Но оккупировавшие эти территории советские войска, прежде всего, обрушили свои репрессии на представителей господствующих классов – представителей государственного аппарата, местных помещиков, буржуазии – всех тех, кто подлежал в первую очередь уничтожению. Что же касается церковной жизни, то, конечно, было запрещено преподавание Закона Божия в школах, все церковное имущество было объявлено государственным. Начались аресты – хотя и немногочисленные – среди духовенства. Некоторые храмы закрывались, кратковременно арестовали нескольких архиереев. Но ситуация была такова, что находившиеся на этих территориях православные церкви были в разном положении. На Западной Украине и в Западной Белоруссии храмы эти были в юрисдикции Польской автокефальной Православной Церкви. В Эстонии и Латвии православные епархии входили в юрисдикцию Вселенского Патриарха. И только в Литве митрополит Елевферий (Богоявленский) сохранял юрисдикцию митрополита Сергия. Конечно, православное духовенство этих территорий, нередко, кстати сказать, состоявшее из русских эмигрантов, отдавало себе отчет в том, что репрессии все равно обрушатся и на них. И единственная надежда связывалась ими с тем, чтобы перейдя в юрисдикцию митрополита Сергия, сохранить свое существование. Ведь, в конце концов, сохранился же он каким-то образом в Советском Союзе! И вот почему митрополит Таллиннский Александр (Паулус), митрополит Рижский Августин (Петерсон) и архиепископ Волынский Алексий (Громадский) вместе со всеми своими архиереями перешли сразу в юрисдикцию митрополита Сергия, надеясь таким образом сохранить себя от репрессий. Репрессии эти все равно начались. Было закрыто несколько десятков храмов, арестовано к тому времени не более двухсот священнослужителей, хотя расстреляно уже несколько десятков священнослужителей. Это, конечно, было уже довольно много в первые годы советской оккупации. Но затем ситуация изменилась – война перешла в другое качество. Митрополит Сергий, конечно же, принял в свое общение всех перешедших к нему архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   В ночь с 11 на 12 октября 1934 г. архиепископ Иоанн был заживо сожжен на пригородной даче. Преступление так и не расследовали до конца, однако в народе считали, что возможных виновников убийства следует искать среди агентов латвийских властей или советской разведки. После его кончины в жизни Латвийской Церкви произошли серьезные перемены. Церковь без согласия Московской Патриархии перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриарха. 29 марта 1936 г. митрополит Фиатирский Герман возглавил хиротонию во епископа с возведением в сан митрополита Рижского и всея Латвии бывшего до этих пор гарнизонным священником в Даугавпилсе Августина (Петерсона). В 1938 г. в Латвии была открыта новая Даугавпилсская кафедра. На нее хиротонисали Александра (Витолса).    После присоединения Латвии к Советскому Союзу латвийское духовенство через покаяние было принято в юрисдикцию Московской Патриархии. Митрополит Рижский Августин (Петерсон) ушел на покой. 1917 по 1921 г. Литовской епархией управлял викарный епископ Ковенский Елевферий (Богоявленский). 28 июня 1921 г. он назначен был правящим архиереем с возведением в сан архиепископа Литовского и Виленского. В конце гражданской и мировой войны его епархия оказалась разделенной государственной границей между Литвой и Польшей. Епархиальный центр Вильна вместе с Виленским краем, в котором сосредоточена была большая часть православного населения епархии, оказались в пределах Польского государства. Владыка Елевферий за решительное неприятие незаконной автокефалии Польской Церкви был подвергнут трехмесячному аресту в одном из католических монастырей. Только в апреле 1923 г. по настоянию литовского правительства он был освобожден и смог приехать в столицу Литвы Каунас. Архиепископ Елевферий не признал раздела епархии, учиненного священноначалием Польской Церкви, поставившей на Виленскую кафедру в 1922 г. архиепископа Феодосия (Федосиева).    Литовские власти не настаивали на отделении Литовской епархии от Московской Патриархии отчасти потому, что православных в республике было сравнительно мало, а среди литовцев почти не было. К тому же литовское правительство в своих притязаниях на Вильну, отторгнутую Польшей, встречало поддержку со стороны правительства СССР. Во всяком случае архиепископ Елевферий не встречал никаких затруднений со стороны властей в сношениях с Патриархией, которой он хранил безусловную каноническую верность. В октябре 1928 г. архиепископ Елевферий приезжал в Москву для доклада о своих епархиальных делах и о положении православной Церкви в Польше. В ноябре того же года владыка Елевферий был возведен в сан митрополита. После увольнения митрополита Евлогия (Георгиевского) от должности управляющего Западноевропейскими приходами Русской Церкви митрополит Елевферий был назначен на эту должность 24 марта 1930 г. как временно управляющий, с 30 апреля 1931 г.— как управляющий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Адеркаши. Церковь Марии Магдалины. Aderkašu Sv. Marijas-Magdalnas pareizticgo baznca Церковь. Действует.   Престолы: Марии Магдалины Год постройки:1867. Архитектор: А.Н. Эдельсон Адрес: Латвия, Таурупская волость, Огрский край, Адеркаши Aderkaši, Taurupes pagasts, Ogres novads, Latvija Координаты: 56.842767, 25.352107 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Сиссегальский приход на мызе Фистелен был открыт в 1848 г., богослужения совершались в деревянной церкви. В 1863–1864 гг. рижским епархиальным архитектором А.Н. Эдельсоном на основе образцового проекта деревянной церкви для Лифляндской губернии Н.Е. Ефимова (1846 г.) был подготовлен проект церкви в тоновском варианте русского стиля. Базиликальная каменная церковь имеет шатровую колокольню над притвором и готический шатрик на барабанчике над основным объемом. К единому прямоугольному в плане объему в пять осей примыкают две пристройки в одну ось: прямоугольная в плане алтарная апсида и небольшой квадратный в плане притвор с колокольней над ним. Эдельсоном был упрощен план и декор с учетом специфики каменного зодчества: он представлен только полуциркульными окнами с рамочными навершиями. Проект часто использовался в период интенсивного храмостроительства 1863–1869 гг. В таких формах сооружена и церковь св. равноапостольной Марии Магдалины в Адеркаши (Мадлиена, местность также называлась «Русская гора»). Церковь освящена 31 октября (менее вероятно, 30 ноября) 1867 г. епископом Вениамином (Карелиным). Много лет не была принята в духовное ведомство. Храм сооружен трудами настоятеля свящ. (позднее протоиерей) Иоанн Лициса (Jnis Lcis). Янис (Иоанн) Лицис (Лийц) родился 19 июля 1832 г. в семье управляющего, один из первых латышей, закончивших Рижскую духовную семинарию (1857 г.), в том же году был рукоположен. Ю.Ф. Самариным в 1868 г. в Праге были опубликованы под псевдонимом его «Записки православного латыша Индрика Страумита. 1840–1845 г.» (переиздание: М., 1890; см.: Инфантьев Б.Ф. Янис Лицис, его «Записки православного латыша» и «Летопись Адеркашской церкви»//Православие в Латвии. 3. Rga, 2001. С. 7–66). Публицист устами православного латыша рисует картину устремления местного крестьянства к русскому народу и православию и притеснений латышей со стороны немецких властей. Приход в 1892 г. включал 660 мужчин и 694 женщины, имелись приходская и вспомогательная Альтенвогская школы. О. Иоанн служил в Адеркаши 46 лет, 6 сентября 1905 г. был убит бандитом-революционером. После него (в 1905-1906 гг.) на приходе служил будущий митрополит Рижский и всея Латвии Августин (Петерсон, 1873-1955).

