Распространение монашества на Западе Знакомством с подвигами преподобного Антония Великого и Уставом преподобного Пахомия Запад обязан святому Афанасию Великому , который вынужден был удалиться из Александрии и несколько лет провел в изгнании. «Несется чарующий ветер с пустынь Востока, появляются на Западе анахореты Египта, доходят рассказы и легенды о них. В 335 г. в Трире появился автор «Жития святого Антония» Афанасий Великий . Он был и в Риме, где вместе со своими спутниками авторитетно распространял идеи восточного монашества. Теплый приют в аскетически настроенных римских кругах нашли епископ Антиохии Павел, епископ Констанции (на Кипре) Епифаний, прибывший с ним вместе блаженный Иероним и другие. Под влиянием их рассказов и примера часть религиозно настроенных людей устремилась на Восток, часть старалась на Западе насадить восточное монашество» 6 . Но язычество было еще слишком сильно в Италии, и первые подвижники, прибывшие в столицу Римской империи, были враждебно встречены той частью населения, которая, хотя уже и не исповедовала язычество, но хотела сохранить старый жизненный уклад. Блаженный Иероним писал, что на похоронах Блезиллы, молодой римской монахини († 384), скончавшейся якобы от чрезмерных постов, возмущенная толпа кричала: «Доколе этих противных монахов не выгонят из города, не побьют камнями, не потопят в реках? Они обманули несчастную матрону» 7 . Несмотря на трудности, с которыми сталкивалось здесь монашество, восточное влияние способствовало усилению аскетического движения. Вслед за Уставом преподобного Пахомия, переведенным на латинский язык блаженным Иеронимом, на Западе появился Устав святого Василия Великого , видоизмененный Руфином (ок. 345–410) и получивший распространение в Южной Италии. И тот же блаженный Иероним смог впоследствии с радостью наблюдать, как его мечты начинают сбываться. «Много, – пишет он, – монастырей, дев, бесчисленно количество монахов; и участившееся служение Богу, прежде бывшее бесчестием, становится славой» 8 . Самые выдающиеся церковные деятели проявляли попечение о монашеской жизни: святой Амвросий Медиоланский (340–397), святой Мартин Турский (336–401), блаженный Августин (354–430); они видели в монашестве действенную силу, способную укрепить Церковь Христову на ее путях служения миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Возникновение монашества на Востоке Возникновение монашества относится к апостольским временам, но только в IV веке оно сформировалось как движение, имеющее определенные цели и конкретные организационные формы. Зародившись на Востоке, монашество первоначально существовало в форме аскетизма (греч. σχησις – подвиг). Аскеты не удалялись от мира, но вели строгий образ жизни, давая обеты постничества, молчания и безбрачия. Впоследствии такие монахи стали избирать для жительства пустынные места. Эта практика восходит ко времени правления императора Декия (249–250), когда начались особенно сильные гонения на христиан. Число анахоретов (греч. – ναχωρ ω – уходить, удаляться) постоянно увеличивалось; «особенно должно было усилиться бегство от мира тогда, когда готовы были рухнуть самые мощные силы этого мира – Римская империя и греко-римская культура» 2 . Сведения о благочестивой жизни отшельников, таких, как преподобный Антоний, святой Иларион, постепенно распространялись среди христиан, и у них начали появляться последователи, которые строили свои жилища вблизи их келлий. Так наряду с отшельничеством возникло общежительное, киновийное (греч. – κοιν ς – общий, βι ς – жизнь) монашество. «С самого начала наряду с совершенно одинокими анахоретами были и гнезда их; и, чем больше распространялось бегство от мира в пустыню, тем больше становилось таких гнезд. Незаметен и неуловим поэтому переход от чистого анахоретства к общежительным формам монашества» 3 . Основателем киновийной формы монашества считается преподобный Пахомий Великий († 348), написавший руководство для общежительной монашеской жизни. На основе этого древнего Устава около 340 года в Верхнем Египте возникла первая киновийная община. Устав быстро распространялся: преподобный Аммон ввел его в Нитрийской пустыне (Нижний Египет; к западу от южной части Нильской дельты); святой Иларион (288–372) – среди сирийских и палестинских отшельников; Евстафий Севастийский (род. ок. 300 г.) – в Армении; святой Афанасий Великий – в Италии, откуда устав преподобного Пахомия распространился по всей Западной Европе. Кроме Устава преподобного Пахомия, на Востоке были известны также Уставы святого Антония Великого (250–356) и святого Илариона. Они не отличались подробностью и систематическим