От составителей Блаженный Августин – древний отец неразделенной Церкви –занимает особое место в истории христианского богословия. Трудно переоценить значение идей Иппонийского епископа для западного богословия, философии, культуры. Однако безусловное влияние его наследие оказало и на развитие восточной традиции, в частности русского богословия синодальной эпохи. Изучение корпуса творений блаженного Августина и его влияния на христианскую традицию всегда привлекало и продолжает привлекать внимание исследователей: глубина и сложность богословской и философской мысли требуют нового осмысления, необходимо и изучение рецепции идей блж. Августина в различных исторических и культурных контекстах. Предлагаемый сборник представляет собой материалы двух секций Ежегодной богословской конференции ПСТГУ, посвященных личности и наследию блаженного Августина . Эти секции работали в рамках Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в 2013 и 2014 гг. Организатором секции выступил Научный центр истории богословия и богословского образования. В ноябре 2013 г. эта секция имела название «Наследие блаженного Августина и его рецепция в западной и восточной традиции», в ноябре 2014 г. – «Блаженный Августин и августинизм XVII в». В рамках этих секций, кроме российских исследователей, представили свои доклады ученые из Франции, Италии, Польши. Тематически доклады распределены по трем разделам: 1) экклесиология, сакраментология и богословие истории блаженного Августина ; 2) восприятие учения блаженного Августина в западной традиции; 3) влияние мысли блаженного Августина на русское богословие – как академическое, так и внешкольное, «лаическое». Β первом разделе статьи П. Б. Михайлова (ПСТГУ), A. Р. Фокина (ИФ РАН), Г. Е. Захарова (ПСТГУ) и Р. Додаро (Рим, Августинианум) посвящены богословию истории блаженного Августина и богословским спорам его эпохи. Раздел, посвященный рецепции идей блаженного Августина в западной интеллектуальной традиции, составляют работы И. С. Редьковой (МГУ) и Д. В. Смирнова (ЦНЦ «Православная энциклопедия») о блаженном Августине в западном богословии XII и XIV вв., X. Ковальской-Стус (Краков, Ягеллонский университет) о польском образовании в раннее Новое время и римском богословии государства, Ж. Феррероля (Париж, Сорбонна) об Августинизме во Франции XVII в..

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Вернувшись на родину в 388 году, блаж. Августин решил воплотить на деле идеалы христианского аскетизма (у блаж. Августина, а затем и вообще на западе, довольно умеренные). С единомышленниками он организовывал христианское общежитие. В 391 году блаж. Августин переехал в Иппон, где по благословению еп. Валерия Иппонского основал первую в этой области Африки монашескую общину. Престарелый еп. Валерий, оценив достоинства блаж. Августина, привлек его к иерархическому служению. В 391 году он рукоположил блаж. Августина во пресвитера, а в 395 – во епископа. По кончине еп. Валерия, блаж. Августин наследовал его кафедру, которую занимал 35 лет. В эти годы блаж. Августин руководил созданной им богословской школой, именовавшейся «монастырем клириков» («monasterium clericorum»). Также он продолжал богословско-литературные труды и неутомимо боролся с язычеством, манихеями, донатистами и Пелагием. В то время в Африке поставляли епископа для всякого прихода, численностью более двенадцати человек. Большинство епископов были простыми малообразованными людьми. Блаж. Августин, будучи образованным ритором и деятельным человеком, фактически возглавил всю церковную жизнь Северной Африки. Он был активным участником местных Соборов и внес значительный вклад в латино-африканское церковное законодательство. Являясь видным представителем латино-язычных христиан, блаженный Августин никогда не был папистом и отстаивал независимость Карфагенской Церкви от вмешательства в ее дела Римского престола. В связи с очередным таким вмешательством, по делу священника Апиария, блаж. Августин написал от имени северо-африканского епископата резкое письмо папе римскому. Будучи архиереем, блаж. Августин оставался аскетом. Он считал, что, как учитель бедных, и сам должен быть беден. По этой причине он не пользовался блистательными архиерейскими одеяниями, вошедшими в употребление с началом константиновской эпохи. Скончался блаж. Августин в 430 году на 76-м году жизни, от лихорадки, во время осады готтами города Иппона. Память блаж. Августина, епископа Иппонийского, совершается Православной Церковью 15/28 июня, в один день с преп. Иеронимом Стридонским .