Коран одобряет оборонительную войну: " Дозволено (воевать) тем, с которыми сражаются, за то, что они обижены… Поистине, Аллах может помочь им, тем, которые изгнаны из своих домов без права, только за то, что они говорили: " Господь наш – Аллах " (Коран 22:39-40). Если война объявлена, то Коран и мусульманские богословы дают очень подробные правила, как себя вести на войне. Проф. Петерс сводит их вместе: " Все богословские школы согласны в том, что нельзя убивать женщин и детей, если они не воюют против мусульман… Относительно других: престарелых, сумасшедших, монахов, больных, слепых, умственно отсталых, крестьян и рабов, - разные школы дают разные предписания. Одни утверждают, что эти людей нельзя убивать. С их точки зрения, убивать можно только способных воевать, независимо от того: воюют ли они в действительности или нет. Поскольку люди, принадлежащие к указанным категориям, обычно не могут воевать, то и убивать их нельзя. Но если они все же воюют, или поддерживают противную воюющую сторону любым способом: дают деньги или советы и сведения, то тогда их можно убивать. Это мнение находит основание в Коране 2:190 и в некоторых мусульманских традициях " . Хаддури рисует похожую картину: " Мусульманские законоведы согласны в том, что мирных жителей, женщин, детей, монахов и отшельников, престарелых, слепых и сумасшедших, преследовать нельзя " . Согласно преданию, первый халиф Абу Бакр так наставлял своих последователей: " Не совершай предательства, не отступай с правого пути. Ты не должен калечить и убивать ребенка, старика и женщину. Не уничтожай пальмовых деревьев, не жги их и не руби плодовых деревьев. Не убивай ни скота, ни овец, ни верблюдов, только разве для своего пропитания. Вы встретите людей, посвятивших свою жизнь монашеству. Оставьте их для того, чему они посвятили свою жизнь " . Хаддури, как и Петерс, указывает исключения из правила о ненападении на мирных жителей: " Если старики и монахи хотя бы косвенно помогают своему народу, то их можно преследовать " . Но в наше время это относится ко всем мирным жителям. Например, женщины могут служить в армии, в штабе или в госпитале. Женщины участвуют в экономической жизни, работают на производстве, наконец, платят налоги. Все это означает, что они поддерживают войну, которую ведет их страна против мусульман.

http://moral.ru/Djihad.htm

В один из так называемых свободных дней старшеклассника, когда учащиеся старших классов имеют право пропустить по желанию уроки, один из учеников сказал учителю физики. «Я хочу, чтобы вы знали, мистер Чеч, что я сегодня пропустил все остальные уроки, но пропустить ваш урок я просто не мог. Я так увлечен тем, что мы делаем здесь, что не мог». Когда налицо такие показатели эффективности проводимой реформы, почему бы другим районным школам не задуматься над этой проблемой? Этот вопрос вряд ли появится в наших нормативных тестах. Сторонники экспериментального или экологического обучения организовали Ассоциацию экспериментального обучения для поддержки профессионального развития, теоретического продвижения и повсеместного распространения этого метода. Сейчас ассоциация насчитывает около двух тысяч членов из тридцати пяти стран. Некоторые уже перешли от слов к делу. Среди самых старых и широко известных считается Фоксфайр, центр которого расположен в Маунтин-Сити, штат Джорджия. Программа «Подход Фоксфайр к преподаванию и обучению» ставит своей целью обучение новичков средней школы сельских районов штата Джорджия базовым знаниям английского языка. Результатом этого опыта стал издаваемый учениками журнал Foxfire Magazine и серии книг о жизни в Аппалачах и народных обычаях. Просуществовавший уже три десятилетия, Фоксфайр предлагает учителям и студентам программы, сфокусированные более на культуре, чем на природе, однако в основе любой работы этого центра лежит природа, которая предоставляет информацию обо всем, начиная со змей и диких растений и кончая охотой на медведя. В число других активных организаций входят заслужившие уважение Национальная федерация дикой природы и Институт естествознания Роджера Тори Петерсона в Джеймстауне, штат Нью-Йорк. Учителя школы, воспользовавшись программой института Петерсона, посещают летние курсы переподготовки. Вернувшись в классы, они привлекают учеников к изучению обширных окрестностей вокруг их школы. В журнале Orion более десяти лет публиковались работы таких авторов, как Гари Пол Набхан и Роберт Майкл Пайл из общества «Орион»; массачусетская некоммерческая организация, по словам писателя-эколога и активного ее участника Уилла Никсона, «решила помочь реализовать некоторые из высказанных идей на практике».

http://azbyka.ru/deti/poslednij-rebenok-...