изложением; «в них находились предписания частные, случайные; нет никакого притязания на господство и направление целой жизни. Это, скорее, наставления, нежели постановления, обычаи, нежели законы» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕЗУАТЫ [лат. jesuati; итал. gesuati], распространенное наименование существовавшего с XIV в. католич. братства мирян, преобразованного позднее в монашескую конгрегацию апостольских клириков св. Иеронима (Clerici apostolici S. Hieronymi). Братство И. было основано купцом из Сиены блж. Римско-католич. Церкви Иоанном (Джованни) Коломбини (1304-1367), к-рый в 60-х гг. XIV в. оставил занятия торговлей и выступил перед горожанами с призывом избрать путь добровольной нищеты. Вместе с неск. последователями Коломбини занялся благотворительной деятельностью (уход за больными, помощь в погребении умерших, в т. ч. от чумы). Наименование И. произошло от аккламации «O, Gesù» (итал. «О, Иисус»), часто повторявшейся членами братства во время процессий (по другой версии, оно связано с приветствием «Слава Иисусу Христу», к-рое впервые стало употребляться И. и получило благодаря им широкое распространение). В 1367 г. папа Римский Урбан V ознакомился с деятельностью нового братства и, одобрив его принципы, обязал И. следовать монашескому уставу. Первые общины И. в Тоскане жили по уставу прп. Венедикта Нурсийского , продолжая заниматься благотворительной деятельностью и проповедовать в городах. Однако отсутствие у И. особой организационной структуры делало их похожими на движение фратичелли (в 1317 осуждены папой Римским Иоанном XXII ), что неоднократно приводило к конфликтам И. с церковными властями. В 1426 г. блж. Римско-католич. Церкви иезуат Иоанн Тавелли из Тоссиньяно, еп. Феррары, составил на основе Августина устава общий устав И. Члены братства получили право носить монашеское облачение, но не могли принимать сан пресвитера (разрешено папой Римским Павлом V в 1606). В 1499 г. папа Римский Александр VI утвердил офиц. название И. как ордена апостольских клириков св. Иеронима. В 1511 г. папа Юлий II обязал вступавших в конгрегацию приносить монашеские обеты. В сер. XVII в. активность И. сократилась. В связи с крайней малочисленностью конгрегация упразднена папой Римским Климентом IX (булла «Romanus Pontifex» от 6 дек. 1668).

http://pravenc.ru/text/293581.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНХОБАР [Ирл. Conchobar mac Meic Concaille; лат. Cornelius, Concors] († 1175), св. католич. Церкви (пам. 4 июня), архиеп. Арма (Сев. Ирландия). Основной источник сведений о К.- записи в ирл. Ольстерских анналах, анналах аббатства Бойл и Анналах Четырех наставников. К. был избран на архиепископскую кафедру после кончины архиеп. Гиллы Мак Лиага (Геласия; 1137-1174). В Ольстерских анналах о К. говорится как о настоятеле монашеской общины (reiclesa) святых Петра и Павла, впосл. ставшем «наследником Патрикия» (comarba Patraic iartain), т. е. архиепископом Арма. Многие исследователи вслед за Дж. Уэром полагали, что до избрания на кафедру К. возглавлял монастырь регулярных каноников -августинцев во имя святых Петра и Павла, основанный при архиеп. Келлахе (1105-1129) аббатом Имаром О Аэдаканом († 1134). Однако сведения о том, что насельники монастыря соблюдали Августина устав , относятся к более позднему времени (см.: Reeves W. The Ancient Churches of Armagh//Ulster J. of Archaeology. Ser. 2. Belfast, 1898. Vol. 4. N 4. P. 220-224; Flanagan. 2010. P. 43, 129, 136). К. мог возглавить монашескую общину после 31 марта 1174 г., когда, согласно Ольстерским анналам, скончался аббат Гилла Мохадбео. Об избрании и о епископском рукоположении К. в анналах не сообщается; это могло произойти не ранее апр. 1174 г. (архиеп. Геласий умер 27 марта) и не позднее 1175 г., когда К. скончался. В ирландских анналах сообщается, что К. умер в Риме, куда он направился для совещания с «наследником Петра» (Римскую кафедру в это время занимал папа Александр III (1159-1181)). Скорее всего архиепископ посетил Рим, чтобы получить от понтифика паллий . По преданию, К. скончался на обратном пути в Ирландию в обл. Савойя и был похоронен в бенедиктинском приорате Леменк (ныне в черте г. Шамбери, Франция). О том, что К. не удалось получить паллий, знак архиепископского достоинства, косвенно свидетельствует отсутствие упоминания о нем в анналах аббатства Девы Марии в Дублине. В этом источнике преемником архиеп. Гиллы Мак Лиага назван Гилла ин Комдед (Гилберт) О Карань (1175-1180), к-рый был возведен на кафедру после смерти К. (Chartularies of St. Mary " s Abbey, Dublin/Ed. J. T. Gilbert. L., 1884. Vol. 2. P. 274).