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Миросозерцание Евгения Николаевича Трубецкого по его магистерской диссертации «Миросозерцание блаженного Августина» Источник Статья подготовлена в рамках проекта « Блаженный Августин Гиппонский в философско-богословском и культурном диалоге традиций Востока и Запада» при поддержке Фонда развития ПСТГУ. Article is prepared within the «Blessed Augustine of Hippo in the philosophicaltheological and cultural dialogue of the traditions of East and West» project with assistance of Fund of development of St. Tikhon’s Orthodox University. Аннотация : Написанная в 1891 г. магистерская диссертация князя Евгения Николаевича Трубецкого «Миросозерцание блаженного Августина » стала заметным явлением русской «августинианы». Сам автор поставил себе целью на основе подробного и непредвзятого исторического исследования дать заключение о месте и роли блаженного Августина в истории западной цивилизации. Его выводы можно свести к положению, что блаженного Августина следует считать скорее отцом «латинской идеи», чем отцом Церкви в широком смысле слова. Последнее объясняется его (Августина) чрезмерной приверженностью к юридическому пониманию евангельского учения и к внешней принудительной организации церковной жизни. При этом внимательное чтение диссертации приводит к заключению, что основным источником для содержательных тезисов ее автора были работы его старшего друга, Владимира Сергеевича Соловьева. Наибольший же интерес вызывает то, что можно установить параллель между внутренней эволюцией блаженного Августина так, как она представлена в диссертации, и аналогичным путем В. С. Соловьева , как раз в конце 80-х гг. переживавшего увлечение католичеством и идеей соединения Церквей. В статье рассматривается гипотеза о том, что эта параллель была неслучайной, составляла существенную часть замысла автора диссертации и оказала свое обратное влияние на прочтение им текстов епископа Иппонийского. Abstract : The master’s dissertation of prince Yevgeny Trubetskoy “Worldview of St. Augustine”, which was written in 1891, became a notable event in Russian studies of Augustine.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Кандидатские диссертации антропологической тематики, ориентированные на блаженного Августина , также можно разделить на несколько направлений, впрочем, очень тесно связанных друг с другом: спор блаженного Августина с пелагианами, свобода человека, учение о воле и о благодати Божией, психология Иппонийского епископа 596 . Последнее направление набирало силу в связи с общим интересом к психологии в начале XX в., который не мог не захватить и высшие духовные школы. Сюда же можно отнести работы, связанные с самим блаженным Августином и его «Исповедью» 597 . Как представляется юным богословам и будущим пастырям, «Исповедь» блаженного Августина – уникальный источник для личной христианизации, чрезвычайно важный для России конца XIX – начала XX в. Неоднократно проводится сравнение ее с одноименным сочинением Ж.-Ж. Руссо – этому посвящено даже две специальные диссертации 598 . Разумеется, сравнение приводило к выводам не в пользу Руссо: если Руссо, описывая пороки, может возбуждать греховную тягу к ним, то Августин питает к порокам отвращение и учит в деле искоренения порока полагаться на сверхъестественную помощь. Подвиг же человеческий, к которому авторы сочинений призывают вместе с Иппонийским епископом российское общество, – обращение ко Христу, приобретение этого религиозного опыта. Однако есть и работы, более «обличительные» по отношению к Иппонийскому епископу и написанные с протопастырским пафосом и несогласием: падший человек в понимании блаженного Августина неспособен не только самостоятельно спастись и творить что-либо положительное без помощи благодати, но и делать какое-либо самостоятельное аскетическое усилие. К антропологическим работам по блаженному Августину примыкают гносеологические, авторы которых обращаются к августиновской sensus mentis – особой способности души познавать Бога 599 . Однако все авторы этих работ не минуют высказать блаженному Августину упрек в том «раздвоении» западного христианства, которому он содействовал: онтологическую пропасть между Богом и человеком, которую сам-то Августин заполнял, прибегнув к платоновской антропологии, но оставил при этом тяжелое наследие как католической схоластике, так и Реформации. В логическом завершении августиновских идей, сделанных схоластами, взаимоотношения между Богом и человеком понимаются как внешние им обоим, благодать же может даваться на основании «заслуг» Христа, удовлетворившего Своей искупительной жертвой Божественное правосудие. Реформаторы, отказавшись от понятий «заслуг» и «добрых дел», остались с раздвоением между Богом и человеком, конечная судьба которого определяется одной благодатью (sola gratia).