„Прочел я, пишет он, твои книги (первые три) „о царстве Божием»; они так занимательны, что я оставил все мои занятия и не отрываясь прочел их до конца. Признаюсь, я не знаю, чему более удивляться в них, совершенству ли твоего священства, основательности ли философии, полному ли знанию истории, или же прелести красноречия, которое до того увлекает даже неопытных, что, начав читать твои книги, не отрываешься от чтения их, пока не прочтешь, а по прочтении желаешь читать снова» 14 . По смерти Августина его „царство Божие» никогда не имело недостатка в восторженных читателях. По свидетельству Эгингарда Карл Великий читал и восхищался преимущественно сочинением Августина „о царстве Божием» 15 . Карл V (Мудрый) щедро наградил переводчика этого творения на галльский язык 16 . Число читателей и почитателей этого сочинения ко времени открытия книгопечатания сделалось так велико, что распорядители новой типографии сочли нужным издать это сочинение в числе первых печатных книг 17 . Отзывы новых писателей об этом сочинении в сущности почти все одинаково для него благоприятны и расходятся между собою только в некоторых частностях. Петрарка не мало удивлялся великим достоинствам этого творения и называл его „искусно построенною стеною царствия Божия» 18 . „Это сочинение, говорит Каве, есть превосходный памятник христианской древности, в котором автор всеми силами ума и средствами обширной эрудиции защищает христианство против нападений на него язычников» 19 . „При чтении этого сочинения, как бы продолжает Виллемэн, чувствуется веяние христианства; дух объемлется великим предметом; видится небесное царство, которое вера людей предпочитает всем интересам славы и отечества; чувствуется, что древний мир должен погибнуть, потому что все, что было в нем нравственно сильного, стало обращаться к этим благочестивым размышлениям и уступать вселенную варварам» 20 . „В сочинении „о царстве Божием», говорит Пужула, Августин развертывает серьезное красноречие, которому глубина мыслей, воображение и тонкая ирония сообщают постоянное разнообразие; историческое и философское знание Августина громадно; в продолжение всего сочинения гений епископа Иппонийского держится на свойственной ему высоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

Сейчас время переоценки ценностей – изощренной и обостренной критики всех и вся. Авторитетов почти не признается. Внешний авторитет положения, сана в глазах многих, едва ли не большинства, уже не имеет никакого значения». Причины этого известный архипастырь видел в распространяющейся страсти гордости: «Сейчас время особого расцвета диавольского недуга гордости – матери всех греховных страстей – и всех проистекающих из нее пороков: самолюбия, самомнения, обидчивости, злопамятства, мстительности, тщеславия, славолюбия, самопревозношения». (Продолжение следует.) Рейтинг: 9.8 Голосов: 525 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ирина 20 января 2024, 22:17 Вообще люди стали изнеженнее. И психологичкски.. ты меня хвали, но не ругай.. женюсь, но работать не буду, цени мое хобби, люби какой я есть)) держи личные границы. Чем больше вижу людейтем больше люблю собак, котиков, а теща ужас... такие мы сегодня и благополучие нужно, причем как материальное так и психологическое... а последнее оно без тщеславинки никак Евгений 19 января 2024, 16:27 Очень поучительная статья. Все аккуратно по полочкам разложено. Сейчас к продолжению перейду, интересно Екатерина 19 января 2024, 00:59 Ольга, молитвословы с молитвами на каждый случай стали появляться последние лет двадцать, примерно. Грифы допуска номинальны, по-моему. Никто не занимается ревизией издаваемой литературы. Это нужно делать параллельно с объяснениями в храмах и на " Спасе " . Это всё системности требует и это трудно. Книгоиздатели всё слушать не будут из-за прибыли. Слушать и слышать проблема современных христиан. Это в статье хорошо показано. Степень веры наша беда. Очень сильны суевирия. Особенно женщины упорны в суеверии Елена О. 18 января 2024, 15:07 " Да, если я – достойный сын Твой, Господи, это оттого, что Ты даровал мне в матери верную рабу Твою " Блаженный Августин Иппонийский Ольга 18 января 2024, 13:51 Гуманизм и христианство соотносятся так же, как нравственность и духовность. Можно быть гуманным человеком, но не быть верующим. Верующий, но негуманный - это нонсенс ( " возлюби ближнего своего " ). Гуманизм и вера не взаимоисключающие понятия. Гуманизм можно рассматривать как ступеньку на пути богопознания. Все зависит от человека: хочет ли он двигаться к Богу, будучи сторонником гуманистических идей, или гуманизм для него - конечная точка в развитии. По поводу " кому помолиться, чтобы работу хорошую найти? " : в любой церковной лавке можно найти молитвословы с молитвами на все случаи жизни, и издаются они с нужными грифами и благословениями. Какие при этом могут быть претензии к прихожанам?