http://pravenc.ru/text/2057168.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛИВА (Ок. V-VII вв.), св. (пам. зап. 3 июня), отшельница, дева из Анагнии (ныне Ананьи), близ Рима. Известны 2 Жития О. Краткая версия (из собрания иезуита, агиографа О. Гаэтани), которую болландист Г. Хенскенс считал более ранней, представляет собой похвальное слово святой и сохранилась не полностью; пространная версия, вероятно, создана специально для литургических чтений. Краткая версия появилась не ранее XII в. и фиксирует местные предания о святой. Оба Жития мало информативны с исторической т. зр. и известны по несохранившейся рукописи XII в., к-рую скопировал в XVII в. иезуит Гаэтани, а пространный список из собрания б-ки мон-ря Кастро-деи-Вольши переписал пресв. Антоний Галлон. О. род. в благородной семье, отказалась вступать в брак, к к-рому ее склоняли родители, и подвизалась в монашеской общине. Ложно обвиненная в преступлении, она подверглась пыткам на дыбе, однако осталась невредима. Была оправдана и жила в том же мон-ре. Неск. раз святая удостаивалась божественных видений. После кончины О. нек-рым насельницам было открыто, что за ней пришел некий светоносный муж и забрал ее на небо. Первая треть краткого Жития представляет собой общие похвалы ее монашеским добродетелям: соблюдением постов, бдениям, ношению власяницы, уклонению от пустых разговоров, земной славы и похвал. Последний мотив звучит и в предсмертном наставлении, вложенном в уста О. Ни времени жизни, ни исторических обстоятельств ее монашеских подвигов в этих текстах нет. Присутствуют нек-рые аллюзии на устав блж. Августина для монахинь, О. живет в некой общине сестер при мон-ре. Предположительно можно датировать время жизни О. V-VII вв. и отнести ее кончину к кон. V в. или точнее к 492 г. (см.: Zapassodi. 1908. P. 68; Cappelletti. 1847. P. 331). Первым достоверным признаком почитания О. в Ананьи и присутствия здесь ее мощей является эпитафия антипапы Анаклета II (1130-1138) на стене церкви во имя святой.

