Публикуется впервые. Высокопреосвященнейший Августин (Беляев), архиепископ Калужский и Боровский В 1989 году под впечатлением полученных из прокуратуры сведений о смерти своего отца протоиерея Зосимы Сергей Зосимович начинает составлять сведения о жизни близкого о. Зосиме в годы его служения человеке – архиепископе Августине Беляеве (18861937). Текст, посвященный памяти Владыки Августина, является своеобразным продолжением воспоминаний о своем отце, который составлялся, однако, гораздо ранее. «Владыку Августина я вспоминал, когда впервые увидел и услышал зарубежного епископа Антония (Блюма)», – говорит впоследствии Сергей Зосимович в письме к Н.А. Боровковой-Беляевой (дочери архиепископа, принявшего монашество после смерти жены). В том же письме, датированном 12 сентября 1990 года, он дает ей адрес Калужской прокуратуры, куда советует послать запрос о судьбе репрессированного отца. Вскоре Нина Александровна переслала ответ из прокуратуры с датой расстрела: 23 ноября 1937 года, а в 1991 году свои воспоминания «О моем отце». Публикуется впервые. Памяти архиепископа Августина (Беляева) Текст воспоминаний был закончен, как отмечено в рукописи, 14 мая 1989 года в «Неделю жен-мироносиц». Однако и в последующие несколько лет Сергей Зосимович продолжал собирать материалы, связанные с жизнью и кончиной архипастыря, его письма, фотографии, переписывался с его дочерью Ниной Александровной, посещал Анну Семеновну Теплякову – одну из его духовных дочерей. В 1991 году отправил сведения, касающиеся Владыки, настоятелю Введенского храма в Иваново, где когда-то служили архиепископ Августин (Беляев) и протоиерей Зосима (Трубачев), прося молитвенного поминовения о предшественниках. Собранные С.З. Трубачевым материалы представляют особую ценность в связи с канонизацией новомученика святителя Августина, последовавшей в 2000 году. Публикуется впервые. Ночь в Новоспасском. В дни осеннего празднования памяти преподобного Сергия... Призванный в армию в феврале 1940 года, Сергей Зосимович был на фронте финской войны, затем Великой Отечественной войны с первого ее дня до полного окончания, а также отправлен на Дальневосточный фронт, где участвовал в боях против Японии. Он воевал в артиллерийских войсках 3-го Белорусского фронта в звании сержанта. Был награжден орденами «Красная звезда», «За отвагу», «Отечественной войны» II степени; медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За победу над Японией».

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

«Вообще, отношение Бога к миру и особенно к человеку должно объясняться исходя из начал Божественной любви. И со стороны человека богопознание его может быть основано и развито лишь силой любви. О любви Божественной мы знаем гораздо более, чем о прочих свойствах и совершенствах Его существа, ибо в любви выражается существо и жизнь Божества особенно широко. А потому и само Божественное Откровение есть слово любви о любви же» 5 . Как увидим далее, «сама любовь человеческая есть не только отображение, но даже проявление Божественной жизни любви в человеке. Любовь в Боге есть не действие одной только свободы, но натуральная необходимость и жизнь Его, равно как и свобода Его. Любовь есть стремление к тому, чтобы содержание существа Духа и жизнь Его получили место в жизни иных личностей и тварей. А все это совершается не ради самолюбия, но ради самообщения для развития жизни и блаженства. В любви же сокрыто стремление и ко взаимообщению для сохранения единства жизни в мыслях и чувствах» 6 . Таковы свойства Божественной жизни любви. 1. Т ак объясняют любовь психологи и философы последнего времени. 2. Беляев. Любовь Божественная. С. 86. 3. Саблуков. Об именах Божиих. С. 33. 4. Блаженный Августин. Беседы о Св. Троице. 5. Беляев. Любовь Божественная. С. 96.  6. Там же.   БОЖЕСТВЕННАЯ СВОБОДА Божественное Существо совершенно свободно, т.е. открыто проявляет Свои совершенства и не встречает никаких препятствий для самораскрытия и проявления свойств и сил во всей их совокупности. Божественная жизнь свободно проявляется, созидает все и вместе с тем сохраняет созидаемое в единстве жизни с собой. Свободное, беспрепятственное стремление Божественной жизни к самооткровению и самопроявлению тождествено с волей Бога. Это стремление и воля в Боге едины, т.е. проявляют только прекрасные свойства Существа Божия и совершенства Его, или самую жизнь Его. Хотя иногда говорят, что Бог делает, что хочет: Бог все, что захотел, сотворил (Пс. 113:11),— и будто может сотворить все, но здесь нужно разуметь, что Бог хочет лишь сокрытого в Его Существе и сродного свойствам Его, и это проявляется в Его жизни любви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2324...

