15 янв. 1208 г. был убит папский легат Петр де Кастельно, что побудило папу Иннокентия III провозгласить крестовый поход против альбигойцев, который возглавил гр. Симон де Монфор. В период военных действий Д. продолжал проповедовать, преимущественно в Каркасоне и Фанжо. Тогда возникла идея создания нового монашеского ордена проповедников, члены к-рого умели бы согласовывать «благодать проповеди» (т. е. духовное рвение и усердие к изучению и проповеди Слова Божия) со строгим нестяжанием и подлинно евангельской жизнью. В 1215 г. Д. прибыл с проповедью в Тулузу, к нему присоединились 2 знатных горожанина, один из к-рых передал в распоряжение Д. свой дом. Вскоре к ним примкнули еще четверо юношей. Тулузский еп. Фульк и гр. Симон де Монфор оказали материальную поддержку начинанию Д. по созданию новой орг-ции проповедников. Епископ пожаловал в их пользу часть десятины, собираемой в некоторых подчиненных ему приходах, а в июле 1215 г. канонически утвердил новую орг-цию в рамках еп-ства. Осенью 1215 г. Д. сопровождал в Рим на Латеранский IV Собор Тулузского еп. Фулька, надеясь получить у папы утверждение нового ордена. Иннокентий III хотя и взял под покровительство созданный Д. мон-рь в мест. Пруй (грамота от 8 окт. 1215 «Fratres et moniales S. Mariae de Prulliano»), но в утверждении ордена отказал, т. к. на состоявшемся Соборе было принято решение о запрете создавать новые монашеские ордена. По орденскому преданию, после отказа папа увидел сон, где Д. подпирал плечами грозившую упасть Латеранскую базилику. Расценив это как особый знак, папа пригласил к себе Д. и, хотя и не утвердил формально орден, одобрил его идею и предложил выбрать в качестве устава одно из к.-л. уже существующих монашеских правил. Весной 1216 г. Д. вернулся в мон-рь в Пруе, в качестве орденского устава был выбран Августина устав , т. к. подразумевалось создание общины, не ограниченной монастырскими рамками. Вернувшийся из Рима еп. Фульк предоставил в распоряжение Д. и его последователей 3 храма, в т. ч. ц. св. Романа в Тулузе, при к-рой был основан 1-й доминиканский мон-рь. Осенью 1216 г. Д. вновь отправился в Рим, где папа Гонорий III буллой «Religiosam vitam» от 22 дек. 1216 г. утвердил устав созданного Д. ордена и взял его под особое покровительство (Римские папы были протекторами доминиканского ордена). 26 янв. 1217 г. папской буллой за орденом было закреплено наименование ордена братьев-проповедников. Также Гонорий III назначил Д. проповедником при папском дворе; это назначение носило временный характер, но впосл. должность магистра священного апостольского дворца (Magister Sacri Palatii Apostolici) стала постоянной и была закреплена за доминиканцами (после реформы 1968 должность стала называться «богослов папского дома»).

