Для Илии нарушение закона и справедливости были оскорблением Бога. Вера в его лице становится защитницей социальной правды. Этот мотив будет углублен и развит великими пророками-писателями. 3. Пророк Илия в годы голода (3 Цар 17). Финикийские летописи упоминают о голоде, который свирепствовал в Сирии в правление Этбаала (И. Флавий. Против Апиона, 8,13,2). Засуха опустошила и Ефрем. Сам царь вынужден был скитаться по стране и поисках корма для своих лошадей. Пророк Илия объяснил это бедствие тем, что царь и народ допустили служение Ваалу-Мелькарту. Илия действовал не один. Его поддерживали Сыны Пророческие, которые ходили по городам и весям Израиля, грозя карой за отступничество. К ним примыкала и община рехавитов, которые в знак протеста против ханаанских обычаев отказывались от вина и жили в шатрах. Их проповедь вызвала гнев Иезавели. Она начала яростно преследовать пророков: часть из них была схвачена и убита, часть — скрыл у себя набожный царедворец Авдий. Пророк Илия, по повелению Божию, удалился в пустыню к потоку Хорафу (Заиорданье), где Господь чудесно питал его, а когда поток высох, Илия ушел в Финикию. Там он жил в Сарепте у бедной вдовы. Он спас ее от голода и воскресил ее умершего сына. Библия подробно останавливается на этих событиях, поскольку они указывают, что милосердие Божие распространяется и на иноплеменников. Доброта финикийской женщины, приютившей Илию, угодна Богу, хотя она и не принадлежит к избранному народу. На это обратит внимание и Христос Спаситель, обличая маловерие назарян. «Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле; и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лк 4,25-26). 4. Жертвоприношение на горе Кармиле (3 Цар 18). Когда срок вразумления истек, Илия появляется перед Ахавом и на его вопрос: «Ты ли это — смущающий Израиля?» — отвечает: «Не я… а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам». Пророк предлагает созвать народное собрание, чтобы люди окончательно решили: кто истинный Бог — Мелькарт или Ягве.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Для оправдания судеб Божьих, в различных казнях, ниспосланных отвергшемуся его народу, Осия, резкими чертами, живописал все его отпадения и тяжкие грехи, ибо люди сии сеяли ветер и пожнут бури, и как непотребный сосуд поглощены будут в народах; тщетно станут они тогда приносить жертвы истинному Богу, в рассеянии между языков: «обратись, Израиль, к Богу твоему, ибо ты изнемог в твоих неправдах: кто премудрый, уразумеет сие, ибо правы пути Господни и праведные пойдут по ним.» (XIV). Современный Амосу и Осии, Пророк Иоиль, происходил от колена Рувимова и был собственно Пророком Иудейским, не касаясь царства Израильского. Некоторые полагают его древнейшим из двенадцати Пророков, по красоте чистого языка его, и что он жил во времена Царя Иоаса. Краткое слово его исполнено живых изображений: он описывает великое опустошение земли Иудейской, произведенное саранчей и засухой, потом призывает народ к посту и покаянию, предсказывает обильный дождь, плодородие земли, и особенно обильное излияние даров духовных; наконец изображает суд Божий, над врагами Иудейского народа, и покровительство Иерусалиму: «Терзайте сердце ваше, а не одежды, взывает Пророк к огорченному народу, обратитесь к Богу вашему, ибо он человеколюбив и милосерд, долготерпелив и богат благостью. – Кто знает, не сжалится ли он снова и не пошлет ли благословение? Вострубите трубой в Сионе, освятите пост, проповедуйте исцеление, соберите народ, созовите сонм, пригласите старцев, соберите отроков и грудных детей; пусть жених и невеста выйдут из чертога своего. Между притвором и жертвенником, пусть восплачут священники, служители Господни, и скажут: пощади, Господи, народ твой, и не предай удела Твоего на поругание иноплеменникам, чтобы не сказали другие народы: где же Бог их? – После сего налью Духа моего на всякую плоть, и прорекут сыны ваши и дочери ваши, и старцы ваши сны узрят, и юноши ваши видения увидят; ибо на рабов и на рабынь Моих изолью в те дни Духа Моего, и дам чудеса на небесах и на земле; и всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо в горе Сионе и в Иерусалиме будет спасаемый, как сказал Господь, и благовествуемые, которых призвал Господь.» ( II ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Для того, чтобы обвинение Эдома в нечестии против Иакова и возвещение суда за сие нечестие сделать более