Именно благодаря христианству, пусть не полностью принятому и понятому, произошло формирование культурных народов Центральной и Северной Европы, в том числе славянских. Варвары врывались в Рим, орды Алариха крушили Вечный город. Наступили времена варварского хаоса в Европе. Что могло остановить и остановило взаимоуничтожение народов и племен и полное уничтожение созданной ими средиземноморской культуры? — Христианская проповедь, христианизация варваров. Возникновение между ними и потомками римлян “единства веры и убеждений, общности в понимании основных ценностей этой жизни” 4 . В ходе миссии этим народам надо было раскрывать в простых словах истины христианства, а не углубляться в тонкости античной философии и каппадокийского и александрийского богословия. “Как бы удивился Платон, — писал блаженный Августин, — если бы увидел такое число необразованных людей среди самых разных народов, признающих и проповедающих истину Божественной духовности. Ведь Платон не допускал, чтобы толпа могла когда-нибудь отрешиться от чувственных представлений о Боге” (De utilitate credendi 35). “История христианизации Европы” может быть темой глубокой работы по истории христианского миссионерства и апологетики. На самой грани античности и средневековья стоит мощная фигура блаженного Августина пам. 15 июня) 5 . Он оказал огромное влияние на развитие западной, впоследствии католической и протестантской богословской и философской мысли. В своих творениях блаженный Августин творчески переработал многие положения античной философии и ассимилировал творения своих великих предшественников и современников на христианском Востоке. Часто бывает трудно решить, где его собственная мысль, где заимствования у восточных отцов Церкви, — важно, что все, что он писал, он лично продумывал и переживал 6 . Что-то от его стиля унаследовал во многих своих произведениях военный летчик и писатель А. де Сент-Экзюпери. Стремление блаженного Августина разобраться с соотношением язычества и христианства обусловлены семейными традициями: отец — язычник из обедневшего патрицианского рода, мать — христианка, причисленная к лику святых. После бурно проведенной молодости он искал успокоения в манихейской секте. Родился и начал учиться в африканском городе Тагасте, затем обучался в школах Мадавра и Карфагена; в 30 лет уехал в Рим, где преподавал риторику. Разочаровавшись в манихействе, изучал аскетическую философию, затем — учение неоплатоников. В Медиолане познакомился со святителем Амвросием Медиоланским и под его влиянием принял христианство (387 г.), раздал нищим имение свое и предался аскетическим подвигам. В 391 г. стал пресвитером, а в 395 г. — епископом Иппонийским. Ему принадлежит апология против язычников “О граде Божием”, над которой он трудился 14 лет, много других творений, направленных против язычников, ересей и расколов 7 . Широкой известностью пользуется его автобиографическое произведение “Исповедь” 8 .

http://pravmir.ru/apologetika-srednih-ve...

Эта мысль в различных своих вариациях встречается у многих отцов Церкви. См., например, учение святителя Григория Богослова : “Как образ Божий, человеческий ум, естественно, стремится к своему Первообразу. Но так как материальный покров – тело препятствует ему созерцать Бога непосредственно, то он восходит к Нему только путем созерцания окружающей его природы. Отсюда, как только в грехопадении ум человека помрачился и отвратился от своего Первообраза, открылся путь к заблуждениям. Будучи не в состоянии Перевод, примечания. А. И. Сидоров , 1999 выйти из круга телесности и вознестись к невидимому, человек остановился на видимом мире и признал за Бога все, что только поражало и привлекало к себе его внимание”. – Виноградов Н. Догматическое учение святого Григория Богослова . Казань, 1887. – С. 386–387.Согласно блаженному Августину , “падший человек, потерявши положительные качества своего разума, получил общее ослабление и слепоту духа (coecitas cordis); он сделался по сравнению со своим первобытным состоянием существом «тупоумным и глупым». Вместе с ослаблением и извращением познавательных способностей, в нем произошло понижение самого знания. Это понижение знания падшего человека, по мнению Августина, выразилось в том, что он сделался неспособным к познанию Высочайшей истины, которая должна составлять предмет всех его стремлений и в достижении которой заключается конечная цель его бытия. В самом деле, вместо познания истин, которые он должен достигать в своей жизни и деятельности, – чтобы чрез это осуществить конечную цель своего бытия, – он после грехопадения стал познавать несущественное в вещах; под влиянием похоти он стал по преимуществу обращать свой ум на познание таких вещей, которые могут доставить ему одну только скорбь и заблуждение. Словом, по общему заключению Августина – «падший человек сделался плотским по уму» (fierit mente carnalis); только плотское, чувственное и скоропреходящее вместо духовного, вечного и неизменного сделалось предметом его познаний. Он перестал быть обладателем «возвышеннейшей мудрости» (excellentissimae sapientiae), какая была свойственна ему в раю”. – Писарев Л. Учение блаженного Августина , епископа Иппонийскаго, о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894. – С. 157–158.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

