…Уже много месяцев длилась засуха, уничтожая всю растительность, иссушая водоемы и обрекая на смерть скот и зверей. На третий год засухи Господь сказал Илие: – Пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю. По пути к царю, Илия встретил благочестивого человека по имени Авдий, который служил во дворце у Ахава. Илия сказал ему: – Извести Ахава, что я здесь. Авдий долго не соглашался это сделать, боясь царского гнева. Но Илия успокоил его, и вскоре царь сам пришел к пророку. – Это ты смущаешь израильский народ? – сказал Ахав, подходя к Илие. – Не я его смущаю, а ты и весь дом отца твоего. Вы поклоняетесь идолам и забыли Бога Живого, – с мужеством ответил Илия. – Собери всех своих жрецов и приведи их на гору Кармил. Там я буду ждать вас. В назначенный день под горой собралось несколько тысяч человек. Отдельной группой стояло восемьсот пятьдесят языческих жрецов, которые служили главному идолу – Ваалу. Здесь же присутствовал и сам царь. – Долго ли вам хромать на оба колена? – сказал Илия, обращаясь к народу. – Если Господь есть Истинный Бог, то последуйте Ему, а если Ваал, то ему последуйте. – И, повернувшись в сторону жрецов, он грозно крикнул: – Вас много, а я один. Давайте принесем жертвы: Вы – Ваалу, я – Господу Богу. Но огня под жертвами разжигать не будем. Вы призывайте Ваала, а я буду призывать имя Господа Вседержителя. Тот бог, который даст свой ответ и низведет с неба огонь, тот и есть Владыка всего мира. Пусть все узнают, Кто есть Истинный Бог! Предложение Илии понравилось народу, и жрецам дали право первыми принести свою жертву Ваалу. Они сделали жертвенник, приготовили дрова, закололи тельца и стали молитвенно взывать к небу: «О, Ваал, услышь нас!». Но их молитвы были безрезультатны: небо молчало, а жертва продолжала лежать на дровах. До самого вечера жрецы кричали, кололи себя ножами, судорожно корчились в шаманском танце, но ответа с неба так и не последовало. – Хватит. Теперь отойдите, чтоб и я принес жертву Господу Богу, – сказал Илия жрецам. И, обратившись к простому народу, молвил:

http://foma.ru/prorok-iliya.html

2. Почему иудеи не растворились среди других народов? 3. Какие чувства владели народом Божиим в Плену? 4. Когда были написана Кн. Плач? 5. В чем основной смысл ее? 6. О чем пророчествовал Авдий? 7. Как возникли синагоги и каково было их назначение? 8. Какие части Св. Писания сформировались в эпоху Плена? §12 Пророчество Иезекииля о Новом Иерусалиме (ок. 573 года) 1. Пророк Иезекииль об участи Иерусалима. Между Вавилоном и Иудеей сохранялись постоянные и частые контакты через купцов, путешественников и специальных посланцев. Весть о гибели Иерусалима в кругу близких к Иезекиилю людей не была неожиданностью. Пророк уже давно предсказывал роковую развязку. Но недаром свиток, который он получил в видении и должен был съесть (3,1-3), стал «сладок, как мед» в его устах. В грозных событиях пророк прозревал действие Промысла. В дни осады города Давидова Иезекииль символически изображал перед народом бедствия блокады: голод и гибель (гл. 4-5). Но когда предреченное свершилось, проповедь пророка-священника приобретает новое направление. 2. Господь-Пастырь. Поскольку пастыри ветхозаветной Церкви в основном оказались недостойны своего призвания, Бог Сам будет ее Пастырем (гл. 34). Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. (34,11) Таким образом, в откровении Иезекиилю является новый облик Бога, Бога-Спасителя, прощающего грехи. Он сравнивает Себя с пастухом, так как согласно восточным обычаям, овцы были предметом особой заботы и любви. Именно этот образ употребил и Господь Иисус в притче о Добром Пастыре (Ин 10,1-18). Почему Бог, если Он любит избранных Своих, поступил с ними так сурово? Пр. Иезекииль отвечает на этот вопрос ясно и в соответствии с пророческой традицией: Плен был вразумлением заблудших, наказанием грешных: И было ко мне слово Господне: сын человеческий! Когда дом Израилев жил на земле своей, он осквернял ее поведением своим и делами своими… И Я излил на них гнев Мой за кровь, которую они проливали… (36,16,18)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

