Эта школьная выучка имела результаты. Так, святитель Тихон Задонский , изучавший блаженного Августина в школе, через лекции преосвященного Феофана и труды предтечи пиетизма – Иоганна Арндта, – в своем «Истинном христианстве» во многом следует августиновским мотивам последнего, хотя и интерпретирует их по-своему.  Не прошел мимо идей и блаженного Августина , и августинианских течений XVII столетия крупнейший русский богослов святитель Филарет Московский . Именно в его наследии мы находим и догматически-безупречную рецепцию фенелонова учения о чистой любви, оригинальное преобразование известной триадологической формулы епископа Иппонийского и самобытное развитие его экклесиологических идей в вопросе о границах Церкви. Не менее важным и значимым явилось августиново наследие и для «богословия мирян», бурное развитие которого является характерной чертой русской традиции XIX в. Влияние богословия блаженного Августина на богословские работы славянофилов осуществлялась как непосредственно, так и через сочинения принадлежавшего к янсенистскому кругу Блеза Паскаля и исследователя экклесиологии древней Церкви И. Мёлера.По-своему те или иные черты наследия блаженного Августина преломились и в богословских трудах святителей Игнатия Брянчанинова , Феофана Затворника и других значимых авторов эпохи. Параллельно шел и процесс научного изучения трудов блаженного Августина. Отдельные статьи, посвященные блаженному Августину, появлялись в конце XVIII – первой половине XIX в., в 1840–1850-х гг., в связи с появлением в духовных академиях отдельной учебной дисциплины «патристики», а в духовных семинариях – «учения об отцах Церкви», этот процесс активизировался. В последние же десятилетия XIX и начале XX в. богословские, философские, церковно-исторические исследования, непосредственно посвященные блаженному Августину или связанные с ним, составили целую библиотеку. Внимание авторов привлекали триадология, христология, антропология, сакраментология, психология епископа Иппонийского, его отношения с современными ему богословами: блаженным Иеронимом и другими. Однако отдельные монографии, диссертации, статьи нельзя назвать систематическим изучением наследия блаженного Августина, это было лишь началом, но подразумеваемому продолжению не суждено было реализоваться.     

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Можно проследить распространение интереса к антропологической тематике среди академий: из СПбДА – от учеников A. Е. Светилина – в МДА (явно через преосвященного Антония (Храповицкого) , но, видимо, не только через него), затем в КазДА. Последнее совпадает по времени с перемещением туда на ректуру того же преосвященного Антония, но следует иметь в виду и местный казанский интерес к блаженному Августину . Казанский профессор Дмитрий Гусев еще в 1876 г. обращался к антропологии Иппонийского епископа 600 , его же преемник по кафедре патристики Леонид Писарев не только сам представил фундаментальное исследование по учению блаженного Августина о человеке в его отношении к Богу 601 , но и инициировал ряд кандидатских работ по антропологии Иппонийского епископа. Несколько работ посвящено триадологии и пневматологии блаженного Августина . Новый этап диалога со старокатоликами и англиканами вновь поставил вопрос о filioque, и Святейший Синод призвал академии заняться вновь этим вопросом. В 1900–1902 гг. каждая из академий представила по кандидатской диссертации на эту тему 602 , но эти работы не содержат каких-либо оригинальных идей. Наконец, обратим внимание на диссертации, определенные связью блаженного Августина с подготовкой клириков. Сочинения на тему «Блаженный Августин как гомилет» 603 не представляют значительного интереса, однако важность этой темы блаженного Августина для российской духовной школы с ее проповеднической заостренностью придавала этим работам определенную важность. С гомилетикой вполне понятным образом связаны экзегетические работы: проповедники – они же толкователи слова Божия 604 . Среди этих работ превалируют три темы: августиновское толкование Шестоднева и Псалтири «De Genesi ad litteram libri XII» и «Enarrationes in psalmos»), его «Согласие евангелистов» («De consensu Evangelistarum») и августиновские правила толкования священных текстов – в основном «De doctrina Christiana», но с привлечением различных примеров 605 . Есть некоторые вариации: так, правила понимания Священного Писания блаженного Августина сравниваются с таковыми Тихония Африканского – это, разумеется, по предложению преосвященного Антония (Храповицкого) и не без его влияния на само исследование 606 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