http://pravenc.ru/text/178842.html

Аббатство Монтекассино. Ок. 1075 г. Реконструкция К. Конанта Аббатство Монтекассино. Ок. 1075 г. Реконструкция К. Конанта В 530 г. св. Венедикт основал на горе Монте-Кассино близ Неаполя мон-рь, в уставе к-рого были закреплены принципы послушания, смирения, постоянства места монашеского служения (stabilitas loci) и «закрытости монастыря» (claustra monasterii). Монахи рассматривались как «воины Господа», сражающиеся в «братском строю» по уставу и под водительством аббата - наставника в «школе служения Господу», мастера в «мастерской добрых дел». С тем, чтобы исключить всякое проявление индивидуальной воли, в уставе последовательно проводилась идея общежитийности (vita communis, киновия): монахи спят, питаются, молятся и работают вместе. Наряду с молитвой важным занятием братии должен был стать физический труд (принцип ora et labora - молись и трудись). Однако от монахов не требовалось измождения плоти ни трудом, ни постами, святой призывал во всем придерживаться умеренности. Успех бенедиктинского устава в раннесредневек. Зап. Европе объясняется в историографии 2-й пол. XX в. (К. Халлингер, А. де Вогюэ, Й. Воллаш) не столько его достоинствами, сколько репутацией самого св. Венедикта как «римского» аббата, вслед. этого угодного ап. Петру. Впервые эта т. зр. встречается в нач. VII в. в письме Венеранда, аббата Альтарипы (совр. Юж. Франция) и распространяется благодаря житию святого, написанному папой свт. Григорием I Великим . Если судьба Б. в Италии после разрушения Монте-Кассино (577) и до 1-й четв. VIII в. остается в тени, то во Франкском королевстве бенедиктинский устав фиксируется предположительно с нач. VII в., прежде всего в обителях, связанных с мон-рем Люксёй (Бургундия), основанным ирландцем св. Колумбаном . В наст. время в противоположность прежней концепции распространения бенедиктинского устава из Англии, куда его якобы доставил свт. Августин Кентерберийский († ок. 605), доказано, что устав появился там не ранее 2-й пол. VII в. благодаря паломникам, посещавшим Рим ( Вильфрид , еп.

http://pravenc.ru/text/78066.html

В XIX в. конгрегации были объединены папой в конфедерацию, и в таком качестве бенедиктинство существует до сих пор. В настоящее время конфедерация бенедиктинцев насчитывает несколько десятков конгрегаций и несколько тысяч монахов. В 1947 г. Пий XII присвоил Бенедикту Нурсийскому титул «отца Европы». Позднее, во второй половине XX в. папа Павел VI провозгласил его «патроном Европы». В 1980 г. папа Иоанн-Павел II придает ему в качестве «сопатронов» святых Кирилла и Мефодия. В VIII-IX вв. наступает упадок бенедиктинства. Это связано с падением династий Каролингов, распадом империи и образованием новых государств. Но в X-XI вв. на фоне общего упадка религиозной жизни в Западной Европе бенедиктинство вновь переживает подъем. Европа покрывается бенедиктинскими монастырями. Итак, в X в. бенедиктинский монастырь в Клюни (Франция) выступил инициатором обновления религиозной жизни в Западной Европе. В его реформаторскую деятельность включились бенедиктинские монастыри в других странах Западной Европы. Бенедиктинцы были убеждены, что упадок католицизма, упадок чистоты религиозной жизни явился следствием обмирщения Церкви и отхода от исполнения бенедектинского устава. Поэтому они настаивали на возвращении к строгому соблюдению устава в монастырях. Вскоре к бенедиктинскому уставу добавился новый клюнийский устав — «клюнийский обычай». Бенедиктинские монастыри, вступившие на путь реформ, жили по двойному уставу: клюнийско-бенедиктинскому.) Клюнийский устав предписывал постоянную молитву, месса в монастырях не прекращалась ни на секунду. Физический труд был запрещен. Одеянием клюнийцев стала черная ряса, как символ их ухода от мира. На путях клюнийской реформы определились три главных вехи, которые изменили монастырско-церковную жизнь Западной Европы не только того времени, но изменили ее в некоторых аспектах навсегда. Клюнийские реформаторы добились введения целибата для священства (этот обет действует и в современной католической церкви). При целибате церковное имущество не отчуждалось, что способствовало росту богатства Церкви. Они решительно выступали против симонии. Клюнийцы боролись со светской , тем самым создавая широкую базу для подъема авторитета католического вероучения, церковных организаций, папства. Из трех главных пунктов своих реформ клюнийцам удалось осуществить лишь введение целибата священства.