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Исповедь В издательстве Сретенского монастыря вышла книга блаженного Августина Иппонийского " Исповедь " . Исповедь/Пер. с лат. М. Е. Сергеенко; вступ. ст. диак. А. Гумерова. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. – 320 с. «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Так взывает к Богу епископ североафриканского города Гиппон блаженный Августин. «Поздно полюбил я Тебя, Красота, такая древняя и такая юная, поздно полюбил я Тебя! Вот Ты был во мне, а я – был во внешнем и там искал Тебя». Все свои долгие поиски, весь свой непростой путь к Богу Августин излагает в своей «Исповеди» как в пламенной молитве Господу. Автобиографическая повесть «Исповедь» была написана Августином по просьбе епископа итальянского города Нола святителя Павлина, к которому наши святцы прилагают прозвание «Милостивый» (память 23 января старого стиля). «Исповедь» была написана, вероятно, в 397–400 годах, спустя десять лет после обращения Августина ко Христу, вскоре после возведения в епископское достоинство. Аврелий Августин родился 13 ноября 35 4 года в Тагасте в Нумидии, в семье небогатых представителей провинциальной знати Патриция и Моники. Моника была благочестивой христианкой, тогда как отец Августина принял крещение только перед смертью в 371 году. По обычаю того времени Августин был оглашен с детства, но не крещен. Августин получил хорошее образование, но из-за недостатка средств у родителей в оплате обучения участвовали благотворители. Начальное образование Августин получил в родной Тагасте, затем он продолжил свое образование в грамматической и риторической школе соседнего города Мадавра (363–366 гг.). Для продолжения образования в 369 году будущий святитель отправляется в столицу латинской Африки Карфаген. Здесь водоворот разгульной жизни затянул юношу, от незаконной связи у него рождается сын Адеодат (беседе с ним Августин посвящает свой диалог «Об учителе»). Чтение Цицерона пробуждает в Августине «любовь к мудрости» и подвигает его к духовным исканиям. Тогда же он читает и Священное Писание, однако слово Божие не производит на него тогда благоприятного впечатления (это часто объясняют грубостью современного ему перевода – Италы). Здесь же в Карфагене начинается увлечение Августина манихейством, продлившееся около десяти лет. По завершении образования в 373 году он возвращается в Тагасту, где преподает грамматику и риторику. В следующем году Августин переезжает в Карфаген и там продолжает преподавание и научную деятельность. Примерно в это же время Августин предпринимает свой первый литературный философский опыт – пишет трактат «О прекрасном и соответственном», ныне утерянный. Очарование манихейством постепенно проходит, Августин начинает сознавать его несостоятельность. Следующим интеллектуальным увлечением Августина становится скептицизм Новой академии, а затем – неоплатонизм. 

http://pravoslavie.ru/6054.html

Борьба с пелагианством началась в Африке, так как тамошние пелагиане учили, что не надо крестить детей как не подверженных первородному греху. В защиту церковной традиции выступил блаженный Августин , епископ иппонийский. Блаженный Августин (354–430, память 15 июня) родился в городе Тагасте, недалеко от Карфагена, получил чисто языческое классическое образование и стал профессором риторики в Карфагене, а потом в Риме. Он вел очень рассеянную жизнь, в течение восьми лет принадлежал к манихейству, потом увлекся учением философа Плотина и до 30-летнего возраста оставался чужд христианству. Обратил его к вере св. Амвросий Медиоланский и его мать, св. Моника. Блаженный Августин принял крещение в 387 году, а через четыре года стал священником. В 395 году он был избран епископом города Иппона. Главным трудом блаженного Августина был «Град Божий», сочинение, которое имело исключительное значение для развития богословской мысли на Западе. Большинство богословских расхождений между Востоком в Западом восходит к блаженному Августину , мнения которого наложили отпечаток на католическое и отчасти протестантское мировоззрение, вплоть до нашей эпохи. Блаженный Августин боролся с остатками монтанизма, с манихеями и с Пелагием, в борьбе с которым впал в противоположную крайность. Он начал учить о полной зависимости человека от благодати, которая одна его спасает. Человеческая воля не участвует в спасении. Блаженный Августин учил также о предопределении праведников, которые одни будут спасены. Спор о благодати и свободе в деле спасения, вызванный учением блаженного Августина и пелагианством, оказал исключительное влияние на развитие богословия. Он продолжается до нашего времени. Впервые Восток в Запад разошлись в основном вопросе христианской жизни. Учение Пелагия, несмотря на уступки, которые он сделал, было осуждено как на Востоке, так и на Западе. Крайние утверждения блаженного Августина вызвали реакцию на Западе и не были всеми приняты. Они были положены в основу богословского спора между учеником блаженного Августина , Проспером Аквитанским, и св. Кассианом Марсельским.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

