О значении удерживающего и держай этот богослов не даёт никаких разъяснений и даже не упоминает об этом. Гервей, Бургидоленский монах, писатель 12 века, под отступлением разумеет отпадение – или всех народов от Римского царства, или множества церквей от Римского первосвященника, или множества людей от веры. – Удерживающее означает то, что нет ещё того, что будет перед пришествием антихриста: нет отпадения народов от Римской империи, нет отступления множества людей от религии, или от христианской веры, – отступления настолько сильного, что когда антихрист придёт, люди тотчас его примут. – Держай, по его мнению, означает Римское царство. Но это мнение он высказывает со следующим ограничением, которое было высказано ещё и раньше Августином: так как Апостол говорит Фессалоникийцам, что они знают то, о чём он говорит, то он и не захотел говорить им об этом ясно. А потому мы, которые не знаем того, что они знали, или совсем не можем, или едва-едва можем проникнуть в то, что сам он подразумевал в этом месте. – Тайна беззакония, по мнению Гервея, означает Нерона и подобных ему императоров, или же она заключается в сердцах неверующих. Она будет действовать дотоле, пока из самой Римской церкви, которая есть средоточие и сердце церквей, не произойдёт беззаконие, ради которого от неё отпадут многие церкви 551 . Ученик Гуго-а-сен-Виктора, знаменитый схоластический богослов 12 века, Пётр Ломбард говорит, что по учению Апостола Господь придёт для суда не прежде, как род человеческий отпадёт от римской власти; но это не значит, что после этого отпадения Господь придёт немедленно. Прикровенно говорит Апостол о разрушении Римской империи потому, что если бы он сказал об этом ясно, то возбудил бы Римлян на преследование Церкви. Или, продолжает Пётр Ломбард, Апостол говорит о духовной власти Римской церкви, или же об отступлении от веры; и смысл его слов будет такой, что Господь придёт на суд не прежде, чем сначала наступит отпадение церквей от духовного подчинения Римской церкви, или людей от веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Если же под держащим разуметь существование язычества, идолопоклонства, а под изъятием из среды держащего – совершенное уничтожение идолопоклонства, имеющее совершиться через распространение Евангелия по вселенной, силой определения Божия; то при таком понимании возникает иное затруднение 524 . Проповедование Евангелия в свидетельство всем народам, как и самый способ выражения, показывает, означает, что не останется на земле ни одного народа, который не слыхал бы Евангельской проповеди. Бог сделает это для того, чтобы никто из людей не мог на суде оправдываться в вине идолослужения тем, что он не знал и не слыхал Евангельской проповеди и потому не мог сделаться христианином. Но слова о проповедовании Евангелия по всей вселенной во свидетельство всем народам не означают, что все люди до одного примут проповедь и все сделаются христианами. Отцы и учители Церкви, например Ириней, Златоуст, Феодорит и другие, прямо говорили, что антихрист будет запрещать и уничтожать и идолослужение; следовательно, оно будет существовать и при антихристе, то есть, при явлении его не все люди будут христианами. Поэтому о язычестве нельзя сказать, что когда оно будет взято от среды, тогда и явится антихрист. Сообщаемое Августином мнение, будто удерживающее есть не что иное, как тайна беззакония, которая означает злых и лицемерных людей, находящихся в Церкви, а взятие держащего от среды означает явное отпадение от Церкви злых, имеющее быть в последние времена, противоречит некоторым местам Писания. Правда, перед пришествием антихриста некоторые члены Церкви отступят от веры и, следовательно, явно отделятся от Церкви ( 1Тим. 4:1 ). Но вообще тогдашние люди, хотя отрекутся силы благочестия, однако вид его будут сохранять ( 2Тим. 3:5 ), т. е. видимо они не выйдут из Церкви, будут называться и даже казаться христианами. Конечно, они будут отделены от Церкви судом Божиим, но для людей этот суд не очевиден, и, следовательно, для людей такие мнимо-верующие будут оставаться тайной беззакония до самого антихриста, не будут явно, видимо отделившимся от Церкви стадом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

