Библиография I . Творения Отцов Церкви Августин, блаженный Беседы на Псалмы: Enarrationes is Psalmos. PL 36–37. Исповедь: Confessionum libri XIII. PL 32, 659–868; CSEL 33/1. О согласии евангелистов: De consensu evangelistarum. PL. 34, 1041–1230. Русский перевод: Августин, блж. О согласии евангелистов//Творения. Ч. 10. Киев, 1906. О граде Божием: De civitate Dei, lib. I–XXII. PL 41, 13–801. Против прелюбодеев: De conjugiis adulterinis. PL 40, 451–486. О посещении больных: De visitatione infirmorum. PL 40, 1147–1158. Проповеди: Sermones. PL 38–39; CCL 41. Толкование на Евангелие от Иоанна: In Ioannis Evangelium tractatus CXXIV. PL 35; CCL 36. 1954. Русский перевод: Творения блаженного Августина , епископа Иппонийского. Киев, 1912. Т. 1–11. Аврелий АвгустИн .Исповедь/Пер. М. Е. Сергеенко. М., 1991. Амвросий Медиоланский О Каине и Авеле: De Cain et Abel. PL 14, 315–361. О покаянии: De poenitentia. PL 16, 465–485. Апостольские постановления Апостольские постановления: Didascalia apostolorum. SC 320, 329, 336. Афанасий Александрийский Житие Антония Великого Vita S. Antonii. PG 26, 835–976. Русский перевод: Афанасий, свт. Житие прп. Отца нашего Антония//Творения. Ч. 3. С. 178–250. Послание к Эпиктету: Epistula ad Epictetum. PG. 26, 1049–1070. Афинагор Афинский Прошение о христианах: Legatio pro christianis. PG 6, 889–972. Василий Великий Беседа 1, о посте: De jejunio, oratio prima. PG 31, 163–184. Беседы о сотворении человека и об образе Божием: De creatione hominis homiliae II. SC 160. Беседа 4, о благодарении: Homilia 4, De gratiarum actione. PG 31, 217–237. Беседа 8, говоренная во время голода и засухи: Homilia 8, dicta tempore famis et siccitatis. PG 31, 304–328. Беседа 9, о том, что Бог не виновник зла: Homilia 9: Quod Deus non est auctor malorum. PG 31, 329–354. Беседа 11, о зависти: Homilia 11, de invidia. PG 31, 372–385. Беседа 15, о вере: Homilia 15, de fide. PG 31, 429–464. Беседы на Шестоднев: Homiliae in Hexameron, 1–9. PG 29, 3–208. К юношам, о том, как пользоваться языческими сочинениями: Homilia 22, ad adolescentes, sermo de legendis libris Gentilium. PG 31, 563–590.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мученики Сиракузские Священномученик Тимофей Мавританский, диакон — пострадал за проповедь Евангелия в Мавритании (север Африки) в начале IV в. После многих тяжких мучений был сожжен на костре. Сщмч. Тимофей Блаженный Августин — родился в Африке, в городе Тагасте. Воспитывала его мать, благочестивая христианка Моника. Образование получил в Карфагене. Изучал Писание под руководством свт. Амвросия Медиоланского, после чего крестился, раздал имущество бедным и принял монашество. С 395 года — епископ Иппонийский. За 35 лет епископства написал множество трудов, в первую очередь против ересей. Скончался 28 августа 430 года. Блаженный Августин Мученик Маркелл Танжерский. Во время праздников по случаю дня рождения императора Максимиана Маркелл, один из центурионов легиона Траяна, отказался ради веры Христианской почитать языческих богов. Сняв с себя военную форму, знаки различия и сложив оружие, он объявил перед командиром легиона Фортунатом о своей готовности служить только Христу. Фортунат, не желая казнить своего подчинённого, решил представить случай на суд императоров Максимиана и Констанция (Constantius), который задержался в ту пору в Испании и был, пожалуй, благосклонен ко христианам. Но после его представления Маркелл предстал перед префектом Танжера, Аурелием Агриколаном. Маркелл был признан виновным и усечён мечом. Св. Маркелл Танжерский Святой Мелхиад (Мильтиад), папа Римский — пострадал при императоре Максимиане, но остался жив. Был епископом римским во время подписания императорами Константином Великим и Лицинием эдикта о веротерпимости. Собрал Латеранский собор для осуждения ереси карфагенского епископа Доната. Святой Мельхиад Святитель Афанасий Великий — родился около 297 г. в Александрии в добродетельной христианской семье. С детства святой Афанасий так полюбил церковное богослужение, что, подражая увиденному, устраивал со своими сверстниками игру: «назначал» их священниками и диаконами, а сам подобно епископу со всей точностью совершал церковную службу. Когда к мальчикам присоединялись дети из языческих семей, святой Афанасий рассказывал им о Христе Спасителе, а затем в случае их согласия совершал над ними на берегу моря обряд крещения.

