В то время как орден тамплиеров изначально являлся исключительно военным братством, иные О. д.-р. были основаны как благотворительные общины. Община госпитальеров (иоаннитов, позднее Мальтийский орден ) возникла во 2-й пол. XI в., т. е. еще до 1-го крестового похода, как странноприимный дом (госпиталь) св. Иоанна Крестителя в Иерусалиме для ухода за христ. паломниками, больными и нуждающимися. После образования Иерусалимского королевства папа Римский Пасхалий II (1099-1118) в 1113 г. утвердил госпиталь св. Иоанна в качестве отдельного братства с правом избрания собственного предстоятеля-магистра. Милитаризация госпитальеров происходила постепенно в течение XII в. вместе с переходом под их контроль замков и укреплений лат. Востока и участием в различных военных кампаниях. О вооруженных братьях (fratres armorum) ордена впервые упоминается в статутах 1182 г. Тевтонский орден основан в 1190 г., во время осады Акры (ныне Акко, Израиль) в ходе 3-го крестового похода (1189-1192), как полевой госпиталь для немецкоязычных крестоносцев, но уже в 1198 г. был преобразован в рыцарский «орден дома Пресвятой Девы Марии тевтонов в Иерусалиме», хотя и не располагал на тот момент никакими владениями в городе, находившемся под контролем мусульман. В 1199 г. папа Римский Иннокентий III (1198-1216) утвердил создание Тевтонского ордена: его члены как военные должны были следовать уставу тамплиеров, а в том, что касалось госпитальной деятельности,- уставу иоаннитов. В 1209-1220 гг. в ордене оформились собственные «обычаи» (consuetudines), впосл. многократно редактировавшиеся и обновлявшиеся. Орден св. Лазаря (лазариты) возник в XII в. в Иерусалиме как госпиталь для ухода за прокаженными и в дальнейшем сохранил эту специализацию уже в качестве О. д.-р. Милитаризация лазаритов происходила постепенно и завершилась к XIII в. Во время 3-го крестового похода в Акре был основан небольшой англ. госпиталь св. Томаса (Фомы), названный в честь канонизированного в 1173 г. Кентерберийского архиеп. Фомы Бекета (1162-1170) и состоявший из каноников-августинцев. Ок. 1228 г. орден св. Томаса начал исполнять и военные функции, а в 1236 г. папа Римский Григорий IX (1227-1241) утвердил для общины устав Тевтонского ордена. В целом О. д.-р. этой группы совмещали медицинскую и благотворительную деятельность с защитой паломников и военными операциями против «врагов Христа».

http://pravenc.ru/text/2581487.html

Его непосредственный начальник, ректор екатеринославской семинарии архиепископ Иов (Потемкин), стал ему духовным руководителем. Воспитательная сила и прямота наставника, по словам самого ученика, как в горниле сжигала «гордость, гордость ученую, прикрытые ими страсти плотские, самоправедность» 2 .  После Екатеринослава он трудился в должности ректора Костромской семинарии, где был возведен в сан архимандрита. К каждому послушанию архимандрит Макарий относился с предельным усердием, «всемерно старался поселить дух Христов в заведении, для сего устроенном, ему хотелось, чтобы духовный рассадник боговедения был вместе и рассадником богоподобия» 3 . Множественные труды и попечения обострили не только физические болезни, но и духовную брань. Очень трудно было оставаться в бесстрастии, будучи ректором семинарии, обремененным многочисленными хлопотами и заботами. Он решается оставить семинарию и отправиться в любой монастырь в качестве простого монаха. Прошение об увольнении на покой было удовлетворено ввиду действительно сильно пошатнувшегося здоровья. Он был направлен в Киево-Печерскую лавру, к братии которой он, собственно, и был приписан при монашеском постриге. Но и в Киеве ему очень трудно было духовно сосредоточиться из-за многолюдства Лавры. Не изменил ситуацию к лучшему и переезд в Китаеву пустынь. Архимандрит Макарий просит Святейший Синод перевести его в Глинскую общежительную пустынь Курской губернии. В этой обители был заведен строгий афонский устав монашеской жизни: отсутствие всякой собственности, продолжительные богослужения, частое исповедание помыслов.  В Глинскую обитель архимандрит Макарий прибыл в конце 1825 года. Здесь на некоторое время его духовным наставником стал опытный в духовной жизни игумен Филарет (Данилевский). Как и в Киеве, будущий миссионер продолжает заниматься переводом на русский язык святоотеческих поучений, включая «Исповедь» блаженного Августина и «Лествицу» преподобного Иоанна. Также он пишет историю монастыря и начинает составлять духовные канты, которые впоследствии войдут в его сборник «Лепта». 