На этой почве народится антихрист и вырастет в том же духе видимости без существа дела. Потом, отдавшись сатане, явно отступит от веры, и вооружённый его обольстительными кознями, всех, не содержащих христианства в истине, увлечёт к явному отступлению от Христа Господа, заставив себя самого почитать за бога... Вот какое, надобно полагать, отступление разумеет Апостол! Оно точно есть дело, факт, а не лицо, но такое, которое состоит в тесной связи с лицом, с человеком беззакония и сыном погибели. Это будет отступление, в которое увлечёт главный отступник-антихрист. Отступление людей в ложные веры и в нехристианские настроения сердца подготовят почву для вырождения антихриста и арену для его действования. Но не это отступление тут разумеется, а то, которое произведёт антихрист. Он, явившись и усилившись, завершит отступление внутреннее тем видимым отступлением. Это будет громкое отступление, единое, вполне достойное такого имени, почему и стоит у Апостола с определённым членом. Потому же, может быть, оно по пояснено у него и другим каким прибавочным словом, как потом Юлиана именовали отступником, не поясняя от чего” 69 . Правда, по толкованию других св. отцов и учителей, Апостол отступлением назвал самого антихриста. Так изъясняли это слово Златоуст, Феодорит, Феофилакт Болгарский 71 и Августин 72 . Но они в своих толкованиях выходили из общего понятия об отступлении и антихристе, упуская из виду подробное изъяснение поставленных слов. Изъясняя только основную мысль Апостола, что дню Христову будет предшествовать отступление и явление антихриста, можно сближать понятия отступление и антихрист; потому что они имеют между собой много общего. Отступление подготовит явление антихриста; отступление будет продолжаться и при антихристе и даже достигнет при нём своей вершины; виновником умножения отступления будет антихрист; в нём самом отступление достигнет до ужасающей силы и через него же оно дойдёт до страшных размеров в его царстве. Поэтому антихриста можно назвать отступлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Некоторые из арестованных были сломлены условиями тюремного заключения, некоторые поддались льстивым посулам следователей и согласились стать лжесвидетелями и оговорить себя и других. Подписанные ими показания, «свидетельствующие» об антигосударственной деятельности архиепископа Августина, были ему затем предъявлены. Ознакомив его с этими показаниями, следователь сказал: – Вы были ознакомлены с показаниями ряда обвиняемых, которые изобличали вас как руководителя контрреволюционной церковно-монархической организации, вам устроены очные ставки, на которых вы разоблачены как организатор и руководитель контрреволюционной церковно-мо­нар­хической организации, дальнейшее запирательство совершенно бесполезно, следствие предлагает дать правдивые показания о вашей контрреволюцион­ной деятельности. – Контрреволюционной деятельностью я не занимался и виновным се­бя не признаю. Если мне будут еще устроены очные ставки, я и на них буду отрицать свою виновность. – Каким репрессиям вы подвергались после революции и за что? И признавали ли вы себя виновным на следствии? – После революции за антисоветскую деятельность я привлекался к следствию четыре раза... Во всех случаях я виновным себя никогда и нигде не признавал. – Назовите автора записки, которую вы пытались уничтожить при личном обыске. – Автора записки не знаю. – Откуда у вас золотая десятка, обнаруженная при обыске? – Я получил ее от неизвестной мне женщины. – Дайте объяснение следствию о двух гривенниках с условными насечками, которые вы хранили у себя отдельно и которые были изъяты при обыске. – Два гривенника с насечками, изъятые у меня при личном обыске, никакого значения не имеют. 22 октября сотрудники НКВД провели очную ставку между архиепископом и одним из обвиняемых. – Что вам лично известно о контрреволюционной деятельности Александра Александровича Беляева? – спросил следователь обвиняемого. – Александр Александрович Беляев является организатором и руководителем контрреволюционной монархической организации церковников, в состав которой входили я – Афанасий Васильевич Любимов, Иван Алексе­е­вич Остроглазов, Павел Дмитриевич Семеновский, Иван Иванович Спе­ранский и другие приближенные архиепископа. Члены упомянутой контрреволюционной организации под руководством Александра Александровича Беляева вели активную борьбу с советской властью путем сколачивания в контрреволюционные группы бывших людей и церковников и воспитывали последних в контрреволюционном духе.