(Избранные сочинения Блаженного Августина , епископа Иппонийского/[Пер. с лат. И.С. Тодорского]. М., 1786; указание на переводчика – согласно каталогу РГБ, в самом изд. переводчик не указан). В 1880 г. был опубликован перевод, сделанный в Киевской духовной академии (в «Библиотеке отцев и учителей Церкви»), который некритически репродуцируется вплоть до настоящего времени как в России, так и за рубежом (см., например, брюссельскую публикацию издательства «Жизнь с Богом» 1974 г.). 669 Августин, блаж. Христианская наука, или Основания священной герменевтики и церковного красноречия. СПб., 2006. 670 Наследию блаж. Августина посвящена поистине необозримая (в основном – зарубежная) литература. Из общих работ можно выделить (кроме упомянутых) исследования: Трубецкой Е.Н. Религиозно–общественный идеал западного христианства в 5 в. Ч. 1. Миросозерцание бл. Августина. М., 1892; Писарев Л. Учение блаженного Августина , еп. Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894; Попов К.В. Личность и учение блаженного Августина . Т. 1. Ч. 1–2. Сергиев Посад, 1916; он же. Труды по патрологии. Т. 2. Личность и учение блаженного Августина . С. Посад, 2005; Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М., 1979. С. 181–340; Августин: pro et contra. СПб., 2002; Герье В.Н. Блаженный Августин . М., 2003; Эриксен Т.Б. Августин: Беспокойное сердце. М., 2003; Cayre F. Initiation a la philosophic de S. Augustin. Paris, 1947; Gilson Introduction a l tude de Saint Augustin. Paris, 1949; Marrou H.I. S. Augustin et l’augustinisme. Paris, 1955 (рус. пер.: Марру А.И. Св. Августин и августинизм. М., 1998); Jaspers К. Platon. Augustin. Kant: Drei Grander des Philosophierens. Munchen, 1967; Flasch K. Augustin: Einfiihrung in sein Denken. Stuttg., 1980; O’Donnell J.J. Augustine. Boston, 1985; idem. Augustine: A New Biography. San Francisco, 2005; и мн. др. Существует также множество работ, посвященных отдельным аспектам творчества Августина: его онтологии, гносеологии и богословию (например: Rider J.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

R.Domenico. La dottrina trinitaria di Mario Vittorino Africano. Napoli, 1942. A.Travis. Marius Victorinus, a Biographical Note. – Harvard Theological Review. 1943, 36, p. 83 – 90. P.Frassinatti. Le confusione agostiniane e un inno di Mario Vittorino. – Giornale italiano de filologia, 1949, 2, p. 50 – 59. P.Henry. The " Adversus Arium " of Marius Victorinus, the first systematic exposition of the doctrine of the Trinity. – Journal of Theological Studies, N.S., 1950, 1, p. 42 – 55. A.Dempf. Der Ptatonismus des Eusebius, Victorinus und Pseudo-Dionysius. – Sitzungsberichte der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, Phil. –Hist. Klasse, 1962, 3, S. 1 – 18. P.Hadot. L " image de la Trinité dans l " âme chez Victorinus et chez Saint Augustin. – Stidia patristica. Berlin, 1962, 6, S. 409 – 422. M.T.Clark. The Neoplatonism, of Marius Victorinus. – Studia Patristica. Berlin, 1972, 11, S. 13 – 19. P.Hadot. Porphyre et Victorinus, Paris, 1968, I – II. R.A.Markus. Marius Victorinus. – In: The Cambridge History of Later Greek and Early Mediaeval Philosophy. Cambridge, 1970, p. 331 – 340. P.Hadot. Marius Victorinus. Recherches sur sa vie et ses oeuvres. Paris, 1971. A.Ziegenaus. Die trinitarische Ausprägung des göttlichen Seinsfülle nach Marius Victorinus. – Münchener theologische Studien, 1972, 2, Abt, 41. M.T.Clark. The Neoplaionism of Marius Victorinus the Christian. – In: Neoplatonism and early Christian Thought. London, 1981, p. 153 – 160. АВГУСТИН И ПЕРЕХОД ОТ АНТИЧНОСТИ К СРЕДНЕВЕКОВЬЮ Тексты, переводы и комментарии Творения Блаженного Августина. Изд. 2е. Киев, 1901 – 1912, ч. 1 – 7. Исповедь блаженного Августина, епископа Иппонийского, в 13ти книгах (новый перевод). М., 1914. Блаженный Августин. Исповедь. – Богословские труды. М., 1978, 19, с. 71 – 264. Общая литература В.Герье. Блаженный Августин. М., 1910. И.В.Попов. Личность и учение блаженного Августина. Сергиев Посад, 1917, I, 1 – 2. С.С.Аверинцев. Греческая " литература " и ближневосточная " словесность " (Противостояние и встреча двух творческих принципов). – В кн.: Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М., 1971.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