Сидящий на скамье подсудимых человек выглядел лишь тенью собственного изображения, секунду назад красовавшегося на экране. Усох живот, лицо осунулось и почернело, полуседые волосы стали седыми и заметно поредели. Взгляды семнадцати, сидящих в зале, невольно устремились на него. Наконец, привычным движением вытерев со лба пот, обратил на него взгляд и человек, сидящий в кресле судьи. - Ваша вина доказана, доктор Зуир. — послышался сухой голос императора, эхом прокатившийся по тёмным стенам древнего зала, — Вы придумали изощрённый метод подавления личности. Глубокий. Вы были правы: у меня и сейчас, спустя семь лет после “терапии”, стоят в ушах голоса погибших друзей. А сколько таких, как я? Но одновременно с этим именно тому, что я пережил тогда, я во многом обязан тем, что теперь сижу в этом кресле. Так что я не вижу более подходящего для Вас наказания, чем подвергнуть Вас — последнего во всей Галактике, — Вашей же “терапии”. Может быть, кто-нибудь из моих преемников когда-нибудь помилует Вас. Но не я. По крайней мере, не скоро. Неприятные удары ладонью по щекам — и раздражённое лицо сержанта перед глазами. - Дома отоспишься, Зуир! Здесь тебе не санаторий! Солдат осоловело огляделся. Стёр ладонью присосавшихся ко лбу комаров. Уже почти все построились, только Петерсон подтягивал лямки вещмешка. Надо было торопиться. Зуир приподнялся на одно колено и схватившись рукой за сучковатый, смолянистый ствол ели, прислонясь к которому, он спал, резким рывком поднялся, вытягивая за собою из мховой перины вещмешок и болтавшийся на шее автомат. Усталость разом нахлынула, захлестнув мышцы рук и ног, отдавшись в голове, спине и шее, — словно и не было десятиминутного отдыха. Петерсон уже встал в строй, сержант прошёл в голову отряда. Все смотрели на отстающего. Зуир поспешил к ним. По небу плыли тяжёлые, тёмные тучи. Скоро начнётся дождь, а впереди — большое болото. Послышался звук, напоминающий крик какой-то птицы. Взвод двинулся. Глядя на грязный вещмешок Петерсона, маячащий перед глазами, Зуир вспоминал мимолётный сон, в который он незаметно для себя погрузился на привале. Его почти вымыло из памяти, лишь какие-то обрывки причудливых образов сохраняло ноющее сознание: галактический император, суд семнадцати… Приснится же такое! “Надо будет записать это всё,” — подумал Зуир, — “если когда-нибудь наконец дойдём до этой проклятой базы!”

http://azbyka.ru/fiction/xristianskij-kv...

