Муравьев недоволен решением суда, объясняет его —146— из нерасположения Гагарина к его брату. Оплевали, говорит он, труды следственной комиссии. По преобразованию семинарий поручили проект учебной части составить Филарету Киевскому, а нравственной – Михаилу. Следовательно, до сих пор толковали почти ни о чем; существенного ничего не сделали и хотят все это сделать на живую нитку. Главное оставили в тени, а более всего заботились о проведении своих фантазий. Благо ли духовенства и успехи ли духовного просвещения руководят преобразователями? Прот. А. Беляев (Продолжение следует). Адамов И.И. Св. Амвросий Медиоланский 1443 //Богословский вестник 1912. Т. 2. 5. С. 147–179 (2-я пагин.). (Окончание.) —147— XV После поражения Максима и возвращения Валентиниана II на престол для Амвросия наступил едва ли не самый спокойный период в его епископской жизни. Юстина, причинившая ему столько беспокойства, скоро скончалась. Под влиянием Феодосия молодой Валентиниан бесповоротно изменил свои отношения к православной Церкви в благоприятную для нее сторону. Начиная с этого времени, между ним и Амвросием устанавливаются самые дружественные отношения. Молодой, с женственно нежной душой, император всецело подчинился влиянию Амвросия, сделав его самым приближенным человеком 1444 . Характеризуя его благожелательное отношение к кафолической Церкви, Амвросий сравнивает его с отцом Валентинианом и братом Грацианом, добавляя, что он не только сохранил в целости их заветы, но даже восполнил и расширил их 1445 . При этих условиях арианствующая партия раз и навсегда должна была оставить всякие надежды на успех и мало-помалу бесследно исчезнуть. С этого времени литературная полемика Амвросия против них становится реже и мягче. Он свободно мог теперь обратиться к вопро- —148— сам внутренней церковной жизни, как и в самом начале своей епископской деятельности. Амвросий предался очень ревностной проповеднической деятельности с церковной кафедры. Блажен. Августин имел возможность слушать его каждый воскресный день 1446 . Трудно, конечно, перечислить все те предметы, на которые обратил свое внимание теперь епископ, так как не все, созданное им в это время, дошло до нас. Но тот же блажен. Августин свидетельствует, что под влиянием проповедей Амвросия он мог разрешить себе все узлы хитросплетений, выставленных учеными обольстителями против Божественных книг 1447 , и этим дает понять, что слушатели Амвросия находили в его речах ответы на весьма многие вопросы христианской мысли и жизни. Легко, конечно, догадаться, что епископ, строгий девственник, теперь с особенной силой занялся проповедью аскетических идеалов. Само собой понятно, что, как и прежде, он находил теперь сочувствующих своему образу мыслей; но теперь ему впервые пришлось столкнуться с довольно серьезной и принципиальной оппозицией по этому вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этот термин в первый раз встречается у Тертулиана в VIII главе его сочинения – „Liber de penitentia“, но Тертулиан употребил этот термин в значении субъективного примирения грешника с Богом через покаяние – „Confessio satisfactionis consilium est“. Но уже у оо. церкви IV в. Илария и Амвросия слово – satisfacere употребляется для обозначения объективного примирения людей с Богом через страдание и смерть Спасителя, хотя нельзя ещё заметить, чтобы они жертве Христовой придавали юридический смысл. Последний можно усматривать, только отчасти, в учении бл. Августина, хотя термин – satisfactio у него и не упоминается. Анзельм же при построении своей теории искупления, развивши и доведши до крайности то, что у Августина было в зачаточном состоянии, воспользовался для выражения своего взгляда на искупление термином – satisfactio, заимствовав его от Тертулиана, Илария и Амвросия. Анзельм, следовательно, термина – satisfactio не создавал; он только придал ему другой смысл, с каким и ввёл его в западную теологию. Таким образом, честь введения принадлежит ему, как об этом я и высказался на стр. 147-й. В. А. С. В