По благословению владыки в городе были организованы религиозные кружки для детей. В одном из них, руководимом молодой учительницей Ларисой Николаевной Гладцыновой (впоследствии арестованной и высланной), занимались и его дочери. Осенью 1926 г. начальник Иваново-Вознесенского ГПУ отправил донесение Тучкову, прося разрешения на высылку Владыки за пределы области: " Наглая уверенность Беляева в неприкосновенности вылилась в новые формы работы для создания нелегальных кружков пока не оформленных христиан, имеющих целью завлечь и возвратить в " лоно Церкви " детей вообще, и детей коммунистов в частности, в возрасте 13-16 лет. Работа по вербовке и наставничеству проводится монашенками Покровского монастырского собора... Указанные факты являются вопиющим требованием на немедленное удаление Беляева из пределов губернии навсегда " . Сщмч. Августин (Беляев) Весной 1926 г. снова арестован в Иваново-Вознесенске . Из обвинения: " С целью " возвращения в лоно Церкви " у себя на дому организовал нелегальный кружок, где преподавал детям, не достигшим совершеннолетия, Закон Божий, организовал нелегальную [т.е. не зарегистрированную] епархиальную канцелярию " . Сразу же после ареста епископа верующие стали собирать подписи и хлопотать о его освобождении, но усилия их оказались тщетными. Тогда во всех храмах города Иваново-Вознесенска произвели сбор денежных средств для Владыки и других ссыльных священнослужителей. В ответ на это власти арестовали всех организаторов сбора подписей и средств за " организацию не санкционированного властями Красного Креста " . Был приговорён к трём годам ссылки в Среднюю Азию, которую отбывал в г. Ходженте , а с 1929 г. - в Педжикенте . Есть сведения, что после выхода Декларации митрополита Сергия (Страгородского) еп. Августин некоторое время находился в тайной оппозиции к нему, и имени его за богослужением не поминал. Был освобожден из ссылки, по разным данным, в октябре 1929 или марте 1930 г. По окончании ссылки ему было запрещено проживание в шести крупных городах СССР, а также в Ивановской обл. с прикреплением к определенному месту жительства.

http://drevo-info.ru/articles/230.html

На Калужской кафедре После освобождения с 9 апреля 1934 года - епископ Калужский и Боровский . От дома до храма великомученика Георгия , где он служил, всегда ходил пешком, в рясе, в клобуке, с панагией на груди и посохом в руке. Прохожие часто смеялись над ним, отпускали вслед оскорбительные реплики, владыка же словно не слышал их. Когда кто-нибудь подходил под благословение, он всегда останавливался и не спеша благословлял. Служил он часто и за богослужением всегда проповедовал. На его службах по-прежнему было много молящихся. И в своей келье владыка в любое время безотказно принимал всех приходящих. Преосвященный Августин благодушно нес крест постоянных скитаний по тюрьмам и ссылкам. На соболезнования окружающих он спокойно отвечал: " Что же тут удивительного? Это наш путь. Господь об этом предупреждал, а иначе никогда не будешь со Христом " . Дочь Нина после окончания 7 класса переехала к нему в Калугу. Владыка, который был в курсе многих научных открытий, говорил с дочерью не только на религиозные, но и на научные темы. Так, он подробно объяснял что теория Дарвина отвергнута многими учеными и с научной точки зрения несостоятельна. В 1935 году вновь привлекается к следствию, но арестован не был. 2 апреля 1936 г. возведен в сан архиепископа . Арест и мученическая кончина Священномученик Августин (Беляев) Осенью 1937 г. в городе начались аресты. Архиепископ был уверен, что его непременно арестуют и спокойно и серьезно готовился к этому. Пересматривал записи, письма, уничтожал то, что могло кому-либо повредить. Накануне Рождества Богородицы ему пришла повестка с требованием явиться к городским властям. Его и раньше вызывали в горсовет по церковным делам, но время в повестке было проставлено столь позднее, что он понял: вызывают для ареста. 20 сентября в 9 часов вечера он был арестован по обвинению в " контрреволюционной деятельности и руководстве нелегальной церковно-монархической организацией " . Проходил по групповому делу " Дело архиепископа Августина (Беляева) и др. Калуга, 1937 г. " . Изнурительные допросы продолжались целый месяц. Он держался мужественно и категорически отвергал все обвинения.