http://fond.ru/kalendar/1211/olga/

Сказал так, что вопрос об Источнике и Подателе стал понятен и доступен всем (всем читателям Достоевского, разумеется). Журнал «Фома», как я уже говорил, не может пройти мимо таких поистине бесценных сокровищ. Отсюда — обращение к Достоевскому и к самым разным явлениям русской культуры вообще. Сегодня это очень нужно нам всем, особенно людям новообращённым. Выстроить правильные отношения Церкви и мира не так-то просто, даже на личном уровне. Сам Федор Михайлович когда-то много потрудился над этой проблемой. Его следует признать весьма неудобным автором по части разного рода искушений и подмен; церковного культурным — в первую очередь. Об этой застарелой болезни образованного русского общества в свое время писатель говорил открыто и прямо. Но, быть может, куда более действенным и в данном случае оказался его романный герой — князь Мышкин. Смиренный человек, исполненный евангельского духа, к которому и в наши дни благодарный читатель испытывает искреннюю симпатию. С трогательного признания в этой симпатии начинает Александр Ткаченко (с. 25) свои размышления о главном герое романа «Идиот». Эти размышления по-своему очень интересны, и всё же должен признаться, что они оставляют двойственное впечатление. Хорошие цитаты из святителя Игнатия (Брянчанинова) как минимум не убеждают, ибо проблем святости, как известно, Достоевский в своем романе не ставит. Эти проблемы были, увы, очень далеки от современного ему русского общества. Может быть, в наши дни ситуация мало-помалу меняется, однако — крайне трудно, это очевидно. Критерий в данном случае простой: наше отношение к новомученикам и исповедникам. Журнал «Фома», идя против течения, терпеливо и неизменно остается верен этой теме. Вот и в этом номере печатается материал игумена Дамаскина (Орловского) о священномученике Августине (Беляеве) (с. 42). Самое удивительное в его судьбе, что он был «народным избранником». Его, простого приходского священника, именно избрали во епископа города Иваново-Вознесенска. И можно только подивиться, какая истовая и всеобъемлющая вера была у церковных людей в эпоху величайшей русской смуты на «родине первых Советов».

http://foma.ru/noyabrskiy-nomer-fomyi-sk...

Эта жизнь есть нечто богоподобное, нечто божественное в мире. Неужели кто осмелится обвинять Бога в недостатке любви и благости за то, что Он создал существа с такою жизнью? He возблагоговеет ли, напротив, пред неизмеримостию любви Божией, проявленной в том, что Бог отблесками Своих совершенств награждает Своих тварей и делает их причастниками вечной блаженной жизни? Бог знал, что многие из созданных Им разумно-свободных существ не воспользуются дарованными Им благами, злоупотребят свободой, будут грешить, страдать и погибнут; но неужели справедливо было ради добровольно погибающих не творить тех, которые разумно воспользуются благами жизни и будут вечно блаженствовать? Неужели бытие добра, жизни и счастье нужно было принесть в жертву тому, чтобы не явилось зло? He значит ли это – добро побеждать злом. И так, по требованию Своей любви к миру Бог должен был сотворить разумно-свободные существа, следовательно, по вышесказанному, не мог устранить возможность зла. «Человек так был создан, говорит Августин, что возможность греха была в нем необходима, а самый грех – только возможен. Грех виновен, возможность греха естественна». И так, Бог, допустивший эту возможность, не виновен в происхождении греха. Но если уже нельзя было предотвратить возможность зла в мире, то, по крайней мере, Бог все устроил так, чтобы эта несчастная возможность не перешла в действительность. Он вложил в ангелов и в человека положительную наклонность к добру, любовь к нему и понимание его красоты. Он одарил их разумом светлым и чистым, силами духа свежими, бодрыми и крепкими. Кроме того, Он содействовал им в усовершенствовании и укреплении их нравственной свободы Своею благодатью, Своим присутствием и промышлением о них. Даже и человеку, облеченному вещественным телом, Он являлся яве; не говорим уже об ангелах. Далее, созданные по образу Божию, ангелы и человек имели естественное и непреодолимое влечение к своему Первообразу и к нравственному теснейшему единению с Ним. Божественная красота, Божественные совершенства должны были устремлять их взоры, привлекать их сердце к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Аскетическое раскрытие вопроса дается в аскетических творениях святых отцов, как древних, преимущественно отцов Добротолюбия, так и русских. Богословско-аскетическая лит-ра по вопросам (Бого)познания, напр.: Новоселов М. А. [Михаил, мч. ]. Забытый путь опытного богопознания. Вышний Волочек, 1902; Вениамин (Саллабашев), иеродиак. Аскетика или подвижничество о Христе Спасителе Боге. К., 1906; Флоренский П. , свящ. Столп и утверждение истины. М., 1914; Лодыженский М. В. Свет Незримый// он же. Мистическая трилогия. Пг., 1915. Т. 2; Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996; Варнава (Беляев), еп. О трех степенях богопознания. О предметах религиозного познания//Основы искусства святости: В 4 т. Н. Новг., 1996. Т. 1; Ματσοκας Ν. Δογματικ και Συμβολικ Θεολογα. Τ. Α. Εισαγωγ στη Θεολογικ γνωσιολογα. Θεσσαλονκη, 1996; idem. Επιστμη, φιλοσοφα κα Θεολογα στην εξαμερο του Μεγλου Βασιλεου. Θεσσαλονκη, 1990; Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. Гл. 7. § 1: Основы духовной жизни. Происхождение человека, понимание личности, души, духа, бессмертия, свободы, греха и добродетели, спасения и совершенства, святости, отношение к телу, смысл жизни и смерти, страданий и творчества - вопросы антропологии, к-рые далеко не охватывают всего спектра этой части философской А. Она является областью, вместе с учением о Боге занимающей центральное место в христ. богословии, вокруг нее постоянно ведутся основные мировоззренческие дискуссии. По этим вопросам написано множество трудов, как богословами, так и христ. писателями. Из сочинений рус. авторов см.: Иванцов-Платонов А. , прот. Что такое жизнь: Религиозно-филос. исслед. М., 1884; Мартынов А. В. Учение св. Григория Нисского о природе человека. М., 1886; Введенский А. И. О так называемых неповинных страданиях//ДЧ. 1892. 2. С. 234-248; 5. С. 14-22; Писарев Л. Учение блаж. Августина, еп. Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. Каз., 1894; Городенский Н. Г. Нравственное значение страданий с христианской точки зрения//БВ.

