Амос сам видит производящего саранчу и Господа, стоящего на вылитой, или адамантовой, горе, и корзину плодов, привлекающую наказание на грешников и глад на землю: не глад хлеба и не жажду воды, но – слышания слова Божия. Авдий, имя которого значит «слуга Божий», гремит против кровавого Едома и земного человека. Духовным копьем он поражает того, кто всегда завидует брату Иакову. Иона – «голубь» прекраснейший – своим кораблекрушением предызображает страдания Господа, призывает мир к покаянию и под именем Ниневии возвещает спасение язычникам. Михей Морасфитянин, «сонаследник» Христа, возвещает разорение дочери разбойника и полагает засаду против нее за то, что она ударила в щеку судию Израилева. Наум – «утешитель» земли – порицает град кровей и после его разрушения говорит: Вот, на горах – стопы благовестника, возвещающего мир ( Наум. 1:15 ). Аввакум – «борец» мужественный и твердый – стоит на страже и утверждает ногу на укрепление, чтобы созерцать Христа на Кресте и сказать: Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее – как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! ( Авв. 3:3–4 ). Софония – «созерцатель» и познаватель тайн Господних – слышит вопль у ворот рыбных и плач в другой части города и видит большое разорение на холмах. Он также заповедует рыдать обитателям лощины, потому что замолк весь народ Ханаана, погибли все навьюченные серебром. Аггей – «торжественный» и радостный, сеявший слезами, чтобы пожать радостью, – обновляет разоренный храм и вводит Господа Отца, говорящего: Еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами ( Агг. 2:6–7 ). Захария, «помнящий Господа своего», многообразный в пророчествах, созерцает Иисуса, облеченного в запятнанные одежды ( Зах. 3:3 ), и тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей ( Зах. 3:9 ), и светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее ( Зах. 4:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Африканцы, пританцовывающие во время гимнов «прославления», считались примером для подражания, поскольку у них «каждая часть тела поклоняется Богу». О сокрушении «Религиозных идолов» Примерно одну треть пособия «Начальный курс изучения Библии», изданного «Новым Поколением» г. Благовещенска в 2009 году, занимает критика учения традиционных христианских конфессий. Составители брошюры хотят представить традиционное вероучение как идолопоклонство, которое проникло в Церковь во «времена упадка» с IV века нашей эры. Основные претензии авторы предъявляют к иконопочитанию, церковной иерархии, почитанию Девы Марии, почитанию святых, монашеству, крещению младенцев, молитве за умерших, почитанию мощей. Эти и ряд других вопросов представляют собой привычный спектр критики, к которой прибегают не только пятидесятники-харизматы, но и баптисты, адвентисты, Свидетели Иеговы... Типичная ошибка подобного рода критики – непонимание различия между поклонением и почитанием. Поклонение (служение) подобает одному Богу («Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи», Мф. 4:10 ). Почитать же следует: родителей («Почитай отца твоего и мать твою...», Исх. 20:12 ), наставников («Поминайте наставников ваших», Евр. 13:7 ), угодников Божьих («Вот мы ублажаем тех, которые терпели», Иак. 5:10–11 ), Деву Марию («Отныне будут ублажать меня все роды», Лк. 1:48 ), ангелов («Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился ... ему», Нав. 5:14 ), особые места присутствия Бога («сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая», Исх. 3:5 , ср.: Нав. 5:15 ). Это почитание может выражаться в форме поклона («почитательного поклонения» 14 ): сыны пророков поклонились Елисею до земли ( 4Цар. 2:15 ), сыны Иакова поклонились Иосифу лицом до земли ( Быт. 42:6 ), Иаков поклонился до земли семь раз Исаву ( Быт. 33:3 ), перед Илией пал пятидесятник ( 4Цар. 1:13 ), женщина поклонилась до земли Елисею ( 4Цар. 4:37 ), Навуходоносор поклонился Даниилу ( Дан. 2:6 ), Авдий поклонился Илие (ЗЦар.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