http://drevo-info.ru/articles/230.html

Вскоре отец Александр был возведен в сан протоиерея. В 1922 году возникло обновленческое движение, которое в 1923 году достигло большого размаха; благодаря энергичной поддержке безбожной власти, большинство храмов в Иваново-Вознесенске были захвачены обновленцами. Епископ Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев) отпал в обновленчество, а викарный епископ Кинешемский Василий (Преоб­ра­жен­ский) был арестован властями. 14 сентября 1923 года в Покровском ка­федральном соборе в Иваново-Вознесенске состоялось собрание представи­телей одиннадцати православных религиозных общин города, съехавшихся для обсуждения вопроса о приглашении православного епископа на свобод­ную архиерейскую кафедру. Собрание единогласно постановило: «принять кандидатуру протоиерея Александра Беляева, проживающего в городе Кинешме, временно, впредь до возвращения епископа Василия и просить Патриарха Тихона посвятить протоиерея Александра Бе­ляева на просимую должность». «Согласно означенного постановления, – писалось в ходатайстве собрания Патриарху, – просим Ваше Святейшество благословить наше общенародное избрание протоиерея Александра Беляева во епископа го­ро­да Иваново-Вознесенска и совершить над сим народным избранником хиротонию во епископа». 17 сентября Патриарх Тихон постановил: «Ввиду явного уклонения в раскол Иваново-Вознесенского епископа Иерофея, считать кафедру города Иваново-Вознесенска свободной; назначить на нее протоиерея Александра Беляева». 21 сентября 1923 года протоиерей Александр по пострижении в монашество с именем Августин был хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского. Прибыв в Иваново, владыка ревностно принялся за исполнение архиерейских обязанностей. Он часто служил и за каждой литургией после чте­ния Евангелия произносил вдохновенное слово. Православные в Иванове полюбили архиерея. Перед богослужениями и после них его встречали и провожали толпы верующих. Его богослужения привлекали к себе сосредо­точенностью и духовным миром. После литургии владыка не спеша благословлял всех подходивших к нему.

http://fond.ru/kalendar/1211/olga/

-Мы с сестрой были близко знакомы с дочерью владыки. Она жила в Москве и бывала у нас, ее звали Юля (или Люся). И вот во время войны я слышала такой разговор    - это было  или во время самой войны, или вскоре после. Отпевал владыку Августина  в храме Ризоположения отец Николай Голубцов. Люся, владыкина дочка, была духовной дочерью отца Николая. Как мы узнали о кончине владыки?  Вернулся из  ссылки один престарелый батюшка и разыскал  ее по просьбе владыки. Он был с владыкой в одном лагере – они знали дуг друга как духовные лица -  однажды у владыки зашел разговор о том, что там умирают люди. Кто-то сказал: «Ну, Вы - то, владыка, уже готовы». Он ответил: «Я не готов, пока не отдам последнюю телогрейку, которая на мне, тому, кто больше в ней  нуждается». А была зима, лютая, с лютыми морозами. И в это время к ним в лагерь как бы на пересыльный пункт пришла партия ссыльных, которых перегоняли с места на место. Они переночевали и на следующий день должны были отправляться дальше по этапу. У одного из ссыльных была такая плохая одежонка, что он вряд ли перенес  бы эти морозы. И владыка, не подозревая, что ему самому скоро придется идти по этапу, отдал эту телогрейку этому заключенному ссыльному. И буквально в ближайшие же дни владыку и этого батюшку отправляют по этапу. Вот он потом и пришел к дочери владыки и рассказал эту историю. Владыка телогрейку отдал. Морозы были большие. Места были безлюдные, бездорожные,  их гнали как бы по полю. И вот владыка начал отставать. Ему кричали  конвоиры: «Беляев!» Оборачиваться было нельзя, но батюшка  обернулся.  Увидел, что владыка шел медленно, шатаясь. Потом крикнули еще раз: «Беляев!» эти конвоиры. Подталкивать его, очевидно, начали. Опять обернулся – владыка сидел на снегу. Потом лег. И так его и оставили, потому что деваться ему было некуда – поле, лес. А когда прибыли на новое место – написали: Беляев - выбыл. Эту версию рассказал батюшка – священник, который нашел дочку. -А вот фотографии, и надпись: В добрый час! На молитвенную память, епископ Августин – и стихи:

http://radonezh.ru/analytics/russkaya-ze...

23 ноября Русская Православная Церковь празднует память священномученика Августина (Беляева), архиепископа Калужского. Родился в 1886 году в селе Каменка Костромской губернии в семье священника, при крещении наречен Александром. Закончил Костромскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию, по окончании которой в 1911 году был направлен преподавателем русского языка и литературы в Пензенское епархиальное женское училище. В 1913 году женился на дочери священника Юлии Любимовой. Через год в семье родилась дочь Юлия, а в 1919 году – вторая дочь Нина. В 1920 году от скоротечной чахотки скончалась жена, и Александр Беляев остался один с двумя сиротами – шести лет и девяти месяцев, которых ему помогла воспитать неграмотная, но глубоко верующая крестьянка Анисия Ефимова. 28 августа 1920 года Беляев был рукоположен во священника и вскоре переехал с детьми в Кинешму, где стал служить в одном из городских храмов. Благодаря самоотверженному пастырскому служению, он вскоре стал известен во всей Иваново-Вознесенской епархии. 14 сентября 1923 года, после того как епископ Иваново-Вознесенский отпал в обновленчество, состоялось собрание представителей православных общин города, обратившееся к Патриарху Тихону с просьбой «благословить… общенародное избрание протоиерея Александра Беляева во епископа города Иваново-Вознесенска и совершить над сим народным избранником хиротонию во епископа». Протоирей Александр был пострижен в монашество с именем Августин и 21 сентября 1923 года хиротонисан во епископа города Иваново. Владыка ревностно принялся за исполнение своих архипастырских обязанностей. Началось массовое возвращение приходов из обновленчества. 27 октября его вызвали в местное отделение ОГПУ и потребовали выехать в Кинешму, где ему разрешалось служить только в сельских храмах. В сентябре 1926 года Беляева обвинили в том, что он «обращает в христианство детей партийных работников», арестовали, судили и приговорили к трем годам ссылки в Среднюю Азию. После возвращения он был назначен на кафедру в Сызрань. 21 февраля 1931 года вновь арестован и приговорен к трем годам заключения в концлагерь. По окончании срока в 1934 году назначен епископом Калужским и Боровским. 2 апреля 1936 года преосвященный Августин возведен в сан архиепископа. Пасха 1937 года, благодаря торжественному и вдохновенному его служению, несмотря на гонения, ощущалась верующими в Калуге как одна из самых радостных. Арестован 20 сентября 1937 года, в ноябре тройка приговорила его к расстрелу. Дочери владыки, спросившей, что принести отцу, следователь ответил: «Подумайте лучше о себе, его вы больше не увидите». Архиепископ Августин расстрелян 23 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-103...

