Сохранилось свидетельство современника, что в молодости во время болезни Е. В. Путятин дал обет принять монашество. Когда болезнь прошла, Е. В. Путятин не смог выполнить обет, но всю жизнь «старался в трудных условиях морской жизни по возможности строго блюсти устав и требования Церкви» . Есть сведения о роли вице-адмирала в устроении Палестинского общества . Исследователи отмечают, что по своим взглядам он был близок к дворянам, которые «безбоязненно проповедовали Православие» . Однако исследователи практически ничего не говорят о том, как именно Е. В. Путятин его проповедовал. В научной литературе его дипломатическая деятельность рассматривалась исключительно с точки зрения продвижения и защиты торговых и пограничных интересов России (М. М. Плотникова, В. М. Латышев, Г. И. Дударец ). Ведется дискуссия о роли вице-адмирала в русско-японских отношениях, в частности в вопросе территориального разграничения острова Сахалин . В литературе, посвященной истории русско-японских отношений, уделяется особое внимание дипломатической миссии Е. В. Путятина в Японию (Э. Я. Файнберг, С. Накамура, Н. Ф. Лещенко ). Т. М. Симбирцева рассматривает экспедицию Е. В. Путятина с точки зрения южнокорейской историографии и в контексте русско-корейских отношений . Архимандрит Августин (Никитин) в статье, посвященной первому русскому консулу в Японии И. А. Гошкевичу, затрагивает тему православной миссии, но никак не связывает ее с деятельностью Е. В. Путятина, хотя последний был непосредственным руководителем И. А. Гошкевича . Другие исследователи говорят о Е. В. Путятине как покровителе японской миссии, о чем свидетельствовал еще сам равноапостольный Николай: «…он беспрестанно с любовью заботится о ней и оказал ей бесчисленное множество благодеяний как своими собственными пожертвованиями, так и разрешением нужд ее и побуждением к жертвованию других» . Мы не оспариваем того факта, что дипломатические экспедиции вице-адмирала Е. В. Путятина в Восточную Азию в 50-e rr. XIX b. были связаны с внешнеполитической деятельностью России . Активная политика Англии и США на Дальнем Востоке подталкивала Россию к более решительным шагам в сфере «дипломатических и торговых отношений» в этом регионе. Однако в научных работах остается нераскрытой роль Е. В. Путятина как дипломата-миссионера, не дана комплексная оценка его деятельности в контексте церковно-государственных отношений. Неясны и слова святителя Николая Японского, сказанные о Е. В. Путятине, что он являлся для Японской духовной миссии «отцом родным» .

http://bogoslov.ru/article/6175201

Так неужели преступления печорского священника тяжелее? А ведь этот пример важен для нас. Вспомним, что из трех «Великих учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго» трое имели античное юридическое и философское образование. На Западе такое образование имели такие авторитетные учителя, как свят. Амвросий Медиоланский, блаженные Иероним и Августин. Уважением к праву и отношением к судебному процессу не просто как к формальному утверждению заранее известного решения пропитано и наше каноническое право. И вот теперь, возможно, впервые со времен поздней античности (времени величайших святых отцов) эти принципы могут быть осуществлены на практике. В этом третье значение дела – возрождение нашей правовой, канонической культуры. В этом отношении наше время можно сравнить с созданием «Великой хартии вольностей», «Билля о правах» и Гражданского кодекса Наполеона для светского права. Через такие процессы и деятельность Общецерковного суда мы можем прийти к ситуации, когда всем будет понятно, что церковное право это не только набор благих пожеланий или сборник поводов для расправы над неугодными («был бы человек, а дело найдется»), а неотъемлемая часть церковной жизни, те принципы, которыми должен руководствоваться любой церковный суд. Но, может быть, это ограничивает и ущемляет канонические права архиерея? Вовсе нет. Да, архиерею дано право судить, но оно не означает права творить произвол. Точно также и право управлять епархией не означает полной бесконтрольности и абсолютной вседозволенности. И Устав Русской Православной Церкви, и более древние каноны ограничивают власть архиерея вполне четкими и конкретными рамками. И феодальный принцип «воля сеньора – закон» в наше каноническое право так и не вошел. Кроме того, над епархиальными архиереями существует высшая церковная власть в лице Патриарха, Синода, Соборов. Поэтому с канонической точки зрения идея всевластия архиерея не более чем опасная, подрывающая церковное единство, выдумка. К чему она может привести видно на примере католицизма, где из нее родилась идея единоличной и абсолютной власти Папы над Вселенской Церковью, которая привела к «разделению церквей», которое едва ли будет уврачевано в обозримом будущем.