http://pravoslavie.ru/158248.html

См.: Van der Meer F. Augustinus der Seelsorger. S. 218–219. 401 Можно привести одно рассуждение блж. Августина из его сочинения «Об истинной религии», где говорится: «Мы ищем Того единого, проще Кого нет ничего. Будем же искать Его в простоте сердца. “Живите в покое”, говорит, и разумейте, яко Аз есмь Бог ( Пс. 45:11 ): в покое не бездействия, а в покое мысли, чтобы она была свободна от условий места и времени. Ибо все эти призраки гордости и легкомыслия не позволяют созерцать единство. Пространство представляет предметы для нашей любви, время уносит их и оставляет толпу призраков, которые возбуждают в нас желание то одного то другого. Оттого дух наш становится неспокойным и печальным, напрасно желая удержать то, что служит предметом его любви. Поэтому он и призывается к покою, т.е. к тому, чтобы не любил таких предметов, любовь к которым невозможна без горя. В таком случае он будет господствовать над ними; не они будут держать его в своей власти, а он их. Иго Мое, говорит, легко ( Мф. 11:30 ). Кто подчинен этому игу, тот имеет в подчинении и все остальное. Он, следовательно, будет уже свободен от трудов, ибо противостоит тому, что подчинено ему. Но несчастные друзья мира сего, владыками которого они были бы, если бы пожелали быть сынами Божиими, потому что Бог даде им область чадом Божиим быти ( Ин. 1, 12 ), – друзья, говорю, мира сего настолько боятся расстаться с объятиями мира, что для них нет ничего труднее, чем не трудиться» (Блж. Августин Иппонский. Об истинной религии, 35//Творения блаженного Августина , епископа Иппонийского. Ч. 7. Киев, 1912. С. 55–56). Это рассуждение показывает, что идеал «исихии», вдохновляющий восточных монахов, был сроден и блж. Августину. 402 См. характеристику данного послания: «Письмо CXI, к которому прилагается монашеский Устав Августина, задало немало работы исследователям: им надлежало определить, предназначалось ли это правило монахиням и лишь впоследствии было воспринято монахами или наоборот. Большинство специалистов в наши дни полагает, что Августин написал первую редакцию Устава для монахов, а затем отдал его для ознакомления монахиням» (Кремона К.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Наш диалог грозил превратиться в перебранку, но внезапно я как будто увидел ситуацию со стороны. Мне вдруг стало предельно ясно, что наш спор сошел на уровень почти животных реакций, а виной и инициатором этого нисхождения являюсь именно я и моя обличительная манера не разговора даже, а скорее – вещания. Я быстренько скомкал разгоравшуюся дискуссию и с этого момента стал вести себя по-другому, а именно: практически перестал затевать разговоры на религиозные темы. В семье воцарился мир, и какое-то время мы не касались духовных тем, но вскоре мама сама стала задавать вопросы на темы церковной жизни. Понятно, что возникающие беседы носили теперь спокойный, доверительный характер и поэтому были гораздо плодотворней прошлых обличительных речей. Если мы говорим высокомерным тоном, то наша катехизация дает результат, противоположный ожидаемому Описанное открытие имело существенное значение для моей будущей жизни. Мне стало понятно, что тон, манера говорить, образ поведения имеют огромное значение для катехизации. Ведь мы, будучи людьми, в своих реакциях недалеко ушли от простейших организмов и почти всегда реагируем на внешнее раздражение зеркально. Поэтому если даже о самых правильных вещах мы начинаем говорить с раздражением, высокомерным тоном, то наша катехизация дает результат, противоположный ожидаемому. Положительным же примером и даже образцом для подражания в отношении сказанного выше для нас может служить история обращения блаженного Августина Иппонийского через проповедь святителя Амвросия Медиоланского . «Хотя я и не старался изучить то, о чем он говорил, – вспоминал Блаженный о речи святителя, – а хотел только послушать, как он говорит… но в душу мою разом со словами, которые я принимал радушно, входили и мысли, к которым я был равнодушен. Я не мог отделить одни от других». Рейтинг: 9.7 Голосов: 1171 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Павел 17 октября 2019, 15:28 Точно так . Захочешь , что-то " полезное " сказать , а фарисей внутренний тут , как тут . Смирим себя , братие , смирим . Детям о красоте надо говорить , воодушевлять . Пока человека великие скорби не посетят -о покаянии и слушать не будет .