Приложение 4. Общий алфавитный список православных епископов и раскольнических иерархов 1917–1946 гг. Приложение 4 составлено путём компьютерной обработки каталога епархий M. Е. Губонина (см. Приложение 3). Данные по епархиям были загружены в банк данных, что позволило автоматически получить список епископов, обеспечить возможность поиска данных по датам, конфессиям и другим показателям, провести статистическую обработку и получить ряд интересных результатов (из-за недостатка места они будут опубликованы отдельно). Типографские гранки Приложений 3 и 4 также автоматически были выведены из банка данных при помощи настольной издательской системы. Справочная информационная система по епархиям и епископам 1917–1946 гг. разрабатывалась в Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте как составная часть большой работы по сбору информации и созданию общего банка данных по новомученикам и исповедникам Русской Православной Церкви 20 в. Работа проводилась совместными усилиями кафедры Новейшей истории Русской Православной Церкви и кафедры Информатики, использовались системы НИКА и МАГИС, разработанные в Институте системного анализа РАН. Эти две системы оказались наиболее удобными для проведения исторических исследований благодаря развитым средствам работы с данными и документами сложной структуры. Заметим, что имена епископов упоминавшихся в списках M. Е. Губонина без указания фамилий, не могли быть точно идентифицированы. Аввакум Боровков 28 .11(11.12).1922–1923: Староуфимская Августин Беляев 08(21).09.1923–01(14).10.1929: Иваново-Вознесенская 01(14).04.1930–1931: Сызранская 27 .03(09.04).1934–05.1937: Калужская Августин Петерсон 29 .03(11.04).1936–1940: Рижская Августин Разумовский 1925–1926: Мариупольская (обн.) 238 20 .01(02.02).1927–26.03(08.04).1927: Терская (обн.) Августин 1926–1935: Луганская (григ.) Аверкий Кедров 29 .06(12.07).1915–1922: Острожская 1922–1926: Житомирская Авраамий Дёрнов 03(16).09.1923–1929: Уржумская 09(22).02.1929–1931: Кировская, в. у. 22 .02(07.03).1929–1931: Глазовская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Платону от учащихся и учащих Вифанской и Троицкой семинарий. Здесь же указаны все издания писем к м. Платону и от него, хранящихся в библ. Вифанской Духовной Семинарии 1637 . —205— В 1895 же году прот. А. А. Беляев касается научно-исторической деятельности м. Платона и печатает «Отзывы современников о церковной российской истории м. Платона» («Богословский Вестник», июль). Начиная с того же года, в продолжение нескольких лет тот же досточтимый прот. А. А. Беляев , бывший преподаватель и ректор основанной м. Платоном Вифанской семинарии, ревностный чтитель священной памяти великого иерарха, в. журнале «Душеполезное Чтение» печатает ряд интереснейших статей, посвященных отношениям м. Платона к Вифанской семинарии: 1. «Митрополит Платон в отношениях к Вифанской семинарии» (1897 г.): 2. «18 ноября в Вифанской Духовной Семинарии при м. Платоне» (1897 г.); 3. «Хозяйственная деятельность м. Платона» (к 11 ноября 1899 г.); 4. «Хозяйственная деятельность м. Платона» (к столетию со времени открытия семинарии в Вифании 6 августа 1800–1900 г.); 5. «Из истории старой духовной школы» (1899 г.); 6. «Столетие одного из памятников просветительной деятельности м. Платона». (Речь, произнесенная на торжественном акте 26 сентября, в день столетнего