http://pravenc.ru/text/75696.html

Невозможно и преступно отказываться от того великого христианского наследия, которым обладает Европа. Даже если сама Европа не готова признать свое наследие христианским, не готова признать его значимости, – та самая Европа, которая сформировалась и существует сегодня именно благодаря христианству. Христианство на протяжении веков проявлялось не только в чисто церковных, религиозных произведениях и творениях, но и в подавляющем большинстве художественных произведений человеческого гения. «Исповедь» блаженного Августина, «Божественная комедия» Данте, трагедии Шекспира, «Фауст» Гете, романы Диккенса – без этого невозможно представить себе ни современного общества, ни нас самих. Для будущего священника знание этих основ чрезвычайно важно. Во-вторых, художественная литература дает бесценный материал для изучения жизни и людей. Я так и говорю своим студентам: благодаря литературе вы можете прожить не одну жизнь, а десятки разных жизней. Одна из работ митрополита Антония (Храповицкого) называется так: «Пастырское изучение жизни и людей по творениям Достоевского». Но это изучение возможно и по другим европейским авторам. Это бесценный психологический и нравственный материал, который необходимо осмыслять и использовать. Можно подойти к нему и с другой стороны, так сказать «в апофатическом ключе», как например епископ Варнава (Беляев), который называл мировую литературу энциклопедией заблуждений, «зеркалом людских пороков и неисчерпаемой сокровищницей человеческой глупости». Действительно, человеческие страсти, их зарождение и развитие, теоретически описаны в аскетической христианской литературе, а в жизненных примерах они запечатлены в литературе художественной. Равным образом, многие особенности возрастной психологии могут быть понятны из чтения светских произведений. Например, «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера – прекрасный образец описания внутреннего мира подростка. Причем подростка не простого. Кто-то отметил, что это книга о будущем священнике. И действительно, оригинальное название этой книги – Catcher in the Rye, дословно «ловец во ржи». Этот образ отсылает нас к евангельским словам Христа апостолам Петру: «Не бойся, отныне будешь ловцом человеков» (см. Лк 5, 10; Мк 1, 17).

