[августинки милосердия Иисуса; франц. Hospitalières de la Miséricorde de Jésus; Augustines de la Miséricorde de Jésus], франц. жен. конгрегация. Согласно традиции, первая община была создана еще в XI в., однако документальные свидетельства о существовании госпиталя в г. Дьеп (Сев. Франция) с общиной «братьев и сестер», взявших на себя заботы о больных и нуждающихся и живущих по Уставу блж. Августина, относятся к XIII в. С XV в. община при госпитале состояла только из женщин. Устав жен. конгрегации, в основе к-рого лежал Устав блж. Августина для регулярных каноников, был утвержден 3 янв. 1629 г. архиеп. Руана Франсуа де Арле и 27 авг. 1665 г. папой Александром VII. В 1635 г. госпиталитки из Дьепа организовали странноприимный дом в г. Ван (Бретань), впосл. филиалы были открыты в городах Рен и Оре (близ Вана). В 1891 г. конгрегация открыла госпитали в Юж. Африке, во 2-й пол. XX в.- в Буркина-Фасо и в Нигерии. Помимо призрения больных и престарелых госпиталитки занимаются обучением детей и девушек. 12 сент. 1946 г. Конгрегация по делам монашествующих утвердила статуты федерации, в к-рую вошли отд-ния госпиталиток во Франции, Великобритании и Юж. Африке. Резиденция федерации сначала находилась в г. Малетруа (близ Вана), в наст. время - в г. Рен. В 1639 г. 3 канониссы из франц. конгрегации госпиталиток милосердия Иисуса из Дьепа прибыли в Канаду, где, согласно договору с франц. кор. Людовиком XIII, основали госпиталь в Квебеке. Ок. 1950 г. в конгрегации насчитывалось ок. 500 сестер, действовали 3 миссии - в Парагвае, в Ливане и в Тунисе. В 1957 г. 14 мон-рей госпиталиток в Канаде и 3 религ. миссии объединились в Канадскую федерацию госпиталиток милосердия Иисуса. С 1991 г. резиденция федерации находится в Риме. Госпиталитки милосердия Богоматери [франц. Hospitalières de la charité Notre-Dame], франц. конгрегация, основанная в 1624 г. в Париже Симоной Гоген (в монашестве Франсуаза Креста; † 1655) для оказания помощи больным женщинам. Поскольку в парижском Отель-Дьё принимали больных обоих полов, к-рые находились во время лечения в общих комнатах, Симона Гоген приобрела дом и при поддержке кор. Анны Австрийской организовала госпиталь, предназначенный специально для женщин,- госпиталь милосердия Богоматери, вокруг к-рого сложилась жен. община госпиталиток. Деятельность госпиталя и конгрегации в 1628 г. была одобрена архиеп. Парижа Жаном Франсуа Полем де Гонди и в 1633 г.- папой Урбаном VIII . В основе устава конгрегации лежал Устав блж. Августина, однако госпиталитки наряду с блж. Августином почитали как своего покровителя и Франциска Ассизского . В 1628 г. неск. госпиталиток были посланы настоятельницей в Ла-Рошель для организации такого же госпиталя. Позднее подобные учреждения были созданы в Альби, Тулузе, Бурк-ан-Брес. Госпиталитки св. Елизаветы

http://pravenc.ru/text/166293.html

При вторичном свидании с Преосв. Августином, Костылев сказал: «Преосвященный Филарет, наш Архиепископ прислал Вам поклон». – «Полно врать», – отрывисто возразил энергичный Владыка.  «Божусь вам!..» Преосвященный Августин посмотрел на Костылева зорко и, – готовый как бы прослезиться, или как бы проглатывая слёзы минут пять, наконец промолвил: «да я много его пробирал и, пожалуй, обижал... Что делать? – характер таков у меня. Но Св. Апостол учит: повинуйтеся владыкам не токмо благим и кротким, но и строптивым... Зато вон он кто теперь стал... – Архиепископ в старейшей знатной Епархии, из которой переход только прямо в Митрополиты... Впрочем, он был и у меня по службе человеком ретивым и толковым» 119 . Все эти факты не требуют пояснений, чтобы видеть в них и характер Августина и чувства и отношения его до последних пор к Высокопр. Филарету. Останавливаясь же вниманием на последних словах Августина, что " Филарет был у него на службе человеком ретивым и толковым», мы обратимся к изложению данных, которые вполне подтверждают этот отзыв бывшего, хотя столь сурового и прямо неприязненного Начальника о подчинённом. Указываемую рекомендацию о ретивости и толковости по службе, Филарет, очевидно, мог заслужить по преимуществу и даже исключительно по учебным должностям, как Ректор и Преподаватель в Семинарии, так как другие служебные его обязанности, – каковы: Настоятеля в монастыре и Члена в Консистории, – были, так сказать, побочными и не могли представлять такого поприща для деятельности, где бы могла проявляться особая толковость в широком высшем значении этого слова. Семинария же, наоборот, по самой новости её открытия в г. Уфе – в 1800 г. и потому, что в первые четыре года не было почти и Ректора в Семинарии, а был лишь приставленный временно к управлению ею бывший эконом архиерейского дома, наконец и потому, что не было ещё определённых Высшим Начальством и устава и штатов ни в административном, ни в учебном, ни в хозяйственном отношении. Семинария, говорим, напротив требовала от ново-определённого Ректора и ретивости и толковости, особливо под таким главным начальством, каково было Августиновское.