4:10), заповедал почитать как апостолов, так и других святых – Его друзей ( Ин. 15:14 ): «кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Мф 10:40,41; сн. Лк. 10:16 ; Ин. 13:20 ). «Во имя пророка», «во имя праведника», «во имя ученика» (стих. 42), т. е. если кто примет не по гостеприимству или по другим каким-либо расчетам, но потому, что он пророк или праведник или ученик (Христов), то будет участвовать в награде пророка, как содействующий ему в его служении, как сочувствовавший и единомысленный с ним. Требуя почтения к святым, Господь Иисус Христос, очевидно, не только не усматривал в этом ничего несогласного с служением Единому Богу и Его прославлением, но, напротив, находил это необходимым для полной славы Божией, потому что святые должны быть почитаемы не как Он Сам или Его Отец, а только как друзья Его, как Им посланные, как Его ученики; вся же честь, им воздаваемая, должна быть относима к Нему Самому, а через Него к Богу Отцу. в) ... поклоняться святым: Нафан поклонился Давиду «лицом до земли» ( 3Цар. 1:23 ), Орна – Давиду ( 1Пар. 21:21 ), Авигея – Давиду ( 1Цар. 25:23 ), Авдий – Илии прор. ( 3Цар. 18:3–7 ), сыны пророков – Елисею ( 4Цар. 2:15 ), Сонамитянка – Елисею ( 4Цар. 4:37 ), темничный страж «припал (προσπεσε от προσππτω – припадать к стопам, на коленях умолять) к Павлу и Силе» ( Деян. 16:29 ). Ангелу (предстоятелю) Филадельфийской церкви Господь говорил: «Я сделаю то, что они (иудеи) придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» ( Откр. 3:9 ). Святым поклонялись не только при жизни их, но и после смерти: Саул «пал лицом на землю и поклонился» прор. Самуилу ( 1Цар. 28:14 ). Бог наказывает за непочитание святых «Дети... насмехались над ним (прор. Елисеем)... Он... проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» ( 4Цар. 2:23,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

7.2. От Ахава до Ассирийского плена Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Правление Амврия, с политической точки зрения, было весьма успешным. Даже столетие спустя, при царях другой династии, в ассирийских документах Самария называется «домом Амврия». Для того, чтобы представить себе, каково было наследство, оставленное Амврием Ахаву, скажем, что во время знаменитой битвы при Каркаре, когда против Ассирийской армии выступила коалиция западных царств, одних только колесниц Ахав смог выставить две тысячи. Менее чем через 50 лет после этого, его внук Иорам имел в своем распоряжении всего десять колесниц на всю армию. То есть Ахав получил царство от своего отца в процветающем состоянии. Амврий, а затем его сын Ахав, были достаточно благосклонно расположены к окрестным народам и к их культуре. Это проявилось, в частности, в том, что в жены Ахаву Амврий взял Иезавель, дочь царя Сидонского, то есть благополучие царства строилось еще и на хороших отношениях с финикийцами. Иосиф Флавий говорит, что Ефваал, отец Иезавели, был прежде жрецом Астарты. И через Иезавель в Израиле начинается активное насаждение культа Ваала Мелькарта, финикийского, Сидонского божества. Одновременно с этим начинается борьба с почитателями Бога Израилева. Слуга Ахава Авдий спасает от истребления 100 пророков (3 Цар. 18:3), но многие погибают. Об этом свидетельствует пророк Илия. Об Ахаве Писание говорит так: «И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии – то есть свою столицу он сделал центром этого культа, – и сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева» (3 Цар. 16:30–33). Во времена Ахава происходит примирение израильского и иудейского царства и союз этот закрепляется тоже династически, а именно дочь Ахава и Иезавели Гофолия отдана замуж за сына иудейского царя Иосафата. Иосафат вместе с Ахавом предпринимают различные совместные военные и торговые предприятия, хотя через пророков Господь Иосафата и затем его сына Иорама осуждает за это союз, поскольку этот чреват бесчестием для царства иудейского. В битве под Рамофом Галаадским, где Ахав погибает, вместе с ним сражается Иосафат. Ахав был тяжело ранен и, будучи привезён в Самарию, истек кровью и умер, и его колесницу отмывали от этой крови. И, по предреченному, кровь его была разлита там же, где была пролита кровь убитого им Навуфея.