Блаженный Августин      «Не искал я Тебя – Ты меня взыскал: благодарю Тебя, Просветитель мой!» – так вспоминал о своем обращении один из самых почитаемых западных отцов Церкви – блаженный Августин, епископ Иппонийский (354–430). Проникнутые удивительной искренностью и глубиной, эти слова были рождены сердцем, в полной мере изведавшим бездны падений и боль удаления от своего Создателя. Жизнь святого Августина не может не удивлять. Его путь к Богу был настолько трудным и запутанным, в нем было столько темных и порой даже гнусных сторон, что неопытному христианину может показаться сомнительной святость этого служителя Церкви. Действительно, невзирая на то, что мать святого, блаженная Моника, была ревностной христианкой, стремившейся и сына своего воспитать в духе христианского учения, юноша Августин не очень старался подражать ее добродетелям. Во время обучения в Карфагене он вел распущенную жизнь в кругу разнузданных сверстников. Его жизненным правилом становится это: «любить и быть любиму». Он вступает в сожительство с женщиной, от которой у него рождается единственный сын. Первые религиозные поиски привели Августина к манихейству, которое он исповедовал 10 лет, вовлекая в ересь и своих знакомых. Потом был Рим, новое сожительство, философские поиски счастья, извращающий всякую мысль скептицизм и многое другое… Позже в своей знаменитой « Исповеди » блаженный Августин будет вспоминать об этом периоде: «Покинул я Тебя и дошел до бездны неверности, до обманчивого угождения демонам, в жертву которым приносил злые дела свои». Но всё же было на трудном жизненном пути святого нечто особое. То, к чему лишь изредка прикасалось его сердце и что с таким упорством отвергал разум. Об этом свидетельствовал сам блаженный Августин, обращаясь к Богу со словами: «Ты же был во мне глубже глубин моих и выше вершин моих». Если мы вслушаемся в слова исповеди святого Августина, то заметим немало интересного Вынесенное из самых сокровенных тайников сердца, это признание наполнено удивительной силой и касается жизни каждого христианина. Это отпечаток той Божественной тайны, которая незаметным образом входит в нашу жизнь и, едва осознанная человеком, совершает в нем истинное перерождение. Это тайна Божественного молчания…

http://pravoslavie.ru/80233.html

Так, он упрекает Герье в некорректном анализе самого «появления донатистов», расхождения донатистов с православными, видя их только в местных условиях и личных отношениях, a не догматические и обрядовые расхождения. To, что он не видит никакого богословского основания в этом расколе, естественно, не позволяет и понять адекватно трактаты блаженного Августина , связанные с этим расколом, которые, по мнению Глубоковского, имеют несомненную догматическую направленность, его экклесиологию, сакраментологию. Таким образом, внимание богословов духовных академий к идеям блаженного Августина вновь подтвердило вневременную актуальность его наследия. Несмотря на пятнадцативековое отстояние, иную традицию, Иппонийский епископ оказался востребованным в жизни и проблемах Русской Церкви XIX – начала XX в., a его идеи и церковные методы были близки русским христианам. Более того, углубленное изучение творений блаженного Августина позволяло лучше понять и историю отечественного богословия, и его проблемы, которые если и были замечены ранее, но без выявления их причинно-следственных связей, лишь с жесткой резолюцией «западного влияния» или даже «западного пленения». Разумеется, все исследования, проведенные в российских духовных академиях, составляли лишь самое начало изучения обширнейшего наследия Иппонийского епископа. Далеко не по всем темам, важным для блаженного Августина , были представлены серьезные работы. Определенный вклад был внесен в изучение экклесиологической проблематики августиновского наследия, чрезвычайно важной для Русской Церкви XIX – начала ХХ в. и ввиду специфических церковно-государственных отношений, и ввиду проблемы русского раскола. Как и для предшествующих поколений, для русских богословов было важно учение об умалении воли человеческой перед волей Божественной и психологические идеи Иппонийского епископа. Лишь начат был анализ богословско-исторической концепции блаженного Августина , но интерес к ней свидетельствовал о перспективности этого направления для русского богословия. Но в изучении русскими академическими богословами наследия блаженного Августина проявилась главная черта церковного Предания – его вневременная жизненность для Церкви, способность отвечать на сегодняшние актуальные церковные проблемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010