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Удастся ли мне исполнить —208— 1884 г. это поручение к взаимно пользе той и другой стороны, не знаю. По возвращении в СПб, приступлю к исполнению другого более интересного для меня поручения, т. е. печатанию материалов для биографии в Бозе почившего митрополита Филарета. С Преосвященным Викарием своим, новопожалованным кавалером, я не вижусь уже более недели: то он был болен несколько дней простудою, то окружен теперь со всех сторон водою, так что ни он ко мне приехать не может, ни я к нему не могу приплыть. Да и у меня дорога в город также заграждена водою. И в этом осадном положении мы оба должны пробыть еще не одни сутки“. От 6-го апреля писал мне Ректор Моск. д. академии, прот. С.К. Смирнов: „Христос воскресе! Обращаясь к Вам с сим радостным возглашением, имею честь принести усерднейшее Вам поздравление с величайшим праздником Христианского мира и душевно желаю Вам препроводить дни праздника в здравии совершенном, в радости невозмутимо. От всей души благодарю Вас за послание ваше. Сожалею только, что занимающий меня и всех вас вопрос о ходе дела по реформе Академического Устава остается до сих пор для нас темным. Особенно интересно знать, будет ли введен Устав в настоящем году. Если это дело будет связано с пересмотром уставов семинарского и училищного, то едва ли мы дождемся скоро реформы. Служба преп. Сильвестру не прошла, и Преосвященный Ярославский 2270 возвратил мне ее, написав, что ее могут одобрить к напечатанию тогда, когда Сильвестр торжественно будет признан святым. Удивительно! В честь преп. Сильвестра строят храмы и ждут, когда признают его святым. У нас появился новый монах, нареченный Петром 2271 (а не Августином): это магистрант Московского Универ- —209— 1884 г. ситета, Другов, сын моего товарища по семинарий, вышедшего в светскую службу, правнук известного протоиерея Н.П. Другова 2272 . Юноша очень даровитый и образованный и монах – по призванию. Он будет держать у нас экзамен на кандидата и потом на магистра. Наконец газета „Восток“ вторично пострадала.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ин.1:18, 20:28 ), мы признаем, что уникальность именования Христа ϑες и отнесения к нему доксологии в Рим.9:5 исторически для той эпохи вполне правдоподобна и должна быть признана верным пониманием мысли Апостола 580 . Как говорит Дуглас Му, заключая обзор интерпретаций Рим.9:5 , «отнесение „Бога“ ко „Христу“ экзегетически предпочтительно, богословски неопровержимо и контекстуально уместно. Павел называет здесь Мессию, Иисуса, Богом, приписывая Ему полный божественный статус» 581 . 5. Учение о предопределении Божием Предопределение Божие мыслится Апостолом ( Рим.8:28–30 ) как Божественное изволение о спасении человека, его оправдание и прославление. Бог от вечности «предопределил Сына Своего быть избавлением для падших людей» 582 , чтобы, освободив их от грехов и «соделав праведными чрез баню возрождения» 583 , сделать их сынами Божьими по благодати 584 . Русские экзегеты, на основании древних восточных толкований, единомышленны в том, что предопределение Божие не имеет абсолютного 585 , безусловного 586 характера в Августино-Кальвинском смысле 587 . Правда, изъясняя действие предопределения, одни из них делают акцент на всеведении Божием 588 и, в частности, на предведении «свойств предопределяемых личностей» 589 , а другие особое внимание обращают на самое изволение (κατ πρϑεσιν) призванных (святой Кирилл) 590 . Такие два подхода частично раскрывают два взаимосвязанные аспекта предопределения Божия. Частично потому, что предопределение есть непостижимое действие предвечного Бога 591 , это тайна, которую в полноте постигнуть мы не можем в силу непостижимости для нашего ограниченного разума «свойств Божиих и частности по таинственности отношений неограниченной воли Божией к нашей ограниченной и От Бога же зависимой воли 592 , хотя и ни в чём не стесняемой 593 . Святой Апостол говорит, что Бог, кого «предуведе, (тех) и предустави сообразных быти образу Сына Своего» ( Рим.8:29 ). Для Бога, стоящего выше всяких границ времени, вне всякого времени, предведение то же, что и познание настоящего: «предметы, имеющие появиться, для Него являются уже в действительности существующими (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