твердым и доказательным, пророк подробно раскрывает ту враждебность, какую Эдом заявил относительно Иуды при разграблении Иерусалима филистимлянами и аравитянами. «В тот день, когда ты стоял против», говорит пророк Эдому, когда ты, как враг, злорадственно смотрел на несчастие Израиля (ст. 12), когда ты протягивал руку свою, чтобы завладеть добром Иакова (ст. 13), когда ты наконец вместе со врагами воевал против народа Божия (ст. 14), «в тот день когда враги пленяли добро его», когда захватывали добычу себе, богатство и вообще достояние Иуды, какое только находили во веси земле Иудиной, и когда «иноземцы входили во врата его», врывались, с целью грабежа и опустошения, во врата городов Иудиных, «и бросали жребий о Иерусалиме», бросали жребий, разделяя между собою и богатство захваченных в плен людей, как добычу; когда все это совершалось, – " и ты (Эдом) был как один из них», а и ты принимал в не приязненных действиях врагов против Иуды самое деятельное и живое участвие ( Авд.1:10–14 ). Указав на этот отдельный случай заявления ненависти к Иакову со стороны идумеян, пророк предупреждает последних, во 1-х, не относиться на будущее время так злорадственно к беде Иуды, как злорадственно отнеслись они во время Авдия (ст. 12), во 2-х, не вести впредь относительно Иуды дел общих с завоевателями и грабителями Иуды, как это было во время пророка (ст. 13); в 3-х, не стараться впредь захватывать в свои руки дело врагов относительно Иуды, захватывать затем, чтобы продолжить его и докончить, как это сделали они недавно, перехватывая по дорогам беглецов Иуды, умерщвляя их или же выдавая врагу (ст. 14): «И не смотри» (с удовольствием) предупреждает пророк «на день брата твоего», на день, в который случается нечто горестное с ним, «на день несчастий его», не радуйся (усиленное выражение злорадства), не выражай открыто «своего злорадства» о сынах Иуды, в день погибели их, и «не разевай (еще более усиленное выражение злорадства, полного насмешки и ненависти, ср. Иез.35:13 ) рта своего в день скорби».  Это первая степень проявления ненависти. «Не входи»,  начинает пророк изображение второй, более усиленной степени проявления ненависти, когда человек не только злорадствует несчастию другого, но еще и сам принимает участие в совершении этого несчастия,– «во врата народа моего», во врата города (Иерусалима, ср. Мих.1:9 ), в котором обитает Мой народ, а в день нужды не смотри ты (с наслаждением) на бедствие его, в день горести его, и «не простирай рук на имение его в день бедствия его».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Е. Почитание святых и ангелов, как не противорече к первой заповеди 1. Учение слова Божия о почитании святых Слово Божие, запрещая воздавать кому-либо божеское поклонение и служение, кроме единого истинного Бога ( Bmop. VI, 13 ; Исаии XLII, 8; Mф. IV, 10 ; 1Tuм. I, 17 ), вовсе не запрещает этим воздавать низшее почтение верным слугам Божиим, и притом так, чтобы вся честь относилась при этом к Нему-же единому, как дивному во святых Своих (Псал. 36). Кроме того Писание с одной стороны указывает примеры почитания святых: так в книге царств говорятся, что царедворец Авдий поклонился пророку Илии (3 Цар. XVIII, 7), сыны пророческие торжественно поклонились Елисею, как верному рабу и другу Божию (4. Цар. II, 15); ап. Павел одобряет галатян за то, что они приняли его как ангела Божия или Самого Христа Иисуса ( Гaлam. IV, 14 ); с другой стороны оно дает наставления касательно почитания святых: Господь Иисус Христос говорит Своим апостолам: «кто принимает вас, принимает Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит наираду праведника 68 ( Мф. Х, 40, 41 ). Апостол Павел заповедует: поминайте наставников ваших, которые проповедали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» 69 (Евр. XIII, 7). 2 Учение церкви о почитании святых I. Отцы второго никейского собора, вселенского, определили: «храним слова Господни, апостольския и пророческие, чрез которые мы научились чтить и величать, во-первых, собственно и истинно Богородицу, – и св. ангельские силы, апостолов, пророков и славных мучеников, св. и богоносных учителей, и всех святых мужей, и просить их предстательства: потому что они могут соделать нас угодными Царю всех – Богу». (Consil. Nicaen, 11. act. IV). II. «Мы требуем помощи их (святых) не потому, чтобы они могли помогать нам своею собственною силом, но поскольку ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать». («Прав. испов.»). 3. Святоотеческие свидетельства о почитании святых