http://e-vestnik.ru/analytics/apostol_al...

Интересно, что установка на целибат и совместную жизнь была не только среди протестантов-радикалов: так, в 1737 году по распоряжению датской королевы на острове Зеландия был утверждён монастырь Валле Штифт (Vallø stift) для знатных незамужних женщин и вдов . Идеи о возрождении монашества проникли и в Англию: так, известный поэт Роберт Саути предлагал восстановить монастыри как центры благотворительности и духовности, способные противостоять коммерческому духу, становящемуся всё более всеохватным . Появление монашества Классические формы монашества возродились в англиканстве благодаря Высокой церкви, а особенно Оксфордскому движению, ратовавшему за изучение и возрождение дореформационной традиции. В 1841 году в Англии появилась первая англиканская женская монашеская община. Позже подобные общины возникли и в лютеранстве. Монашеские сообщества обычно принимали, с определёнными изменениями, уставы традиционных католических орденов, чаще всего бенедиктинского, францисканского или августинского. К наиболее распространённым относятся бенедиктинские общины. Таким сообществом является, например, Останбекский монастырь в Швеции (Östanbäcks kloster). Община начала собираться в 1965 году в пасторском доме, в 1970 году возник монастырь. Аббат Останбекского монастыря приглашается как член-наблюдатель на конгрессы бенедиктинских аббатов в Риме . Бенедиктинский устав также принял, в частности, Дом блаженного Августина (St. Augustine " s House), который находится в Оксфорде (штат Мичиган). Это лютеранская община, заявляющая о себе как об экуменической . Монашество существует не только в англиканстве и лютеранстве. Так, в 1971 в Камеруне дьяконисса М.-М. Хэнди основала пресвитерианское сестричество «Эммануил» (Community of the Sisterhood Emmanuel). Главная миссия общины — служение нуждающимся. Символ сестричества — гугенотский крест как знак принадлежности к реформатской традиции . Существуют также и экуменические монашеские общины — как, например, община Тэзе на юге Франции, которую основал реформатский монах Р. Шютц. В общину входят как протестанты разных деноминаций, так и католики, давшие обет целибата и нестяжания. Сама община небольшая (около 100 человек) и видит свою миссию прежде всего в организации мест общей молитвы и встречи христиан.