«Разрушил ад» – значит деспотию ада над всем человечеством – «и извел из наго всех ветхозаветных праведников». Апостол Павел пишет про Авраама: Вера вменилась ему в праведность ( Рим. 4,9 ). Вера в обетование Божие о грядущем Мессии, и жизнь, соответственная этой вере, вменялась ветхозаветным людям в праведность. Что касается мнения Климента Александрийского и Иустина Философа , то архиепископ Макарий пишет: «Должно присовокупить, что если некоторые из древних иногда выражали мысль, будто Христос извел из ада не одних ветхозаветных праведников, а многих других или даже всех пленников адовых, то выражали ее только в виде гадания, предположения, мнения частного».(сноска: Митрополит Макарий c.134) Таким образом, мои оппоненты сделали стойку вверх ногами: частное мнение представили как голос Церкви, а голос Церкви (как частное мнение, и то для острастки назвав его католическим, схоластическим, августино-фомистским влиянием). В общем, «полетность мысли» замечательная. Далее г-н Зайцев продолжает: «Православное понимание спасения как синергии (соработничества, сотрудничества) Бога и человека применимо в равной мере и к тем людям, которые были оглашены, крещены и спасены Христом (возможно, что и через посредство апостолов, как это показано выше) уже после их смерти». Учение о Крещении после смерти не имеет никакого основания в христианской догматике, богослужении, церковном Предании и вероучительных книгах. Более того, такое учение извращает всю экклезиологию и сотериологию. Это какая-то болезненная фантазия, я осмелюсь сказать наркомания в богословии, когда отравленный ум человека наполняет поток неуправляемых образов и картин. Более того, эти интеллектуальные и визуальные «откровения» с удивительной дерзостью преподносятся как православное учение. Господин Зайцев требует текстуальных подтверждений, но у каких Святых Отцов, в каких Символах веры , в каких богословских трудах г-н Зайцев нашел доказательства этим болезненным фантазиям? Если в аду можно креститься и получать другие Таинства прямо от рук Христа или апостолов, то ад приобретает статус «подземной» Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Тварный посредник, тварный “медиум» необходим для того, чтобы избежать пантеизма и обусловить согласие между Богом и человеком (Альберт Великий, Изречения, II, 26). Habitus intus (внутреннее одеяние) обеспечивает сверхприродное состояние души и отдает человека в распоряжение Богу, формируя его ввиду похвальных дел. По словам святого Фомы, тварная благодать приобщает нас непосредственно к самой божественной природе (На Евангелие от Иоанна, 17, Лекция 5.9. См.: J. Backes, Die Christologie des heiligen Thomas und die griechischen Kirchenfäter, Paderborn 1931). Для Экхарта престол обожения – пассивность человека; новое бытие вливается извне и не принадлежит творению, оно, в определенном смысле, нетварно. Здесь возникает опасность автоматизма даже по отношению к святости. Тварь в действительности не преображена, и обожение добавляется совсем как благодать. Это почти вменение праведности... Однако нельзя сказать, что учение о теосисе совершенно отсутствует (Ср.: Блаженный Августин , Слова, 166,4, P.L. 38, 909; 36, 565; Тертуллиан , P.L 2, 316, 317; Амвросий, P.L. 16, 401–403). 342 Тридентский собор отметил разницу, противопоставляя августино-томистское учение греческому “синергизму». В противоположность этому лейпцигский профессор Иоганн Пфеффингер в конце XVI в. совершенно корректно излагал учение о синергии, но он не оставил следов в протестантской мысли. 344 Недоуменные вопросы к Фалассию о Святом Писании (Ad Thal.), вопрос 54, P.G. 90, 512 В. По поводу “труда и пота” можно парадоксальным образом сказать, что Бог “работает”, а человек “потеет”. 345 См.: Unseen Warefare, англ. перевод Kadloubovsky and Palmer. Faber and Faber, London. Cp. Combatimento Spirituale, Lorenzo Scupoli, Venise 1589. 