкий, и велел так написать. Я истинно прожил мой семьдесят второй год. Пусть всякий собрат христианин, читающий это, помолится за меня» 86 . «В этой наиболее древней и, несомненно, подлинной надписи мы имеем в высшей степени замечательнее доказательство возрастания христианства подлинности новозаветных книг, высокого значения двух главнейших таинств, любви, веры и простоты христиан во 2 веке. Эпитафия эта, во всех своих чертах, обнаруживает те же самые особенности, как и надписи в катакомбах, представляющие нам некоторые из наиболее драгоценных, данных для ознакомления с духом древних христиан» 87 . Если Толстовцы желают отстоять свой взгляд на начало христианства, то пусть докажут подложность этого исторического памятника! 3) Письмо Плиния к Траяну. Этот правительственный документ, с ответом на него императора Траяна, является одним из важнейших свидетелей против Толстого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

Святой отвечал ему: – К отцу твоему, сатане, пойдешь ты, дух злобы, но так как ты потревожил меня, старца, и заставил прийти сюда, то и ты не избегнешь труда и не вернешься отсюда пустым; вот лежит камень – (перед дворцом был камень таких громадных размеров, что множество народа лишь с большим трудом могло бы сдвинуть его на небольшое расстояние; на этот-то камень и указал святой), повелеваю тебе именем Господа моего Иисуса Христа, отнеси сей камень на мою родину, в Иераполь, и положи его около южных врат. И вот диавол, как раб и пленник, связанный клятвою вышел из царской дочери, взял тот камень и с тяжким стоном понес его по воздуху чрез ипподром 6890 . Все, бывшие там, люди с удивлением видели камень, двигавшийся по воздуху и слышали великий стон диавола, но самого его видеть они не могли. Отнеся камень в Иераполь, диавол положил его на том месте, где ему приказал святой Аверкий; жители же Иераполя, видя громадный камень, внезапно упавший с воздуха, были весьма поражены, и поняли сию тайну лишь тогда, когда к ним возвратился святой Аверкий. Освободившись от злого мучителя, царская дочь, однако, не могла подняться с земли и лежала, не издавая ни одного звука, у ног Аверкия. Видя сие, мать ее, царица Фавстина, подумала, что дочь ее скончалась, и начала плакать, но святой простер свою руку и воздвиг девицу живою, здоровою и в полном разуме. Тогда родители девицы предались великой радости и ликовал дом царский по поводу исцеления царевны. Родители ее послали радостное известие и к зятю своему Луцию Веру, который был в то время в походе против парфян 6891 , сообщая ему о выздоровлении невесты. Святому же они предложили богатые подарки и обещали дать ему все, чего бы он ни попросил. Но Аверкий не взял ни золота, ни серебра, ни какого-либо имения, говоря: – Не нужно богатство тому, для кого хлеб и вода то же, что царский обед и пир великий. Просил он только двух вещей: во-первых, чтобы в Иераполе бедным раздавалось ежегодно из податей, взимаемых для царя, по три тысячи мер пшеницы, а во-вторых, чтобы царь приказал построить на средства своей казны бани при источнике теплых вод, который святой извел молитвою из недр земли на исцеление больным. Царь с радостью обещался исполнить сии просьбы святого и дал ему для этого письменное свидетельство.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Жрецы идольские, жившие недалеко от храма, проснулись и, слыша в храме великий стук, не понимали, что это могло значить. Прибежав ко храму, они увидели, что идолы богов их лежали на земле в прахе, а святой Аверкий попирал обломки идолов своими ногами и сокрушал их жезлом. При виде сего на жрецов напал страх, святой же, обратившись к ним, сказал с гневом: – Ступайте к начальникам города и ко всему народу, скажите, что боги ваши, упившись на вчерашнем празднике, который вы устроили для них, перебранились между собою и, упав на землю, разбились. Сказав это, святой отправился в свой дом, как сильный муж, победивший врагов; а такими воистину были идолы, приведшие к погибели много душ человеческих. Жрецы идольские отправились к городским начальникам и рассказали им обо всем, что сделал Аверкий. С наступлением дня, весть о случившемся быстро распространилась по всему городу, и вот все, от мала до велика, простой народ и начальствующие лица, собрались к храму. Увидев идолов своих разбитыми на мелкие части и разбросанными по земле, все сначала изумились. Потом, исполнившись ярости, все стали кричать: – Смерть Аверкию! Другие добавляли к этому: – Послать его к царю, там потерпит он муки, равные его преступлению! – Нет, лучше сейчас же пойдем и сожжем его со всем его домом, – предлагали третьи. Начальники остановили народ: – Не смейте зажигать дома Аверкия; мы опасаемся, как бы не пострадал от пожара весь город, если вы подожжете дом Аверкия; лучше схватим его и сами предадим суду, или же отошлем на суд к верховному правителю. Когда народ находился в таком волнении и уже хотел напасть на дом Аверкия, соседи епископа, услышав о сем, отправились к нему в дом; они застали его учащим собравшихся к нему верующих и рассказали ему все, что слышали в народе, который хочет идти к его дому и схватить его, как злодея. Услышав сие, верующие устрашились и молили своего пастыря выйти из дома и скрыться где-нибудь на время, пока не прекратится волнение народное. Святой же без страха сказал им в ответ:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Коллегия государственных обвинителей составила очевидно предвзятый «Обвинительный акт о гражданине Остальском Аркадии Иосифовиче». Этот акт гласил: «30 апреля 1922 года начальник Волгуботдела ГПУ получил доклад от одного из своих сотрудников о том, что утром того же числа после окончания богослужения в церкви бывшей Волынской духовной семинарии настоятель Николаевского братства протоиерей Остальский Аркадий прочёл молящимся послание Московского Патриарха Тихона, носившее характер к противодействию изъятию ценностей из храмов, а затем продолжительное время вёл с верующими собеседование на тему недопустимости изъятия освящённых церковных ценностей, ибо изъятие таких ценностей является актом святотатства со стороны правительства. При производстве дознания указанные в докладе обстоятельства нашли себе подтверждение в показаниях самого Аркадия Остальского , вследствие чего на предварительном следствии он был привлечён к следствию в качестве обвиняемого и допрошен, причём, не признавая себя виновным, объяснил, что на собрании духовенства, происходившем 26 апреля с.г. в Архиерейском доме он в частной беседе узнал, что у Епископа Аверкия имеется какое-то послание Патриарха Тихона по поводу изъятия церковных ценностей властями. Заинтересовавшись содержанием этого послания, он попросил у Епископа Аверкия разрешение переписать последнее. Переписать послание протоиерей Остальский поручил посланному им лицу, благодаря чему это послание стало известно не только ему, но всем его прихожанам. Послание по просьбе верующих было затем прочитано им в церкви бывшей Волынской духовной семинарии, принадлежащей Николаевскому братству, оглашением этого послания он, по его словам, не преследовал цели агитировать среди верующих против изъятия ценностей из храма, а, наоборот, разъяснял, что в церкви существуют ценности неосвящённые и освящённые. В то время как первые могут быть изъяты без ограничения, к последним относятся: напрестольный крест, Евангелие, чаша, дискос и дарохранительница, а потому изъятие ценностей освящённых не с целью передачи их в другие, хотя бы заграничные храмы – противоречит каноническим правилам Церкви, правилам Апостолов, п. 73, и постановлению Двукратного Вселенского Собора, п. 10, вследствие чего при изъятии их должна быть гарантия со стороны правительства, что они будут использованы только для храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010