Дневное заседание конференции открыл доклад доктора философских наук А.Р. Фокина (Москва, Общецерковная аспирантура и докторантура , Институт философии РАН) «Космологические аспекты учения блаженного Аврелия Августина о времени и его соотношении с вечностью». В своем выступлении докладчик рассмотрел космологические аспекты учения блаженного Аврелия Августина о времени в контексте его анализа библейского повествования о творении мира в книге Бытия, а также о соотношении тварного времени с Божественной вечностью. В данном докладе были высказаны следующие тезисы:  Н.О. Харламова ( Санкт-Петербургская духовная академия ) посвятила свое сообщение теме «Нагорная проповедь в толкованиях блаженного Августина». Выступление посвящено комментариям Августина на Нагорную проповедь, в которой Спаситель говорит о самых главных принципах христианской жизни. Хотя существует множество святоотеческих толкований на этот текст, а также обширная литература по этой теме в современной науке, в докладе исследовательница ограничилась анализом первой части проповеди Иппонского епископа «De sermone Domini in monte», сосредоточив основное внимание на Заповедях блаженства. Здесь блаженный Августин не только дает оригинальную характеристику семи категориям людей, удостоившихся блаженства, но и выстраивает особую лестницу — восхождение по семи ступеням, каждая из которых соответствует одной из выделенных групп праведников и, кроме того, сопоставлена с дарами Святого Духа, перечисленными у пророка Исайи. Были привлечены и другие сочинения блаженного Августина, в первую очередь проповеди на отдельные места Священного Писания, например, «De verbis Evangelii Matthaei: Beati pauperes spiritu» (Гомилия 47). Иеромонах Афанасий (Букин) (Санкт-Петербургская духовная академия) представил доклад «Герменевтическая трансформация взглядов священномученика Киприана Карфагенского в трактате святого Августина " De Baptismo contra donatistas " ». В докладе были проанализированы переосмысление учения и личности священномученика Киприана Карфагенского святым Августином Иппонийским в трактате " De Baptismo contra donatistas " («О Крещении против донатистов»), а также о значении этого переосмысления для успеха антидонатистской полемики блаженного Августина.

http://patriarchia.ru/db/text/5765739.ht...

Анализ источников, а также дозированное обращение к классическим и актуальным исследованиям позволяют предложить интерпретации и характеристики этих проектов, имеющих как личностные, так и исторические закономерности для своего появления. Концепция богословия истории у Евсевия Кесарийского предстает в некоем динамическом развитии от зрелого к позднему творчеству: первоначальное богословие истории как экклезиология истории в конце жизни трансформируется в некий эскиз политической теологии христианской империи как первый проект христианской теократии. Богословие истории блаженного Августина созидается как антропология истории, в которой фокус сосредоточен на человеке и его божественном призвании. Доктор исторических наук, доктор церковной истории Н.Ю. Сухова (Москва, ПСТГУ) представила вниманию слушателей доклад «Блаженный Августин как воспитатель служителей Церкви (в российской духовно-академической традиции конца XIX — начала XX в.)». Доклад посвящен воззрениям блаженного Августина на воспитание пастырей и проповедников, но не непосредственно, а через призму исследований профессоров и выпускников российских духовных академий конца XIX — начала XX в. Данный доклад состоял из трех частей. Краткая вводная часть была посвящена российской «августиниане» в целом. Кроме того, во вводной части подчеркивалась важность обращения российской духовно-академической мысли конца XIX — начала XX в. к святоотеческим трудам, посвященным пастырско-воспитательной проблематике, в целом, и к соответствующим трудам блаженного Августина, в частности. В основной части доклада проведен краткий обзор основных работ «школьных» богословов, посвященных пастырским идеям блаженного Августина. Особое внимание было уделено двум направлениям: 1) значению правильного толкования Священного Писания для будущих пастырей, на которое обращал внимание Иппонийский епископ и которое было особенно важно для российской высшей духовно-учебной школы конца XIX — начала XX в.; 2) значению правильной организации самой системы воспитания будущих клириков, в которой блаженный Августин давал пример начальствующим и учащим российской духовно-учебной системы.