В третьем разделе, связанном с рецепцией идей Иппонийского епископа в русском богословии, представлены статьи Н. Ю. Суховой – об изучении наследия блаженного Августина в русском богословии в целом и в духовно-академической среде в частности; и протоиерея Павла Хондзинского – о преломлении этого наследия в трудах русских «лаических» богословов. В этом же разделе предложены работы Μ. В. Дмитриева (МГУ) и Μ. А. Корзо (ИФ РАН) о блаженном Августине в традициях московской и киевской книжности XVI– XVII вв. Руководство и сотрудники Научного центра истории богословия и богословского образования надеются, что секции, посвященные личности и наследию блаженного Августина , станут постоянной составляющей Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. A это, в свою очередь, будет способствовать формированию творческого коллектива исследователей, готовых обсуждать научные проблемы, разрабатывать общие проекты и открывать новые перспективы в изучении идей самого Иппонийского епископа и их рецепции в западной и восточной традиции. Блаженный Августин и его эпоха П. Б. Михайлов. Богословие истории блж. Августина В предлагаемом тексте размечаются основные параметры философской рефлексии об истории как антропологической науке и констатируются недостаточные возможности ее самооценки силами одной лишь философской рациональности. Восполнение этого недостатка может быть осуществлено богословскими усилиями, основываюшимися на христианском Откровении. Как показывает анализ различных древних текстов и современных исследований, блж. Августин сказал в этом отношении первое веское слово, значение которого продолжает оставаться ценным до сих пор. Историческая рефлексия Августина, богато представленная в его многочисленных текстах, раскрывает его понимание истории как науки о человеке и предоставляет возможности обнаружения в ней трансцендентных, или эсхатологических, смыслов, получаемых средствами богословской эпистемологии. Считается, что богословие истории как специальный тип богословской рефлексии – это порождение христианской мысли XX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Слово в день Св. Пятидесятницы (О благодатной перемене, совершаемой в человеке дарованием Святого Духа). Блаженного Августина, епископа Иппонийского После той необычайной и славной победы, которую стяжал в мире Поборник за всех, – после того, как Он не только извел из преисподней немощное естество наше, но и вознес его на высоту Своего царствия: в сей день даровал Святого Духа, о Котором еще прежде говорил Своим апостолам: и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам ( Ин. 14:16 ), – иного, а не меньшего, т. е. имеющего такую же славу и то же существо. Как велика и несказанна любовь Искупителя! Он вознес на небо человека, а на землю послал Бога. Как велика заботливость Творца о восстановлении Своей твари! Опять посылается свыше новое врачество; опять Царь благоизволяет посетить Своих недужных; опять Божество соединяется с человеком, чтобы особенной силой Св. Духа довершить те благодеяния, которые предначал Искупитель Господь: освятить то, что Он искупил, – сохранить, что приобрел, и таким образом единством благодати и дара показать единство Божества. Итак, Дух Святой нисшел в уготованные Себе храмы – святых апостолов, и не как временный Посетитель, но как постоянный Утешитель и вечный Сожитель. Ибо, как о Себе Иисус Христос говорил апостолам: се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века ( Мф. 28:20 ), так и о Святом Духе: Утешителя даст вам, да будет с вами в веке ( Ин. 14: 16 ). Размыслим здесь, что могло быть прибавлено к совершенству апостолов чрез принятие Святого Духа. Была в них вера, но еще не было твердой уверенности; они могли проповедывать Христа во вселенной, но еще не имели силы подвизаться за Христа до смерти. Уже взят был от очей их Господь Иисус, Который утверждал их Своим словом, беседуя уста к устам, и назидал силой чудес. Когда они были с Ним, легко веровали видимому: ибо вера была вспомоществуема зрением, находила утверждение в совершавшихся делах, питалась знамениями и силами. Но когда Господь Иисус, взятый от очей их, вознесся на небо, – их смущенные умы не могли достойно размышлять о небесном и вечном, и их тесные сердца не умели вместить в себе величия Божественного смысла, что и Сам Господь, еще будучи в теле, внушал им, говоря: много имам глаголати вам, но не можете носити ныне: егдаже приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину ( Ин. 16:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Ин 11:51 ) и Саул (см. 1Цар 10:10; 18:10 ), ведь иногда могут пророчествовать даже те, о ком Священное Писание свидетельствует, что они достойны осуждения; от того, что не только знают Таинства, но и имеют их, подобно тому, как их имел Симон волхв (см. Деян 8:18 ); от того, что имеют веру, подобно тому, как бесы исповедали Христа – ведь они не могли не верить, говоря: «что Тебе до нас, Сын Божий? Знаем Кто, Ты есть» ( Мк 1:24 ) 55 , – от того, что раздают свое имущество 56 бедным, что делают многие не только в Кафолической Церкви (catholica), но и в различных еретических сообществах (haeresibus); от того, что во время каких-либо внезапно возникших гонений вместе с нами предают свое тело на сожжение за веру (см. 1Кор 13:3 ), которую они исповедают равным с нами образом? Однако поскольку они делают это будучи отделенными, не «терпя друг друга с любовью» (in dilectione) и не «стараясь сохранять единство духа в союзе мира» ( Еф 4:2–3 ) 57 , особенно же не имея любви (caritatem), они не могут достигнуть вечного спасения, даже несмотря на все это, ибо им ничего из этого не приносит пользы. Источники и литература Источники 1. Augustinus. De Baptismo contra donatistas//Patrologiae cursus completus (Series latina – PL)/ed. J.-P. Migne. Paris, 1865. T. 43. Col. 107–244. 2. Augustinus. De Baptismo contra donatistas//Sancti Aureli Augustini. Opera (Sect. VII Pars I). Scriptorum contra Donatistas pars I. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum – CSEL/ed. M. Petschenig. Wien: Academiae Literarum Caesareae Vidobonensis, 1908. Vol. 51/2. P. 143–375. 3. Augustinus. De Civiate Dei, 15//Sancti Aureli Augustini. Opera (Sect. V Pars 2). De Civitate Dei libri XXII. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum – CSEL/ed. E. Hoffmann. Wien: Academiae Literarum Caesareae Vidobonensis, 1900. Vol. 40/2. P. 58–122. 4. Concile d’Arles (314)//Conciles Gaulois du IVe siècle. Sources Chrétiennes/ed. J. Gaudemet. Paris, 1977. Vol. 241. P. 35–67. Литература 5. Афанасий (Букин), иером. Блаженный Августин Иппонийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Разумеется, от сочинений студентов ждать каких-то значимых научных открытий и неожиданных выводов – за редким исключением – не приходится. Тем не менее студенческая «августиниана» является свидетельством интереса молодых русских богословов к наследию Иппонийского епископа. Кроме того, именно кандидатские работы являются наиболее чуткой лакмусовой бумагой для выявления актуальности тех или иных идей блаженного Августина для Русской Церкви и российского общества: более зрелые научные работы писались долго и окончательное их представление иногда довольно далеко отстояло по времени от выбора темы, кандидатские же сочинения – в лучшем или худшем виде – представлялись своевременно, в конце выпускного курса. Конечно, не все молодые богословы решались обращаться к актуальным церковным проблемам – даже через призму древнего отца Церкви, – но, как показало исследование, такое дерзновение было свойственно многим юным представителям «духовной учености». Выбор студенческого авторского круга ставит проводимое исследование в двойное проблемное поле. С одной стороны, следует учитывать общие проблемы, с которыми было связано изучение наследия блаженного Августина в России, палитру предпочтений русских авторов и особенности их интерпретации. С другой стороны, встают дополнительные проблемы, связанные с научной деятельностью студентов российской высшей духовной школы. Недооценка как первых, так и последних может привести к неверным выводам. В предшествующей статье обращалось внимание на то, что во второй половине XIX в. начался очередной этап русской «августинианы» – новый, ибо после перехода «школьного» богословия на русский язык знание латыни в духовных академиях значительно ухудшилось и блаженного Августина приходилось открывать заново. Но перевод сочинений Иппонийского епископа на современный русский язык, начатый в 1860-х гг. в КДА, давал надежду и даже делал необходимым научное изучение его наследия, исследования профессорско-преподавательской корпорации подразумевали вовлечение в этот процесс их учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Слово в день Пятидесятницы. Блаженного Августина, епископа Иппонийского Возлюбленные братие! Ныне мы совершаем годичное торжество в воспоминание того дня, когда Господь наш Иисус Христос послал Святого Духа, Которого обещал