http://sedmitza.ru/lib/text/441067/

Г. жили семьями, образуя внутри городского населения обособленную группу. Впосл. среди них выделился круг лиц, давших обет безбрачия и монашеского послушания, позднее к ним примкнула группа духовных лиц. Папа Александр III благословил движение, однако запретил его членам проповедовать (1179). Поскольку по образу жизни Г. были близки к вальденсам, отлучение последних папой Луцием III в 1184 г. на Соборе в Вероне коснулось и Г. Большая часть Г. восстановила церковное общение с архиепископом Милана, и впосл. отлучение с конгрегации было снято. Г. мало интересовались догматическими проблемами, важнее для них была возможность придерживаться определенных форм религ. жизни. Они объединялись в конгрегации (чаще мирские, чем монашеские), связанные не только общностью религ. устремлений, но и профессионально-экономическими интересами,- основная масса Г. занималась сукноделием. Движение Г. стало предшественником движения патаренов - радикально настроенной группы верующих, выступившей против представителей высшей церковной иерархии и миланской знати (см. ст. Патария ). В 1201 г. Г. получили от папы Иннокентия III устав, оформивший их конгрегацию, состоявшую из 3 частей, или «орденов». Духовенство относилось к т. н. первому ордену, муж. и жен. мон-ри - ко второму, а миряне - к третьему. Г. приняли Устав прп. Венедикта Нурсийского с дополнениями из Августина устава . Руководство конгрегацией осуществлял избираемый на 3 года генерал ордена, резиденция к-рого находилась в Милане. В 1288 г. папа Николай IV вывел Г. из-под юрисдикции местного духовенства. Движение получило распространение преимущественно в Сев. Италии, в т. ч. в Милане, Павии, Лоди, Парме, Модене, Тоскане и Венеции; в 1216 г. насчитывалось 150 объединений, к 1278 г.- ок. 220. Жен. община Г. была организована в Милане по образцу муж. объединения при ц. св. Екатерины Кларой Блассони; отсюда их 2-е наименование - «блассонские монахини». Монахини и мирянки (в т. ч. жены Г.) обслуживали госпитали для заразных больных и лепрозории.

http://pravenc.ru/text/168318.html

Имеются также общины-дома, возглавляемые настоятелями. Неск. мон-рей, или конвентов (не менее 3), составляют провинцию во главе с провинциальным приором, или провинциалом, избираемым настоятелями и 2 делегатами от каждого мон-ря на 4 года. Провинциал утверждает и смещает приоров, возглавляет ежегодные провинциальные соборы, или капитулы, осуществляет визитации конвентов. Во главе ордена стоит генеральный магистр, избираемый в наст. время на 9 лет провинциалами и 2 делегатами от каждой провинции (изначально должность генерального магистра была пожизненной; с 1804 она ограничивалась 6-летним сроком, с 1862 - 12-летним). Офиц. резиденцией магистра является мон-рь св. Сабины в Риме. В функции магистра входят утверждение провинциалов, визитации, контроль за исполнением устава и конституций, руководство генеральным капитулом, к-рый собирается раз в 3 года. Последний имеет право смещать магистра и вносить законодательные изменения, к-рые вступают в силу только после подтверждения на 3 генеральных капитулах подряд или на верховном (generalissimus) капитуле (он собирался дважды, в 1228 и 1236). Кроме провинций в ордене существуют подобные им более мелкие подразделения - викариаты. С 1257 г. орден Д. имеет постоянного представителя при Римской курии - генерального прокуратора. В 1205-1207 гг. Доминик с разрешения папы Римского Иннокентия III принял участие в работе миссии, в ходе к-рой была сформирована 1-я община братьев-проповедников для наставления в евангельских заповедях (еретики обвиняли католич. Церковь в отступлении от них). В кон. 1206 - нач. 1207 г. был основан мон-рь Пресв. Богородицы в мест. Пруй близ Фанжо для женщин, отказавшихся следовать альбигойскому учению. В этих общинах действовал Устав блж. Августина, широко распространенный в то время благодаря движению регулярных каноников. 25 апр. 1215 г. Доминик Гусман открыл в Тулузе дом, в к-ром жили первые члены нового братства проповедников, устав братства был утвержден в июле Тулузским еп. Фульком. В том же году, во время Латеранского IV Собора , Доминик и еп.