http://drevo-info.ru/news/26564.html

Анализ источников, а также дозированное обращение к классическим и актуальным исследованиям позволяют предложить интерпретации и характеристики этих проектов, имеющих как личностные, так и исторические закономерности для своего появления. Концепция богословия истории у Евсевия Кесарийского предстает в некоем динамическом развитии от зрелого к позднему творчеству: первоначальное богословие истории как экклезиология истории в конце жизни трансформируется в некий эскиз политической теологии христианской империи как первый проект христианской теократии. Богословие истории блаженного Августина созидается как антропология истории, в которой фокус сосредоточен на человеке и его божественном призвании. Доктор исторических наук, доктор церковной истории Н.Ю. Сухова (Москва, ПСТГУ) представила вниманию слушателей доклад «Блаженный Августин как воспитатель служителей Церкви (в российской духовно-академической традиции конца XIX — начала XX в.)». Доклад посвящен воззрениям блаженного Августина на воспитание пастырей и проповедников, но не непосредственно, а через призму исследований профессоров и выпускников российских духовных академий конца XIX — начала XX в. Данный доклад состоял из трех частей. Краткая вводная часть была посвящена российской «августиниане» в целом. Кроме того, во вводной части подчеркивалась важность обращения российской духовно-академической мысли конца XIX — начала XX в. к святоотеческим трудам, посвященным пастырско-воспитательной проблематике, в целом, и к соответствующим трудам блаженного Августина, в частности.  В основной части доклада проведен краткий обзор основных работ «школьных» богословов, посвященных пастырским идеям блаженного Августина. Особое внимание было уделено двум направлениям: 1) значению правильного толкования Священного Писания для будущих пастырей, на которое обращал внимание Иппонийский епископ и которое было особенно важно для российской высшей духовно-учебной школы конца XIX — начала XX в.; 2) значению правильной организации самой системы воспитания будущих клириков, в которой блаженный Августин давал пример начальствующим и учащим российской духовно-учебной системы.

http://patriarchia.ru/db/text/5765739.ht...

Ср педагогический метод блаженного Августина . «Общая тенденция о науках даже человеческого происхождения такова «все это полезно, учиться всему этому позволительно (nec discuatur illicite), не опутано суеверием (nec superstitione imlicant), не расслабляет роскошью (nec luxu enervant), если захватывает настолько, что не препятствует высшим предметам (majoribus rebus), для достижения которых оно должно служить». Всякое знание, взятое из книг язычников, по сравнению со знанием Священного Писания – это богатство, похищенное из Египта, по сравнению с богатством Иерусалима во дни Соломона» – Кибардин Η П. Блаженный Августин , епископ Иппонийский, как воспитатель клира Казань, 1915 С 43 656 Cm KnauberA Das Anliegen der Schule des Origenes zu Casarea//Munchener Theologische Zeitschrift Bd 19 1968 S 201 К такому же выводу приходит и Г Крузель Crouzel Н L’Ecole d’Origene а Cesaree//Bulletin de Litterature ecclesiasmique Т 71 1970 R 15–27 657 Можно опять провести сравнение (хотя и с определенными оговорками и ограничениями) с блаженным Августином в период его преподавания в Кассисиакуме. Данное преподавание характеризовалось прежде всего гармоничностью «оно стремилось захватить всю душу воспитанника, все его способности», Августин старался «отвлечь своих учеников от излишней книжности, рассудочности образования. Сосредоточиться, быть наедине с собой, – это одно из условий воспитания, о котором часто напоминал учитель своим ученикам Блаженный Августин придавал высокую цену тем сокровищам, которые скрываются в тайниках души каждого. Человек иногда сам не знает о них и не может подняться до самого себя. Между тем, по мыслям блаженного Августина < > самопознание совершенствует внутренний взор души, которым она созерцает Божественную истину. Внешнее научение только помогает припоминать внутренним образом созерцаемые истины. «Слова иногда не только открывают, но даже скрывают душу», «жертва правды приносится в храме ума, в тайниках сердца». Поэтому учение Августина, объединяющее все силы и способности человека, можно рассматривать как приучение учеников к внутреннему созерцанию истины, к молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

