Первое, под которым представлено ближайшим образом восстановление Израиля (ст. 11), является развитием мыслей Иез.36.10 и сл. 37 и сл., второе – мыслей Иез.36.24 . Таким образом пророк, сказав о восстановлении государства (гл. XXXIV) и страны (XXXV-XXXVI), теперь говорит о восстановлении народа. Но народ, истребленный во множестве в последние войны и рассеянный повсюду, находится теперь в таком безнадежном для восстановления его состоянии, что это восстановление может равняться только его полному воскресению. Оно и совершится с ним (ст. 1–14), вслед за чем или вместе с чем уничтожится и столь же старая, как народ (ср. Покровский Ф. Я. Разделение Еврейского царства на царства Иудейское и Израильское. Киев 1885), вражда Ефрема с Иудой и произойдет объединение их под властью одного царя (ст. 15–28). Но хотя первая часть главы, составляющая одно из поразительнейших в Ветхом Завете видений (см. 1–10) и его объяснение (ст. 11–14), имеет в виду, как показывает уже и весь ход мысли в этой части книги и прямое указание пророка (в 11 ст.), имеет в виду оживление Израиля как народа (национальное), не без основания древнейшие толкователи (Иуст. Апол. II, 87; Ириней Прот. ер. V, 1; Киприан Ad Ouir. III, 49; Тертул. De ress. саг. 30; Кирилл Иер. Catech. 18; Августин Де doctr. christ. III, 34) видели в наст. главе пророческое видение воскресения мертвых вопреки противоположному утверждению почти всех новейших западных толкователей, имевших своими предшественниками в этом отношении гностиков (Терт. I. с). Вера в воскресение мертвых была не только не чужда Ветхому Завету, но нашла себе очень ясное выражение в Иов 19:25–26 ; Ис 26.19 ; Дан 12.2 . Настоящее же видение Иезекииля превосходит ясностью ее выражения все эти места. Конечно, пророк говорит здесь об оживлении Израиля (хотя ни откуда не видно, чтобы он ожидал этого оживления в ближайшем будущем, напр. при освобождении евреев из плена вавилонского), но это оживление он созерцает не под видом лишь воскресения мертвых, а совместно с этим будущим потрясающим событием (с которым будущее действительное восстановление Израиля, спасение его, может быть, и будет иметь какую-либо скрытую от нас связь), причем созерцание последнего совершенно оттесняет у него ближайшую тему его речи и он возвращается к ней только в объяснении видения. Кроме того, как говорит Тертуллиан , «не берут образа от предмета, совсем не существующего» (De ress. саг. VI, 30). Церковный устав посему очень удачно назначает чтение этого видения над гробом Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Подпишитесь на наш Телеграм В Православии не существует жёсткого списка «учителей Церкви» как у католиков. Святые Отцы — в общем и целом просто канонизированные богословы, а иногда просто авторитетные богословы древности. Тем не менее, можно посмотреть каких Отцов особо чтили на Вселенских Соборах. На Третьем Вселенском Соборе читали сочинения Александрийцев — Петра, Афанасия, Феофила; Аттика Константинопольского; Каппадокийцев — двух Григориев, Василия и Амфилохия; латинян — Киприана и Амвросия. На Четвертом Вселенском соборе кроме них обращались к Августину, Златоусту, Кириллу Александрийскому, Иларию Пиктавийскому. Пятый Вселенский Собор своим третьим деянием утвердил особый «список Отцов», коим участники Собора обещали придерживаться во всем, что « они изложили о правой вере и об осуждении еретиков ». В список внесли Афанасия, Василия, Назианзина, Григория Нисского, Амвросия, Златоуста, Кирилла Александрийского, Прокла Константинопольского, Льва Великого, Августина, Илария, Феофила Александрийского. Давайте присмотримся к перечисленным Отцам повнимательней.   Василий Великий Василий Кесарийский, друг Григория Богослова и брат Григория Нисского, один из Великих Каппадокийцев. Происходил из знатного христианского семейства, давшего Церкви много мучеников, святых и богословов. Василий Великий начинал как ритор, но становится епископом. Вместе с Григорием Богословом получает блестящее образование в лучших культурных центрах Античности (Кесария, Константинополь, Афины). Более важное «образование» Василий Великий получает в своем путешествии по монашеским обителям Каппадокии, Палестины и Египта, после чего организует свою аскетическую общину. Там Василий Великий пишет монашеский устав, крайне авторитетный для всего христианства (в нем он возносит киновию над идиоритмией: община — союз любви, а любовь — все) и вместе с Григорием составляет компиляцию из творений Оригена (компиляция получила название «филокалия» — добротолюбие, слово, сыгравшее значительную роль в истории Православия).