http://pravenc.ru/text/178851.html

Каноникаты в европейских странах развивались по-разному. С распространением клюнийской реформы в XI в. мягкие правила общежитий К. все чаще критиковались реформистски настроенным духовенством за неопределенность статуса К., за возможность нарушения традиц. общежительных форм, за имущественное расслоение среди насельниц каноникатов, за их относительную независимость от церковных иерархов и проч. Историк XIII в. Жак де Витри , посвятивший светским К. главу «Historia orientalis seu Hierosolymitana» (Lib. 2. Cap. 30), писал об отсутствии дисциплины и устава в их жизни, надменности и независимости К.: «Поскольку живут не по правилам, то [они] ложно присваивают себе имя канонисс... ибо пустой человек не есть человек, а фальшивый денарий не есть денарий» ( Iacobi de Vitriaco Historia orientalis seu Hierosolymitana. Duacum, 1597. P. 341). Образ жизни светских К. подвергался критике и на Соборах, что вело к постепенному понижению их статуса. Так, решением Латеранского II Собора (1139) К. запретили находиться на хорах вместе с канониками или монахами (ранее во время мессы такая практика была обычной - К. участвовали в пении псалмов). В 1148 г. Реймсский Собор, проходивший под председательством папы Римского Евгения III , предписал всем К. во Франции принять бенедиктинский устав или Августина устав , что способствовало исчезновению общин светских К. на значительной территории Франции (в отличие от регулярных К., которые жили согласно монашескому уставу). Во владениях императора каноникаты превратились (в силу влиятельности их насельниц) в важные религиозные и политические центры. Многие каноникаты получили статус имперских, т. е. были выведены из-под власти местных правителей. В кон. XIII в. папа Римский Бонифаций VIII отказался признать светских К., такое же отношение к общинам К. выразил Вьеннский Собор (1311-1312). Впоследствии в папских посланиях, адресованных отдельным каноникатам, этот тезис стал традиционным ( Sch ä fer. 1907. S. 9). Не имея возможности окончательно упразднить светских К., церковные иерархи стремились все более отделить их от католич. духовенства. Так, на Соборе в Сансе (1485) К. было запрещено участвовать в крестных ходах рядом с клириками. В XVI в. все настойчивей звучали призывы к реформированию общин К. и сближению их с традиц. монашеством (Соборы в Кёльне в 1536, 1549, в Аугсбурге в 1548). Предпринимались попытки вновь ввести общежительную жизнь, вернуться к скромным одеждам. Давление на общины К. со стороны церковных властей способствовало тому, что к началу Реформации в Германии оставалось лишь неск. обителей светских К. В ходе Реформации в некоторых из них было введено протестантское богослужение (напр., в нижнесаксон. каноникате Гандерсхайм в 1542, в каноникате Кведлинбург в В. Саксонии), другие (как, напр., капитул Фишбек в Н. Саксонии) сохранили свои устои жизни до XIX в.