прежде ученикам Своим и о Коем сказал: аще не иду Аз, Утешитель не приидет к вам ( Ин. 16:7 ). В четыредесятый по воскресении Своем день, который за десять пред сим дней мы праздновали, Господь вознесся на небо, и, исполняя Свое обещание, послал в настоящий день Святого Духа, Которого и исполнились первоначально сто двадцать душ, собранных вместе и с верой ожидавших Обетованного. И бысть, – пишется, – внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну,... и явишася им разделени языцы яко огненни, седе же на едином коемждо их. И исполнишася вси Духа Свята, и начаша глаголати всеми (иными) языки, якоже Дух даяше им провещавати ( Деян. 2:2–4 ). Итак, во–первых, рассмотрим кратко, почему Господь сказал, обещая Святого Духа: «не может Он прийти, если Я не отъиду». Почему это, когда Дух Святой, будучи не отлучен от Сына Божия, мог прийти и в присутствии Его? Заметим, что Господь являл ученикам, как немощным еще, образ раба, в коем Слово плоть бысть и вселися в ны; а плоть Господа могли видеть и плотские люди, между тем как образ Божий, в котором не восхищением непщева быти равен Богу, могли созерцать только духовные. Посему-то (Господь) и сказал: «не может Он приити, если Я не отъиду», то есть: доколе ваше плотское чувство будет созерцать Мою плоть, дотоле ваш духовный взор не восприимет Божества Моего. Ибо дарованием Святого Духа Он обещал ввести их во всякую истину, но, как сказано: верою очищь сердца их ( Деян. 15:9 ): блажени бо чистии сердцем: яко тии Бога узрят ( Мф. 5:8 ). Итак, Господь удалился телесным образом от плотских очей их, чтобы Духом Святым открыть сердцам их Божество Свое. За сим рассмотрим, почему в то время было такое знамение присутствия Святого Духа, что получившие сего Духа говорили всеми языками? Ибо ныне, когда подается Святой Дух, получившие Его не говорят всеми языками; Дух Святой не являет Себя таким очевидным чудом, как в то время.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В этом общем повышении интереса выделяется несколько временных концертов: 1884–1888, 1894–1898, 1905–1907 гг., причем первый явно связан с СПбДА (можно усмотреть указанное выше влияние A. Е. Светилина), второй – с МДА и КазДА (не без вклада преосвященного Антония (Храповицкого)) , третий – со всеми академиями. Но, разумеется, главный интерес представляет тематическое распределение работ, связанных с блаженным Августином . Наиболее значимы два тематических блока: экклесиологический и антропологический. С ними обоими тесно сопрягаются работы по августиновской философии или даже богословию истории. Разумеется, есть несколько работ по тринитарному учению блаженного Августина и его пневматологии. Несколько меньшие по количеству работ, но чрезвычайно важные для духовной школы, воспитывающей служителей слова Божия, еще три направления в изучении наследия Иппонийского епископа: экзегетическое, гомилетическое, пастырско-педагогическое. 2. Во второй части выделим некоторые наиболее интересные работы по указанным выше направлениям, а также идеи, характерные для ряда работ. Как уже было сказано, кандидатские диссертации в духовных академиях XIX – начала XX в. – это выпускные работы, поэтому им свойственны все недостатки, неизбежно связанные с этим жанром, неопытностью исследователей и кратким временем, отпущенным на написание работы. Часть работ не представляет научной ценности и даже не несет какой-либо новизны, a построена на компиляции трудов предшествующих авторов – иностранных или даже своих, отечественных. Некоторые выпускники хотя и пытаются строить исследование самостоятельно, но пользуются русскими переводами августиновских трактатов, что, разумеется, также не отвечает строгим научным критериям. Наконец, наиболее самостоятельные, добросовестные и деятельные нередко склонны к одной из крайностей: либо они смущаются критически подходить к идеям отца древней Церкви – пусть и западного, и неоднократно ранее критикуемого; либо, напротив, с молодым дерзновением возлагают на Иппонийского епископа не только привычную ответственность за filioque и прочие особенности западного богословия, но и недостаточно четкую экзегезу, связанную с односторонностью его образования, слабой филологической подготовленностью блаженного Августина , незнанием греческого и еврейского языка. Впрочем, у большинства молодых богословов все же хватает снисходительности по отношению к древнему автору, и они не отказывают ему в определенных успехах в богословской учености.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