349 Диалог о душ и воскресении (De an. et res.), P.G. 46, 56, С; О воскресении из мертвых (De mortuis), P.G. 46, 529 А. 353 G.Bataille, L’expérience intérieure, p. 59. Это в точности опыт Кириллова из “Бесов” Достоевского: тот, кто делает себя богом, заканчивает жизнь существом, убивающим себя, и в последний момент разражается смехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Главное празднование состоится завтра по следующей программе: 7 .00 – праздничная архиерейская литургия в храме святого Григория Паламы . 9 .00 – в храме святого Димитрия под началом Его Высокопреосвященства митрополита Солунского будет совершена совместная литургия при участии высокопреосвященных владык, архиереев, членов Центрального комитета Патриаршего экзархата, высокопреосвященных митрополитов ближних стран и представителей Святой Горы. 11 .30 – совершится крестный ход из храма святого Димитрия с выносом святых мощей святого Григория Паламы и икон святых покровителей афонских монастырей. 18 .00 – в большом зале Университета г. Фессалоники им. Аристотеля Богословский факультет проводит торжественное собрание. 20 .00 – в зале Общества македонских исследований организуется торжественное собрание Общества. Будут произнесены приветственные слова, передана дарственная табличка с надписью представителям Святой Горы, объявлено об открытии конкурса на написание диссертации о Святой Горе. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ АФИНЫ, 8. – Отбывают завтра (сегодня) в Фессалоники члены Центрального организационного комитета празднования тысячелетия Святой Горы, а также представители религиозных организаций, чтобы принять участие в двухдневных торжествах. Согласно программе, утром произойдёт встреча в Митрополии, после обеда будет отслужена Великая вечерня в храме святого Григория Паламы , и далее состоится торжественное собрание в Центре македонских исследований, в течение которого мэр Фессалоник вручит представителям Святой Горы посеребрённую табличку и будут показаны фотографии Святой Горы. Документ 4. Воспроизведение Вырезка из газеты «Греческий Север» Вторник 11 июня 1974 г. Салоники Документ 4. Перевод с греческого Ценные иконы и Евангелия со Святой Горы украл голландский врач Он был арестован в Уранополисе Полицейскими органами в Уранополисе был арестован Кристиан, или Жозеф, или Петер, или Августино Вотс, сын Корнилия, 34 лет, врач, гражданин Голландии, поскольку в процессе досмотра его багажа были обнаружены тщательно спрятанные семь икон различных размеров, имеющих большую ценность, и три расшитых золотом покрова святой чаши.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

А.Шмеману , прот. Н.Афанасьеву , Г.Федотову , ну и разумеется о. С.Булгакову , вечной мишени тех, кто мнит, что представляет собой все православное сознание... Заодно достается и всему Константинопольскому патриархату, да и вообще всем церквам, принявшим новый календарь, то есть всей греческой церкви, Антиохийскому патриархату, Румынскому, большинству приходов на Западе... Что в первую очередь грозит Православию (которое мыслится в категориях чисто национальных), как бы вы думали? совсем не падение веры, не отход более половины населения во всех странах от христианства, не наличие в мире четырех миллиардов душ (из пяти), не имеющих к христианству прямого отношения, не трудность в апологетике интегрировать новые данные науки, расширившие беспредельно наши познания, не недостоинство христиан, а... календарь, вернее, 13-дневное отстояние одного календаря от другого (хотя святитель Тихон ввел новый календарь и отказался от него лишь потому, что греки испугались было собственного нововведения 36 . Угрожает... русский язык, хотя благодаря тому, что Византия не сакрализировала греческого языка – языка Евангелия и всего богослужения, – славянские страны получили христианство на своем, тогда удобопонятном, языке... Почему-то существование одного прихода в Москве, где служат на русском языке, не дает спать доброй полусотне московских батюшек, обратившихся к Патриарху с просьбой виновного священника запретить, если не лишить сана. Более справедливо некоторые статьи в книге восстают против прозелитизма римо-католиков, но в полном противоречии со своим буквальным пониманием августино-латинской формулы – «вне Церкви нет спасения». Именно сообразно с ней латиняне (далеко не все!) и занимаются, даже в наши времена, прозелитизмом. Но не следовало бы себя спросить, почему православные всегда отказывались от прозелитизма в христианских странах и гордятся этим? Не потому ли, что мы никогда не исповедовали прямолинейно латинскую формулировку? Основная беда в том, что авторы книги не ставят себе вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нельзя не видеть всю первостепенную важность этого догмата, т. к. с отвержением или колебанием его колеблется спасительная вера в искупление (почему церковь так ревниво и ограждала этот догмат еще со времен августино-пелагианских споров). Церковь фактически исповедует этот догмат во множестве богослужебных текстов, как учение, которое имеет за себя известную религиозную самоочевидность. 