http://pravenc.ru/text/1470243.html

При написании устава Бенедикт опирался на правила святых Василия Великого и Кассиана . По уставу монахи не имели права покидать монастырь и должны были пребывать в нем постоянно. Они обязаны были беспрекословно повиноваться избранному аббату. В бенедиктинских монастырях строго соблюдалась общность имущества. Устав предписывал монахам строгое воздержание, послушание и труд, причем не только физический, но и умственный (в частности, работа в скрипториях). Умственный труд, как обязательную форму монашеского послушания, Бенедикт позаимствовал у Кассиодора — знатного римлянина, приглашенного королем остготов Теодорихом ко двору в качестве историографа и написавшего «Историю готов», не сохранившуюся до нашего времени. Покинув двор Теодориха, Кассиодор основал монастырь «Виварий». Своими корнями, кровью и плотью Кассиодор был представителем античной культуры. Свой монастырь он сделал исключительно ученым. Практически это был огромный скриптории, где переписывались все известные в то время сочинения античных авторов, копии с которых рассылались отсюда по всей Западной Европе. «Божье дело», молитва, труд — эта иерархия ценностей устава Бенедикта легла в основу средневекового западного христианства. Благочестивое чтение считалось путем к совершенству. Четко регламентированный и лишенный аскетических крайностей устав Бенедикта Нурсийского способствовал широкому распространению бенедиктинских монастырей в Западной Европе, которые сыграли значительную не только духовно-религиозную, но и цивилизаторскую роль. Бенедиктинство было благословлено одним из главных учителей христианства, папой Григорием I Великим. Перу Григория I принадлежит биография Бенедикта Нурсийского, которого поддерживали также представители франкских династий, знатные сеньоры. Бенедикт Нурсийский канонизирован католической Церковью. За время своего существования (начиная с VI в.) бенедиктинские монастыри дали миру тысячи писателей, богословов, епископов, архиепископов. Из стен этих монастырей вышло 24 папы и тысячи католических святых. Бенедиктинство рало огромную роль в духовно-религиозной жизни Западной Европы. В XVII бенедиктинские монастыри начали объединяться в конгрегации. Самой известной бенедиктинской конгрегацией в XVII в. была конгрегация Св. Мавра во Франции. В ней занимались историей бенедиктинства, биографией Бенедикта Нурсийского.

http://sedmitza.ru/lib/text/441067/

Таким образом, бенедиктинцы «обратили Англию в христианство и создали на севере новый центр христианской и латинской культуры. Саксонские монахи (наиболее известны из них Виллиброрд, Бонифаций и Алкуин)... обратили языческую Германию, реформировали Франкскую Церковь и заложили основы Каролингской культуры» 65 . Решения поместных соборов, созывавшихся в Германии и во Франции в VIII столетии, всё более настойчиво внедряли в монашескую жизнь Устав преподобного Венедикта, видя в нем средство для поддержания духовной жизни общества на должной высоте. К этому времени бенедиктинский Устав практически был единственным, которым руководствовалось западное монашество; он проник даже в Палестину. Бенедиктинцы по-прежнему обращали пустынные местности в пашни и сады, занимались миссионерством, учреждали монастырские школы и переписывали древние рукописи. Однако в VII-VIII веках монастыри начали попадать под власть королей и князей, что грозило повлечь за собой определенный упадок западного монашества. Один из известных деятелей ордена – Бенедикт Аннианский (750–821) при поддержке братии боролся за самостоятельность и независимость братства преподобного Венедикта, и это вызывало противодействие со стороны Карла Великого, ставшего во главе империи в 800 году. Сам же Карл считал свои действия соответствующими канонам Церкви и апостольским заповедям. «Распространение Устава святого Бенедикта, предписавшего (прав. 64) братии избирать начальствующих лиц из иноков своей обители... должно было вызвать невыгодное сопоставление с образом действий Карла. Когда ему был прислан из Монтекассино список правил святого Бенедикта по его собственному желанию, то аббат не преминул подчеркнуть право монахов на избрание своего настоятеля» 66 . И тем не менее Карл Великий одаривал монастыри, превращая их в культурные центры, покровительствовал монастырским школам и книгохранилищам и заботился о дальнейшем распространении Устава преподобного Венедикта. Таким образом, эпоха Каролингского возрождения в немалой степени обязана своим расцветом плодам предшествующего упорного труда бенедиктинцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Итак, что такое богослужение? Какое место занимает оно в жизни человека? Как соотнести богослужение с профессиональной, повседневной деятельностью человека? Такие вопросы часто можно услышать от людей разных возрастов, разных культурных и социальных уровней. Диакон Августин : Богослужение и преображение. Христос восходит на гору и преображается перед учениками. Преображение Христово вводит избранных Им учеников в мир красоты. Христос предстает перед ними в силе и убедительности Своего присутствия. Это присутствие делает созданный Богом мир наполненным первоначально вложенной в него Творцом красотой, во Христе исполненным реальным присутствием Его Тела. «Солнце, свет и снег» выбраны Евангелием для указания на Христа (ср. Мф. 17, 2; Мк. 9, 3). Получается, что непосредственная новая красота первого снега отображает Преображенного пред Апостолами. Восприятие богослужебной реальности в приближении к событию Преображения помогает осмыслить то важное в богослужении, что нередко остается вне восприятия и размышления. Богослужение – литургическая реальность, где за формальным фактом общего дела молитвы раскрывается христологический замысел о повседневности. Богослужение это место, где «быть хорошо» (Мф. 17, 4).   Гравитация повседневности о. Иосиф: «Христологический замысел о повседневности» – это выражение, так замечательно подобранное Вами, отец Августин, заключает в себе всю глубину и красоту христианского богослужения. Именно богослужение выводит человека из обыденной суеты, из рутинного состояния и направляет к созерцанию небесного, божественного света. Богослужение и в пределах одной церковной службы, и в пределах суточного, седмичного и годичного кругов неизменно дает нам образ восхождения к Богу. На протяжении почти двух тысяч лет по крупицам складывались жемчужины православного богослужения. Уникальность их в том, что они не шаблонны, они постоянно меняются в зависимости от праздника, дня недели и отдаленности или приближенности к Пасхе. Уставщику – так называется человек, ответственный за богослужебный устав, – для подготовки к службе нужны как минимум 4 книги: Часослов, Октоих, Минея и Псалтырь. И каждый раз он должен согласовать все это со священником. Ибо отметка в типиконе «аще изволит настоятель» дает ответственному за богослужение право адаптировать службу к нуждам прихода или монастыря, области и государства. Православное богослужение раскрывает то, что на церковном языке мы называем литургическим богословием.