http://sobory.ru/article/?object=19327

В 1937 г. в Сортавале по приглашению владыки Германа проходило совещание финских и прибалтийских православных епископов, в котором участвовали митрополит Таллинский Александр (Паулус), митрополит Рижский Августин (Петерсон), архиепископ Печерский Николай (Лейсман), епископ Выборгский Александр (Карпин) и епископ Елгавский Иаков (Карп). Повестка дня данной встречи включала развитие межцерковных связей, календарный вопрос, унификацию богослужения, экономическое положение клириков и приходов, создание общего высшего богословского учебного заведения. В 1938 г. состоялась вторая встреча финских и прибалтийских архиереев, она была посвящена участию в экуменическом движении. Епископ Александр пять лет руководил Выборгской епархией. В 1940 году из-за войны между Финляндией и СССР он должен был покинуть этот город и переселиться в столицу Финляндии Хельсинки (Гельсингфорс), куда впоследствии был перенесен центр епархии. Именно поэтому в русскоязычных материалах для титуляции владыки Александра используется обычно именование «епископ Гельсингфорсский». Гельсингфорсская епархия состояла из 12 приходов (Хельсинки, Котка, Лаппенранта, Хяменлинна, Лахти, Тампере, Турку, Лапландия, Оулу, Васса и Хамина). Число прихожан (по данным на 1950 г.) составляло около 26 000 человек. В ведении епископа Александра находились и два монастыря: Линтульская Свято-Троицкая женская обитель и братия Коневского монастыря, в жизни которых владыка принимал самое активное участие. Возглавляя православную епархию с центром в столице, владыка Александр вынужден был общаться с разного рода правительственными чиновниками, а также представлять Финляндскую Православную Церковь на государственных мероприятиях. О его взаимоотношениях с духовенством Евангелическо-Лютеранской церкви можно сказать словами епископа Киприана (Зернова), посетившего Финляндию в 1961 г.: «отношения корректные, но далекие» . Это, однако, не исключало личной дружбы или, напротив, обиды. Так, епископ Александр (Карпин) был очень удивлен, когда новоизбранный лютеранский епископ Хельсинки Ааре Лауха не нанес ему визита. «Мы с этим епископом даже на " ты " , но то, что он не сделал мне визита, говорит само за себя» , - недоумевал владыка.