http://pravmir.ru/svyatye-severnoj-afrik...

Уникальное место, занимаемое блаженным Августином в западной традиции, заставляет обратить внимание на восприятие его идей и русским богословием, пути которого так или иначе тесно пересекались с западноевропейским. В этой связи представляется важным соотнесение богословской мысли отца Западной Церкви с богословским наследием святителя Филарета Московского . В предлагаемой статье указанное сопоставление проводится по следующим пунктам: триадология, учение о границах Церкви, учение о чистой любви, учение о благодати и свободе. Проведенный анализ позволяет прийти к следующим выводам. Очевидно, что отношение свт. Филарета к наследию блаженного Августина было неоднозначным. Тем не менее нельзя сказать, что Августиновы идеи остались вполне чужды святителю. В области триадологии они, очевидно, дают ему непосредственный толчок к развитию собственной мысли. В отношении учения о благодати, сохраняя свойственный блаженному Августину «антропологический пессимизм», святитель в то же время стремится уйти от крайностей Августиновой позиции в вопросе о предопределении. Избегает святитель и крайностей учения о «чистой любви», сосредотачиваясь на выборе в пользу страданий как на свидетельстве ее бескорыстия. Наибольшую близость к Августину обнаруживает в итоге у святителя Филарета учение о границах Церкви, хотя оно излагается у него и с неавгустиновой аргументацией. Последнее позволяет поставить вопрос о подлинно святоотеческом характере этого учения, через века обнаруживающего и воспроизводящего себя в Предании Церкви. 1 Как известно, блаженный Августин занимает в западной традиции уникальное место, которое уже в Новое время было подтверждено всплеском августинизма в XVII столетии. Очевидно также, что с конца того же столетия учитель Западной Церкви становится все более известным в России: его ценит святитель Димитрий Ростовский , к нему наравне с другими древними отцами апеллирует преосвященный Феофан (Прокопович) в «Духовном регламенте», особо высоко ставя его авторитет в вопросах триадологии и благодати; его труды – «Исповедь», «О граде Божием», «Монологи», «Ручник» 1 – переводятся на русский язык; востребованным становится также и наследие августинистов XVII в. – от Арндта до Фенелона, от Паскаля до Боссюэ 2 , все они становятся доступны русскому читателю уже к концу следующего XVIII столетия. Сказанного достаточно, чтобы нас заинтересовал вопрос: как соприкасались между собой две вершины – древней Западной и сравнительно молодой Русской традиции? Как мысль святителя Иппонийского отразилась в мысли Московского святителя, столь чуткого ко всему значительному в богословии и столь органично умевшего синтезировать самые различные и, на первый взгляд, чуждые влияния?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

3.Таким образом, имея общее Евхаристическое зерно, экклесиологические концепции блж. Августина и свт. Филарета расходятся в своем отношении к истории. При всей привлекательности надмирно эсхатологической концепции блж. Августина нельзя не признать, что она, оставляя открытым вопрос о связи мистической и исторической сторон церковной жизни, оказалась чревата отождествлением исторического бытия Церкви с историей ее институтов, так или иначе вписывавшихся в историю civitatis terrenae 59 , а в конечном счете и представлением о Церкви как о civitas christiana, существующем наряду с прочими civitates mundi и не всегда понятным образом связанного с незримым civitas Dei. В свою очередь не только библейская, но и историческая данность храма, взятая за основу святителем Филаретом, позволяла сохранить связь мистической и исторической координат в жизни Церкви, и в этом смысле предложенная им концепция оказалась парадоксальным образом более согласна не