http://pravmir.ru/syktyvkarskoe-delo-zam...

У четвертого настоятеля монастыря иеромонаха Симеона имел духовное окормление первый правитель Греции Иоанн Каподистрия. После своего отъезда в Россию в 1808 году Иоанн продолжал поддерживать связь с монастырем. Вернувшись, он привез из Москвы дар: замечательный по исполнению и богатству материала оклад для иконы Гликофилусы и две большие русские иконы Архангелов. По собственному завещанию, граф был похоронен в монастыре. После гибели Иоанна Антоновича в 1831 году в Навплионе, его тело было перевезено его братом Августином на Корфу и захоронено рядом с прахом их отца. В 1864 игумен Серафим (Кондогеоргиос) начал возводить колокольню монастыря, которая впоследствии стала архитектурной доминантой Нового города Керкиры и образцом новой корфской архитектуры. Она была построена в форме башни, которую венчал купол. По завершении строительства в 1866 году башня достигла высоты 28 метров. Со временем грунт под таким мощным сооружением просел и она немного наклонилась, что характерно для построек подобного типа, возводившихся до начала XX века. Во время Второй мировой войны монастырь разделил участь острова, оказавшегося в зоне активных боевых действий и испытавшего ряд авиационных налетов. В результате бомбежек с воздуха два из четырёх крыльев монастыря были почти полностью уничтожены. В последующие годы монахи обители пытались оказать посильную помощь бедствующим островитянам, испытывавшим сильные лишения. Это был подвиг, так как в послевоенные годы братия сама едва поддерживала своё существование. В 1970-х годах при новом настоятеле Мефодии (Металлиносе) началось постепенное возрождение (как материальное, так и духовное) обители, которое продолжается по сей день. Сегодня в штате монастыря находятся пять монахов, на которых, кроме молитвенного труда, возложены заботы по содержанию и обновлению монастыря и его подворий, возделыванию олив и духовному окормлению многочисленной паствы (в Греции обязанность исповедовать мирян часто вменяется монахам). Устав [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Чтением Евангелия и Апостольских книг при Богослужении Церковь объясняет и утверждает необходимость и важность его. Чтение разделено по зачалам, т. е. по началам ( Мк.1:1 ) или отделениям (περικοπαι), которые с первых времен Христианства вошли в Священные книги Нового Завета, по нужде чтения, сообразно предмету Богослужения и подобно чтениям Закона и Пророков ( Неем.8:18 ; 2Ездр.8:8 ; Деян.13:15; 15:21 ) в Ветхозаветной Церкви, которые разделены были на 54 отделения 20 . Свидетельства о зачалах Евангелия и книге Апостольских можно находить у древних Христианских писателей. Так св. Иустин, Философ и Мученик 2 века, говорит в Апологии, что у Христиан его времени в день Воскресный были читаны писания Апостольские и Пророческие 21 ; без сомнения были читаны известные отделения этих Божественных писаний. В день Рождества Христова читалась первая глава от Матфея 22 св. Златоуста свидетельствует, что во время Четыредесятницы была читаема книга Бытия 23 ; на Страстной неделе, по свидетельству Амвросия Медиоланского , книга Иова 24 ; по словам св. Златоуста и Августина, от Пасхи до Пятидесятницы совершаемо было чтение Деяний Апостольских 25 : в день Пасхи было пределагаемо чтение о воскресении; в прочие праздники о том, что случилось в оные 26 . Бл. Августин пишет (в предисловии к толкованию на 1-ю главу Евангелия от Иоанна), что в святые дни праздничные должно прочитывать известные зачала (lecmiones); а св. Златоуст советовал своим слушателям прочитывать дома отделения Евангелия, слышимые во храме 27 . Следовательно в IV веке был уже в Церкви известный порядок зачал, который слушатели Златоуста могли предварительно приискивать и прочитывать дома. И так нет сомнения, что многие чтения Евангелия и книг Апостольских в первых веках совершались уже по тем зачалам, кои ныне употребляются. Хотя употребление зачал по необходимости было в древности, особенно в IV и V, и с большей еще определенностью в VI веке 28 ; но окончательное их утверждение с вероятностью отнесено быть может ко временам Иоанна Дамаскина и Феодора Студита , которые подробно изложили устав Богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Помимо Св. земли целый ряд О. д.-р. был создан на Пиренейском п-ове и в Прибалтике. К Реконкисте в испан. королевствах изначально привлекались тамплиеры и госпитальеры, но поскольку их первоочередной задачей оставались защита и поддержка христ. владений на Св. земле, во 2-й пол. XII в. возникли местные О. д.-р. В 1158 г. группа цистерцианцев, рыцарей и мирян основала в кастильском замке Калатрава военную общину для защиты этого укрепления от арабов. В 1164 г. орден Калатрава был утвержден папой Римским Александром III (1159-1181). Новое братство приняло цистерцианский устав и было подчинено цистерцианскому мон-рю Моримон. Схожий путь прошел орден Алькантара , основанный в Леонском королевстве как военное братство для обороны замка Сан-Хулиан-де-Перейро и утвержденный папой Александром III в 1176 г. (точная дата возникновения этого ордена неизвестна, но, по-видимому, это произошло незадолго до его признания папой). Ок. 1187 г. братство было подчинено ордену Калатрава и приняло устав цистерцианцев; затем в течение нек-рого времени оно называлось также орденом Трухильо. В 1218 г. братство получило в дар от ордена Калатрава замок Алькантара, и с этого времени орг-ция стала соответственно называться орденом Алькантара. Король Леона Фернандо II (1157-1188) основал в 1170 г. военное братство для защиты г. Касереса. В 1171 г. Педро Гудестейс, архиепископ Сантьяго-де-Компостелы (1168-1173), передал братству Касереса знамя ап. Иакова Зеведеева и вступил в качестве почетного члена в новый орден, получивший название в честь своего покровителя - «вассалы и воины св. Иакова» (vasalli et milites sancti Jacobi), или орден Сантьяго . В 1175 г. папа Александр III утвердил новый орден, к-рый получил Августина устав . В королевстве Арагон в 1173 г. леонский аристократ и рыцарь ордена Сантьяго Родриго Альварес де Саррия основал новый орден - Монтегаудио (Mons Gaudii, лат.- «гора радости», по названию горы, с к-рой христ. пилигримам открывался вид на Иерусалим). Кор. Альфонсо II Целомудренный (1164-1196) способствовал усилению ордена, в 1174 г. он пожаловал Родриго Альваресу де Саррию недавно отвоеванную у мусульман крепость Альфамбра. В 1176-1178 гг. Родриго Альварес де Саррия находился на Св. земле; там он получил ряд земельных пожалований от Балдуина IV, кор. Иерусалимского (1174-1185), его сестры Сибиллы и Рейнальда Шатильонского. В 1180 г. следовавший цистерцианскому уставу орден Монтегаудио был утвержден папой Александром III. В 1181-1182 гг. Родриго Альварес де Саррия расширил владения ордена за счет пожалований в Италии, Арагоне и Кастилии.