http://pravoslavie.ru/77869.html

В Латвии состоялось перезахоронение останков митрополита Рижского Августина (Петерсона) 11 августа 2011 г. 18:07 10 августа 2011 года в Риге состоялось перезахоронение останков митрополита Рижского и всея Латвии Августина (Петерсона), почившего 4 октября 1955 года в Германии в местечке Гаутинг близ Мюнхена. Утром митрополит Рижский и всея Латвии Александр в сослужении духовенства Латвийской Православной Церкви совершил панихиду у гроба приснопоминаемого владыки, который был установлен в кафедральном соборе в честь Рождества Христова г. Риги. За панихидой молились родственники почившего митрополита Августина и многочисленные верующие. Богослужение совершалось на латышском языке. По окончании заупокойного богослужения митрополит Александр обратился к собравшимся с памятным словом . Митрополит Августин (Петерсон) был перезахоронен на кладбище в Косе (волость Скуенес Цесисского р-на), рядом со своими родителями. Согласно завещанию владыки, его перезахоронение на латвийской земле должно было состояться после восстановления независимости латвийского государства. После погребения внучка почившего передала Латвийской Православной Церкви личные вещи митрополита Августина. Митрополит Августин (Петерсон) родился 17 февраля 1873 г. в латышской православной крестьянской семье. По окончании в 1895 г. Рижской духовной семинарии служил псаломщиком в храмах и учителем в церковноприходских школах в местечках Сунтажи, Каплава и Либава (латыш. Лиепая) близ Риги. В 1904 г. рукоположен во диакона, затем во священника, служил в храмах Рижской епархии. В годы Первой мировой войны был полковым священником, с 1926 г. гарнизонным священником в г. Даугавпилсе. С 1934 г. ректор Елгавской духовной семинарии. В 1936 г. хиротонисан во епископа и возведен в сан митрополита с титулом Рижский и всея Латвии. После присоединения Латвии к СССР эмигрировал на Запад. Скончался 4 октября 1955 г. По материалам пресс-службы ЛПЦ Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1596315.ht...

В Кремле открылась постоянная экспозиция, рассказывающая о наследии взорванной 85 лет назад обители. В трех небольших витринах — все наследие, уцелевшее от варварски уничтоженного в 1929 году Вознесенского женского монастыря. Дмитрий Анохин 22 декабря 2014 г. 10:40 Отпевание 122 воинов, освобождавших Эстонию от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году, было совершено 20 октября в поселке Синимяэ на северо-востоке страны Антонина Мага 22 октября 2012 г. 15:10 Потомки эмигрантов первой волны обратились к Президенту России Дмитрию Медведеву и Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой " принять решение о выносе Ленина из Мавзолея и о ликвидации кладбища на Красной площади " . Копию этого письма редакция ЦВ получила сегодня из Парижа. Антонина Мага 16 февраля 2012 г. 09:41 В Латвии 10 августа состоялось торжественное перезахоронение останков митрополита Рижского и всея Латвии Августина (Петерсона), скончавшегося 4 октября 1955 г. в местечке Гаутинг близ Мюнхена. К этим мероприятиям здесь активно готовились начиная с мая. В своем слове после панихиды в кафедральном соборе Риги митрополит Рижский и всея Латвии Александр отметил, что владыке Августину пришлось быть архиереем в очень тяжёлые предвоенные и военные годы, и он усердно трудился на благо Церкви. Сергей Стефанов 12 августа 2011 г. 16:26 Многочисленные надгробия и склеп священнослужителя были обнаружены в конце мая в Москве при проведении работ по благоустройству территории сквера, находящегося на месте разрушенного военного некрополя московского Семеновского кладбища. Об этом сообщила в ходе III Скворцовских церковно-краеведческих чтений заместитель председателя Союза краеведов России Александра Смирнова. Специалисты по древностям предлагают создать на месте бывшего кладбища военно-мемориальный комплекс. 21 июня 2011 г. 18:47 e-mail: @

http://e-vestnik.ru/tags/perezahoronenie...