http://pravoslavie.ru/124698.html

Ни один не избежал горестных следствий проклятия матернего. Но и сама несчастная мать, слыша отовсюду порицание и угрызаемая совестью, скоро умерла самым бедственным образом. Дети проклятия, оставив свой дом и родину, разошлись в разные стороны чтобы скрыть от соседей и знакомых свой стыд и преступление. Уже через долгое время двое из них, брат и сестра, – Павел и Палладия, получили исцеление в Иппоне при мощах св. первомуч. Стефана, во время богослужения, в присутствии народа и самого блаженного Августина , епископа Иппонийского (о граде Божием, кн. 22, гл. 6). II. У одной бедной вдовы был единственный сын. Мать надеялась иметь в нем доброго кормильца и опору в своей старости, но сын своими грубыми поступками часто доводил бедную мать до слез. Раз он побил ни за что жену; мать со слезами стала его уговаривать, но раздраженный сын бросился на мать с бранными словами и, – страшно сказать, – схватил ее за грудь и тряхнул с такою силой, что бедная женщина больно ударилась о стену головой... Стоны матери, крик жены и плач детей заставили его выпустить из рук старушку мать и уйти из дома. Тогда глубоко оскорбленная мать, вся в слезах, падает на колени пред св. иконами и говорит: «Господи, Ты видишь, как обижает меня мой родной, неблагодарный сын, чем он платит мне за мою любовь, за мои о нем попечения: да будет он отныне проклят, да не будет ему ни моего, ни Твоего благословения!..» На третий день после смерти материи по окончании погребального обеда, непокорный сын должен был отправиться на водяную мельницу. Взяв на плечи мешок с хлебом и проходя по доске к мельнице, он споткнулся, упал в реку Днепр и утонул, несмотря на то, что там глубины было менее 1 сажени, сам же он был роста большого. Когда объявили об этом отцу, то начали отыскивать труп утопленика, но, несмотря на все поиски, труп найти не могли, хотя река была не глубока. Поставив после этого стражу, с целью поймать всплывшее тело и предать его христианскому погребению, плачущие – отец, жена и дети утопшего – только через две недели услышали, что всплывшее тело задержано было в другом селе, вниз по реке за 10 верст, но означенного утопленика народ отодвинул от своего берега, желая избежать полицейских допросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Есть здесь хоть слово, хоть звук о половых отношениях? Мысль о том, что первородный грех – это интимная связь между Адамом и Евой, вошла в западное богословие через блаженного Августина Иппонийского (которому был присущ целый ряд других мнений, не принятых полнотой Церкви). Этот ошибочный, нехристианский взгляд наложил свой отпечаток на многовековую традицию западной мысли и культуры, стал причиной многообразных недоразумений и предрассудков, Так, некоторые из популярных в Римско-Католической Церкви фигур, главным образом девственницы, свидетельствуют о своем религиозном опыте как о половом акте – и западные богословы, трактуя эти обычные для таких женщин нервные расстройства, вынуждены изворачиваться и отрицать очевидное. Подобные заблуждения, укоренившиеся на Западе, распространились в России сравнительно недавно, в период усиленного римско-католического и протестантского влияния на Православие вв.). Однако вследствие недостатка культуры и просвещения они продолжают воздействовать на православное сознание вплоть до сегодняшнего дня чему мы сами только что были свидетелями. В качестве известного примера можно привести отклик Д.С. Мережковского на сексуальные фантазии римско-католических девственниц: «Если бы нечестивая, но опытная в любви женщина увидела Терезу в эту минуту, то поняла бы... что всё это значит». Закономерна критика латинской лжесвятости, но по какой причине женщина, близко знакомая с интимными переживаниями, в глазах русского автора периода «серебряного века» непременно предстаёт «нечестивой»? Недаром сказано, что каждый воспринимает мир в меру собственной испорченности... Да и в более общем смысле мы не можем связывать первородный грех с телесными проявлениями человеческой природы. «Нельзя видеть сущность первородного греха, – отмечается в православной догматике, – только в господстве плотского начала над духовным, как то представляет римское богословие. Многие греховные склонности, притом и тяжёлые, относятся к свойствам духовного порядка». Заметим, что и Римо-Католицизм в начале XXI века пытается дать задний ход от своих прошлых ошибок в этой области, о чём свидетельствует первая энциклика вновь избранного папы римского Бенедикта XVI под заглавием «Deus Caritas Est» («Бог есть любовь»).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Первое покушение на эту вероучительную гармонию произошло с появлением учения блаженного Августина , епископа Иппонийского (354–430). Здесь мы встречаемся с одной из самых волнующих загадок христианской истории. В блаженном Августине , которому в наивысшей степени было присуще чувство единства Церкви и любовь к нему, не было ничего от ересиарха. И тем не менее по многим направлениям Августин открыл христианской мысли новые пути, оставившие глубокий отпечаток в истории Запада, но в то же время оказавшиеся почти полностью чуждыми не-латинским Церквям. С одной стороны, Августин, самый «философствующий» из отцов Церкви, склонен к превозношению способностей человеческого разума в области богопознания. Он разработал богословское учение о Святой Троице, которое легло в основу латинской доктрины об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (на латыни – Filioque). Согласно более древней традиции, Святой Дух берет Свое начало, так же как и Сын, только от Отца. Восточные отцы всегда придерживались этой формулы, содержащейся в Священном Писании Нового Завета (см.: Ин. 15:26 ), и видели в Filioque искажение апостольской веры. Они отмечали, что в результате этого учения в Западной Церкви произошло некое принижение Самой Ипостаси и роли Святого Духа, что, по их мнению, привело к определенному усилению институциональных и юридических аспектов в жизни Церкви. С V века Filioque повсеместно допускалось на Западе, практически без ведома не-латинских Церквей, но в Символ веры оно было добавлено позже. В том, что касается внутренней жизни, Августин настолько подчеркивал человеческую немощь и всемогущество Божественной благодати, что получалось, будто он умалял человеческую свободу перед лицом Божественного предопределения. Гениальная и в высшей степени привлекательная личность Августина еще при его жизни вызывала восхищение на Западе, где его вскоре стали считать величайшим из отцов Церкви и почти полностью сосредоточились только на его школе. В значительной степени римский католицизм и отколовшиеся от него янсенизм и протестантизм будут отличаться от Православия тем, чем они обязаны святому Августину. Средневековые конфликты между священством и империей, введение схоластического метода в средневековых университетах, клерикализм и антиклерикализм в западном обществе являются в различной степени и в разных формах либо наследием, либо последствиями августинизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Plakida_Dezej/...