Сарабьянов, Смирнова 2007 – Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М., 2007. Сахаров 1980 – Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси: IX – первая половина X в. М., 1980. СВ – Средние века. М. Свердлов 1–2 – Латиноязычные источники по истории Древней Руси/Составл., перев., коммент. М. Б. Свердлова. М.; Л., 1989. [Вып. 1:] Германия, IX – первая половина XII в.; 1990. [Вып. 2:] Германия, середина XII – середина XIII в. (пагинация обоих выпусков – общая). Свердлов 1972 – Свердлов М. Б. Политические отношения Руси и Германии X – первой половины XI в.//Проблемы истории международных отношений: Сб. статей памяти акад. Е. В. Тарле. СПб., 1972. Свердлов 1976 – Свердлов М. Б. Известия о Руси в хронике Титмара Мерзебургского//ДГ, 1975 год. М., 1976. Свердлов 2003 – Свердлов М. Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI – первой трети XIII вв. СПб., 2003. с.-в.-н. – средневерхненемецкий. СДРЯ 1–8 – Словарь древнерусского языка (XI–XIV вв.). М., 1988–2008. Т. 1–8 (издание продолжается). СЕЭС – Степи Евразии в эпоху средневековья/Отв. ред. С. А. Плетнева. М., 1981 (Арх.). слав. – славянский. Смол. гр. – Смоленские грамоты XIII–XIV веков/Т. А. Сумникова, В. В. Лопатин; под ред. Р. И. Аванесова. М., 1963. Снорри Ст. – Снорри Стурлусон. Круг земной/А. Я. Гуревич, Ю. К. Кузьменко, О. А. Смирницкая, М. И. Стеблин-Каменский. М., 1980 (ЛП). СНСП – Сказания о начале славянской письменности/Вступ. стат., перев. и коммент. Б. Н. Флори. М., 1981 (ПСИНЦВЕ). ср.-лат. – средневековый латинский. Стендер-Петерсен 1956 – Стендер-Петерсен А. Проблемы древнейших византийско-русско-норманнских отношений//СВ. 1956. Вып. 8 (русскоязычный вариант работы: Stender-Petersen A. Das Problem der ältesten byzantinisch-russisch-nordischen Beziehungen//X Congresso internazionale di scienze storiche: Rilazioni. Roma, 1955. T. 3). Стефанович 2006/3–4 – Стефанович П. С. Володарь Перемышльский в плену у поляков (1122 г.): источник, факт, легенда, вымысел//ДРВМ. 2006. 3 (25)–4 (26).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В брошюре «Исповедь атеиста» (1915) К. на основе текста рецензируемой книги франц. биолога Ф. Ле Дантека «Атеизм» убедительно показывал поверхностность, а вместе с тем внутреннюю противоречивость убеждений того типа атеизма, который свое неверие воспринимает не как следствие метафизических аргументов в пользу истинности неверия, а как естественное состояние сознания, не нуждающегося в вере. Книга Ле Дантека (тогда еще не переведенная на русский язык) привлекла внимание К. тем обстоятельством, что автор пытался честно описать внутреннюю жизнь неверующего сознания. Следуя за его рассуждениями, К. приходит к выводу, что представление о естественном, т. е. чистом, не подкрепленном никакими обоснованиями неверии является самообманом, поскольку вера независимо от того, как ее понимать, в качестве религиозной или обыденной, составляет основу сознания. В этой связи К. вспоминал статью Вл. С. Соловьёва «Религиозный элемент мысли», в к-рой тот писал: «...в истину мы верим и ее утверждаем прежде всяких определений. Вера в истину представляет собою основание той связи, которая существует между нашими стремлениями и утверждениями. Можно отказаться от этой веры только прекративши само мышление» (М., 1907. С. 5-8). Разделяя мысли Соловьёва , К. считал логически оправданным переход от веры в истину к самой истине и далее к Неведомому Богу. Описывая непростой путь от Неведомого Бога к Богу Истине, К. писал: «Еще одно усилие смиренной, ответной любви благодатной над гордым, бессильным, но мертвящим отрицанием,- и мы воскликнем, прозревши духовно: верую, Господи! Помоги моему неверию» (Исповедь атеиста. 19153. С. 28). После смерти Фёдорова разногласия между К. и Петерсоном относительно узловых вопросов философии общего дела к 1909 г. достигли апогея. Об этом свидетельствуют письма К. Петерсону 1909-1913 гг., полностью опубликованные в 2004 г. (Письма В. А. Кожевникова к Н. П. Петерсону// Кожевников. Федоров Николай Федорович. 2004. С. 547-558). Для К. эти письма имели характер подведения итогов в эволюции его понимания концепции «воскрешения мертвых». В этих письмах К. отмечал ошибочные положения учения Фёдорова, его спорные и неточные утверждения, к-рые могли стать ошибочными, как это происходило в случае их толкования Петерсоном и нек-рыми др. «учениками» из круга «фёдоровцев».