Священномученик Августин ( Беляев ), архиепископ Калужский и Боровский – 23 ноября . – С.47. Священномученик Августин – Александр Беляев (1886-1937) родился в Костромской губернии в семье местного протоиерея. В 1920 году, после смерти любимой жены, оставившей ему двух дочерей, решил полностью посвятить свою жизнь Богу, стал священником. За церковную деятельность его дважды арестовывали. Выйдя из тюрьмы, уехал с детьми в Иваново-Вознесенскую епархию, в город Кинешму, где вскоре завоевал глубокое уважение паствы. Успешно противостоял обновленческому расколу. Православными общинами епархии был выдвинут на должность правящего архиерея, в связи с чем патриарх Тихон после пострига с именем Августин рукоположил священника в епископа. 5 февраля 1924 года был арестован, ему запретили служить в собственной епархии. В октябре 1926 года - новый арест и три года ссылки в Среднюю Азию. Затем, в 1931 году – еще к трем годам, но на этот раз уже лагерей. Вернувшись в 1934 году, Владыка стал епископом Калужским и Боровским, в 1936 году – архиепископом. В 1937-ом, с началом новой волны гонений, вновь арестован и приговорен к расстрелу. Убит 23 ноября   1937 года. Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва) www.fond.ru. Навстречу Христу . Памяти священномучеников Александра (Смирнова) и Феодора (Ремизова) – 14 ноября. Фото из архива автора//Фома. - – ноябрь 2008. – С.48. – (рубрика « Числа »). 14 ноября 1918 года приняли мученическую смерть отец Александр Смирнов, священник Крестовоздвиженской церкви села Вышегород Верейского уезда Московской губернии и отец Феодор Ремизов, настоятель Ризоположенской церкви того же села. Схваченные группой красноармейцев-карателей, они были подвергнуты жестоким издевательствам и, несмотря на это, встретили свой страшный конец с достоинством и молитвой. Палачи зверски расправились с отцом Александром и были напуганы тем, что исполосованный шашкой священник, вопреки всему, оставался жив, пока его не ударили прямо в сердце. После этого каратели подступили к отцу Феодору, который стал обличать их в жестокости и убийствах. Его начали избивать, повалили на землю и убили двумя выстрелами. Мощи священномучеников Александра и Феодора по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П и Высокопреосвященного митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия 20 сентября 2003 года были помещены в храме Казанской иконы Божией Матери в городе Реутове (Московская область).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-67-...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Августин Калужский, сщмч. - житие Священномученик Августин, архиепископ Калужский и Боровский (в миру Беляев Александр Александрович) родился 28 февраля 1886 года в городе Камышин Саратовской губернии в семье священника. Обучался в Кинешемском Духовном училище и Костромской Духовной Семинарии. В 1911 году окончил Казанскую Духовную Академии со степенью кандидата богословия. С 1911 по 1920-й годы преподаёт в Пензенских мужских и женских учебных заведениях. В 1920 году был рукоположен в сан иерея с назначением в Рождественский храм города Пензы. В 1920 и 1922 годах подвергался кратковременным арестам по обвинению в " агитации против соввласти " и " сопротивлении изъятию церковных ценностей " . Пострижен в мантию с именем Августин, был рукоположен в иеромонаха. 8 сентября 1923 года хиротонисан в епископа Иваново-Вознесенского, викария Владимирской епархии. Вскоре Владыка был выслан из города Иваново-Вознесенска и проживал в город Кинешме. В 1924 году вновь дважды его арестовывают. К концу ноября 1924 года Владыка проживал в Москве, там принимал участие в погребении св. Патриарха Тихона и подписал акт о передаче высшей церковной власти священномученику митрополиту Петру (Полянскому). В 1926 году снова арестован в г. Иваново-Вознесенск и приговорён к трём годам ссылки в Среднюю Азию, которую отбывал в г. Ходженте. После освобождения с 1930 года Владыка занимал Сызранскую кафедру, но уже в 1931 году был снова арестован Сызранским ОГПУ и осуждён ещё на три года концентрационных лагерей, которые отбывал в Свирлаге (Ленинградская область). Есть сведения, что после выхода Декларации митрополита Сергия (Страгородского) Владыка некоторое время находился в тайной оппозиции к нему, и имени его за богослужением не поминал. После освобождения с 1934 по 1937-й годы Владыка являлся епископом Калужским и Боровским. В 1935 году вновь привлекается к следствию, но арестован не был. В 1936 году Владыка возводится в сан архиепископа. В сентябре 1937 года он был арестован в городе Калуге и через месяц приговорён к расстрелу. 10 (23 н. ст.) ноября 1937 года Владыка был расстрелян вместе с группой духовенства и мирян в городе Калуге. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Августин Калужский, сщмч. " .

