Это было в 1721 году. По прибытии всех этих лиц в д. Митроково, принадлежавшую Александро-Невскому монастырю, майор Норов, по свидетельству официального документа 562 связал в ней 6 человек крестьян, опечатал их клети и стоял постоем в деревне 12 суток. Во всё это время крестьяне подвергалось и грабежу от солдат и отяготительными поборами со стороны Норова, Беляева и подьячего. Убытка насчитано много. По донесению Александро-Невской канцелярии, Святейший Синод предписал Плещееву, по произведению дознании, запретить как Норову так и другим, посылаемым для розысков раскольников, всякие взятки и исполнение своих прихотей, под страхом беспощадного штрафования, и наблюдать за этим. При приближении иеромонаха Решилова в пределы Стародубья множество раскольников разбежалось в разные стороны, оставив на произвол судьбы свои жилища, скот, домашний скарб и достаток… в других местах оставались дети убегавших без всякого надзора; появления сыщиков среди раскольников напоминали как бы открытые нападения разбойников, в то время особенно многочисленных в близких и отдалённых местах. Судья церковного приказа, священник Михаил Тимофеев, в канцелярии, при допросе открыто наносил побои монахине Евпраксии, заподозренной в расколе 563 , не стерпев побоев, она дала ложное показание, в чём после созналась. По донесению камер-коллегии в 1723 году в дворцовую канцелярию, посланные из Нижнего Новгорода поручики Штерн и Станиславский 564 со многими солдатами заняли себе в Городецкой волости дворы, брали без прогонов многие подводы и били крестьян-раскольников на правеже смертным боем, разув на снегу, взыскивали сбору с одних дворов по 22 рубля, а с иных по 28 рублей со двора; а платить им такого числа денег нечем, и оттого многие бегут из волости, – больше 140 семей убежали. Выслушав такое донесение, дворцовая канцелярия требовала, дабы впредь такого разорения и с таким жестоким правежом не чинили, отчего может и вся та волость разоряться вконец 565 . Если так расправлялись с крестьянами дворцового ведомства, то, что могло происходить и происходило в других местах? Безнаказанный произвол и насилие.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

По поводу легенды о Нероне должно заметить, что после смерти этого императора – изверга распространилась молва, будто он не умер и опять явится. Об этом говорит Тацит в своей Истории 509 и Светоний в Жизнеописании Нерона 510 . Эта молва распространилась как среди язычников, так и среди христиан. У христиан легенда о Нероне претерпела некоторые изменения. Между тем как одни из них, подобно язычникам, верили, что Нерон не умер, а продолжает жить, скрываясь где-то в Азии, откуда опять явится в своё время, другие полагали, что хотя он убит, но некогда воскреснет и опять явится. Другое существенное добавление к легенде у христиан было сделано то, что они в лице Нерона, имеющего прийти из Азии, или воскреснуть, стали ждать антихриста. Вероятно, эта легенда о Нероне как антихристе сложилась и была распространена среди простых христиан, среди черни, склонной к суеверию. Но Нерон своими беспримерными жестокостями нагнал такой ужас на население Римской империи, одно имя его и память о Нём так пугали воображение, что этой легенде давали веру и образованные люди, даже некоторые писатели христианские. Однако лучшие богословы не доверяли этой легенде, например, Августин прямо называет слухи о Нероне, имеющем прийти в качестве антихриста, странными. Другие знаменитые богословы древности признавали антихриста только предшественником или прообразом антихриста, а это показывает, что они не верили, будто он явится вторично в виде настоящего антихриста. Но навеянный зверствами Нерона страх и приводящая в содрогание память о нём так были сильны и столь долго жили в населении Римской империи, что они отпечатлелись в творениях богословов даже позднейших веков. Например, отцы и учители Церкви четвёртого и пятого веков полагали, что Апостол тайной беззакония назвал Нерона, несмотря на то, что Апостол написал своё Второе Послание к Фессалоникийцам тогда, когда Нерон был только наследником престола и не начинал ещё тиранствовать. Точно также прообразом антихриста многие отцы признавали именно Нерона, а не Калигулу, Домициана, Диоклетиана, или иных жестоких римских императоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Примеры: «последствия от украшения (укушения) бешеной собаки» (стр. 75); «ассимитруются» (ассимилируются, 80); «устроение» (вм.: утроение, 84); разрешение «слушавших (смущавших) недоумений» (240); «нашел и существа (средства) к избавлению» (ibid.) и т. д. и т. д. Иногда кажется, будто корректура книги была совсем забыта… 2059 Особенно слаба и открыта для замечаний, подобного рода 3-я глава – о духовном начале в человеке, в связи с вопросом о душе животных. 