http://pravenc.ru/text/2581487.html

Реформа заключалась в более строгом следовании уставу и практике сознательного отношения к монашескому служению. В 1412 г. к Виндесхеймскому капитулу присоединился капитул Грунендала, в состав к-рого входило 7 брабантских монастырей. В 1424 г. капитул насчитывал 36 мон-рей, в 1450 г.- 68, в 1500 г.- 96; последний мон-рь присоединился к капитулу в 1501 г. 44 мон-ря располагались за пределами Нидерландов. Из 97 мон-рей Виндесхеймской конгрегации 13 были жен. конвентами, к-рых могло быть и больше, но в 1436 г. приор Виндесхейма обратился к папе Римскому Евгению IV с просьбой запретить прием в капитул жен. мон-рей. Тем не менее во мн. жен. мон-рях были проведены реформы в духе D. m., и в списке виндесхеймских мон-рей августинских регулярных каноников 1530 г. названо более 100 жен. конвентов, зависевших от Виндесхейма. В общей сложности ок. 200 мон-рей в Нидерландах и Германии было связано с Виндесхеймским капитулом. Регламентирующие документы голл. капитула и капитула жен. мон-рей Венло были основаны на статутах Виндесхейма. Голл. капитул в 1418 г. образовали муж. и жен. монастыри ордена францисканцев-терциариев, принявших устав августинских регулярных каноников. Капитул Венло был организован в 1455 г. по инициативе ректоров 10 жен. конвентов Льежского еп-ства, к-рым отказали в принятии в Виндесхеймскую конгрегацию. С Виндесхеймом тесно был связан и капитул Сион, объединявший нидерланд. мон-ри августинских регулярных каноников. Большое влияние на лит-ру D. m. оказало учение Яна ван Рёйсбрука о движении навстречу друг другу Бога и человеческой души. В трудах Грооте созерцательно-спекулятивная мистика Сузо и Рёйсбрука трансформировалась в этическое учение о проекции Божественной любви на земную действительность. Грооте переставил акценты и говорил не столько о подъеме человеческого духа к единению с Божественным Первоначалом, сколько о согласовании конкретной человеческой жизни с Божественной волей и любовью на путях следования Христу. Эти идеи получили развитие у Яна Воса ван Хейсдена (1363-1424), приора Виндесхейма (с 1391).