Таким образом, очень осторожно, практически незаметно, не афишируя своего новаторства, Евсевий совершает, по сути, гигантский переворот и закладывает основы нового мироощущения. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ВВ – Византийский временник ВДИ – Вестник древней истории ВИ – Вопросы истории ВЛ – Вопросы литературы ВФ – Вопросы философии ТПЗС – Труды по знаковым системам. Ученые записки Тартуского университета. BS – Byzantinoslavica. Praha, 1929 – Byz – Byzantion. Bruxelles, 1924 – BZ – Byzantinische Zeitschrift. Leipzig-Munchen-Stuttgart-Leipzig, 1892 – САН – Cambridge Ancient History CQ – Classical Quarterly. Oxford, 1907 – DOP – Dumbarton Oaks Papers. Cambridge Mass., Washington. 1941 – GRBS – Greek, Roman and Byzantine Studies. Cambridge Mass., 1958 – JThS – Journal of Theological Studies PG – Patrologie cursus completus Series Graeca. Ed. by J.-P. Migne. Paris, 1857 – StP – Studia Patristica (Papers of the International Conferences of Patristic Studies) БИБЛИОГРАФИЯ ИСТОЧНИКИ Основные: 0   Ευσεβου του Παμφλου Εκκλησιαστικς τορας βιβλα δκα//PG , t XX, col 1–906 – Eusebius The Ecclesiastical History With an english translation by К. Lake, J. E. L. Oulton, H. J. Lowlor Vol. 1–2 Cambridge (Mass), 1975 – Евсевий Памфил Церковная история Μ , 1993 1   Евсевий Памфил Сочинения В 2т Μ , 1848 2   Евсевий Памфил Жизнь блаженного императора Константина Издание 2-е М группа «Лабарум», 1998 С 1–214 3   Евсевия Памфила слово василевсу Константину по случаю тридцатилетия его царствования// Евсевий Памфил Жизнь блаженного императора Константина Μ, 1998 С 215–268 4   Eusebius Pamphili Praeparatio Evangelica ( Εσεβου του Παμφλου Προπαρασκευ Εαγγελικ)//PG T XXI, col 21–408 5   Eusebius Pamphili Demonstratio Evangelica ( Εσεβου το Παμφλου ελικης αποδεξεως βιβλα δκα)//PG T XXII, col 14–792 6   Χρονικο καννες κα πιτομ παντοδαπς στορας Ελλνων τε κα βαρβρων (Chromcorum libri duo)//PG T XIX, col 99 – 600 Дополнительные: 1   Августин Блаженный О граде Божьем//Творения блаженного Августина , епископа Иппонийского Ч 3 Киев, 1906–1910

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Именно психологическая часть эстетики Августина, наиболее подробно изложенная в VI книге трактата «О музыке», явилась самой оригинальной частью его эстетического учения 312 , отделившей августиновскую эстетику от эстетических учений древности и наметившей многие черты эстетики средневековой, и христианской в целом. 150 О работе Августина над «De civitate Dei» см.: Brown Р. Augustinus von Hippo. Leipzig, S. 261–273. 151 См. работы: Ziegenfuβ W. Augustinus: Christliche Transzendenz in Gesellschaft und Geschichte. Berlin, 1948; Burleigh J. The city of God: A study of St. Augustine’s Philosophy. London, 1949; Markus R. A. Saeculum: History and Society in the Theology of S. Augustine. Cambridge, 1970; Deane H. A. The political and social ideas of St. Augustine. New York; London. 1963; Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М., 1979. С. 330–340. 152 De cat. rut. 24. 12: De civ. Dei I 35. 57. Сочинения блаженного Августина цитируются по изданиям: CSEL (отдельные тома), PL, t. 32–47; частично использован русский перевод: Творения Блаженного Августина Епископа Иппонийского. 2-е изд., Киев, 1901–1915, ч. 1–8; «Исповедь» и «Об обучении оглашаемых» цитируются в новых переводах М.Е. Сергеенко, опубликованных в «Богословских трудах». – М.. 1976. т. 15; 1978, т. 19. При цитировании указываются общепринятые в науке сокращения названий трактатов, номера книг, глав, параграфов. 153 Ср.: Adam A. Der manichmische Ursprung der Lehre von den zwei Reichen bei Augustin//Theologische Literaturzeitung. Leipzig, 1952. 77. S. 385–390. 154 Подробный анализ древнеримских концепций культуры см. в работе: Кнабе Г. С. Понимание культуры в Древнем Риме и ранний Тацит//История философии и вопросы культуры. М., 1975. С. 62–130. 155 Полный анализ использования Августином латинских авторов см. в работе: Hagendahl Н. Augustine and the Latin Classics. Göteborg, 1967, Vol. 1–2. 156 Подробнее о понятии времени у Августина см.: Wundt М. Der Zeitbegriff bei Augustin//Neue Jahrbücher für das klassische Altertum: Geschichte und Literatur.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