В этом году исполняется 15 лет с момента прославления священномученика Иоанна Рижского, возглавлявшего Латвийскую Православную Церковь c 1921 года до дня своей мученической кончины в 1934 году. 6 февраля 2015 г. 16:15 20 октября/2 ноября 2014 года в Пюхтицком ставропигиальном Свято-Успенском женском монастыре и во всех православных храмах Эстонии пройдут поминальные службы по случаю 120-летия со дня кончины губернатора Эстляндии (1885–1894) князя Сергея Владимировича Шаховского. И отечественные, и немецкие исследователи представляют губернатора как ревнителя Православия в Прибалтике. Алан Берг 20 октября 2014 г. 10:30 Это не мой взгляд, а факт общеизвестный, что мы не такие подвижники, у нас нет той решимости работать Господу, какая была у древних. У них было больше подвигов и благодати. Хотя если посмотреть поучения преподобного Феодора Студита своим монахам, то видно, что страсти, которые там кипели, почти ничем не изменились в наш век, изменились только обстоятельства. Но и народ стал другим. Тогда было больше послушных. Сергей Чапнин игумения Никона (Перетягина) 17 ноября 2011 г. 01:00 В Латвии 10 августа состоялось торжественное перезахоронение останков митрополита Рижского и всея Латвии Августина (Петерсона), скончавшегося 4 октября 1955 г. в местечке Гаутинг близ Мюнхена. К этим мероприятиям здесь активно готовились начиная с мая. В своем слове после панихиды в кафедральном соборе Риги митрополит Рижский и всея Латвии Александр отметил, что владыке Августину пришлось быть архиереем в очень тяжёлые предвоенные и военные годы, и он усердно трудился на благо Церкви. Сергей Стефанов 12 августа 2011 г. 16:26 Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий отметил 85-летие со дня рождения 26 июня 2009 г. e-mail: @

http://e-vestnik.ru/tags/id687/

45 Петерс Яков Христофорович (1886–1942) – профессиональный революционер с дореволюционным партийным стажем (в 1904 вступил в Либавскую организацию Социал-демократии). После Октябрьской революции член коллегии и заместитель председателя ВЧК, председатель Революционного трибунала. В 1920– 22 член Туркестанского бюро ЦК РКП (б), полномочный представитель ВЧК в Туркестане. С 1923 член коллегии ОГПУ. С 1930 г. на партийной работе. В 1937 – арестован, 25 апреля 1938 года расстрелян. 46 Карклин Отто Янович (1884–1942) -- член партии с 1902 г. Активный участник революции 1905–1907 гг., арестант Рижской центральной тюрьмы. В 1916 г. был сослан в Верхоянск. С апреля 1918 – председатель Кассационного отдела при ВЦИК. С июня 1918 – заместитель председателя Ревтрибунала при ВЦИК. В 1923 – заместитель председателя Верховного Суда РСФСР. Позднее – на руководящей советской работе. В 1938 г. арестован. Умер в лагере. 47 Трудно сказать, кого именно в данном случае имеет в виду архиепископ Иоанн. В первые годы советской власти было несколько крупных партийных деятелей, носящих такую фамилию и занимавших высокие посты. 48 Иоанн Златоуст (между 344 и 354–407) – один из главных отцов церкви, с 398 епископ Константинополя; выдающийся проповедник, представитель греческого церковного красноречия. Известен также как обличитель общественной несправедливости, в результате восстановивший против себя влиятельные круги двора и высшего клира, отправленный в ссылку. 49 Святитель Амвросий, епископ Медиоланский (ок. 340–397) – выдающийся проповедник и гимнограф. Пользовался огромным авторитетом у народа и императоров, принимал деятельное участие в государственных делах. 50 Филипп (Колычев Федор Степанович) (1507–1569) – митрополит Московский. Решительно выступил против жестокостей и казней Ивана Грозного. Был задушен по приказу царя. 51 Гермоген (ок. 1530–1612) – в 1606–1612 Московский Патриарх. В эпоху смутного времени рассылал по городам грамоты с призывом к восстанию против польских завоевателей. Был заключен в Чудов монастырь, где умер от голода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