с заявленными тезисами экклесиологии епископа Иппонийского, но с подразумеваемым в ней по умолчанию необходимыми условиями странствия града Божия по земле, становящегося живым храмом Божиим в таинстве алтаря. Сведения об авторе. Хондзинский Павел Владимирович, протоиерей – доктор богословия, кандидат теологии, декан богословского факультета ПСТГУ. E-mail: paulum@mail.ru 2 Подробное исследование всех этих коннотаций можно найти в классической монографии Йозефа Ратцингера «Народ и дом Божий в Августиновом учении о Церкви: Ratzinger J. Volk und Haus Gottes in Augustinus Lehre von derKirche. München, 1992. S. 255–264. 21 Ibid. XVII. 5. Неслучайность указанной связи история – государство – храм, подтверждается тем, что, возвращаясь в 18-й книге к изложению истории земного града, параллельной истории ветхого Израиля, блж. Августин вновь привязывает ее к истории создания языческих храмов или связанных с ними событий (Ibid. XVIII. 5, 6, 12, 16, 18). 31 Филарет, митр. Московский, свт. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия: в 3 ч. М., 1867. Ч. 2. С. 48. Ср.: Там же. Ч. 2. С. 101.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Последующий период (5–8 вв.) ознаменовался деятельностью Кирилла Александрийского (ок. 377–444), Феодорита Кирского (386 или 393–457), Леонтия Византийского (6 в.), Максима Исповедника (ок. 580–662), Иоанна Дамаскина (ок. 675 – до 753). Появляется ряд полемических трудов: Нефалия Александрийского (6 в.), Иоанна Грамматика Кесарийского (к. 5 – н. 7 в.), Иоанна Скифопольского, первого толкователя «Ареопагитик» (ок. 530–540) – против Севира; Ираклиона Халкидонского (6 в.) – против евтихиан и манихеев; Ефрема Антиохийского (ум. 545) – против несториан и монофизитов; свт. Анастасия I Синаита, патриарха Антиохийского (561–572; вторично 596–601) – против афтартодокетов и Филопона; Софрония II Иерусалимского (ок. 560–638 или 644) – против монофелитов; прп. Анастасия Синаита (ум. ок. 700) – против монофизитов; и др. Существенный вклад в развитие западного богословия внес Аврелий Августин (354–430), епископ Иппонийский (также Иппонский или Гиппонский, в Северной Африке), «свет среди отцов Церкви» (как назвал его папа Геласий I) и «величайший философ эпохи отцов и самый гениальный, влиятельнейший Божественный учитель Церкви» [по словам известного немецкого католического церковного историка, профессора в Айхштатте, Вене и Мюнхене Мартина Грабманна 665 (1875–1949)], причисленный Католической церковью к лику блаженных 666 . Августина можно считать отцом западной христианской философии истории, основы которой сформулированы в его известном труде, название коего переводится обычно на русский язык как «О граде Божием» (De civitate Dei) 667 . Неоплатоническое богословие Августина господствовало в Западной Европе до 13 в., когда на смену ему пришел аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского. Наиболее известными из сочинений Августина, помимо De civitate и духовной биографии Confessiones («Исповедь») 668 , являются De Trinitate («О Троице»), De doctrina Christiana («Христианская наука») 669 , De libero arbitrio («О свободной воле»), Retractationes («Пересмотры»). Заслуживают упоминания также его Meditationes, Soliloquia и Enchiridion (или Manuale) 670 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФАЛИЙ [греч. Εθλιος] (2-я пол. VII в.), еп. Сулкийский. Известен благодаря исповеданию веры, в к-ром он отрекается от подписанного им ранее исповедания (μολοϒα), составленного неким Иоанном, секретарем дуки. Е. называет исповедание веры Иоанна монофелитским и открыто говорит, что оно было направлено против исповедания веры, составленного прп. Максимом Исповедником . Е., вероятно, был вынужден подписать это исповедание под нажимом визант. дуки Сардинии. В