http://bogoslov.ru/article/6172735

К. провел ряд реформ в управлении Папским гос-вом, реализовал подготовленные при его предшественнике изменения в фискальной сфере, издав от имени папы Александра VII эдикт об отмене налога на помол зерна. Он упразднил большинство налоговых привилегий и льгот, создал в Римской курии Конгрегацию для контроля за налоговыми сборами (pro gravaminibus tollendis). Папой были сняты ограничения на торговлю зерном и приняты меры по стимуляции производства шерсти в Папском гос-ве. В сфере адм. управления Римом К. упразднил автономию Леонины (Борго) и должность губернатора Борго, расширив т. о. полномочия губернатора Рима. По указанию папы Дж. Л. Бернини продолжил работу над колоннадой базилики св. Петра, а также изготовил скульптурное украшение моста у замка Св. ангела. В Римской курии К. провел реорганизацию Конгрегации регулярных клириков, а 6 июля 1669 г. motu proprio «In ipsis pontificatus» создал Конгрегацию индульгенций и свящ. реликвий. Он канонизировал католич. святых Петра Алькантарского и Марию Маддалену деи Пацци (1669), беатифицировал Розу Лимскую (1668). В 1667 г. К. продолжил начатые при папе Александре VII реформы нек-рых монашеских орденов: утвердил новые уставы францисканцев-конвентуалов и босых кармелиток, устав конгрегации сестер католич. св. Венсана де Поля (1668), возвратил конгрегации пиаристов статус монашеского ордена с привилегиями для нищенствующих орденов; утвердил канонический статус Парижского об-ва заграничных миссий. Буллой «Romanus Pontifex» от 6 дек. 1668 г. папа упразднил пришедшую в упадок конгрегацию апостольских клириков св. Иеронима (см. Иезуаты ), а также неск. малочисленных монашеских конгрегаций, в т. ч. конгрегации августинцев-каноников св. Георгия на о-ве Сан-Джорджо-ин-Альга и отшельников св. Иеронима во Фьезоле. К. продолжил работу по укреплению католич. миссий в Китае и на Дальн. Востоке, начатую по его инициативе в бытность гос. секретарем. 13 сент. 1669 г. конституцией «Speculatores» К. подчинил все миссии монашеских орденов и конгрегаций, действующие во Вьетнаме и в Китае, апостольским викариям в Тонкине, Кохинхине (Юж. Вьетнам) и Нанкине (совр. пров. Цзянсу, Китай), к-рые т. о. получили полномочия правящих епископов. 13 нояб. того же года по просьбе доминиканцев папа подтвердил положения декрета Конгрегации пропаганды веры от 12 сент. 1645 г., утвержденного папой Иннокентием X, о запрете кит. христианам соблюдать обряды и обычаи конфуцианства (т. н. кит. ритуалы). Бреве «Sollicitudo pastoralis» от 17 июня 1669 г. папа запретил католич. миссионерам в Вост. Азии заниматься торговлей и иной коммерческой деятельностью.

