Почитание Святых, в смысле благоговейного уважения памяти их и прославления их подвигов и добродетелей, есть догмат нашей веры, имеющий самое твердое основание как в Священном Писании, так и в священном предании. Священное Писание, решительно запрещая воздавать кому либо божеское поклонение и служение, кроме единого истинного Бога (Второз. VI, 13; Исаии XLII, 8; Mф. IV, 10 ; 1Tuм. I, 17 ), вовсе не запрещает этим воздавать низшее почтение и верным слугам, угодникам и друзьям Божиим, и притом так, чтобы вся честь относилась при этом к Нему же единому, как дивному во Святых Своих ( Ncaл. LXVII, 36 ). Кроме того писание с одной стороны указывает примеры почитания Святых: так в книге Царств говорится, что царедворец Авдий поклонился пророку Илии ( 3Цap. XVIII, 7 ), сыны пророческие торжественно поклонились Елисею, как верному рабу и другу Божью ( 4Цap. II, 15 ); апостол Павел одобряет Галатян за то, что они приняли его как ангела Божья или Самого Христа Иисуса ( Гaлam. IV, 14 ). С другой стороны оно дает наставления касательно почитания Святых. Господь Иисус Христос говорит Своим апостолам: Кто принимает вас, принимает Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает, праведника, во имя праведника, получит награду праведника (Матф, X, 40, 41). Апостол Павел заповедует: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божье, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Ebp. XIII, 7 ). Отцы и учители церкви так учат о почитании Святых, раскрывая и основания, и образ, и цель этого почитания. Св. Василий Великий . «Любителю мучеников наскучит ли когда творить память мучеников? Честь, воздаваемая добрым из наших сослужебников, есть доказательство нашего благорасположения к общему Владыке» 248 . «Когда пересказываем жития прославившихся благочестием, прежде всего Владыку прославляем в рабах Его; восхваляем же праведников засвидетельствованием о том, что знаем, и людей увеселяем слышанием прекрасного. Так жизнь Иосифа есть увещание к целомудрию, а повествование о Сампсоне – побуждение к мужеству». 249

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

пр. Авдий Едому (т. е. Идумеянам), стыд покроет тебя, на век погибнешь. В тот день (т. е. во время разрушения Иерусалима), когда ты стоял вблизи, в тот день, когда чужие (халдеи) вели в плен силу его, иноземцы вошли во врата его, и бросали жребий о Иерусалиме, и ты был, как один из них! Не надлежало бы тебе смотреть на (несчастный) день брата твоего, на день опустошения его, и не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день погибели их, разевать рта своего в день скорби.., входить во врата народа Моего, в день несчастия их смотреть на бедствие его, в день горести его.., простирать руки на имение его; не надлежало бы тебе стоять на распутиях, чтобы рубить бегущих.., выдавать спасшихся его, в день бедствия. его.. Как ты поступал, так поступлено будет с тобою, злодеяние твое обратится на главу твою“ ( Авд. 1:10–15 ; Сн. 4Цар. 24:2 ; Иез. 25:12 ; Пс. 136:7 ). А потому Господь и говорит чрез св. Амоса, что „Едом гонит брата своего мечем, подавил чувство (жалости) в сердце своем, и гнев его вечно свирепствует, и ярость свою постоянно хранит. Пошлю огонь на Феман и пожрет чертоги Боцры 18 “. О поражении и несчастной участи Идумеян говорили и другие Божии пророки: Иеремия ( Иер. 49:7–22 ). Исаия ( Ис. 11:13, 21:11–17, 34:5 ), Иезекииль ( Иез. 25:12–14 ) и Иоиль ( Иоил. 3:19 ), и говорили вообще весьма сильно, как о злейших врагах народа Божия, обреченных на погибель 19 . Идумеяне порабощены были Иоанном Гирканом (ок. 128 г. до Р. X.), а потом исчезли из Истории, смешавшись с другими народами. Пророчество св. Амоса исполнилось. 5 . Аммонитяне, – потомки Аммона, сына Лотова. Поселившись в Палестине, они нередко вступали во враждебные отношения к Евреям, то нападая на них, то защищая свои земли. При судиях они 18 лет „теснили и мучили сынов Израилевых в Галааде“ ( Суд. 10:8 ), воевали с ними, но Иеффай „поразил их поражением весьма великим“ ( Суд. 11:33 ). При Давиде, соединившись с Сирийцами, напали на Иудеев; но принуждены были бежать с поля сражения ( 2Цар. 10:14 ); потом воевали с Иудеями и были побеждаемы при Иудейск.