По силе и мощи богословского таланта блаженный Августин , в отличие от блаженного Иеронима , несомненно выделяется среди прочих древнецерковных писателей, будучи сравним в этом плане с Оригеном . Его глубокий и разносторонний ум в своем стремительном полете сумел объять почти все области христианского вероучения. Но средоточием всего миросозерцания Иппонийского епископа можно считать, наверное, учение о человеке. Не случайно один русский патролог высказывает такое суждение: «С появлением на историческом поприще Августина вместо теологической части христианской догматики, служившей главным предметом учения великих отцов Церкви IV века, выдвигается на первое место другая область, – область христианской антропологии: учение о человеке в его отношении к Богу и в частности – учение о первородном грехе, о падшем состоянии человека и о состоянии его свободной воли, о благодати и предопределении в их отношении к нравственно-свободной деятельности человека. В раскрытии христианской антропологии Августин и его ученики приблизительно оказали Церкви такие же великие услуги и сделали такие же замечательные успехи, как и восточные Отцы и учители IV века – в раскрытии христианской теологии» 31 . Правда, несколько корректируя данное суждение, можно добавить, что, во-первых, «теологии» (учению о Боге в Самом Себе, то есть учению о Святой Троице) блаженный Августин также уделял немалое внимание, причем исходной точкой его тринитарного богословия «служит известная уже Церкви и церковно-богословской литературе его времени (fides catholica) никейская формула исповедания» 32 , хотя от этой исходной точки он и уклонился в сторону позднейшего «филиоквизма», во многом опиравшегося в дальнейшем на авторитет именно Августина. Во-вторых, антропологическая тематика активно разрабатывалась и в современном блаженному Августину греческом богословии: не только (а может быть, и не столько) в специальных антропологических трактатах (типа сочинения святителя Григория Нисского «Об устроении человека» и Немесия Эмесского «О природе человека»), но и в творениях отцов-подвижников.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

Но во второй половине XIX в. начался очередной этап русской «августинианы», краткий обзор которой представлен в данной статье. Важно отметить, что это был действительно новый этап, ибо после перехода «школьного» богословия на русский язык знание латыни в духовных академиях значительно ухудшилось. В 1860-х гг. в КДА было начато осуществление проекта по переводу сочинений блаженного Августина на русский язык, современный эпохе. Проект осуществлялся в общем «патрологическом порыве» российской духовной школы, начавшемся в 1840-х гг. и отчасти систематизированном к 1860-м гг. При этой систематизации для КДА была выделена «специализация» по латинским отцам, и, разумеется, блаженный Августин был одним из первых, к кому следовало обратиться. Следовало ожидать, что перевод повлечет за собой оригинальные исследования по тем или иным аспектам богословия Иппонийского епископа. Но за вниманием к блаженному Августину стоял и актуальный интерес, обусловленный конкретными событиями и проблемами российской жизни. Во-первых, церковные преобразования, проводимые в контексте великих реформ, рефлексии Петровской церковной реформы, сложившихся в России церковно-государственных отношений ставили вопросы о соотношении временного, земного бытия Церкви и ее мистической реальности. Разумеется, в этих вопросах нельзя было не обратиться к экклесиологической концепции блаженного Августина . Во-вторых, решение проблем, связанных с положением приходского духовенства и его подготовкой, обращало внимание к августиновской концепции воспитания и жизни клириков, его пастырским трудам. В-третьих, «исторические тенденции», характерные для русского богословия 1860-х гг., и общий настрой «историзма» делал необходимым обращение к августиновскому «богословию истории», легшему в основу многих богословско-исторических концепций. В-четвертых, очередной раз обострилась проблема со старообрядцами: после жестких мер Николаевского времени, учреждения Белокриницкой иерархии ситуацию надо было решать какими-то иными мерами. И Иппонийский епископ, прославившийся «обращением многих донатистов» к православной вере, мог дать ответы на методологические поиски.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