http://pravenc.ru/text/1841397.html

На различных этапах церковной истории существовали различные традиции подготовки и участия монашествующих в таинстве Причащения. Например, блаженный Августин выступал за ежедневное участие в Евхаристии. А пустынножители по самим обстоятельствам жизни такой возможности были лишены. С появлением монахов в священном сане, которые в самих общинах совершали богослужения, в том числе и литургию, а также с перемещением монастырей в города, появилась практика совершения литургии очень часто - по крайней мере, в день воскресный, когда, как правило, и причащались монахи. Прп. Феодор Студит поощрял частое причащение. В своих писаниях он вспоминает времена, когда в монастырях был распространен обычай ежедневного причащения. Ту же мысль мы слышим в призыве святителя Иоанна Златоуста, обращенном к священнослужителям: пастырь должен более призывать паству к частому Причащению, нежели искать повод ее отлучить. Один из непростых вопросов - не только о частоте участия в Евхаристии, но и о его характере. Митрополит Лимассольский Афанасий в своем докладе подчеркнул, что важна не частота Причащения сама по себе, а понимание достойного Причащения. Мы можем вспомнить, например, призыв прп. Симеона Нового Богослова готовиться к причащению так, чтобы каждый раз участие в Евхаристии сопровождалось ежедневным исповедованием «тайн сердца своего», плачем со слезами, разрешением от духовного отца и последующим мистическим переживанием. Такое участие он называл «разумным причащением». Индивидуальный подход Должен соблюдаться здоровый баланс между общей традицией Церкви, правилами Вселенских соборов и другими каноническими положениями, уставами монастырей. И практика местной церкви или местного монастыря должна основываться на общецерковном Предании. А Предание - это то, во что верили все, везде и всегда. - А у вас в обители есть устав частоты Причащения и условий подготовки? - Жизнь человеческая переменчива. Наш монастырь поддерживает близкое духовное общение с отцом Ефремом, игуменом Ватопедской обители, и он очень хорошо озвучил контекстуальность всей монашеской жизни и участия в Евхаристии: «Послушные пусть причащаются часто, а своевольные и самовольные - редко». Поэтому в нашем монастыре к вопросу частоты Причащения мы стараемся подходить индивидуально. Конечно, мы стараемся, чтобы сестры причащались на двунадесятые праздники, во дни своего пострига, дни ангела...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Наверное, будет небесполезным отметить, что смысл слова «братство» глубже и важнее, чем слова «киновия, общежитие». Термин «братство» передает глубокое внутреннее единство, при котором мы имеем единое сердце, единую душу и единый дух. Киновия же создает предпосылки и условия для общей жизни монахов. Впрочем, смысл этих слов сводится к единой цели – созиданию единства общего тела братства. После этих вступительных замечаний мне хотелось бы остановиться на следующих аспектах данной темы: – прообраз; – материал для созидания единства; – препятствия и их преодоление.   Прообраз Апостол Павел в своем Послании к Ефесянам, желая подчеркнуть единство Церкви, в которой подаются дары Святого Духа, умоляет уверовавших ефесян «жить достойно Того, Кто призвал вас к новой жизни, то есть Христа. Жить в смирении, кротости и терпении, с любовью снисходить друг другу и стараться сохранять единство, даруемое Духом Святым, в союзе мира. Вы все составляете одно тело, вас соединяет один дух, как одна и надежда ваша, ради которой призвал вас Бог. Один Господь, одна вера, одно крещение… однако каждому из нас дано свое особенное дарование по мере дара Христова» (см. Еф. 4:1–7). Мы должны подражать в нашей повседневной жизни Тому, Кто есть Глава, то есть Христу. Он соединяет все члены в единое тело, помогает этому телу расти и созидаться в любви. В толковании на монашеский устав блаженного Августина старец Эмилиан (Вафидис), проигумен монастыря Симонопетра, отмечает, что единство, как главная цель монашеского братства, является прообразом Царства Небесного и непрерывного общения между Христом и Церковью, между душой и Богом. Так и блаженной памяти архимандрит Георгий (Капсанис), игумен афонского монастыря Григориат, друг и брат по духу старца Эмилиана, незадолго до своей смерти высказывал подобные мысли в своем завещании. В частности, в словах, произнесенных перед братией 2 и 11 февраля 2014 года, ссылаясь на старца Софрония (Сахарова), он подчеркивал важную роль братского единства и соработничества в монашеской общине: «Не допускайте разногласий, группировок и партий… всё это пагубно… трудно найти такое братство, которое имело бы единство, особенно если это братство многочисленно». В конце своей беседы старец обращается к Богу и умоляет Его «да сохранится единство в братстве и после моего исхода из мира сего… потому что прежде всего от этого зависит наше спасение. Если будем иметь любовь между собой, то спасемся. В противном же случае спастись не можем». И затем лаконично и кратко старец завершает: «Братство, имеющее единство, похоже на рай, а страдающее от разделений – уподобляется аду. Отцы, будем подвизаться за сохранение единства!»

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=45&iid=2...