http://pravenc.ru/text/171549.html

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что не любое лжесвидетельство греховно. В самом деле, всякий, кто нарушает клятву, является, по-видимому, лжесвидетелем. Но иногда человек клянется совершить нечто незаконное (например, прелюбодеяние или убийство), и если он делает это, то грешит. Поэтому если бы он, уклоняясь от этого, тоже грешил, то из этого бы следовало, что его положение безысходно. Возражение 2 . Далее, никто не грешит, если делает то, что лучше. Но иногда, лжесвидетельствуя, делают то, что лучше, как когда человек клянется не становиться монахом или не совершать какого-либо добродетельного поступка. Следовательно, не всякое лжесвидетельство греховно. Возражение 3 . Далее, тот, кто поклялся исполнить желание другого и этого не сделал, похоже, виновен в лжесвидетельстве. Но подчас случается так, что, не исполняя это желание, он не грешит, например, если ему предписывают совершить нечто слишком трудное или ужасное. Следовательно, похоже на то, что не всякое лжесвидетельство греховно. Возражение 4 . Кроме того, клятва обязательства относится к будущему, в то время как разъясняющая клятва – к прошлому и настоящему. Но то, что возникает в будущем, может освободить от обязательства клятвы; так, государство может клятвенно взять на себя некоторое обязательство, но затем его гражданами становятся новые люди, которые не давали клятвы, или каноник может поклясться соблюдать некий церковный устав, но впоследствии может быть принят другой устав. Следовательно, похоже, что тот, кто нарушает клятву, не грешит. Этому противоречит следующее: Августин, рассуждая о лжесвидетельстве, говорит: «Вникни, сколь ненавистно это отвратительное скотство, и искорени его из всех человеческих дел». Отвечаю: как уже было сказано (89, 1), клясться означает призывать в свидетели Бога. Но призывать Бога в свидетели неправды является [верхом] непочтительности к Нему, поскольку поступающий так [как бы] предполагает или что Бог не знает правды, или что Он желает быть свидетелем лжи. Поэтому лжесвидетельство очевидным образом есть грех, противоположный религии, которой надлежит оказывать почести Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Фульк ходатайствовали об учреждении нового ордена перед папой Иннокентием III, но в связи с запретом Собора на создание новых орденов 8 окт. 1215 г. папа объявил об особом покровительстве мон-рю Пресв. Богородицы в Пруе, одновременно предложив Доминику принять один из существовавших монашеских уставов. За основу были взяты августинский устав и конституции ордена премонстрантов , с нек-рыми добавлениями, предусматривавшими, в частности, отказ от личной собственности. Буллой «Religiosam vitam» папы Римского Гонория III от 22 дек. 1216 г. орден Д. был утвержден «в уповании на то, что его братья станут борцами за веру и истинными светочами в мире». В папской булле, изданной 26 янв. 1217 г., за Д. закреплялось наименование ордена проповедников. В том же году посланцы Доминика основали неск. центров ордена: в Риме, Болонье, Мадриде, Париже и Тулузе. 