87 И, однако, при всем том догмат этот, рассматриваемый исторически и богословски, отнюдь не имеет той всеобщности и бесспорности в христианской традиции, каких можно было бы, казалось, ожидать в виду его аксиоматической общепризнанности. Во всяком случае, основные его черты и до сих пор нуждаются в богословском истолковании, в особенности в наше время, пред лицом его действительных или мнимых постижений жизни мира и вытекающей отсюда проблематики. 88 Ограничимся лишь самым кратким обзором учения о первородном грехе в его истории, отсылая читателя за подробностями к исчерпывающим исследованиям проф. Вильямса и Тенанта. 89 В В. З. основное значение имеет, конечно, рассказ о падении Адама и Евы ( Быт. 3 ). Каковы бы ни были критические комментарии к этому тексту, он сохраняет для Церкви все свое догматическое значение. И по сравнению с ним лишь вспомогательное значение имеют другие тексты, как то: Быт. 6, 1–5 . Разумеется, раскрытие всего значения учения о грехопадении Адама в полноте возможно было из В. З. только в свете христианского откровения (подобно как и другие основные догматы христианства: о Св. Троице, о бессмертии души, всеобщем воскресении и др.). Хотя в Евангелии и нет прямого указания о первородном грехе, однако греховность человеческой природы свидетельствуется в Н. З. с ясностью, не допускающей сомнений, так же, как и участие падших духов в жизни мира и человека. Обобщающее истолкование первородного греха дает ап. Павел, описывающий с потрясающей силой действие его в человеке ( Рим. 7, 15–24 ) в противопоставлении плоти и духа. В связи с этим развивается и общее его учение об искуплении. Многочисленные тексты, сюда относящиеся, дают основание для построения и богословской доктрины о первородном грехе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Как? Хомяков, живший в Москве на Собачьей площадке, наш общий знакомый, ходивший в зипуне и мурмолке; этот забавный и остроумный собеседник, над которым мы так много шутили и с которым так много спорили... о котором через три дня после его похорон “Московские ведомости”, под бывшею их редакциею, отказались перепечатать несколько строк, писанных в Петербурге одним из его друзей, которого еще недавно та же газета, под нынешнею редакциею, огласила ересиархом; этот отставной штаб-ротмистр, Алексей Степанович Хомяков – учитель Церкви? Он самый. Называя его этим именем, мы хорошо знаем, что наши слова приняты будут одними за дерзкий вызов, другими за выражение слепого пристрастия ученика к учителю; первые на нас вознегодуют, вторые нас осмеют. Все это мы наперед знаем, но знаем и то, что будущие поколения будут дивиться не тому, что в 1867 году кто-то решился сказать это печатно и подписать свое имя, а тому, что было такое время, когда на это могла потребоваться хоть самая малая доля решимости» 702 . Догадка подтверждается тем, что хомяковский трактат « Церковь одна», ставший манифестом нового богословия, как в свое время «Повесть» преосвященного Феофана, имеет подзаголовок, быть может памятный не всем: «Опыт катехизического изложения (курсив мой. – Прот. Павел) учения о Церкви». Более того, внимательно следивший за ходом предшествующего исследования читатель без труда обнаружит подведение итога и разрешение споров митрополита Стефана и архиепископа Феофана о законе и благодати в следующем, с этой точки зрения приобретающем особую многозначительность месте из трактата Хомякова, чьи августино-паскалевские мотивы трудно не оценить: «В последнем суде явится в полноте своей оправдание наше во Христе; не освящение только, но и оправдание: ибо никто не освятился и не освящается вполне, но еще нужно и оправдание. Все благое творит в нас Христос, в вере ли, надежде ли или любви; мы же только покоряемся Его действию; но никто вполне не покоряется. Посему нужно еще оправдание Христовыми страданиями и кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010