Обет постоянства давался наряду с обычными обетами, содержащимися в прежних уставах, обетами нестяжания, целомудрия и послушания. Но даже внутри монастыря можно было выбирать между общежительной и индивидуальной формой монашеской жизни. И преподобный Венедикт в своем Уставе «сильнее, чем Кассиан, выдвигает общежительный момент, приближаясь, таким образом, к Василию Великому , хотя и более, чем Василий, обособляя монастырь от мира и стесняя общение монахов друг с другом. Общежитие лучше согласовалось с целями Бенедикта, с его идеей монастыря – истинно христианской семьи» 41 . «Мы же, – пишет преподобный Венедикт, – оставя все другие роды монашества, с Божией помощью приступили к начертанию законов жизни киновитов – рода иночествования самого благонадежного» (гл. 1). Монастырь, подобно крепости, постоянно осаждаемой мирскими соблазнами, должен иметь в своей ограде все необходимое для жизни: сады, мельницу, пекарню, различные мастерские, чтобы никакие хозяйственные нужды не давали монахам повода выходить за стены обители (гл. 66). Монахи не имели права выходить за ворота монастыря без разрешения настоятеля (гл. 67). Преподобный Венедикт построил монастырскую жизнь на двух основных началах: труд и послушание; эти принципы являются стержнем, проходящим через все 73 главы Устава. Нет сомнения в том, что и родоначальники восточного монашества проводили в жизнь эти идеи, но никто еще не предписывал и не упорядочивал монашеские обязанности с такой строгостью и методичностью. «Если мы хотим достигнуть самых последних вершин смирения, – поучает братию преподобный Венедикт, – и скоро востечь на ту небесную высоту, на которую восходят смирением в настоящей жизни, – делами нашими восходительными надобно нам воздвигнуть ту лествицу, которую во сне видел Иаков и по которой восходящими и нисходящими виделись ему ангелы Божии. Не другое что, без сомнения, под нисхождением и восхождением надобно нам разуметь, как то, что возношением нисходят, а смирением восходят» (гл. 7). Практическим следствием этого принципа были даже такие требования, согласно которым монахи не могли получать писем, ни принимать денег даже от самых близких родственников без разрешения настоятеля; последний имел право назначенное одному из братий отдать по своему усмотрению другому (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Обычно от защитников протестантского движения исходит утверждение, что они отвергают Вселенские соборы, учение святых отцов, пять из семи таинств, святыни, монашество и все остальное потому, что это «человеческое предание». Но эта аргументация во всей её остроте оборачивается против протестантизма. Разве Реформация не есть движение, вдохновленное человеческими мотивами. Очевидно, что чем больше в человеке духовного и меньше плотского, тем больше в нем Божественного. Протестантизм свернул с тесного и узкого пути, которым заповедовал нам наш Господь Иисус Христос входить в Царство Небесное. Реформация шла под лозунгом «освобождения», «раскрепощения» человека. Сам М.Лютер открыто говорил о своей любви к мирским удовольствиям. Он отказался от добровольно данного Богу монашеского обета («Я, брат Мартин, принимаю монашеский обет и перед лицом всемогущего Господа Бога и Пресвятой Девы Марии… отрекаюсь от своей воли и даю зарок до конца своих дней влачить существование в бедности и целомудрии, как велит устав святого Августина») и в 1525 г. он женился на бывшей монахине Екатерине фон Бора, что в свое время возбудило недовольство даже среди друзей. Обеты даны были не монастырю, а Богу и содержание их (бедности и целомудрия) соответствует евангельским заповедям. История протестантизма открывает нам подлинные мотивы Реформации. То, что самим деятелям её субъективно представлялось великой борьбой за евангельскую чистоту новозаветного учения и первозданную его святость, в действительности было лишь созданием облегченного христианства, приспособленного к потребностям нарождающегося нового экономического порядка. Это убедительно показано Максом Вебером (1864 – 1920) в классическом исследовании «Протестантская этика и дух капитализма». Немецкий ученый показывает корреляцию между победой протестантизма в ряде земель Германии и стремительным ростом экономической активности. Учение о спасении верующих в зависимости от их мирского делового успеха наиболее жестко сформулировано в кальвинизме. Но и в других протестантских деноминациях эта связь достаточно прозрачна.  