Ахав Ахав (брат отца) ( III Цap. XVI, 29 ) – сын Амврия и его преемник, восьмой царь израильский. Он царствовал 22 года (925–903 до Р. X.), и резиденцией его царства была Самария. Он был женат на Иезавели, дочери царя сидонского, женщине развратной и нечестивой. Она была грубой идолопоклонницей, и Ахав, следовавший во всем ее примеру, сделался также поклонником Ваала и даже насадил дубраву и построил алтарь для гнусного идолослужения. Уже о первых годах царствования Ахава священный историк замечает: И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Божиими более всех, бывших прежде него ( III Цap. XVI, 30 ). Пророк Илия предостерегал Ахава о приближающейся засухе и имевшем последовать вследствие оной голоде, каковые бедствия всегда особенно тяжело отзывались в Самарии. Так и случилось, согласно с пророческим предсказаниям. На третий год голода Ахав призвал Авдия, начальствовавшего над дворцом, человека богобоязненного, и приказал ему идти одной дорогой, тогда как сам пошел другой для того, чтобы поискать, не найдут ли они достаточно травы на окраинах водных источников и потоков для прокормления коней и лошаков, с тем чтобы спасти их от неизбежной гибели. На пути Авдий встретился с пр. Илией, получившим в то время от Господа повеление явиться к Ахаву; и вот, по требованию Илии, Ахав вышел к нему навстречу. Увидав Илию, Ахав встретил его грубым вопросом: ты ли это, смущающий Израиля? ( III Цap. XVIII, 17 ) Пророк отвечал ему на это обличением в идолопоклонстве: не я смущаю Израиля, сказал он, но ты и дом отца твоего тем, что вы презрели повеления Господни и идете во след Ваалов (ст. 18). Затем он предложил ему доказать, что боги, которым он служит, не суть истинные боги. С сей целью он велел Ахаву собрать 450 пророков Вааловых, которые ему служили, в одно собрание на гору Кармил; и здесь-то безумие их идолопоклонства было обличено чудесным и поразительным образом (см. пр. Илия); после чего все пророки Вааловы по приказанию Илии были схвачены и закланы им при потоке Киссон. Прежде чем Ахав возвратился в Самарию, пошел большой дождь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Ахав захотел владеть наследственным участком Навуфея, примыкавшим к усадьбе его, и предложил Навуфею дать ему взамен его земли, или лучший – чем его – виноградник, или же купить его участок за серебро 831 . Но Навуфей сказал Ахаву: «сохрани меня Иегова, чтобы я отдал тебе наследство отцов моих» (ст. 3). Тем самым что Навуфей призывает имя Господа, Бога завета, он заявляет себя верным рабом Его и противником языческого культа, введенного Иезавелью. Этим мы и объясняем ненависть и коварство, с которыми Иезавель устраиваете его гибель. Навуфей по-видимому – тип честного Израильтянина, не шедшего ни на какие сделки с своею совестью. Он чтит Бога завета и дорожит благоговейно тем участком, который отцы его при Иисусе Навине получили, так сказать, из рук Самого Иеговы 832 . Рассерженный отказом Навуфея, Ахав чувствует себя расстроенным. Как капризное дитя, или женщина, ложится он на ложе лицом к стене и отказывается от пищи. Может быть несколько времени раздумья укротило бы его гнев и заставило его понять и чувства, руководившие Навуфеем и право его удержать за собою участок. Но над душой Ахава блюл злой дух – Иезавель. Когда Ахав рассказал ей причины своего гнева, Иезавель – как дочь полноправных властелинов над бесправными рабами – говорит: «Что за царство было бы во Израиле, если бы ты так поступал?» То есть, если бы ты не отнял виноградника у Навуфея, который сказал тебе: «не отдам тебе виноградника моего» (ст. 6 и 7). «Встань, ешь хлеб и будь спокоен; я доставлю тебе виноградник Навуфея, Изреелитянина». Она не открывает ему своего плана, понимая, что Ахав не может на него согласиться. Вслед за сим она пишет письма от имени Ахава (ст: 8), не сообщая ему ничего об этом, запечатывает их печатью царя! 833 и отсылает к старейшинам и знатным Изрееля, среди которых Навуфей как местный землевладелец – был в почете. Из содержания писем Иезавели и из того обстоятельства, что она делает распоряжения от имени царя без его ведома, мы усматриваем, какое странное ненормальное положение дел было в Израиле. Несмотря на то, что вообще на востоке женщина не пользовалась никакою властью, очевидно, что в царстве Израильском Иезавель постоянно отдавала приказания именем мужа, но действуя совершенно самовластно, чему может служить примером и избиение пророков Господних, о котором говорить Авдий (3 Ц. XVIII, 4, 13) и которое предпринято было Иезавелью, как ясно сказано в тексте. По-видимому в стране уже привыкли видеть, что Иезавель настоящая властительница страны. Содержание писем раскрывает еще нам глубокое нравственное падение общества – по крайней мере того, которое соприкасалось с двором царским. «Она писала так: объявите пост и посадите Навуфея на первое место в народе; и против него посадите двух негодных людей, которые свидетельствовали бы на него и сказали: ты хулил Бога и царя: и потом выведите его и побейте его камнями, чтоб он умер» (ст. 9 – 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Большинство из пророков проповедывало только устно. Пророков, оставивших свои писания, было 16. Из них Исаия, Иеремия, Иезекиль и Даниил, по величине написанных ими книг, называются большими, а прочие 12 – Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Михей, Иона, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия – малыми. 