С антропологией этих последних, кстати, у блаженного Августина , монаха и одного из основоположников западного монашества, наблюдается порой определенное сходство 33 , хотя он иногда, увлекаясь полемическим задором (в частности, против пелагиан), выходит за пределы православной «акривии», чего не случалось, как правило, с творцами монашеской литературы. Так произошло с его мнением о соотношении предопределения и свободы воли, а также с концепцией первородного греха, предполагающей представление о «переходящем на всех людей грехе Адама как причине всеобщего осуждения человечества под власть диавола на вечную погибель» 34 . В общем же многогранность личности, литературной деятельности и миросозерцания блаженного Августина трудно исчерпать в сотнях и тысячах томах исследований, написанных о нем. Она, подобно бликам многоводной и быстро текущей под полуденным солнцем реки, постоянно меняет свои оттенки, оставаясь все той же самой рекой. И некоторые из этих оттенков можно уловить в проповедях, переведенных отцом Максимом Козловым, и «Толковании на псалом сто двадцать пятый» (перевод С. А. Степанцова). В области догматики этот великий подвижник ничем себя особенно не проявил, следуя здесь во многом за блаженным Августином 37 , не впадая, однако, в догматические заблуждения Иппонийского епископа. Его главным поприщем была область нравственного богословия, где Святителем особенно оттенялись эсхатологические тона, проявившиеся с предельной ясностью и четкостью, например, в «Беседах на Евангелия» 38 . Такой сугубой эсхатологической тональности этики Святителя весьма способствовала эпоха, в которую он жил, – век агонии ветхого Рима с его многочисленными нестроениями. Поэтому «земля внушала проповеднику горькие чувства, полные безнадежности и уныния; обращаясь своею мыслию в разные сферы житейских забот, нигде не находил он довольства, спокойного наслаждения жизнью и тех существенных благ, к которым стремится и которыми удовлетворяется душа наша. Он становится поэтому в отрицательные отношения ко всем житейским заботам и земным благам и удовольствиям.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

– Здравствуй, твое сиятельство, сынок мой любезный, – выступил нерешительно старик, – дай поглядеть на тебя, голубчика, в твоей лепоте превыспренной. – Что это за человек? – сердито спрашивает Вронченко. – Что ему от меня надо? – Феденька, родной! Федюшенька! Не узнал ты меня, отца-то своего? С каких пор не видались, и то правда! – Не узнал. Да и не знаю вовсе, – отвечал граф и последовал к карете, стоявшей у подъезда. Бедняга отец на минуту оторопел; потом ринулся с отчаянием на сына. – Федька, подлец! – завопил он. – Отца родного не признаешь! Будь же ты анафема, проклят! – и рухнул на пол, разбитый параличом. К приезду графа тело бедного деревенского священника убрали, а граф даже не спросил, куда оно делось 664 . В христианское время уже не применяется строгий ветхозаветный закон, по которому непочтительных детей побивали камнями. Но это не значит, что суд Божий не совершается над такими детьми: рано или поздно они понесут наказание. В церковной истории известно множество примеров наказания Божия за непочитание родителей. Блаженный Августин , епископ Иппонийский, живший в V веке, рассказывает следующий несчастный случай, постигший в его время целое семейство в Кесарии Каппадокийской от неосторожных клятв матери. «Одна мать, будучи сильно оскорблена старшим из сыновей в присутствии младших, которые не только не удержали брата от дерзкого поступка против матери, но и не подали ей никакой защиты, несмотря на то, что всех их было числом девять, как бы в отмщение за нанесенное ей оскорбление тут же стала проклинать страшными клятвами всех их, без разбора, – и более, и менее виновных. Сила материнских клятв была так действенна, что старший из них, как виновнейший, дерзнувший даже нанести побои своей матери, тотчас был разбит параличом, так что все его члены пришли в непрестанное дрожание и биение; вслед за тем, по очереди старшинства, подверглись такому же недугу в течение года и все прочие. Стыдясь своих сограждан и самих стен города, среди которых еще тягостнее становилось для них это состояние, они принуждены были оставить их и, рассеявшись в разные стороны, блуждали по стране. А мать, не находя где укрыться от укоризн и угрызений совести, с отчаяния удавилась, приложив к неумышленному злодеянию явный грех» 665 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Замысел первого этажа именно в том, чтобы привлечь внимание посетителей к интересно сгруппированным комплексам чучел и растений, муляжей камней и растений и начать подсознательное внушение идей о развитии и превращении видов, т.е. обман на 1-м этаже только начинается. В частности, в самом центре зала находятся большие скульптурные гипсовые изображения мегатерия (7 метров) и нелетающей птицы моа (высотой 4 метра), о которых на табличках указано, что они вымерли 2 млн. лет назад (правда, птица была окончательно истреблена охотниками Новой Зеландии то ли в XIII, то ли в XVII веке!). Согласно Библейскому повествованию, эти животные, вместе с огромным числом других видов, не взятых Ноем в Ковчег, погибли во время Всемирного Потопа, который имел место быть совсем недавно (около 55 веков тому назад). Экспозиция второго этажа называется " Этапы познания живой природы " . Начинается она, по музейной традиции, " греческим залом " , где имеются изображения Гиппократа (основателя медицины) и других ученых древности. В " римском зале " можно найти, в частности цитату из блаженного Августина, епископа Иппонийского " Источник и Творец жизни - Бог " . Далее показаны инструменты средневековых медиков, картины, изображающие анатомические сеансы и первые анатомические атласы, затем идут микроскопы (первый из них был создан Левенгуком в 1671, т.е. на 62 года позднее, чем Галилей произвел первые астрономические наблюдения с помощью телескопа) и другие старые приборы для биологических исследований. Потом появляется " сам " Дарвин, имеется довольная большая модель корабля " Бигль " , на котором он совершил в 1831-36 кругосветное путешествие в качестве натуралиста, и карта его маршрута. В качестве важнейшего биологического объекта, давшего главный толчок к появлению у Дарвина идеи об эволюции, обычно называют несколько подвидов вьюрков, обнаруженных Дарвином на Галапагосских островах в Тихом океане (около 100 км к западу от побережья Эквадора). Эти вьюрки, похожие на зябликов или воробушков, немного отличаются друг от друга размерами и формой клюва: у одних он потолще и используется для раскалывания орехов, у других - более длинный и тонкий, им удобно доставать из земли червяков, у третьих - среднего размера и обычной формы (поедать фрукты).