заключение должен сказать, что при указанных мной недочётах Ваша диссертация отличается видными достоинствами, которые я не могу не отметить теперь, хотя о них я уже говорил в своём официальном отзыве. Эти достоинства – тщательное изучение материала, в особенности святоотеческих творений, столь же тщательная обработка и стройное изложение изученного материала и достаточно-характерное изображение всей истории догмата. С особенным удовольствием встречаю я тот отрадный факт, что Вы, уже двадцать пять лет покинувший академическую скамью, сохраняете живой интерес к вопросам богословской науки, выражая это, как всем нам известно, не в одной лишь магистерской диссертации, за что воспитавшая Вас Академия и готовится сейчас увенчать Вас новой учёной степенью“. Вторым оппонентом выступил Александр Дмитриевич Беляев : – „Не считая нужным говорить о тех пробелах в Вашей книге, которые указаны в отзывах и в возра-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иногда он  обращался за нужными для него справками к  своему викарию Августину... Весь труд  он  окончил  только к  1805-му году и, после некоторых  затруднений с  цензурою, издал  его в  свет  в  Москве, в  двух  довольно объёмистых  книгах, представляющих  историю русской Церкви, от начала христианства в России и кончая упразднением  патриаршества. В  конце Платон  на двух  страницах  приводит  список  московских иерархов, кончая собою. История Платона была принята образованным  русским  обществом  с  великими похвалами её автору. Мы имеем  пред  собою несколько благодарственных писем, полученных  Платоном  от  читателей его истории из  числа иерархов  и учёных. (См. Бог . Вестник 1895 г., Июль, статья прот. Беляева «Отзывы современников о Краткой российской церковной истории м. Платона»). Так, один  из  друзей м. Платона, И. И. Тургенев, которому Платон посылал свою историю ещё в рукописи, желая узнать его мнение о достоинстве своего труда, писал  преосв. Августину следующее: «Я её (историю) не читал, a проглотил, радовался, видя пастыря совсем удалённого от духа, многим  духовным начальникам приписываемого, видел философа беспристрастного и истину сердечно любящего и выставляющего её весьма искусно, ибо– познатель человеческой природы–знает  он, что не всяк в лице истины, ярким  и светлым  светом  сияющее, взирать может и свет её слабое или неприученное зрение ослепляет; видел богослова крепкого и духом благочестия видимого, но неумолимо однако ж гремящего против заклятых  врагов Христовых, a притом и не скрывающего слабостей и пороков  самих  благочестивых  архиереев, видел  сына Церкви и отечества усердного и воздыхающего о нестроении и той и другого. Но сочинитель выше моей похвалы. Мне остаётся со всеми любителями отечественной истории его всеусердно благодарить за пастырское попечение о просвещении людей и что так уже в  немолодых летах предпринял и совершил  таковой труд, о коем  другой, может  быть, и не думал  или только что поговорил» (Богосл. Вестн. 1895, Июль, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

А как по случаю нашествия неприятельского в Москву многие частные дома, в которых жили Академические студенты и ученики разорены, то Синод поручил Правлению Академии, рассмотрев сколько можно будет, поместить их в академическом здании, сколько в Троицкой и Спасо-Вифанской семинариях и других духовных училищах Московской епархии с производством им положенного жалованья, представить управляющему епархией преосвященному Августину, а ему с своим мнением Св. Синоду и до получения предписания учения в Академии не открывать 1 . Академическое начальство поспешило исправить повреждения в здании и в него снова собрались воспитанники. Немногие из них в длинную вакацию поспешили устроиться в других семинариях, а большинство, очутившись вследствие неприятельского нашествия в крайней нищете, явились в Академию с просьбами к начальству помочь им бедственном положении 2 . Епархиальное начальство позаботилось об участи бедствующих питомцев. Еще до открытия учения