http://pravenc.ru/text/2724249.html

Считается, что мон-рь А. был основан на вершине холма Махи св. Патриком в 444 г. Однако в результате раскопок, проведенных на церковном дворе, в А. обнаружено укрепленное поселение 1-й пол. IV в. В пользу А. по всей Ирландии собирался специальный налог - «подать св. Патрика», на средства от к-рого в аббатстве велось обширное строительство и содержалась школа. К VIII в. А. стала важнейшей епархией острова, а в 1152 г. Собор в Келсе (ирл. Кянаннас-Мор) признал ее супрематию на территории Ирландии. Во время наместничества в А. св. Келлаха (1105-1129) и св. Малахия (1134-1137; почитается как покровитель А.) богослужение было приведено в соответствие с рим. традицией; впервые в Ирландии в аббатстве А. был введен устав Августина. После англо-норманнского завоевания Ирландии в кон. XII в. А. сохранила ведущие позиции в Ирландской Церкви, но ее влияние в области политики ослабло, т. к. избрание епископов теперь зависело от англ. королей. Архиепископы в XIV-XV вв. посещали аббатство лишь изредка, предпочитая жить во владениях (манорах) А. В период Реформации А. стала местом ожесточенной борьбы англикан, поддержанных англ. короной, и католиков. В результате этого противостояния с 1552 г. в А. существуют как католич., так и протестант. церковные иерархии; первым англикан. архиепископом А. был Хью Гудакр ( 1553). Среди его преемников на кафедре А. были выдающийся ученый Дж. Ашер и Р. Робинсон, благодаря к-рому были построены дворец архиепископа и здание б-ки. В то же время архиепископы-католики подвергались преследованиям. Архиеп. Ричард Крей в 1567 г. был заключен в Тауэр по приказу королевы Елизаветы I и провел в тюрьме 18 лет до своей смерти. В нач. XVII в. архиеп. Петр Ломбардский, приняв посвящение от папы, оставался в изгнании в Риме и так и не смог посетить Ирландию. Католикам-ирландцам удалось восстановить свою Церковь лишь в период Английской революции, в 50-х гг. XVII в. В 1669-1681 гг. престол А. занимал св. католич. Церкви Оливер Планкет , ставший жертвой внутрицерковной борьбы в Ирландии за первенство между архиеп-ствами А. и Дублин. В XIX в. после смягчения преследований католич. духовенства в Ирландии со стороны брит. властей в А. возводится собор в честь св. Патрика (1840-1904; освящен в 1875). Старое здание собора, сооруженное в XIII в. и перестроенное в XVIII в., осталось в ведении англикан. Церкви.

http://pravenc.ru/text/76090.html

Католический Орден Гроба Господня в Иерусалиме возглавит архиепископ Джон Фоли 4 июля 2007 г. 13:29 Папа Римский Бенедикт XVI назначил бывшего председателя Папского совета по средствам массовой информации 71-летнего архиепископа из США Джона Фоли Промагистром Рыцарского Ордена Гроба Господня в Иерусалиме. Согласно уставу, Орден возглавляет Великий Магистр в сане кардинала Римской Церкви, назначаемый непосредственно Понтификом. Не будучи кардиналом, архиепископ Фоли временно назначен Промагистром, сообщает Радио «Ватикан». Истоки Ордена восходят ко временам освобождения Иерусалима Готфридом Бульонским, возглавившим первый Крестовый поход, который «в области урегулирования религиозных военных и гражданских учреждений на только что освобожденных от мусульманского господства территориях основал Орден Каноников Гроба Господня». Среди членов этого Ордена числятся не только братья, но также так называемые каноники-миряне (собратья) и сержанты, избранные из крестоносцев по их доблести и усердию, принявшие согласно Правилу блаженного Августина обеты послушания и нестяжания. Этот обет обязывает защищать Гроб Господень и другие святые места под водительством Короля Иерусалимского. В течение долгого периода упразднения Латинского Иерусалимского Патриархата право назначения новых членов оставалось прерогативой того, кто в отсутствие Патриарха представлял высочайший духовный авторитет на Святой Земле, т.е. Кустода Святой Земли. Когда в 1847 году был восстановлен Патриархат, Пий IX придал Ордену более современный вид, обнародовав новый Устав. С тех пор Орден подчиняется непосредственно Святейшему Престолу, а ординарное управление передано Латинскому Иерусалимскому Патриарху. В 1949 году Пий XII распорядился, чтобы Великий Магистр был кардиналом Римской Церкви и чтобы Патриарх Иерусалимский был Великим Приором. В феврале 1996 года Иоанн Павел II возвел Орден в ранг признанных Церковью Ассоциации верующих. В настоящее время Орден имеет целью «укрепление в своих членах благочестивой христианской жизни при полной верности Папе Римскому и в согласии с учением Церкви, соблюдая как основу принципы милосердия, являющиеся для Ордена первым орудием оказания помощи Святой Земле».