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Преемники Иеровоама продолжали «ходить путями» его и насаждали идолопоклонство среди израильского народа. Из всех израильских царей самым нечестивым был Ахав. Ахав получил царство от своего отца в процветающем состоянии. Амврий, а затем его сын Ахав, были достаточно благосклонно расположены к окрестным народам и к их культуре. Это проявилось, в частности, в том, что в жены Ахаву Амврий взял Иезавель, дочь царя Сидонского, то есть благополучие царства строилось еще и на хороших отношениях с финикийцами. Иосиф Флавий говорит, что Ефваал, отец Иезавели, был прежде жрецом Астарты. И через Иезавель в Израиле начинается активное насаждение культа Ваала Мелькарта, финикийского, Сидонского божества. Одновременно с этим начинается борьба с почитателями Бога Израилева. Слуга Ахава Авдий спасает от истребления 100 пророков (3 Цар. 18:3), но многие погибают. Об этом свидетельствует пророк Илия. Под влиянием своей супруги Иезавели, дочери сидонского царя, он усердно распространял в Израиле идолопоклонство. При нем культ Ваала стал государственной религией. Иезавель, ревностная почитательница финикийского бога Мелькорфа, построила ему храм в столице Израиля — Самарии. Ненавидя религию Израиля, она преследовала и умерщвляла всех ревностных служителей Истинного Бога. Об Ахаве Писание говорит так: «И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии – то есть свою столицу он сделал центром этого культа, – и сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева» (3 Цар. 16:30–33). Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, «молитвою небеса заключив». После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

http://pravmir.ru/prorok-iliya-i-car-axa...

Проповедь свою обыкновенно начинал Амос сими словами: «так говорит Господь, за три нечестия и за четыре не отвращуся», выражая вместе с тем милосердие Божие, которое не всегда карает первые преступления, и правосудие, которое не отвращает наказания от преступлений умноженных. Карая словом, оба царства, Иуды и Израиля, Пророк предсказывал также гибель окрестным народам Сирии, Финикии и другим; в особенности сильно восставал на богачей Самарии, столицы Израильской. Бедствия, грядущие на Израиля изобразил он в видениях: плен, уравнивающий высоких с низкими, под символом отвеса, которым равняет здание свое плотник, а скорый конец царства Израилева, под видом корзины с спелыми плодами. Но самая страшная казнь Израилю состояла в отнятии у него и оскудении слова Божия: «вот наступят дни, в которые Я пошлю на землю, не голод хлеба и не жажду воды, но голод слышания слова Божия; обтекут от моря и до моря, и от севера до востока, чтобы найти слово Господне и не найдут.» (VIII). Однако, на конце своих пророчеств, говорит Амос, о лучших временах для Израиля, и о Мессии, когда восстановится падшая скиния Давидова и все оставшиеся люди взыщут Бога, и призовется имя Его во всех народах. Во дни того же Иеровоама Израильского и царей Иудовых: Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии, более шестидесяти лет, совершал свое пророческое служение Озия, из племени Иссахарова, который предсказал падение царства Израилева и видел оное. Достойно замечания, что для обличения духовного заблуждения Израильтян, Бог повелел ему взять в супружество обесславленную женщину, которую Пророк обратил к непорочной жизни; первого сына от нее назвал он Иезраель, в знамение того, что упразднит Господь царство Израилево, и первую дочь непомилованною, потому что не будет более милости; а второму сыну дал имя: не мой народ, ибо уже не хотел Господь быть его Богом. Пророк обещал однако, что в последнии дни соберется вкупе Иуда и Израиль и вместо имени: не свой народ, назовутся сынами Бога живого. Но прежде нежели Господь призовет к себе опять непомилованную, и обручит её себе верой на веки, грозил, что обратит её в пустыню и взыщет на ней все мерзости Вааловы, и долгое время останутся сыны Израилевы, без Царя и без князя, без жертв и жертвенника, без жрецов и явлений; тогда только взыщут Бога своего, и Давида Царя своего, под коим Пророк разумел Мессию, потому что явно указывал на его воскресение: «идем и обратимся к Богу нашему, скажут тогда скорбящие, ибо Он уязвил и уврачует, исцелит нас после двух дней и в третий день воскреснем, и живы будем пред ним; устремимся познать Господа, и обрящем Его, как воссиявшее ympo.»