http://bogoslov.ru/article/1895571

Положение монахов в церкви §34. Влияние и следствия возникновения монашества §35. Павел Фивейский и святой Антоний §36. Распространение отшельничества. Иларион §37. Святой Симеон и столпники §38. Пахомий и монастырская жизнь §39. Фанатические и еретические монашеские общины Востока §40. Монашество на Западе. Афанасий, Амвросии, Августин, Мартин Турский §41. Святой Иероним как монах §42. Святая Павла §43. Бенедикт Нурсийский §44. Устав святого Бенедикта §45. Бенедиктинцы. Кассиодор §46. Оппозиция монашеству. Иовиниан §47. Гелъвидий, Вигилантий и Аэрий Глава V. Иерархия и политика Церкви §48. Школы для священников §49. Священство и миряне. Избрание священников §50. Брак и безбрачие священников §51. Моральный характер священства в целом §52. Клирики низших чинов §53. Епископы §54. Организация иерархии: сельские епископы, городские епископы и митрополиты §55. Патриархи §56. Законы о власти и юрисдикции патриархов, принятые соборами §57. Соперничество патриархов древнего и нового Рима §58. Латинская патриархия §59. Конфликты и завоевания Латинского патриархата §60. Папство §61. Мнения отцов церкви §62. Постановления соборов о власти папы §63. Лев Великий. 440 – 461 г. §64. Папство от Льва I до Григория I. 461 – 590 г. §65. Синодальная система. Вселенские соборы §66. Список вселенских соборов древней церкви §67. Книги церковных законов Глава VI. Церковная дисциплина и расколы §68. Упадок дисциплины §69. Донатистский раскол. Внешняя история §70. Августин и донатисты. Преследования и уничтожение донатистов §71. Внутренняя история донатистского раскола. Учение церкви §72. Римский раскол Дамаса и Урсина §73. Раскол мелетиан в Антиохии Глава VII. Совместное поклонение, религиозные обычаи и церемонии §74. Великие изменения в поклонении §75. Гражданское и религиозное воскресенье §76. Церковный год §77. Рождественский цикл §78. Пасхальный цикл §79. Дата празднования Пасхи §80. Цикл Пятидесятницы §81. Превознесение Девы. Мариология §82. Культ Марии §83. Праздники в честь Марии §84.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010