http://blog.predanie.ru/article/c2-abpri...

прот. Иоанн Козлов Недостойные священники 1) Маргарит сл. 3 о Озии. л. 198: «Священничества же устав горе седит, елика аще свяжете на земли, будут связани на небеси; царь здешняя вверен есть, а аз небесная, егда же реку аз, иерея глаголю, не убо аще видиши иерея недостойна, священничество оглаголуй; небо достоит оглаголовати то, но иже зле доброе содержащаго» (в русск. пер. т. 6, стр. 412). 2) Благовестное ев. Иоанна, зач. 65, л. 301 (в русск. перев. стр. 471 по 2 изд.): «Смотри же ми иерейского чина, яко божествен есть. Богу бо еже отпущати грехи, онем же се дадеся: тако убо чтем я, яко Бога, аще и недостойни суть. Что сия? Божия бо дара суть слуги, и благодать действует ими, якоже и ослом Валаамлим глагола. Не оставляет бо благодати наше недостоинство, яко иереом благодать дается, и того ради почитаем я». 3) Жизнь и творения блаж. Августина стр. 117 (no раск. Изд. 90–91): « Церковь не перестает быть святою и освящающею, если имеет служителей и недостойных и членов грешных. Кто имеет общение с грешником, но не соизволяет на его грех, тот остается чистым. Ибо ни пророки, ни апостолы, ни сам Иисус Христос не чуждались общения грешников, но только обличали и исправляли их. Служители церкви Божией не перестают быть орудиями благодати Божией, хотя бы сами не были святыми. Каков бы ни был священник, когда он молится за народ, его молитва возносится к Богу, его поучения, если содержат истину, полезны для верующего, за себя он сам даст ответ Богу, но для паствы своей он есть истинный пастырь». 4) Беседы на 14 послан. зач. 127, стр. 602: «Случает бося начальствующим быти злым и скверным, начинаемым же кроткия и смиренным: и людянинам убо в благоговении жити, священником же в лукавстве. И не имяше ниже крещен быти, ниже тело Христово, ниже принос онеми, аще бы везде достоинство благодать искаше, ныне же и недостойными Бог действовати обыче, и ни чим же крещения благодать от жития священнического повреждается: понеже имел бы приемляй умалитися. Сия же глаголю, да некто от предстоящих житие испытуяй священническое, соблазнится о совершаемых тайнах, ничтоже бо человек в предлежащая вводит. но все Божия силы. дело есть, и той есть тайно водяй».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Разные вопросы 87. К графине Ивановне Жадовской Ко Всевидящему: «О, неизреченный в милости Творец и Бог мой! призри и пощади создание Твое!.. Я хуже всякой твари пред Тобою; ибо никакая тварь не погрешила, сколько я погрешил; но Твой раб есмь и дело рук Твоих! Не презри меня, Господи, повторяющего Тебе: Человеколюбче, пощади создание Твое!» Теперь обращаюсь к вам сказать вам просительными словами – не пишите ко мне более: «У ног ваших с моим прошением, у ног ваших благодарю». Так смиряться есть дело иноческое, дело сие отрекшихся мира и самих себя. Но вам, в мире пребывающим и занимающимся удовольствиями своими, сие смирение не прилично. Мои ноги хуже всякого сметья мирского, и я мирской выкидок. Разумел я, малоумный, и прежде теперешнее ваше требование – о поименовании; но не подписываю для того, чтобы дать действовать вам верою: кому что придется при первой встрече, – так, без сомнения, и прошу