своем исповедании Е. провозглашает непоколебимой веру, изложенную на 5 Вселенских Соборах, а также принимает осудивший монофелитство Римский Собор 649 г. (I Латеранский) под председательством папы Мартина I и при участии прп. Максима Исповедника. В заключение он признает правосл. учение Максима Исповедника и осуждает его противников. Упоминание в исповедании Е. св. Максима, названного «блаженной памяти», и только 5 Вселенских Соборов дает основание датировать написание исповедания веры Е. периодом между смертью Максима Исповедника (662) и VI Вселенским Собором (680-681). Из послания друга и корреспондента св. Максима Исповедника мон. Анастасия известно, что на Сардинии была сильная оппозиция монофелитству и еще при жизни прп. Максим пользовался большим авторитетом среди верующих (Ep. Anastasii//PG. 90. Col. 133-135; MartRom. Comment. P. 220). Соч.: Confessio fidei//Die schriften des Neuen Testaments/Hrsg. H. P. von Soden. Gött., 1911. Tl. 1. Abt. 1. S. 637-682. Лит.: CPG, N 7742; Stiernon D. Euthalius of Sulci//EEC. Vol. 1. P. 304; Boscolo A. La Sardegna Byzantina e altogiudicale. Sassari, 1978. P. 52-53; Cosentino S. Byzantine Sardinia between East and West//Millenium: Jb. zu Kultur u. Geschichte d. ersten Jahrtausend n. Chr. B.; N. Y., 2004. Bd. 1. S. 329-368. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/187622.html

Но, судя по количеству переизданий, наибольшей популярностью пользовались тогда скорее псевдоавгустиновы творения, такие как « Блаженного Августина , епископа Иппонийскаго, единобеседование души с Богом» (Soliloquia animae ad Dei) или «Ручник» (Manuale) и другие 8 . Их появление в западной традиции изучено не до конца, но, как пишет Мартин Брехт, «самый переписываемый в этих книгах (без упоминания имени) автор – это Августин, прежде всего его «Исповедь». Ее молитвенно-медитирующий настрой определил также и стилистику этих сочинений, благодаря чему они могли не без успеха расходиться как сочинения самого святого отца» 9 . Указанная характерная особенность «псевдоавгустинианы» – личностный, «интимный» характер обращенного к Творцу монолога – способствовала, очевидно, тому, что она была органично воспринята и Реформацией, и, в свою очередь, именно эта идущая из Средневековья традиция, а «не только дух времени, заметно способствовала индивидуализации языка благочестия» 10 . Несомненно, то же качество должно было привлекать и русское образованное общество того времени с его поисками «внутреннего христианства» 11 , тем более, что в принадлежности этих сочинений самому блж. Августину тогда никто не сомневался. 2 Очевидно, однако, что присутствие блж. Августина в русской традиции перечисленными принадлежащими и усваиваемыми ему текстами отнюдь не исчерпывалось. Его идеи – еще задолго до того, как читателю стали доступны переводы его собственных творений, – входили в нее как через адаптацию их другими переводными авторами, так и через школьное богословие. Среди первых надо назвать, прежде всего, известный « Илиотропион », приписываемый, как правило, свт. Иоанну (Максимовичу) , однако на самом деле представляющий из себя перевод книги иезуита Дрекселия 12 . Более четверти святоотеческих цитат в нем выбрано из августиновских текстов. Изданный в 1714 г. 13 « Илиотропион » познакомил русского читателя с одной из важнейших идей западной аскетики – идеей прямого непосредственного «страдательного» следования воле Божией: «Нет лучшей, нет поистине кратчайшей, нет совершеннейшей, Богу благоприятнейшей и человеку полезнейшей, кроме этой единственной молитвы: не моя воля, но Твоя да будет; не как я хочу, но как – Ты; буди воля Господня» 14 . Эта идея входит в число универсальных идей западной традиции. Согласно ей, истинный последователь Христа должен стать пассивным вместилищем воли Божией. Об этом согласно говорят и Франциск Сальский («Самые полезные для нас – те случаи унижения, которые создаются происшествиями или условиями нашей жизни, которые мы не выбирали, но которые посланы Богом, а Его выбор всегда правильней нашего. Наиболее сильные, противоречащие нашим наклонностям, часто бывают самые полезные.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