http://pravenc.ru/text/1841666.html

Я сел. Вышла мышь. Я ее перекрестил: «Сиди и слушай!» – и прочел молитву. Когда я кончил, перекрестил ее снова: «Теперь иди и скажи другим». И после этого ни одной мыши у нас не было!» § 109 Судебный процесс в Ташкенте по делу профессора хирургии П.П.Ситковского, обвиняемого в контрреволюционной деятельности, привлек к себе огромное внимание. Экспертом пригласили В.Ф.Войно-Ясенецкого, тоже профессора-хирурга. Председатель коллегии ГПУ Туркестана Якоб Петерс был буквально взбешен спокойными, убедительными аргументами святителя Луки в защиту подсудимого и, что называется, «перешел на личности»: – Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете? – Я режу людей для их спасения. А во имя чего режете вы, гражданин общественный обвинитель? Зал взорвался хохотом и аплодисментами, сбросив напряжение, – многие знали, что вопрос Петерса содержал угрожающий контекст: священник не должен проливать кровь даже курицы. Но святитель Лука от Патриарха получил разрешение заниматься хирургией... Петерс не смирился: – А как это вы верите в Бога – вы Его видели, своего Бога? – Бога я не видел, но много оперировал на мозге, но никогда не видел там ума, и совести тоже. § 110 У нас в жизни бывает много мелких неприятностей. И как различить: Божье это наказание или происки лукавого? – Различить нетрудно, – ответил один священник, уже много лет прослуживший в Сыктывкарской епархии. – Лукавый попросту вредит, досаждает, отчаивает людей, так что у них руки опускаются. А Божьи «неприятности» совсем не такие, они не вредят, а лишь вразумляют. Более того, даже пользу приносят. Вот я историю вам расскажу... Было это, когда меня только поставили на приход. Приход сложный – в поселке, где много дачников. И вот отправляюсь туда на одну из первых своих служб. На остановку вышел за полчаса до автобуса, стою, мерзну. Время вышло – автобуса нет. «Что обо мне на приходе-то подумают? – ужасаюсь. – Ведь на службу опоздаю!» Перебираю в уме, какие грехи вчера совершил, молюсь: «Господи, прости мне, грешному! Только не задерживай автобус!» Гляжу на часы: уже на 15 минут опаздываю. Ну, значит, не в тех грехах каялся – тут дело серьезнее. Начинаю вспоминать, что натворил в течение последней недели, в чем мне перед Богом каяться. А время идет... Господи, за что Ты меня так наказываешь?! Ну ладно бы 15 минут, а то ведь целых полчаса прошло! Зачем так жестоко?!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Один раз все они вздрогнули и подняли уши, услышав в лесу лязг ножных цепей, но это подходила Пудмини, любимица Петерсен сахиба; она разорвала свою цепь и теперь, фыркая и ворча, поднималась на гору. Вероятно, Пудмини сломала изгородь и явилась прямо из лагеря Петерсен сахиба; в то же время Маленький Тумаи увидел другого слона, незнакомого ему, с глубокими шрамами от верёвок на спине и груди. Он тоже, вероятно, убежал из какого-нибудь лагеря в окрестных горах. Всё затихло; в лесу больше не было слонов; Кала Наг, качаясь, сошёл со своего места между деревьями, с лёгким клокочущим и журчащим звуком вмешался в толпу, и все слоны принялись разговаривать между собой на собственном наречии, и все задвигались. По-прежнему неподвижно лёжа, Маленький Тумаи смотрел вниз на множество десятков широких спин, колыхающихся ушей, качающихся хоботов и маленьких вращающихся глаз. Он слышал, как одни бивни, случайно ударив о другие, звенели, слышал сухой шелест свивавшихся вместе хоботов, скрип огромных боков и плеч в толпе и непрерывный свист машущих больших хвостов. Облако закрыло луну, и он остался в чёрной темноте, но спокойный непрерывный шелест, постоянная толкотня и ворчанье продолжались. Мальчик знал, что кругом Кала Нага повсюду были слоны, и что вывести Чёрного Змея из этого собрания невозможно. Итак, Тумаи сжал зубы и молча дрожал. В кеддах, по крайней мере, блестел свет факелов, слышался крик, а здесь он был совсем один, в темноте, и раз какой-то хобот поднялся к нему и дотронулся до его кольца. Вот один слон затрубил; все подхватили его крик, и это продолжалось пять или десять ужасных секунд. С деревьев скатывалась роса и, точно дождь, падала на невидимые спины; скоро поднялся глухой шум, сперва не очень громкий, и Маленький Тумаи не мог сказать, что это такое; звуки разрастались. Кала Наг поднял сперва одну переднюю ногу, потом другую и поставил их на землю. Повторялось: раз, два, раз, два, — постоянно, как удары молота. Теперь все слоны топали в такт, и раздавался такой звук, будто подле входа в пещеру колотили в военный барабан.