в Академии преосвященный Августин запросил подведомые ему семинарии, сколько каждая из них может поместить себя воспитанников Академии. На этот запрос Вифанская семинария ответила, что при семинарии праздных покоев имеется для шестидесяти человек, а есть ли в силу данной 1810 года Декабря 23 резолюции покойного Высокопреосвященнейшего Платона митрополита Московского благоугодно будет преосвященному Августину, епископу Дмитровскому, приобщить к семинарии состоящий близ ее дом, занимаемый Нестеровой 3 , то сверх означенного числа можно поместить сорок человек и для пищи, для отопления, освещения и уборки кроватями потребно на всякого в год сорок восемь рублей пятьдесят копеек. Семинарских капиталов за расходами настоящего года хранится в кладовой монастырской 3300 р. и 20500 рублей в сохранной казне 4 . 3-го Марта 1813 года преосвященный Августин, испрашивая разрешения Св. Синода открыть учение в Академии представил и свое мнение, как разместить ее воспитанников, число которых в то время простиралось до 1610 человек. Преосвященный предполагал поместить в Академии на казенном содержании до 70-ти человек, самых бедных разместить по семинариям: 50 человек перевести в Троицкую семинарию и содержать на оставшуюся от жалования академическую сумму (3000), 60 человек поместить в Вифанской семинарии и содержать их в этом году на оставшуюся семинарскую сумму, 50 человек поместить в Перервинской семинарии содержать их на монастырском доходе, а прочих по прежнему поместить на квартирах с выдачей им положенного жалования.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

716 Виндельбанд. История древней философии (с приложением – Августин и средние века). СПб. 1893. Стр. 321351. 723 Prof. Th. Gangauf, Des heil. Augustinus speculative Lehre von Gott dem Dreieinigen. Augsburg. 1865. S. 243. 724 De Trinit. D. VIII, X, 14. Migne, t. 42, col. 960. Cnfr. XV, VI, 10. col. 1064. См. (Проф.) А. И. Бриллиантов , цит. соч., стр. 102. Прим. 1. Ср. еще (Проф.) А. Беляев. Любовь Божественная (Опыт раскрытия главнейших христианских догматов из начала любви Божественной). Москва. 1884. Стр. 7596 и 1274. 725 De Civitate Dei XI, XXV. Migne, t. 43, col. 339340; р. п. IV, 216217. Ср. XI, XXVII, col. 341; p. п. IV, 220. 727 H. Остроумов. Аналогии и их значение при выяснении учения о Св. Троице по суду блаж. Августина. Казань. 1904. Стр. 8. 728 Confess. XIII, XI, 12. Migne, t. 32, col. 849; p. п. I, 430431. (Проф) П. П. Соколов так перифразирует эту психологическую аналогию бл. Августина. «Я есть, – говорит Августин, – это значит: я есть знающий и волящий, т. е. мое бытие, как форма, уже заключает в себе знанание и волю, как свое содержание. Я знаю, – именно, я знаю то, что я есть и хочу, т. е. мое знание, как форма, заключает в себе мое бытие и волю, как свое идеальное содержание. Я хочу, – именно я хочу быть и знать, т. е. моя воля заключает в себе мое бытие и знание как свое содержание и цель». Цит. соч., Вера и Раз. 1893 г. Отд. философск., стр. 378. 734 Real-Encyklopädie für protestantische Theologie und Kirche v. Hezog-Hauck. Aufl. 3. Bd. XX, S. 116. 736 De Trinit. D. XV, XVI, 29. Migne, t.42, col. 1081; XV, XXVI, 47; col. 1094. – «Принцип разумного бытия в человеческом духе (mens, essentia, memoria), – замечает (проф.) П. П. Соколов, разъясняющий отношение тринитарной психологической конструкции Августина к учению Откровения и христианской Церкви о Триедином Боге, – есть подобие Бога Отца (similitudo Patris); принцип познания и самопознания (notitia, intelligentia) есть подобие Сына (similitudo Filii); принцип воли и любви (voluntas, amor) есть подобие Св. Духа (Similitudo Spiritus Sancti). – De Trinit. D. XV, XXIII, 43. Migne, t. 42, col. 1117. Таким образом, Бог Отец, по мнению Августина, может быть мыслим как субъект Божественного самопознания; Сын Божий есть это самопознание и вместе с тем содержание самопознания, – Божественный субъект, как представляемый и познаваемый объект; Дух Св. представляется как внутренний мотив Божественной жизни, делающий абсолютный субъект объектом абсолютного самопознания». Цит. соч., В. и Р. 1893 г. Отд. фил., стр. 378–379.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