8 дек. 1219 г. папа Гонорий III издал грамоту, согласно к-рой всем католич. архиепископам и епископам предписывалось оказывать Д. покровительство и поддержку. В мае 1220 г. в Болонье был созван 1-й генеральный капитул, составленный из делегатов провинций, или дефиниторов, уполномоченных рассматривать и проверять все дела ордена. Капитул избрал Доминика генеральным магистром Д., а также принял конституции, дополнившие устав ордена,- Д. полностью отказывались от владения собственностью и принимали обязательство жить за счет подаяний, став т. о. нищенствующим орденом. Генеральный капитул должен был собираться каждый год (впосл. этот срок неоднократно менялся). В окончательном виде статуты ордена были оформлены 3-м генеральным магистром, канонистом Раймундом Пеньяфортским, и утверждены на капитулах 1239-1241 гг. Организация ордена объединяла принципы выборности и централизации и считалась для своего времени образцовой; в сер. XIII в. существовал проект учреждения на ее основе особого доминиканского устава, который не был реализован. XIII-XV вв. Согласно постановлению IV Латеранского Собора, при каждой епископской кафедре должен был преподавать магистр богословия, но квалифицированные кадры для выполнения постановления на тот момент отсутствовали.

http://pravenc.ru/text/178851.html

В 1162 г., вероятно, при поддержке Диармада Мак Мурхады Л. был избран на архиепископскую кафедру Дублина. Избрание Л. скорее всего было одобрено на Соборе в Клейне (1162) под председательством папского легата Гиллы Криста (Кристиана), еп. Лисмора (1151 - ок. 1179), и Гиллы Мак Лиага (Геласия), архиеп. Арма (1137-1174). Рукоположение Л. совершил архиеп. Гилла Мак Лиаг при помощи Иосифа, еп. Фернса (до 1161/62 - 1182), и Малахии О Брана, еп. Килдэра (ок. 1161 - 1175). Все эти прелаты были ставленниками или сторонниками Диармада. Однако после его свержения и бегства из Ирландии (1166) Л. сохранил свою кафедру. В 1167 г. он участвовал в собрании светских и церковных магнатов в Атбое, к-рое созвал Руадри О Конхобар († 1198), правитель Коннахта, претендовавший на титул верховного правителя Ирландии. Л. уделял значительное внимание реформированию ирл. Церкви по континентальной модели. С его именем связывают преобразование дублинского соборного капитула в приорат регулярных каноников-августинцев из конгрегации Арруэз (см.: Flanagan. 2010. P. 144-146). Вероятно, после избрания на кафедру Л. основал в Гленн-Да-Лохе августинский приорат «Остров Спасителя» (Insula Salvatoris). Согласно Житию, Л. принял обеты регулярных каноников и соблюдал августинский устав. В Житии подчеркиваются его аскетизм и почитание им св. Коэмгена , основателя Гленн-Да-Лохи (каждый год во время 40-дневного поста он удалялся в пещеру, в которой некогда жил Коэмген). При этом Л. добился назначения своим преемником на посту аббата Гленн-Да-Лохи своего племянника Фомы, к-рый не был клириком и не соблюдал целибат (в источниках упом. его сын и внук). После вторжения в Ирландию Диармада Мак Мурхады и его союзников, англо-нормандских баронов во главе с Ричардом де Клэром по прозвищу Стронгбоу (Крепкий Лук), Л. неоднократно выступал посредником между ними и ирл. правителями. Архиепископ пытался вести переговоры с войском Диармада, осадившим Дублин (сент. 1170), однако город был захвачен баронами до завершения переговоров. Согласно Гиральду Камбрийскому, в следующем году Л. помогал верховному правителю Руадри О Конхобару собирать войска для борьбы с завоевателями. Однако во время осады Дублина кор. Руадри (лето 1171), закончившейся неудачей, Л., по-видимому, находился в городе, к-рый удерживали сторонники Диармада и бароны. Согласно поэме «Песнь о Дермоте и графе», Стронгбоу, который был женат на Еве, племяннице Л. (дочери Диармада и Мор), выбрал архиепископа одним из 3 своих представителей на переговорах с Руадри (The Song. 1892. P. 134-136).