http://pravoslavie.ru/1445.html

В том же положении многие факты наук, например, реальность атомов. Узкие специалисты в данной области ответят, почему это так, остальные доверяют их суждению. Современная наука не очевидна. Как определяются сами расстояния, какие допущения вложены в методики – я опускаю. Это отдельная тема. Но научный принцип системного исследования и перекрестной проверки фактов и гипотез работает и здесь. Диаграммы Герцшпрунга-Рассела могут различаться для звезд разных галактик, и это отличие – еще одно свидетельство мегавремени, потому что объяснить отличие диаграмм можно только рассматривая историю галактик, встраивая ее в космологию в целом. «Вначале сотворил Бог небо и землю…. И сказал Бог: Да будет свет». (Быт. 1; 1-3). Это – творение неба и земли, невидимых и неустроенных, и их просвещение. Но, по суждению блж. Августина, епископа Иппонийского («О книге Бытия буквально», кн. I), это, сверх того и без всякого противоречия с этим, означает также и творение духовного мира, мира духовных существ, ангелов – вначале в некоей их духовной бесформенности («тьма над бездною»), а затем и их Божественное просвещение сотворенным духовным светом. В отношении к нашей материальной Вселенной это последнее, возможно, означает также сотворение законов природы и вообще всей сферы «интеллектуальной прозрачности мира». Иными словами, если прав данный блаженный толкователь и ряд других, высказывавших сходные мысли, Шестоднев в этих кратких словах повествует сразу о нескольких пластах Творения, как материального, так и духовного. И вот это объемное повествование требуется однозначно отобразить на материальную историю мира, которую только и изучает наука. Сотворение света во всем объеме этого многозначного слова: и света материального (излучения), и света духовного, просвещающего, по блж. Августину, ангельский мир, а, может быть, и света интеллектуального, который открывается в факте интеллектуальной умопостигаемости мира, в законах природы, в законах чисел (может быть, есть и еще сто значений слова «свет» – все одним словом обозначенные, начиная с буквального) – и вдруг весь этот объем пытаются сопоставить (более всего – толкователи-эволюционисты) с возникновением электромагнитного излучения после Большого Взрыва! Здесь речь не о свете, а о несопоставимости языка Библии с языком науки. Как же не возникнуть противоречию или по крайней мере неполноте согласования на этом ущербном пути!