Иван Ильин и Россия: Неопубликованные фотографии и архивные материалы/Автор - сост. Ю.Т. Лисица. - М., 1999. Творения Блаженного Августина Епископа Иппонийского//Антология мировой философии в четырех томах. Т.1. Философия древности и средневековья. Ч.2. М., 1969. С.592. В.О. Ключевский. Курс русской истории. 86 лекций. Источник: Русская история: Полный курс лекций, в 3 томах/В. О. Ключевский – М.: АСТ. Мн.: Харвест, 2002-./Т. 1. – 592 с.; Т. 2. – 592 с.; Т. 3. – 592 с. Ветошкин А.П., Быков М.Ю. Духовно-нравственный путь развития России. М.: Издательство «Проспект», 2020. - 224 с. ; Степанов А.Д. «Русская идея ХХΙ век». М.: 2021, 320 с. Сошенко А.В. «Россия зашнуровывает берцы», Изд-во Книжный Мир, 2021. -376 с.; См.: Мальцев Т.С. Философия социального оптимизма//Студенческий меридиан. 1982. (беседу записали А. Ветошкин и О. Михайлова); Россия. Родина. Молодежь. Материалы I-x Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтений (28-29октября 2008 г.) Научный редактор А.П. Ветошкин. Шадринск: ШГПИ, 2009. - 421 с.; Духовная основа развития российской школы XXI века. А.П. Ветошкин - редактор-составитель. Екатеринбург - Москва. Уральский институт бизнеса им. И.А. Ильина, 2008. - 123 с.; Проблемы формирования и развития образовательного потенциала современной России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Шадринск. ШГПИ. 2011. - 370 с. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи и речи 1948-1954 гг. В 2-х т. М.: МП «Рароч», 1992. С. 265 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/24/...