http://pravenc.ru/text/2462453.html

В 10-20-х гг. XVII в. католич. св. Венсан де Поль, общаясь с деятелями франц. Контрреформации богословом П. де Берюлем и католич. св. Франциском Сальским и видя во время поездок по Франции (в 1613-1617 был воспитателем детей гр. Ф. Э. де Гонди, генерала королевских галер, и духовником его жены, часто сопровождал ее в разъездах) нищету крестьян и низкий уровень их религ. знаний, что было вызвано как нехваткой священников в приходах, так и плохой подготовкой католич. клириков, пришел к выводу, что главным направлением деятельности католич. миссионеров должна стать проповедь в сельских приходах. Важной датой для истории Л. считается 25 янв. 1617 г., когда во время проповеди в дер. Фольвиль св. Венсан де Поль призвал присутствовавших к искреннему покаянию. Множество людей пришли к исповеди и, исповедавшись, пережили духовное обращение. Став в 1617 г. настоятелем прихода Шатийон-де-Домб (ныне Шатийон-сюр-Шаларон, деп. Эн), он организовал Об-во милосердия: объединившиеся состоятельные дамы оказывали помощь бедным и нуждавшимся семьям в приходе, заботились о больных. При поддержке графини Ф. М. де Гонди он стал инициатором создания благотворительных ассоциаций (миссий), члены к-рых (первыми его помощниками стали священники из приходов во владениях семьи Гонди) проповедовали в сельской местности, объясняли местным жителям простым и доступным языком католич. догматы, исповедовали и причащали крестьян. Опыт работы этих миссий подвиг св. Венсана де Поля к созданию «ассоциации клириков», чьи знания, благочестие и способности могли бы быть применены «для спасения бедных» путем проповеди, обучения, наставления и катехизации, дабы побудить их к исповеди и искреннему покаянию. В этом намерении его поддержал Жан Франсуа де Гонди, архиеп. Парижа (1622-1654), передавший Венсану де Полю и его ученику Антуану Портаю коллегию Бонз-Анфан в Париже. Дата подписания контракта, по к-рому права на коллегию передавались Венсану де Полю, считается офиц. датой создания конгрегации - 17 апр. 1625 г. В 1632 г. общине был передан обширный по площади августинский приорат св. Лазаря в Париже (отсюда название «лазаристы»), к-рый стал духовным и адм. центром конгрегации. Буллой «Salvatoris nostri» от 12 янв. 1633 г. папа Римский Урбан VIII утвердил новую конгрегацию; ее деятельность и статуты были одобрены папой Александром VII (бреве «Ex commissa nobis» от 22 сент. 1655). Св. Венсан де Поль в течение 30 лет разрабатывал устав Л. (Regulae seu constitutiones communes congregationis missionis; опубл. 17 мая 1658); его преемник, генеральный настоятель Рене Альмера, на основе устава подготовил Большую конституцию Л. (утверждена в 1668 Парижским архиеп. Ардуэном де Перефисом де Бомоном).

http://pravenc.ru/text/2462507.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010