выдавать. Хорошо очень, кто может, сколько можно, скрывать от людей свои какие-либо благотворения, ибо мирская слава есть червь, точащий благое дело. Сие говорю о таких добротворениях, которые еще не осолены солью слова Божия. Книги под названиями: Четвероевангелие. Собрание Псалмов Давида, поэта и Царя. Краткое жизнеописание некоторых святых. Избранные сочинения блаженного Августина . Еще книжка преподобного Нила Сорского «Устав» очень полезна для внимающих. При сем изъявлении прошу вас не принимать ничего для моего угождения, но ради Самого Христа. Желающий во Христе вам истинных приятностей – непотребный Георгий. 7-й октябрьский день 1822 года Моя сестра Надежда очень любила наделять посильными вспоможениями бедных, Христа ради; она меня удивляла своим желанием быть за Христа мученицею!.. Упокой, Господи, душу ее во Царствии Твоем! 90. К графине Ивановне Жадовской Всех щедрот и милостей Боже! Ты един во всем зриши немощь нашу и все благоустрояеши во спасение наше, – да прославится о всем во всех имя Твое: и тако молим Тебя, Господи! как Тебе благоугодно, управи покорными Тебе сердцами по воле Твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Иезуиты в Англии. – Шпионы Елизаветы. – Персонс и Кампиан. – Их миссия в Англии – Сочинение, изданное Кампианом. – Иезуита этого арестуют и предают смерти. – Экспедиция Филиппа II в Англию. – Его флот, или Армада, уничтожен. – Иезуиты скомпрометированы. – Многие казнены. – Они присоединяются к возмутившимся ирландцам. – Филипп II посылает им подкрепления. – Они компрометируют английских католиков. – Последние жалуются папе на иезуитов. – Серьезные обвинения. – Иезуиты в царствование Якова I. – Пороховой заговор. – Участие в нем иезуитов. – Иезуиты в Голландии. – Пьер Панн свидетельствует против них. – Иезуиты в Польше и России. – Обвинение их в интригах. – Иезуиты в Бельгии. – Их богословские споры с Лувенским университетом. – Изложение разных учений о благодати и свободе воли. – Молинизм. – Мнение Васкеца, Беллармина и Толета об учении Байюса. – Богословские факультеты университетов Лувенского и Дуэского отрешают временно от исполнения обязанностей иезуита Лессиуса. – Дело переносится в Рим. – Интриги иезуитов. – Нунций заставляет умолкнуть обе партии. – Общий взгляд на преподавание иезуитов и на Ratio studiorum генерала Аквавивы. – Почему из ордена иезуитов никогда не выходило гениальных людей. – Иезуиты в Испании. – Иезуит выдает иезуита инквизиции. – Дело сильно разрастается. – Иезуиты доносят на собственный свой орден. – Инквизиция пересматривает устав, правила и привилегии иезуитов. – Сикст V приказывает своему суду рассмотреть их дело. – Инквизиция упорствует. – Угрозы папы образумливают ее. – Сикст V хочет преобразовать иезуитский орден. – Иезуиты препятствуют его намерению. – Они всенародно оскорбляют его. – Он приступает к делу. – Смерть останавливает его. – Ее приписывают иезуитам. – Различные мнения о преобразовании в совете генерала. – Аквавива против всякого преобразования. – По его просьбе Григорий XIV запрещает даже думать о реформах. – Папа Климент VIII. – История конгрегаций de auxilus. – Мнение доминиканца Баннеца и иезуита Генрикеца о книге Молины. – Предсказание этого