http://patriarchia.ru/db/text/264556.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОРДЕНЫ МОНАШЕСКИЕ В Римско-католической Церкви одна из исторических форм организации монашества . Лат. термин «ordo» (чин, порядок) в отношении монашеских общин на Западе стал использоваться по крайней мере с VI в. Изначально он относился к жизни по монашескому уставу (напр.: «ordo regularis» - MGH. Dipl. Mer. T. 1. P. 149. N 60 (532 г.); Concilium Vernense (755). 11//MGH. Leg. Capit. T. 1. P. 35; Admonitio generalis (789). 73//Ibid. P. 60) или к монашеству как противоположности мирянам, епископскому чину или каноникам («sanctus ordo monachorum» - MGH. Dipl. Mer. T. 1. P. 292. N 113 (675 г.); Capitulare Haristallense (779). 3//MGH. Leg. Capit. T. 1. P. 47; Pippini principis Capitulare Suessionense (744). 3//Ibid. T. 1. P. 29; «ordo monasticus» - Synodus ad Theodonis villam habita (844). 3//Ibid. T. 2. P. 114). Чудеса прп. Венедикта Нурсийского. Фрагмент росписи в аббатстве Монте-Оливето-Маджоре в Сиене. 1497 г. Мастерская Л. Си-ньорелли Чудеса прп. Венедикта Нурсийского. Фрагмент росписи в аббатстве Монте-Оливето-Маджоре в Сиене. 1497 г. Мастерская Л. Си-ньорелли Ни Устав св. Бенедикта (см. в ст. Венедикт Нурсийский ), ни монашеские правила свт. Василия Великого, блж. Августина или св. Колумбана не предполагали создание О. м. Устав регулировал жизнь каждой отдельной обители, хотя и организованной по общей модели. Группы мон-рей, связанные между собой происхождением, историей и общим уставом, представляли собой свободные объединения независимых друг от друга обителей. Хотя с эпохи Каролингов предпринимались активные попытки ввести для всех мон-рей не только единый устав, но и общие «обычаи» (consuetudines), долгое время они не имели успеха. Тем более речь не шла о создании единого управления: на практике у мон-рей мог быть только общий настоятель - по тем или иным причинам он являлся главой одновременно неск. обителей (в более поздних источниках для такого настоятеля иногда используется греч. термин «archimandrita»). Известны также т. н. молитвенные содружества монастырей (fraternitas), связанных между собой договором о взаимном поминовении живых и усопших членов своих общин (напр., содружество, созданное на Соборе в Аттиньи (762) - Concilium Attiniacense (762)//MGH. Leg. Conc. T. 2. Pars 1. S. 72-73; Schmid K., Oexle O. G. Voraussetzungen und Wirkung des Gebetsbundes von Attigny//Francia. Sigmaringen, 1974. Bd. 2. S. 71-122).

http://pravenc.ru/text/2581489.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРОДИНСКИЙ ВО ИМЯ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. 2002 г. Церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. 2002 г. (Московской епархии), близ дер. Семёновское Можайского р-на Московской обл. Основан вдовой ген.-майора А. А. Тучкова, погибшего в 1812 г. в Бородинском сражении, М. М. Тучковой (см. Мария (Тучкова) ). В 1817 г. она исходатайствовала разрешение имп. Александра I на сооружение поминальной часовни или храма на средней флеши Семёновских укреплений - месте гибели ее мужа. Император пожаловал 10 тыс. р., что составило половину необходимой суммы. Вскоре Тучкова выкупила у местных помещиков 3 дес. земли и получила храмозданную грамоту от Дмитровского архиеп. Августина (Виноградского) . В 1817 г. церковь была заложена, а в 1820 г. архиеп. Августином освящена во имя Нерукотворного образа Спасителя. В храме, ставшем первым памятником воинам, погибшим на Бородинском поле, 26 авг. 1820 г. была помещена полковая икона Ревельского полка - Нерукотворный образ Спасителя - и был установлен белый мраморный крест над символической могилой ген. Тучкова. По благословению свт. Филарета (Дроздова) с 1827 г. в Спасском храме ежедневно совершали богослужения иеромонахи Ферапонтова Лужецкого мон-ря . С 1826 г., после кончины единственного сына, Тучкова постоянно жила в доме, построенном в 1817 г. при храме. Постепенно к ней начали съезжаться вдовы погибших при Бородине солдат, собралась небольшая община, получившая в 1833 г. статус Спасо-Бородинского Богоугодного Семёновского общежития, а в нач. 1838 г.- Спасо-Бородинского второклассного жен. мон-ря. Тучкова освободила всех крестьян в своем тульском имении, продала половину имения в Ярославской губ. за 20 тыс. р., проценты от этих денег шли на содержание обители. 4 июля 1836 г. в ТСЛ Тучкова по благословению митр. Московского Филарета приняла постриг в рясофор, а 28 июня 1840 г.- в мантию и была возведена в сан игумении. Свт. Филарет составил для Б. м. общежительный устав и стал духовным руководителем сестер. К нач. 40-х гг. в Б. м. жили ок. 200 чел., помимо молитвы насельницы занимались иконописанием, переплетением книг, шитьем, покраской холста и сукна, выпекали по особому монастырскому рецепту бородинский хлеб.