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Если в этих местах дождь не выпадает 3 месяца, то это считается национальным бедствием. Если эта засуха длится год или полтора, то люди начинают испытывать страшнейшие муки и приходят в отчаяние. Илия встречается с Ахавом. И пошел Илия, чтобы показаться Ахаву. «Когда Ахав увидел Илию, он сказал: Ты ли это, смущающий Израиля? И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалу; теперь пошли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста пятьдесят пророков Бааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели» ( 3Цар. 18:17–19 ). В этом резком ответе – весь Илия со всей решимостью сражаться до конца за правду. Он не колеблясь бросает вызов Ахаву и предлагает собрать прорицателей Ваала, чтобы они показали силу своего бога. Воздвигаются два жертвенника: один Ваалу, другой Богу Израилеву, и на чей жертвенник снизойдет огонь с неба, тот будет истинный бог. Это великое состязание состоялось на горных склонах Кармила. Толпы народа, собранные Ахавом, окружили Илию и слушали каждое его слово. Прошли времена, когда они смотрели на нововведения царя и сами курили фимиам перед идолами. «Долго ли вы будете хромать на оба колена? – сказал Илия, обращаясь к народу, – если Яхве есть Бог, то последуйте ему, а если Ваал, то ему последуйте.» Это было решительное, окончательное осуждение религиозного синкретизма, двубожия. И так было повсеместно в Израиле и так, может быть, осталось потом в Самарии. В смущении народ хранил молчание, чувствуя свою вину. Страшный голод заронил в сердца сомнения относительно могущества Ваала и его жрецов. «Я один остался пророк Господень», – говорил Илия, напоминая народу о том, что никто не вступился за тех, кого преследовали до этого, потому что всех тех, кто исповедывал истинного Бога, предавали смерти. Иезавель истребляла пророков Господних и Авдий взял сто пророков и скрывал их в пещерах и питал их хлебом и водой. Авдий – это начальник дворца Ахава, так что не все были полностью развращены, а были люди честные, которые помогали спастись пророкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И Ангел Божий отверг поклонение апостола Иоанна, потому что в тот момент апостол был в духе пророчества, то есть в состоянии, равном ангельскому, и Ангел Божий отклонил поклонение равного ему сослужителя, сказав: «Богу поклонись», ибо Ему Единому, сотворившему небо и землю, должны поклоняться Ангелы и все Святые. К тому же в присутствии Бога Ангелу кланяться не следует... Итак, ссылки на Священное Писание не опровергают, а подтверждают православную точку зрения. Святые Ангелы и угодники Божии не принимали Божеских почестей, и мы не воздаем им таковых. Однако они принимали поклонение людей, признающих их человеческое величие и совершенство. В Священном Писании мы читаем, что пророк Нафан поклонился Давиду «лицом до земли» (3Цар,1:23); Давиду поклонилась и Авигея ( 1Цар. 25:23 ). Авдий поклонился пророку Илие (ЗЦар. 18:7); Сонамитянка – Елисею ( 4Цар.4:37 ); темничный страж «в трепете припал к Павлу и Силе» ( Деян. 16:29 ). Ангелу, предстоятелю Филадельфийской церкви, Господь сказал: «Я сделаю то, что они (иудеи) придут поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» ( Откр.3:9 ). И в ветхозаветные времена Святым поклонялись не только при их жизни, но и после смерти. Когда царю Саулу явился пророк Самуил, он «пал лицом на землю и поклонился ему» ( 1Цар.28:14 ). Единственный ходатай за нас пред Богом – Иисус Христос, – считают протестанты, ссылаясь на слова Священного Писания: «...един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» ( 1Тим. 2,5 ). Действительно, Христос – единственный Ходатай за нас перед Богом, поскольку Он искупил род человеческий от греха, от вечной гибели. Никто другой не мог примирить человечество с Богом, как только Единородный Сын Его, добровольно принявший крестную смерть. Но кто такие Святые по отношению к Христу? Христос – Глава Церкви, Глава единого церковного Тела, а Святые – члены этого Тела: «Я есмь лоза, а вы ветви» ( Ин.15:5 ). И как ветви прикреплены к лозе и имеют общий корень, так и все члены Церкви Христовой неразрывно связаны между собой во Христе. Святые не отделены от нас непроходимой стеной, мы соединены с ними любовью, никогда не престающей ( 1Кор.13:8 ). И если страдает один член, страдают с ним и остальные; радуется один член, радуются и остальные ( 1Кор.12:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

