БОСОНОГИЕ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОСОНОГИЕ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 6 , С. 103 опубликовано: 15 сентября 2009г. БОСОНОГИЕ [босые; дискальцеаты; лат. discalceati; итал. scalzi; франц. déchaussés; нем. Barfüsserorden], общее название для неск. муж. и жен. нищенствующих монашеских конгрегаций, члены к-рых по уставу ходят босыми или в сандалиях. Считается, что в зап. традиции этот обычай впервые был введен католич. св. Франциском Ассизским . В XVI - нач. XVII в. происходит юридическое оформление конгрегаций Б., выделившихся из орденов августинцев-еремитов , кармелитов , мерцендариев . Рубрики: Римско-католическая Церковь Римско-католическая Церковь. Монашеские ордена и конгрегации Ключевые слова: Монашеские ордена и конгрегации Римско-католической Церкви Босоногие, общее название для нескольких мужских и женских нищенствующих монашеских конгрегаций См.также: АББАТ в католической Церкви титул настоятеля монастыря АВГУСТИНА УСТАВ один из наиболее употребительных в зап. традиции уставов для монахов и каноников АВГУСТИНКИ-КАНОНИССЫ - см. Канониссы АВГУСТИНЦЫ в католической Церкви конгрегации монахов и каноников, следующие Уставу блаженного Августина Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/153245.html