юбилея Вифанской семинарии 1900 г.) 1638 . В 1900 году в «Православном Собеседнике» В. Нечаев рассматривает «увещание Платона, митрополита Московского, как предвестника единоверия», а в 1903 году тот же автор помещает в том же журнале (июль–август) статью: «Платон, м. Московский , в его отношениях к единоверию». В 1903 г. в ж. „Христианское Чтение» г. Карташев в «кратком историко-критическом очерке систематической обработки Русской церковной истории» дает научную характеристику и оценку «Краткой Российской церковной истории» м. Платона. —206— В 1905 году В. Виноградов в журнале «Московские Церковные Ведомости» помещает заметку «Дело издания Краткой Всеросийской Истории м. Платона по письмам его к епископу Августину» 45), в следующем году – статью «Платон, митрополит Московский, за церковно-исторической работой (по данным исследования рукописи автографа “Истории”, хранящейся в библиотеке Вифанской Духовной Семинарии)», в 1907 году в ж.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

626 Св. И Златоуст видит в этих словах ту мысль, что человек, дела которого сгорят (не выдержать испытания), не погибнет, т. е. не обратится в ничто, но останется в огне. На 1 Кор. Бес. IX, 3. 627 Верование в загробные чистилищные наказания можно находить в религии браминов, буддистов, египтян, в парсизме, греческой и римской, у иудевв – талмудистов и в магометанстве. Древние религии и самым странствованиям и переселениям душ усвояли значение очистительного процесса. См. об этом у проф. Беляева. Р.-кат. уч. об удовлетворении. 57–88 стр. 629 Ориг. О началах, III, 6; II, 10; Прот. Цельса V, 14–15; на Иерем. Бес. XI, 3; на Исх. Бес. VI; на Лев. Бес. VIII; на Числ. Бес. XXV. 631 Представления Григория В. о различных областях в загробной жизни, и в частности о среднем состоянии, по замечанию проф. Троицкого, близко напоминают талмудическое учение о трех разрядах людей: праведных. средних и грешных и соответственно этому – их различной участи за гробом. (Талмуд, учение и пр. 328 стр.). В талмуде и мидрашах действительно учение о среднем классе людей и очищении их посредством мучения в загробной жизни выражено ясно (там же, §§ 10 и 62). 632 См. указ. ст. проф. Чусееа Пр. Соб. 1872 г. II т. 231 стр и след., и проф. Беляева. 118 стр. и след. 635 Васил. В. Прот. Евномия, IV кн. (III т. 135 стр. изд. 1891 г.). Св. Злат. На Матф. Бес. LXXVII, 2. 638 Нельзя думать, что здесь разумеется территория собственно римского государства, потому что, как замечает Кремер, «не римское государство λη οκουμμη, но именно вся вселенная мыслилась как римское государство и вся обитаемая земля обозначалась как одной повелевающей державе, именно римской, подчиненный город». Хотя и не правильно такое римское воззрение, но оно существовало, и это делает еще достовернее понимание выражения по всей вселенной в смысле всей земли, всех населенных стран. Сн. Савинского. Эсхатол беседа. 236 стр. 641 Блаж. Августин, имея в виду Мф. 24, 14, писал еп. Исихию, спрашивавшему его о кончине мира: «тогда придет.... что означает, как не то, что не придет прежде. Но когда придет после – неизвестно для нас. Посему, хотя бы нам и известно было, что проповедуется евангелие среди всех народов, однако не можем сказать, сколько времени осталось до конца». Epist. CXIV, 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Стр. 41–43 отчасти списаны, а отчасти составлены по Макарию (См. §245, m.V, стр. 58.59 прим. 44.60.59 прим.143.59–60.61). Цитаты в 3-ьем примечании на 43 стр. перенесены из Макария (m.V, стр. 58 прим.141, стр. 60 прим.149, стр. 61 прим.151); только цитаты на Августина получили безграмотный вид. Прим. на 46 стр. заимствовано у проф. Соколова, стр. 165 прим. 3. В конце стр. 49 и в начале 50-ой о. Малиновский из статьи проф.