писателя. – Осуждение Молины в Испании. – Тактика иезуитов, относительно своих противников. – Дело Молины представляется на суд папы. – Возражение Ланузы против папского запрещения рассуждать о благодати. – Предсказания Ланузы, относительно иезуитов и их вредного учения. – Рим осуждает учение Молины. – Интриги и обман иезуитов во избежание осуждения. – Они для этого обращаются к государям. – Нападки на папу. – Различие между делом и правом, по толкованию св. Августина и св. Фомы. – Смерть Климента VIII. – Павел V пишет буллу в осуждение Молины. – Споры с Венецией мешают ее обнародованию. – Как ведут себя иезуиты в это время. – Венеция изгоняет их. – Народ их проклинает. – Они интригуют с Филиппом против Венеции. – Павел V становится на сторону иезуитов. – Генрих IV хлопочет о мире. – Иезуитский вопрос откладывается. – Иезуиты устраивают убийство Фра-Паоло, своего главного противника в Венеции.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Тамплиеры. История ордена С Тамплиерами погиб целый мир; рыцарство, крестовые походы кончились с ними. 19 ноября, 2012 С Тамплиерами погиб целый мир; рыцарство, крестовые походы кончились с ними. Тамплиеры (от французского templiers — «храмовники») — это духовно-рыцарский орден, основанный в 1119 году на Святой Земле. Содержание статьи Тамплиеры: кем они были? Тамплиеры (от французского templiers — «храмовники» ) — это духовно-рыцарский орден, основанный в 1119 году на Святой Земле. Главой ордена стал французский рыцарь Гуго де Пайен. Он и восемь его товарищей предложили свои услуги по сопровождению и охране пилигримам, совершающим паломничество в Иерусалим. В те времена передвижение по дорогам Святой Земли было небезопасным. Рыцари, участвовавшие в Первом Крестовом походе, считали свою миссию выполненной, покидали Иерусалимское королевство и возвращались к своим семьям. Дороги, по которым передвигались паломники, наводнили убийцы и грабители. Защитить многочисленных пилигримов было некому. Эту функцию вызвался выполнять орден «Нищих рыцарей», в состав которого, помимо Гуго де Пайена вошли Тамплиеры были настолько бедны, что имели одну лошадь на двоих. В память об этом на созданной позднее печати Ордена был изображен конь с двумя всадниками на нем. Братья-храмовники не принимали монашеского сана, однако по сути вели монашескую жизнь. Вот как об этом написал епископ Тирский: «Некоторые знатные люди рыцарского происхождения, преданные Богу, религиозные и богобоязненные, заявили о своем желании провести всю жизнь в целомудрии, послушании и без имущества, предав себя господину Патриарху на служение по примеру регулярных каноников». Первоначально у братьев Ордена не было своего устава. Они соблюдали устав ордена Святого Августина Блаженного. Король Иерусалимский Балдуин II «Прокаженный» благоволил Ордену. Расцвет В 1120 году он выделил рыцарям место под штаб-квартиру в юго-восточном крыле Иерусалимского храма. Благодаря этому факту рыцари получили название «храмовники». По наущению короля Балдуина II Гуго де Пайен отправился к Папе Гонорию II с требованием организовать Второй Крестовый поход. Необходимость этого похода диктовалась бесчинствами мусульман на территории Иерусалимского королевства.