Вопрос: Иеромонах Иов, отвечая на вопрос о протестантизме, пишет следующее: " Очевидно, что чем больше в человеке духовного и меньше плотского, тем больше в нем Божественного " . " Монах должен влачить существование в бедности и целомудрии, как велит устав святого Августина. " Почему это правило не распространяется на православных приходских священников? Для них что, личная святость второстепенна? Католические священники все, без исключения, дают обет безбрачия и должны соблюдать целибат. Почему православная церковь идет в этом случае на компромисс? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : В отношении к браку священников Православная Церковь руководствуется 13-м правилом 6 Вселенского Собора: " Понеже мы уведали, что в Римской Церкви, в виде правила, предано, чтобы те, которые имеют быть удостоены рукоположения во диакона, или пресвитера, обязывались не сообщаться более со своими женами: то мы, последуя древнему правилу Апостольскаго благоустройства и порядка, соизволяем, чтобы сожитие священнослужителей по закону и впредь пребыло ненарушимым, отнюдь не расторгая союза их с женами, и не лишая их взаимнаго в приличное время соединения. И тако, кто явится достойным рукоположения во иподиакона, или во диакона, или во пресвитера, таковому отнюдь да не будет препятсятвием к возведению на таковую степень сожитие с законною супругою; и от него во время поставления да не требуется обязательства в том, что он удержится от законнаго сообщения с женою своею; дабы мы не были принуждены сим образом оскорбить Богом установленный, и Им в Его пришествии благословенный брак. Ибо глас Евангелия вопиет: что Бог сочетал, человек да не разлучает (Мф.19:6). И Апостол учит: брак честен, и ложе нескверно (Евр. 13:4)». Опыт показывает, что всё зависит от личного подвига и аскезы, а не от внешнего. Такие священники как св. Иоанн Кронштадтский, св. Алексий Мечев, протоиерей Валентин Амфитеатров и др. и в браке были высоко духовными людьми и достигли святости, а иные и в безбрачии полны земных пристрастий и много имеют в себе плотского. В ответе, который цитируется в письме, говорилось не о внешнем положении христианина, а внутреннем отношении к духовной жизни: протестантизм, в противоположность святым отцам-подвижникам, движим мотивами " раскрепощения " земного человека. 22 декабря 2005 г. Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6763.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВГУСТИНА УСТАВ [лат. Regula Sancti Augustini], один из наиболее употребительных в зап. традиции уставов для монахов и каноников. Под этим названием известно 4 текста, приписываемых блж. Августину : Praeceptum, или Regula ad servos Dei (Предписание, или Правило для рабов Божиих) - устав для муж. монашеской общины (древнейшая ркп.- Paris. lat. 12634, VI-VII вв.); Regularis Informatio (Изложение правила) - устав для жен. общины, по своему содержанию сходный с Praeceptum; ему предпослано письмо блж. Августина «Obiurgatio» (Порицание - Ep. 211); Ordo monasterii, или Disciplina monasterii (Уложение монастырское, или Дисциплина монастырская), а также Regula secunda (Второе правило) - краткое описание повседневной жизни в мон-ре; Regula consensoria (Согласованное правило), небольшое анонимное произведение, ложно приписываемое блж. Августину, появившееся в Испании во 2-й пол. VII в. Первые 3 текста известны по меньшей мере в 9 вариантах. Самая часто используемая форма А. у.- Regula recepta (Общепризнанное правило - PL. 32. Col. 1377-1384) - представляет собой комбинацию Praeceptum и первого предложения из Ordo monasterii. Еще в 1-й пол. XX в. господствующим оставалось мнение Эразма Роттердамского и Р. Беллармина о том, что Praeceptum являлось версией Regularis Informatio, переработанной для муж. общины. Благодаря фундаментальному исследованию Л. Ферхейена доказаны аутентичность и первенство Praeceptum, предположительно написанного блж. Августином ок. 397 г. для основанной им обители клириков. По поводу датировки и авторства Ordo monasterii и Regularis Informatio ведутся дискуссии. Хотя состав А. у., по-видимому, не был четко определен, он оказал влияние на древнейшие монашеские уставы Зап. Европы, в т. ч. на Устав св. Венедикта Нурсийского . Особую популярность А. у. обрел лишь в сер. XI-XII в. в движении регулярных каноников , получивших поэтому имя «августинцев». В отличие от Устава св. Венедикта, в к-ром монашеский подвиг был неотделим от пребывания в затворе, А. у., выделявший лишь самые общие и основные нормы монашеской жизни и ориентировавший прежде всего на глубокую внутреннюю работу, позволял соединить монашескую аскезу с активным пастырским служением в миру, что отвечало религ. запросам европ. об-ва в XII-XIII вв. Акцент на христ. понятии любви, важном для развивавшейся с XII в. мистики, немало способствовал успеху А. у., к-рый лег в основу орденов премонстрантов , доминиканцев , августинцев-еремитов , многочисленных жен. общин - августинок и др. Лит.: Verheijen L. La Règle de saint Augustin. P., 1967. Vol. 1. P. 148-152, 417-437; Vol. 2. P. 221-239; idem. Nouvelle approche de la Règle de saint Augustin. Bégrolles-en-Mauges, 1980. Vol. 1; Louvain, 1988. Vol. 2; Zumkeller A. Das Mönchtum des hl. Augustinus. Würzburg, 19682; Lawless G. Augustine of Hippo and his Monastic Rule. Oxf., 1987. Н. Ф. Усков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62630.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕА ДЕЛЬ ГУАСТО [итал. Andrea del Guasto] (1534, Кастроджованни, совр. Энна, Сицилия - 1627, Регальбуто, Сицилия), основатель конгрегации августинских братьев-пустынников. В орденской историографии именуется блаженным. Вступил в общину отшельников- терциариев св. Франциска, позднее - в орден августинцев-еремитов . В 1579 г., получив позволение генерального приора ордена и санкцию папы Григория XIII , основал на Сицилии конгрегацию центорбийцев (Congregatio Centorbi - от названия горы, на к-рой был основан их первый мон-рь,- Mons Centorbi (Гора ста городов)), взявшую за основу устав ордена августинцев (см. Августина устав ). В 1586 г. устав и деятельность конгрегации были одобрены папой Сикстом V , в 1617 г. утверждены Павлом V . Члены конгрегации - сначала их было 12 - снискали себе уважение суровой аскезой: 3 раза в неделю они постились, всячески истязая плоть в эти дни, 2 ч. в день им отводилось на молитву, проводимую в полном молчании. Источниками доходов для них были милостыня и занятия сельским хозяйством. Конгрегация быстро разрасталась и уже к нач. XVIII в. насчитывала 18 мон-рей. А. д. Г. был похоронен в мон-ре Регальбуто на Сицилии. По преданию, его тело остается нетленным. Генеральным викарием конгрегации Фульгенцием де Какамо было составлено и опубликовано житие блж. А. д. Г. (Palermo, 1677). Лит.: Helyot P. Histoire des ordres monastiques, religiuex et militaires et des congregations séculières: In 8 vol. P., 1721. Vol. 3. P. 34-35; Crusenius N. Pars tertia Monastici Augustiniani. Valladolid, 1890. T. 1. А. Ю. Серёгина, А. В. Марей Рубрики: Ключевые слова: БИРГИТТА (ок. 1302 - 1373), основательница ордена биргиттинок . св. римско-католич. Церкви (пам. 23 июля, 8 окт.) ГЕДРОЙЦ Михаил (Благословенный; ок. 1425 - 1485), кн., сын кн. Юрия Гедройца, монах-августинец, блж. католич. Церкви (пам. 4 мая) АББАТИСА в католической Церкви название настоятельницы женской монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис)