53 См.: Hillenaar. Op. cit. S. 41. Ср.: Червяковский. Цит. соч. 1876. 1/2. С. 76, а также С. 84. 62 Там же. Т. 5. С. 179. Срв. у прп. Макария Великого , также одного из любимых авторов святителя: «…ибо лукавый осквернил и увлек к себе всего человека, душу и тело, и облек человека в человека ветхого, оскверненного, нечистого, богоборного, непокорного Божию закону…» (Прп. Макарий Египетский . Духовные беседы. М., 1998. С. 15). По вопросу о возможной связи учения Арндта с учением прп. Макария см.: Schneider H. Johann Arndt und die makarianischen Homilien//Makarios-Simposium uber das Bose/W. Strothmann, Hrsg. Wiesbaden, 1983. 63 «От сего скареднаго источника проистекает, что и самые отрожденные, благочестивые и святые чувствуют брань во удесех своих, и хотя подвизаются противу зла того, однако ж, часто не еже хотят доброе творят; и молятся о оставлении грехов к небесному Отцу: остави нам долги наша; и со всею святою церковью вопиют к Богу: Господи, помилуй! И от суда Его праведнаго к милосердию Его прибегают: не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред тобою всяк живый; и оплакивают окаянство сие с апостолом: окаянен аз человек, кто мя избавит от тела смерти сея?» (Свт. Тихон Задонский . Цит. соч. Т. 2. С. 156). 64 Пригодился здесь святителю и психологизм «псевдоавгустинианы»: он не только дважды цитирует в «Истинном христианстве» Soliloquia, но и от первого лица пишет очень сходные с прототипом монологи: «Знаю, я исповедуюсь со смирением, что я много Тебе, Содателю и Богу моему согрешил, и жалею о том, и иные грехи вижу, а иных не вижу, и более невижу, нежели вижу… И сколько раз согрешал Тебе, сколько раз видел Ты согрешающаго мене; и сколь-ко раз видел, столько раз терпел Ты мне по благости Твоей; и сколько раз терпел мене,столько раз миловал мене. И аще бы по святейшей правде Твоей поступил Ты со мною, уже бы давно сошла душа моя во ад; но благость Твоя, и человеколюбие Твое, и долготерпение Твое удержало Тебе, и не допустило мене, бедного грешника, до погибели моей» (Там же. Т. 4. С. 214). Ср.: «Сего ради исповедую Тебе, Господи Боже мой, нищету мою, да будет Тебе вся хвала Твоя, понеже Твое есть все доброе, мною соделанное. Господи! Исповедаю пред Тобою, что я ничто иное, как суета всяческая, и тень смертная, и пропасть некая мрачная, и земля пустая, которая без Твоего благословения ничего не произращает, и плода не приносит, но только посрамление, грех и смерть… Я упадши никогда бы не возстал, если бы Ты мне не помог: я всегда бы падал, если бы Ты меня не поддерживал» ([Псевдо-Августин] Книга единобеседований души с Богом//Избранные сочинения блаженного Августина , епископа Иппонийского: В 4 т. М., 1786. Т. 4. С. 481).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Наследие блаженного Августина , древнего отца неразделенной Церкви, хотя всегда так или иначе присутствовало в западной традиции, однако особую актуальность вновь обрело в XVII в., когда расцвет гуманистического антропоцентризма был опознан на Западе как своего рода новое пелагианство. Характерно, что августинизм в этом отношении оказался тогда равно востребованным как в католической, так и протестантской традиции (на него в равной мере опирались, например, и янсенизм, и пиетизм). Немного позднее, в XVIII в., когда реалии Нового времени проникли и в русскую жизнь, столь же востребованным оказался он и у нас. Следует