2 . Августин. Цветы благодатной жизни. Изд. русского Свято-Ильинского скита на Афоне, 1900. 3 . Творения блаженного Августина . 4.1–7. Изд. 2-е. Киев, 1901–1912. 4 . Избранные проповеди . Пер. Д. Садовского. Сергиев Посад, 1913. 5 . Исповедь блаженного Августина , епископа Иппонийского, в 13-ти книгах. М., 1914. 6 . Блаженный Августин . Исповедь//Богословские труды. Сб. 19. М., 1978. 7 . Исповедь блаженного Августина , епископа Гиппонского. М., 1991. 8 . Об обучении оглашенных//Богословские труды. Сб. 15. М., 1976. 9 . О благодати и свободном произволении (пер. О. Е. Нестеровой)//А. А. Гусейнов, Г. Ирлитц. Краткая история этики. М., 1987. С. 532–557 (приложение). 10 . О предопределении святых. Пер. с лат. Игоря Мамсурова. М., Путь, 2000. Литература 11 . Евг. Трубецкой. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Ч. 1. Миросозерцание блаженного Августина . М., 1892. 12 . Л. Писарев. Учение блаженного Августина , епископа Ип-понского, о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894. 13 . В. Терье. Блаженный Августин . М., 1910. 14 . И. В. Попов. Личность и учение блаженного Августина . Сергиев Посад, 1917. 15 . Г. Г. Майоров. Формирование средневековой философии. М., 1979 (об Августине – С. 181–341). 16 . В. В. Соколов. Средневековая философия. М., 1979 (об Августине – С. 51–84). 17 . Д. В. Джохадзе, Н. И. Стяжкин. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. Тбилиси, 1981 (об Августине – С. 13–27). 18 . В. В. Бычков. Эстетика Аврелия Августина . М., 1984. 19 . П. Верещащий. Плотин и блаженный Августин в их отношении к тринитарной проблеме//Православный собеседник. 1911. 7, 8. 20 . В. В. Бычков. Византийская эстетика. М., 1977. 21 . Он же. Античные традиции в эстетике раннего Августина//Традиции в истории культуры. М., 1978. С. 85–105. 22 . Г. А. Гаджикурбанов. Антропология Августина и античная философия. Автореф. канд. дисс. М., 1979. 23 . Иеромонах Серафим (Роуз) . Вкус истинного Православия. Блаженный Августин , епископ Иппонский. 1980 (переизд. 1995).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Как бы то ни было, мы можем, очевидно с большой долей вероятности, утверждать, что французские споры о «чистой любви» стали еще одним каналом трансляции идей «доктора благодати» в русскую традицию. Ключевые слова: Фенелон, Боссюэ, блж. Августин, «чистая любовь», Станевич, русская Laientheologie. The French augustinism and the Russian „pure love» controversy Arch. Pavel Khondzinsky Emerged in the 17th century France Bossuet and Fenelon debate about the possibility of a „pure love» to God were actualized in the Russian context in the era of Alex ander I. In these disputes, actively participated Evstafy Stanevich, in his book „Con versation on the grave of an infant» harshly criticizing the doctrine of „pure love». His position was partly paradoxical: the opposition of Eastern and Western tradition was combined with the Augustinian allusions. The article is devoted to find the ways how the St Augustin’s doctrine was reproduced into Russian theological tradition. Keywords: Fenelon, Bossuet, St. Augustine, „pure love», Stanevich, Russian Laientheologie. Список литературы 1. Кондаков Ю. E. Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России первой четверти XIX века. СПб., 2005. 2. Le Brun J. Le Pur Amour de Platon à Lacan. Éditions du Seuil, 2002. Н. Ю. Сухова. Изучение наследия блаженного Августина в высшей духовной школе России (вторая половина XIX – начало XX в.) В статье представлен обзор богословской деятельности российских духовных академий по изучению наследия блаженного Августина во второй половине XIX – начале XX в. В значении блаженного Августина для русской богословской традиции выделяется три аспекта: 1) включение трудов блаженного Августина в русскоязычное пространство через переводы; 2) влияние на русских богословов идей блаженного Августина – непосредственное и опосредованное, прежде всего через европейские богословские течения XVII–XVIII вв.; 3) изучение жизни и наследия блаженного Августина . Автор обращает внимание на актуальность идей и церковных методов Иппонийского епископа для решения проблем Русской Церкви XIX – начала XX в., несмотря на пятнадцативековое отстояние. Хотя не по всем темам, важным для блаженного Августина , в русском богословии были представлены серьезные работы, можно выделить наиболее разработанные направления: экклесиологическое, антропологическое; в конце периода – богословско-историческое и пастырско-воспитательное 502 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010