И внял Господь молитве Своего Пророка и вере вдовицы. Отрок ожил, Илья свел его с горницы к матери и сказал ей: видишь, жив, есть сын твой. Обрадованная мать в избытке чувства исповедала Пророку: се уразумех, яко человек Божий ecu ты, и глаголь Господень во устах твоих истинен. В первый раз уста человеческие молились о воскресении мертвеца. Орудием всемогущества Божия избран Илья. Время Евангелия приближалось и заря бессмертия уже бросала первые лучи свои на смертную ночь, которая облегала весь мир. – Какой урок для неблагодарного, покланявшегося идолам Израиля, что бедная чужестранка вдовица получила часть в таком великом благодеянии, какого не видел еще Израиль 24 . Три года и шесть месяцев не было ни дождя, ни росы, и земля не произрастала ни хлеба, ни травы. – Всемилосердый Бог , жалея гибнущих и поспешая оказать им милость, но чтя Пророка, и не позволяя без его согласия отменить произнесенный им приговор, Сам приходит ходатаем, Владыко к рабу, Создатель к бреннию, и убеждает уста, которыми связаны были облака, разрешить их от болезни рождения 25 . Иди и явись Ахаву и дам дождь на лице земли 26 . Оставив Сарепту, Пророк пошёл в Самарию, столицу царства Израильского. В то время как Пророк приближался к столице, Ахав позвал к себе своего домостроителя Авдия. Сей богобоязненный муж, и среди нечестия, окружавшего его при дворе, соединяя со страхом Божиим любовь к почитателям Бога истинного, пользовался доверенностью Царя. Это был тот самый ревнитель благочестия, который скрыл у себя Пророков Господних от преследования Иезавели. Когда Авдий пришёл к нему, то он сказал ему: пойди по земле ко всем источникам водным и ко всем потокам на земле, не найдем ли где травы, чтобы нам прокормить коней и лошаков и не лишиться скота. 27 Так как на равных местах, кроме голой земли, ни чего не было, то они решились осмотреть низменные места. Там еще могли оставаться кое-какие источники, а при них и трава. Но, как и здесь, по причине засухи, источники были весьма редки, то они, желая сберечь и время, и чтобы поиски были успешнее, когда вышли из города, разделились между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ибо необходимо одно из двух: или поклониться образу златому, или подвергнуться жестокому пламени мучений. Впрочем, легко перечислить оставшихся непреклонными. Кто они? Наш Святейший патриарх, иерархи и иереи, монахи и монахини. Ибо прелюбодейный взор не постыдился направить бичи и на них. Могу ли я обстоятельно рассказать о скорбях, заключениях под стражу, узах, изнурении голодом, ссылках, казнях, убийствах? Ибо и это мы испытали: бегство в горы, укрывательство в пещерах и пропастях земных - подобно тому, как Пророк Авдий, будучи еще начальником у Ахава, когда Иезавель совершала убийства, скрывал сынов пророческих, как говорится, по пятидесяти человек, в пещерах, и питал их (3Цар.18:4)... Они говорят, что именно теперь Господь изрек мир на народ Свой и на преподобных Своих, и на обращающихся сердцем к Нему (Пс.84:9), Тот, Который в начале сказал Своим ученикам: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин.14:27). Теперь, говорят, извержены идолы языческого многобожия; между тем как апостол издревле взывает: идол в мире ничто (1Кор.8:4). Только теперь, говорят, очистилась Церковь, которую издревле тот же апостол назвал не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, дабы она была свята и непорочна (Еф.5:27). Только теперь, говорят, воссиял свет христианам, находившимся во мраке неведения, между тем, как им издревле и от начала сказал Христос: Я Свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин.12:46). Видите ли, святые братия, богоотступление, которое должно прийти прежде, как говорит апостол (2Фес.2:3). А мы уже видим перед глазами своими предзнаменования антихристовы. Мы изнурены, истощены, оскудели власы (Иер.7:29), исчезла всякая надежда, которая была у человека... Такое же письмо послано и в обитель святого Евфимия Примечания 1. Лавра прп. Харитона-Исповедника находится в Палестине, в пустыне Фекуйской. 2. Харитон (греч.) - благодатный. 3. Лавра прп. Евфимия Великого находится в Палестине близ Иерусалима. Послание 18(77). К Никифору, святейшему Патриарху

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1201...