Беляева списывает слова Mahrheineke (а не Marcheineke, как пишет о. Малиновский) и в прим.1 отмечает, откуда он берет эти слова. Но дальше из той же статьи списываются слова Тридентского собора, собственные рассуждения проф. Беляева и слова римского катихизиса (в прим.3-ем), но цитат на Православный Собеседник уж больше нет (См. 1871, т.1, стр. 226.227). §143. Установление крещения (стр. 57–63). В этом параграфе о. Малиновскому повидимому может принадлежит лишь одна страница; остальное же все и почти всегда дословно списано с книги А.Алмазова -История чинопоследований крещения и миропомазания. Казань 1884. Срвп. Стр. 58 Малиновского и стр. 7. 8. 9. у Алмазова. По Алмазову составлено здесь и примечание, которое лишь и снабжено цитатой. При том в списанной у Алмазова цитате на «Луг Духовный» вм. стр. 287 поставлена неизвестно почему 181-я. Стр. 59 вся взята у Алмазова, стр. 11–12. Примеч-Алмазова стр. 11 прим.1. Около половины этой страницы и у Алмазова выписка из догматики Макария (m.1V, стр. 101–102), но у Алмазова заимствование точно отмечено и снабжено цитатой; о. же Малиновский не ставит цитаты ни на Макария. ни на Алмазова. Средина стр. 60 выписана без цитаты из Макария, §202, m.IV, стр. 02, а дальше на протяжении страницы пересказ и отчасти буквальная выписка из Алмазова, стр. 13–16. Книга Алмазова и названа (стр. 60 прим.), но загорожена поставленной впереди статьей Смирнова. Обширная, в целую страницу, выдержка из Тертуллиана (стр. 19–20) взята у Алмазова (стр. 19–20). Алмазов цитирует старый перевод Карнеева (ч.II, стр. 8–9) и приводит в примечании подлинный латинский текст, которому перевод Карнеева, как сделанный не с подлинника, а с французского перевода, соответствует далеко не в точности. § 144. Видимая сторона в таинстве крещения ( стр. 63–77).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

По этой резолюции семинарское Правление чрез академическое за разрешением вопроса об иноепархиальных учениках и вопроса о содержании бедных воспитанников семинарии обратилось к комиссии духовных училищ. До решения этих вопросов высшим начальством ученики с большим неудобством должны были проживать в занятых ими по приезде в Вифанию помещениях и многие без всяких средств к содержанию. В таком неблагоустроенном положении была Вифанская семинария, когда ей пришлось воспитывать на началах нового образования многочисленных учеников разных школ старого образования. А. Беляев 2 Явились учиться в Академию воспитанники, приискавшие в длинную вакацию места в епархиальном ведомстве. Так ученик поэзии Иван Комаров, определенный в дьячки к Евиловской церкви, оставил дьячество, чтобы снова учиться в Академии. Дела С.-Г.-Л. Акад. 3 Дом этот построен был м. Платоном для своей племянницы Нестеровой и по его резолюции должен быть куплен семинарией после его кончины за 1000 рублей. 