В Подосиновце у отца Зосимы и его супруги Клавдии родилось трое детей. С младшим сыном священника в младенческом возрасте произошло событие, которое вся семья воспринимала как чудо. В один из праздничных дней собрались родные и гости. Отец Зосима держал сына на руках, когда кто-то его позвал. Он положил ребенка на подоконник и вышел. Через несколько мгновений мальчик упал со второго этажа дома на улицу. Когда его принесли, он впал в забытье. Отец Зосима ушел в другую комнату и стал горячо молиться. Через некоторое время мальчик проснулся здоровым.  В 1924 году отец Зосима перешел служить в Ивановскую епархию, которую возглавил тогда епископ Иваново-Вознесенский Августин (Беляев). В середине 1920-х годов православные Иванова переживали один из самых трагичных периодов своей церковной истории – при поддержке властей обновленцы захватили почти все храмы в городе. В отце Зосиме епископ Августин нашел мужественного защитника православия и в 1925 году возвел его в сан протоиерея и назначил настоятелем Введенского храма в Иваново-Вознесенске, так как настоятель этого храма отпал в обновленчество. Приход оказался почти полностью разрушенным, богослужение совершалось небрежно, церковное пение было заменено концертным исполнением. Отец Зосима потратил много сил, чтобы наладить уставное совершение богослужений и преодолеть привычку причта небрежно отправлять чинопоследования и, в особенности, Таинство исповеди. Он настойчиво отстаивал традицию обиходного церковного пения, не совместимого с концертностью.  В то время, для того чтобы привлечь православных к переходу к обновленцам, власти разрешили последним совершать крестные ходы по городу, тогда как православные на это права не имели и в случае неповиновения им грозили различными карами. Протоиерей Зосима, несмотря на угрозы, не согласился отменять крестные ходы. Во время ночной пасхальной службы, когда с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех...» священство и верующие вышли из Введенского храма, их стали агрессивно теснить атеисты, выкрикивая ругательства и угрозы. Отца Зосиму и духовенство охраняли прихожане храма – ивановские рабочие; взявшись за руки, они оцепили процессию и не допустили избиения верующих. 

http://fond.ru/kalendar/227/zosima/

689 По свидетельству бл. Августина, евреи вели свое летосчисление лунными годами и месяцами, а для уравнения их с солнечными к каждому шестому году прибавляли один лунный месяц. Три года с половиною, по их счислению, состоят из сорока двух месяцев лунных или из тысячи двухсот шестидесяти дней, поскольку полный и совершенный год лунный состоит из двенадцати месяцев, а каждый месяц из 30 дней. О град Бож. XV, 14. 691 Русский перевод 2Сол. 2, 5–8 , по замечанию проф. А, Д. Беляева, имеет важные недостатки и должен быть исправлен. Предлагается профессором опыт исправления перевода. О безбожии и антихрист. 457 стр. и след. О том же еще у проф. Некрасова А. Чтение греч. текста «Деяний» и «Посланий» апостольских. Каз. 1892 г. 77–80 стр. 692 Обзор этих объяснений, древних и новых, сделан в указанном труде проф. Беляева. Блаж. Августин, приведя разные «человеческие догадки (относительно удерживающего и держащего), какие пришлось слышать или читать» ему, сознается, что «мы, незнающие того, что они (солуняне) знали, при всем желании своем не в состоянии уяснить себе того, что разумел апостол... Признаюсь, что я вовсе не понимаю этих слов апостола». О град Бож. XX, 19. 693 Такое объяснение даете преосв. Феофан в толковании на 2Сол. 2, 6–7 . Из древних несколько сходное с этим объяснение давал блаж. Феодорит (в толк, на 2 Сол. и Сокр. изл. бож. догм. 23 гл.). Почти также объясняют слова апостола: кратко – api. Филарет в «Догмат. Богосл.» § 319, пространнее – проф. Беляев в кн. «О безбожии и антихрист», 1000 стр. и след. и в других местах, а также И. Борков О знамениях втор, приш. И. Христа. 