http://sedmitza.ru/lib/text/431183/

8) Откуда из св. Писания видно, что святым угодникам и Ангелам должно покланяться и прославлять их? Из примеров верующих Ветхого и Нового Заветов. Иисус Навин при виде Ангела «пал лицем своим на землю и поклонился“ (Иис. Нав. 5: 14–15 ). Поклонялись Ангелам родители Сампсона, – Маной и жена его ( Суд. 13: 20 ), Давид и старейшины ero ( 1Пар. 21: 16 ), пророки Валаам и Даниил ( Чис. 22: 31 . Дан. 10: 9–10 ) и другие. Святым угодникам тоже покланялись: Авдий и пятидесятник царя Охозии поклонились пророку Илии ( 3Цар. 18: 7 . 4Цар. 1: 13 ); ему же поклонились до земли «Сыны пророков» ( 4Цар. 2: 15 ); Сунамитянка поклонилась пророку Елисею, воскресившему ее сына ( 4Цар. 4: 37 ); Навуходоносор поклонился пророку Даниилу ( Дан. 2: 46 ), а темничный страж – ап. Павлу и Силе ( Деян. 16: 29 ). И Ангелов и святых мы всегда должны прославлять и ублажать в своих молитвах, как «друзей“ Божиих: «Отдавайте, учит ап. Павел, всякому должное... кому честь, – честь“ ( Рим. 13: 7 ). «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот мы ублажаем тех, которые терпели» ( Иак. 5: 10–11 ). «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их“ ( Евр. 13: 7 ). Кто не чтит и не прославляет Ангелов и святых, тот оскорбляет Самого Друга их, – Господа нашего Иисуса Христа и Отца Его Небесного: «Кто принимает вас, сказал Христос св. Апостолам, Меня принимает, а кто принимает Меня, принимаег Пославшего Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника“ ( Мф. 10: 40–41 ). О молитвенном почитании и призывании святых Ангелов учили многие святые отцы и учители Церкви первых и последующих ее веков. Св. Ерм , муж апостольский, учит, что Ангелы наблюдают над всем миром и Церковию, и над жизнью каждого человека, которого они сопровождают и в загробную жизнь. Св. Иустин Мученик пишет: «Мы чтим как Отца правды, так и пришедшего от Него Сына... Вместе с воинством прочих последующих и уподобляющихся Ему благих Ангелов и открыто преподаем это всякому, желающему научиться так, как сами научены“ . 6

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

9 Имена малых пророков: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия. 10 Хотя перечисленных ветхозаветных книг 38, но евреи их считали 23, расположив по 22 буквам своего алфавита. Но кроме них в Библии имеются ещё 11 книг, которые называются неканоническими, и которые также написаны до Рождества Христова. Из них важнейшие: кн. Премудрости – Соломона и Иисуса, сына Сирахова, кн. Товит и 3 кн. Маккавейские. 11 «Соборными» они называются потому, что они написаны не одной какой-нибудь церкви, а собору, т. е. собранию церквей. Их ещё называют окружными. 12 Потому-то у нас перед чтением Евангелия и после него поют: «Слава Тебе; Господи, слава Тебе». 13 Вселенских соборов семь: 1) Никейский – 325 г., 2) Константинопольский 1-й – 381 г., 3) Ефесскй – 431 г., 4) Хакидонский – 451 г., 5) Константинопольский 2-й – 553 г., 6) Константинопольский 3-й – 680 г. и 7) Никейский 2-й – 787 г. Два первые собора были собраны против еретиков Ария и Македония. 14 «Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле – так, как будто бы есть богов много и господ много, но для нас один Бог Отец, из Которого все, и мы у Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Тем» ( 1Кор. 8, 4–6 ). 15 Вездесущие Божие наглядно изображается Давидом так: «куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Вэойду ли на небо, Ты – там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря; и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя» (Псл. 138, 7–12). 19 Ап. Иуда говорит о падших духах: «это суть ангелы, не соблюдающие своего начальства, но оставившие свое жилище» (6 ст.). 20 Так и в послании своём евангелист Иоанн писал: «мы знаем, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного, и да будем в истинном Сыне Его – Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5, 20 ). 21 Помазанниками в Ветхом завете назывались цари (как Давид), первосвященники (как Аарон), и пророки (как Елисей). Господь Иисус назван Помазанником во всех трёх смыслах, ибо Он есть и Царь, и Первосвященник, и Пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   Согласно богословским представлениям, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил называются большими пророками за то, что оставили после себя большие по объему и значимости пророческие книги. Меньших пророков двенадцать: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. По воззрениям богословия они называются меньшими пророками за то, что оставили после себя книги меньшего объема по сравнению с книгами больших пророков.    Наряду с истинными пророками, несущими людям слово Божие, в Библии говорится и о лжепророках, которые пророчествовали именем ложных богов. “И в пророках Самарии Я видел безумие; они пророчествовали именем Ваала, и ввели в заблуждение народ Мой, Израиля” (Иер.23:13). Лжепророками являются и те люди, которые, говоря об Истинном Боге, в жизни нарушали Его заповеди. “Но в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи” (Иер.23:14). Лжепророки ложно выдавали себя за людей, якобы говоривших от имени истинного Бога. “Они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних” (Иер.23:16). “Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. Если бы они стояли в Моем совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их” (Иер.23:21-22). Древнееврейский царь, Ахав, собрал вокруг себя четыреста лжепророков. “И собрал царь Израильский пророков, около четырехсот человек” (3Цар.22:6). “Попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков” (3Цар.22:23). Через лжепророков нечестие и грех распространились по всему свету.    Лжепророки своей одеждой и внешностью пытались напоминать истинных пророков. Носили одежды из грубой шерсти (власяницы) или из овечьей шкуры. “И не будут надевать на себя власяницы, чтобы обманывать” (Зах.13:4). Об отличии лжепророков от истинных пророков пишется как в Ветхом, так и в Новом Завете. “Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей” (Втор.18:22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