Иезавель Иезавель (имя финикийского происхождения) ( III Цap. XVI:31, XVIII:4 ; 4Цap. IX, 37 ) – дочь царя сидонского Ефваала, жена Ахава, седьмого ц. израильского. Брак Ахава с Иезавелью положил начало падению царства Израильского. Вредное влияние Иезавели чрез ее дочь Гофолию распространилось даже на царство Иудейское. Она сразу ввела в страну Израильскую боготворение финикийского божества Ваала (бог солнца), что охотно принял и допустил ее легковерный и нечестивый муж. Далее мы видим, что Иезавель употребляла всевозможные усилия к тому, чтобы истребить всех пророков Божиих, хотя и не успела в своем злом намерении, так как Авдий, начальствовавший над дворцом Ахава, успел скрыть сто пророков Господних в пещерах и питал их хлебом и водою ( III Цap. XVIII, 1 ). С другой стороны, она содержала на своем собственном иждивении 450 жрецов Вааловых и 400 пророков Астарты, называемых дубравными (ст. 19). Во всем Израиле осталось только 7000 мужей, не преклонявших колен перед Ваалом ( III Цap. XIX, 18 ). Засим она грозит пр. Илии смертью в отмщение за то, что он избил ее лжепророков при потоке Кисонском. Но в самом ярком свете является пред нами эта развратная женщина в деле между Ахавом и Навуфеем, из принадлежавшего сему последнему виноградника. По умерщвлении Навуфея в кн. Царств немного говорится об Иезавели, хотя она и пережила своего мужа и двух его преемников, Ахазию и Иорама. Впрочем, горечь ответа Ииуя, на вопрос Иорама: с миром ли Ииуй? – Какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей, и при многих волхвованиях ее? ( 4Цap. IX, 22 ), прямо и ясно указывает на то, какой образ жизни продолжала вести она. Затем Ииуй пронзил Иорама стрелой и отправился в Изреель. Получив о сем известие, Иезавель нарумянила лицо свое (по обычаю Востока), украсила голову свою и, смотря в окно дворца, спрашивала въезжавшего в ворота Ииуя: мир ли Замврию, убийце государя своего? В ответ на это Ииуй приказал выбросить ее из окна, и брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее ( 4Цap.IX, 30 ). Через несколько часов в тот же день как царская дочь она, но не нашли от нее ничего, кроме черепа, ног и кистей рук. Во исполнение предсказания пр. Илии псы съели тело ее, и был труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, замечает свящ. писатель в кн. Царств ( 4Цap. IX, 37 ). Самое имя Иезавель сделалось синонимом всякого нечестия и разврата. В этом смысле оно употреблено в Откровении ( Omkp.II, 20 ), именно в словах Господа, обращенных к ангелу Фиатирской Церкви; но разумеется ли здесь какое-либо частное лицо или какая-либо секта, как, напр., николаиты, – неизвестно. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

К какому же историческому моменту с наибольшим правом можно отнести указания ст. 10–14? Объясняя причину суда Божия над Едомом, Авдий говорит: «За притеснение брата твоего Иакова покроет тебя стыд, и ты истреблён будешь навсегда. В тот день, когда ты стоял насупротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен, и иноплеменники вошли в ворота его, и бросали жребий о Иерусалиме, ты был, как один из них. Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия. Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в день несчастия его, и даже смотреть на злополучие его в день гибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его, ни стоять на перекрёстках для убивания бежавших его, ни выдавать уцелевших из него в день бедствия» (10–17). Некоторые комментаторы кн. Авдия, как бл. Теодорит, а из позднейших Каспари и Генгстенберг считают ст. 10–14 не указанием на совершившийся факт, а пророчеством о будущем. Поясняя слова пророка ты был, как один от них, бл. Теодорит замечает: «выражается так по свойственной пророкам своеобразности, не потому, что это было уже, но предсказывая будущее» 18 . Каспари и Генгстенберг понимают ст. 10–14 в смысле пророчества о будущем в виду содержащегося в них увещания 19 . Но такое понимание не натурально и для него нет оснований. Сущность пророчества Авдия, как видно из контекста, состоит в возвещении наказания Едому, а не в предсказании его поведения во время взятия Иерусалима, о чём пророк говорит уже как о факте, имевшем место в прошлом. Таким образом, в ст. 10–14 пророк обличает идумеев в проявлении ими вражды к иудеям во время взятия Иерусалима. При определении исторического момента, который имеет в виду пророк, из упомянутых выше фактов взятия Иерусалима мы должны прежде всего, без сомнения, исключить первый – взятие Иерусалима египтянами при Ровоаме, так как появление пророческой письменности, по многим основаниям, не может быть относимо к столь раннему времени. Затем речь Авдия в ст. 10–14 не может быть приурочена к взятию Иерусалима при Амасии израильским царём Иоасом. Против отнесения ст. 10–13 к этому последнему событию говорит то, что пророк называет завоевателей Иерусалима чужими: если он признаёт родственным народом даже едомитян и выделяет их из ряда чужих (11), то тем более, конечно, он не мог назвать чужими израильтян, которые при этом в дальнейшей части книги представляются участвующими в славном будущем Иуды (18–20).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010