(VII)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Пророков, проповедовавших устно, было очень много. Из них особенно известны и замечательны два великих пророка — Илия и Елисей. Пророков, оставивших свои Писания, шестнадцать. По величине и значимости написанных этими пророками книг они разделяются на больших и малых. К числу больших пророков относятся: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил, а к числу малых относятся: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Пророки Иезекииль и Даниил пророчествовали во время вавилонского плена, а пророки Аггей, Захария и Малахия — после плена. Все же остальные пророки жили до вавилонского плена. Пророк Илия 3 Цар. 16:29–34; 17–19:21; 4 Цар. 12:1–15 Святой пророк Илия жил в Израиле в период правления нечестивого царя Ахава. Это были мрачные времена в истории израильского народа. Под влиянием жены-язычницы Иезавели Ахав по всей стране насаждал культ поклонения Ваалу, Астарте и Молоху, а ревностных сторонников истинной религии преследовал и убивал. Однажды к Ахаву в Самарию явился грозный пророк Илия. Он был родом из города Фесвы и с юных лет вел строгую подвижническую жизнь в пустыне. Стоя перед царем в перепоясанной веревкой простой одежде отшельника, Илия гневно упрекал его в вероотступничестве и предсказал, что за отступление от Истинного Бога страну постигнут засуха и голод. «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою ! — воскликнул Илия грозным голосом. — В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17:1). После этого пророчества Илия удалился из столицы, опасаясь мести царя, и скрылся в горах за Иорданом, у потока Хорафа. Места там были пустынные, однако Илия не испытывал голода. Вороны два раза в день приносили ему хлеб и мясо, а воду он брал из потока. Но вот наступила предсказанная засуха. Дожди прекратились, и поток высох совершенно. Тогда Илия по повелению Божию переселился в языческий городок Сарепту, около Сидона. Одна бедная, добрая вдова приютила его в своем доме и делилась с ним скудной пищей. Когда пришел к ней Илия, у ней была всего лишь горсть муки в кадке и немного масла в кувшине. Но по слову Илии совершилось чудо: все время пребывания пророка у вдовы не уменьшилось ни количество муки в кадке, ни масла в кувшине.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Пророчества, последовавшие от времени разделения царства еврейского до времен плена. Отпадение десяти колен от союза с домом Давидовым имело весьма гибельные последствия. Как повлекшее за собою удаление от храма и духовных руководителей, оно способствовало к развитию идолопоклонства и нравственной распущенности, которые, появившись первоначально между коленами, отпадшими или в царстве Израильском, перешли потом и в царство Иудейское. Хотя обстоятельства эти и были весьма печальны, тем не менее и они послужили новым поводом к раскрытию мессианских пророчеств. Вызвав собою слово обличения и возвещение наказания, они вызвали, вместе с тем, и слово утешения, состоявшее в указании на приближение мессианского царства, на свойства его и на самое лицо Мессии. Провозвестниками такого слова были теперь мужи, нарочито к тому Богом призванные, или в собственном смысле Пророки. Из оставивших по себе пророчества в письмени, до времен плена, было шесть, из них два: Осия и Амос действовали в царстве Израильском, а четыре: Авдий, Иоиль, Михей и Исаия – в царстве Иудейском. Пророк Осия, в противоположность той нравственной распущенности, которая господствовала в царстве Израильском и которая выставлена им под образом прелюбодейцы, указывает, под образом брака, на чистый союз Христа с церковию ( Ос.3 ) 384 . Пророк Амос изображает Церковь под образом восстановленной скинии. В тот день, говорит пророк от имени Бога, Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие ( Ам.9:11–12 ) 385 . Пророк Иоиль говорит об обильном излиянии на эту Церковь даров Св. Духа. И будет после того, говорит он, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего ( Иоил.2:28–29 ) 386 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Радость народа по случаю освобождения престола Давидова от кровожадного едомитянина не звала границ. Вражда между израильтянами и едомитянами была, так сказать, историческая. Даже родоначальники этих двух племен были смертельными врагами между собой, и иудейское предание еще более разжигало эту ненависть, сообщая, что Исав, наконец, убил Иакова стрелой из своего лука 128 . Когда Израиль выходил из Египта, то Едом отказался пропустить его через свою землю и принудил его провести еще несколько тяжелых лет в пустыне 129 . Едомитяне были смертельными врагами первого даря израильского Саула 130 . Давид покорил их, и как он, так и Соломон царствовали над ними. В период упадка Израиля в царствование его последних царей они были его злейшими и непримиримейшими врагами. Они помогали халдеям в окончательном завоевании Иудеи при Навуходоносоре и радовались разрушению Иерусалима, в надежде завладеть его богатыми землями и присоединить их к своей дикой гористой области. Пророки, начиная от Амоса и Иоиля в девятом столетии до P. Хр. 131 , обличали их, как злейших врагов богоправления. «Едом будет пустою степью, – восклицал Иоиль – за то, что они притесняли сынов иудиных и проливали невинную кровь на земле их» 132 . «Так говорит Господь – пророчествовал Амос, – за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувство родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою. И пошлю огонь на Феман, и пожрет чертоги Восора» 133 . Пророк Авдий, после разрушения Иерусалима Навуходоносором, едко изобличал едомитян за то, что они были среди врагов Израиля в тот день, когда чужеземцы расхищали страну, и за то, что они злорадствовали над иудеями в злополучный день их политической гибели 134 , Иеремия и Иезекииль также возвещали гнев Божий на них 135 . И в действительности, можно сказать, каждый из пророков объявлял их врагами Божьими, которых Израиль должен был впоследствии подвергнуть окончательному истреблению.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Слова Амоса о сирийцах, что они молотили Галаад железными молотилами (I, 3), указывают только на одно из крайних проявлений жестокости сирийцев победителей к израильтянам побежденным. Между иноплеменниками, которым как Амос, так и Иоиль угрожает за тот или другой вред, причиненный ими иудеям, Тир и Сидон у Иоиля (3:4–6) представляется за одно с филистимлянами, «грабившими храм Господень в Иерусалиме (“вы взяли серебро Мое и золото Мое и наилучшия драгоценности Мои внесли в капища ваши“, – говорит Господь) и продававшими сынов Иуды и сынов Иерусалима сынам эллинов. У пророка Амоса бедствия, причиненныя иудеям финикиянами и филистимлянами, представляются раздельнее: филистимляне сами “вывели всех (иудеев) в плен, чтобы предать их Эдому“ (I, 6); финикияне же только «передали всех пленных (иудеев) Эдому и не вспомнили братского союза» (там же ст. 9). Филистимляне, судя до этим изречениям пророка, сами были в Иудеи и забирали иудеев в плен по праву сильного; финикияне же, как народ торговый, только покупали у филистимлян пленных и перепродавали их с выгодою для себя идумеям. Если Иоил покупщиками пленных иудеев называет сыновей эллинов (сынов Явана), а Амос – идумеев, то пророки не противоречат друг другу, а только восполняют один другого. Сыны Явана, упоминаемые у Иоиля, конечно, не суть греческие колонисты, поселившиеся где-то в Аравии, около Идумеи, и пробравшиеся сюда, может быть, из Египта, как думали некоторое время по примеру Креднера. Представляется гораздо более вероятным, что сыны Явапа были ионяне – малоазиатские греки (St.ade, De populo Iavan ISSO), приезжавшие по морю в Газу и здесь покупавшие пленных иудеев, также как покупали их и финикияне. Если Амос, говоря о той же продаже пленных иудеев филистимлянами, покупщикамиэтих пленных называет уже идумеев, то это не значит, что он хочет указать местожительство тех сынов Явана по соседству с идумеями, а скорее всего значит, что Амос хочет оттенить выдающееся участие, которое принимали идумеи в судьбе иудеев, далеко не к облегчению участи последиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/k...