58. Пророк Илия Св. пророк Илия был родом из города Фесвы, почему и называется фесвитянином. С юных лет он посвятил себя на служение Богу: жил в пустыни, ходил в одежде из верблюжьего волоса, подпоясавшись кожаным ремнем. Илия жил при царе израильском Ахаве. Когда этот нечестивый царь ввел служение Ваалу и Астарте, пророк пришел к нему и от имени Божьего объявил: «за твое нечестие в эти годы не будет ни дождя, ни росы, разве только по моему слову». Так и случилось. Началась страшная засуха; даже трава погибла, и настал голод. Илия в это время жил в пустыне, у одного ручья, куда вороны, по повелению Божию, приносили ему хлеб и мясо. Когда ручей высох, Илия пошел в языческий город Сарепту. У городских ворот он встретил бедную вдову, которая собирала дрова, и попросил у нее хлеба и воды. Женщина ответила: «у меня самой только и осталось, что горсть муки и немного масла; вот я пойду и приготовлю для себя и для сына моего, съедим это и умрем». Илия сказал ей: «не бойся! испеки прежде хлебец для меня, а для себя и сына испечешь после, потому что так говорит Господь Бог Израилев: ни мука в кадке, ни масло в кувшине не будут убывать у тебя, пока Господь не пошлет дождя на землю». Женщина поверила и сделала, как велел ей пророк. И действительно, ни мука, ни масло не убывали у нее во все время голода. Вскоре у этой же вдовы умер сын. Пророк Илия помолился Богу, и отрок воскрес. Три года с половиной продолжалась засуха. Народ стал раскаиваться, и Господь снова послал пророка к Ахаву низвести дождь на землю. По требованию Илии Ахав собрал на гору Кармил весь народ и всех жрецов вааловых. Илия сказал народу: «долго ли вам хромать на оба колена? Если Иегова есть Бог, то следуйте Ему, а если Ваал, то ему служите».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Влияние и даже настоящую власть пророка Илии, превышающую власть царя, признает Авдий, глава правительства царя Ахава, исполняющий повеление пророка, хотя это угрожает его жизни (см. 3Цар.18:7–16 ). Признает ее и разумный офицер царя Охозии, сына Ахава, который, имея приказ арестовать, а, возможно, даже убить пророка Илию, на коленях умоляет пощадить его жизнь и подчиненных ему пятидесяти солдат ( 4Цар.1:9–14 ). Еще более активно ведет себя его ученик и приемник Елисей, который не только борется за чистоту служения Господу, обличая народ Израиля и его царей, но нередко прямо вмешивается в дела государства. Он принимает главнокомандующего враждебного соседнего и очень сильного Сирийского государства Неемана, ведет с ним переговоры, распоряжается его действиями, причем на территории Израильского Царства – при полной пассивности и беспомощности своего царя (см. 4Цар.5 ). По прямому повелению Елисея один из сынов пророческих – учеников его школы – осуществляет государственный переворот: «Елисей пророк призвал одного из сынов пророческих и сказан ему: опояшь чресла твои, и возьми сей сосуд с елеем в руку твою, и пойди в Рамоф Гашадский. Придя туда, отыщи там Ииуя, сына Иосафата, сына Намессиева, и подойди, и вели выступить ему из среды братьев своих, и введи его во внутреннюю комнату; и возьми сосуд с елеем, и вылей на голову его, и скажи: так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем». Потом отвори дверь, и беги, и не жди» ( 4Цар.9:1–3 ). Произошло не только смещение нечестивого, но законного царя Иорама и его убийство Ииуем, одним из его генералов, но и смена правящей династии. Это деяние Елисея было, по-видимому, не только высшей точкой его личного вмешательства в дела государства, но и пределом внешней активности всех пророков в истории ветхозаветной Церкви. Государственный переворот, устроенный Елисеем, привел к огромному числу жертв, причем, далеко не оправданных. Казни многочисленных детей и всех родственников царей Израиля и Иуды прямо противоречили Закону Моисееву, говорившему о личной ответственности каждого за свои поступки и о прямом запрете мстить детям за преступления отцов. Такие казни являлись вполне традиционными среди языческих народов и царств. Но то, что было сделано по приказу Ииуя, помазанного в нового царя по распоряжению Елисея, должно было привести в ужас самого пророка: «взяли царских сыновей, и закололи их – семьдесят человек, и положили головы их в корзины, и послали к нему в Изреель» ( 4Цар.10:7 ). Такая жестокость была совершенно чудовищной с точки зрения Закона и превосходила даже языческие обычаи и нравы.