V в. – сер. XV в. –  М.: МГУ, 1963. Красин М. Творение Бл. Августина De civitas Dei как апология христианства в его борьбе с римским язычеством. – Казань, 1873. Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994. Кремлевский А.М. История пелагианства и пелагианская доктрина. – Казань, 1898. Кремлевский А.М. Первородный грех по учению бл. Августина Иппонийского. – Казань, 1898. Кремона К. Августин из Гиппона: Разум и вера. – М., 1995. Кричевцова Н.Е. Исповедальный жанр в европейской культуре и христианская концепция человека//Отношение человека к иррациональному. – Свердловск, 1989. Кричевцова Н.Е. Человек и общественный прогресс в учении Аврелия Августина//Человек и социальный прогресс. – Ижевск, 1982. Кроче Б. Теория и история историографии/Пер. с итал. – М.: Языки русской культуры, 1998. С.121-134. Круглов А.А. Августин Блаженный//Всемирная энциклопедия: Философия. – М.: АСТ; Харьков: Харвест, 2001. Кудрявцев О.Ф. Собственность как нравственно-правовая проблема в идеологии христианского средневековья (до Фомы Аквинского)//Культура и общественная мысль: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Наука, 1988.  Культура и культурология: Словарь/Редактор-составитель А.И. Кравченко. –  Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический проспект, 2003.  Кюнг Г. Великие христианские мыслители. – СПб.: Алетейя, 2000. С.113-162. Лазарев В.В. К истории столкновения идей предопределения и свободы воли//Ренессанс: Образ и место Возрождения в истории культуры. – М. 1987. Ланн Э. Исхождение Святого Духа в западной традиции//Страницы. – М., 2000. – Т.5. – Вып.2. Лебедев А. Блаженный Августин и нравственные проблемы его эпохи//Духовный мир: Сборник работ учащихся Московских духовных школ. -  Сергиев  Посад: Московская Духовная академия,  1994. Вып. 1. Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997.  (См. указатель). Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско-восточной церкви в IX, X и XI веках: От конца иконоборческих споров в 842 г., до начала Крестовых походов – 1096 г.