382 стр. и след. Подобное же объяснение встречается и у западных богословов, напр. Ринка, Филиппин и др. 697 Иероним. К Агерухии, пис. 99 (III ч. 99 стр.); сн. пис. 97, к Алгазии (215–216 стр.). К этому же мнению склонялись: блаж. Августин (О град Бож. XX, 19). Лактанций (Бож. наставл. VII, 15–18), Амросиаст, Экумений, блаж. Феофилакт (в толк, на 2 Солун.) и другие. 698 Такое понимание таинственных указаний апостола на «держащего» – и «удерживающее» является широко распространенным в богословской литературе. За это понимание высказываются у вас, напр., проф. Глаголев О. А. в своем отзыве о указанном труде проф. Беляева «О безбожии и антихристе (см. Проток. Сов. Моск. дух. акад. в Богосл. Вестнике. 1900 г. окт. 60–61 стр.), Орлин Н. в указ. ст. об антихристе (Пр. Об. 1889 г. II т. 432–442 стр.), Виноградов Н. О конечных судьбах мира и человека. Москва 1889 г. 142 стр. и сл. Глаголев Д. свящ. Второе путешествие ап. Павла. Тула 1893 г. 161–166 стр. Оно имеет не мало сторонников и защитников и среди новейших представителей западной богословской науки, каковы, напр., Лютербек, Лянге, Ольсгаузен, Баумгартен, Этинген, Ауберлен, Лютард, Карстен, Гофман и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Те студенты Академии, которые не найдут себе квартир в Москве, могут обучаться в семинариях Троицкой и Вифанской на своем коште, а ученики Академии в училищах Московских Дмитровском, Коломенском и Звенигородском, где можно отыскать квартиры за недорогую плату 5 . Св. Синод согласился с предложениями преосвященного Августина и 31 Марта учение в Академии было открыто. Но самых бедных студентов оказалось более, чем предполагало начальство и в Вифанскую семинарию пришлось поместить не 60 человек, а 100. 29 Марта академическое правление уведомило Правление Вифанской семинарии, чтобы оно приготовило комнаты для студентов имеющих поступить из Академии числом 100. Семинарское начальство перебралось из Платонова корпуса в купленный за 1000 рублей дом Нестеровой и очистило свои покои для Московских гостей. 30 Мая Академия уведомила Вифанскую семинарию, что 100 студентов и учеников, потерпевших разорение от неприятеля, в скором времени имеют быть отправлены. По резолюции преосвященного Августина на содержание 50 человек семинария должна была употребить оставшуюся от прошлых годов сумму в количестве 3300 рублей, а на содержание других 50 человек Академия препроводила в семинарию 3000 рублей. Кроме этих 3000 рублей из Академии прислано было в Правление Вифанской семинарии жалованье академическим воспитанникам в количестве 530 р. 27 коп. 6 . 1-го июня 1813 года музы Московской Славяно-Греко-латинской Академии, выражаясь красноречивым языком официальных бумаг начала нынешнего столетия, обитавшие в градском шуме, переселились в приятнейшее уединение 7 . В июне месяце Вифанское уединение действительно могло показаться приятным, особенно для мало привыкших к городской жизни сельских уроженцев, какими были большинство присланных в Вифанию питомцев Академии. А возможность получить в Вифанской семинарии необходимые средства для содержания и воспитания утешала академических в разлуке с привычной школой. Впрочем, некоторым из питомцев Академии не понравилось Вифанское уединение. Октября 22 Правление семинарии докладывало преосвященному Августину, что присланные в Спасо-Вифанскую семинарию из Академии ученик поэзии Иван Розанов и высшего грамматического класса Димитрий Каринский отлучились от семинарии без всякого к Правлению отношения и где теперь они находятся – неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