7 Представление Москов. Сем. Правления Академическому 7 ноября 1814 года. Дела Москов. Дух. Акад. 9 В январе 1814 г. Правление Академии докладывало преосвящ. Августину, что на содержание в Вифанской семинарии на будущее время ста человек не будет доставать 2447 р. 65 к. Дела Москов. Слав.-грек.-лат. Акад., 34, 1814 г. 10 Неофит (Никифор) Докучаев был воспитанником лаврской семинарии и в ней учителем с 1802 по 1804 г. В 1804 г. переведен в Вифанскую семинарию учителем риторики, 1810 г. пострижен в монашество и 1812 году назначен префектом Лаврской семинарии. 1814 г. 6 января определен ректором Вифанской семинарии. 11 Макарий (Михаил) Горяннов из воспитанников Вифанской семинарии. В 1812 г. определен в ней учителем риторики, в 1813 поступил в монашество с именем Мелетия, а при посвящении во иеродиакона переименован в Макария. С 19 января 1814 г. занимал должность префекта в семинарии. 14 13 Октября Академическое Правление постановило для учеников низших классов лаврской семинарии, из которых одни по сиротству, другие по бедности отцов своих не имеют совершенно способа к своему содержанию нанять квартиры в Посаде, сумму же для уплаты за оные употребить ту, которую Правление долженствовало выдавать бывшему префекту иеромонаху Вениамину за принятые от него вещи и съестные припасы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

В качестве частного следствия идеи развития догматов Н. затрагивает также учение Западной Церкви о степенях священства. Н., как и мн. современные ему представители духовно-академической учености, недооценивал влияние августиновской традиции на Западе и усматривал «сродство римского католичества с древним пелагианством» (Там же. С. 64; ср.: Беляев Н. Я. Пелагианский принцип в римском католичестве. Каз., 1871). Н. убежден в том, что «в латинстве умаляется и значение первородного греха» (Беседа... 1889. С. 66). С этим, полагает Н., связана и латинская недооценка Крестной Жертвы Христа, появление учений о «сверхдолжных заслугах», об «удовлетворении», индульгенциях и о чистилище , а также «грубо внешний взгляд и на благодать» (Там же. С. 68-72; ср.: Беляев Н. Я. Римско-католическое учение об удовлетворении Богу со стороны человека: Докт. дис. Каз., 1876), влекущий механическое понимание природы церковных таинств. Обзор Н. завершает анализом догмата о непорочном зачатии Девы Марии. Трехтомный философский труд Н. «Позитивная философия и сверхчувственное бытие» (1875-1888) в период публикации не привлек к себе большого общественного внимания, хотя и появился в то время, когда широко обсуждалась ранняя работа Соловьёва «Кризис западной философии: Против позитивистов» (М., 1874), имевшая в ряде отношений аналогичную с трудом Н. направленность. Альтернативой позитивизму у Н. выступает в конечном счете своеобразно толкуемый платонизм, согласно к-рому элементарная сущность всякой вещи есть некое особенное единство бытия и небытия, именуемое у Н. эйдосом. Творец, не являясь субстанцией творения, сопребывает созданному им миру. Эта концепция не вполне ясна и изложена Н. не без внутренних противоречий. Прот. В. В. Зеньковский , давший подробное и сочувственное изложение системы Н. (История русской философии. П., 19892. Т. 1), считал ее автора продолжателем интеллектуальных традиций прот. Ф. А. Голубинского . Зеньковский полагал, что исходная интуиция Н. состоит в усмотрении безусловного в условном, абсолютного, космического разума во всех формах природы, в чем логика рассуждений Н.