http://pravicon.com/info-1604

1921 г. еп. Ямбургский, вик. Петроградской епархии; 1922–1925 в ссылке; с авг. 1926 г. архиеп. Хутынский; с 18.05.1932 митр. Старорусский; с 11.08.1933 митр. Новгородский; с 5.10.1933 митр. Ленинградский; с 1943 г. митр. Ленинградский и Новгородский; с 15.05.1944 патриарший Местоблюститель; с 4.02.1945 Патриарх Московский и всея Руси; † 17.04.1970. Пимен (Извеков) 17.11.1957 хирот. во еп. Балтского, вик. Одесской епархии; с 26.11.1957 еп. Дмитровский, вик. Московской епархии; с 23.11.1960 в сане архиепископа; с 16.03.1961 архиеп. Тульский и Белевский; с 14.11.1961 митр. Ленинградский и Ладожский; с 9.10.1963 митр. Крутицкий и Коломенский; с 18.04.1970 патриарший Местоблюститель; с 2.06.1971 Патриарх Московский и всея Руси; † 3.05.1990. Алексий (Ридигер) 3.09.1961 хирот. во еп. Таллинского и Эстонского; с 23.06.1964 в сане архиепископа; с 25.02.1968 в сане митрополита; с 29.07.1986 митр. Ленинградский и Новгородский, управ. Таллинской епархией; с 10.06.1990 Патриарх Московский и всея Руси. Аввакум (Боровков) 28.11.1922 хирот. во еп. Старо-Уфимского, вик. Уфимской епархии; расстрелян 15.10.1937. Августин (Беляев) 21.09.1923 хирот. во еп. Иваново-Вознесенского; с 1.10.1929 еп. Алмаатинский; с 1.04.1930 еп. Сызранский; с 1931 г. епархией не управ.; с 27.03.1934 еп. Калужский и Боровский; с 2.04.1936 в сане архиепископа; расстрелян 23.11.1937. Августин (Маркевич) 20.02.1992 хирот. во еп. Львовского и Дорогобычского. Августин (Петерсон) 29.03.1936 хирот. в сане митрополита Рижского и всей Латвии; с 1940 г. епархией не управ.; с 1946 г. в юрисдикции РПЦЗ; † 4.10.1955. Августин в 1927 г. упом. как еп. Луганский, принадлежал к «григорианскому» расколу. Аверкий (Кедров) с 27.06.1915 еп. Острожский, вик. Волынской епархии; с 1920 г. в сане архиепископа; с 1922 г. архиеп. Волынский и Житомирский; с 1929 г. в ссылке; расстрелян 27.11.1937. Авраамий (Дернов) 3.09.1923 хирот. во еп. Уржумского; с кон. 1923 г. епархией не управ.; с 22.02.1929 еп. Глазовский; с 1931 г. на покое; с 9.05.1935 еп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4120...