http://azbyka.ru/fiction/maugli-redjard-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТЕРС [Peeters] Поль (Поль Жан Мари Шарль Жозеф; 20.09. 1870, Турне, совр. пров. Эно, Бельгия - 18.08.1950, Брюссель), священник ордена иезуитов , член об-ва болландистов (с 1941 председатель), специалист по вост. агиографии, полиглот. Д-р honoris causa ун-тов Страсбурга (1946; богословие) и Лёвена (1947; вост. филология и история); президент Бельгийского об-ва вост. исследований; член Бельгийской королевской академии наук, лит-ры и изящных искусств, Папской римской археологической академии, франц. Академии надписей и изящной словесности; консультант исторической секции рим. Конгрегации обрядов; лауреат бельг. премии в области исторических исследований за 1936-1940 гг. Автор более 150 публикаций. Род. в многодетной семье французско-бельг. происхождения. Начальное образование получил в конгрегации Братьев христианских школ, среднее - в иезуитском коллеже Нотр-Дам в Турне, где совместно с А. Леклерком изучал классические языки. В 1887 г. вступил в новициат ордена иезуитов в Арлоне, через 2 года - в ювенат в Дронгене, где продолжил изучение классической филологии. По окончании 3-летнего курса философии в Лёвене (1890-1893) на 5 лет вернулся в ювенат Дронгена в качестве преподавателя. Первые научные публикации П. (с 1896) были посвящены преимущественно вопросам лингвистики, в т. ч. связи языка и мышления и важности преподавания древних языков (впосл. П. был активным участником бельг. Комитета по составлению словаря средневек. лат. языка). Уже тогда П. выучил рус., арм. и сир. языки. 18 авг. 1901 г. рукоположен во пресвитера. В этот же период П. включился в работу болландистов, с 1902 г. ежегодно публиковал исследования и рецензии в ж. «Analecta Bollandiana». Эта деятельность побудила его продолжить освоение вост. языков и по окончании 4-летнего курса богословия (1902) отправиться для изучения араб. языка в Ун-т св. Иосифа в Бейруте (учился, в частности, у одного из пионеров арабо-христ. исследований Л. Шейхо). По возвращении, 31 июля 1904 г., П. был официально принят в Об-во болландистов.

http://pravenc.ru/text/2580082.html

  Были большевики, предлагавшие распустить Чрезвычайку Всероссийская чрезвычайная комиссия, наводившая ужас на обывателей, довольно быстро стала вызывать опасения и у самих большевиков. Ведь чекисты одновременно исполняли функции следователей, судей и палачей. При этом ВЧК не только боролась с контрреволюцией и спекуляцией, но и занималась международными связями, железными дорогами, армией, местами заключения и многим другим. Был даже отдел по борьбе " с враждебной деятельностью церковников " . Чрезвычайка напоминала государство в государстве, которое в любой момент могло обрушить свой революционный меч на голову любого. Это привело к тому, что осенью 1918 года, в разгар красного террора, ряд видных большевиков - в частности, Николай Бухарин, Михаил Ольминский и Григорий Петровский - выступили с критикой грозной организации. Дзержинскому заявили о произволе, творимом в ВЧК " преступниками, садистами и разложившимися элементами люмпен-пролетариата " . Дальше всех пошел председатель Моссовета Лев Каменев, который потребовал вообще распустить Всероссийскую чрезвычайную комиссию. Спас ВЧК Ленин, объявивший, что он полностью поддерживает организацию, подвергшуюся по его словам, " несправедливым обвинениям со стороны ограниченной интеллигенции " , которая не может взглянуть на вопрос террора в более широкой перспективе.   Руководство ВЧК предвидело свою судьбу На заседании Совнаркома, когда решался вопрос о председателе ВЧК, Ленин выдвинул кандидатуру Дзержинского, назвав его " пролетарским якобинцем " . После заседания Феликс Эдмундович грустно заметил своему заместителю Янису Петерсу, что если он теперь Робеспьер, то Петерс, по-видимому — Сен-Жюст. Шутка не вызвала у обоих смеха. Как известно, оба деятеля Великой Французской революции некоторое время всевластно распоряжались судьбами сограждан, безжалостно отправляя сотни людей на гильотину. И оба в 1794 году пали жертвами запущенного ими кровавого конвейера. В 1937-41 годах в ходе «чистки чекистских рядов» был расстреляно большинство тех, кто в годы гражданской войны составлял руководящее ядро ВЧК – Янис Петерс, Глеб Бокий, Артур Артузов, Михаил Кедров, Иосиф Уншлихт, Меер Трилиссер, Григорий Мороз, Абрам Беленький, Василий Манцев, Иван Павлуновский, Василий Фомин, Мартын Лацис.