http://pravenc.ru/text/115156.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИАНЦЫ католич. духовные объединения. «Братья св. Амвросия» (лат. Fratres S. Ambrosii), первоначально сообщество еремитов , основанное в сер. XIV в. знатными жителями Милана Александром Кривелли, Антонием Пьетрасанта и Альбином Безоцци. В 1375 г. преобразовано в орден, следовавший уставу блж. Августина (см. Августина устав ), в богослужении - амвросианскому обряду . В 1441 г. папа Евгений IV объединил многочисленных к тому времени А. с подобными им аскетическими общинами в «Конгрегацию братьев св. Амвросия в Миланском лесу» (Congregatio fratrum S. Ambrosii ad Nemus Mediolanensis). Однако ввиду упадка к XVII в. конгрегация была распущена папой Иннокентием X (1646). Главный мон-рь А. в Реканати превратился в место паломничества. «Облаты св. Амвросия и Карло Борромео» (Oblati S. Ambrosii et Karoli Вогготео), конгрегация, основанная в Милане в 1578 г. кард. св. Карло Борромео для пастырского миссионерского служения, преподавания в семинариях, помощи бедным. В нач. XVII в. пришла в упадок, но в 1854 г. была восстановлена Миланским архиеп. Ромилли. В Лондоне по инициативе кард. Маннинга в 1857 г. появился филиал конгрегации. В 1877 г. деятельность общины была одобрена рим. престолом. «Монахини св. Амвросия» (Nonnae S. Ambrosii), жен. монашеский орден, относящийся к числу «созерцательных» и следующий уставу блж. Августина. Основан блж. Катариной Мориджья из Палланцы ок. 1470 г. близ Сакро-Монте в Варесе (под Миланом). С 1474 г. подчинялся конституциям А. Распущен в 1798 г. В 1822 г. возрожден под именем «Agostiniane Ambrosiane» для целей духовного просвещения, в наст. время имеет 3 обители в Ломбардии (см. также Аннунциаты ). Лит.: Del Fratre A. Il monastero delle Agostiniane Ambrosiane nel Sacro Monte di Varese. Mil., 1922; Heimbucher M. Die Orden und Kongregationen der Katholischen Kirche. Paderborn, 1934. Bd. 2. S. 242-243, 560-561, 598-599; Boaga E. La soppressione innocenziana dei piccoli conventi in Italia. R., 1971. Н. Ф. Усков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114342.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМИЙ АЛАТЫРСКИЙ († 11.08.1837), настоятель алатырского в честь Св. Троицы муж. мон-ря . Подвизался в Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская пустынь , был другом прп. Серафима . В 1796 г. был возведен в сан игумена алатырского Свято-Троицкого мон-ря, в 1798 г.- в сан архимандрита. Ввел в мон-ре строгий Саровский устав. В 1801 г. построил ц. во имя прп. Сергия Радонежского с приделом свт. Димитрия Ростовского, освященным в 1814 г., перестроил в 1805-1808 гг. храм Св. Троицы и пристроил к нему трехъярусную колокольню высотой ок. 50 м. В 1803 г. особо почитаемая в обители чудотворная Казанская икона Божией Матери его стараниями была украшена золоченым киотом и серебряной ризой; в 1806 г. в Ключевской пуст., приписанной к мон-рю с 1764 г., был построен каменный храм, освященный в честь этой иконы. В 1818 г. А. А. были построены настоятельские покои и помещение для братии и послушников, в 1825 г. к ним пристроено каменное двухэтажное здание братских келий. В 1827 г. по причине слепоты А. А. вышел за штат. Отличался строгой подвижнической жизнью. Лит.: Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь. М., 1906; ЖПодв. Сентябрь. С. 5. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН (нач. 40-х гг. XVII в.? - 1682), архим., настоятель Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря ДИМИТРИЙ (Григорьев Доримедонт Григорьевич; 1798 - 1882), архим., настоятель задонского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский

http://pravenc.ru/text/62932.html

Духа часто использовались папами для решения экономических и политических задач, к-рые стояли перед Папским гос-вом; с 1870 г. банк стал светским ( Ponti E. Il Banco di S. Spirito et la sua funzione economica in Roma papale (1605-1870). R., 1951). В 1625 г. франц. отд-ние ордена провозгласило себя независимым от Рима, было упразднено во время Французской революции 1789-1999 гг. В Венгрии и Португалии орден просуществовал до 1834 г., когда религ. конгрегации были секуляризированы. В Италии, после того как в 1656 г. папа Александр VII расформировал общину регулярных каноников при рим. госпитале Санта-Мария ин Сассия, поскольку к тому времени руководство госпиталя никак не было связано с Г. Св. Духа, а избиралось среди знатных горожан, орден стал приходить в упадок. Папа Лев XII предпринял попытку реформирования ордена, в 1829 г. он одобрил новый орденский устав и назначил нового главу ордена. Однако к 1841 г. в Риме к ордену принадлежало только неск. каноников, не занимавшихся госпитальной работой. Буллой папы Пия IX «Inter plurima» от 1 июля 1847 г. орден был упразднен. Г. Богоматери милосердия [франц. Hospitaliers de la charité Notre-Dame], орден, основанный в кон. XIII в. гр. Ги де Жуанвилем вместе с госпиталем в Бушромоне (еп-ство Шалон). Позднее им же был организован др. госпиталь - в Париже, переданный под упр. ордена Г. Богоматери милосердия. Папа Бонифаций VIII утвердил орден в 1300 г., изъяв его из юрисдикции местного епископа и постановив, что во главе каждого из госпиталей будет поставлен священник - член ордена, получивший всю полноту власти в управлении своим учреждением. Папа Климент VI буллой от 27 июля 1346 г. утвердил для ордена Устав блж. Августина. К XVII в. орден пришел в упадок. В 1631 г. кармелиты получили в управление мон-рь в Париже. В 1652 г. последний мон. ордена Алексис Ланго передал приорство Бушромон ордену францисканцев-терциариев. Официально орден был упразднен королевским эдиктом в 1672 г., его имущество передавалось ордену св. Лазаря. Г.

http://pravenc.ru/text/166293.html

К Каролингской эпохе относятся и первые попытки реформы монашеской жизни. На Аахенском соборе 817 года был утвержден так называемый «Монастырский капитулярий» (Capitulare monasticum), основной целью которого было единообразное и строгое выполнение всеми монастырями Устава преподобного Венедикта. Многие положения Устава (в частности об одежде, дисциплине, пище) на соборе были смягчены с тем, чтобы добиться успешного проведения реформы; зато другие, касающиеся трудовых послушаний, были дополнены и усилены. Попытка унификации монашеской жизни не получила большого распространения, ограничившись лишь югом Франции, но именно здесь обновленный Устав преподобного Венедикта был принят и в скором времени послужил основой для клюнийской реформы. Стремление осуществить аскетический идеал в наиболее полной форме неизбежно вело к попыткам создать новый тип монастырской жизни. «Для Запада характерно, что монахи, которые с бесповоротной решимостью возвращались к греческому аскетизму, не могли надолго на нем успокоиться и спустя более или менее продолжительное время добровольно обращались к мысли о реформе ордена» 67 . Это стремление к духовному совершенствованию берет свое начало в X веке, когда из французского монастыря Клюни (Бургундия), основанного герцогом Гильомом Аквитанским в 910 году, раздался призыв к реформе. Этот монастырь стал центром особой конгрегации бенедиктинских монастырей, истолковывавших Устав преподобного Венедикта с аскетических позиций. «Исход X века, т. е. первого тысячелетия, вызвал у современников мысль о предстоящем конце мира и чрезвычайно усилил религиозное чувство в смысле аскетизма. Число монастырей и монахов так быстро возросло, что очевидец этого движения – монах Радульф Глабер – изображает это движение словами: «Казалось, как будто весь мир облек себя в белый покров Церкви» 68 . Период, предшествовавший началу крестовых походов (1096 г.), отмечен созданием новых монашеских орденов, также ведущих свое начало от братства преподобного Венедикта. В 1084 году был учрежден орден картезианцев (Charteux), а 14 лет спустя часть бенедиктинцев основала конгрегацию с еще более строгими правилами – цистерцианскую, центром которой стал монастырь Сито (Citeax, Бургундия) и главой которой был Бернар Клервоский (1091–1153).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