http://pravoslavie.ru/54708.html

наместника занял комнаты иеромонаха Аарона, да и новоопределенный эконом уже поместился с удобностию в комнатах прежнего Правления. Ваше Высокопреосвященство предписали заштатным бедным ученикам делать пособие из процентной суммы, определенной в Вифанскую семинарию покойным преосвященным митрополитом Платоном, но поскольку оная сумма состоит только из 150 р., а сверх ста человек положенных по штату, сирот и беднейших отцов детей, долженствующих содержаться на казенном коште, имеет на лицо более 50 человек таких, которые не имеют никакого способа к содержанию себя по той причине, что по разорении Москвы сверх ста бедных учеников, содержавших в Спасо-Вифанской семинарии, поступило в оную из Московской Академии 100 человек, также не могущих содержаться на своем коште, да 50 человек таковых же из лаврской семинарии, кроме 150 человек, бывших на коште оной семинарии. Сообразив все сие число учеников, содержавших в Вифанской и Лаврской семинарии, также и то, что все почти, бывшие прежде на казенном коште в прежней Московской Академии и все бедные, переведенные из Дмитровской семинарии поступили в Вифанскую семинарию, всех же имеющих нужду в пособии простиралось до 500 человек, исключив же 300 человек, отправленных в уездные училища, имеющих нужду в содержании должно простираться до 200 человек; то не благоволите ли Ваше Высокопреосвященство по крайней мере на сей случай из имеющейся остаточной от прежних и нынешних годов суммы, 20600 рублей, находящейся в сохранной казне и за всем расчетом деньги, которые должны быть употреблены по сей последней трети до 1815 года, положить на содержание сверх ста человек, назначенных по штату, еще 36 человек, полагая на каждого по 60 рублей, что составит 2160 рублей» 19 . Преосвященный Августин не утвердил этого представления семинарского Правления, положив на нем такую резолюцию: «Как на все цены возвышаются, то остальную сумму от содержания по семинарии должно хранить на непредвиденные случаи, а бедных ею содержать в уставе не сказано. Чтобы принадлежащим к Владимирской епархии ученикам обучаться в Вифанской семинарии решить не могу, а семинарское Правление и об том и о другом имеет представить комиссии духовных училищ».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

высокопресовященнейший Владыко! великий и высокославный архипастырь и благодетель! вашего высокопреосвященства препокорнейший слуга и обязанник Арсений, епископ Воронежский и Черкасский 10 . Февр. 21 дня 1806 г. Высокопреосвященнейший Владыко! Милостивый Архипастырь, Отец и Благотворитель мой! Российскую церковную историю вашу имел я счастье получить; и на сих днях всю прочитал. Без всякого ласкательства скажу, что она достойна вас и что вы сделали ею величайшую услугу Церкви и ученому обществу. В повествованиях ее царствует истина, беспристрастие и чистосердечие ваше; и рассуждения и замечания ваши на некоторые происшествия исполнены глубокомыслия вам свойственного. Словом скажу, что история ваша есть драгоценный подарок для потомства, а для меня особенно драгоценна она тем, что я удостоился получить ее от святительской десницы вашей. Преосвященный Августин пишет мне, что вы не очень здоровы, о чем я, сердечно сожалея, молю Господа и Бога, да укрепит Он здравие ваше толико для Церкви Христовой нужное и преполезное. Впрочем с глубочайшим моим высокопочитанием и совершенною преданностью честь имею быть вашего высопреосвященства, милостивого архипастыря, отца и благотворителя, всепослушный слуга и богомолец Серафим, епископ Смоленский 11 . 1806 г. Февраля 24 дня. Высокопреосвященнейший Владыко! Милостивый архипастырь и отец мне благодетельнейший! По получении святительского вашего писания от 4-го февраля, вскоре получил я и от преосвященного Августина, викария вашего Архипастырства, письмо и при нем всеодолжительных дань Церкви российской трудов вашего святительства, российскую церковную историю. Неизъяснимое для меня при сем удовольствие! Благодарность благоволите от меня за сие принять по мере великости одолжения сим меня. Великий сей труд тощ не останется: слава и благодарение вам от церкви, а церкви от того польза пребудет вечною. О коль приятно сие писать, но приятнее еще единствовать! Недоброжелателям остается при сем только стыдиться. Всяк мастер судить, а не делать и трудиться. Я теперь при всем слабом моем зрении занимаюсь усладительнейшим упражнением, чтением оной. Бог да продолжит только жизнь вашу для подобных славных и полезных для Церкви Христовой трудов, о чем и обязаны мы молить благость Его всегда и всеусердно. Впрочем, себя препоручаю святейшим и вашего архипастырства молитвам, остаюсь с моим глубочайшим высокопочитанием

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010