http://pravmir.ru/tampliery/

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 186. О том, что приличествует монашескому состоянию Наконец, мы должны рассмотреть то, что относится к монашескому состоянию, каковое рассмотрение будет четверояким. Во-первых, мы исследуем то, в чём в первую очередь состоит монашеское состояние; во-вторых, то, что законно приличествует монахам; в-третьих, различные виды монашеских порядков; в-четвёртых, вступление в монашеское состояние. Под первым заглавием наличествует десять пунктов: 1) является ли монашеское состояние совершенным; 2) обязаны ли монахи соблюдать все советы; 3) необходима ли для монашеского состояния добровольная бедность; 4) необходимо ли безбрачие; 5) необходимо ли послушание; 6) необходимо ли, чтобы всё это было предметом обета; 7) о достаточности этих обетов; 8) сравнение их друг с другом; 9) совершают ли монахи смертный грех всякий раз, когда нарушают устав своего ордена; 10) действительно ли, что при прочих равных условиях и в случае одного и того же вида греха согрешение монахов тяжелее, чем мирян. Раздел 1. Предполагает ли монашество состояние совершенства? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что монашество не предполагает состояние совершенства. В самом деле, то, что необходимо для спасения, похоже, не свойственно совершенству. Но монашество необходимо для спасения: либо потому, что, по словам Августина, «посредством него мы привязываем (religamur) себя к единому всемогущему Богу» 849 , либо потому, что, согласно Августину, оно получило своё имя от «нашего повторного избрания (religimus) Бога, Которого мы потеряли по небрежению» 850 . Следовательно, похоже, что монашество не означает состояние совершенства. Возражение 2. Далее, монахом, по мнению Туллия, является тот, «кто поклоняется и совершает обряды божественной природе». Но мы уже показали (183, 3), что поклонение и совершение божественных обрядов, похоже, скорее связаны со служением святых порядков, чем с различием состояний. Следовательно, дело представляется так, что монашество не означает состояние совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АННУНЦИАТЫ [аннунциатинки; лат. annuntiatio - возвещение, благовещение], католич. жен. монашеские ордена в честь Благовещения Девы Марии; неск. католич. духовных объединений, посвященных этому событию. Французские А. Офиц. название жен. монашеского ордена - «Орден Благовещения» (лат. Ordo de Visitatione Beatae Mariae Virginis, OVM); традиционно называется также «Десять добродетелей Богоматери» (франц. Dix Vertus de Notre-Dame). Основан франц. королевой блж. Жанной Валуа в 1500 г. Устав А. «Десять добродетелей Богоматери», написанный Жанной, был утвержден папой Александром VI в 1501 г. Папа Лев X подчинил А. ордену францисканцев , сохранив их автономию. А. дают обеты бедности, целомудрия и послушания, участвуют в церковной службе. Сестры носят серые одежды с красным капюшоном и белой мантией. По цвету капюшонов их называют красными А. К 1771 г. А. имели 53 мон-ря во Франции и Бельгии, к-рые пришли в упадок в годы Французской революции, когда все монашеские ордена, в т. ч. и А., были распущены. В наст. время существует 2 мон-ря А. во Франции (в Булони и Вильнёве), 1 - в Англии и 3 - в Бельгии. Итальянские А. (по цвету плащей их называют голубыми А.- итал. Annunziate turchine), жен. монашеский орден, основанный в 1604 г. в Генуе блж. Марией Викторией Форнари и утвержденный папой Климентом VIII . В конгрегации принят августинский устав (см. Августина устав ). А. живут в строгом затворничестве, принимают обет молчания, общение сестер с родственниками ограничено. Сестры занимаются рукоделием, изготовлением церковных облачений для бедных общин. Орден развивался во Франции, Италии, Германии и Дании. В 50-х гг. ХХ в. существовало 3 мон-ря в Италии (Рим и Генуя) и 2 - во Франции (Лангр и Жуанвиль). В 1997 г. орден сохранил за собой 4 мон-ря и насчитывал 34 сестры. Бельгийские А. Жен. монашеский орден «Сестры Благовещения» (франц. Sœurs de l " Annontiation) был создан в XIX в. для ухода за больными и преподавательской деятельности. Первый мон-рь основан в 1833 г. Впосл. А. были открыты начальные школы и подготовительные курсы для сестер милосердия при мон-рях А. в Хюлденберге, Эверсберге, Фурне, Лешенуа-су-Ватерлоо (Бельгия). В 1997 г. «Сестры Благовещения» насчитывали 105 чел., ордену принадлежало 7 мон-рей. Орден Благовещения