http://bogoslov.ru/person/2529560

6 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за июль 1880 г.) (144–148) В приложении: 7 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (19 октября, 21 декабря 1879 г., 25 января, 27 февраля 1880 г.) (129–176). Том 4 Октябрь 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Шесть книг толкований на пророка Иеремию (357–436) 2 . Олесницкий А. Введение в историю нравственности и нравственных учений (Идея развития и факторы истории – моральный, юридический и религиозный) [начало] (149–235) 3 . Тьерри А. Несторий и Евтохий, ересиархи V-ro века [продолжение] (236–289) 4 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за август 1880 г.) (290–294) В приложении: 5 . Объявления об издании в 1881 г. «Воскресного Чтения» (I–VI) 6 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (14 марта и 30 апреля 1880 г.) (177–208) Ноябрь 1 . Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе), О граде Божием, книга шестая и седьмая (297–394) 2 . Сильвестр, архим. Из чтений по догматическому богословию [продолжение] (295–388) 3 . Ковальницкий М. О значении национального элемента в историческом развитии христианства (389–432) 4 . Муравьев А. Афон Руссик (433–447) 5 . Смирнов Ф. Описание коллекции древних русских икон, приобретенной церковно-археологическим Обществом [продолжение] (448–459) 6 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за сентябрь 1880 г.) (44–459) В приложении: 7 . Исаев И. Отчет о состоянии Киевской духовной Академии в учебном 1879/80 гг. (460–468) Декабрь 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Шесть книг толкований на пророка Иеремию (437–529) 2 . Линицкий П. Наука и религия (469–516) 3 . Думитрашков К. Библиография (517–532) 4 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за октябрь 1880 г.) (533–554) В приложении: 5 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (30 апреля, 30 мая и 13 июня 1880 г.) (209–357)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Экхарта и “символ” Н. Бердяева: сравнительный анализ», в которой анализирует содержание данных концептов и проводит их компаративный анализ. Если М. Экхарт использовал понятие «знак/образ» в гносеологии, антропологии, триадологии, христологии, то Н. Бердяев с помощью концепта «символ» пытался разрешить проблему двойственности мира, а именно его разделения на две сферы — падшую эмпирическую и подлинную духовную. Елена Сергеевна Семенова в статье «Тема дружбы в толкованиях блаженного Августина на 5й и 7й псалмы» рассматривает понимание дружбы в толкованиях блаженного Августина Иппонийского. В статье впервые представлен перевод на русский язык фрагментов толкований, выполненный автором публикации. Автор пришел к выводу, что, как богопознание, дружба соединена с нравственным совершенством и представляет собой одну из добродетелей, относящихся к заповеди о богопочитании. Такая дружба является Божиим даром человеку. Диакон Сергий Кожухов в продолжение своего исследования предлагает статью «Церковная политика императора Анастасия I и богословское содержание “Типоса”. Часть 3». Данная публикация является третьей, завершающей частью исследования касательно церковной политики императоров Восточной Римской империи Василиска, Зинона и Анастасия I, в царствование которых были выпущены соответственно указы: «Энциклика», «Энотикон», «Типос», касающиеся религиозной церковной жизни. Главный вопрос, который в них решался, — это отношение к Халкидонскому Собору, утвердившему учение о двух природах и одной ипостаси во Христе. Автор рассматривает исторический фон, в котором начиналось правление императора Анастасия I, его отношения с последователями Халкидона, а также его противниками — Севиром Антиохийским и Филоксеном Маббугским, условия появления «Типоса». В статье приводятся мнения современных исследователей относительно авторства и времени появления «Типоса», дан его перевод на русский язык, анализируется богословское содержания «Типоса». Священник Вячеслав Клюев в статье «Лингвистические аспекты христианской теологии прощения: концепт прощения» исследует фундаментальное понятие христианской теологии, воплощающее суть Божией любви и милосердия к человечеству и указывающее на вершину христианской нравственности — прощение.

http://azbyka.ru/news/vyshel-v-svet-51-j...

Вновь встал вопрос о самой сложной его составляющей – пастырском богословии и пастырской подготовке в целом 560 . Именно в этой обстановке внимание русских исследователей вновь обратилось к блаженному Августину , к его учению о пастырстве. В 1895 г. в «Трудах Киевской духовной академии» был опубликован «очерк по пастырскому богословию» священника Александра Яхонтова 561 . Автор был выпускником МДА, поэтому публикация его труда в органе другой академии была в каком-то смысле признанием «приоритета» Киевской школы в августиновской тематике. Очерк был построен на основе сочинения блаженного Августина «De visitatione infirmorum» и его речи «De pastoribus». Так как первое из сочинений не имеет четко установленного авторства (как и авторского названия), о. Александр провел небольшое исследование и путем сравнения идей и конкретных выражений пришел к выводу о едином авторстве обоих текстов – блаженного Августина . Однако, конечно, задача состояла не в этом, a в выделении главных черт священника и основных направлений его деятельности – по мнению знаменитого «опытного» (по собственному выражению блаженного Августина) пастыря и воспитателя пастырей. О. Александр постарался реконструировать «тип истинного пастыря» 562 , начертанный пером Иппонийского епископа и основанного на его личном опыте душепопечения. Особое внимание обращено на пастырское посещение пасомых (о чем прямо говорит название, присвоенное первому из изучаемых текстов блаженного Августина ). Эти личные посещения (видимо, не только в физическом смысле), с объяснением скорбей, выпадающих на долю каждого человека, да и всего вероучения и нравоучения, о. Александр Яхонтов считал «ключом» попечения о душах, вверенных пастырю Богом 563 . Именно этого, с точки зрения автора статьи, часто не хватало выпускникам духовных семинарий и академий. И это следовало учесть при подготовке новой духовно-учебной реформы. Автор статьи ставит вопрос и о нравственном облике пастыря, о грехах и смирении пастыря, признающего свою неотделимость от общего греховного состояния человека, скорбях и мучительном преодолении греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010