http://foma.ru/vchk-sem-faktov-ob-organi...

Летом 1849 г. Фридрих Вильгельм IV попытался утвердить гегемонию Пруссии во внутригерм. делах. Пруссия и Австрия оказались на грани войны, но Пруссия уступила, и конфликт завершился Ольмюцким соглашением в нояб. 1850 г. Спустя 2 года старый Германский союз был восстановлен во главе с Австрией. После поражения революции 1848-1849 гг. в большинстве гос-в Германского союза политическое напряжение этих лет ослабло. В 1859 г. Австрия потерпела поражение в войне с Францией и Сардинским королевством; потеряла нек-рые итал. владения и была вынуждена провести внутренние реформы, включая принятие конституции. События 1859 г. повлияли и на др. герм. гос-ва, где сторонники национального объединения хотели бы следовать итал. образцу. В Пруссии власть перешла от Фридриха Вильгельма IV к его брату принцу Вильгельму, ставшему регентом (1858), а затем и королем (1861). В Г. заговорили о наступлении «новой эры», т. к. Вильгельм считался прогрессивным монархом и патриотом герм. нации. В 1861 г. образовалась либеральная Прогрессивная партия, выступавшая за расширение гражданских свобод и достижение национального единства. Однако надежды партии на сотрудничество с кор. Вильгельмом не оправдались. Когда король поддержал предложение военного министра А. фон Роона реорганизовать армию и тем самым укрепить позиции консервативно настроенных кадровых офицеров, либеральное большинство в прусском ландтаге отказалось одобрить гос. бюджет. Парламент был распущен, что спровоцировало конституционный кризис. Вновь избранный ландтаг, в к-ром большинство также составляли либералы, вторично отверг законопроект о военной реформе. В сент. 1862 г. Вильгельм I назначил главой правительства О. фон Бисмарка. Рейхсканцлер Отто фон Бисмарк. Литография по ориг. В. Петерсена. Кон. XIX в. Рейхсканцлер Отто фон Бисмарк. Литография по ориг. В. Петерсена. Кон. XIX в. Благодаря объединительной политике Бисмарка, триумфом к-рой стала франко-прусская война (1870-1871, согласно завершившему ее Версальскому миру, Франция уступила Г. Эльзас (за исключением Бельфора) и Вост. Лотарингию, а также соглашалась на оккупацию герм. армией Сев. Франции на период выплаты контрибуции в размере 5 млрд франков), было достигнуто неск. соглашений между Пруссией и южногерм. гос-вами, в результате чего Северогерманский союз был преобразован в Германскую империю под эгидой протестант. Пруссии. В состав империи вошли все герм. гос-ва, за исключением Австрии. Титул императора в прусском правящем доме стал наследственным. 18 янв. 1871 г. Вильгельм I был провозглашен герм. императором (кайзером). Бисмарк как глава правительства (канцлер) в сотрудничестве с национально-либеральной партией и партией свободных консерваторов (крупные землевладельцы и промышленники) провел ряд законов, усиливавших центральные имперские институты.

http://pravenc.ru/text/529064.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010