2060 Кроме известных сочинений Поля Жане и В. Д. Кудрявцева, укажем еще на сочинение английского мыслителя Кролля (James Croll: The philosophical basis of Evolution. London. 1890), у которого дан на это возражение Ланге краткий, но обстоятельный ответ (р.р. 159–170). 2061 Мы не понимаем всей этой аргументации автора: что «жизненные формы», разрушаясь или умирая, не «исчезают без остатка и следа», но в своих элементах, как частицы неорганизованной материи, сохраняются в круговороте природы, – это несомненно; но как этим доказывается тезис автора, по которому, будто бы «о преждевременности смерти, при каких бы то ни было условиях (?), говорить не приходится»?!… 2062 В каком смысле и на каком основании, – см. об этом превосходную статью (если, не изменяет память, проф. Львова): «Биологическое значение смерти», помещенную в одной из книжек «Русского Обозрения» за минувший 1894 г. 2063 См. об этом подробнее, наприм., в Догматике преосв. Макария (т. II, 390; выдержка блаж. Августина взята со стр. 188 по изд. 1851 г.). 2064 «…Прекрасно все то, в чём каким-бы то ни было образом отразилась какая бы то ни было идея, лишь-бы эта идея прямо и посредственно говорила нашему духу, радуя его, будя в нём и питая благородные человеческие стремление ума и сердца, Где-же эта красота? Всюду… Знакомее всего нам в неорганической природе ясное звездное небо. Кто решится сказать, что оно не прекрасно? Во время ясной ночи всякий невольно поднимает глаза к этому небу, чтобы насладиться этим зрелищем и чувствует человек, что как будто нечто беспредельное выразилось в темно-голубом бездонном своде, но вместе что-то невыразимо кроткое и доброе»… Стр. 25, passim. 2065 И именно, в течение года, – постоянных пособий, – вдове священника М.К. Леонардовой 40 р., вдове О. П. Салмановой 60 р., – больной дочери покойного преподавателя Н. Беляевой 40 р., больной дочери другого преподавателя также покойного А. Любимовой 60 р., вдове М.Я. Успенской 30 р., – единовременные вдове Ильинской 25 р., вдове Е. З. Плаксиной 50 р., С.А. Снеткову 25 р. и Н.А. Беллюстину 10 р. 2067 Примеч. Пожертвования разных лиц по случаю получения сочинений В. Д. Кудрявцева и на издание их значится в разряде единовременных пожертвований в списке членов. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дёллингер обращает внимание на то обстоятельство, что в творениях древних отцов и писателей церковных, которые рассуждают «о правилах веры и об авторитете церкви, в творениях Тертуллиана , Киприана, Августина, Геннадия и Викентия Лиринского , никогда не указывается на приговор римского престола, на решения пап, – никогда не говорится, чтобы существовало такое простое средство прекращать споры о вероучении, как непогрешимый папский приговор. Все эти отцы знают только предание церкви с тремя условиями и признаками: древности, повсеместности и всеобщего согласия» 11 . Ватиканские отцы объявляют, что провозглашенный ими догмат всевластия и непогрешимости римских первосвященников восходит своим происхождением к самому началу христианской веры и доказывается свидетельствами Писания. Дёллингер возражает на это: «Новые определения веры опираются на основания, заимствованные из Свящ. Писания, из Ев. Мф.16:18 («ты еси Петр»...), из Ев. Ин.21:17 («паси овцы Моя»...) и, что касается непогрешимости, из Ев. Лк.22:32 («Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя и ты некогда обращся утверди братию твою») – место, с которым непогрешимость, с библейской точки зрения, стоит и падает. Торжественная присяга, которую я дважды давал, обязывает нас «принимать и объяснять Свящ. Писание не иначе, как по единодушному согласию отцов». Но святые отцы, все без изъятия, объясняют указанные места в смысле совершенно противоположном новым декретам и в тексте из Ев.  