http://pravoslavie.ru/6752.html

Одной из актуальных тем, вынесенных на обсуждение Поместного Собора, было предложение архиепископа Львовского и Галицкого Августина (Маркевича) запретить камилавки (священнические головные уборы) зеленого цвета. За дискуссией по этому «злободневному» поводу отошло на второй план его же архиреволюционное предложение выбирать членов Священного Синода на Архиерейском Соборе (принято не было). Также прозвучало предложение епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева) отдать верховную власть в Церкви Архиерейскому Собору, а за Поместным Собором оставить лишь совещательные функции. Однако на такое самоограничение делегаты не пошли. Наконец, жаркая дискуссия разгорелась по поводу выступления игумена Симеона (Гагатика), известного своими публикациями против экуменизма и, в частности, сближения православия с католицизмом. Он предложил включить в церковный устав пункт о том, что «Патриарх является хранителем святоотеческих канонов и гарантом чистоты веры». Таким образом Предстоятель РПЦ получил бы еще больше полномочий, чем он имеет сейчас, а монархическое начало в Церкви еще усилилось бы. Однако предложение принято не было. Игумену возразил Патриарх Кирилл, который указал на то, что глава Церкви считается гарантом чистоты веры в католицизме, тогда как в православии им является Собор. На этом немногочисленные дискуссии на Поместном Соборе завершились. Созывать его впредь не обязательно. Закончился почти двухмесячный период первой в РПЦ постсоветской эпохи «избирательной кампании». Она запомнится надолго сама по себе. Ее отличительной чертой стало широкое использование масс-медиа «группой поддержки» основного кандидата, что создало впечатление безальтернативности исхода выборов Патриарха. Более того, во время Поместного Собора вокруг храма Христа Спасителя были расставлены пикеты, которые недвусмысленно агитировали за митрополита Кирилла. Конечно, главным его преимуществом было назначение местоблюстителем Патриаршего престола. Он сполна использовал это обстоятельство накануне Поместного Собора – посетил Московскую и Санкт-Петербургскую духовные академии, встретился с почитаемыми в Церкви старцами, выступил с незаурядной рождественской проповедью... Теперь Патриарх избран. Позади хлопоты с торжественной и пышной интронизацией, на которую, впрочем, собралось не так много зарубежных гостей, как хотелось бы. Что дальше?

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

После Ватиканского II Собора , на к-ром большинство преподавателей Г. у. являлись участниками или теологами-консультантами (в т. ч. кардиналы Августин Беа , Пабло Мунос-Вега, пресвитеры Р. Бидагор, С. Тромп и др.), в ун-те проводилась разработка реформы теологических исследований и новых методик преподавания теологии. При участии канонистов Г. у. (пресвитеры Р. Бидагор, Ж. Бейер, У. Наваррете, Дж. Гирланда) подготовлено издание нового Кодекса канонического права (1983). В наст. время в Г. у. действуют 6 фак-тов: теологический, философский, канонического права, церковной истории, миссиологии, социальных наук (с 1951), а также 4 ин-та: богословия духовной жизни, психологии (с 1971), религ. наук (с 1971), изучения религий и культур (с 2002). С кон. 70-х гг. ХХ в. при Г. у. организован междисциплинарный Центр изучения социальных коммуникаций. В 1991 г. при фак-те церковной истории открыты Высшие курсы по изучению культурного наследия Церкви (в 2005 объединены в фак-т церковной истории и культурного наследия Церкви). С 2002 г. при Ин-те изучения религий и культур организован Центр им. кард. А. Беа, занимающийся исследованиями иудаизма. Г. у. возглавляется Великим канцлером, к-рым по должности является префект Конгрегации по делам католич. образования (с 15 нояб. 1999 кард. Зенон Грохолевский). Зам. канцлера - генеральный настоятель ордена иезуитов (с 13 сент. 1983 пресв. П.-Х. Колвенбах). Непосредственное управление ун-том осуществляет ректор (с 2005 пресв. Дж. Гирланда). Учебные программы Г. у. составлены в соответствии с папской конституцией «Sapientia Cristiana» (1979) и декретом Конгрегации по делам католич. образования «Nova Codice» (2002). После вступления Ватикана в Болонский процесс (2003) осуществляется работа по упорядочению учебных планов ун-та в соответствии со стандартами европ. ун-тов. В 2005 г. утвержден новый устав (статуты) ун-та. Общее число студентов всех фак-тов и ин-тов Г. у.- более 3,5 тыс. чел. (2006). Большинство студентов по окончании ун-та принимают священство, вступают в монашеские ордены и конгрегации или поступают на работу в различные католич. орг-ции. Из числа выпускников Г. у. 21 канонизирован Римско-католической Церковью, 46 беатифицировано. Воспитанниками ун-та были 16 пап (от Григория XV до Иоанна Павла I ); ок. 1/3 совр. коллегии кардиналов и ок. 1/4 всего католич. епископата окончили Г. у. или обучались в нем.

http://pravenc.ru/text/166505.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010