http://bogoslov.ru/article/2540983

составление и перевод А.А. Бурова Святой Элесбаан, царь Эфиопии († 523, память 27 октября) Христианин должен понимать, что ему нужно утвердить себя скорее хорошими делами, нежели своим именем. Августин Блаженный , епископ Иппонийский В VI веке, во времена епископа Римского Uoahha I и императора Иустина эфиопы-аксумиты, чьи владении распространялись с западного берега Красного моря далеко вглубь континента, были очень процветающим народом. Царь, который ими управлял при императоре Иустине Старшем, звался Элесбаан (Elesbaan). Этот принц, во всех своих действиях и во всех своих предприятиях не ставил никакой иной цели кроме как счастье своих подданных и слава Бога. Несколько авторов утверждают, что он был обращен из язычества в христианство. Что бы там ни было, его добродетели показали, насколько везёт народу, когда у него есть хозяева, которые сумели освободиться от рабства страстей. Если Элесбаан и брал оружие, так только за тем, чтобы защищать справедливость, и ради этого он одерживал победы. Гомериты (Homerites), среди которых имелось большое число евреев, жили на восточном берегу Красного моря, в Йемене. В те времена ими управлял Дунаан (Dunaan) или Данаан (Danaan), которого сирийцы и арабы именуют Дсунова (Dsunowa). Он был евреем, захватившим власть. Ненависть, которую он питал к христианству, делала его преследователем друзей Христа. Он изгнал в 526 г. Греганса (Gregence), араба по происхождению, архиепископа Тафарского (Taphar), митрополита тех земель. Он приказал обезглавить св. Аретаса (Aretas), вместе с четырьмя другими христианами, которые открыто исповедовали свою веру. Св. Аретас, также называемый Харит (Harith) или Хариц (Haritz), правил городом Награн (Nagran), бывшей столицей Йемена. Он не только отказался спасать свою жизнь, становясь отступником, но и убедил всех других христиан оставаться преданными Господу. Его вывели из города, привели на берег ручья, где и казнили в 523 г. Дума (Duma), или скорее Реума (Reuma), или Реми, его жена, а также его дочери были преданы смерти по той же причине. Их поминают как мучеников вместе с 340 другими христианами, которых Дунаан приговорил к смертной казни. Их поминают 24 октября в календарях Запада и Востока, так же, как и в Московском календаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Если ты скажешь, человек: еже хотети прилежит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю; если ты соуслаждаешься закону Божию по внутреннему человеку, но видишь ин закон во удех своих, противовоюющ закону ума твоего, и пленяют тебя законом греховным, сушим во удех твоих: то будь тверд в благой воле, и воскликни, что следует: окаянен аз человек! кто мя избавит от тела смерти сея? Благодать Божия, Иисус Христом Господем нашим ( Римл. 7:18, 22–25 ). Ибо Он Сам есть мир на земли, в человецех благоволение, прекращение той брани, в которой плоть похотствует на духа, дух же на плоть, да не еже хошете, творите ( Гал. 5:17 ). Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино ( Ефес. 2:14 ), да будет тверда благая воля против злых похотений, и утверждаясь да просит помощи благодати Божией чрез Иисуса Христа Господа нашего. Противовоюет ей закон плотских удов и уже пленяет ее? да просит помощи, не надеясь на свои силы, и, сознавая немощь, да сознается. что ей нужна помощь. Тот не оставит ее, Кто рек верующим в Него: аще пребудете во словеса Моем, воистину ученицы Мои будете: и уразумеете истину, и истина свободит вы ( Ин. 8:31, 32 ). Поможет истина и освободит от тела смерти сея. Для сего то Истина, рождество Которой ныне празднуем, от земли возсия ( Пс. 84:12 ), да будет мир на земли, в человецех благоволение. Господь один может даровать нам и еже хотети и еже сеяти о благоволении. Везде предваряет нас Его милосердие: им и призвал Он нас не хотящих, и подает силу к совершению того, чего хощем; скажем же Ему: кляхся. и поставих сохранили судьбы правды Твоея ( Пс. 113:106 ). Я поставил, и, как Ты повелел, обещал послушание, поскольку вижду ин закон противовоюющ закону ма моего и пленяющ мя законом греховным, сущим во удех моих, то смирихся до зела: Господи, живи мя по словеси Твоему ( Пс. 118:107 ). Се еже хотети прилежит ми: вольная убо уст моих благоволи, Господи; да будет мир на земли, в человецех благоволение. Скажем это, или и более, что внушит нам благочестие, напитанное Священным Писанием, да не тщетно празднуем день Господа рожденного от Девы, но, начав благою волею, совершимся совершенною любовью, которая и изливается в сердца наши, не от нас самих, а Духом Святым, данным нам. Аминь 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010