Луки 22,32 менее всего нашли дарованную всем папам непогрешимость. Поэтому я совершил бы клятвопреступление, если бы захотел вместе с декретами принять толкование, без которого они не имеют никакого основания в Библии » 12 . Все эти тезисы Дёллингера вполне совпадают с выводами и результатами изысканий православных богословов. Но на востоке, в Греции и в России, выводы эти сделались, можно сказать, преданием. Дёллингер же добывает свои тезисы совершенно самостоятельно. Это, конечно, весьма важно и доказывает, что близкое и основательное знакомство с историей папства неизбежно ведет к отрицанию ультрамонтанских теорий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Пробные лекции слушают у нас; в Кострому предназначают хорошего человека – Беликова. Митрополит, отчасти вступился за нас и сказал, что и наставникам нужно дать отдых. Прежний не сказал бы и того. Чех Иезбера, напечатавший известие о немецкой проповеди в Богородском, пишет мне, что Петербургские немецкие газеты ругают его на чем свет стоит, но, любя истину, прибавляет он, я на нелепости не обращаю внимания. Мне, наконец, пришлось спорить с немцами на Руси, как во время оно св. Кириллу с Сарацинами. Надобно заметить, что Иезбера лютеранин. —320— Представлениям ректора новый митрополит не прекословит. 1868 г. августа 19-го. Вчера в начале 11-го вечера выехал из Ярославля и благополучно достиг лавры в часов пять. Спутником моим был главный архитектор Синода. Он сказал, что проектов на приспособление семинарий к новому порядку представлено на один миллион двести тысяч. Поэтому стараются разными отписками оттянуть дело. Здесь с 16-го числа митрополит и пробудет до 25-го, когда служит в Хотькове. Он крепко говорит против семинарских уставов и, как выражается, пустил ядро в самое сердце Сергиевского, недели полторы или две возвратившегося, так что Сериевский, вынув часы, сказал: «не могу более оставаться у Вас, ибо спешу на железную дорогу» 511 . Прот. А. Беляев (Продолжение следует). Марков И.К. Спиритуалистическое учение Т. Липпса о Я и сознании//Богословский вестник 1914. Т. 1. 2. С. 321–341 (2-я пагин.). —321— Проблема сознающего Я, намеченная еще Августином, поставленная Декартом, обсуждавшаяся всеми значительными мыслителями последующего времени, современной философией разрабатывается особенно интенсивно. И это не удивительно. Важность этой проблемы трудно преувеличить, в ее решении существенно заинтересованы и гносеология, и психология, и онтология, и философия религии. К этому теоретическому интересу присоединяется и практическая необходимость; слишком многое в жизнеощущении зависит от того или иного взгляда на наше Я. В своей современной постановке проблема сознающего Я содержит три основных вида вопросов. Во-первых, есть ли наше Я лишь связка или совокупность (bundle or collection) различных перцепций, как утверждал уже Юм, есть ли оно лишь «практическое единство ощущений», лишенное всякого практического значения, как думает Мах и учил Авенариус, или же, наоборот, оно есть реальный субъект (einheitstiftende Bestimmtheit) переживаний, как находит Ремке, имманентная душевная субстанция, как говорит Лопатин, или же, наконец, оно есть нечто среднее между внешним соединением элементов и сущностью – более или менее внутренняя связь переживаний, как признают многие современные исследователи. Во-вторых, что такое самое сознание, есть ли оно лишь простая наличность, как утверждает эмпириокритицизм, есть ли оно формальное единство опыта, как полагают кантианцы, или же оно есть живой акт переживающего субъекта, как говорят теперь некоторые мыслители. И что такое бессо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С-ч написал его биографию. Эта биография не могла миновать предварительной цензуры митрополита. Митрополит многое вычеркнул из рукописи и сделал на полях свои замечания, интересные для характеристики отношения Филарета к литературным трудам наставников академии. Говоря об обучении Константина Богословского (в монашестве Кирилла) в Троицкой семинарии, П. С-ч писал: в Троицкой семинарии в богословии руководством была сокращённая система Феофана Прокоповича . Но так как в это время вышли системы Фальковского и Карпинского, то уроки готовили и по ним. Был класс чтения св. Писания“. Митрополит заметил: „не правда. В первый раз слышу, что это правда“. „Однажды ректор Августин, говорится в биографии, задал сказать двоестишие на слова: мы не ели. Константин Богословский тотчас же встал и экспромтом произнёс: светило дневное взошло уже выше ели, а мы ещё с утра ни крошечки не ели. Митрополит написал: „не правда, это не его стихи“. П. С-ч писал, что жалованье наставникам семинарии было не велико в 1789 году: учителю риторики 160 р., греческого языка 160 р. Митрополит замечает: „сомневаюсь. Разве по заслуге мне в 1803 году при определении на греческий и еврейский класс назначено было 140 р. и это было к удивлению?