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

Во всяком случае, последние годы жизни Амасии иудейское царство не все признавало над собою власть законного царя из рода Давидова, а извстная его часть повиновалась бунтовщикам, отказавшимся от повиновению Амасии. Царство, раздлившееся на два враждебных лагеря, не могло считаться прочным; и недостатком его силы надо объяснить те нападения на него иноплеменных соседей, о которых прямо не говорится в повествовании священных исторических книг о царствовании Амасии, но о которых как имевших место именно в это царствование, можно заключать из некоторых косвенных свидетельствах тех же исторических книг и на которыя всего больше света проливается пророческими речами, относящимися по происхождению к этому или несколько позднейшему времени. На значение как тех свидетельств, так и этих речей для объяснения содержания книги пророка Авдии и для решения вопроса о времени пророческой деятельности этого Авдии доселе не было еще обращено внимания. Толкователи большей частию затрудняются признать изравльтян, о нашествии которых на Иудею при Амасии говорят священные исторические книги ветхого завета, за тех иноплеменников, о которых у Авдии говорится, что они вошли в ворота иерусалимския. Израильтяне, подданные северного царства 10 колен, не были для иудеев «иноплеменниками“ или чужими», – это правда. Но во ( 2Пар. 26: 6–8 ) об Озии, преемнике Амасии, сказано, что он вел войну с филистимлянами, и разрушил стены Гефа и стены Иавнеи и стены Азота; и построил города в области Азотской и у филистимлян. И помогал ему Бог против филистимлян и против аравитян, живущих в Гур-Ваал, и против меунитян; и давали аммонитяне дань Озии и дошло имя его до пределов Египта. После того как в последние годы предыдущего царствования Иудея потрясена была господствовавшею в пределах ее усобицею, Озия только что собранные и упорядоченные силы страны мог направить прямо против иноземцев, занять эти силы внешними воинами только в таком случае, если иноземцы были причиною внутренних безпорядков, прекращение которых в государстве должно было составлять естественно первейшую обязанность нового царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/k...

Возвещается угроза истребления и рассеяние Израиля среди язычников, но с сохранением благочестивого остатка. Пророк Амос пророчествует, что все призывающие имя Господа Иисуса Христа не только иудеи, но и язычники, соединятся в один народ богоизбранный, христианский, рожденный от воды и Духа в Церкви Христовой. Это пророчество Амоса подтвердил апостол Иаков, брат Господень, в 51 году на Апостольском Соборе в Иерусалиме. В Церковь вошли язычники без обременения их обрядами закона ( Деян. 15, 10–18 ). Память святого пророка Амоса – 15 июня. 92. Пророк Авдий возвещал: и приидет Спаситель и будет Царство Господа ( Авд. 1, 21 ) не от мира сего, и во Христе все братие, и враждовать не следует. Служение пророка Авдия в 889–880 годах до Рождества Христова. Пророк обличает идумеев, которые, происходя от Исава (называвшегося Эдомом), были родственны иудеям (потомки Иакова), но враждовали против них, ибо захватывали сокровища и детей и продавали народ в рабство. Пророк предрекает за это опустошение Идумеи, что и исполнил Навуходоносор. Пророчествовал об утверждении Царства Христова на земле. Память святого пророка Авдия – 19 ноября. 93. В Книге пророка Ионы, как в зеркале, отображается ветхозаветная жизнь. При Ионе Ниневия была столицей Ассирийского царства, огромна, богата – оплот язычества. Воля Божественная и воля человеческая проявились, и Иона бежал от лица Господня в Испанию, в Фарсис, на корабле. Господь воздвиг бурю, и убоялись корабельщики, а Иона спаше и храпляше ( Иона 1, 5 ) на дне корабля. Иона решился на жертву за людей и корабль – бросился в море, и море утихло от ярости своей. Все увидели чудо и устрашились. Господь повелел большому киту поглотить Иону, и он молился во чреве китовом. Иона стал прообразом Спасителя – три дня во чреве Иона был, а Спаситель три дня по смерти был в сердце земли и потом воскрес. Служение пророка Ионы: 828–793 годы. Господь показал иудеям, что и язычники через покаяние могут спастись и что спасение – достояние как израильтян, так и язычников. Иона по чувству неприязни к ассирийцам, избегая проповеднических трудов, бежал из Яффы в Испанию, и как виновник бури, указанный по жребию, был брошен с корабля в море. Язычники были поражены проповедью, и личной историей пророка, и великим чудом с морским китом и покаялись и глас Божий был: «Мне ли не пощадить Ниневии, града великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота ( Иона 4, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Грех для Амоса является злом, внесенным в отношения между Богом и человеком (Ам.9,8). Это есть оскорбление Творца — отказ следовать Его путем. Без слова Господня люди испытывают жестокие нравственные мучения, подобно мучениям умирающих от жажды. «Вот, наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на Землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря и до моря и скитаться от севера к востоку, ища слово Господня, и не найдут его. В тот день будут истаявать от жажды красивые девы и юноши (Ам.8, 11-13). В этих словах, которые так актуальны в наши дни, пророк говорит о жизненном значении духовных ценностей, которые должен искать человек. Не просто совесть, не просто гуманность необходимы человеку, а живое познание Бога, слышание Его слова. Тема суда и воздаяния остается основной у Амоса, ибо он был призван судить судей, чтобы разбудить людей от сна, разрушить оплот суеверия и самодовольства. Пророк Осия В переводе имя Осия означает «помогай Бог». Он стоит первым среди 12 пророков. Хронологически Иона, Амос, Авдий, Иоиль жили немного до Осии; Осия был современником Исаии и Амоса, мы их ставим в одно время. Сын Беерии из десяти колен Израиля. По первой главе мы знаем, что он заключил брак с блудницей или, может быть, с женщиной, разведенной со своим мужем из-за неверности. Это означало для него тяжелейшую ношу, но он взял на себя такой крест. Составителем книги является он сам. Его жизнь закончилась примерно в 722 году. Книга содержит три раздела. 1-й раздел — брачный союз Бога с Израилем (Ос.1, 1-23), знамение Израиля, как неверная жена; 2-й раздел — суд Божий над Израилем (он говорит о нравственной гибели народа, предсказаниях священников царского дома, отклонении от легкомысленного покаяния и обвинение и угрозы народу, который не готов к покаянию (гл. 4-11); 3-й раздел — милосердие Божие (гл. 12-14). Осия, сын Беерии, жил в Израильском царстве во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского (Ос. 1,1). Осия так же, как и Амос, проповедовал о близкой гибели Израиля. Он выступал как религиозный учитель во время умножающихся несчастий и бед, когда перед ассирийским нашествием греховность народа увеличилась.

http://sedmitza.ru/lib/text/432153/

Грех для Амоса является злом, внесенным в отношения между Богом и человеком (Ам 9:8). Это есть оскорбление Творца — отказ следовать Его путем. Без слова Господня люди испытывают жестокие нравственные мучения, подобно мучениям умирающих от жажды. «Вот, наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на Землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря и до моря и скитаться от севера к востоку, ища слово Господня, и не найдут его. В тот день будут ис таявать от жажды красивые девы и юноши (Ам 8:11–13).   В этих словах, которые так актуальны в наши дни, пророк говорит о жизненном значении духовных ценностей, которые должен искать человек. Не просто совесть, не просто гуманность необходимы человеку, а живое познание Бога, слышание Его слова. Тема суда и воздаяния остается основной у Амоса, ибо он был призван судить судей, чтобы разбудить людей от сна, разрушить оплот суеверия и самодовольства. Пророк Осия В переводе имя Осия означает «помогай Бог». Он стоит первым среди 12 пророков. Хронологически Иона, Амос, Авдий, Иоиль жили немного до Осии; Осия был современником Исаии и Амоса, мы их ставим в одно время. Сын Беерии из десяти колен Израиля. По первой главе мы знаем, что он заключил брак с блудницей или, может быть, с женщиной, разведенной со своим мужем из-за неверности. Это означало для него тяжелейшую ношу, но он взял на себя такой крест.   Составителем книги является он сам. Его жизнь закончилась примерно в 722 году. Книга содержит три раздела . 1-й раздел — брачный союз Бога с Израилем (Ос 1:1–23), знамение Израиля, как неверная жена; 2-й раздел — суд Божий над Израилем (он говорит о нравственной гибели народа, предсказаниях священников царского дома, отклонении от легкомысленного покаяния и обвинение и угрозы народу, который не готов к покаянию (гл. 4–11); 3-й раздел — милосердие Божие (гл. 12–14). Осия, сын Беерии, жил в Израильском царстве во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского (Ос 1:1). Осия так же, как и Амос, проповедовал о близкой гибели Израиля. Он выступал как религиозный учитель во время умножающихся несчастий и бед, когда перед ассирийским нашествием греховность народа увеличилась.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010