«если он отпадет, то я отброшу его и научу его узами»; вместо стоящего в Евр. тексте следует читать «и я выброшу его» (Бэчер 3 , Леви, Петерс и др.). Нетрудно видеть, что оба еврейские стиха содержат одну и ту же мысль, выраженную одинаковым оборотом и почти одинаковыми словами; из того, что древние переводы дают здесь только один стих, следует заключить, что и в подлиннике стоял один стих, именно тот, который в Евр. стоит на втором месте, первый же Евр. стих является позднейшею вставкой, выражающею ту же мысль иными, словами. Конец стиха в Евр. «злодеям, насильникам», , ближе всех переводов передан в Сир. «в руку грабителей», Гр. же передает свободно, как и Сл. и Рус: «в руки падения его» Рус, т. е. предоставляет ему падать, без своей поддержки.   О мудрости в слов ( Сир. 4, 23–35 ) 23.Сын мой, наблюдай время и бойся зла, 24.и не стыдись за самого себя; 25.потому что есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд, приносящий славу и благодать. 26.Не будь лицеприятен против души своей и не смущайся во вред себе. 27.Не удерживай слова в свое время и не скрывай мудрости своей, 28.потому что в речах обнаружится мудрость, и разум – в ответных словах. 29.Не возражай против истины и стыдись невежества своего. 30.Не стыдись отстать от греха, и не стой против потока. 31.Не подчиняйся человеку глупому и не будь пристрастен к лицу властей. 32.Борись за правду даже до смерти, и Господь будет твоим поборником. 33.Не будь хвастлив языком своим, и слаб и бессилен в делах своих; 34.не будь похож на льва в своем доме, и суров и жесток к прислуге своей; 35.пусть рука твоя не будет раскрыта, чтобы взять, и зажата при подаянии. Человек, стремящийся к мудрости, должен особенно внимательно следить за своим словом, так как на нем именно прежде всего обнаруживается мудрость или глупость говорящего. Поэтому конец 4-ой главы премудрый посвящает главным образом советам относительно речи: мудрый человек должен во-время говорить и во-время удерживать свой язык. Впрочем, некоторые советы, поставленные в данном отделе, не имеют, по-видимому, отношения к этой общей мысли и связаны с контекстом только механически.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

«Живая церковь » для него – «вепрь» – дикая свинья, с которой истинно верующий не должен поддерживать никаких отношений. «К твердому и неуклонному исполнению завещаю вам: неколебимо стоять на том пути, на который я наставил вас. Подчиняться силе, если будут отбирать от вас храмы и отдавать их в распоряжение дикого вепря, попущением Божиим вознесшегося на горнем месте соборного храма нашего. Внешностью богослужения не соблазняться и поругания богослужения, творимого вепрем, не считать богослужением. Идти в храмы, где служат достойные иереи, вепрю не подчинившиеся. Если и всеми храмами завладеет вепрь, считая себя отлученным Богом от храмов и ввергнутым в голод слышания слова Божия. С вепрем и его прислужниками никакого общения не иметь и не унижаться до препирательства с ними. Против власти, поставленной нам Богом по грехам нашим, никак нимало не восставать и во всем ей смиренно повиноваться. Властью преемства апостольского, данного мне Господом нашим Иисусом Христом, повелеваю всем чадам Туркестанской Церкви строго и неуклонно блюсти мое завещание. Отступающим от него и входящим с вепрем в молитвенное общение угрожаю гневом и осуждением Божиим». Подписано: «Смиренный Лука». Глава третья. Схема и схима (1924–1925) «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь». Первое послание Петра, 4.15.16 : «Я не принимаю категории опасности. Опасность совсем неплохая вещь. Человек должен проходить через опасности». Н. Бердяев . «Самопознание». Два года прошло с тех пор, как в зале, где судили профессора Ситковского, столкнулись чекист Петерс и хирург Войно-Ясенецкий. Много изменилось с того времени. Чрезвычайная Комиссия, которую возглавлял в Туркестане Потере, была переименована в Государственное политическое управление – ГПУ. Заслуги безжалостного латыша получили признание, и он ожидал повышения в Москву на должность Начальника всего Восточного Управления ОГПУ. В судьбе хирурга-священника тоже произошли немалые перемены. Но эти двое не забыли друг друга. И надо полагать, готовя арест Войно-Ясенецкого, начальник Туркестанского ОГПУ с удовольствием предвкушал, как он расправится наконец с попом, который два года назад публично посадил его в лужу.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010