“ В биографии было написано: в то время считалось легче объясняться по латине, нежели по-русски и писать сочинения на латинском, нежели на русском языке. Кто мало успевал в знании латинского языка, того исключали“. Митрополит заметил: это кончили прежде Кирилла. В моё время уже писали на русском лучше, чем на латинском. В моё время уже было много русских книг“. П. С-ч, говоря об обучении Кирилла в Петербургской академии, привёл выдержки из автобиографии Феслера, преподавателя философских наук в академии. „В присутствии митрополита Амвросия и Ректора Академии Сергия, пишет Феслер в своей автобиографии, начал я свои лекции: введение в философию. Митрополит сам дал мне в Академии комнату, где я ежедневно с 8 часов утра до 5 вечера с студентами, которым по недостаточному знанию языка, были непонятны мои уроки, повторял их и объяснял.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Гонорий Отенский (1180-1157) прямо называет мать Антихриста «блудницей (meretrice) из племени Данова» (Elucidarium, III 10). Другие писатели считали, что Антихрист родится от внебрачной связи и его мать не будет даже знать, кто его отец. Автор французской версии сказания об Антихристе Беренже (XIII в.) обостряет эту мысль до крайности: матерью Антихриста будет проститутка из колена Данова, которая совершит инцест со своим отцом, – ещё одна антитеза Рождеству Христову. Плод столь порочной связи не может стать никем иным, кроме как «жестоким драконом». Тем самым выстраивается «генеалогия зла», которое начинается с сексуальных преступлений матери Антихриста. При этом в антирождественских сказаниях сохраняется руководящая роль «начальника зла». Несколько средневековых миниатюр иллюстрируют это следующим образом: при зачатии Антихриста присутствуют сам Сатана, а также черти рангом пониже, которые либо держат покрывало, либо раздвигают занавес у ложа, либо ползают под кроватью. Так же и при рождении Антихриста дьявольские акушерки принимают младенца и возжигают ароматные курения. Отрывки из произведений Иеронима Стридонского и Августина Гиппонского приводятся по изданию Киевской Духовной академии (1894,1906), из произведений Лактанция – в переводе Е. Карнеева (СПб., 1848) и В. М. Тюленева (СПб., 1998), Сульпиция Севера – в переводе А. Д. Беляева (М., 1898). Отрывки из сочинений Амвросиаста и Псевдо-Амвросия переведены Е. Л. Ермолаевой (СПб., 2000) по Патрологии Ж.-П. Миня (PL 17, 45-508; 765-970). Перевод отрывков из произведений Викторина, Кассиодора, Хаймона Хальберштадского, Валафрида Страбона, Адсона из Монтье-эн-Дера, Гонория Огенского и Фомы Аквинскоге выполнен составителем по Патрологии Ж.-П. Миня (PL 5, 317-344; 101,1291-1298; 114,621-622; 117,779-782; 172,1163). ЛАКТАНИИЙ БОЖЕСТВЕННЫЕ УСТАНОВЛЕНИЯ, VH 14-20, 25 XIV (5) Но мы , почерпывая истину из источника Священного Писания, мы знаем, какое было начало мира и какой будет конец его. Первое объяснил я достаточно во второй книге; а о последнем буду говорить в продолжение настоящей книги.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

1864 г. декабря 4. Размышляя о назначении Урусова управляющим 11-м отделением, прихожу к мысли, что при новых преобразованиях законодательных Государю может быть угодно было, чтобы Урусов наблюдал за интересами церкви православной. Лучше закон направлять и исправлять в пользу церкви тогда, как он составляется, нежели тогда, как составленный он вносится в государственный совет, где судьба его зависит от случайного большинства голосов. Муравьев пишет мне, что в Петербурге в книжном магазине Базунова выставлена для продажи публике в русском переводе жизнь Иисуса Ренана. Раскольники на Рогожском кладбище составили учёный комитет, чтобы следить за всем, что. пишется против них, и противодействовать сему. Из Московских Ведомостей увидите, что Катков преследуется денежными штрафами за статьи свои против Ферроти и сепаратизма. Не дошло до нас ещё объяснение сего дела. Но благоприятели его поспешили заявить внимание, отданное ему митрополитом в день его именин. Со стороны Владыки, по моему мнению, весьма благоразумно такое действование; ибо он приобретает в пользу церкви сильный голос, по крайней мере, удержит от мнений в пользу раскола. О. Владимир Гетте прислал благодарственное письмо к Ректору за избрание в доктора православного богословия, считает для себя неожиданною честью стать в ряду с высшими учёными православной церкви и видит в сем обязанность усугубить свои труды в пользу православия. Из Варшавы пишет тамошний протоиерей Славин, что закрытие монастырей прошло тихо, и если скорбели, то отдельные личности и по отдельным личностям, а не по учреждению, напр. одна скорбела по Августине, другая по Доминике, третья по каком-нибудь Франциске. Гиляров говорит, что книг Синодальной типографии продаётся в настоящее время четвёртая часть против прежнего. Ахматов спросил нашего Ректора: правда ли, что Вы удержали Гилярова перейти в Петербург, сказав: охота Вам быть Иваном Семёновичем Гаевским? Ректор отвечал: не помню, что я говорил ему, но я более отсоветовал ему занимать это место, которое он имеет теперь, потому что он способен быть более дирижёром, нежели директором, т. е. составлять проекты, руководить, давать идеи, а не исполнять чужие.