заметить, что, когда речь идет об усвоении русским богословием того времени западных идей, то внимательное наблюдение показывает, что это были скорее именно августиновы идеи, чем идеи современной западной схоластики – протестантской или католической. Первым значительным августинистом при всей дуалистической непоследовательности его взглядов является архиепископ Феофан Прокопович , а затем, безусловно – свт. Тихон Задонский . Августинианские идеи в том или ином отношении нетрудно обнаружить и у святителя Филарета, и даже у такого «антизападного» автора, как святитель Игнатий Брянчанинов с его последовательным отрицанием «естественного» добра. К августинизму XVII в. восходят и русские споры о «чистой любви», давшие в конечном счете учение о сострадательной любви митр. Антония Храповицкого . Без Августиновой экклесиологии невозможно представить себе соборную экклесиологию славянофилов. Кратко сказать, многие ярчайшие достижения русской богословской мысли так или иначе построены на интерпретации (зачастую вполне вольной и неосознанной) Августиновых идей. В связи с этим не может быть не поставлен вопрос об отношении к блж. Августину и святителя Феофана Затворника , дополнительный повод к чему дает и тот известный факт, что именно Киевская академия, в которой учился будущий святитель, более других занималась изучением, переводом и изданием трудов епископа Иппонийского. Однако, прежде чем непосредственно перейти к разбору и сопоставлению, следовало бы сделать несколько предварительных замечаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

619 Лира. У вавилонян – Уз («коза»). 10 видимых звезд. Миф о лире и Гермесе см. в гл. 22, §2 (и примечание к нему) и §8. 620 Центравр. Созвездие названо в честь кентавра Хирона, который был самым мудрым и благородным в этом крайне разнузданном племени. Он был рожден бес-смертным, счастливо избежал участи своего народа, был воспитателем героев Актеона, Асклепия, Ахилла, Ясона, но был обречен на вечные мучения после того, как его случайно ранил Геракл. Титанид Прометей предложил себя в обмен и обрел бессмертие, а Хирон скончался и был вознесен на небо (см. Apoll., Bibl., 1,2,4; II, 5,11; III, 13). Правда, поскольку на небе оказалось сразу два кентавра, Хирон и Фол, то люди не всегда знали, который из них Центавр, а который – Стрелец, и часто их путали. У шумеров это созвездие носило описательное название Эн-те-на (Маш-лум) («созвездие холодов (в виде свиньи)»). Насчитывало 37 звезд. 621 «Ученые христианской религии», которые считали астрологию разновидностью черной магии и порождением Сатаны, – это Ипполит (кон. II – нач. III в. н. э.), Тертуллиан (кон. II – нач. III в. н. э.), Евсевий Кесарийский (вт. пол. III в.), свт. Григорий Нисский (IV в.), бл. Аврелий Августин (кон. IV в. – нач. V в.) и большинство прочих. Борьба с астрологией во времена христианской патристики шла на волне борьбы с гностическими ересями. См. знаменитые «Семь аргументов против астрологии» Августина в книге «Творения Блаженного Августина , епископа Иппонийского.» – Ч. 3. – К., 1907, а также у Св. Василия Великого (Р. G., XXIX, col. 9С). Исидор здесь приводит второй довод Августина. Что касается Платона и Аристотеля, то с их космологией учение о гадании судеб по звездам, действительно, не совместимо. В целом, отрицательное отношение к «халдейским предсказаниям» было характерно для Греции до времен эллинизма (см.: Cic., De div., II, 42, где против астрологии прямо выступает Евдокс, или Gell., XIV, 1). Читать далее Источник: Этимологии, или Начала в XX книгах/Исидор Севильский ; Подгот., [пер. с лат., ст., примеч. и указ.] Л.А. Харитонов. - Санкт-Петербург : Евразия, 2006-./Кн. I-III: Семь свободных искусств. – 2006. – 352 с.: ил. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010