При том оные ученики показывают мало охоты к учению и по успехам очень средственны 8 . Беглые ученики возвратились и были наказаны лишением жалованья за майскую треть. Воспитанники Академии явились в Вифанию налегке, без багажа, потеряв свое небольшое имущество во время неприятельского разгрома. Вифанская семинария, приютив в своих тесных, строенных только на сто человек и в то время значительно обветшавших стенах, московских пришельцев, не обидела их и наравне с своими питомцами снабдила классическими книгами и самонужнейшими вещами из платья, употребив на то 1000 р., назначенных по духовному завещанию митрополита Платона для раздачи Вифанским семинаристам. Для прибывших из Академии информаторов открыт был в Вифанской семинарии не существовавший в ней прежде класс информатории. Остаточная семинарская сумма в количестве 3,300 рублей обеспечивала содержание половины присланных из Академии воспитанников только в 1813 году. Начальство Академии было озабочено содержанием их в 1814 году, так как процентной академической суммы на содержание всех ста человек недоставало 9 . Комиссия духовных училищ приступая в мае 1814 г. к преобразованию духовно-учебных заведений Московского округа, потребовала от архиепископа Августина сведения о том 1) не найдет ли он за полезнейшее поместить будущую Московскую духовную Академию в Троицкой лавре; 2) епархиальную семинарию поместить в Перервинском монастыре; 3) уездные училища открыть: а) в Заиконоспасском монастыре, б) в Коломне, в) в Дмитрове, г) Звенигороде и д) в Вифании. Преосвященный Августин, питомец и любимец митрополита Платона естественно желал сохранить благоустроенную Вифанскую семинарию, потребность в которой особенно явилась, когда приходилось дать приют и образование многочисленным ученикам, учившимся в дореформенных духовно-учебных заведениях Московской епархии. Вполне соглашаясь на помещение Академии в Лавре и на устройство епархиальной семинарии в Перервинском монастыре, Августин представлял комиссии Духовных училищ, что по огромному количеству учеников, долженствующих в Московской епархии получить семинарское образование ни поместить, ни обучать всех в одной Перервинской семинарии невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

—110— Катены), но главным образом новейшей иностранной литературы предмета. Все это дает видеть, что автор взял для своего кандидатского сочинения предмет непосильный. Однако-ж эти, извиняющиеся отчасти трудностью предмета, недостатки сочинения могут быть покрыты следующими достоинствами: 1) при толковании текста послания автор часто и обильно цитует древнецерковных писателей – Златоуста, Феодорита, Иеронима, Августина и Феофилакта, – 2) русская литература, относящаяся к данному предмету, изучена автором вполне, а иностранная ограничена хотя и немногими, но наилучшими толкованиями (Визелера, Мейера-Зифферта, отчасти Корнели и др. нек.), – 3) от Еп. Феофана труд автора отличается большею сосредоточенностью экзегеса и полнотой филологического изучения, от Галахова – большею проверенностью и от других русских (Агафангела, Филарета) – большею подробностью толкования и широтою изучения иностранной литературы; – 4) автор обладает похвальною способностью кратко и ясно указывать разные оттенки в толкованиях, принадлежащих новейшим ученым западным, основательно их оценивать и наиболее из них состоятельные избирать и обрабатывать в духе православного экзегеса, – 5) язык сочинения простой и деловой. Сочинение удовлетворительно для кандидатской степени». 21 . Экстраординарного профессора Александра Беляева о сочинении студента Нарбекова Ксенофонта: «Учение святых отцов 4-го века о природе первозданного человека»: «Сочинение Ксенофонта Нарбекова, кроме краткого Введения и Заключения и перечня источников и пособий, содержит в себе 8 глав. Из них первая глава посвящена изложению и опровержению святыми отцами 4-го века еретических учений о природе первозданного человека; вторая содержит положительное учение святых отцов об общих отличительных признаках первозданной человеческой природы, под которыми он разумеет отношение её к природе других тварей, к природе человека падшего и к природе человека, воссозданного Христом; третья излагает святоотеческое учение о теле первозданного человека; четвертая изображает учение тех же отцов о душе первозданного человека; пятая представляет учение их

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010