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Но после них в схоластике гораздо более обращалось внимания на букву Августинова положения, чем на общий дух системы этого учителя Церкви; и потому допущено было между таинствами ветхозаветными и новозаветными существенное различие. Александр Галес определяет это различие следующим положением: «таинства нового завета суть знаки и причины невидимой благодати, которую они сообщают сами по себе, ветхозаветные же таинства суть только знаки, но не причины 115 . Это различие есть простейшее и выведено из самого понятия о таинстве. Фома Аквинат определяет различие ветхозаветных и новозаветных таинств из отношения тех и других к благодати оправдывающей (giatia justificans). «Сила страданий Христовых, – говорит он, – вменяется нам посредством веры и таинств, однако же различным образом. Потому что усвоение (силы страданий Христовых) посредством веры есть акт души; усвоение же посредством таинств есть употребление внешних вещей... Таинства же ветхого завета были, так сказать, засвидетельствованием веры, поскольку они были знамениями смерти Христовой и её силы. Какой-либо собственной силы они не имели, но свидетельствовали только о вере, которая оправдывала» 116 . Итак, по взгляду Аквината, оправдывающая благодать усвояется двояким образом, посредством веры, при чём человек является самодеятельным, и посредством таинств, при чём он бывает пассивным, – он просто приемлет благодатные дары, ничего не делая со своей стороны для принятия их. И тот, и другой способ существуют в христианстве, друг подле друга, как два различных акта. Но в дохристианские времена был только один способ усвоения оправдывающей благодати, – человек снискивал себе оправдание только путём веры. Следовательно, ветхозаветные таинства не имели никакой оправдывающей силы, но служили только знаками оправдывающей веры. Относительно ветхозаветных таинств аквинский богослов говорит даже, что «они имели действенную силу только по вере, а не ех opere operato; но этого нельзя сказать о таинствах новозаветных, потому что они сообщают благодать ех opere operato» 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Вследствие совершенства сил, которыми одарил Творец человеческую природу, она, при всех условиях и обстоятельствах, могла не переходить в действительность и навсегда остаться только возможностью. Нельзя также представлять себе состояние невинной свободы, как состояние тяжкого колебания между добром и злом Такое состояние есть уже состояние падшей свободы или, по крайней мере, начинающей падение. Колебание между добром и злом предполагает уже не одну простую возможность зла, но влечение ко злу, ровное по силе и со стремлением к добру, против которого оно борется. Человек, у которого сердце двоится, по слову апостола, подобен волне морской, ветром поднимаемой и развеваемой ( Иак.1:6, 8 ) 56 . Нельзя, наконец, представлять себе состояние невинной свободы, как безразличное равновесие между добром и злом, в котором свобода одинаково доступна и открыта тому и другому, равно подвижна, и на добро и на зло. Такое воображаемое равновесие есть то же, что застой, неподвижность, самонедейственное коснение, возможное в безжизненном веществе, но неестественное и невозможное в жизни столь подвижной и неусыпной, какова жизнь человеческого духа, особенно духа, преисполненного сил. В сердце человека был начертан закон добра, закон неписанный, руководитель к Богу, испытатель наших дел, который, как говорит св. Златоуст был первым обличителем и свидетелем греха Адамова 57 . Следовательно, для добра дан был закон, определённое требование, а для зла была только возможность. Сообразное с требованием этого закона, внедрённого в природу человека самим Творцом, направление невинной свободы самым существенным образом характеризует и определяет состояние прародителей до падения. Закон добра, который проявляется и в падшем человеке, но часто бессильным и немощным против зла, в невинном состоянии человека был, несомненно, стремлением светлым, сильным, беспрепятственным. «Адам, – пишет бл. Августин, имел силы неповреждённые. Посему, без сомнения, творил то, что хотел, т. е. повиновался Божию закону не только с полноё возможностью, но и без всякой трудности» 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010