http://pravenc.ru/text/115632.html

Псалом 148 Аллилуиа, Аггеа и Захарии. Последних слов: Аггеа и Захарии – нет в Еврейском тексте, но есть в Греческом Римского издания и в некоторых древних Псалтирях, также у Августина и Иеронима 708 . Певец, пламенея ревностию к песнословию, всю вселенную, все твари призывает славословить Господа. 1 . Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Здесь, по мнению бл. Феод., пророк разумеет два неба, – небо, сотворенное вместе с землею, и другое посреде вод и названное твердию. Пророк приглашает петь Ангелов, обитающих в том и другом небе. «Он разумеет здесь, – говорит св. Злат., – Херувимов, Серафимов, Господства, Начала, Власти». 2 . С Евр.: «Хвалите Его все Ангелы Его, хвалите Его все воинства Его». 3 . С Евр.: «Хвалите Его солнце и луна, хвалите Его все звезды света». 4 . Хвалите Его небеса небес. «Пророк, – говорит св. Злат., – не означает здесь множество небес, но выражает одно и то же небо небесе ( Пс. 113:24 ). На Еврейском языке небо обыкновенно называется небесами. Бессловесная тварь прославляет Бога своею красотою, расположением, величием, свойствами, употреблением, служением, постоянством, пользою». 5 . С Евр.: «Да хвалят имя Господа, ибо Он (сказал, и они сделались), повелел, и сотворились». 6 . Постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимо идет. С Евр.: «Поставил их на веки и веки, дал устав, который не прейдет». «Этим пророк показывает, что Бог и поддерживает сотворенное» (Злат.). «Не только создал, но не перестает и промышлять о сем; потому и продолжают твари бытие, сколько Ему угодно». Под повелением разумеются непреложные законы, коим неуклонно повинуются твари (Бл. Феод.). 7 . Змиеве и вся бездны, т.е. киты и водные бездны ( Пс. 103:26 . Злат. и бл. Феод.). С Евр.: «Хвалите Господа от земли великие рыбы и все бездны». 8 . Дух бурен – сильный ветер (Бл. Феод.). Творящая слово Его. Т.е. «приводит Божие повеление в исполнение с великою покорностию» (Злат.). «Покорствуют Божию мановению, последуя Его изволению» (Бл. Феод.). С Евр.: «Огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Книга царя  и пророка Давида занимает особое место в Священном Предании Православной церкви. Святитель Василий Великий говорит о ней, что Псалтырь больше и выше всех книг, потому что она Бога славит вместе с Ангелами и прогоняет и уязвляет бесов. Недаром Псалтырь с древности использовалась для молитвы храмовой и домашней, и сейчас она является основой православного богослужения. В книге «Псалтырь с толкованиями» содержится постиховое толкование псалмов Давида, а также правила порядка чтения Псалтири для разных случаев, беседы на псалмы некоторых святых отцов и правила определения дня празднования Пасхи – пасхалия. Содержание Символ, рекше исповедание, во святых отца нашего Афанасия, патриарха Александрийскаго. 5 О Христе. 7 Анастасия блаженнаго и Кирилла Александрийскаго вопросы и ответы о богословии. 8 Святого Максима изложение о вере. 11 Краткое изъявление на изображение знамения креста святого на лице своем. 15 Устав святых отец, Богом преданный всем хотящим пети Псалтирь. 26 Устав о Псалтири, како должно есть глаголати во все лето. 27 Устав о Псалтири, како должно есть глаголати во святый Великий пост. 30 Указ о кафисмах, пятыя недели святаго Великаго поста, како глаголати. 31 Како глаголати Псалтирь во святую великую седмицу Страсныя недели.32 От слова Василия Великаго похвала псалмов. 33 Глаголания Августина учителя о силах псалмов. 36 На псалом пятый Феодоритово толкование. 37 Разумно да будет, како подобает особь пети Псалтирь. 39 Кафисма первая. 41 Кафисма вторая. 68 Кафисма третия. 98 Кафисма четвертая. 137 Кафисма пятая. 173 Кафисма шестая. 208 Кафисма седмая 240 Кафисма осмая. 268 Кафисма девятая. 293 Кафисма десятая. 321 Кафисма перваянадесять. 353 Кафисма втораянадесять. 389 Кафисма третиянадесять. 420 Кафисма четвертаянадесять. 452 Кафисма пятаянадесять. 481 Кафисма шестаянадесять. 508 Кафисма седмаянадесять. 537 Кафисма осмаянаднсять. 582 Кафисма девятаянадесять. 611 Кафисма двадесятая. 643 Песни Священнаго Писания. 668 По совершении же неколиких кафисм, или всей Псалтири, и песней. 698

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010