http://pravenc.ru/text/153223.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИНСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ Учебный корпус Минской Духовной Академии. Фотография. 2015 г. Учебный корпус Минской Духовной Академии. Фотография. 2015 г. (МинДА) во имя свт. Кирилла Туровского (Белорусского Экзархата РПЦ), находится в г. Минске (Белоруссия). Основана 5 нояб. 1990 г. решением Синода Белорусской Православной Церкви под председательством Патриаршего Экзарха всея Беларуси митр. Минского и Гродненского Филарета (Вахромеева) . Эта инициатива была одобрена 30 янв. 1991 г. Синодом РПЦ. Подготовительная работа была завершена к 21 февр. 1996 г., когда последовало определение Синода РПЦ благословить начало деятельности академии. 27 нояб. 1996 г. было получено свидетельство о регистрации академии. Первых студентов зачислили 30 нояб. того же года. Устав был принят Синодом Белорусской Православной Церкви 12 авг. 2004 г., зарегистрирован Комитетом по делам религий и национальностей при Совете министров Республики Беларусь 11 окт. 2004 г. МинДА имеет Свидетельство о гос. регистрации религ. орг-ции от 27 авг. 2013 г. Высшим коллегиальным органом управления МинДА является Ученый совет. Согласно уставу, непосредственно управляет академией ректор, к-рый назначается на должность Синодом Белорусской Православной Церкви по представлению Патриаршего Экзарха и утверждается Синодом РПЦ. Свою деятельность ректор осуществляет через проректоров, начальников отделов, зав. кафедрами. В 1-й пол. 90-х XX в. МинДА руководил митр. Филарет. Определением Синода РПЦ от 26 дек. 1997 г. ректором был назначен архим. Леонид (Филь), по совместительству ректор Минской духовной семинарии (МинДС). В 2008-2012 гг. ректором являлся архим. Иоасаф (Морза), в 2012-2014 гг.- архиеп. Новогрудский и Лидский Гурий (Апалько) , с 2014 г.- проф. архим. Сергий (Акимов). К преподаванию в академии привлекались ведущие специалисты в области богословия, истории, филологии из Республики Беларусь, стран ближнего и дальнего зарубежья. В числе первых преподавателей - митр. Иларион (Алфеев) , митр. Пантелеимон (Радопулос) (Фессалоника, Греция), протопресвитер В. Боровой (МДА), Д. В. Поспеловский (Канада), протоиереи В. Цыпин (МДА), В. Асмус (МДА), В. Строганов (МДА), Н. К. Гаврюшин (МДА), архим. Ианнуарий (Ивлиев) (СПбДА), А. А. Алексеев (СПбГУ), М. М. Дунаев (МДА), архим. Августин (Никитин) (СПбДА), прот. О. В. Давыденков (ПСТГУ), прот. М. Фортунато (Лондон, Великобритания), архим. Платон (Игумнов), А. К. Светозарский (МДА), прот. А. В. Сорокин (СПбДА), профессора А. И. Сидоров, прот. В. Ф. Мустафин (СПбДА), В. М. Кириллин, прот. М. Е. Козлов. В дальнейшем штат преподавателей пополнялся за счет лучших выпускников Минской, Московской, С.-Петербургской духовных академий, а также высших богословских учебных заведений Греции, Германии, Австрии, Швейцарии, Италии.

http://pravenc.ru/text/2563278.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010