 Слава о жестокости идумеев была известна далеко за пределами окрестных земель. Селу называли «проклятым местом», «городом злых духов и кровавых алтарей», «гнездом разбойников» и «кровавыми камнями». Глядя на красные камни Петры, невольно кажется, что они стали такими от пролитой на них крови. Наверно и горы вокруг Петры не случайно напоминают груды человеческих черепов. Жители Петры многие века жили разбоем и убийствами. Царство Идумейское сделало еще один страшный подарок человечеству. Царь Ирод был идумеянином. Многие пророки предсказывали страшное наказание Господне за их ужасные злодеяния. Пророк Исайя говорил: «Никого не останется от знатных ее, кого можно было бы призвать на царство. И князья ее будут ничто». «И зарастут дворцы ее колючками, крапивой и репейниками. И будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов». А вот пророчество Иеремии: «Как ниспровергнуты Содом и Гоморра, так и там ни один человек не будет жить. И Сын Человеческий не войдет в него». Пророк Авдий говорил: «И овладеют ею те, кто к югу от Исава». Пророчества эти сбылись. С юга пришли арабы, племя Измаила, и поселились на землях  идумейских, а Петра многие столетия оставалась в полном запустении. Даже дорога в нее была забыта. И лишь в 1812 году Иоанн Буркгард сумел уговорить местного бедуина провести его к могиле Аарона. Эта могила находится над Петрой на вершине горы Ор. Когда проводник понял, что не могила Аарона была нужна европейцу, то чуть не убил его. Бедуины боялись этого города, считая, что он населен злыми духами, которые стерегут несметные сокровища. Сокровищ так до сих пор и не нашли, хотя раскопки ведутся много лет. А вот сама Петра приносит в бюджет Иордании немалые деньги. Входной билет стоит 70 евро, но желающих побродить среди древних памятников великое множество.  Как пошутил один наш знакомый «потомки Едома здорово потрудились на экономику Иордании». Завершили свое путешествие-паломничество мы в Аммане. Амман, как и положено великому городу, стоит на семи холмах. Его библейское название Раббат-Аммон. Раббат-Амон печально известен, как город, под стенами которого погиб Урия Хиттеянин – муж Вирсавии. Царь Давид, увидев Вирсавию, пленился ее красотой и, чтобы сделать ее своей женой, отправил ее мужа на верную смерть в Раббат-Амон. Осознав ужас содеянного, царь Давид написал покаянный псалом. Пожалуй, во всей мировой литературе нет более проникновенных слов, свидетельствующих о глубоком раскаянии. Этот псалом под номером пятидесятым входит в христианское богослужение, а  православные каждый день читают его во время утреннего правила.

http://radonezh.ru/analytics/strana-kres...