Таким образом все наше исследование будет состоять из шести глав: в первой из них мы изложим психологические основы нравственных воззрений Григория Нисского ; во второй рассмотрим нравственную природу человека в его невинном состоянии; предметом третьей главы будет нравственная природа человека, уже поврежденная грехом; в четвертой рассмотрим нравственную природу нашу в том виде, какой она имеет тотчас по своем восстановлении, вследствие усвоения искупительных заслуг Христа Спасителя; пятая глава имеет быть посвящена рассмотрению процесса нравственного развития уже восстановленного человека–христианина, и, наконец, в шестой главе мы рассмотрим состоянии нравственной природы человека в будущей загробной жизни.   Глава 1. Психологические основы нравственных воззрений Григория Нисского По предположенному нами плану, первая глава нашего исследования имеет быть посвящена психологическим воззрениям Григория Нисского . Мы, впрочем, не намерены излагать здесь все психологическое учение св. Григория, хотя оно и само по себе имеет большой интерес, подобно психологическим воззрениям другого знаменитого богослова–философа второй половины четвертого и начала пятого века, – разумеем блаженного Августина , епископа Иппонийского. Имея в виду изложить в своем исследовании только нравственное мировоззрение Григория Нисского , мы коснемся его психологии лишь настолько, насколько это требуется для ясного понимания нравственных воззрений св. Григория; расширять же в данном отношении пределы своего исследования значило бы для нас уклоняться от прямой своей задачи. Психологическое учение Григория Нисского находится в тесной связи с греческой классической философией, положившей, как известно, в лице ее лучших представителей, первое начало научной разработке психологии. Первым греческим психологом в истинном значении слова был Платон. Правда, вопросы о душе, о ее природе и явлениях были предметом размышлений и исследований еще и до Платона в древне–греческой философии; но тогда эти вопросы затрагивались только между прочим и потому не столько разрабатывались, сколько намечались и подготовлялись для более или менее обстоятельной разработки.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Tihomi...

Предопределение по Августину – это акт божественной любви и милости по отношению к падшему роду человеческому. Изначально, из общей «массы погибели» Бог избрал достойных вечного блаженства. Число предопределенных неизменно. Но никто из людей не знает о своей участи, и поэтому, личное нравственное совершенство каждого человека не теряет смысл. В контексте наличия предопределения свобода воли человека приобретает оттенок субъективного переживания свободы, но никак не онтологической способности только своими силами спастись или погибнуть. Труды Наиболее известными из сочинений Августина является De civitate Dei (О граде Божьем) и Confessiones (Исповедь), его духовная биография, сочинение De Trinitate (О Троице), De libero arbitrio (О свободной воле), Retractationes (Пересмотры). Кроме того, заслуживают упоминания его Meditationes, Soliloquia и Enchiridion или Manuale. Сочинения Августина автобиографического, полемического и гомилетико-экзегетического содержания изд. в Париже (11 ч., в 8 т., 1689—1700); в Антверпене (12 ч., в 9 т., 1700—3) и в последнее время бенедиктинцами (11 т., Пар., 1835—40). Замечательнейшие из этих соч.: " De civitate Dei libri XXII " , изд. Штранге (2 т., Кельн, 1850—51) и Домбартом (2-е изд., 12 т., Лейпц., 1877), переведенное Зильбертом (2 т., Вена, 1826), и " Confessiones " , автобиография его, изд. Неандера (Берл., 1823), Брудера (Лейпц., 1837 и 1869) и Карла фон Раумера (2 изд., Гютерсло, 1876) в переводе Греннингера (4 изд., Мюнстер; 1859), Зильберта (5 изд., Вена, 1860) и Раппа (7 изд., Гота, 1878). Кроме того, заслуживают упоминания его " Meditationes " и " Soliloquia " (изд. Вестгофом, Мюнстер, 1854) и " Enchindion " , или " Manuale " (изд. Крабингера, Тюб., 1861). Перевод его " Избранных сочинений " выходит в " Bibliothek der Kirchenväter " (т. 1—8, Кемпт., 1869). Недавно в библиотеке Грейфсвальда были найдены два до сих пор еще не изданных небольших сочинения A. ( " Tractatus de persecutione malorum in bonos viros et sanctos " и " Tractatus de omnibus virtutibus " . По-русски существ. московское издание 1788 г. " Избранных сочинений Авг. " в 4 томах. Некоторые его слова и увещания перев. в " Христианском чтении " и " Воскресном чтении " .

http://pravicon.com/info-1603

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010