Соф.2:6 . И будет Крит пажить стадам, и ограда овцам. С Евр.: «и будет приморская страна пастушьим овчарником и загоном для скота». И будет Крит 36 , т. е. приморская страна, где жили Филистимляне, и часть их Критяне или Крефеи, после опустошешя Халдеями и другими врагами, будет местом пастбища для стад и загонов (ограда 37 ) для овец, т. е. там населенных городов и селений не будет, а будет пустое место, на коем будут пастись стада. Соф.2:7 . И будет уже морское оставшим дому Иудина: на них пожируют в домех Аскалоних, к вечеру витати имут от лица сынов Иудиных: яко присети их Господь Бог их, и возврати плен их. С Евр.: «и достанется этот край остаткам дома Иудина; и будут пасти там, и в домах Аскалона будут вечером отдыхать; ибо Господь Бог их посетит и возвратит плен их». Т. е. приморская Филистимская земля в последствии достанется Евреям, оставшимся после Вавилонского плена. Св. пр. Авдий (ст. 9) также предсказывал, что Евреи наследуют земли Филистимския, что и исполнилось при Маккавеях. Один из них, Ионафан, овладел лучшими городами Филистимлян Иамниею, Аккароном, Азотом и Аскалоном; Газа была взята Симоном Маккавеем ( 1Мак. 5:65,68 ; 2Мак. 10:16,32 ; сн. Зах. 9:5–7 ). На них пожируют 38 ), т. е. после Вавилонского плена, заняв приморские Филистимские места, Иудеи будут пасти на них свои стада, или сами будут жить. Засим пророк присовокупляет, что Иудеи, заняв Филистимский город Аскалон, будут находить себе вечерний отдых в домах сего города, оставленных владельцами. Слов: от лица сынов Иудиных 39 ) нет в Еврейском тексте; может быть, они присоединены 70 толковниками для пояснения, что именно Иудеи займут жилища Асколанитян. Пророк далее показывает и причину, почему произойдет такая перемена, что Иудеи займут места врагов своих, – потому, что присети их Господь, т. е. Господь Бог посетит народ Свой милостию, простит, помилует, возвратит плен 40 их, возвратит Иудеев из Вавилонского плена, а врагов их – Филистимлян накажет. Тогда Иудеи и воспользуются жилищами Асколанитян – при Маккавеях. Пророк, предсказав Иудеям плен Вавилонский, теперь предсказывает и возвращение из сего плена, их благосостояние после сего возвращения. Этим предсказанием, конечно, пророк имел в виду утешить Иудеев, покрайней мере, тех из них, которые еще верили, надеялись, были покорны Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Также в Израиле проповедал Авдий (IX век до Р.Х.), тот самый сановник, который во времена Ахава спасал пророков от гнева Иезавели. Его Книга посвящена обличению царства Едома (а в лице его – царства мира сего). Господь обещает полностью сокрушить Едом и, обращаясь к нему, говорит: «Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя» ( Авд. 1, 4 ). Это произойдет из-за гордыни и жестокости Едома. И наступит День Господа, когда на горе Сионе будет спасение, и будет она святыней ( Авд. 1, 17 ). Так и стало в День сошествия Святого Духа на апостолов. И завершающее обещание Авдия говорит, что «придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава (язычников), и будет царство Господа» ( Авд. 1, 21 ). На закате Израильского царства на проповедь был послан пророк Наум (VII век до Р.Х.). Он предвещал гибель царства Ассирии и ее столицы Ниневии. «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе» ( Наум. 1, 2 ), – начинает свою книгу пророк. Господь разрушит до основания столицу злодейства, наводившую ужас на всю землю, и никакие человеческие попытки спасти город кровей не помогут. А для верных Богу настанет радость: «Вот, на горах – стопы благовестника, возвещающего мир: празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен» ( Наум. 1, 15 ). Это пророчество во всей полноте сбылось во время проповеди апостолов, возвестивших конечную гибель царства сатаны, управлявшего и злодействами Ниневии. Сама же Ниневия была разрушена в 612 году до Р.Х. – в точности так, как описывал это пророк Наум. Церковь почитает память этих пророков. Пророк Иона В то время, когда Израиль погружался во тьму язычества, главным врагом его стала Ассирия. И вот Бог приказал пророку Ионе, сыну Амафиину, который до этого уже помазал на царство Ииуя и предсказал победы его правнуку Иеровоаму II ( 4Цар. 14, 25 ), идти в столицу Ассирии – Ниневию и объявить, что из-за ее злодеяний она будет разрушена через сорок дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010