После убийства архиерея давление латв. правительства на ЛПЦ с целью перехода ее в юрисдикцию К-польского Патриархата резко усилилось. Не была исполнена воля архиеп. Иоанна о погребении его в кафедральном соборе, местом упокоения владыки стало рижское Покровское кладбище. Заместитель патриаршего местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) возложил временное управление ЛПЦ на митр. Виленского и Литовского Елевферия (Богоявленского) . Однако МИД Латвии отказал митрополиту во въезде в страну, а Синод ЛПЦ, действуя под давлением МВД, не признал его канонических прав. После мученической кончины архиеп. Иоанна состав Синода был практически полностью обновлен, и новый Синод в авг. 1935 г. обратился к патриарху К-польскому Фотию II с просьбой принять ЛПЦ в свою юрисдикцию, 11 нояб. попросил даровать Латвийской Церкви автономию по образцу Эстонской Церкви. Томосом от 4 февр. 1936 г. уже новый патриарх К-польский Вениамин I даровал ЛПЦ «автономию в ее внутреннем правлении и ведении дел». Согласно томосу, Церковь стала называться Православная Латвийская митрополия. Поскольку переход ЛПЦ в юрисдикцию К-поля был сделан без канонического отпуска из РПЦ, Синод Русской Церкви не признал законность данного акта. Накануне выборов главы ЛПЦ по распоряжению МВД был изменен ее устав: все важные вопросы церковной жизни - выборы епископов, учреждение новых епархий и вик-ств и др.- должны были решаться лишь с согласия органов гос. власти. 10 марта 1936 г. на Вселатвийском церковном Соборе главой ЛПЦ был избран прот. Август Петерсон (пострижен в рясофор и наречен Августином), который 29 марта был хиротонисан в Риге во епископа Рижского и всея Латвии с возведением в сан митрополита. Его хиротонию совершили архиереи к-польской юрисдикции во главе с митр. Фиатирским Германом (Стринопулосом). Для упрочения автономного статуса ЛПЦ было принято решение образовать 2 викариатства - Елгавское и Ерсикское (с 1939 Мадонское викариатство ). 27 сент. 1936 г. Иаков (Карп) был хиротонисан в Риге во епископа Елгавского, а 17 июля 1938 г. Александр (Витолс) хиротонисан в Даугавпилсе во епископа Ерсикского (позднее епископ Мадонский). Инициатива образования викариатств также исходила от латв. правительства. На Вселатвийском церковном Соборе, созванном в июле 1936 г., переизбрали Синод, а также внесли изменения в устав: ограничивалось приходское самоуправление, причт прихода назначался, перемещался или увольнялся только предстоятелем ЛПЦ и Синодом.

http://pravenc.ru/text/2463149.html

Скончался преподобный Антоний в 1073 году на 90-м году жизни 4 . Сообщение летописи под 1037 годом, что князь Ярослав «и книги любил, читая их часто и ночью, и днем. И собрал писцов многих и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество» 5 , указывает на возникновение своего рода скриптория при дворе Ярослава, где в большом количестве переводились и переписывались книги. Таким местом создания книг и центром просвещения был в то время и Киево-Печерский монастырь. В Киево-Печерском монастыре еще при жизни преподобного Антония были греческие книги. В Киево-Печерском Патерике (XIII в.) – в «Слове о пришествии писцев церковных (живописцев.– Авт.) к игумену Никону от Царя-града» – в подтверждении того, что они «живот свой скончашася в Печерском монастыри… во мнишеском житии», говорится: «Суть же и ныне свиты их на полетах и книгы их греческия блюдомы в память таковаго чудеси» 6 . В эти годы для русских иноков по-прежнему образцом духовной жизни была Афонская Гора. В конце XI века при византийском императоре Алексее I Комнине (1081–1118) в распоряжение русских иноков был отдан монастырь Ксилургу. В XI веке русское иночество на Афоне было уже весьма значительно и имело самостоятельное устройство. Это видно из того, что в XII веке по причине многочисленности русским монахам разрешено было перейти из Ксилургу в монастырь святого Пантелеймона, причем и Ксилургу оставался в их распоряжении в виде скита 7 . Русский исследователь XIX века архимандрит Порфирий (Успенский) высказал в связи с этим интересное предположение, относящееся к афоно-русским церковным отношениям. «В рукописном «Сказании о Святой Горе Афонстей» 1561 года описан в Ксилургу соборный храм во имя Успения Богородицы,– писал архимандрит Порфирий.– Не потому ли и Киево-Печерская Лавра посвящена Успению?» 8 Киево-Печерский монастырь продолжал развивать духовные связи с Афоном при преподобном Феодосии, который был игуменом этой обители в 1142–1156 гг. Преподобный Феодосии ввел в монастыре Студийский устав 9 , по которому монахам вменялось в обязанность переписывание книг. Студийский устав предполагал грамотность монахов. 26-я глава Устава предписывала иметь в монастырях библиотеки. Для хранения книг рекомендовалось выделить специального послушника. «Должно знать, что в те дни, в которые мы свободны от телесных дел, ударяет книгохранитель однажды в дерево и собираются братия в книгохранительную комнату и берет каждый книгу и читает ее до вечера. Перед клепанием же к светильничному ударяет опять однажды книжный приставник и все приходят и возвращают книги по записи, кто же умедлит возвратить книгу, да подвергнется епитимий» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010