В 1926 г. при высылке в Среднюю Азию еп. Ивановского Августина (Беляева) верующие во всех патриарших храмах города Иваново собрали деньги как для самого епископа, так и для находившихся в тех же местах ссыльных священнослужителей. В ответ власти арестовали организаторов сбора средств, которые были осуждены за организацию «несанкционированного властями Красного Креста» 131 . После ареста в апреле 1935 г. архим. Игнатия (Лебедева), одного из наставников нелегального Высоко-Петровского монастыря, его духовные дети поддерживали своего руководителя посылками и регулярными посещениями до самой его смерти в заключении осенью 1938 г. 132 . Широкомасштабную помощь заключенным и их родственникам через своих прихожан и послушников деньгами и вещами оказывал еп. Варфоломей (Ремов) . В 1933 г. братия руководимого им Высоко-Петровского монастыря даже обвинялась в «создании спецфонда помощи ссыльным за контрреволюционную деятельность церковникам» 133 . Живший на покое в селе Батюшково Дмитровского района Московской области еп. Иона (Лазарев) в 1930-х гг. «через заключенных, имевших свободный выход из лагеря, помогал находящимся в неволе священникам», работавшим на строительстве каналов и шлюзов. В 1930–1931 гг. помощь сосланным верующим организовало духовенство города Сызрани под руководством назначенного туда после ссылки еп. Августина (Беляева). В 1929–1932 гг. в Мещевске Калужской обл. игумен Иоанникий (Дмитриев) по благословению еп. Стефана (Виноградова) помогал монахам и монахиням закрытых монастырей, «в особенности тем, кто по старости или болезни не мог себя содержать». Во второй половине 1920-х гг. помощь «ссыльным единомышленникам» оказывали оставшиеся в Москве монахи и монахини закрытых монастырей 134 . В 1932–1937 гг. в Москве и Подмосковье о. Владимир Амбарцумов организовал помощь семьям «лишенцев», прежде всего репрессированных священников. Каждую семью «лишенцев» он прикреплял к семье, тверже стоявшей на ногах, более обеспеченной. От «шефов» он требовал, чтобы в определенные числа месяца они неукоснительно предоставляли заранее определенную помощь нуждающейся семье. Разыскивать такие семьи о. Владимиру помогали подростки – сыновья и дочери его духовных детей: маленький «разведчик» меньше бросался в глаза, чем взрослый. Благотворительность о. Владимира не была безличной: конкретные люди получали помощь от конкретных людей, между «шефами» и «подшефными» порой на всю жизнь устанавливались теплые, дружеские отношения. Священники оказывали помощь и нуждающимся прихожанам. В 1929 г. в одном из приходов Одесского округа «на средства общины была открыта больница, куда приводили для излечения «бесноватых» больных; в ряде церквей Северного Кавказа организованы благотворительные кассы» 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ Павлович Арефьев (27.06.1865, г. Калуга - 23.11.1937, там же), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). До 1917 г. был приказчиком и доверенным лицом одного из калужских фабрикантов. С 1928 г. член церковного совета Одигитриевской ц. в Калуге. В окт. 1937 г. М. был арестован, проходил по одному делу с Калужским архиеп. сщмч. Августином (Беляевым) , архим. прмч. Иоанникием (Дмитриевым) , прот. сщмч. Иоанном Сперанским , псаломщиками мучениками Алексием Горбачёвым , Николаем Смирновым , Аполлоном Бабичевым , мученицами Феоктистой Ченцовой , Анной Остроглазовой и Ольгой Масленниковой . В предъявленных ему на допросах обвинениях виновным себя не признал. Был казнен по приговору Особой тройки УНКВД по Калужской обл. от 19 нояб. 1937 г. вместе с архиеп. Августином (Беляевым), архим. Иоанникием (Дмитриевым), прот. Иоанном Сперанским, псаломщиками Алексеем Горбачёвым и Аполлоном Бабичевым. Погребен вместе с ними в общей безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Калужской обл. Д. П-14013. Лит.: Дамаскин. Кн. 5. С. 405, 410, 416. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Иванович Ворошин (1886 - 1937), блж., мч. (пам. 12 сент., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНАСТАСИЯ († 1922), мц., (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АННА Ивановна Остроглазова (1900 - кон. 1930-х гг.), мц. (10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АННА Васильевна Серова (? - нач. 1940-х гг.), мц. (пам. 31 июля, в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2563580.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010