А Исав ничего этого не замечает. Гдеже были мудрецы идумейские, где был рассудок у жителей горы Исавевой? В тот день 31 , говорит Иегова, отниму у Идумеи мудрецов, и у жителей горы Исавовой – разсудок 32 . Так обыкновенно и всегда представляют пророки, как самое большое несчастье, то, что во времена тяжких испытаний в народе по устроению Божию, не бывает в нем таких людей, которые своею прозорливостью могут отвратить общую нужду. И вот, при отсутствии – то людей, которые бы своими благоразумными советами поддерживали мужество в народе, оробеют, говорит пророк, храбрецы твои Феман 33 , погибнут мужи горы Исавовой на побоище 34 . За чтоже Бог посылает все эти испытаня и бедствия на идумеев? За обиду брата твоего Иакова, стыд покроет тебя, Исав, на век погибнешь, говорит от лица Божия пророк 35 . В тот день, когда стоял ты вблизи, в тот день, когда чужие вели в плен силу его, и иноземцы вошли во врата его 36 , и бросали жребий об Иерусалиме 37 , и ты был как один из них! Не надлежало бы тебе смотреть на несчастный день брата твоего, на день его страшного опустошения; и не ненадлежало бы радоваться о сынах Иуды в день погибели их, не надлежало бы разевать рта своего, в день скорби. Не надлежало бы входить во врата народа Моего, в день несчастья их; не надлежало бы смотреть и тебе на бедствия его, в день горести его; не надлежало бы простирать рук на имение его. Не надежало бы стоять на распутиях, чтобы рубить бегущих, и не надлежало бы выдавать спасшихся его в день бедствия 38 . Причину такого вероломства идумеев пророк полагает в том, что они забыли о близости дня Иеговы, грядущаго на все народы, – иначе сказать, опустили из виду основной догмат ветхого завета о Боге, как грозном и правосудном Судии, и за свое увлечение должны по справедливости терпеть наказание. Как ты поступал, говорит пророк, обращаясь к Исаву, так поступлено будет и с тобою; злодеяние твое обратится на твою голову. Так, по словам пророка, бывает и со всеми народами: по допущению Божию они возрастут усилятся, но забыв о Том, по Чьей воле выдвинулись, из среды других, они скоро сходят со своего политического поприща и делаются не больше как предметом истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Амос — пастух, селянин, возделыватель сикомор — не может быть изложен в кратких словах. Ибо кто удовлетворительно выразит три или четыре преступления Дамаска, Газы, Тира и Идумеи, сынов Аммоновых и Моавитян, и в седьмых и восьмых Иуды и Израиля? Амос обращает свою речь к коровам тучным, находящимся на горе Самарийской, и пророчествует о разорении дома большего и меньшего. Амос сам видит производящего саранчу и Господа, стоящего на вылитой, или адамантовой, горе, и корзину плодов, привлекающую наказание на грешников и глад на землю: не глад хлеба и не жажду воды, но — слышания слова Божия. Авдий, имя которого значит «слуга Божий», гремит против кровавого Едома и земного человека. Духовным копьем он поражает того, кто всегда завидует брату Иакову. Иона — «голубь» прекраснейший — своим кораблекрушением предызображает страдания Господа, призывает мир к покаянию и под именем Ниневии возвещает спасение язычникам. Михей Морасфитянин, «сонаследник» Христа, возвещает разорение дочери разбойника и полагает засаду против нее за то, что она ударила в щеку судию Израилева. Наум — «утешитель» земли — порицает град кровей и после его разрушения говорит: Вот, на горах — стопы благовестника, возвещающего мир (Наум. 1, 15). Аввакум — «борец» мужественный и твердый — стоит на страже и утверждает ногу на укрепление, чтобы созерцать Христа на Кресте и сказать: Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! (Авв. 3, 3–4). Софония — «созерцатель» и познаватель тайн Господних — слышит вопль у ворот рыбных и плач в другой части города и видит большое разорение на холмах. Он также заповедует рыдать обитателям лощины, потому что замолк весь народ Ханаана, погибли все навьюченные серебром. Аггей — «торжественный» и радостный, сеявший слезами, чтобы пожать радостью, — обновляет разоренный храм и вводит Господа Отца, говорящего: Еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами (Агг.

http://pravoslavie.ru/2718.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010