http://pravenc.ru/text/2565306.html

На Корбухе Платон, отложив украшения своего сана, в простой соломенной шляпе, гулял с наставниками и питомцами семинарии, испытывал тех и других в ученой беседе и даровитых из них отличал особенною ласкою и подарками. Тут знакомясь с молодым поколением, избирал он достойных людей для служения наук, и выбор его отличался проницательностью. В ряду начальников семинарии в этот период времени видим несколько лиц, замечательных по уму, по жизни и по высокому значению их в истории церкви; таковы ректоры: Мефодий Смирнов , Августин Виноградский , Евграф Музалевский и Евгений Казанцев. В обществе подобных людей Платон отдыхал душою, вполне уверенный, что они сумеют оценить его заботы о детях, вверенных их надзору и наставлению, и в точности выполнят все его распоряжения. Из сохранившихся писем Платона к некоторым из них видим, как прост и любвеобилен был Платон в беседах с ними, как откровенен был с ними, любя их, как «любезных братьев» 91 . Счастлив был и выбор наставников семинарии: из них некоторые стали на высокую степень служения церкви и государству. Платон крепко дорожил ими, видя в них украшение своей семинарии, всеми мерами старался своих талантливых избранников удержать при себе, и горько сетовал и негодовал, когда их от него отрывали. Строго требовательный в исполнении ими своих обязанностей, Платон вместе с тем был весьма снисходителен в тех случаях, когда наставник подвергался слабости в жизни: он терпеливо ожидал его исправления и, то обещанием милости, то угрозами, старался отвлечь его от порока и поощрить к деятельности. Представим два случая. В 1801 году ректор Августин представил Платону, что «учитель французского языка Александр Беляев , по невоздержанию своему и разным бесчиниям, к прохождению учительской должности признается неспособным. Это представление о Беляеве было уже не первое. Платон дал резолюцию: «еще возыметь долготерпенье, не придет ли в чувство и в исправление, а к побуждению сего производить ему жалованья по 100 руб.» (вместо 140). В том же году подобное донесение послал Августин об учителе иеромонахе Дионисие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

44a (ed. A. Mutzenbecher, 1975). P. 253-297; De opere monachorum (CPL, N 266)//PL. 40; CSEL. 41 (ed. J. Zycha, 1900). P. 531-595; De sancta virginitate (CPL, N 300)//PL. 40; CSEL. 41 (ed. J. Zycha, 1900). P. 235-302; De Trinitate (CPL, N 329)//PL. 42; CCSL. 50-50a (ed. W. J. Mountain, 1968); О Троице. Кн. 1//БТ. 1989. Сб. 29. С. 260-279; Enchiridion (CPL, N 295)//PL. 40; CCSL. 46 (ed. E. Evans, 1969). P. 49-114; Ручная книжка... о созерцании Христа, или О слове Божием.../Пер. В. Беляева. М., 1783; Ручник о трех евангельских добродетелях: вере, надежде и любви.../Пер. И. С. Тодорского. СПб., 1787; Творения. Ч. 11. 92 с. (переизд.: Энхиридион... С. 290-349); Руководство Лаврентию, или О вере, надежде и любви. М., 1997; пастырские: De catechizandis rudibus (CPL, N 297)//PL. 40; CCSL. 46 (ed. J. B. Bauer, 1969). P. 121-178; Об обучении оглашаемых/Пер. М. Е. Сергеенко//БТ. 1976. Сб. 15. С. 25-55; Sermones (CPL, N 284-288; 368-372 [псевдо-А.])//PL. 38-39; PL. Suppl. T. 2. P. 398-840 [подлинные]; 841-1346 [приписываемые]; Sermones selecti XVIII/Ed. C. Lambot. Utrecht, 1950; CCSL. 41 (ed. C. Lambot, 1961) бесед на ВЗ]; SC. 116 (ed. S. Poque, 1966) [пасхальные проповеди]; Проповеди/Пер. прот. Д. Садовского. Серг. П., 1913; М., 1997р. (Б-ка Отцов и Учителей Церкви; 5); Проповеди/Пер. свящ. М. Козлова//Альфа и Омега. 1996. 1 (8). С. 65-77; Рассуждение в 4-й день празднеств/Пер. С. Степанцова//Богословский сб./ПСТБИ. 2000. 5. С. 118-123. Ист.: Possidii Vita Augustini//PL. 32. Col. 33-66; Поссидий Каламский. Жизнь Августина/Пер. М. В. Грацианского, П. В. Кузенкова// Аврелий Августин. Исповедь. М., 1997. С. 338-379 (прил.); ActaSS. Aug. T. 6. 1753. P. 362-386; Philippus de Harvengt. Vita beati Augustini//PL. 203. Col. 1025-1034; Vita S. Augustini imaginibus adornata: Manuscrit de Boston, Public Library, no. 1483, s. XV, inédit/Texte critique par P. Courcelle, comment. iconogr. par J. Courcelle-Ladmirant. P., 1964. Библиогр. указ.: CPL. P. 65-96 [полн. указ.]; Хронологический список сочинений Августина в соотношении с основными изданиями// Августин.

http://pravenc.ru/text/62610.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010